Как зовут героиню служебного романа
Служебный роман
Киностудия «Мосфильм». Творческое объединение комедийных и музыкальных фильмов
«Служебный роман» — советский художественный фильм, комедийная мелодрама в двух сериях режиссёра Эльдара Рязанова. Фильм создан на киностудии «Мосфильм» в 1977 году; лидер проката 1978 года — свыше 58 млн зрителей.
Содержание
История создания
В 1971 году Эльдар Рязанов вместе со своим постоянным соавтором Эмилем Брагинским написал пьесу «Сослуживцы» — как первую часть дилогии, второй частью которой стали «Родственники».
В том же году пьеса была поставлена в Москве — в Театре им. Вл. Маяковского и в Ленинграде — в Театре комедии, а затем и в десятках периферийных театров. Всюду «Сослуживцы» шли с неизменным успехом, который и побудил Эльдара Рязанова снять на основе пьесы фильм; хотя непосредственным толчком, по свидетельству самого режиссёра, стала неудачная, на его взгляд, телепостановка комедии.
Сюжет
Действие фильма разворачивается в Москве в 70-х годах. Главные герои — Анатолий Ефремович Новосельцев и Людмила Прокофьевна Калугина. Он — сорокалетний, давно разведённый мужчина, один воспитывающий двух сыновей («отспоривший» их у бывшей жены, попросту сбежавшей к другому мужчине), работающий старшим статистиком в большом статистическом учреждении, без видимых перспектив карьерного роста, застенчив и неуверен в себе. Она — директор этого учреждения. У неё «Волга» с личным шофёром, хорошая квартира в центре Москвы, но она одинока и несчастлива в личной жизни, поэтому приходит на работу раньше всех и уходит со службы позже всех. Людмила Прокофьевна — сугубо деловой человек, погружённостью в работу подавившая в себе женское начало. Все сотрудники за глаза называют её «нашей мымрой» и «старухой», хотя ей всего лишь 36.
Коллега и приятельница Новосельцева, Ольга Петровна Рыжова, подаёт Анатолию Ефремовичу идею — попросить у Калугиной повышение, должность начальника отдела лёгкой промышленности, чтобы не клянчить постоянно у сослуживцев «двадцатку до получки». Эта должность вакантна.
Тем временем в учреждении появляется новый сотрудник — Юрий Самохвалов, назначенный заместителем Калугиной; с ним хорошо знакомы Новосельцев и Рыжова: они учились в одной группе в институте; у Ольги Петровны в институтские годы был роман с Самохваловым.
Пользуясь своим служебным положением, Самохвалов пытается продвинуть старого друга в начальники отдела, но попытка заканчивается ничем: Калугина считает Новосельцева посредственным и безынициативным работником. Самохвалов предлагает Новосельцеву «приударить» за директрисой, чтобы получить заветное повышение. Новосельцев поначалу наотрез отказывается, он боится Калугину и совершенно не воспринимает её как женщину, — но от безысходности в конце концов соглашается.
По случаю вступления в должность Самохвалов приглашает сослуживцев к себе на вечеринку, не в последнюю очередь, с целью «свести» Новосельцева с Калугиной; но «наша мымра» и посреди всеобщего веселья сохраняет официально-деловой тон и игнорирует неловкие попытки ухаживания со стороны Новосельцева. Изрядно выпивший старший статистик пытается очаровать начальницу своими талантами и, поскольку его способности в чтении стихов, пении и танцах не получают признания, в присутствии гостей называет Людмилу Прокофьевну «чёрствой» и «бессердечной». На следующий день, по совету Самохвалова, он приходит в кабинет к Калугиной, чтобы извиниться, делает это достаточно неуклюже и даже доводит Людмилу Прокофьевну до слёз. Анатолий Ефремович пытается успокоить Калугину, и она рассказывает ему печальную историю своего одиночества. Новосельцев обнаруживает, что глубоко заблуждался насчёт бессердечности и жестокости своей директрисы.
Уже из искренних чувств к Калугиной Новосельцев начинает за ней ухаживать. В Людмиле Прокофьевне просыпается женское начало, и она постепенно влюбляется в своего подчинённого. В один из вечеров она приглашает Новосельцева к себе домой, где старшего статистика встречает очаровательная женщина, не имеющая ничего общего с «нашей мымрой». На следующее утро чудесно преобразившаяся Калугина производит фурор и в учреждении; впервые в жизни она опаздывает на работу. Анатолий Ефремович также преображается: к нему возвращается мужской кураж и уверенность в себе.
В это же время всё ещё любящая Самохвалова Рыжова начинает забрасывать его письмами через секретаршу Калугиной Верочку, которая делает эти письма предметом сплетен и пересудов, стабильной «темой дня» в учреждении. Самохвалов жалуется активистке месткома Шуре на преследования со стороны Рыжовой и просит повлиять на неё. О поступке Самохвалова узнаёт Новосельцев и на глазах у Калугиной бьёт его по лицу. В отместку Самохвалов рассказывает Людмиле Прокофьевне, как его старый друг решил «приударить» за ней с целью повышения в должности. Калугина шокирована, она больше не верит в искренность чувств Новосельцева, и счастье влюблённых оказывается под угрозой.
Но, несмотря на короткую потасовку в учреждении, герои всё-таки мирятся. И, по информации из финальных титров картины, «через девять месяцев у Новосельцевых было уже три мальчика».
В ролях
В эпизодах
Съёмочная группа
Технические данные
Награды
Песни и стихи
Музыка Андрея Петрова.
Интересные факты
Техника в фильме
В фильме можно увидеть различную технику СССР и стран СЭВ, ныне представляющую интерес для коллекционеров и реставраторов предметов технической старины, в частности:
Жанр: комедия, мелодрама, экранизация
По пьесе Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «Сослуживцы».
Служебный роман стал фильмом года — тогда, в 1977 году. И с тех пор остаётся популярным и нежно любимым.
В фильме снимались: Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков, Светлана Немоляева, Олег Басилашвили, Лия Ахеджакова, Людмила Иванова, Пётр Щербаков, Александр Фатюшин, Нелли Пшенная, Надежда Репина, Виктор Филиппов, Алик Денисов, Гоша Заранко
Режиссер: Эльдар Рязанов
Сценаристы: Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов
Оператор: Владимир Нахабцев
Композитор: Андрей Петров
Премьера фильма состоялась 26 октября 1977г
Итак, перед вами — история начальницы-мымры и забитого жизнью статистика, внезапно превратившихся в прекрасных принца и принцессу — не покидая пределов Москвы и не слишком удаляясь от родного «статистического учреждения». Комедия, сыгранная замечательными московскими и ленинградскими театральными актёрами и поставленная одним из лучших наших комедиографов Эльдаром Рязановым.
Сценарий фильма написан по пьесе «Сослуживцы», одним из авторов которой являлся сам Эльдар Рязанов, написанной меньше, чем за месяц. Подготовка и непосредственно съемки прошли также быстро. Актеры импровизировали и отступали от сценария, спорили с Рязановым и предлагали свои варианты развития событий. До сьемок фильма пьеса шла в 134 театраx страны.
Среди лучших и самых смешных был спектакль Пермского драмтеатра. Там затюканного статистика Новосельцева играл, не поверите, Петр Вельяминов, будущий секретарь Шантарского райкома партии Поликарп Кружилин из «Вечного зова», и играл, как вспоминают, блистательно.
Сейчас это сложно себе представить, но Рязанов даже пробовал Вельяминова на роль Жени Лукашина, когда снимал «Иронию судьбы, или С легким паром!». Но… не утвердил. После того как он снял там Мягкова, то не позвал Вельяминова и в экранизацию «Сослуживцев», к которой приступил осенью 1976-го.
Первая съемочная смена состоялась 5 сентября. Снимали эпизод в столовой, где Новосельцев узнает от Шуры, что та читала письма Рыжовой, и посылает ее… в бухгалтерию. «Столовую» выгородил и на одном из верхних этажей того самого дома на Кузнецком. Оператор Владимир Нахабцев хотел, чтобы в окне за обедающим Новосельцевым был различим вид на Петровку, и направил в потолок очень сильные приборы — в результате пластиковые элементы министерских ламп дневного света к концу смены свисали с потолка расплавимшыми сосульками.
Так, едва начавшись, съемки принесли ущерб народному хозяйству.
Работали над «Служебным романом» быстро и весело. 20 сентября совершенно неожиданно выпал снег и Рязанов, отменив съемку ранее назначенных сцен, поехал вместе с оператором-постановщиком Владимиром Нахабцевым и его помощниками по припорошенной Москве и поисках лирических городских зарисовок. Снег таял быстро, и все вошедшие в фильм зимние кадры успели снять еще до обеда.
Эльдар Александрович утверждает, что именно тогда у него и родились строчки «У природы нет плохой погоды».
Кадры со снежными шапками на зеленой листве сняли экспромтом – во время сьемок столицу в сентябре, когда еще даже не пожелтели листья, буквально на пару часов завалило снегом. Позже, когда возникла идея положить эти кадры на песню, Рязанов задумался: cтиxов, созвучныx с лиричным «снежным» настроением, но не описывающиx при этом снегопады и метели напрямую, режиссер не знал.
Поиски среди классиков не принесли результатов. Уже подбирались кандидатуры среди современников, кому можно было бы заказать стиxи. Но однажды во время зимней прогулки по лесу режиссер вдруг сам придумал несколько четверостиший. Свое авторство Рязанов засекретил — сказал, что это стиxи английского поэта Вильяма Блейка. Такой «псевдоним» режиссер взял, чтобы съемочная группа, если вдруг стиxи окажутся неудачными, не играла в политкорректность, боясь иx раскритиковать. Композитор Андрей Петров ничего не заподозрил и сочинил на них музыку.
До середины ноября расправились с натурными сценами, потом, после небольшого перерыва, взялись за павильонные, и к 20 января следующего года фильм был уже снят.
Как рассказывает Алиса Фрейндлих, они с Рязановым «облазили все костюмерные, выбирая самые гунявые платья, туфли и плащи», чтобы создать образ настоящей советской замученной жизнью женщины. Рязанов долго не мог подобрать подходящие очки в толстой оправе, и его выручил оператор фильма Владимир Нахабцев – на главной героине красуются старые очки его отца.
Управление Статистики, королевство советской Золушки, снимали в одном из зданий министерства речного флота на Кузнецком мосту. Актеры очень много импровизировали, так что отснятого материала хватило бы на 4 серии. Многое в фильме — случайные находки актеров. Зеленые деревья под снегом — тоже случайность, как и знаменитый хит «У природы нет плохой погоды». Стихи этой песни Рязанов придумал сам, когда гулял по подмосковному лесу, и выдал их за поэзию Уильяма Блейка.
Все герои фильма, даже в эпизодических ролях, запомнились зрителям не меньше чем главные. Это общественный деятель Шурочка (Людмила Иванова), с одинаковым энтузиазмом собирающая по рублю на юбилеи и похороны. Хорошо известный персонаж любого советского учреждения, умеющая «впихнуть лошадь в шкаф, даже если она туда не влезет», и обычно посылаемая сотрудниками… «в бухгалтерию».
Секретарь Калугиной Вера (Лия Ахеджакова), которая, как и положено секретарю знает всё обо всех и обо всём: и о любовных письмах Рыжовой, и о новых поступлениях в ГУМ. Самохвалов (Олег Басилашвили) — лощенный, наглый карьерист, зам директора, не раз бывающий заграницей, потому и угощающий всех разнообразными заморскими деликатесами. Влюбленная в него подруга детства, и мать семейства Рыжова — молодящаяся блондинка «в жутких розочках».
Новосельцев (Андрей Мягков) — скромный служащий, стремящийся стать начальником «ле-егонькой промышленности». И, конечно, незаменимый главный персонаж фильма — Калугина Людмила Прокофьевна. В простонародии «наша мымра» — женщина неопределенного возраста, в очках с грубой оправой, «вся скрючится, скукожится, как старый рваный башмак и чешет на работу, как будто сваи вколачивает». Создание таких ярких образов героев и стало одной из главных составляющих успеха картины.
Многое в фильме — случайные находки, неожиданные ходы и эпизоды. И актеры, и съемочная группа с головой погрузились в создание… Нет, никто не думал тогда о шедевре и культовом кино. Они создавали теплый, «осенний» и добрый фильм.
Пробы на главные роли Рязанов на этот раз вообще не проводил — в отличие от предыдущей «Иронии судьбы…», где на Женю и Надю какие только звезды не пробовались: от Алисы Фрейндлих и Андрея Миронова до Станислава Любшина и Людмилы Гурченко. Рязанов хотел снимать «Служебный роман» с конкретными артистами и ни с кем другим. Легче всего было с Андреем Мягковым — он жил в Москве, служил в «Современнике».
А вот не отпусти главный режиссер Театра имени Ленсовета свою жену и приму труппы Алису Фрейндлих на съемки в столицу — и фильма могло бы не быть. Но Рязанов лично прибыл в Ленинград на переговоры и убедил Владимирова, что без Фрейндлих ему никак и что ей тоже необходимо сыграть Мымру. С другим ленинградцем, Олегом Басилашвили, было немного проще, так как роль карьериста Самохвалова поменьше, чем его непосредственной начальницы, но все же от главы БДТ Георгия Товстоногова тоже потребовалось принципиальное согласие.
Ведь на Басилашвили, как и на Фрейндлих, держался репертуар театра.
Итак, Фрейндлих днем снималась у Рязанова, вечером садилась в поезд, утром заскакивала домой принять душ и мчалась в театр на репетицию. Потом — короткий отдых прямо в театре, вечерний спектакль, ночь в поезде и новая съемка. И так — почти полгода. А если еще учесть, что роскошных бытовых условий на площадке не было и, скажем, перед съемкой в доме на Кузнецком Мосту Алисе Бруновне приходилось переодеваться на последних креслах стоящего тут же студийного автобуса, не обращая внимания на присутствующих, то можно смело сказать, что перед нами типичный случай трудового героизма.
Впрочем, настоящий героизм Фрейндлих был не трудовым, а женским. Позволить так себя изуродовать — на это не всякая решится. Фрейндлих решилась. Перекрасилась в темную шатенку и «живенько» зализала волосы, влезла в мешковатый коричневый костюм на размер больше нужного и в уродливую обувь. А довершил облик Мымры оператор Владимир Нахабцев: он принес из дому массивные роговые очки, которые носил его папа.
Алиса Фрейндлих и Эльдар Рязанов «облазили все костюмерные, выбирая самые гунявые платья, туфли и плащи», соответствующие образу директора — женщины, замученной жизнью в футляре собственной недосказанности, «мымре», как прозвали ее сотрудники. Долго пытались подобрать несуразные грубые очки для героини. Те, которые в итоге появились в кадре, принадлежат отцу оператора Владимира Нахабцева. Сам же фильм снимался на Кузнецком мосту, в одном из зданий министерства речного флота.
Вообще, героям «Служебного романа» и игравшим их актерам очень повезло с художником по костюмам Эдит Приеде — одни дурацкие белые носки на Новосельцеве чего стоят! Или его же массивные коричневые ботинки к кургузому серому костюмчику. Или пижонское кепи Самохвалова, плащ Рыжовой и папка у Шуры под мышкой. О Верочкиных заграничных нарядах на секретарский оклад и слишком вызывающих сапогах мы просто умолчим. Как говорится — без комментариев.
Даже вечно занятая общественница Шура — и та в день юбилея Боровских меняет глухое платье кирпичного цвета на темно-синий костюм и шейную косынку в горошек. Ради этого костюма актриса Людмила Иванова три дня голодала — он был на размер меньше. Разрешение принарядиться Иванова получила от Рязанова в виде отступного.
Электроника представляла собой самый ценный реквизит «Служебного романа*. Когда будете в очередной раз пересматривать фильм, обратите внимание на ценный экспонат — предшественник современного компьютера с монитором в кабинете Калугиной. Стоила такая машина 440 000 рублей, то есть как внушительный автопарк «Жигулей». Каждый день ее привозил на съемочную площадку специальный человек из Центрального статистического управления и вечером увозил обратно. Для «сотрудников» рязановского учреждения там же были взяты напрокат болгарские счетные машинки «Элка» ценою поскромнее, но тоже недешевые — по 760 рублей за штуку. Одну из них во время съемок позорнейшим образом украли.
Поскольку фильм был длиннее нужного почти на два часа, изъятием отдельных эпизодов обойтись было нельзя — и Рязанову пришлось жертвовать целыми сюжетными линиями. Так похоронили непростые отношения секретарши Верочки с ее мужем — от них осталась пара обрывочных телефонных переговоров, меж тем как семейные проблемы занимали Верочку на протяжении всего сценария.
Ахеджакова на роль барышни на вредной работе была утверждена без проб. Более того, Рязанов так полюбил ее за эпизодическую училку в меховой шапке из «Иронии судьбы…», что существенно изменил свою с Брагинским героиню из «Сослуживцев»: в пьесе она была юной хищницей, длинноногой красоткой, так что ее фэшн-наставления Калугиной выглядели не так забавно, как в фильме.
На роль бывшего Верочкиного мужа поначалу утвердили ленинградского комика Михаила Светина, ростом примерно с Ахеджакову. Экс-муж в кожаной куртке должен был рассекать по Москве на мотоцикле, что в исполнении Светина наверняка вызывало бы смех. Актер даже снялся в нескольких эпизодах, после чего Рязанов, не объясняя причин, отказался от его услуг и заменил на Александра Фатюшина.
По сюжету не только Верочка пыталась заново наладить порванные отношения путем разговоров о грязной сковородке, но и сам бывший муж. Он звонил ей, приезжал за ней на работу — всячески наводил мосты. Но от всей роли остались только два крупных плана Фатюшина: растерянный (после воскрешения Бубликова) и восхищенный (при виде преображенной Калугиной). Он здесь просто молодой мужчина из толпы, и его можно принять за одного из местных «статистиков», так и не поняв, зачем для этого понадобился известный артист.
Но вот картина вышла, и актеры в мгновение ока получили всесоюзное признание. Исполнители главных ролей Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков были названы актерами года. Так появился фильм, ставший любимым для нескольких поколений.
Огромное значение в картине играет фон, на котором развиваются сюжетные линии. Без музыки Андрея Павловича Петрова фильм потерял бы все свое очарование, всю атмосферу ожидания счастья. Песни «Служебного романа» не просто окаймляют кадр, они поселились в фильме, стали неотъемлемой его частью. И, совместно с героями, начали создавать настроение. То настроение, которое еще витает в воздухе после того, как фильм подошел к концу и титры медленно уплыли в вечность.
Многим картина запомнилась не только прекрасной работой актеров и диалогами, разлетевшимися на цитаты, но и лиричным «видеороликом» о Москве – удивительные, еще зеленые деревья под пеной снега, яркие кляксы зонтиков, на удивление уютный и человечный, не смотря на многотысячную толпу и потоки транспорта, город. «Я намеревался сделать Москву одним из героев нашей ленты» — признается режиссер Эльдар Рязанов.
И у него это получилось. Поэтому прогуляться по местам съемок фильма вдвойне интересно – несмотря на продолжительность фильма, Москва получилась вполне компактной.
В СССР, как известно, все были равны, но некоторые были «ровнее». Это очень тонко подметили авторы фильма, расселив главныx героев согласно иx статусу.
Кирпичные «свечки» на Большой Никитской, дом 43 – престижное место обитания номенклатуры 70-x.
Карьерист и успешный топ-менджер советской легкой промышленности жил в доме №9 на Тверской, рядом с Кремлем. В этом же доме кроме прочей партэлиты раньше жила Фурцева.
Калугина возвращается с вечеринки, устроенной Самохваловым. Машина отъезжает от его подъезда, впереди — кремлёвские башни, впереди и справа — бетонный айсберг еще не снесенного «Интуриста»
Не по-московски тиxая улочка, где жил Новосельцев — переулок Чернышевского, дом 4 корпус1, недалеко от Проспекта Мира.
Дом перестал быть жилым и превратился в Ассоциацию делового сотрудничества «Агропромсервис». Забор поменяли, деревья срубили, узорчатую решетку над подъездом соxранили.
По всей видимости, Оленька Рыжова, судя по роману в прошлом с Самоxваловым, бывшая москвичка, не очень удачно, по советским меркам, вышла замуж за жителя Подмосковья и перееxала из столицы за город.
Съемочной площадкой для «загорода» стала вполне себе московская, даже уже на время съемок, московская станция «Лосиноостровская».
Главные подмоcтки, на которыx на глазаx десятков сослуживцев вскипают страсти между Мымрой и Новосельцевым — Статистическое учреждение. Сейчас это Федеральное агентство морского и речного транспортак, по адресу Кузнецкий мост, 3/6
Кабинеты главныx героев – отстроенная на «Мосфильме» декорация.
А крыша с милым двориком, где вперемешку с отжившим свое конторским xламом, растут цветы – единственная отрада строгой начальницы – принадлежит другому дому. Это крыша дома Нирнзее (Большой Гнездниковский переулок, 10).
Служебный роман! Киношедевр: История в лицах!
26 октября 40 лет назад на широкие экраны вышла лирическая комедия Эльдара Рязанова «Служебный роман», которую по аналогии с романом «Евгений Онегин» некоторые называют «энциклопедией советской жизни 70-х». После премьеры фильма в Москве в октябре 1977 г. «Служебный роман» сразу разошелся на цитаты. Читатели популярного журнала «Советский экран» назвали его лучшей кинолентой 1977 года, а исполнители главных ролей — Андрей Мягков и Алиса Фрейндлих стали лучшими актёрами года. В следующем году «Служебный роман» собрал у экранов 58,4 млн зрителей.
— Подумаешь – личная жизнь! Есть много других интересов. Я руковожу большим учреждением. Работу свою люблю. Многие меня уважают. Некоторые даже боятся. Кстати сказать, я только что от министра, и он меня хвалил. Так что я совершенно не нуждаюсь ни в вашем сочувствии, ни в вашем покровительстве.
— Я думал, вы сегодня утром были настоящая. Но я ошибся. Настоящая вы сейчас.
В 1977 г. Эльдар Рязанов уже снискал славу режиссёра, который умеет снимать картины «для всех». Несмотря на то, что его телевизионная «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» не выдержала широкого проката, «Служебный роман» получил у широкой публики статус фильма, который нельзя пропустить. За несколько месяцев до выхода мелодрамы критики анонсировали её как очередной киношедевр. Еще в 1971 г. Эльдар Рязанов вместе со своим постоянным соавтором Эмилем Брагинским написал пьесу «Сослуживцы», которая в том же году была поставлена в театрах Москвы и Ленинграда, а затем и в десятках театров по всей стране. Всюду «Сослуживцы» шли с неизменным успехом, который и побудил Эльдара Рязанова снять на основе пьесы фильм.
— Я считаю вас самым трудолюбивым.
— Хм! Что вы, что вы!
— Не «Хм», а трудолюбивым работником.
— Что вы, Людмила Прокофьевна, стоит ли так меня баловать?
Актёры для фильма были подобраны очень быстро, поскольку у Эльдара Рязанова оставались своеобразные «резервы» после кинопроб в других его картинах. Например, Светлана Немоляева пробовалась на роль Нади в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», а Олег Басилашвили должен был играть Ипполита, но накануне съёмок у него умер отец. Алиса Фрейндлих когда-то пробовалась на роли Шурочки Азаровой в «Гусарской балладе» и Алевтины в «Зигзаге удачи».
— Дорогой Анатолий Ефремович! Мне хочется воздать вам по заслугам. Как говорится, каждому по способностям, не правда ли? У нашего руководства, то есть, у меня, родилась, как ни странно, мысль: назначить вас, одного из ведущих работников отечественной статистики, (чего там cкрывать, Ха-ха) начальником отдела легкой. ле-егенькой промышленности. Как вы на это смотрите, Анатолий Ефремович?
— Отрицательно, Прокофья Людмиловна. Я безынициативен, нерасторопен, неловок, а также робок, Людмила Прокофьевна. Я вам завалю всю работу отдела легкой. ле-егенькой промышленности.
«Иронией судьбы» связано также и появление в «Служебном романе» Андрея Мягкова и Лии Ахеджаковой. По словам Эльдара Рязанова, Мягкову специально налепили такие усики и очки в грубой оправе, чтобы в начале фильма он производил как можно большее впечатление «канцелярской крысы» и безынициативного недотёпы. Сделать это было довольно непросто, так как за 2 года до этого актёр полюбился всей стране в роли лиричного романтика Жени Лукашина из «Иронии судьбы», но режиссёр изо всех сил старался как можно дальше увести его нынешнего персонажа от предыдущего.
— Друзья утверждают, что у меня красивый.. баритональный.. дискант.
— Подождите, меня осенила догадка: вы пьяный?
— Нет, что вы! Когда я пьян, я буйный. Гы-гы-гы! Вот. А сейчас я тихий.
— Мне повезло.
Не менее сложно было создать законченный образ сухой, без эмоциональной директрисы. С закоулков «Мосфильма» были доставлены бесформенные, блеклые костюмы, вышедшие из моды, но чего-то все же не хватало. Оператор Владимир Нахабцев водрузил на нос Алисы Фрейндлих старые отцовские очки, случайно оказавшиеся на съемочной площадке. Именно они оказались недостающей для рождения «мымры» деталью.
— А, может быть, действительно не вы принесли этот злосчастный букет?
— Нет, Людмила Прокофьевна, это действительно я.
— Ну знаете! Хватит! Нет у вас ни стыда, ни совести!
По словам Рязанова, сцена «романтического застолья» Калугиной и Новосельцева у неё дома — исключительная импровизация этих двух актёров, сыгранная на высшем уровне актёрского мастерства. Также импровизацией была сцена обращения Новосельцева с «рационализаторским предложением» к Калугиной, на торжестве у Самохвалова. Интересно, что из-за того, что в процессе съемок картины было много элементов импровизации, материала было отснято почти на три серии вместо запланированных двух. Включить в фильм весь материал, к сожалению, не позволял хронометраж. Поэтому многие забавные сцены так и остались за кадром.
— Ну, как поживает кошка?
— Сказала, что лучше.
— Так и сказала?
— Да, так и сказала.
— Замечательная кошка! Самая лучшая кошка на свете, правда?
Ольга Рыжова в одной из сцен читала стихи Беллы Ахмадулиной «О мой застенчивый герой, ты ловко избежал позора». Эти стихи ранее не были изданы, поэтому актрисе еще несколько лет после выхода фильма приходилось переписывать их от руки по просьбам поклонников и отсылать им. История с любовными письмами героини Светланы Немоляевой была не просто придумана, а основана на реальной ситуации из жизни коллег-кинематографистов. Их имена до сих пор не называются. Действие фильма происходит практически всё время в одном здании статистического учреждения. Три части этого здания на самом деле снимались в разных местах Москвы.
— Короче говоря, я уже подписала приказ о вашем назначении начальником отдела.
— За что? Что я вам такого сделал плохого?
— Мы же с Вами уже попрощались!
— Попрощались? Так давайте поздороваемся!
— Ходил ко мне один человек… Долго ходил… А потом женился на моей подруге.
— Я не собираюсь жениться на вашей подруге.
— Вам это и не удастся. Я ликвидировала всех подруг. Я их уничтожила.
— А может быть, не стоит рисковать?
— Почему, давайте рискнем. Очень хочется произвести на вас приятное впечатление.
— Вам это удалось. уже.
— Усилить хочется.
— Я когда её вижу, у меня прямо ноги подкашиваются.
— А ты не стой, ты сядь!
Слова вышеупомянутой песни «У природы нет плохой погоды» были написаны самим режиссёром и соавтором сценария, Эльдаром Рязановым (по его словам, в том случае он перебрал массу вариантов стихов известных поэтов, но так ничего и не нашёл). Он передал их композитору фильма, Андрею Петрову под видом стихотворения английского поэта Уильяма Блейка, чтобы не смущать его. Тот не почувствовал «подлога», но, когда узнал истинное авторство, многие стихи знаменитых поэтов, предлагаемые Рязановым при дальнейшем сотрудничестве, казались ему стихами самого Рязанова.
— Если у вас так густо растут брови, надо же с этим как-то бороться!
— А как с этим можно бороться?
— Надо выщипывать, прореживать.
— Чем?
— Ну, хотя бы рейсфедером!
— Рейсфедером? Милая моя, это же больно!
— Ну вы женщина, потЕрпите! Бровь должна быть тоненькая-тоненькая, как ниточка. Удивлённо приподнятая.
В 2011 г. в прокат вышел ремейк фильма 1977 года под названием «Служебный роман. Наше время» режиссера Сарика Андреасяна. «Осовременивать» любимого фильма было холодно воспринято не только зрителями, но и самим Рязановым, который сказал, что «не собирается смотреть пародию на себя». Позднее он признался, что жалеет о том, что продал права на экранизацию своих фильмов (то же касается и «Иронии судьбы 2»).