Как зовут первого космического туриста
Деннис Тито: первый турист в космосе
«Это величайшее приключение в моей жизни. Я побывал на небесах и парил, как ангел, глядя вниз на Землю. Знал, что это будет рискованное приключение, и готовился к худшему. Однако все шесть дней я испытывал эйфорию».
Деннис Энтони Тито, первый космический турист
28 апреля 2001 года с космодрома «Байконур» стартовал российский космический корабль «Союз ТМ-32». На его борту находился первый космический турист в истории — американский миллионер Деннис Энтони Тито (на фото слева). На корабле с туристом были российские космонавты Талгат Мусабаев и Юрий Батурин.
Деннис Тито грезил космосом с самого детства и даже получил образование в области космических технологий и космонавтики. Но свою дальнейшую судьбу мужчина связал с бизнесом, став главным управляющим Wilshire Associates (влиятельная инвестиционная фирма в США).
За свой полет американец заплатил 20 млн. долларов, к важному событию своей жизни он готовился в течение восьми месяцев. Подготовка включала в себя не только медицинские тесты и физические упражнения, но и навыки управления космическим кораблем. Несмотря на хорошее здоровье, космический турист испытал проблемы с сердцем во время полета, но, к счастью, все обошлось. На орбите мужчина сильно ударился головой о люк корабля, но оказанная своевременно помощь помогла пережить и этот инцидент.
В NASA отвергли просьбу Тито взять его в космический полет, так что он обратился в Роскосмос. После восьмимесячного обучения, в ходе которого Денниса учили, в том числе — на всякий случай — управлять космическим кораблем и вручную стыковаться с МКС, первый космический турист блестяще сдал все экзамены и занял место в экипаже корабля «Союз ТМ-31». Компанию ему составили 50-летний Талгат Мусабаев и 51-летний Юрий Батурин. Источник.
Выражение «космический турист» было придумано СМИ вскоре после полета Денниса Тито. Однако сами герои подобных миссий предпочитают называть себя участниками космического полета, а не туристами.
Примечательно, что наша страна впервые в мире открыла не только космическую эру (с полетом Юрия Гагарина в 1961 году), но и эпоху космического туризма. И пионером в этом стал Деннис Тито. Кстати, продолжительное время Тито работал в Лаборатории реактивного движения при НАСА, а затем занялся финансированием госпроектов в космической области. Полет Денниса Тита в космос состоялся на его 61-м году жизни. Предприниматель родился 8 августа 1940-го года.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.
Состоялся полет в космос первого космического туриста
В 20 веке в космос летали только профессиональные космонавты и астронавты – это была их основная работа. Правда, иногда случались и служебные командировки на орбиту. Например, в 1990 году японская телекомпания отправила на станцию «Мир» своего журналиста, а ранее в космос летал на шаттлах сотрудник компании «McDonnell Douglas». В новом тысячелетии выйти за пределы атмосферы стало возможным и по собственному желанию, то есть туристом.
28 апреля 2001 года стартовал российский космический корабль «Союз ТМ-32» с космонавтами Т.Мусабаевым и Ю.Батуриным и первым космическим туристом американским миллионером Деннисом Энтони Тито (англ. Dennis Anthony Tito) на борту. Через два дня была осуществлена стыковка корабля с Международной космической станцией (МКС).
Экипаж «Союза» провёл на МКС 6 дней, во время которых космонавты проводили научные эксперименты, а турист Тито занимался фото– и видеосъемкой, вёл дневник и подбирал продукты на завтрак, обед и ужин для всех находящихся на МКС. 6 мая российские космонавты с Деннисом вернулись на Землю.
Сразу после приземления первый космический турист сказал, что он побывал в раю, и что собирается опубликовать книгу о своём пребывании в космосе. За полёт на околоземную орбиту Тито заплатил Федеральному космическому агентству России 20 млн. долларов США.
Именно тогда в мировых СМИ и появилось выражение «космический туризм», начало которому положил этот полёт. Правда, сам Тито (и его последователи) называет себя не туристом, а участником космического полёта. Этот термин используется и в официальных кругах.
Космический туризм – полёты в космос или на околоземную орбиту, финансируемые из частных средств, в развлекательных или научно-исследовательских целях. Согласно исследованиям общественного мнения, у многих людей в мире есть огромное желание полететь в космос. По мнению специалистов, это желание может в среднесрочной перспективе стать важным источником финансирования дальнейшего развития космонавтики.
В настоящее время единственной используемой целью космического туризма является МКС. Полеты осуществляются при помощи российских космических кораблей Союз. Подготовка космических туристов проводится в Звёздном городке под Москвой, а также в небольших самолётах, симулирующих невесомость.
Крайний полёт космического туриста состоялся в 2009 году, а всего на МКС побывали семь туристов. Из них одна женщина – Ануше Ансари, а Чарльз Симони слетал в космос два раза.
Сегодня космический туризм, несмотря на стоимость билетов в 30-40 млн. долларов, становится серьёзным бизнесом, поскольку число желающих увидеть космос и готовых платить за недоступные на Земле ощущения постоянно растёт. Также важно отметить, что именно Россия открыла эпоху космического туризма в первый год 21 века, ровно через 40 лет после полёта Ю.Гагарина.
Вызов. Первые в космосе 12+
Первый космический турист провел на орбите семь дней и облетел Землю 128 раз. Получается, что каждый виток вокруг Земли стоил ему 150 тысяч долларов.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/2021/09/03/13512/large/13512_large_e87bc49965.jpg»> Изображение © Роскосмос
Деннис Тито после возвращения на Землю
Начиная с 2001 года организацией полетов туристов в космос занимаются Роскосмос и американская компания Space Adventures. Чтобы стать космическим туристом, претенденты проходят несколько медицинских комиссий в Центре подготовки космонавтов, но требования к ним чуть помягче, чем к профессиональным космонавтам.
Пока только семь человек смогли стать космическими туристами. Один из них — Чарльз Симони — летал в качестве туриста дважды. В ближайшие два года на МКС отправятся еще два непрофессиональных космонавта — в конце 2021 года и в 2023 году.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/2021/09/03/13513/large/13513_large_f5d94a3559.jpg»> Изображение © Роскосмос
Космический турист Юсаку Маэдзава готовится к полету на МКС в декабре 2021 года
Кроме того, осенью 2021 года в космос отправится российская актриса Юлия Пересильд и режиссер Клип Шипенко. Они проведут на МКС две недели и впервые в истории снимут в космосе полнометражный художественный фильм под рабочим названием «Вызов». Это совместный проект Роскосмоса и Первого канала. Запуск корабля «Союз МС-19», на котором полетят Юлия Пересильд и Клим Шипенко, назначен на 5 октября 2021 года. Вместе с ними на МКС в качестве командира экипажа отправится летчик-космонавт Антон Шкаплеров. По сюжету будущего фильма, главная героиня — врач-кардиохирург — летит в космос.
Сели, полетели: краткая история космического туризма
1.
2.
Почему все летали на «Союзах», а потом вдруг перестали? Как ни странно, причиной стало решение США закрыть программу Space Shuttle (из-за выработки ресурса кораблей, небезопасности полетов и чудовищной дороговизны подготовки и обслуживания космических челноков).
Других пилотируемых средств для космических полетов у NASA не было, соответственно — не было и «лишних» мест для космических туристов.
3.
Все это время в NASA не сидели сложа руки: в 2011 году агентство запустило программу Commercial Crew Development, нацеленную на создание коммерческих средств доставки астронавтов на МКС. Среди участников программы — Boeing и SpaceX Илона Маска, которые планируют осуществлять рейсы (в том числе и коммерческие) на кораблях Starliner и Crew Dragon соответственно.
Первый испытательный полет Starliner состоялся в декабре 2019 года. Из-за ряда технических проблем корабль не смог добраться до МКС. Теперь Boeing готовит второй тестовый полет.
Успехом увенчалась миссия SpaceX: 30 мая 2020 года SpaceX первой из частных компаний вывела на орбиту корабль Crew Dragon с двумя пилотами на борту.
4.
Оператором полета станет американская компания Axiom Space, основанная в 2016 году экс-руководителем программы МКС в NASA Майклом Саффредини. Продолжительность такого тура составит десять дней: туристы проведут два дня в пути и восемь дней на станции.
Также компания планирует осуществить полет на Луну. Старт планировался на 2018 год, однако SpaceX решила поменять корабль Crew Dragon на новый корабль StarShip, который только создается. Если полет состоится, это будет первый случай, когда космические туристы смогут удалиться от Земли более чем на 400 км и впервые близко увидеть Луну — ранее это было доступно только астронавтам, участвовавшим в Лунной программе.
5.
В 2020 году Axiom Space получила разрешение NASA на строительство коммерческой космической станции на МКС. Ко дню вывода МКС из эксплуатации сегмент Axiom сможет отделиться и продолжить работу в качестве самостоятельной коммерческой космической станции, доступной для пользователей со всего мира.
6.
Первой спроектировать собственный космический корабль и отправить непрофессиональных астронавтов в космос смогла Virgin Galactic Ричарда Брэнсона. 70-летний миллиардер сам занял одно из кресел туриста.
Ракетоплан VSS Unity с шестью человека
ми на борту сделал «прыжок» вверх и достиг высоты 86 километров, а потом экипаж и пассажиры пару минут пребывали в невесомости.
7.
Прямой конкурент Брэнсона и Virgin Galactic, основатель Blue Origin Джефф Безос поздравил соперника, но выход в космос не признал, так как ракетоплан VSS Unity не пересек международную границу космоса, которая по правилам Международной авиационной федерации начинается на линии Кармана — на высоте 100 километров. При этом по меркам NASA и ВВС США космос начинается выше 50 миль (примерно 80 километров).
8.
Безос полетит на суборбитальной ракете New Shepard. Суборбитальными называют такие носители, которые не могут вывести космический корабль на устойчивую орбиту вокруг Земли: они способны только на несколько минут «повиснуть» в ближнем космосе, а потом начнут неизбежное снижение на Землю.
9.
А что «Роскосмос»? Корпорация совместно со Space Adventures планирует отправить к МКС японских туристов Юсаку Маэдзаву и Йозо Хирано в конце 2021 года и еще двоих туристов в 2023 году — с выходом в открытый космос. Кроме того, ожидается, что в октябре 2021 года на «Союзе» к МКС полетят режиссер Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд, которые будут снимать на станции фильм для научно-просветительского проекта «Вызов».
Космический туризм: что надо знать
Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
Как появился космический туризм
Первым непрофессионалом в космосе должна была стать американка Шэрон Крист Маколифф. Она победила в конкурсе «Учитель в космосе» и вошла в состав экипажа шаттла «Челленджер» в 1986 году. Однако Маколифф не суждено было стать первым космическим туристом: на 73 секунде полета у шаттла взорвался внешний топливный бак, что привело к разрушению корабля и гибели всей команды.
«Турагентством» в обоих случаях выступала компания, которая отправляет в космос частных лиц, финансирующих полет из собственных средств, — Space Adventures.
Пионер космического туризма
Всего по программе космического туризма в космосе побывали семь человек. Один из них — американец Чарльз Симони — даже дважды.
«Всех наших предыдущих клиентов мы отправили в космос на российских кораблях «Союз». На данный момент мы организовали восемь космических полетов на Международную космическую станцию. У нас также есть соглашения с компаниями Boeing и SpaceX для полетов наших клиентов на американских кораблях Starliner и Dragon соответственно», — рассказала РБК Трендам Стейси Тирн, вице-президент по коммуникациям Space Adventures.
Туристические полеты NASA
По словам Робина Гейтса, заместителя директора МКС, в год будет проводиться до двух коротких частных миссий. Частным астронавтам будет разрешено оставаться на МКС на срок до 30 дней, путешествуя на американских космических кораблях Crew Dragon и, а CST-100 Starliner. Первый корабль уже прошел сертификацию NASA и стал первым коммерческим космическим лайнером с лицензией. Испытания корабля CST-100 Starliner от Boeing задерживаются.
Впрочем, в рамках предстоящей миссии непрофессионалов — миллиардера, поставщика медицинских услуг и случайно выбранного счастливчика — NASA предоставит только космодром. За выбор космонавтов, их экипировку и обучение будет отвечать SpaceX. Запуск запланирован на четвертый квартал 2021 года.
Полеты на Луну и около нее
Space Adventures предлагают и окололунный полет. В нем будут использованы проверенные в полете российские космические аппараты. Запланировано участие двух частных лиц и одного профессионального космонавта для полета по свободной траектории вокруг обратной стороны Луны. Они окажутся в нескольких сотнях километров от ее поверхности. Любой турист, который решит присоединиться к окололунной миссии, увидит освещенную дальнюю сторону спутника, а затем станет свидетелем восхода Земли, поднимающейся над поверхностью Луны.
До конца 2021 года Space Adventures планируют отправить на МКС двух туристов на российском корабле «Союз МС». В 2023 году Space Adventures и РКК «Энергия» также отправят на МКС двух космонавтов. В ходе экспедиции один из участников космического полета совместно с профессиональным российским космонавтом совершит выход в открытый космос, следует из пресс-релиза «Роскосмоса». Планируется, что космический турист выйдет в открытый космос на 90–100 минут, что соответствует одному витку вокруг Земли.
Обучение такому космическому полету будет длиться несколько недель в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина в Звездном городке. Подготовка к выходу в открытый космос предполагает ознакомление с работой скафандра «Орлан» и с тем, как проводится выход в открытый космос. Лучшее место для моделирования открытого космоса — подводная среда, поэтому большая часть обучения будет проходить в плавучем комплексе Звездного городка, куда погружен макет модулей МКС в полную величину. Каждый шаг процесса выхода и входа на космическую станцию в скафандре «Орлан» тщательно репетируется. Пребывание в космосе продлится примерно две недели, чтобы дать время для подготовки и выхода в открытый космос.
В 2023 полет вокруг Луны планирует совершить и миллардер Юсаку Маэдзава. Ранее бизнесмен выкупил все места на корабле SpaceX Starship для первого полета вокруг Луны и пригласил всех желающих подать заявку на отбор у себя в Twitter. Цель проекта dearMoon— позволить нескольким талантливым людям совершить полет вокруг Луны бесплатно, что, по задумке Миэдзава, должно вдохновить их на создание новых произведений искусства.
Помимо Space Adventures, планы по освоению рынка космического туризма есть у компаний Virgin Galactic (принадлежит Ричарду Брэнсону) и Blue Origin (принадлежит Джеффу Безосу). В 2019 году NASA выбрало Blue Origin и еще десять других компаний для производства прототипов космических аппаратов для высадки на Луну.
«Бюджетные полеты» в невесомости
В мире есть несколько проектов, которые на коммерческой основе предлагают туристические полеты с 2004 года на специальных самолетах во Франции, США и России — Airbus A300 Zero-G, Boeing 727 G-Force One и Ил-76 MKД. Невесомость достигается с помощью пилотажных маневров, их называют «параболы». Специально обученные пилоты выполняют пилотажные параболы и пассажиры испытывают настоящую невесомость.
Перед началом параболы самолет летит горизонтально на высоте 7,3 км. Пилот начинает направлять судно вверх, постепенно увеличивая угол наклона до 45 градусов, до высоты 9,7 км. Во время такого подъема пассажиры чувствуют тягу в 1,8 Гс. Затем самолет «отталкивается», чтобы создать невесомый сегмент параболы. В течение следующих 20-30 секунд в самолете — невесомость. Затем начинается плавный сегмент, который позволяет пассажирам стабилизироваться на полу самолета. Этот маневр повторяется 13-15 раз, каждый из которых занимает около 16 км для выполнения. В самолетах нет иллюминаторов, поэтому пассажиры не могут понять, что самолет меняет углы полета.
Для такого полета в невесомости у желающих не должно быть синусита, астмы, гипертензии, недавних операций на сердце. В процессе полета также не рекомендуется трясти головой — надо смотреть только вперед, иначе вас стошнит.
В дополнение к невесомости все компании включают в туры параболы, разработанные, чтобы почувствовать лунную гравитацию (одна шестая человеческого веса) и марсианскую гравитацию (одна треть человеческого веса). Это создается за счет более длинного пролета дуги на вершине параболы.
Сколько стоит полет в невесомости
Стоимость полетов в российской компании ООО «Страна Космического Туризма» на Ил-76 MKД:
Ближайший полет в невесомости состоится 12 апреля 2021 года.
Стоимость полетов в американской компании Zero Gravity Corporation (включая все налоги) на Boeing 727 G-Force One:
Когда ждать массовых полетов на космических кораблях
Однако аналитики UBS отмечают: чтобы бизнес стал успешным, компаниям придется снизить цену такого полета до цены билета бизнес-класса или даже ниже, чтобы заинтересовать клиентов.