Как зовут странницу в пьесе гроза
Феклуша — образ и характеристика героини драмы А. Н. Островского «Гроза»
Жизнь странницы
Феклуша — типичная странница. Это женщина, путешествующая по Руси, посещая во время странствия монастыри и святые места. Останавливаются странники в лежащих на пути сёлах и городах, в тех домах, где не откажут в гостеприимстве. Впрочем, принимать странника всегда считалось предвестием благополучия, хорошей приметой. А сами путники передавали друг другу сведения о тех домах, где можно найти ночлег и гостеприимство. Жили странники подаянием. А за приют расплачивались рассказами об увиденном и услышанном в пути. Катерина вспоминает, что в родительском доме по вечерам все собирались послушать диковинные рассказы странниц.
Обращаться к странникам ласково, используя вариант имени, больше подходящий для ребёнка (Пелагеюшка, Иванушка у Толстого в «Войне и мире»), было в обычае. Это демонстрировало доброжелательное, покровительственное отношение к «божьим людям», желание заботиться о них, помогать тем, кто как никто близок к Всевышнему. Так что тот факт, что героиню называют Феклушей, ничего не говорит о персональном к ней отношении: это дань традиции.
Феклуша и дом Кабановых
Во время пребывания в городе Феклуша живёт у Кабановых и невольно присутствует при домашних событиях. В отъезде Тихона по делам в Москву её более всего интересует соблюдение обрядовости: будет ли его жена выть? Странница — любительница устоявшихся церемоний, как и Кабаниха, которая требует от Катерины поклона мужу в ноги и полного набора традиционных наказов жене со стороны Тихона вместо искренних объятий перед разлукой.
Как бы из-за заботы о хозяйском добре Феклуша советует присматривать за другой странницей. Впрочем, подлинные мотивы этого совета Глаша раскрывает тут же: «…все вы друг на друга клеплете». Зависимые от щедрости хозяев, «странные» люди конкурируют между собой.
Рассказы Феклуши, по её собственному признанию, опираются не на личный опыт, а большей частью на услышанные рассказы других людей. По немощи ей не по силам путешествия по дальним краям. Но говорит она бойким, живым, красочным языком, стиль её баек близок к сказочному, и занимательные небылицы про «салтанов» и неправедный суд, про людей с пёсьими головами необразованным жителям провинциальной России заменяют газеты. Без таких людей, как Феклуша, считает служанка Глаша, жители Калинова так бы «дураками и померли». Подобные странницы всерьёз воспринимаются невежественными, тёмными людьми как просветители.
Феклуша хорошо понимает, что хочет услышать от неё хозяйка дома. Вот и заводит беседу о благости неторопливой, устоявшейся на века, несуетной жизни, в противоположность «содому» больших городов. Подпитывая убеждения Кабанихи, вещает о близости конца света, о пришествии «последних времён». Женщина способна увидеть в спешащей толпе самого дьявола, в паровозе — огненного змея, на крыше дома — сатану, сыплющего плевелы на гуляющий народ. Она способна почувствовать «умаление» времени и услышать таинственный стон, звучащий в разгаре «гульбища да игрища». Скорее всего, странница сама верит в те ужасы, о которых вещает, в конец света. Но этими рассказами Феклуша не просто подпитывает суеверие и мракобесие, но укрепляет недоверие ко всему новому, прогрессивному.
Роль Феклуши в драме «Гроза»
Феклуша в пьесе противопоставлена доморощенному механику, изобретателю и любителю чтения Кулигину. Если тот ищет спасения от молнии в сооружении громоотводов, то странница, подобно сумасшедшей барыне и Дикому, видит в грозе проявление божьего гнева. Её бог — не бесконечно милосердная высшая сила, а строгий надсмотрщик, суровый и неумолимый. Она увеличивает давление страха на необразованных горожан, способствует росту ужаса перед неизбежностью наказания за грехи и за всякое проявление свободной мысли или чувства. Образ Феклуши разнообразит картину «тёмного царства» в пьесе. Кроме самодурствующих, невежественных богатеев, которые давят людей властью денег и положения, зло находит поддержку в суеверном страхе, подпитываемом такими Феклушами.
Характеристика образа Феклуши может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
«Гроза» (главные герои)
Предлагаем вашему вниманию список главных героев пьесы Островского «Гроза».
Савел Прокофьевич Дикой – купец, значительное лицо в городе. Ругатель, пронзительный мужик, так характеризуют его те, кто лично знаком с ним. Очень уж не любит он давать деньги. Кто бы ни попросил у него денег, он непременно старается обругать. Тиранит своего племянника Бориса, и не собирается выплатить ему и его сестре деньги из наследства.
Борис Григорьевич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный. Любит Катерину искренне, всей душой. Но ничего самостоятельно решить не способен. Нет в нем мужской инициативности, силы. Плывет по течению. Послали его в Сибирь, он и поехал, хотя в принципе мог отказаться. Борис признался Кулигину, что терпит причуды дяди ради сестры, надеясь, что тот хоть что-то выплатит из завещания бабушки на приданное ей.
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова – жесткая, даже жестокая женщина. Держит под каблуком все семейство. При народе держится благочестиво. Придерживается домостроевских обычаев в искаженной по своим понятиям форме. Но домашних тиранит почем зря.
Тихон Иваныч Кабанов, ее сын – маменькин сынок. Тихий, забитый мужичонка, ничего не способный решить самостоятельно. Тихон любит жену, но свои чувства к ней боится проявлять, чтобы лишни раз мать не злить. Жизнь в доме с матерью ему невмоготу, и он был рад уехать на 2 недели. Когда Катерина покаялась, он просил жену, чтобы только не при матери. Понимал, за ее грех мать не только Катерину, но и его самого заклюет. Сам он готов простить жену за это чувство к другому. Побил ее слегка, да только потому, что мать велела. И только над трупом жены бросает упрек матери в том, что это она погубила Катерину.
Катерина — жена Тихона. Главная героиня «Грозы». Получила хорошее, благочестивое воспитание. Богобоязненная. Даже горожане заметили, что когда она молится, от нее словно свет исходит, настолько умиротворенной она становится в момент молитвы. Катерина призналась Варваре, что тайком любит другого мужчину. Варвара устроила Катерине свидание, и все 10 дней, пока Тихон был в отъезде, встречалась с возлюбленным. Катерина понимала, что это тяжкий грех, и поэтому в первый же лень по приезду покаялась перед мужем. К покаянию ее подтолкнула разыгравшаяся гроза, старая полусумасшедшая барыня, пугавшая всех и вся геенной огненной. Она жалеет Бориса и Тихона, и во всем случившемся винит только себя. В конце пьесы она бросается в омут и погибает, хотя самоубийство – это самый тяжкий грех в христианстве.
Варвара – сестра Тихона. Бойкая девица, с хитрецой в отличие от Тихона не прогибается перед матерью. Ее жизненное кредо: делай что хочешь, только бы шито да крыто было. Тайком от матери встречается по ночам с Кудряшом. Она же и устроила свидание Катерины с Борисом. В конце, когда ее стали запирать под замок, сбегает из дома с Кудряшом.
Кулигин – мещанин, часовщик, механик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле. Неслучайно Островский дал этому герою фамилию, созвучную с известным механиком – Кулибиным.
Ваня Кудряш, – молодой человек, конторщик Дикова, дружок Варвары, веселый парень, жизнерадостный, любит петь.
Второстепенные герои «Грозы»:
Шапкин, мещанин.
Феклуша, странница.
Глаша, девка в доме Кабановой – Глаша скрывала все проделки Варвары, поддерживала ее.
Барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет, полусумасшедшая — пугает всех горожан страшным судом.
Городские жители обоего пола.
Характеристика образа Феклуши в пьесе «Гроза» Островского
Феклуша — второстепенный персонаж, цель добавления которого может показаться непонятна: ни её поступки, ни само существование никоим образом не влияет на основной сюжет произведения. Но в социально-бытовой драме А. Н. Островского «Гроза» всякое действующее лицо достойно внимания читателя. Характеристика Феклуши поможет разобраться в необходимости присутствия этой героини в пьесе.
Роль странницы
Основополагающая роль Феклуши — блаженная странница. Именно так её воспринимают герои. Образ странника распространён и популярен в русском фольклоре и авторских произведениях, поэтому несложно представить себе внешний вид Феклуши, хоть Островский не упомянул эту деталь в тексте. Черты странников в литературе:
Имя героини — следующая деталь, которая говорит о её образе. Уменьшительно-ласкательная форма указывает на инфантильность и уровень умственного развития Феклуши.
Речь героини
В речи она часто использует слова «милая», «ваша светлость», «сударь», «милая девушка», перед другими людьми зачатую пресмыкается.
Действительно ли Феклуша считает, что окружающие достойны такого обращения?
Почему она ведёт себя таким образом? Ответить на эти вопросы можно следующей цитатой Феклуши: «Бла-а-лепие, милая, бла-а-лепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный».
Заметно, что обращения и причитания используются для придания речи напевности, возможно, с целью усыпить критическое восприятие своего собеседника, ведь Феклуша в Калинове занимается в основном тем, что морочит головы обычным людям, рассказывая сказки и небылицы о внешнем мире и других странах.
Взаимодействие с другими персонажами
Особого внимания стоит эпизод разговора с Глашей, в котором Феклуша рассказывает девушке, что все иностранные религии неправедны, суд нечестен, а сами нехристианские страны полны греха. Эта сцена отражает важную черту характера героини: она мыслит узко, считая истинной только то, во что верит сама. При этом она вставляет правду о жителях Калинова между строк в своих безумных рассказах.
Никто из собеседников не слушает этой правды и не хочет её принимать, ведь им достаточно хвалебных речей об их родном крае и захватывающих историй Феклуши.
После Глаши жертвой её россказней становится Кабаниха. На первый взгляд казалось, что она имеет твёрдые принципы и может думать самостоятельно, но Феклуше не стоит особого труда гипнотическими речами медленно вести её сквозь свой бред и в итоге внушить, что по стране ходят «огненные машины», а люди в столице торопятся и суетятся, поэтому близится конец света.
Эти утверждения алогичны и не имеют никаких обоснований, но Кабанова легко соглашается со странницей, принимая мнение, что мир вокруг неё рушится.
Можно выделить следующие качества странницы:
Кроме того, автор наделил свою героиню болтливостью.
Образ и характеристика Феклуши в пьесе Гроза Островского сочинение
В своем произведении «Гроза» Островский изобразил несколько образов. Одним из неприметных образов считается Феклуша. Своим поведением Феклуша никак не влияет на события, происходящие в произведении. На самом деле автор отвел самую значимую роль этой героине. Имя героини связано со словом «странница».
Кроме Островского многие писатели описали образ странников в своих произведениях. Странники считались носителем и символом житейской мудрости. Образ Феклуши играет значимую роль в пьесе. В тексте автор не описал внешность героини. Читатели могут представить ее образ и внешность по ее поступкам. Героиня была женщиной среднего возраста, которая надевала старые рваные наряды. Поскольку другой чистой и новой одежды у нее не было. Образом Феклуши автор хотел выразить инфантилизм общества. Уровень ее умственного развития была как у маленьких детей. Скорее всего, такая черта характера является отрицательной. В доме у Кабановых она произносит слащавые и лживые речи по отношению к другой героине. Ради своей выгоды героиня могла врать без застенчивости, чтобы поддерживать могущество семьи Кабановых. Благодаря Феклуше видно насколько глубоко укоренились ложные принципы в сознании общества. Поведение странницы невозможно назвать адекватным.
Особое влияние имеет ее разговор с домработницей Глашей, работающей в имении Кабановой. Героиня рассуждает о несправедливости жизни. По мнению Феклуши, кроме христианства, другие вероисповедования и религии неправильны. Она рассказывает Глаше о некоторых странах, в которых правители – султаны могут принимать решения, влияющие на жизнь народа.
Ее слова о городской суете и придуманных огненных машинах полностью лишены смысла. Такими высказываниями странница показывает свое невежество и лживость. По словам автора, такие люди как Феклуша до конца жизни останутся необразованными. Образом Феклуши писатель хочет показать лицемерность общества по отношению к религии. С давних времен считалось, что помощь странникам является праведным делом. В пьесе люди не имеют никаких предубеждений или понятий о христианстве, помощи нуждающемуся человеку, особенно страннице.
Также Феклуша отличается своей речью. Во время разговора она использует ласкательные слова «сударь» и «милая», «ваша светлость». Такая речь отличается гипнотическим свойством и показывает пресмыкание Феклуши перед другими. Феклуша является частью «темного царства».
Вариант 2
Кем же является Феклуша в произведении Николая Александровича Островского? С первого, неопытного взгляда можно ответить, что Феклуша – неприметный и никак не влияющий на происходящие события персонаж. И тогда сам собой напрашивается следующий вопрос: зачем же в таком случае нужна эта героиня, какова ее роль в произведении? Но, если углубиться в сюжет и проанализировать его, то приходит понимание того, что роль Феклуши на самом деле значительна. Основное понятие, характеризующее эту героиню – «странница».
В культуре русского народа мотивы странничества распространены. Читатель может встретить образы странников у русских классиков, таких как Пушкин или Достоевский. Скорее всего, этот образ имеет связь с фольклором. Если обратиться к сказкам, то можно встретить множество героев, которые странствовали по миру. Странники были воплощением мудрости, раскрывали для людей истины. Ярким примером странников будут являться старцы, описанные в былинах об Илье Муромце.
Но в пьесе роль странницы прямо противоположна тому, что читатель привык от них ожидать. Роль Феклуши совсем в другом. Читатель не встретит описания внешности странницы на страницах произведения. Однако совсем несложно представить как она выглядит. Обычно странники – это люди среднего возраста или, может, чуть старше. Обычно они одеты в потрепанную одежду или лохмотья за неимением лучшего варианта.
Имя персонажа – Феклуша, тоже является показательным в этом произведении. Ведь понятно, что возраст Феклуши близок к возрасту Марфы Игнатьевны, а возможно, она даже старше. Островский хочет показать этим именем инфантилизм действующего лица. Женщина не повзрослела, а осталась на уровне развития ребенка. Но никак нельзя назвать эту черту характера положительной, она скорее отрицательная.
Феклуша говорит лживые и слащавые речи. Она вовсю поддерживает ложные убеждения о правильном образе жизни купечества и силе и могуществе этого сословия. Она стопроцентно уверена в своих убеждениях, эти принципы плотно укоренились в ее сознании.
Анализируя эпизод беседы Феклуши с девкой дома Кабановых Глашей, можно сделать следующие заключения. Феклуша говорит Глашке о неправедности жизни. Странница считает другие религии мира неправильными и неправедными. В этом выражается ее лицемерие – ведь другие люди относятся к странницам с уважением и прислушиваются к их речам. Феклуша не образованна и прогресс для нее – грешный мрак.
Все реплики Феклуши сопровождаются словами «милая», «сударь» и «ваша светлость». Это показывает пресмыкающийся характер действующего лица.
Хоть Феклуша и не влияет на сюжет пьесы, в ней находит воплощение еще одна сторона «темного царства».
Сочинение на тему Феклуша
В произведении нас знакомят с множеством персонажей, через которых автор всё так же передаёт все проблемы, которые над которыми он бы хотел поразмышлять в произведении на пару с читателем.
Однако все проблемы, объединённые в своеобразный комок он передаёт через самого незаметного, и, казалось бы, неважного для сюжета, персонажа – Феклушу.
Феклуша – женщина в возрасте, её называют странница. Одета она в лохмотья, собственно и свойственные странникам. Она одна из немногих кто решился покинуть город и путешествовать по остальному миру. С ней также путешествует техник самоучка Кулигин.
Фиклуша является человеком инфантильным, лживым, услужливым, и податливым, что мы видим в её поступках, действиях, и поведении. Она старается во всём угождать людям, от которых она могла бы получить выгоду. Также придумывая различные истории о своих путешествиях, она лжёт людям о внешнем мире, заставляя бояться его ещё сильнее.
Через её образ автор также пытается передать ту невежественность и консервативность, которыми были наполнены люди того времени. Феклуша – человек старающийся устроить себе жизнь, и больше ничего в ней не менять, из-за чего её можно назвать консерватором. Она также старается оградить жителей Калинова от внешнего мира, так как ей нравится то, каким на данный момент является город.
Казалось бы, персонаж Феклуша не так уж и важен для повествования, но всё равно, автор выделяет её как человека, важного для создания общей атмосферы произведения.
В своём произведении “Гроза” Островский показал все те человеческие качества, которые ему бы не хотелось видеть в окружающих его людях. Такие пороки как консервативность, невежество, самодурство, излишняя льстивость, а также излишняя лживость, все эти вещи Островский презирал, каждый раз осмеивая их в своих произведениях. Одним из таких произведений стала пьеса “Гроза”.
В этом произведении автор повествует нам о выдуманном городе Калинове, который, по задумке автора, стоит вдоль берега Волги. Через данный город автор доносит мысль о том, что большинство людей являются закрытыми консерваторами, не желающими перемен и нововведений, так как жители Калинова являются именно такими людьми. Они привыкли жить в своём ограниченном мирке, не слыша ничего о внешнем мире, и о том, что происходит за стенами города. Они привыкли жить так, как до них жили их предки, просто-напросто взаперти.
Образ и характеристика Феклуши в пьесе Гроза
Несколько интересных сочинений
Собирательный образ
Образ женщины не вымышленный. Такие странники действительно существовали и были любимы жителями маленьких городов. Их ждали здесь, поскольку жизнь казалась людям скучной и однообразной. Кроме своего города они не знали ничего. Необразованное население Калинова в пьесе представлено «тёмным царством», в котором жизнь замкнута сама на себя.
Народу хотелось зрелищ, чего-то эффектного, потрясающего. И они получали это в лице таких людей, как Феклуша. Странники приходили и рассказывали о своих похождениях, слухах, сплетнях, нередко врали. Смысл их существования заключался в отпущении грехов, воровстве и постоянной лжи, к которой им приходилось прибегать от невежества и отсутствия моральных принципов.
Именно в этом заключается функция недалёкой странницы в произведении Островского «Гроза». Она заставляет читателя отрицательно относиться к непросвещённости и вранью, обличая новую грань «тёмного царства».
Недаром имя героини стало нарицательным после публикации пьесы и вошло в обиход со значением «человек, распространяющий откровенный бред под видом правильных рассуждений».
«Гроза» (А. Н. Островский) — характеристики героев
Главная героиня
Катерина
Катерина — молодая женщина, чувствительная, мечтательная. В своей родной семье она «жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле». А в семье мужа Катерина чувствует себя, как в клетке. Она вышла замуж не по любви, так как тогда ещё не понимала этого чувства. Когда в ней проснулось желание найти родственную душу, она убеждала себя, что любит мужа. Тихон, хотя и любил Катерину, но он — забитый человек, покорный матери даже в своих отношениях к жене.
Полюбив Бориса, Катерина встречалась с ним, когда муж был в отъезде. А после возвращения Тихона, Катерина признаётся ему и свекрови в том, что грешна перед Богом и перед ними. Автор показал в своей пьесе трагедию чувствительной, правдивой женщины, потерявшей возможность общаться с любимым и не желающей жить с нелюбимым мужем и ворчливой свекровью.
Подробная характеристика Катерины здесь.
Другие персонажи
Кабанова Марфа Игнатьевна (Кабаниха)
Кабаниха — вдова, богатая купчиха. Эта властная, ворчливая женщина — приверженка старых семейных традиций. По её мнению, у мужчины должен быть крутой нрав, он должен относиться к жене не всегда ласково. Она считает, что на жену нужно иногда прикрикнуть, пригрозить, а то и побить, а та должна терпеливо это сносить и бояться мужа. Интересно, что у самой Кабанихи сын и дочь совсем не такие: Тихон — тихий, безропотный, а Варвара — своевольная, непокорная.
Подробная характеристика Кабанихи здесь.
Тихон Кабанов
Тихон Кабанов — сын богатой купчихи Марфы Игнатьевны (Кабанихи). Это тихий, мягкотелый, спокойный молодой человек. На своё положение под началом властной матери смотрит как на унизительное. Он слишком забит и не пытается даже убедить мать, что он самостоятельный мужчина, не нуждающийся в постоянных замечаниях.
Тихон говорит, что любит жену, но, когда Кабаниха придирается к ней напрасно, он за Катерину не заступается да ещё упрекает, что мать его «поедом ест, проходу не даёт — всё за тебя».
Подробная характеристика Тихона Кабанова здесь.
Варвара
Варвара — дочь Кабанихи, сестра Тихона. Она является полной противоположностью своего бесхарактерного брата. Его Варвара не уважает, Катерину жалеет, когда ту понапрасну ругает Кабаниха. Варваре не нравится постоянное ворчание матери. Она поняла, что у них в доме всё держится на обмане и приспособилась к этому. По её мнению, «делай что хочешь, только бы шито да крыто было».
Подробная характеристика Варвары здесь.
Дикой Савёл Прокофьевич
Подробная характеристика Савёла Прокофьевича Дикого здесь.
Борис Григорьевич
Борис Григорьевич — племянник купца Дикого. Этот молодой человек недавно приехал из Москвы и сейчас работает у своего дяди. Его бабушка оставила завещание, в котором указывалось, что дядя, когда Борис и его сестра станут совершеннолетние, должен выплатить им часть средств, с условием — если они будут почтительны к нему. Борис понимает, что Дикой не даст им ничего из бабушкиного наследства, но всё равно живёт у него и терпит его ругань.
Борис — слабый, бесхарактерный человек, такой же, как Тихон, только более образованный и более чувствительный. Борис подчиняется дяде, посылающего его на три года в Сибирь к знакомому купцу. Катерину он с собой не берёт, хоть она просила его забрать её отсюда.
Подробная характеристика Бориса Григорьевича здесь.
Кулигин
Кулигин — часовщик, механик-самоучка. Он простой человек, мещанин. Кулигин чувствителен, он замечает красоту природы, Волги, пишет стихи. Жестокие нравы мещанства и купечества города Калинова Кулигин осуждает. Он мечтает найти вечный двигатель, получить за него от англичан миллион и на эти деньги дать мещанству работу. Кулигин любит поговорить, старается делиться своими знаниями и суждениями с людьми.
Подробная характеристика Кулигина здесь.
Ваня Кудряш
Феклуша
Феклуша — странница. В Калинове она остановилась в доме купчихи Кабановой, которая, по словам Кулигина, «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Феклуша очень довольна: и Кабаниха, и другие жители Калинова её почитают и угощают. А она их развлекает: рассказывает небылицы, которым необразованные обитатели «тёмного царства» безоговорочно верят. Довольная Феклуша нахваливает купечество за щедрость и подаяния.
Подробная характеристика Феклуши здесь.
Глаша
Глаша — горничная («девка») в доме Кабановых. Она доверчиво слушает россказни странницы Феклуши, которая «далеко не ходила, а слышать — много слыхала». Жизнь Глаши так однообразна, что она рада услышать что-нибудь новое, интересное. После рассказа Феклуши о дальних странах, в которых законы неправедные и где живут люди с пёсьими головами, девушка говорит: «Ещё хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свете делается».
Шапкин
Шапкин — житель города Калинова, мещанин. Он, очевидно, приятель Кудряша, они вместе прогуливаются в общественном саду. Беседуя с Кудряшом, Шапкин осуждает Дикого и Кабаниху, называет Дикого ругателем и сожалеет, что его некому унять. Шапкин осторожен, предусмотрителен: когда увидел в саду этого вздорного купца, отошёл в сторонку.
Барыня
Барыня — старая женщина, полусумасшедшая. Она ходит в сопровождении двух лакеев и грозит всем: «Все гореть в огне будете». Ходят слухи, что она смолоду много грешила, боится попасть после смерти в ад, поэтому и других пугает адским огнём.