Как зовут злого санту клауса
Как зовут злого санту клауса
Специально для «Аналитической газеты «Секретные исследования», №24, 2015
Католическое Рождество, несмотря на религиозный подтекст этого праздника, отмечают не только верующие христиане. Собраться за семейным ужином и порадовать друг друга подарками – стало обычной традицией для людей в разных частях света. Рождественские сказания и легенды накрепко слились с языческим фольклором у многих народов. В различных странах есть и свой мистический персонаж, ассоциирующийся с Рождеством.
Злой антипод Санта-Клауса
В Австрии Святой Николай, он же – Санта-Клаус, со своим помощником, ужасным демоном по имени Крампус, путешествуют от дома к дому в канун Рождества. Имя «Krampus» произошло от древнегерманского «Krampen», что значит «коготь», по другой версии, от баварского слова «Krampn» (нечто мертвое, высохшее). Также в германской традиции он известен под названием рогатый Николай. У судетских немцев – Дикий Клаус. Крампус представляет собой демона с красной мордой и козлиными рогами, покрытого мохнатой черной шерстью. На его теле висят цепи, и он звонит в большой колокольчик. У него длинный, висящий изо рта красный язык, хвост и в руках большая палка и черный мешок. Крампус – инкуб. По традиции, инкубус – это демон, посещающий спящих и ложащийся на них (слово «инкуб» в переводе с латыни «ложиться сверху»). Однако Крампус не какой-нибудь маньяк-насильник. Его цель – наказать детей, которые вели себя плохо в этом году.
В канун Рождества австрийские дети расставляют свои ботинки на подоконнике или за пределами своей спальни. Пока они спят, Санта-Клаус и Крампус приходят в их дом. Если дети вели себя хорошо, Санта оставляет им в ботинках конфеты и угощения. Если они вели себя плохо, Крампус бьет их палкой. Если дети вели себя очень плохо, то Крампус засовывает их в мешок и бросает в реку.
Упоминания о Крампусе имеются еще в дохристианском германском фольклоре. По некоторым характеристикам он проявляет сходство и с сатирами из древнегреческой мифологии. Во времена инквизиции католическая церковь запрещала празднования с участием ряженых, изображающих рогатых существ. Тем не менее, традиция изображения Крампуса сохранилась, и к XVII веку он утвердился в рождественских празднованиях как спутник Святого Николая. Легенда стала такой популярной, что история о нем распространилась по всей Европе. Особенно популярным этот персонаж стал в Чехии, Словакии, Словении, Хорватии и Италии.
В XX веке австрийское правительство не поощряло изображение Крампуса. После гражданской войны 1934 года режим Дольфуса по инициативе христиан-социалистов и Отечественного фронта наложил запрет на данную традицию. В 50-е годы правительство распространяло памфлеты на тему «Крампус – порождение зла». Однако к концу века произошло восстановление празднований с участием Крампуса, и сейчас эта традиция остается очень популярной. В наше время день Крампуса отмечается 6 декабря (День Святого Николая). В провинциальных городах некоторые мужчины одевают меха, тяжелые ботинки и жуткие маски с рогами. Потом, стуча палками и звеня цепями и колокольчиками, они идут по городу, посещая дома, в которых есть маленькие дети. Когда родители открывают им двери, те начинают терроризировать детей: рычат и размахивают в воздухе своей палкой. Дети кричат и плачут. После того, как детей хорошенько напугали, родители приглашают гостей сесть за стол, чтобы выпить. При этом однажды в Австрии проходила общественная дискуссия на тему допустимости использования образа Крампуса для маленьких детей.
В германских и австрийских народных сказках довольно часто встречается ведьма, известная как фрау Перхтен. В течение двенадцати дней после Рождества она рыщет по домам, раздает подарки праведникам, а грешников заставляет страдать, например, разрывая и вытаскивая внутренние органы и заменяя их мусором и грязью. В честь фрау Перхтен австрийцы устраивают рождественские шествия и гуляния, чем-то похожие на празднование «Ночи Крампуса». Специалисты по европейскому фольклору уверены, что легенды о фрау Перхтен самым непосредственным образом связаны с культом древней богини Перхты, которая большую часть года живет в лесу и выходит «в люди» только после Рождества.
Несмотря на отталкивающую внешность, Бефана является положительным сказочным существом – она не наказывает провинившихся ребятишек, зато дарит всем игрушки и сладости. Бефану некоторые считают злой ведьмой, которую принято возить на тележке и сжигать на главной площади. Однако более распространено представление о Бефане как о добром существе, приносящем подарки детям, проникая в дом через дымоход. Дети заранее развешивают перед камином носки для подарков. Подарки достаются только добрым детям, плохим Бефана кладет в носки угольки. Существует также поверье, что если в доме хороший хозяин, она не только подарит подарки его детям, но и перед уходом подметет пол. Бефану изображают обычно в виде старушки, летящей на метле, одетой во все черное и с мешком подарков и сладостей за спиной.
В легендах некоторых юго-восточных регионов Германии говорится о Белсникеле – косматом бродяге в потрепанной одежде из звериных шкур, который в канун Рождества поощряет хороших детей конфетами, а сорванцов и лентяев воспитывает розгами. Своим поведением Белсникель напоминает Крампуса, только он не столь кровожаден и жесток: чаще всего дух не использует рукоприкладство, лишь предупреждая детей, что в Рождество каждый из них должен вести себя примерно.
Еще один «Анти-Санта», на этот раз из Эльзаса и Лотарингии (северо-восточные районы Франции), носит имя Ганс Трапп. Согласно преданию, Трапп был жестоким и алчным богачом, который заключил договор с дьяволом, за что его отлучили от церкви и отправили жить в лес, чтобы обезопасить французов (особенно детей) от его тлетворного влияния. Ссылка не слишком помогла: злодей, замаскировавшись под соломенное пугало, принялся охотиться на заблудившихся малышей и поедать их. Однажды Бог внял молитвам пойманного Траппом мальчика и поразил нечестивца молнией, но и этим не удалось полностью успокоить негодяя. Теперь каждый год под Рождество, наряженный соломенным пугалом, он возвращается в этот мир и пугает скверно ведущих себя детей.
Если у нас непослушных малышей забирают Серый Волчок или Баба Яга, то маленьких исландцев с детства пугают Йольским (Рождественским) котом, который посещает дома под Рождество и может похитить и съесть мальчиков и девочек, которые в течение года не сделали ничего хорошего и вдобавок были замечены в хулиганстве. Прилежным же детям пушистый «блюститель нравов» оставляет подарки. Согласно легенде, чтобы избежать нападения Йольского Кота, необходимо к рождественским праздникам обзавестись теплой шерстяной одеждой, которая даст четвероногому проказнику понять, что человек сумел приобрести обновку, а значит, не потратил год зря. Видимо, страх перед жестоким, но справедливым Рождественским Котом служит для этого северного народа отличным мотиватором: по статистике, исландцы работают сверхурочно чаще подавляющего числа жителей других европейских стран.
В Исландии нет одного Санта-Клауса, вместо него в национальном фольклоре присутствуют тринадцать странного вида созданий, в основном напоминающих гномов. Называются они – Йоласвейнары, то есть приблизительно «Рождественские парни», и являются сыновьями страшной горной великанши по имени Грила. Ранее считалось, что они всячески вредят людям на протяжении тринадцати ночей перед Рождеством. Начиная с 12 декабря, они воруют мясо, приправы и прочее, вплоть до поедания детей. У этих существ есть четкая специализация: например, у одного есть длинный крюк, с помощью которого он ворует мясо у людей, второй подглядывает в окна, чтобы найти, чем поживиться в человеческом жилище, третий имеет свиные ноги и пугает овец в хлевах. В общем, чудесные создания… Бедным детишкам приходится верить в это и бояться наступления Рождества. У них есть только один способ выжить – хорошо вести себя и слушаться родителей, тогда гномы кладут им в ботинки маленькие подарки на протяжении всех тринадцати ночей перед Рождеством. Непослушным детям при этом приходится довольствоваться клубнями картофеля вместо подарков.
Численность Йоласвейнаров от сказания к сказанию менялась, а в настоящее время принято считать, что их чертова дюжина, и с ними повсюду ходит уже упоминавшийся Йольский Кот. До начала XX века Йоласвейнары считались не слишком уважаемыми персонажами, но после того, как в Исландию проникли легенды о Санта-Клаусе, тамошним жителям захотелось иметь собственного положительного рождественского героя, и за неимением более подходящих, на эту роль взяли «Рождественских парней». Стоит заметить, что Санты из Исландии заметно отличаются друг от друга и не любят, когда их путают, поэтому подарки у каждого из них свои.
Завершает подборку героев рождественских преданий кровожадная великанша-людоедка Грила. Этот образ встречается в исландских легендах с древних времен, но только в XVII веке Грилу начали называть матерью Йольских (рождественских) парней и стали ассоциировать с Рождеством. Исландский фольклор гласит, что великанша живет в горной пещере вместе с тринадцатью своими отпрысками, ленивым и нерадивым мужем по имени Леппалуди (для нее этот брак стал третьим по счету) и огромным черным Йольским Котом в качестве домашнего животного. Опостылевшая семейная жизнь наделила Грилу жестокостью и вероломством: злодейка похищает маленьких исландцев (особенно тех, кто в течение года «отличился» шалостями) и подает их к своему рождественскому столу. В Исландии Грила считается насколько могущественной, что в 2010 году американское сатирическое новостное агентство «The Onion» даже объявило ее «виновницей» извержения вулкана Эйяфьядлайекюдль!
Вот теперь, когда вы были уверены, что Рождество – единственное время года, когда нет ничего страшного, вспомните о «милом» Крампусе и его «кротких» рождественских коллегах…
Крампус — дьявольская противоположность Санта-Клауса
О Санта-Клаусе и его русском аналоге — Деде Морозе, знает каждый. Новогодние праздники просто немыслимы без атмосферы волшебства, символом которого и выступает бородатый дедушка с мешком подарков. Он путешествует по городам на санях, запряженных оленями, и дарит всем подарки (по крайней мере — если вы себя хорошо вели), а иногда исполняет желания.
Как известно, любая сказка уходит корнями в далекое прошлое — и Санта-Клаус не исключение. И помимо «стороны света» в этой легенде есть и антипод Клауса — злобный Крампус.
Крампус пришел из немецкого и альпийского фольклора 11-14 веков. Его имя происходит от старого немецкого слова «krampen», то есть «коготь». Крампус — полная противоположность Санты. В преддверии Рождества (а еще раньше — во время Йоля) он воровал детей, которые плохо себя вели, а также искушал женщин. Настоящий новогодний бес, который и выглядит соответствующе: длинные рога и копыта, темная косматая шерсть, жуткий заостренный язык и цепь с большим колокольчиком.
В зависимости от страны версии о происхождении и деятельности Крампуса меняются: где-то считается, что он уносил детей в свой замок на скале, где сбрасывал их в море. По иным версиям он занимался людоедством или, напротив, всего лишь запугивал детей и женщин. Крампус также мог оставлять семьям розги, которые следовало хранить в знак напоминания о его визите. Австрийские дети в канун Рождества оставляли на окне свои ботинки: хорошие детишки получали подарки от Санты, а непослушные — от Крампуса.
Некоторые исследователи фольклора полагают, что Крампус — одна из ипостасей Рогатого Бога, которому поклонялись кельтские и германские народы.
Примечательно, что происхождение Крампуса неразрывно связано с Сантой. По одним легендам они были братьями, по другим — лучшими друзьями. А кто-то считает, что они и вовсе прекрасно ладили между собой, примерно как ангел Азирафаэль и демон Кроули из «Благих знамений» Терри Пратчетта.
Изначально Крампус считался полноценным помощником Санты. Если второй в странах Центральной и Восточной Европы считался Святым Николаем, то его сопровождающего именовали Кнехт Рупрехт. По одной из версий он даже был подкидышем, которого Санта воспитывал с детства. Но потом эти персонажи стали существовать как будто по отдельности.
В таких странах, как Австрия, Германия, Чехия, Венгрия издавна приняты обряды в честь Крампуса. Праздники проходят с 5 по 6 декабря: мужчины наряжаются в уродливые костюмы и разгуливают по улицам, издавая максимум шума — все для того, чтобы напугать как можно больше людей. В некотором смысле это более мрачный вариант «Хэллоуина». Во многих странах церковь негативно относилась к подобного рода обрядам, а в 20-ом веке власти Австрии и вовсе наложили на праздник жесткий запрет (который касался даже изображений и упоминаний о демонической сущности), но затем массовая культура начала брать свое, а с недавних пор Крампус начали праздновать в Италии и США.
Яркий и пугающий образ Крампуса нашел отражение и в современной культуре. Персонаж появлялся в сериалах «Гримм», «Зов крови», в фильмах «Рождественские страшилки» и, собственно, «Крампус». Писатель и художник Джеральд Бром, мастер мифологических интерпретаций, и вовсе посвятил противостоянию Санта-Клауса и Крампуса целую книгу.
Но еще более ярко образ Крампуса, а вместе с ним и молодого Санты, раскрыл сценарист Грант Моррисон в комиксе «Клаус». Главный герой еще далек от образа добренького старичка, с мешком подарков. Вместо этого он предстает молодым охотником, который бросает вызов власти тирана, за которым и стоит Крампус, который заставляет вспомнить, что порой Рождество бывает по-настоящему пугающим.
Хотя история посвящена Санте, Крампус в ней играет значительную роль — темного и таинственного противника, который решил оставить целый город без всякого намека на праздник Йоль. Вместе с художником Дэном Мора сценаристу удалось создать впечатляющую и чувственную историю, сотканную из реальных мифов и богатой фантазии автора. В «Клаусе» мрачное средневековье сочетается с элементами волшебной сказки, которая вполне может приобщиться к классике легенд о Санта-Клаусе.
Погрузившись в мрачную старину, где сплелись мифы и магия, «Клаус» рассказывает историю о прошлом Санты. О том, как один человек со своим верным волком бросил вызов тоталитарному государству и стоящему за ним древнему злу.
Что же делает Санта в оставшиеся 364 дня в году?
Наступает время Рождества и Нового года и люди по всему миру начинают вспоминать о ёлках, игрушках, подарках и конечно же о добром дедушке, который все эти подарки раздаёт. Но так ли добр этот весёлый старик с бородой и что на самом деле представляет всеми любимый герой Рождественских историй? ПоЗиТиФфЧиК решил в этом разобраться.
Милый и румяный дедулька смотрит на нас с витрин магазинов и поздравительных открыток практически в каждой стране мира. Дети ждут его прихода с большим нетерпением. Ждут и даже не подозревают, что ещё меньше двух столетий назад, ребятня тряслась в ужасе и страхе ожидая его прихода. Да, за это недолгое время его образ изменился до неузнаваемости.
Икона Святой Николай Чудотворец, Мирликийский. Автор Ю. Филиппов
Это сегодня образ Святого Николая соткан из легенд о том, что он раздавал подарки беднякам, у которых были дети и которые не могли себе этого позволить. Но всё было как раз наоборот. На самом деле Санта Клаус промышлял тем, что сёк розгами и уносил в мешке тех детей, которые имели наглость быть непослушными. Откуда же у святого человека такая нечеловеческая жестокость?
Дело в том, что в те жуткие времена вполне обычной практикой было забирать малолетних детей в рабство, если родители не могли платить налог или дань. А архиепископ ежегодно, в осенне-зимний период совершал такие контрольные поездки по вверенным ему территориям. И судя по всему, мрачные делишки Николая, сильно врезались в народную память.
Подросших детишек Николай устраивал гребцами на свои галеры и прослыл в связи с этим «покровителем моряков». На галерах совершал он дальние торговые рейсы и прослыл «покровителем торговли». И потребовалось много столетий для перекрашивания черного сборщика податей, торгаша и рабовладельца в белого и пушистого добряка с подарками. Кстати, католическая церковь в отличие от православной, уже давно предусмотрительно деканонизировала Николая Мирликийского, исключив его из списка святых. Правда, потом спохватилась и вернула, но только в статусе пониже – как местного святого Апулии (историческая область на юго-востоке Италии).
А вот во второй половине девятнадцатого века, необходимость в таких ужасных героях постепенно сходит на нет, и по всем правилам политкорректности, началось отбеливание образа, чтобы о всех «прелестях» рабовладения никто больше и не вспоминал. И уже к нашему времени, страшный сборщик налогов превратился просто в весёлого добродушного дедушку, от которого все ждут только подарков.
Святой Николай на старой открытке
Свирепствовал Санта не один. Например, в Альпах его неизменным спутником был Крампус. Он выполнял за дедушку всю самую грязную работу – сек непослушную малышню длинными розгами и уносил с собой в свой ужасный замок. Он страшен и лохмат, с рогами, длинными зубами, копытами и хвостом. С длинными розгами, коровьими хвостами и колокольчиками в руках, группами и в одиночку, Крампусы расхаживают по улицам деревень и городов пугая запоздалых прохожих. В Германской традиции аналогом Крампуса, по выполняемым задачам, является образ рождественского солдата Рупрехта, который тоже ходит по домам с розгами и сечет или забирает с собой маленьких детей.
Крампус и Святой Николай посетили семью в Вене. 1896 год
Вечер в Николин день (6 декабря) в Верхней Австрии. Рисунок Г. Германа
Крампус на старой открытке.
Крампус на старой открытке
Крампус на старой открытке
Крампус на старой открытке
В настоящее время роль Крампуса постепенно уменьшается, оставаясь только в некоторых районах Баварии и Австрии, где 5 декабря празднуется даже «День Крампуса» (Krampustag). В этот день жители одеваются в такие страхолюдные костюмы и пугают прохожих и соседей, не рискуя получить в ответ бутылкой по голове:
Крампус на старой открытке
Крампус на старой открытке
Крампус на старой открытке
Мы посмотрели, как образ злого помощника Санта Клауса потихоньку выродился в некое забавное пугало, повод подурачиться и приколоться. А что же сам Санта Клаус? Он, отделившись от своего злобного помощника, тоже постепенно изменил образ в сторону добродушного старичка с подарками.
На этой открытке Санта Клаус вроде бы делает то же самое, что и его помощник Крампус, но как-то так по-доброму, будто бы пугает. Сюжет тот же, а сущность исчезла:
Санта Клаус на старой открытке
И, наконец, получаем чуть ли не странствующего монаха. Где изначальные епископские наряды, где черт-помощник, где похищаемые дети в мешке или в кандалах? Сюжет обозначен, но искажён до неузнаваемости.
Санта Клаус на старой открытке
Йоллупукки в старинном издании
Мало кто знает, но добрый рождественский дед, который живёт в Лапландии, на самом деле является довольно сомнительным персонажем в мифологии. Йоулупукки (Joulupukki) в переводе с финского языка означает «Рождественский козёл». И ещё в XIX столетии его изображали злобным существом в козлиной шкуре с рогами, которое приходит в дом исключительно для того, чтобы потребовать выпивки с хозяев и напугать детей. Непослушных ребятишек он живьём варил в котле, а благородных оленей использовал в качестве основного провианта на зиму.
Санта Клаус. Рисунок Томаса Наста
Санта Клаус. Рисунок Томаса Наста
Санта Клаус. Рисунок Томаса Наста
Санта Клаус. Рисунок Томаса Наста
Санта Клаус. Рисунок Томаса Наста
В 1931 году компания «Coca Cola» запустила рекламную кампанию для увеличения продаж прохладительных напитков в зимнее время. При этом она предложила более современный облик Санты, разработанный Хэддоном Сандбломом. Именно этому живописцу принадлежит заслуга создания образа обаятельного Санта Клауса, узнаваемого и очень популярного во всём мире.
Санта Клаус в рекламе Coca Cola
Вот так, изначально крайне негативный персонаж навсегда сменил «хо-хо-хокающий» увалень с мешком подарков. Но судя по сохранившимся иллюстрациям, древний прототип Санты был куда колоритнее, и дети его точно слушались. Учитесь, как надо грамотно подправлять имидж.
Санта-Клаус
История персонажа
Санта-Клаус – персонаж, перекочевавший из сказок в реальность. В него верят дети и подростки, к его помощи прибегают взрослые. Существованием героя объясняют необычные события, происходящие в новогодние праздники. Седобородый старичок в традиционном красном костюме заботится о детях и в течение года готовит подарки. Сюрпризы, размещаемые под елкой в канун Нового года, ожидаемы малышами не меньше презентов на день рождения. Взаимоотношения с вымышленным персонажем строятся на вере в него и в чудо.
История появления
Сложно поверить, что Санта-Клаус – настоящий человек. Он жил в древние времена, и его родина называлась не Лапландия, а Ликийские Миры. Это земли, располагающиеся на территории нынешней Турции. Упоминания о персонаже относятся к 253 году нашей эры. Имя гражданина – Святой Николай. Он трудился в звании епископа, слыл добропорядочным человеком и был уважаем за веру. Располагая накоплениями, Святой Николай делился с нуждающимися и помогал им по мере сил. Моряки, торговцы и пекари считали его покровителем, а дети души не чаяли в добром герое.
Санта-Клаус
По традиции, установленной в 10 веке, 6 декабря было днем раздачи гостинцев в Кельнском кафедральном соборе. Обычай быстро переняли в других городах, связав его со знаменитым Святым Николаем. В России героя зовут Николаем Чудотворцем.
В 19 веке американец Клемент Мур создал поэму под названием «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая». Она повествовала о хождениях дедушки по домам с целью раздачи подарков детям, которые хорошо вели себя весь год. Имя персонажа – Санта-Клаус – связали с щедрым дарителем.
Санта-Клаус с подарками
К 1840 году в Новом Свете практически все имели представление о том, кто такой Санта-Клаус. В 1863 художник Томас Наст использовал образ старичка в политических карикатурах. Впоследствии он описал жизнь волшебника в иллюстрациях. С тех пор принято считать, что Санта-Клаус живет на Северном полюсе, а его резиденция вмещает множество эльфов, помогающих мастерить подарки для детей.
По легенде, у Санты есть дом, где он живет и работает. Здесь он делает записи в книге поступков детей со всего света, оценивая, кто был послушным, а кто проказничал. Любопытно, что первоначально герой изображался в образе эльфа, но с течением времени облик стал более человечным и похожим на тот, который можно увидеть на современных изображениях персонажа.
Домик Санты-Клауса
Биография
На протяжении года Санта готовится к главному празднику, чтобы побаловать детей долгожданными подарками. В канун праздника он садится в сани, запряженные оленями, и летит по небу в разные страны, развозя презенты. Дедушка спускается в каждый дом по дымоходу, оставляет сюрпризы под елкой и лакомится печеньем. Завершив работу, отправляется восвояси и вновь дает задание эльфам, собирающим подарки малышам.
Санта одет в красные штаны и куртку с ремнем, на голове у него аккуратный колпачок, а на ногах высокие сапоги. На некоторых изображениях можно заметить, что дедушка не прочь побаловаться курительной трубкой. Окружение старичка своеобразно, а история жизни остается таинственной.
Санта-Клаус и волшебные эльфы
В отличие от Деда Мороза, у которого есть внучка Снегурочка, Санта-Клаус одинок. Хотя некоторые предполагают, что миссис Клаус имеет право на существование. Старичок самостоятельно заботится о себе и питает слабость к молоку с печеньем, которые принято оставлять для него под елкой. Среди его приятелей – эльфы и олени, существа, с которыми Санта без труда находит общий язык.
Волшебные сани перемещают по воздуху лесные олени: Дэшер – Стремительный, Дэнсер – Танцор, Пренсер – Скакун, Виксен – Резвый, Комет – Комета, Кьюпид – Купидон, Дондер – Гром, Блитцен – Молния и Рудольф. Последний скакун присоединился к стаду случайно, настигнув оленей во время снежной бури. Его отличает яркий красный светящийся нос.
Санта-Клаус и его олени
Если говорить о человеке, который послужил прототипом Санта-Клаусу, то его биография имеет больше подтверждений и известных деталей. Николас родился в Малой Азии в 255-257 гг. н.э. в Патаре. Родители мальчика умерли, оставив наследнику свое имущество. Он жил с дядей-священником и помогал тем, кто нуждался. Известен случай, связанный с семьей бедного человека, чьи дочери не могли выйти замуж за неимением приданного. Девушек собирались продать в рабство.
Ночью перед первой сделкой старшая дочь повесила чулки после стирки сушиться, а поутру нашла в них золото. Николас помог девушкам обрести счастье. Он приходил на выручку тайно. Спустя время его избрали епископом. Жизнь героя была примером веры, щедрости и сердечности. После смерти Николаса традиция дарить подарки и оставлять сюрпризы в новогодних чулках продолжилась.
Рождественские чулки с подарками
Цитаты и факты
В разных странах Санта-Клаус представляется в отличающихся образах, и на разных языках мира его имя звучит по-разному. В России и Беларуси это Дед Мороз, в Австрии – Сильвестр, в Греции – Святой Василий, в Германии – Вайнахтсман, в Колумбии – Папа Паскуаль, во Франции – Пер Ноэль. Голландия – страна, где Санту зовут Синтерклаас. В каждом государстве волшебник прячет подарки по-своему. В Швеции дети находят их у печки, в Германии – на подоконнике, в Мексике – в ботинках, а в Испании – на балконе. В одном уголке света Санта-Клаус – языческий бог, в другом – волшебник, а в третьем – лесной житель.
Санта-Клаус является брендом «Кока-Колы»
В Европе принято считать, что великовозрастный любимчик детей живет в Лапландии. Многие семьи приезжают в резиденцию Санта-Клауса погостить в преддверие Нового года. В Америке у дедушки есть резиденция в Торрингтоне, штат Коннектикут и в Вильмингтоне, штат Нью-Йорк.
Американцы сделали Санта-Клауса кумиром миллионов. Благодаря знаменитой рекламной кампании бренда «Кока-Кола» образ бойкого дедушки закрепился в сознании детей и взрослых. Неудивительно, что мультперсонажи в США безошибочно озвучивают нюансы биографии Санты.
«Разве вы не знаете истинного значения Рождества? Это же день рождения Санты!» – говорит Гомер Симпсон.
В мультфильме «Секретная служба Санты» должность главного кудесника передается из поколения в поколение, и главный герой с достоинством заявляет:
«Много лет назад мой отец сказал мне, что быть Сантой – это лучшая на свете профессия. Он был прав: обожаю свою работу!»
Добрый образ полноватого старичка, приносящего подарки, культивируется в Америке и других странах, позволяя детям верить в волшебство и сказку. Философские цитаты на этот счет содержит каждая новогодняя кинолента, транслируемая в период праздников.
Экранизации
Санта стал героем многочисленных мультипликационных проектов и кинолент. В комедиях в образе новогоднего волшебника предстают родители многодетных семейств, отъявленные бандиты, герои, не верящие в силу Рождества, и те, кому не хватает любви и тепла в холодные зимние праздники.
Деятели кинематографа представляют Санта-Клауса в образе обычного семьянина в ленте «Санта-Клаус» 1994 года, знакомят публику с персонажем, вынужденным играть роль доброго волшебника в картине «Плохой Санта» 2003 года и предлагают узнать, как может выглядеть семейство дедушки. Об этом рассказывает фильм «Фред Клаус. Брат Санты» 2007 года выпуска. Благодаря фантазии постановщиков герой традиционных легенд предстает в современном облике и остается любимцем публики вне зависимости от сюжета ленты.