Как звали бабу ягу в молодости
Баба Яга в мифологии древних славян – кем она была в молодости и как складывалась ее жизнь
Баба Яга играет большую роль в славянской мифологии. Эта героиня, известная каждому с детства, представляется авторами в образе дряхлой колдуньи, живущей в лесной глуши. По некоторым данным она занималась воровством малышей и приготовлением волшебного зелья.
Баба Яга у славян
Баба Яга в мифологии славян — страшная ведьма. Судя по сказкам, Баба Яга проживает в темном непроходимом лесу, а её изба стоит на куриных ногах. Двухметровая ограда, изготовленная из человеческих костей, охраняет её обитель. Засов изготовлен из человеческой ноги, а замок — это пасть с острыми клыками. Ведьма плохо видит и постоянно заманивает в своё жилище странников, собираясь изжарить их в своей печи и съесть.
О том, существует ли Баба Яга на самом деле, говорит похожий образ сказочного персонажа не только у славян. Он часто встречается у скандинавов, тюрков, иранцев и африканцев.
Этот образ зародился из традиций древних народов. Во времена матриархата, проходили ритуалы инициации и взросления. Чтобы вступить в совершеннолетие древние люди должны были владеть определенными навыками и пройти ряд испытаний. Окончательное решение принимала главная жрица. Проходили века, традиции менялись, а жрицы были вынуждены жить в уединении. В основном они уходили в леса и вели жизнь отшельниц.
Некоторые племена до сих пор отправляют «добрых молодцев» к отшельнице, чтобы юнцы прошли свои испытания на взрослость. Об этом свидетельствуют фото этнологов. Испытание начинается с того, что нужно отыскать путь к жрице. У некоторых народов испытания проходят и парни, и девушки.
Сказки отражают этот обряд. Главный герой, попадая в жилище к старухе, должен выполнить простые задания:
Если юноша получал одобрение жрицы, то это означало, что он может воевать, защищать, обеспечить семью и племя пропитанием.
Женщины, которые отправлялись к Бабе Яге, в основном были царских кровей. Они доказывали свои умения хороших хозяек. Пройдя испытания, молодая царевна могла смело претендовать на замужество с мужчиной из царского рода, и имела особый статус в обществе. Задания для девушек были связанны с домашним хозяйством:
В связи с этим, можно сделать вывод, что Баба Яга у славян — это мудрая жрица, приносящая людям добро.
Версии появления Бабы Яги
Существует еще несколько версий, которые характеризуют Баба Ягу. По одной из них, Яга — прародительница жизни на земле. Яга — имя, сокращенное от Яшки, а Яшка — от ящерицы. Ящерица у славян считалась творцом всего живого. От этого слова образовалось слово «пращур».
Вторая версия гласит, что женщина была берегиней, местной ведуньей. Ведунья помогала людям, излечивала их от болезней, давала мудрые советы. Принятые христианские законы, обязывали уничтожить светлые языческие традиции, отчего добродетельный образ ведуньи исказили до неузнаваемости.
Баба Яга в славянской мифологии приносила помощь людям, но христианство изобразило её, как страшную старуху, которая только и думает о том, как навредить людям и зажарить в печи младенца. Люди, обладающие знаниями о целебных растениях, считались магами. На них охотились, а поймав, жестоко казнили или сжигали заживо. По этой причине люди, разбирающиеся в мироздании, были вынуждены бежать и вести жизнь отшельника.
Третья версия происхождения уходит глубоко в славянские мифы. Из них можно узнать, что сказочный персонаж не подходит под описание ужасной ведьмы, а является легендарной богиней по имени Макошь. Супруга Велеса была в большом почете у женщин, так как управляла деторождением и благостью.
Баба Яга запекает младенцев
Запекание младенцев, описанное во многих сказках — это древний славянский ритуал. Он назывался «припекание младенца».
Причины его возникновения можно найти в Википедии. Обряд проводился с целью излечить больного ребенка, а слабому от рождения малышу вернуть силы для полноценного развития. «Припекание» было широко распространено не только в древности, но и в начале XX века.
Хилых, недоношенных или больных малышей приносили к местной бабке-знахарке. Она обмазывала младенца ржаным тестом, укладывала на лопатку и три раза отправляла в умеренно растопленную печь (не горячую!). После таких манипуляций ребенок быстро шел на поправку, а его родителям давались советы о том, как правильно кормить и воспитывать чадо. Зная об этом ритуале, сказочные события, связанные с запеканием детей в печке, предстают уже в ином свете. Баба Яга у древних славян, помогала детям выздороветь.
Из сказок каждый знает, что избушка колдуньи стоит «на курьих ножках». Словосочетание дополнено изображением жилища: изба имеет две огромные куриные ноги, с помощью которых она имеет возможность поворачиваться «ко мне передом, а к лесу задом». Но как такое возможно?
На самом деле, выражение «курьи ножки» было искажено, так как имелось в виду, что у дома были подпоры куреня. Они напоминали ножки, отчего и пошло всем известное выражение.
Баба Яга — медиум
Описанная во многих сказках внешность Бабы Яги, наводит на размышления о том, что женщина жила на границе реального и загробного мира. На это указывает костяная нога, как знак загробного мира и железные зубы. Скорее всего, зубы были не железными, а серебряными, так как серебро имеет большое значение в борьбе с нечистыми силами. Зубы служили ей своеобразной защитой.
В подтверждение этой версии служат её способности общаться с животными. Помощники старухи — черный кот или черный ворон. Как известно, животные и птицы есть у каждого медиума (мага, способного общаться с духами умерших людей). В некоторых сказках упоминается её способность общаться с растениями и управлять стихиями природы.
Почему Баба Яга старая?
Пожилой возраст этой героини прочно укрепился в сказаниях и легендах, однако этому есть объяснение. В одной из легенд юная и молодая Баба Яга, посоветовала Велесу украсть небесных коров. Долго не соглашался Велес, но супруга все-таки его уговорила. После кражи коров развернулась великая битва между богами Перуном и Велесом. Ни на жизнь, а насмерть. Сражались боги так, что людям казалось, что небеса смешались с землей.
Перун одолел Велеса и освободил своих небесных коров. В наказание за подстрекательство мужа на кражу чужого добра, Яга Виевна лишилась своей вечной молодости и теперь всегда выглядит старухой. Возненавидев всё на свете, старуха уединилась в лесной глуши и стала питаться заблудшими путниками.
В связи с многочисленными легендами, старуха Яга в славянской культуре разделилась на два образа: добрая ведунья, помогающая людям и вредная старуха, причиняющая вред. Кем была сказочная героиня на самом деле, до сих пор остается загадкой.
Автор статьи:
Николай Костюк. Эксперт в области эзотерики и мировой культуры, кандидат философских наук.
E-mail для связи с автором: nkostyuk@taynoeznanie.com
Немного биографии Бабки-Ежки
Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) — древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну.
Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице — это бесспорные следы матриархата.
При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.
Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.
Но все-таки Баба-Яга — существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».
Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь — кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.
В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну. И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.
Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.
Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда. Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.
Это всё хорошо. А как имя-отчество Бабы Яги?
Эту тайну раскрыли Стругацкие в «Понедельнике».
И так.
Бабу Ягу зовут Наина Киевна.
Русский актёр эстрады Александр Вертинский был фантастически популярен в царской и советской России, его песни слушали и воспроизводили по записям старых пластинок.
Мало кто знает, что он в молодости был наркозависимым человеком в эпоху дореволюционной России, но сумел победить этот страшный порок.
В среде русской богемы начала XX века появилась внезапно и вдруг мода на гадкий нюхательный порошок, так незаметно для себя самого попробовав один раз и подсел на дьявольское зелье А.Вертинский, а затем пристрастилась к порошку его сестра, актриса Надежда.
Вертинский об этом жутком периоде своей жизни в Москве рассказывал следующее:
Продавался он сперва открыто в аптеках, в запечатанных коричневых баночках, по одному грамму. Самый лучший, немецкой фирмы «Марк», стоил полтинник грамм. Потом его запретили продавать без рецепта, и доставать его становилось все труднее и труднее.
Его уже продавали «с рук» — нечистый, пополам с зубным порошком, и стоил он в десять раз дороже. На гусиное пёрышко зубочистки набирали щепотку его и засовывали глубоко в ноздрю, втягивая весь порошок, как нюхательный табак.
После первой понюшки на короткое время ваши мозги как бы прояснялись, вы чувствовали необычайный подъем, ясность мысли, бодрость, смелость, дерзание. Вы говорили остроумно и ярко, тысячи оригинальных мыслей роились у вас в голове. Перед вами как бы открывался какой-то новый мир — высоких и прекрасных чувств.
Утром, прочитав написанное, вы убеждались, что все это бред. Передать свои ощущения вам не удалось. Вы брали вторую понюшку. Она опять подбадривала вас. На несколько минут, но уже меньше. Стиснув зубы, вы сидели, точно завинченный котёл с паром, из которого его уже невозможно выпустить, так крепко завинчены гайки.
Помню, однажды я выглянул из окна мансарды, где мы жили (окно выходило на крышу), и увидел, что весь скат крыши под моим окном усеян коричневыми пустыми баночками из‑под марковского кокаина. Сколько их было? Я начал в ужасе считать. Сколько же я вынюхал за этот год! И в первый раз в жизни я испугался.
Извлечение Вертинским пули из раненого воина
Вертинский вначале Первой мировой войны проработал санитаром в госпитале и санитарном поезде №68, присутствуя на операциях, которые проводил знаменитый московский хирург Холин.
Александр перевязывал раненных, читал книги и письма воинам, писал им письма домой. Работа его увлекала так, что он о кокаине позабыл.
Он проколесил в санитарном поезде Всероссийского союза городов им. Марии Морозовой №68 до его расформирования в 1916 году.
Всё это время занимался перевязками раненных воинов, иногда участвовал в хирургической операции, а в свободные часы, когда не было раненых читал товарищам стихи, пел известные песни и романсы под гитару такого же брата милосердия, как и он сам. И тайком писал стихи, которые никому не показывал.
Случилось однажды в поезде, что одна близкая знакомая из девушек-медсестёр сообщила:
— Ты знаешь, Пьероша, говорят, твоя сестра умерла! (Вертинского в поезде называли брат «Пьеро»)
— Умерла? Где?
— В Москве. В гостинице. Легла в кровать, закрыла двери и приняла сразу несколько граммов кокаина…
Позже Александр Николаевич, как не искал, так не нашел ни гостиницы, где его сестра Надежда скончалась от передозировки, ни её могилы.
Спасибо вам за чтение. Всем мира и добра.
Говорил ли Георгий Жуков: «Солдат не жалеть, бабы ещё нарожают»?
Расхожую фразу, которая характеризует её автора как жестокого военачальника, обычно приписывают маршалу Жукову. Мы проверили, говорил ли он такое.
(Для ЛЛ: похожие фразы много кто говорил, причастность непосредственно Жукова установить не удалось)
Контекст. За последние десятилетия цитата прочно обосновалась в литературе, СМИ и соцсетях. В связи с Жуковым её приводили не только люди гражданские: «Газета.Ru», журналист Дмитрий Гордон, прозаик Александр Бушков, но и такие фронтовики, как писатель Борис Васильев и полковник Владимир Сафир.
А вот что рассказывал сценарист культового в своё время сериала «Штрафбат» Эдуард Володарский в своём интервью 2004 года «Московскому комсомольцу»:
«Генерал Эйзенхауэр в своих воспоминаниях пишет, как он увидел под Потсдамом огромное поле, устланное трупами русских солдат. Выполняя приказ Жукова, они штурмовали город в лоб — под кинжальным огнём немцев. Вид этого поля поразил Эйзенхауэра. Ему стало не по себе, и он спросил Жукова (не дословно, но за смысл я ручаюсь):
— На черта вам сдался этот Потсдам? Зачем вы за него столько людей положили?
В ответ Жуков улыбнулся и сказал (эти слова, воспроизведённые Эйзенхауэром, я запомнил точно):
— Ничего, русские бабы ещё нарожают».
Во многих источниках об этом эпизоде акцент делается не на встречном огне, а на минных полях, которые якобы приходилось преодолевать штрафникам по приказу Жукова.
На портале «Свободная пресса» фраза приписывается другому маршалу — Ворошилову — со ссылкой на директора Государственного архива РФ Сергея Мироненко. Сам же Мироненко в интервью «Комсомольской правде» в 2001 году назвал фразу «Надо технику спасать, а солдат бабы новых нарожают» «знаменитыми словами советского полководца», не уточнив, какого именно. Ещё одним вероятным автором цитаты является генерал-фельдмаршал Борис Шереметев, который в совместной книге Александра Бушкова и Андрея Буровского «Россия, которой не было — 2» успокаивает Петра I после неудачного штурма Нарвы (1703 год): «Не плачь, государь! Что ты! Бабы новых нарожают!»
Для начала рассмотрим ту версию происхождения фразы, которую приводит Эдуард Володарский. В своём интервью он говорит о штурме Потсдама. Однако здесь сразу возникает серьёзное противоречие. Дело в том, что на самом деле Георгий Жуков познакомился со своим американским коллегой Эйзенхауэром уже после победы над Германией, в начале июня 1945 года в берлинском районе Венденшлосс. Вот что пишет об этом сам Жуков:
«Встретились мы по-солдатски, можно сказать, дружески. Д. Эйзенхауэр, взяв меня за руки, долго разглядывал, а затем сказал: «Так вот вы какой!»».
Что касается вышеупомянутых воспоминаний Дуайта Эйзенхауэра, то их рассмотрел известный журналист и знаток Анатолий Вассерман в своей статье «»Бабы ещё нарожают»: откуда и зачем взялась эта русофобская фальшивка»:
И действительно, если заглянуть в главу под названием «Россия» перевода эйзенхауэровских воспоминаний, то ничего подозрительного мы там не увидим. Точнее, подозрительным будет отсутствие даже того человеколюбивого обсуждения, о котором пишет Вассерман, не говоря уже о циничной фразе Жукова. Однако если обратиться к оригиналу, то окажется, что глава «Россия» гораздо объёмнее, чем её русский перевод. В частности, она содержит следующие фрагменты:
«Большим откровением оказалось для меня его описание русского метода наступления через минные поля. Маршал Жуков буднично заметил мне: «Существует два вида мин: противопехотные и против машин и танков. Когда мы упираемся в минное поле, наша пехота продолжает наступление так, словно бы его там не было. Мы рассматриваем потери, понесённые от противопехотных мин, как равные тем, которые мы бы понесли, если б немцы решили защищать данный участок плотным сосредоточением сил вместо минных полей. Наступающая пехота не детонирует противомашинных и противотанковых мин, поэтому после того, как она проходит минное поле и укрепляется на противоположной стороне, за ними идут сапёры и боронят проходы, по которым могут пройти машины».
Мне представилась отчётливая картина того, что произошло бы с любым американским или британским командующим, который попытался бы прибегнуть к подобной тактике, и ещё более яркая картина того, что заявили бы люди в любой из наших дивизий, если б мы попытались сделать подобную практику частью нашей тактической доктрины».
Таким образом, хотя версия Володарского и не подтверждается, однако Эйзенхауэр, вопреки утверждению Вассермана, в своих воспоминаниях действительно был шокирован советской тактикой прохождения минных полей. По крайней мере утверждал такое. Другая ошибка, допущенная Анатолием Александровичем, касается первоисточника цитаты. Вассерман пишет, что им стал фильм 1937 года «Пётр Первый», и далее приводит вышеупомянутый разговор Петра и Бориса Шереметева. Однако, если открыть соответствующий эпизод, окажется, что полководец говорит государю иную фразу: «Бог милостив, Пётр Алексеевич! Народу хватит!»
Баба-яга
Если вы любите старинные легенды, мифы и сказания, то вы пришли по адресу. Сегодня мы продолжаем наше путешествие по славянской мифологии, которая может поведать вам много интересного, познавательного и увлекательного о нашей истории. Собственно говоря, сегодня настал черед существа, которое является, пожалуй, самым популярным в мире наших народных сказок, о Бабе-яге.
Надо сказать, персонаж этот настолько полюбился людям, что его пронесли сквозь века в народных сказках и легендах. Более того, этот персонаж встречается в Сербских, Хорватских и Болгарских, а также в Австрийских и Черногорских мифах и сказаниях. Но все же она наша, наша Баба-яга, которая до сих пор делает детство наших детей более интересным и загадочным.
Происхождение Бабы-яги
Надо сказать, образ этого персонажа происходит из глубокой древности. Конечно, время сильно потрепало и изменило героиню нашего сегодняшнего рассказа, однако давайте сначала отправимся в далекое путешествие, когда Баба-яга, а точнее, тогда еще Ягиня, была молодой, красивой и статной девушкой.
Итак, доподлинно известно, что Баба-яга являлась дочерью самого Вия, владыки Срединного царства Нави, а также богини Макошь, старшей из трех богинь судьбы. В те далекие времена считалось, что Яга является божеством смерти, что она сторожит вход в царство мертвых, а в некоторых легендах – она даже была проводником душ.
Стоит отметить, что данный персонаж упоминается и в скифских легендах. Если вы внимательно читали нашу статью о Геракле, то наверняка запомнили момент, когда знаменитый греческий герой отправляется в земли скифов, где он встречает наполовину деву, наполовину змею Ехидну. Известно, что в результате их недолгих отношений Ехидна забеременела, а после произвела на свет первых скифов. В свою очередь скифы – это одно из племен, предшествующих славянам, т.е. одни из первых наших прародителей.
В те давние времена, Ягиня считалась неописуемой красавицей. До нас дошли источники, что по красоте своей Ягиня могла сравниться с самими Ладой и Деваной. Учитывая тот факт, кем был ее отец, не удивительно, что девушка часто путешествовала по верхнему подземному царству. Именно там она почерпнула свою мудрость, именно там она научилась понимать практически все языки мироздания.
Помимо прочего, Ягиня считалась еще и сильным воином, противостоять которому не мог не один смертный, и даже не каждый бессмертный мог справиться с дочерью Вия. У последнего, к слову сказать, было с этим много проблем, т.к. он хотел выдать дочь замуж, однако Ягиня поклялась, что выйдет замуж только за того, кто одолеет ее в честном бою.
Известный факт, что впоследствии она все-таки вышла замуж, и не за абы кого, а за самого Велеса, который волею судеб забрел на территорию Верхнего Подземного Царства и встретил там Ягиню, в которую влюбился, с которой сразился и победил.
Впоследствии, Весел и Яга стали правителями Верхнего Подземного Царства, однако представление славян о посмертной жизни также претерпел изменений. Поэтому Верхнее Царство перестало считаться землей мертвых, а стало чем-то, вроде промежуточной территорией, между царством живых и царством мертвых, между Явью и Навью.
Также существует легенда, которая была популярна у северо-западных славянских племен. Считалось, что Баба-яга – это никто иная, как русалка. И действительно, в тех племенах передавался облик старых и страшных женщин, в качестве русалок, которые были прокляты родителями, погибли некрещенными или же утопились в водоеме от нераздельной любви.
Также древняя славянская мифология достаточно верно описывает историю старения Ягини. Например, существует легенда, согласно которой Велес, по наущению Яги, выкрал небесных коров из Прави. За это боги прогневались на Ягу и прокляли ее, в результате чего, бессмертная и вечно молодая красавица превратилась в ужасную старуху с костяной ногой. И как бы она не старалась, а молодость и красоту она вернуть не могла. Благодаря душам смертных, она ненадолго обретала былой облик, но это был лишь кратковременный эффект. Так красавица Ягиня и стала Бабой-ягой, закрепившимся в русском фольклоре.
Как выглядела Баба-яга
Рекомендуем по теме
Как мы уже сказали ранее, Ягиня изначально была невероятной красавицей. Обута в золотые сапожки, сильная и стремительная. Косы длинные, украшенные различными лентами и украшениями. Щеки – румяные, глаза – красивые, томные, фигура – шикарная (по современным меркам – спортивная). Не удивительно, что Велес сразу же влюбился в девушку, ибо уж очень хороша она собою была.
Существует легенда, в которой костяная нога Бабы-яги воспринималась как хвост, что придавало ей змееподобный облик, связывало с греческой Ехидной. Считалось, что она обладает даром переправлять души умерших.
Молодая Яга была одета в чистую и белую одежду, однако в некоторых легендах упоминаются «железные груди», от чего можно сделать вывод, что молодая Ягиня носила доспехи. Это подтверждает и факт, что она была воином.
Впоследствии образ Яги изменился. По одной из легенд, боги прокляли ее и превратили в горбатую и безобразную старуху с редкими длинными седыми волосами, крючковатым носом, всю в морщинах, с обвисшей грудью и железными зубами. Обязательным атрибутом Бабы-яги являлась ее костяная нога.
Яга-старуха одевалась намного хуже. На ногах ее были лапти из соломы, на себя она надевала грязный балахон белого или зеленого цвета. Нередко она надевала на голову рогатый головной убор под названием «кика».
Впоследствии за Бабой-ягой, в облике старухи, закрепилось 3 образа:
Как мы знаем из мифов и сказок, у Бабы-яги были извечные атрибуты. К таковым относились:
Были у Бабы-яги и другие волшебные предметы. Практически в любой сказке можно увидеть что-то новое и необычное, поэтому и список волшебных предметов можно продолжать бесконечно. Именно поэтому мы выбрали основные ее атрибуты, которые постоянно ассоциируются с ней.
Значение Бабы-яги в славянской мифологии
В славянской мифологии Баба-яга играла очень важное значение. По сути – она была стражем границы миров. Как жену Велеса – ее любили, почитали и уважали. Это уже после, ее образ несколько ужесточился, но изначально все было именно так.
Баба-яга, как учительница
Баба-яга считалась хозяйкой леса. Нередко к ней приходили молодые парни и девушки, чтобы испросить у нее совета. Более того, известно, что Яга воровала детей, и чаще всего – сирот. В сказках принято считать, что Баба-яга их съедала. Но мифология говорит об обратном. В частности, она воспитывала сирот, и известно много личностей, которые впоследствии стали волхвами, жрецами или просто верными женами, ибо своею мудростью делилась с ними Ягиня.
Нередко Баба-яга помогала и взрослым людям. Но нужно было сперва доказать, что ты являешься достойным этих знаний и артефактов, ибо глупцу они могли только навредить. Поэтому лишь достойные получали от Ягини всю мудрость, которой она обладала, а иногда – даже артефакты.
Обращались к Йогине за советом, однако помогала она не каждому. Сначала испытания разные устраивала, ибо знания большие могут вред принести людям при неправильном использовании. Мудрости лишь достойных учила.