Как звали брата простаковой недоросль
Образ и характеристика Тараса Скотинина в комедии «Недоросль», описание в цитатах
Тарас Скотинин. Художник Н. Муратов. |
Тарас Скотинин — один из ярких отрицательных персонажей комедии «Недоросль» Фонвизина.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Тараса Скотинина, описание характера и личности героя.
Смотрите:
— Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Недоросль»
Образ и характеристика Тараса Скотинина в комедии «Недоросль», описание в цитатах
Тарас Скотинин является братом госпожи Простаковой и дядей недоросля Митрофанушки Простакова.
Имя Тарас в переводе с греческого означает «мятежник», «смутьян». Также есть мнение, что имя Тарас произошло от слова «taurus», что в переводе с латинского означает «бык», «вол».
«Я Тарас Скотинин, в роде своем не последний. Род Скотининых великий и старинный. «
«Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет. «
«. Я сам служивал в гвардии и отставлен капралом. «
«. Десять тысяч твоего доходу! Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал. «
«. Сестрица моя вывезла меня скоро-наскоро из моей деревни в свою. «
«Нет, мне нравится не девчонка [. ] И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то ее водится и до чего моя смертная охота. «
«. Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою. «
«. Да не хочу губить души, не найдя виноватого. «
«. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет. «
«. весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь. «
«. а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду. «
«. коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый. «
«. да отчего же я к свиньям-то так сильно пристрастился. «
«. Когда же у вас могут быть счастливы одни только скоты, то жене вашей от них и от вас будет худой покой. «
«. Человек ты, как вижу, не без ума, а хочешь, чтоб я отдал мою племянницу за кого – не знаю. » (Стародум о Скотинине)
«. Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неученым человеком. «
«. не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет. » (слова отца Скотининых)
«. Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки. «
«Скажу, не похвалясь: каков я, право, таких мало. «
«Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы. «
«У меня такой обычай, как что заберу в голову, то из нее гвоздем не выколотишь. У меня, слышь ты, что вошло в ум, тут и засело. О том вся и дума, то только и вижу во сне, как наяву, а наяву, как во сне. «
«. Ну, будь я свиной сын, если я не буду ее мужем или Митрофан уродом. «
Критика об образе Тараса Скотинина в «Недоросле»
(В. О. Ключевский, книга «Д. И. Фонвизин. Его жизнь и сочинения», под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)
Это была цитатная характеристика и образ Тараса Скотинина в комедии «Недоросль» Фонвизина: описание характера и личности героя.
Cемья Простаковых в комедии «Недоросль»: характеристика, описание в цитатах
Ниже представлена характеристика семьи Простаковых в комедии «Недоросль», описание членов семейства.
Смотрите:
— Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Недоросль»
Члены семьи Простаковых
Характеристика семьи Простаковых в комедии «Недоросль»: описание в цитатах
Главой этой нехорошей семьи является злая и жестокая помещица, госпожа Простакова:
«. Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю. «
«. Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома. «
«. положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. «
«. От таких-то животных пришел я свободить. » (Стародум приехал освободить Софью)
«. Чтоб избавиться от их грубости, чтоб иметь некоторую свободу, принуждена была я скрыть мое чувство. «
«. то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка. «
«. Может быть, она теперь в руках каких-нибудь корыстолюбцев, которые, пользуясь сиротством ее, содержат ее в тиранстве. «
«. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры. «
«. Что за бесовщина! С самого утра толку не добьешься. Здесь каждое утро процветет и погибнет. «
«. таких дворян, которых благородство, можно сказать, погребено с их предками. «
«. невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям. «
«. Живучи со здешними господами, казалось мне, что все с лошадками. » («. Шиучи с стешним хоспотам, касалось мне, што я фсе с лошатками. «)
Описание членов семьи Простаковых
Это была характеристика семьи Простаковых в комедии «Недоросль» Фонвизина: краткое описание членов семьи.
Характеристика Скотинина
В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» одним из ключевых персонажей является помещик Скотинин, родной брат госпожи Простаковой и дядя Митрофанушки. Автор недаром наделяет героя столь говорящей фамилией: Скотинин не только испытывает болезненную страсть к свиньям, но и обладает «скотскими», животными качествами — невежеством, грубостью, жестокостью, самомнением, полным отсутствием морали. Характеристика Скотинина позволяет лучше понять, к каким страшным последствиям может привести общество, в котором будут преобладать «скотинины», «простаковы» и «митрофанушки».
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.
Полное имя — Тарас Скотинин.
Возраст — не указан, мужчина средних лет.
Род занятий — помещик.
Семья — не женат, сестра г-жа Простакова.
Социальное положение — дворянин, помещик.
Происхождение — родом из старинного дворянского семейства.
Воспитание — воспитанием никто не занимался, примером для подражания стал необразованный, глупый и жадный отец.
Образование — необразованный мужчина, не умеющий даже читать.
Внешность — не указана.
Характер — настойчивый, невежественный, трусливый.
Положительные черты — отсутствуют, один из отрицательных персонажей пьесы, способный испытывать нежные чувства лишь к свиньям.
Отрицательные черты — жадный, глупый, невежественный, туголобый.
Произведение — «Недоросль».
Автор — Денис Иванович Фонвизин.
Цитатная характеристика
Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Тараса Скотинина основан на том, что он является дворянином, помещиком и принадлежит к древнему роду.
«Я Тарас Скотинин, в роде своём не последний. Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь».
Источник: Действие четвёртое, явление 7
Скотинин родом из большой семьи, однако из 18 детей в живых остался только он и его сестра, г-жа Простакова.
«Покойник батюшка женился на покойнице матушке. Она была по прозванию Приплодиных. Нас, детей, было у них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти господней, примерли. Иных из бани мертвых вытащили. Трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались. Двое о святой неделе с колокольни свалились; а достальные сами не стояли, батюшка!»
Источник: Простакова о семье, Действие третье, явление 5
Скотинин — помещик со скромными доходами. Наследство Софьи поражает его воображение.
«Десять тысяч твоего доходу!
Источник: Действие второе, явление 3
В прошлом Скотинин был гвардейским офицером.
«Я сам служивал в гвардии и отставлен капралом».
Источник: Действие второе, явление 3
Скотинин — холостой мужчина, который не прочь создать семью и обзавестись детьми.
«Я и своих поросят завести хочу. Меня не проведёшь».
Источник: Действие второе, явление 3
Портретная характеристика Тараса Скотинина включает в себя и его чрезмерную страсть к свиньям — только эти животные способны вызывать у героя нежные чувства.
«Люблю свиней, сестрица…»
Источник: Действие первое, явление 5
«…да от чего же я к свиньям так сильно пристрастился?»
Источник: Действие первое, явление 5
Внешность
Внешний вид Тараса Скотинина основан на том, что он является зрелым мужчиной, давно вышедшим из юного возраста.
«Из ребят давно уж вышел…»
Источник: Действие третье, явление 5
Черты характера и поступки
Скотинин — жестокий человек, получающий удовольствие от вида страданий других людей
«Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание до завтрева; а завтра, коль изволишь, я и сам охотно помогу. Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою».
Источник: Действие первое, явление 4
«Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?»
Источник: Действие пятое, явление 4
По своей природе Скотинин — инфантильный трусоватый человек, который не в состоянии решить конфликт, дать отпор равным себе.
«… я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом».
Источник: Действие первое, явление 5
При возникновении каких-либо трудностей Скотинину гораздо проще отыграться на слабых и зависимых от него людях, чем самому решить проблему.
«…всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду».
Источник: Действие первое, явление 5
Скотинин пользуется славой ловкого стяжателя, способного до последней нитки обобрать крепостных.
«…весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь».
Источник: Действие первое, явление 5
Главная страсть Скотинина — свиньи. Ради получения новых крупных экземпляров он даже готов жениться на Софье.
«Митрофанушка наш весь в дядю — и он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты».
Источник: Действие первое, явление 5
Скотинин так сильно любит свиней, что готов потратить всё наследство Софьи на их покупку.
«Ты будешь жить со мною припеваючи. Десять тысяч твоего доходу! Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал; да я на них всех свиней со бела света выкуплю; да я, слышь ты, то сделаю, что все затрубят: в здешнем-де околотке и житьё одним свиньям».
Источник: Действие второе, явление 3
Тарас Скотинин на первое место ставит свиней, а не свою будущую жену. Он пренебрежительно относится к ней, её интересы ему совершенно безразличны.
Ради достижения желаемого (женитьбы на Софье) Скотинин готов искалечить родного племянника, подраться с сестрой.
«Как! Племяннику перебивать у дяди! Да я его на первой встрече как чорта изломаю. Ну, будь я свиной сын, если я не буду её мужем, или Митрофан уродом».
Источник: Действие второе, явление 3
«Отвяжись, сестра! Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь».
Источник: Действие третье, явление 3
Скотинин — упрямый, твердолобый человек.
«У меня такой обычай, как что заберу в голову, то из неё гвоздём не выколотишь. У меня, слышь ты, что вошло в ум, тут и засело. О том вся и дума, то только и вижу во сне, как наяву, а наяву, как во сне».
Источник: Действие второе, явление 3
«Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы».
Источник: Действие четвёртое, явление 8
Скотинин — упрямый человек, готовый стоять на своём до последнего.
«Я другому не помеха. Всякий женись на своей невесте. Я чужую не трону, и мою чужой не тронь же. (Софье.) Ты не бойсь, душенька. Тебя у меня никто не перебьёт».
Источник: Действие второе, явление 3
Для Тараса Скотинина характерна большая самоуверенность. Он искренне считает себя завидным женихом.
«Скажу, не похвалясь, каков я, право, таких мало.»
Источник: Действие третье, явление 5
«Рассуди же, какое счастье Софьюшке быть за мною».
Источник: Действие четвёртое, явление 7
Скотинин — глупый человек, не привыкший думать и рассуждать.
«Я никогда не думаю…»
Источник: Действие четвёртое, явление 7
«Вы, господин Скотинин, сами признаёте себя неучёным человеком».
Источник: Действие четвёртое, явление 8
Тарас Скотинин — трусливый и подлый человек. Узнав о том, что имение его сестры берётся под опеку, он стремится тут же исчезнуть из поля зрения чиновника, чтобы ненароком не навлечь на себя беду.
«Да этак и до меня доберутся. Да этак и всякой Скотинин может попасть под опеку… Уберусь же я отсюда подобру-поздорову».
Источник: Действие пятое, явление 4
Воспитание
Тарас Скотинин — безграмотный человек, не умеющий даже читать. Однако он не считает это недостатком и даже гордится собственным невежеством.
«Я от роду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки».
Источник: Действие первое, явление 6
Отец Скотинина и его сестры, г-жи Простаковой, был невежественным, тёмным человеком, который не позволял своим детям учиться.
«Старинные люди, мой отец! Не нынешний был век. Нас ничему не учили. Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу. Кстати ли? Покойник-свет и руками, и ногами, царство ему небесное! Бывало, изволит закричать: прокляну ребёнка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет»
Источник: Простакова об отце, Действие третье, явление 5
Скотинин-старший стал примером для своих детей, которые выросли невежественными, жестокими, злыми, жадными людьми.
«Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю, покойник-свет, лёжа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! Каково это?»
Источник: Действие четвёртое, явление 8
Характеристика Скотинина другими героями
Простакова
Простакова считает брата глупым человеком, которым можно помыкать, как ей вздумается. Узнав о богатстве Софье, она решает женить на девушке своего сына Митрофана, а Тараса вернуть в его деревню.
«Привезла меня сестра сюда жениться. Теперь сама же подъехала с отводом. «Что-де тебе, братец, в жене; была бы-де у тебя, братец, хорошая свинья».
Источник: Действие второе, явление 3
Простаков
Простаков искренне восхищается умением Тараса безжалостно обдирать до последней нитки крестьян.
«…весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь».
Источник: Действие первое, явление 5
Простаков считает, что страсть Скотинина к свиньям обусловлена их большим сходством.
Правдин
Правдин отмечает, что Скотинин является жертвой манипуляций со стороны его сестры, г-жи Простаковой.
«Сестрица ваша играет вами, как мячиком».
Источник: Действие второе, явление 3
Правдин замечает «скотское» отношение Тараса Скотинина по отношению к будущей жене, которая интересует помещика гораздо меньше, чем свиньи.
«Когда же у вас могут быть счастливы одни только скоты, то жене вашей от них и от вас будет худой покой».
Источник: Действие второе, явление 3
Правдин глубоко возмущён отношением Скотинина к крепостным, которых он и за людей не считает.
Стародум
Стародум презрительно относится к бахвальству Скотинина относительно древности его рода и откровенно смеётся над ним.
Стародум прекрасно видит все пороки Тараса Скотинина, в котором не видит достойного мужа для Софьи.
«Да для неё не всё равно, когда скажут, что дворянка вышла за Скотинина».
Источник: Действие четвёртое, явление 7
Стародум невысокого мнения о нравственных ценностях Скотинина и потому иронизирует, говоря, что он более счастливый, так как беспечный человек: его душе чужды глубокие переживания.
Милон
Даже короткого знакомства с Тарасом Скотининым хватает Милону, чтобы сделать выводы о его моральных качествах. Возможный брак Скотинина с Софьей он считает неравенством.
«Такое неравенство сделало б несчастье вас обоих».
Источник: Действие четвёртое, явление 7
Милон подчёркивает глубочайшее невежество Скотинина, его твердолобость.
Речевая характеристика Скотинина
Речевая характеристика имеет большое значение при раскрытии образа героя, позволяет сделать вывод о его внутреннем мире. С самого начала произведения становится понятно, что помещик Тарас Скотинин — большой любитель свиней. Он постоянно твердит о любви к ним и окружающих людей и весь мир в целом воспринимает сквозь призму своего увлечения. В выражениях, более подходящих для скотного двора, Тарас говорит о своей сестре, будущей жене и детях: «Я и своих поросят завести хочу», «Что греха таить, одного помёту; да вишь как развизжалась…»
Речь Скотинина полностью отражает его характер: прямой, примитивный и невежественный. Он строит простые предложения, в которых и в помине нет красочности, образности, глубоких и интересных мыслей. Это указывает на отсутствие образования, внутренней культуры. Герой презирает просвещение, и это неизбежно сказывается на особенностях его речи.
Скотинин использует просторечную, иногда вульгарную речь: «суженого конём не объедешь», «подобру-поздорову», «ученье — вздор», «всякая вина виновата», «На своё счастье грех пенять», «концы в воду». Он не опускается до откровенных ругательств, как его сестра г-жа Простакова, но только потому, что он находится в гостях и не может в полной мере раскрыться.
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Скотинина вместе!
Биография
Тарас Скотинин — мужчина средних лет, дворянин, помещик. Принадлежит к старинному роду. В семействе Скотининых было рождено в общей сложности восемнадцать детей, но только двое из них смогли дожить до зрелости: г-жа Простакова и её брат Тарас. Дети смогли перенять от отца худшие качества: невежество, грубость, жестокость по отношению к крепостным.
В юности Тарас Скотинин служил в гвардии и спустя время ушёл в отставку в чине капрала. Он является владельцем небольшого имения. Доход его не очень высок, и он мечтает выгодно жениться на Софье, обладающей большим наследством.
Единственная страсть Скотинина — свиньи. Только они и интересуют героя, готового спустить все деньги на приобретение самых лучших свиней. Он с радостью готов взять в жёны Софью, чтобы поправить своё финансовое положение. Однако богатая наследница становится причиной раздора между Тарасом и его сестрой Простаковой, решившей выгодно женить своего сына Митрофана.
Конфликт между родственниками прерывается вмешательством государственного чиновника, который наказывает Простакову за жестокое обращение с крестьянами и берёт под опеку её имение. Скотинин спешит вернуться в свою усадьбу, чтобы не стать следующей жертвой.
Образ Скотинина
Тарас Скотинин так же, как и его сестра Простакова и племянник Митрофан, является абсолютно отрицательным персонажем, в котором нет ни единой привлекательной черты.
Фундамент грубого, жестокого, бесчувственного характера Скотинина был заложен ещё в детстве, в его семье, где всем верховодил жадный и невежественный отец, не давший детям даже элементарного образования, в котором видел зло.
В душе Скотинина нет места доброте, состраданию, милосердию по отношению к людям. Он получает искреннее удовольствие при виде страданий тех, кто от него зависит, и считает, что имеет право безнаказанно издеваться над своими крепостными.
Абсолютно безграмотный Скотинин презрительно относится к образованию и считает, что жизнь можно хорошо устроить и без грамоты. Обладая узким кругозором, герой интересуется одними лишь свиньями, которых ставит превыше людей. По своей манере общения Тарас мало чем отличается от работников скотного двора.
Скотинин является типичным представителем высокомерного и невежественного дворянства второй половины XVIII века. В его образе автор воплотил все негативные качества, которые были присущи высшему сословию в России.
Скотинин и другие герои пьесы
В комедии «Недоросль» раскрываются актуальные проблемы, с которыми сталкивались помещики и дворяне в XVIII веке. Ее автор противопоставляет образованность, воспитанность и высокие моральные принципы таким качествам, как лень, глупость и невежество. Юмор и глубокое понимание писателем человеческих проблем позволяют и в наши дни зачитываться этим произведением. Основные персонажи пьесы:
Дополнительно Фонвизин вводит второстепенных героев. Среди них — муж госпожи Простаковой, пустой и безвольный человек, находящийся под каблуком у супруги, а также портной Тришка, который прислуживает Простакову. Присутствуют учителя Митрофана (семинарист Кутейкин, немец Вральман, отставной сержант Цыфиркин) и его нянюшка Еремеевна.
Краткое содержание комедии
Текст пьесы описывает жизнь помещичьей семьи Простаковых. Действие начинается с того, что хозяйка дома недовольна тем, как сшили кафтан ее сыну. Он оказался узким для юноши. Портной Тришка оправдывается, как может, ведь он предупреждал о своем неумении шить. Господин Простаков соглашается с женой, а Скотинин уверяет, что кафтан сшит хорошо. Тем не менее Тришку выгоняют.
После Скотинин обсуждает с четой Простаковых идею отдать за него сироту Софью, дядя которой Стародум очень давно уехал в сибирские края и не дает о себе знать. Разговор обнажает алчную натуру Тараса, которого очень интересуют свиньи в деревнях Софьи. Однако девушка приносит письмо от дяди, которое разрушает все стратегические планы.
Простаковы не верят ей и утверждают, что послание написано старинным поклонником Софьи. Тогда девушка предлагает им самостоятельно прочесть текст. Выясняется, что все неграмотны. Письмо дают прочесть Правдину. Из него присутствующие узнают, что дядя оставил девушке 10 тысяч рублей. И вот уже барыне приходит в голову женить сына на Софье. Из вечной фурии по отношению к девушке она становится ласковой и приветливой.
В деревне останавливаются солдаты, среди которых Софья узнает своего возлюбленного Милона. Она уже знает о намерении Простаковой сосватать за нее недоросля и делится своими переживаниями с офицером. Замужество в этой ситуации — худшее, что может случиться с Софьей. Милон это понимает. Они встречают Скотинина, который волнуется, что может остаться без жены и денег. Милон вместе с Правдиным подначивают его поссориться с сестрой, утверждают, что она им манипулирует.
Мимо идут Митрофан с няней, которая безуспешно пытается заставить юношу учиться. Скотинин и Митрофан ссорятся из-за Софьи, однако вмешательство Правдина и Еремеевны удерживает их от драки.
Вскоре приезжает сам Стародум, которого Правдин ставит в известность о произволе Простаковых в отношении Софьи. Дядя решает не рубить сплеча: он много повидал в жизни и хочет разобраться в ситуации. Стародуб радостно встречает Софью и объясняет свой отъезд тем, что здесь он не мог бы «честно заработать денег, не променяв их на совесть».
В то же время Скотинин и госпожа Простакова все же сумели подраться. Милон усмирил их, а затем вся семья, включая Митрофана, приветствовала дядю Софьи. Стародума удивил тот факт, что Митрофан назвал его «вторым отцом». Он сказал, что забирает племянницу в Москву и уже нашел ей жениха, скрыв при этом, что это Милон. Простаковы пытаются его переубедить, намекая на Митрофана и всячески расхваливая его. Они говорят, что юноша усердно учится и не отрывается от книг. Стародум не хочет это слушать.
Вскоре после этого учителя Митрофана Цыфиркин и Кутейкин жалуются друг другу, что юноша не может несколько лет освоить грамоту и арифметику. Они винят в этом Вральмана и хотят побить горе-ученика, чтобы он хоть что-то начал делать. Мать уговаривает Митрофана поучиться для вида. Цыфиркин задает задачи, которые Простакова прерывает фразами: «Нашел деньги, не делись, забери себе. Не учись ты этой дурацкой науке».
Лишь юношу начинает обучать грамоте Кутейкин, приходит Вральман. Он утверждает, что барину необязательно учиться грамоте, а дружить стоит со «своими», такими же неграмотными. Простакова его поддерживает.
Стародум объясняет Софье понятия честности, преданности, неподкупности. Он говорит, что ее достоин только человек, который обладает подобными качествами, и раскрывает имя жениха — Милон. Их отрывает от беседы Скотинин, который всячески расхваливает себя. Приходят Простакова с сыном и Правдин. Барыня превозносит «умного» Митрофана, однако юноша не может дать ни один ответ на простые вопросы Стародума. Простакова оправдывает сына.
Стародум говорит, что наутро забирает племянницу и уезжает насовсем. Тайну того, кто жених Софьи, он не раскрывает. Трио Скотинин, Простакова и ее сын планируют перехватить девушку на выезде. После выясняется, что Простакова велела няне похитить Софью, но помешал Милон. Правдин указывает, что это незаконно, и говорит о возможном наказании. Простакова вымаливает прощение Софьи.
Позже Правдин зачитывает документ, согласно которому дом и деревня переходят под его опеку. Барыня просит три дня на сборы, но Правдин ей отказывает. Тогда она вспоминает, что задолжала учителям. Однако чиновник желает рассчитаться с ними из своего кармана. Тут и выясняется, что Вральман — бывший конюх Скотинина, а не учитель немецкого и знаток высшего общества.
Цыфиркин не желает брать лишних денег, поскольку за все годы не сумел научить Митрофана ничему. Его вознаграждают за честность. Кутейкин же остается ни с чем. Стародум с племянницей и его женихом собираются уезжать. Милон грубит матери и говорит, чтобы она от него отстала, за что получает нарекание от отца. Милон предлагает юноше пойти на военную службу, тот соглашается. Горю Простаковой нет меры — она потеряла все.
Подытожил пьесу Стародуб: «Вот злонравия достойные плоды». Действительно, каждому воздалось по заслугам. В итоге:
Описание брата Простаковой
Тарас — брат главной героини сочинения Фонвизина, госпожи Простаковой. Вместе они росли в семье, где было 18 детей, однако все, кроме брата и сестры, погибли по недосмотру. У старших не было желания давать ребятам образование. Они считали чтение книг и учебу бесполезным занятием. О матери героя мало что известно. Отец же сумел разбогатеть, но отличался невероятной жадностью и умер на сундуке с золотом.
Скотинин как типичный представитель помещичьего сословия — отрицательный персонаж, который вызывает негативный отклик в душе читателей. Он является упрямым и глупым человеком, любит похвалить себя и не скрывает, что идеи, которые приходят ему в голову, «ничем не выбьешь». О персонаже можно сказать следующее:
Тарас признается в том, что никогда не думает. За всю жизнь он не открыл ни одной книги, зато обожает возиться со свиньями. Они в его владениях живут куда лучше, чем простые крестьяне. По мнению Стародума, у Тараса есть ум, хоть и небольшой. Однако глупость и невежество родом из детства не позволяют ему меняться, развиваться, постигать новое.
Характеристика Скотинина из комедии «Недоросль» позволяет утверждать, что персонаж собрал в себе много человеческих недостатков, свойственных помещикам своего времени. Это грубость, циничность, деспотизм, невежество, высокомерие.
Значение фамилии Тараса
Говорящая фамилия персонажа, как и других героев пьесы, отображает черты его характера. С одной стороны, она подчеркивает страсть к свиньям, с другой — характеризует его как грубого, невежественного человека. Значение фамилии Скотинин подчеркивает его любовь быть среди скота. Свиньи ему милее людей, которых он ни во что ни ставит и всячески пытается унизить. Это отдушина Тараса, он обходится с животными гораздо лучше, чем с людьми. Фамилия же отражает жизненное кредо персонажа — цинизм и подлость.
От Скотинина нет жизни ни своим, ни соседним крестьянам. Его деятельность смущает даже сестру, которая высказывает, что свиньи ему важнее, чем жена, а скотина во дворе живет лучше работников. Тарас не отрицает этого, продолжает бить и обдирать людей до нитки.
Образ в произведении
Хоть Скотинин относится к второстепенным персонажам, его роль в развитии сюжета значительна. В начале комедии он полностью уверен, что сговор и свадьба состоятся. Деньги Софьи Тарас мечтает потратить на свой заветный идеал — свиней. Ему хочется скупать их всех, объединять и держать у себя. Скотинин ставит их выше будущей жены. Он считает, что раз для свиней всей России у него найдется место, то и для Софьи — тоже.
Когда открылось известие о наследстве, у Скотинина появляется соперник — собственный племянник. Не оставляя темы жениться, Тарас решает действовать напрямую — просит руку девушки у Стародума, но получает отказ. Однако жажда денег застилает глаза. Скотинин ссорится с сестрой, дерется с племянником. Персонаж ведет себя надменно, считает, что осчастливит Софью, взяв ее в жены.
Печально, что сатирический портрет Тараса — не выдумка. На протяжении столетий проявляют существование люди, в которых свинство заложено в генах. Они действуют исключительно в своих интересах и считают, что все им обязаны, при этом винят окружающих, считают их глупцами и невеждами. Объяснение подобного поведения можно искать в наглости, бесцеремонности и себялюбии.
На примере Скотинина автор показывает, каким может стать человек без образования и достойного воспитания. Он многократно подчеркивает, что дело не только в Скотинине. Таких, как он, тысячи дворян, которые поведением и поступками недостойны своего звания. Собственное благополучие и удовлетворение потребностей волнуют их гораздо больше, чем судьба близких, подчиненных и Отечества. С помощью своего героя Фонвизин высмеивает таких людей и призывает читателей акцентировать внимание на образовании детей, воспитании в них доброты и нравственности.