Как звали дочку станционного смотрителя
Станционный смотритель: характеристика Дуни
Образ и характеристика Дуни из повести Пушкина «Станционный смотритель» является одним из главных. В погоне за счастьем, девушка сбегает из родительского дома, забыв и бросив своего отца, беззаветно любившего ее, что привело к трагедии.
Образ
Характеристика
Рукодельница. Сшила себе платье.
Общительная и разговорчивая. С каждым, кто приходил в дом, находила общий язык. Встречала ласковым словом, успокаивала особо раздраженных с дороги путешественников.
Кокетлива. Мужчины видя красоту Дуни не могли сдержать слов восхищения. Девушка прекрасно знала о своем влиянии на мужской пол. Ей льстило это. Реакция с их стороны нравилась ей. Она не стеснялась и не робела в их присутствии.
Ласковая. Ее ласковый голос действовал магически. Гнев приезжих сразу проходил.
Умная, проворная. «…такая разумная, такая проворная…»
Любовь в жизни Дуни
Всю дорогу Дуня плакала. Совесть мучила ее, что пришлось оставить отца. Хуже всего то, что она не соизволила даже весточку прислать, что с ней все хорошо.
Чувства молодых были взаимны. Минский снял девушке шикарные апартаменты, нанял прислугу, обеспечил необходимым. Они не жили вместе. Их встречи были по обоюдному согласию. В отношениях с Минским у Дуняши родилось трое детей. Судя по всему она была счастлива.
Все эти годы, Дуня не давала о себе знать. Приехав в родное село, ей уже не удалось застать отца в живых. Он не выдержал разлуки. Умерла в старике надежда на встречу, а вместе с ней и он сам.
«Станционный смотритель» главные герои
Рассказ Пушкина, который включен в его сборник «повестей Белкина», Главные герои «Станционного смотрителя» – Вырин Самсон, его дочка Дуня, и сам рассказчик. В основе произведения Пушкина лежит история романтической любви и вечная проблема отцов и детей. Молодая девушка бросила родного отца, фактически, она предала его, погнавшись за призрачной мишурой богатой жизни. Даже женившись на Дуне, вряд ли Минский будет выводить ее в свет, и вся ее жизнь пройдет на правах содержанки. Это сентиментальный рассказ о социальных неравенствах и последствиях необдуманных поступков.
Характеристика героев «Станционный смотритель»
Главные герои
Самсон Вырин
Описание Самсона Вырина – это образ «маленького человека». Добродушный и спокойный человек, заботливый отец. Всю свою жизнь трудится, работая станционным смотрителем. У него одна гордость и счастье – его дочь Дуня. Отец души не чает в дочери. Узнав, что ее увез проезжий офицер, бросается на поиски. Минский просто вышвыривает его за дверь, сунув деньги. Он понимает, насколько смотритель бесправен и беззащитен. Не пережив разлуки с дочерью, Самсон спился и умер.
Юная, привлекательная дочка Вырина. Расторопная, хозяйственная, во всем помогает отцу. Ей хочется другой жизни, она кокетлива и несколько распущенна. Умеет пользоваться своей привлекательностью, и когда проезжий офицер собирается увезти ее, она беспрекословно следует за ним, хотя и переживает за оставшегося в одиночестве отца. Покончив с крестьянской жизнью, Дуня приезжает на станцию только тогда, когда отца уже нет в живых, в образе богатой и знатной дамы.
Рассказчик
Мелкий чиновник, часто разъезжающий по служебным делам. От его лица идет описание героев повести. Любознательный молодой человек, с уважением относящийся к простым людям. Умеет найти подход к людям, любит слушать различные истории. Внимательный и наблюдательный человек, умеет сопереживать и сочувствовать чужому горю. Узнав о том, что у Дуни все сложилось хорошо, и она была на могиле отца, он прощает ее.
Второстепенные персонажи
Ротмистр Минский
Гусар, симпатичный молодой человек. Своей любознательностью и обходительностью сумел завоевать доверие смотрителя. Яркий тип баловня судьбы, который привык, чтоб ему ни в чем не отказывали. Считает, что все продается и покупается. Равнодушный эгоист, чувства других людей ему безразличны. С презрением относится к отцу Дуни, так как тот является простым смотрителем, выходцем из низкого сословия. Бессердечный, холодный и жестокий человек.
Жена пивовара
Толстая деревенская женщина, живущая в доме смотрителя. От нее рассказчик узнает, что старый смотритель спился, и похоронен год назад.
Ванька
Сын жены пивовара, растрепанный, маленький мальчишка. С уважением относится к Самсону Вырину, который хорошо относился к детям, угощал их, учил вырезать дудочки. Отвел рассказчика на могилу смотрителя, восхищается прекрасной барыней, которая приезжала на эту могилку, и одарила мальчишку деньгами.
В «Станционном смотрителе» герои живут каждый по своему, даже в семье Вырина, состоящей всего из двух человек, нет взаимопонимания и единства, чувствуется их отдаление друг от друга. Ротмистр Минский, тем более, не ищет общения с новым родственником, он и с Дуней-то стоит на разных социальных уровнях. У всех этих героев свое понимание жизни, и они не могут, или не хотят понять другого человека. Различие во взглядах приводит к трагедии. Краткая характеристика героев поможет лучше понять смысл пушкинского произведения.
Тест с ответами: “Станционный смотритель” А.С.Пушкин
1. Как звали станционного смотрителя:
а) Самсон Вырин +
б) Самсон Яковлев
в) Марат Прокофьев
2. Как звали дочку смотрителя:
а) Лена
б) Дуня +
в) Маргарита
3. Сколько лет было девочке:
а) 18
б) 15
в) 14 +
4. Что такое скуфья:
а) Круглая шапочка +
б) Домработница
в) Ваза
5. Что сделал Минский, когда смотритель пришел просить отдать ему дочь в первый раз:
а) Пообещал, что она будет счастлива с ним, сунул за рукав деньги и вытеснил за порог +
б) Сказал, чтобы тот больше не являлся
в) Отпустил дочку
6. Что было изображено на картинках, которые висели у смотрителя в доме:
а) Цветы
б) История блудного сына +
в) Он и его семья
7. Как гусар обманул смотрителя, чтобы забрать его дочь с собой:
а) Ночью похитил девушку
б) Усыпил смотрителя и похитил девушку
в) Притворился, что у него горячка и предложил девушка прокатиться до церкви +
8. Расстроился ли смотритель из-за пропажи дочери:
а) Да +
б) Нет
в) В произведении об этом не говорится
9. Почему, по мнению автора, нет людей несчастнее станционных смотрителей:
а) Потому что им не хватает человеческого общения
б) Потому что это унылая и однообразная работа
в) Потому что во всех своих неприятностях путешествующие всегда винят смотрителей +
10. Чем поразила рассказчика дочь станционного смотрителя:
а) Трудолюбием
б) Красотой +
в) Смешливостью
11. Как изменился смотритель за те несколько лет, которые его не видел рассказчик:
а) Он стал угрюм и неразговорчив +
б) Он был очень рад встрече, но казался уставшим от жизни
в) Он был все тот же, только немного постарел
12. Как смотрителю удалось увидеть дочь:
а) Он смог увидеть ее только издалека, потому что Минский был против его свидания с дочерью
б) Ему удалось прокрасться в квартиру Минского, после того, как тот выпроводил его +
в) Он дождался ее в квартире Минского
13. На кого было похожа дочь, когда смотритель все-таки смог ее увидеть:
а) На содержанку +
б) На счастливую жену и мать
в) На женщину, терпящую жестокое обращение от мужа
14. Какую цифру смотритель назвал рассказчику, говоря о том, когда в последний раз видел свою дочь:
а) 2 года
б) 5 лет
в) 3 года +
15. Что рассказчику рассказали о судьбе смотрителя, когда он в третий раз был проездом в тех местах:
а) Дочь не успела попросить у него прощения до его смерти и очень убивалась на его могиле +
б) Что они с дочерью помирились, и она забрала его в Петербург
в) Он иногда навещает свою дочь в Петербурге
16. В каком году была написана повесть Пушкина «Станционный смотритель»:
а) 1828
б) 1830 +
в) 1832
17. К какому литературному направлению относится повесть «Станционный смотритель»:
а) Классицизм
б) Романтизм
в) Сентиментализм +
18. В какой из циклов автора вошла повесть «Станционный смотритель»:
а) «Проза Пушкина»
б) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» +
в) «Повести о маленьких людях»
19. Какой является ведущая тема повести «Станционный смотритель»:
а) Тема реализации личности
б) Тема любви к родине
в) Тема «маленького человека» +
20. От чьего лица ведется повествование в произведении «Станционный смотритель»:
а) От лица ротмистра Минского
б) От лица рассказчика +
в) От лица смотрителя
21. О ком идет речь в цитате: «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда»:
а) О станционном смотрителе +
б) О мелком чиновнике
в) О путешественнике
22. Почему Минский пробыл у Выриных несколько дней:
а) У гусара были дела в соседней деревне
б) Минский притворился больным +
в) Минский был старым другом Вырина
23. Куда отправился смотритель за дочерью:
а) В Екатеринбург
б) В Новосибирск
в) В Петербург +
24. Кому из героев принадлежат слова: «она будет счастлива, даю тебе честное слово»:
а) Дубровскому
б) Минскому +
в) Рассказчику
25. Как отреагировала главная героиня на приезд отца:
а) Расплакалась и начала просить прощения
б) Позвала к столу
в) Упала в обморок +
26. Кто, по словам сына пивовара, приезжал на могилу покойного смотрителя:
а) Молодой гусар
б) Барыня с тремя барчатами +
в) Красивая грустная женщина
27. Что случилось со смотрителем в конце произведения:
а) Он спился от горя и одиночества и умер +
б) Уехал в другую страну
в) Нашел дочь и жил еще очень долго
28. Кем стала дочка смотрителя в конце произведения:
а) Простолюдинкой
б) Бедным человеком
в) Барыней +
29. Повесть впервые была издана в этом году:
а) 1831 +
б) 1841
в) 1835
30. По повести создан литературно-мемориальный:
а) комплекс
б) музей +
в) дом
Краткое описание персонажа
Полное имя героини — Авдотья Самсоновна Вырина, она является дочерью Самсона Вырина, бедного станционного смотрителя, с которым рассказчика свела судьба. Задание, которое часто дают учителя при изучении этой девушки — составление цитатной характеристики. Для этого следует внимательно перечитать текст повести и выписать цитаты, наиболее значимые для раскрытия ее образа.
Рассказчик дважды приезжал в село Н., находящееся в российской глубинке. В первый раз его встретил цветущий старик-смотритель, в доме которого царил идеальный порядок. Его дочь, 14-летняя красавица с голубыми глазами, произвела на героя неизгладимое впечатление, она была мила и очень привлекательна. Сама первая встреча оставляет у читателя исключительно положительные эмоции — несмотря на бедность, Самсон Вырин счастлив, ведь целью его жизни является его любимая дочь.
Во вторую встречу автор видит того же смотрителя, который, казалось, состарился на целую жизнь, в его доме не прибрано, а Дуня, как он узнает позднее, покинула отчий дом, уехав с барином Минским, красивым и обаятельным мужчиной. Отец не смог пережить разлуки, поэтому запустил свою станцию, покой и уют покинули бедные стены его дома.
Таким образом Пушкин использует прием противопоставления — жизнь в доме Выриных с Дуней и после ее бегства отличается разительно. Роль этой героини велика, ведь она не только занималась хозяйством, но и была целью жизни собственного отца.
Характеристика образа
При написании сочинения на тему «Судьба Дуни из «Станционного смотрителя» следует прочитать текст и рассмотреть детство девушки, которое Пушкин описывает легкими штрихами, оставляя многие моменты открытыми для читательского домысливания. Из текста становится ясным, что девочка рано осталась сиротой и после смерти матери была вынуждена взять на себя заботу о хозяйстве. Она добросовестно выполняла свои обязанности, была проворной и умелой хозяйкой. И кажется, что Дуня заслуживала лучшей доли, чем прозябание на бедной полузаброшенной станции, где вероятность встретить достойного жениха близка к нулевой.
Особенности героини:
Дуня — девушка неробкого десятка, несмотря на свое уединенную жизнь, она может ловко управляться с гостями станции, даже целовалась с мужчинами втайне от отца. Она нравилась всем приезжающим и рано привыкла к вниманию представителей противоположного пола. Однако назвать ее распущенной или бесстыжей нельзя — жизнь вдали от каких-либо развлечений принудила ее развлекаться на свой манер.
Побег героини
В целом, при описании Дуни из повести «Станционный смотритель» следует подчеркнуть, что это не простая девушка из глубинки, а сложная героиня со своим внутренним миром. Она кокетлива, мечтает производить впечатление на мужчин, а жизнь с отцом для нее скучна и пресна. Однако это не мешает девушке добросовестно трудиться и помогать Самсону Вырину во всем. Их «обитель», скромный дом смотрителя, всегда выглядит опрятной, в ней царит идеальный порядок и уют.
Но душа ее жаждала чего-то нового, приключений и ярких эмоций, вот почему она и сбежала. При написании сочинения-рассуждения важно отметить, что Дуня — не примитивная девушка, погнавшаяся за материальными благами, она мечтала о любви и собственной семье.
Приезжий гусар Минский сумел произвести на нее неизгладимое впечатление и заставить совершить роковой поступок — покинуть отца. Всю дорогу в Петербург, к своей новой жизни, девушка плакала, ведь она навсегда перечеркнула свое прошлое и покинула того, кто обожествлял ее — собственного отца.
Однако возвращаться назад Дуня не хотела. Минский не смог жениться на бедной незнатной девушке, но, будучи человеком состоятельным, снял ей роскошную квартиру и подарил богатую жизнь. Она получила то, о чем мечтала — роскошные наряды, прислугу, шикарную жизнь, любовь мужчины. Но полного счастья новая жизнь бедной провинциалке не дала.
Побег Дуни — ее добровольное решение, которое потребовало от девушки определенного мужества и силы духа. Она понимала, что, возможно, иного шанса на счастье с любимым мужчиной у нее не будет, знала, что в случае отказа может навсегда остаться старой девой, служащей на полузаброшенной станции, где каждый гость воспринимается как подарок. И решилась на смелый шаг. Судить ее строго не берутся ни рассказчик, ни сам Пушкин, ведь девушка только попыталась наладить свою жизнь.
Однако осуждение вызывает то, что она не отправила отцу, горячо ее любившему, ни единого письма. Дуня добровольно отказалась от самого близкого ей человека, предпочтя ему роскошь и личное счастье.
Последняя встреча
Дуня, став содержанкой Минского, быстро привыкла к богатству и не желала, чтобы прошлое терзало ее. Вот почему она отказалась от общения с отцом и не стала писать ему. Раскаяние и сожаление угнетали женщину, но повернуть обратно она уже не смогла. Вскоре у нее появилась и более веская причина — родились дети от любовника.
Но тоска по прошлой жизни в ее душе не исчезла, поэтому однажды Дуня не выдержала и приехала на станцию, где прошло ее трудное, но счастливое детство. К сожалению, проститься с отцом этой роскошной даме не удалось — Самсон Вырин умер, прежде всего, от горя и утраты. Вот о чем плакала Дуня на его могиле — она даже не смогла попросить прощения у самого родного ей человека, который любил ее без памяти.
Минский сдержал слово, обеспечил ее всем необходимым, не покинул, содержал в роскоши и достатке, искренне любил, но мир в душе героини был утрачен навсегда, ведь она была вынуждена отказаться от собственного отца. В тексте повести нигде не говорится о том, что любовник каким-то образом препятствовал встречам Дуни с Выриным, что он запрещал ей ему писать. Вероятнее всего, девушка так решила сама.
Начав новую жизнь, она попыталась сжечь все мосты и добровольно оборвала ту нить, которая связывала ее с родительским домом. Но любовь к отцу жива в ее душе, поэтому от горечи раскаяния ей избавиться не удалось. Анализ эпизода последней встречи Дуни и Самсона Вырина на кладбище, на могиле несчастного смотрителя, подтверждает это.
Значение и судьба
Рассматривая кратко судьбу Авдотьи Самсоновой, современный читатель едва ли осудит девушку за ее побег с любимым человеком. На станции у нее не было будущего, и Дуня лишь сделала все, чтобы стать счастливой. На нее обращали внимание все посетители станции, однако уехала она только с гусаром, что позволяет сделать вывод, что именно он вызвал в ее сердце искренние чувства. Она покинула отца из-за любви, а не в погоне за роскошью и безбедной жизнью, тем более что Пушкин дает понять: заниматься домашним хозяйством эта девушка любила и умела.
Но для автора тема рассказа о жизни Дуни гораздо сложнее. Не зря в комнате смотрителя висят картины, рассказывающие о блудном сыне. Эта притча приобретает пророческое значение в жизни главной героини. Девушка — блудная дочь, покинувшая отчий дом в поисках лучшей доли, но вернулась она слишком поздно. Поэтому библейская гармония и прощение оказались недостижимыми. Отца уже нет в живых, помириться с ним невозможно, грех навсегда останется на ее сердце. И всю жизнь будет подтверждаться то, что она совершила, пусть и невольный, но неблаговидный поступок, который стал в итоге причиной смерти родителя.
Дальнейшая судьба героини читателю неизвестна. Возможны несколько вариантов того, как сложится ее жизнь:
Образ и характеристика Дуни в повести «Станционный смотритель»: описание в цитатах
Художник М. Добужинский |
Дуня является одной из центральных героинь повести «Станционный смотритель».
Образ и характеристика Дуни в повести «Станционный смотритель» Пушкина: описание в цитатах
««Здесь стоит Авдотья Самсоновна?» — спросил он.»
«. взял вольных лошадей и пустился в село Н.»
«А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти; уж ей ли не было житье?»
«При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота ее меня поразила.»
«Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала.»
«. да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать. «
«. а дочь его за перегородкой шила себе платье. «
«. Дуня, привыкшая к таковым сценам, выбежала из-за перегородки и ласково обратилась к проезжему с вопросом: не угодно ли будет ему чего-нибудь покушать? Появление Дуни произвело обыкновенное свое действие. Гнев проезжего прошел. «
«. я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет.»
«В сенях я остановился и просил у ней позволения ее поцеловать; Дуня согласилась. «
«Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Барыни дарили ее, та платочком, та сережками. Господа проезжие нарочно останавливались, будто бы пообедать, аль отужинать, а в самом деле только чтоб на нее подолее поглядеть. Бывало, барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь: курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались.»
«Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня. «
«Дуня с той станции отправилась далее с гусаром.»
«Ямщик, который вез его, сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте.»
«. не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово. Зачем тебе ее? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего состояния. Ни ты, ни она — вы не забудете того, что случилось.»
«Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы.»
«. вечером, шел он по Литейной, отслужив молебен у Всех Скорбящих. Дрожки остановились перед трехэтажным домом, у самого подъезда. «
«Две первые комнаты были темны, в третьей был огонь. Он подошел к растворенной двери и остановился. В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости.»
«. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел. «
«Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался.»
««Здесь, — отвечала молодая служанка, — зачем тебе ее надобно?»»
««Нельзя, нельзя! — закричала вслед ему служанка. «
««Чего тебе надобно? — сказал он ему, стиснув зубы, — что ты за мною всюду крадешься, как разбойник? или хочешь меня зарезать? Пошел вон!» — и, сильной рукою схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу.»
««Вот уже третий год, — заключил он, — как живу я без Дуни и как об ней нет ни слуху, ни духу. Жива ли, нет ли, бог ее ведает.»
«Прекрасная барыня, — отвечал мальчишка; — ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською. «
«Вот летом проезжала барыня, так та спрашивала о старом смотрителе и ходила к нему на могилу.»
«. как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям: «Сидите смирно, а я схожу на кладбище».»