Как звали дворника в муму
Краткое содержание «Муму» ⭐
Главные герои: барыня (хозяйка имения), Герасим (немой работник), Муму (собака Герасима)
Второстепенные персонажи: Татьяна (крепостная крестьянка, прачка), Капитон (крепостной крестьянин, сапожник), Гаврила (крепостной крестьянин, дворецкий)
Автор: Тургенев И.С. | Дата публикации: 1854 | Форма произведения: рассказ | Жанр: драма | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 5 класс | Время чтения: до 1 часа |
Темы: власть, внутренняя борьба, добро и зло, изъяны общества, любовь, милосердие и жестокость, одиночество, свобода, человек и животные
Герасим
Иллюстрация И. Пчелко
На глухой улице Москвы, в доме с колоннами, где было много прислуги, жила овдовевшая старая барыня. У ее дочерей давно были свои семьи. Барыня жила в одиночестве.
Самым заметным человеком в доме был Герасим. Он служил дворником, имел могучее телосложение, но был глухонемым от рождения. Барыня взяла его из деревни, где Герасима считали лучшим работником. Герасим длительное время испытывал тоску по деревне и трудно привыкал к городу. Он хорошо выполнял свои обязанности.
Прошел год. Хозяйка приняла решение женить башмачника Капитона, который был беспробудным пьяницей. Однако барыня полагала, что, женившись, он образумится. В жены ему она выбрала Татьяну и поручила дворецкому все организовать. Татьяна нравилась Герасиму. Он неуклюже пытался ухаживать за ней, защищал от издевательств и ждал новый кафтан, чтобы в надлежащем виде попросить у барыни разрешения взять в жены Татьяну.
Хитрость дворецкого
Иллюстрация И. Пчелко
Дворецкий долго думал. Барыня любила дворника, однако он не сулил хорошего замужества по мнению хозяйки, которая не поменяла бы собственное решение. Башмачник тоже боялся Герасима. Гаврила рассчитывал, что хозяйка забудет о собственном решении, как это бывало многократно. Но барыня интересовалась свадьбой ежедневно.
В конце концов дворецкий вспомнил, что дворник на дух не переносил пьяных. Он придумал хитрость. Подговорил Татьяну изобразить из себя пьяную и показаться в этом виде Герасиму. Задумка удалась. Герасим отказался от прачки и она стала женой Капитона.
Спустя год башмачник совсем спился. Барыня отправила его с супругой в далекую деревню. Герасим преподнес Татьяне в подарок платок красного цвета, который купил для нее еще год назад, хотел проводить ее, однако на середине пути ушел обратно.
Иллюстрация И. Пчелко
Когда Герасим шел обратно около реки он увидел тонущего щенка. Он выловил его и отнес к себе в каморку. Герасим выходил его и назвал Муму. Собака везде ходила за дворником, сторожила ночью двор и не лаяла просто так. Во дворе все любили умную собаку.
Через год барыня в окно увидела Муму. Собачка понравилась ей и она приказала привести Муму. Щенок испугался, жался в угол, потом стал рычать на барыню и скалиться. Барыня приказала увести собаку. Ночью барыня не спала, а утром сообщила, что не могла заснуть из-за собачьего лая. Она велела убрать Муму и лакей продал собаку. Дворник стал искать Муму, но не нашел. Он затосковал, а через день собака пришла к нему сама. На ее шее болтался обрывок веревки.
Герасим понял, что собака пропала по указанию хозяйки. Ему сообщили при помощи жестов о произошедшем в покоях барыни. Он стал прятать Муму. Но ночью собака снова лаяла и хозяйка устроила истерику. Дворецкий поклялся, что в скором времени Муму исчезнет.
Уход Герасима
Дворецкий пошел к дворнику и объяснил ему барский приказ. Герасим решил все сделать сам. Он надел лучший кафтан, накормил собаку в трактире, потом взял лодку и выплыл на середину реки. Герасим попрощался с собакой, завязал на ее шее веревку с кирпичом и бросил в воду. Потом вернулся домой, собрал вещи и пошел пешком в свою деревню. Спустя три дня он оказался на месте. Староста охотно принял его. В Москве дворника долго искали. Найдя его в деревне, хозяйка пожелала взять его обратно, но потом передумала.
Герасим до настоящего времени не женат, живет в старой избе, не интересуется женщинами и не заводит собак.
Как Вы запомнили содержание «Муму»?
Характеристика главных героев рассказа Тургенева «Муму»
В соответствии со школьной программой ученики пятых классов изучают произведение Ивана Сергеевича Тургенева «Муму», характеристику главных героев которого нередко требуют использовать в сочинениях и читательских дневниках. Этот рассказ несколько лет после создания находился под запретом и стал доступен широкой публике лишь благодаря дипломатическому характеру автора.
История создания
Находясь в Спасском, Тургенев сообщил издателю по фамилии Аксаков, что хочет прислать написанный под арестом рассказ. Осенью того же года произведение доставили издателю. Тот восторженно откликнулся о работе и пообещал опубликовать её. Однако этой затее не суждено было осуществиться, поскольку подготовленный к печати рассказ не пропустила цензура.
Напечатать произведение удалось в журнале «Современник» почти через год — в 1854. Тогда работа получила первый отклик в виде рапорта, подготовленного чиновником главного управления цензуры Николаем Родзянко. Он посчитал ее неуместной к печати во избежание возникновения у читателя чувства сострадания к главному герою Герасиму. После рассмотрения дела содержание произведения признали «щекотливым», а позволившему опубликовать его цензору В. Бекетову вручили предупреждение.
В дальнейшем Павел Анненков (литературный критик) попытался включить повесть в издание сочинений Тургенева. Это дало старт многочисленным переговорам, подготовке большого количества ходатайств и дипломатических рапортов, в чём приняли участие известные люди:
Основные персонажи
Стержневой идеей рассказа Тургенева является критика крепостнического строя. В нем рассказывается о постыдном для России периоде, когда господам позволялось самовольно распоряжаться судьбами людей. Однако крепостничество в те года уже отживало свой век и лишь тормозило экономическое развитие страны. Благодаря главным героям «Муму» читатель получает представление о том, как в прежние времена жили рядовые крестьяне, находившиеся под гнётом помещиков, не учитывавших желаний простых людей.
Дворник Герасим
Он является центральным персонажем рассказа. Ещё до приезда в город немой Герасим занимался тяжёлым крестьянским трудом, который, однако, доставлял ему удовольствие. Возникало ощущение, что он без помощи лошади сам вспахивал землю. Герой имел очень высокий рост и невероятно крепкую фигуру, благодаря чему выглядел как настоящий богатырь из сказки.
После переезда в Москву Герасим тяжело вживался в роль дворника, поскольку для него эта работа казалась слишком простой и скучной. Писатель сравнивал его то с быком, то с пойманным зверем, указывая тем самым на тяжесть положения.
В характере персонажа многое становится понятно благодаря описанию его каморки, в которой стояли изготовленные собственноручно предметы мебели:
То, что Герасим выступает в рассказе крепостным крестьянином, является важным аспектом в его характеристике, ведь по своему статусу он должен быть полезным хозяйке, не докучая при этом собственными желаниями. Нежные чувства героя к безропотной прачке Татьяне никаким образом не интересовали барыню. Мужчина выделил девушку из числа многочисленной дворни из-за того, что сердцем ощущал тех, кому нужна его защита и помощь.
Когда взбалмошная хозяйка разлучила Герасима с дамой сердца, он нашёл спасение в опеке над найденным щенком породы спаниель.
Дворник очень привязался к собаке, которую из-за своей немоты стал звать Муму. Когда же хозяйка потребовала избавиться от неё, герой выполнил приказ, но проявил себя как смелый и решительный человек, самовольно оставив службу в Москве и уйдя в деревню.
Дворовая любимица Муму
Муму — небольшая собачонка, которая, будучи ещё щенком, была спасена Герасимом от неминуемой гибели. Изначально она предстала перед читателем страшненькой и непримечательной. Но благодаря заботе и безграничной любви дворника она преобразилась и стала очень даже красивой собакой, совсем не походившей на дворнягу. Питомица сильно привязалась к своему спасителю, всегда бегала за ним. К тому же она была очень умной и покладистой, никогда не заходила в комнаты, где была барыня, а терпеливо дожидалась Герасима во дворе.
Собака стала незаменимой помощницей по хозяйству: охраняла инвентарь, сторожила владения по ночам, не подпускала чужих. Она никогда не лаяла попусту. К окружающим людям Муму относилась весьма лояльно и никого не кусала. Но если её пытались погладить, то увёртывалась, поскольку знала о ревности своего хозяина.
Всеобщая любимица очень хорошо чувствовала плохих людей. Такая способность сыграла злую шутку — она огрызнулась, когда барыня попыталась её погладить, отчего помещица взбесилась и приказала убрать животное со двора. В этом хозяйке помог дворецкий Гаврила, который способен был пойти на любую хитрость, лишь бы угодить сумасбродной барыне. Именно им организована свадьба Татьяны с Харитоном. Он же и собаку приказал продать подальше от хозяйского дома.
Но Муму в очередной раз проявила свою невероятную преданность, сбежав из нового жилья и возвратившись домой. Когда отчаявшийся Герасим вёл её к реке, чтобы утопить, в глазах собачонки не было страха. Малышка полностью доверяла своему покровителю. Её образ пропитан добротой и привязанностью — качествами, которые очень сложно найти в людях.
Вздорная барыня
Владелица поместья выступает в рассказе своевольной и властной женщиной с постоянно меняющимся настроением, из-за чего страдали все её подчинённые. Большинством поступков барыни руководили капризы и самодурство. Лишь ради собственного развлечения она решила выдать свою прачку Татьяну замуж за сапожника Капитона, которого таким способом пыталась отвлечь от пьянок. Но затея её не принесла положительного результата, поскольку сапожник окончательно спился и вместе с женой был отправлен в деревню с глаз долой.
Разрушила она и судьбу Татьяны, которая ещё могла быть счастливой, если бы её мужем стал Герасим. Да и для последнего такой поворот событий оказался сильным эмоциональным потрясением, с которым помогла справиться лишь забота о Муму. Однако и с ней дворнику пришлось расстаться жестоким образом, на что снова непосредственное влияние оказала барыня, не обращавшая внимания на чужие жизни.
Наблюдая за тургеневскими персонажами, можно прийти к выводу, что крепостное право имеет очень негативное влияние не только на крестьян, но и на их господ. В глухонемоте главного героя просматривается невозможность подневольных людей выразить свои мысли и быть услышанными.
Гаврила в рассказе «Муму» Тургенева: образ, характеристика, описание дворецкого
Гаврила является одним из второстепенных персонажей рассказа «Муму» Тургенева.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Гаврилы в рассказе «Муму» Тургенева: описание в цитатах.
Гаврила в рассказе «Муму» Тургенева: образ, характеристика, описание дворецкого
Гаврила является крепостным крестьянином старой барыни. Он служит у нее дворецким:
«. Вот зашла однажды о нем речь у барыни с ее главным дворецким, Гаврилой. »
(дворецкий – старший слуга, отвечающий за порядок в доме; ему подчиняются все остальные слуги)
О внешности Гаврилы известно следующее:
«. судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом. »
«. впереди выступал Гаврила, придерживая рукой картуз, хотя ветру не было. »
«. втихомолочку высморкал в зале свой утиный нос. »
Гаврила, как и остальные крепостные, боится своей барыни:
«. тот, не без некоторого внутреннего лепетания, переступил порог ее кабинета. »
«. Собака‑с… какая‑с… может быть, немого собака‑с… – произнес он не совсем твердым голосом. »
«. барыня проснулась довольно поздно. Гаврила ожидал ее пробуждения. готовился выдержать сильную грозу. Но грозы не приключилось. «
Он не спорит с барыней и во всем ее слушается:
«. Ну да. По‑моему, лучше бы тебя хорошенько в руки взять. Ну, да это уж их дело. «
Мужчина старается всячески угодить своей барыне:
«. велел доложить барыне, что собака, к несчастью, опять откуда‑то прибежала, но что завтра же ее в живых не будет, и чтобы барыня сделала милость, не гневалась и успокоилась. «
Каждый день в определенное время Гаврила ходит с докладом к барыне:
«. А теперь ступай. К докладу я потом позову. »
«. она велела позвать Гаврилу часом ранее обыкновенного. «
Гаврила и приживалка Любовь Любимовна вместе ведут учет продуктов (чая, сахара и т.д.). При этом герои вместе воруют эти товары за спиной у хозяйки:
«. Любовь Любимовну, с которой вместе крал и учитывал чай, сахар и прочую бакалею. «
Комната героя загромождена сундуками. Судя по всему, в сундуках хранятся ценные вещи барыни, за которыми дворецкий обязан следить:
«. Возвратясь в свою комнату (она находилась во флигеле и была почти вся загромождена коваными сундуками)..»
Дворецкий Гаврила знает, что барыня хорошо относится к глухонемому дворнику Герасиму. Поэтому дворецкий тоже ему потакает, чтобы угодить хозяйке:
«. Госпожа, – думал он, посиживая у окна, – конечно, жалует Герасима (Гавриле хорошо это было известно, и оттого он сам ему потакал)..»
У героя есть жена Устинья Федоровна:
«. Гаврила сперва выслал вон свою жену, а потом подсел к окну и задумался. »
«. Устинья Федоровна, – крикнул он громким голосом своей жене, – наставьте‑ка самоварчик, моя почтенная. «
Гаврила отчасти виноват в смерти Муму. Почему? Когда старая барыня просит его избавиться от Муму, он начинает настоящую травлю против Герасима и Муму. Герасим не выдерживает натиска и решает сам утопить Муму в реке.
Узнав о смерти Муму, барыня ругает Гаврилу: она объясняет, что просила избавиться от собаки, но не убивать ее. Однако старательный и услужливый дворецкий Гаврила понял барыню по-своему и довел ситуацию до трагического конца.
Это был цитатный образ и характеристика Гаврилы в рассказе «Муму» Тургенева: описание в цитатах.
1610. Характеристика и образ Гаврилы в рассказе Тургенева Муму Русский язык
Сочинение — Характеристика и образ Гаврилы в рассказе Муму. Русский язык
Самым верным слугой барыни был дворецкий Гаврила. Он старался исполнить любую её прихоть, чтобы угодить своенравной хозяйке. Его работа – следить за порядком в доме, а остальные слуги обязаны беспрекословно подчиняться ему. Каждый день в назначенное время он приходил к барыне с отчётом.
О внешнем виде дворецкого известно только то, что у него «жёлтые глазки и утиный нос». Ему присущи такие качества как трусость, послушность, хитрость, изворотливость и в то же время глупость. При этом он не терпит легкомыслия, за которое он ругал мужа Татьяны.
Этот второстепенный персонаж изображён как жулик и скользкий тип. Заискивая перед барыней, он думает только о своей выгоде и тайком ворует всё подряд. Ему не важны чувства других. Когда барыня решает выдать свою прачку Татьяну замуж за пьяницу-башмачника Капитона Климова, прекрасно зная, что в неё влюблён дворник Герасим, Гаврила придумал хитрый способ вызвать у него отвращение к возлюбленной. Дворецкий знал, что Герасим не любит пьяных людей, и заставил Татьяну изобразить перед ним «хмельную». Этот подлый поступок разбил дворнику сердце.
Через некоторое время Гаврила, выполняя очередной приказ барыни, снова причинил боль Герасиму. Он тайно продал его любимого щенка по кличке Муму, который раздражал хозяйку. Но собака вернулась. Тогда дворецкий начал оказывать давление на дворника. Не выдержав, Герасим решил сам утопить любимицу, а затем уехал из этого дома в родную деревню. Такой поступок дворецкого разозлил хозяйку, ведь она приказывала просто избавиться от животного, а не убивать его. Гаврила из-за своей глупости и боязни не угодить барыне понял этот приказ буквально, что привело к трагическому завершению истории.
Несмотря на это, Гаврилу нельзя назвать злым, ведь он не желал навредить кому-либо сознательно. Он просто старался хорошо выполнять свою работу и слушался хозяйку, запугавшую его и остальных слуг. Его можно назвать лишь трусом, ведь, в отличие от Герасима, он не смог противостоять её произволу и не осмелился перечить ей, даже осознавая, что своими делами он лишает других людей счастья и губит жизнь и ни в чём не повинной собаки.
В рассказе «Муму», относящемуся к такому направлению, как критический реализм, представлены самые разные герои, с помощью которых Иван Сергеевич Тургенев демонстрирует и изобличает основные пороки, присущие крепостничеству. Автор смело осуждает такой уклад жизни, поэтому произведение долгое время запрещали публиковать.
Считается, что эта трагическая история основана на реальных событиях, которые он видел в московском доме своей матери Варвары Петровны Тургеневой. Она стала прототипом барыни, которая бесцеремонно вмешивается в жизнь своих слуг, доводя ситуацию до произвола, и при этом свято верит, что творит добро.
Сочинение на тему Гаврила (Муму)
Тургенев рисует в своем рассказе образ типичного дворецкого – Гаврилы. Он является немного раболепным со своей хозяйкой и довольно строгим с остальными подчиненными. Такие люди любят иерархию и подчиняются этому порядку, поэтому Гаврило Андреевич принимает собственную роль, которой соответствует и внешне и всем своим сердцем.
Мне Гаврило кажется довольно несчастным человеком, хотя он сам не понимает собственного несчастья. Он искренне жесток с остальными и ищет собственной выгоды, зачастую при помощи создания несчастья другим. Конечно, он простой мужик, каких много, но он явно не нравственный идеал, а даже наоборот является противоположностью этого идеала.
Возможно, даже этот герой представляет собой противоположность Герасиму, который может чувствовать, имеет сердечную ответственность перед другими, чуток к этому миру. Гаврила разрушает счастье Герасима для собственной выгоды, он разлучает Герасима и Татьяну, приказывает топить Муму. Такие поступки возможно даже назвать садистскими, но на самом деле подобное поведение свойственно многим «простым» людям и об этом говорит Тургенев в своем рассказе.
Характерным является факт различия положения Гаврилы и Герасима. С одной стороны довольно состоявшийся (по меркам простого человека) Гаврила, а с другой стороны бедный Герасим, который при этом довольно богат духовно и такого богатства Гавриле не снискать никогда.
Дворецкий боится свою хозяйку, у него маленькие и желтые глазки – зеркало души, вероятно, тоже мелочной и больной. Ведь желтизна – цвет тоски и болезни. Этот герой явно не является духовно здоровым, хотя, в целом, и кажется нормальной частью своего общества. Таким образом, персонаж явно отрицательный и через него автор выявляет пороки многих людей, негативные черты характера, которые зачастую проявляются в простых людях: злобу, коварство, раболепие.
Гаврила накапливает только материальное богатство и не думает о собственной душе. Он в комнате хранит разнообразные припасы и предметы в сундуках. Этим всем он разживается у барышни, перед которой заискивает, но при этом проворачивает различные махинации со своей компаньонкой Любовью Любимовной – кстати, характерное имя, которое указывает на противоположность, ведь в этом человеке любви не наблюдается.
3 вариант
Гаврило Андреевич – второстепенный герой повести Тургенева «Муму». Он самый верный слуга старой барыни, служивший дворецким в доме. Его, судя по жёлтым глазкам и утиному носу – зеркало души, скорее всего ничтожной и слабой, сама судьба определила стать лицом начальствующим. Он, как и другие слуги, боится старой барыни, не спорит с ней, во всё слушается и старается угодить, а также ежедневно ходит к ней с докладом. Его работой является слежение за порядком в доме, а остальная прислуга, с коими обращается он не самым ласковым образом, обязана беспрекословно подчиняться ему. Вместе с приживалкой Любовь Любимовной ведут учёт продуктов и воруют их за спиной у барыни. Комната Гаврилы Андреевича, находящаяся во флигеле, вся загромождена кованными сундуками, в которых, возможно, находятся вещи, которыми он разжился у барышни, вместе с Любовью Любимовной. Жену персонажа зовут Устинья Федоровна.
Гаврило имеет такие качества характера как покорность, робость, лукавство, смекалистость и простота. При этом он не любит беспечность, за что и бранил мужа Татьяны. Тургенев изобразил его как мошенника и обманщика. Выслуживаясь перед барыней, он не беспокоится ни о ком, кроме себя. Когда барыня выдаёт прачку Татьяну замуж за пьяницу – башмачника Капитона Климова, Гаврила знал, что её любит дворник Герасим, и вынудил прачку выставить себя выпившей, играя на том, что Герасим не любит пьяных. Спустя некоторое время, исполняя очередное приказание барыни, дворецкий продал Муму – любимого щенка дворника Герасима. Однако, когда собака возвращается, дворецкий начал давить на Герасима, и тот сам потопил питомца, и вернулся в свою деревню. Это разозлило хозяйку, ведь она хотела избавиться от собаки, а не травить её, но Гаврила из-за глупости и страха не угодить хозяйке принял приказание буквально, и довёл историю до трагического конца.
Однако назвать дворецкого злым нельзя, так как он не хотел причинить кому-либо зло сознательно, а просто хотел хорошо выполнить приказ и слушался хозяйку, запугавшую не только Гаврилу, но и всех крепостных. Однако Гаврилу можно назвать трусом, так как в отличие от Герасима, он не способен противиться произволу барыни и не решился ей перечить, даже понимая, что разрушает счастье других людей и лишает жизни ни в чём не повинную собаку. Материальное богатство ему важнее собственной души. Гаврила является отрицательным персонажем, через которого автор показывает пороки людей и отрицательные черты их характера
Дворня барыни, имена, род занятий, краткая характеристика по рассказу Тургенева «Муму»
«В одной из отдаленных улиц Москвы в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленной дворней».
1. Дворник Герасим. Самое «замечательное лицо» из всей дворни. Крепостной старой барыни-помещицы. Глухонемой мужчина средних лет, обладающий могучим ростом и большой физической силой, напоминает русского былинного богатыря. Определяющая черта характера – любовь к труду. Эта любовь развила в нем сознание собственного достоинства, сознание честно выполняемого долга. Отсюда его строгий и серьезный нрав, исполнительность, любовь к порядку и аккуратности, презрительно-гордое отношение к лживой и праздной барской челяди. Способен на сильную самоотверженную любовь, трогательную привязанность и бескорыстную преданность. Имеет свое собственное «я», не подчиняется и протестует в доступной ему форме против рабской психологии, паразитизма и лицемерия барской жизни.
2. Прачка Татьяна. Крепостная крестьянка старой барыни. Ей около 28 лет. Когда-то была красавицей, но от тяжелого труда стала невзрачной женщиной. Молчаливая девушка с тяжелой судьбой. Горемычное и обездоленное существо, скромна и безответна. Запуганная, жалкая, забитая, она всех боится, «трепещет» от одного имени барыни. Своим трудолюбием отличается от остальной праздной дворни. Старательная работница. Безучастна к своей судьбе, смысл жизни видит в безупречном выполнении возложенных на нее обязанностей. Жалование получает самое маленькое. Является «светлым пятном» в жизни дворника Герасима, нравится ему. Но судьба коварна к ней. К назначению барыней в мужья пьяницы Харитона относится безучастно.
3. Башмачник Капитон Климов. Крепостной крестьянин старой барыни, горький пьяница, бездельник, ни на что не способный человек. Когда-то жил в Петербурге, нахватался «умных» словечек, значения которых не всегда понимал. Имеет типично лакейскую черту: считая себя весьма образованным, решительно бранит «необразованность» деревенских мужиков. Барыня женит его на прачке Татьяне в надежде, что он бросит пить. Однако через год после свадьбы он спивается окончательно.
4. Домашний лекарь Харитон. Крепостной крестьянин старой барыни. Занимает особое положение среди слуг. Не имея медицинского образования, ничего не понимая в медицине, является личным лекарем помещицы. «Всё его искусство состояло в том, что он умел деликатно браться за пульс». Барыню лечит всегда одинаково: поджигает перья и подносит рюмочку с лавровишневыми каплями. Но и эти обязанности исполняет неаккуратно, безответственно. Так, второпях может накапать барыне 40 капель вместо 12. Другой работы в доме не имеет, живет в праздности, как барин, спит по 14 часов в сутки.
5. Лакей Степан. Крепостной крестьянин старой барыни. Имеет крепкое телосложение. Носит кафтан, сапоги и картуз. В свободное время спит в прихожей дома барыни на лавке. Лицемер. Старается выслужиться перед помещицей, выполнить любую ее просьбу, боится свою хозяйку. Это человек без внутреннего стержня и чувства собственного достоинства, трус. Изворотливый, подлый, лживый. По требованию барыни, скрываясь от Герасима, похищает его собаку, уводит ее со двора, продает, а потом скрывает правду от дворника, подло посмеиваясь над ним. Сам о себе невысокого мнения, признает, что не в его правилах держать данное слово.
6. Дворецкий Гаврила. Гаврила Андреевич, крепостной крестьянин барыни, старший слуга, приглядывает за всей дворней, каждый день докладывает барыне о положении дел. Хитрый, пронырливый, жуликоватый. Это человек, «которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом». Ему, как всякому «начальствующему лицу» из лакеев, свойственна угодливость, трусость, граничащая с подлостью. Он, как и другие дворовые, трепещет перед барыней, льстит ей в глаза и в то же время тайком обворовывает ее.
7. Форейтор Антипка. Кучер, сидящий на передней лошади. Как и другая челядь, боится барыни. Не в меру любопытен. Подсматривает в замочную скважину за глухонемым соседом, а потом сплетничает, рассказывая прислуге, что там увидел.
8. Кастелянша. Крепостная работница барыни. Отвечает за хранение, выдачу барского белья, следит за тем, чтобы прачки хорошо выполняли свою работу. Человек неприятный. Чувствуя себя начальницей, копирует стиль обращения барыни с крепостными. Позволяет себе унижать, оскорблять, необоснованно придираться к подчиненным ей прачкам, таким же крепостным, как и сама, доводит их до слез. Злопамятная, мстительная. Когда Герасим заступается за прачку Татьяну, дав всем понять, что не допустит, чтобы ее незаслуженно обижали, бежит к барыне жаловаться на дворника. Занимается наушничеством, выставляя в невыгодном свете тех, кто осмелился перечить ей.
9. Дядя Хвост. Пожилой крепостной крестьянин старой барыни. Пользуется уважением среди других крестьян, которые любят обращаться к нему за советом. При этом никому не дает никаких вразумительных ответов, кроме пустых фраз вроде «Ну-у!»
10. Приживалки. Бедные женщины, не из крепостных, живущие в доме на средства барыни, не имеющие никаких определенных обязанностей, развлекающие скучающую хозяйку, составляющие ее общество. Одна из них на случай бессонницы находится при барыне даже ночью. Обязаны оказывать постоянное внимание, терпеть капризы и частую смену настроения помещицы, поскольку, как и крепостные полностью от нее зависят.
11. Старшая компаньонка Любовь Любимовна. Одна из приживалок, вместе с Гаврилой отвечает за учет продуктов барыни, при этом они вместе воруют их за спиной у хозяйки. Всегда находится около хозяйки, пользуется ее доверием. Часто барыня через нее передает приказы дворне или Гавриле. Как и другие приживалки вынуждена подстраиваться под настроение помещицы.