Как звали ефремова старшего актера
Олег Ефремов
фотографии >>
биография
Ефремов Олег Николаевич
1 октября 1927, Москва — 24 мая 2000, Москва.
Актёр, режиссёр театра и кино.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (7.05.1967).
Народный артист РСФСР (1969).
Народный артист СССР (12.10.1976).
Герой Социалистического Труда (30.09.1987).
Окончил Школу-студию МХАТ в 1949 году и был приглашён в труппу Центрального детского театра, где за короткий срок сыграл более 20 ролей. Там же дебютировал как режиссёр постановкой водевиля «Димка-невидимка» (1955).
Одновременно начал преподавать в Школе-студии МХАТ, был ассистентом на курсе А. М. Карева, позднее профессором и заведующим кафедрой мастерства актёра.
В 1956 году, собрав вокруг себя студентов Школы-студии, своих ровесников и учеников (Галина Волчек, Лилия Толмачёва, Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша, Олег Табаков, Виктор Сергачёв), организовал «Студию молодых актёров» (впоследствии — Московский театр «Современник») и стал художественным руководителем театра.
В 1970 году О.Н. Ефремов принял приглашение старшего поколения мхатовских актёров и стал главным режиссёром МХАТа. За тридцать лет в Художественном театре он поставил более 40 спектаклей и сам сыграл в 14 из них. Поставил все крупнейшие пьесы А.П. Чехова.
Один из создателей и первый секретарь Правления Союза театральных деятелей СССР. Член КПСС с 1955 года.
Скончался в своей квартире на 73-м году жизни. Похоронен 31 мая на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 2).
Олег Ефремов был несколько раз женат. Имел дочь и сына — актёра Михаила Ефремова (1963 г.р.) от брака с актрисой Аллой Покровской.
Центральный детский театр (ЦДТ):
Володя Чернышев — «Ее друзья» В. Розова (1949)
Янис — «Я хочу домой» С. Михалкова (1949)
Учитель — «Драгоценное зерно» А. Мусатова (1950)
Степан — «Настоящий друг» В. Любимовой (1950)
Митрофан — «Недоросль» Д. Фонвизина (1950)
Крестьянин — «Дубровский» А.С. Пушкина (1950)
Николай Шаповалов — «Романтики» Э. Цюрупы (1950)
Стражник — «Город мастеров» Т. Габбе (1950)
Французик — «Горе от ума» А. Грибоедова (1951)
Гриша Фабер — «Два капитана» по В. Каверину (1951)
Саня — «Два капитана» по В. Каверину (1951)
Иван — «Конёк-горбунок» П.Е. Ершов (1952)
Шванда — «Волынщик из Стракониц» Йозефа Каетана Тыла (1952)
Вальтер Дилл — «Гельголанд зовет!» А. Кузнецова (1953)
Андрей — «На широкую воду» Н. Реут, М. Скрябина (1953)
Костя Полетаев — «Страницы жизни» В. Розова (1953)
Молчалин — «Горе от ума» А. Грибоедова (1953)
Петя — «Ее друзья» В. Розова (1953)
Ковьель — «Мещанин во дворянстве» Мольера (1954)
Алексей — «В добрый час!» В. Розова (1954)
Саня Григорьев — «Два капитана» по В. Каверину (1955)
Кочергин — «Дочка» В. Каверина (1956)
Монкс — «Оливер Твист» Ч. Диккенса (1956)
Самозванец — «Борис Годунов» А.С. Пушкина (1956)
Режиссёрский дебют:
«Димка-невидимка» В. Н. Коростылёва и М. Г. Львовского (1955)
Театр «Современник»:
Борис — «Вечно живые» В. Розова (1956)
Винченцо де Преторе — «Никто» Эдуардо де Филиппо (1958)
Леонид — «Продолжение легенды» А. Кузнецова (1958)
Борис Родин — «Два цвета» А. Зака, И. Кузнецова (1959)
Ильин — «Пять вечеров» А. Володина (1959)
«Голый король» Е. Шварца (1960)
Бороздин — «Вечно живые» В. Розова (1961)
Филипп — «Пятая колонна» Э. Хемингуэя (1962)
Ухов — «Старшая сестра» А. Володина (1962)
«По московскому времени» Л. Зорина (1962)
Лямин — «Назначение» А. Володина (1963)
«Без креста!» В. Тендрякова (1963)
«В день свадьбы» В. Розова (1964)
«Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1964)
«Всегда в продаже» В. Аксенова (1965)
«Оглянись во гневе» Дж. Осборна (1965)
Николай I — «Декабристы» Л. Зорина (1967)
Желябов — «Народовольцы» А. Свободина (1967)
«Большевики» М. Шатрова (1967)
«Традиционный сбор» В. Розова (1967)
Андрей Жарков — «С вечера до полудня» В. Розова (1970)
«Чайка» А. Чехова (1970)
«Вечно живые» В. Розова (1975)
Олег Ефремов
фотографии >>
биография
Ефремов Олег Николаевич
1 октября 1927, Москва — 24 мая 2000, Москва.
Актёр, режиссёр театра и кино.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (7.05.1967).
Народный артист РСФСР (1969).
Народный артист СССР (12.10.1976).
Герой Социалистического Труда (30.09.1987).
Окончил Школу-студию МХАТ в 1949 году и был приглашён в труппу Центрального детского театра, где за короткий срок сыграл более 20 ролей. Там же дебютировал как режиссёр постановкой водевиля «Димка-невидимка» (1955).
Одновременно начал преподавать в Школе-студии МХАТ, был ассистентом на курсе А. М. Карева, позднее профессором и заведующим кафедрой мастерства актёра.
В 1956 году, собрав вокруг себя студентов Школы-студии, своих ровесников и учеников (Галина Волчек, Лилия Толмачёва, Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша, Олег Табаков, Виктор Сергачёв), организовал «Студию молодых актёров» (впоследствии — Московский театр «Современник») и стал художественным руководителем театра.
В 1970 году О.Н. Ефремов принял приглашение старшего поколения мхатовских актёров и стал главным режиссёром МХАТа. За тридцать лет в Художественном театре он поставил более 40 спектаклей и сам сыграл в 14 из них. Поставил все крупнейшие пьесы А.П. Чехова.
Один из создателей и первый секретарь Правления Союза театральных деятелей СССР. Член КПСС с 1955 года.
Скончался в своей квартире на 73-м году жизни. Похоронен 31 мая на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 2).
Олег Ефремов был несколько раз женат. Имел дочь и сына — актёра Михаила Ефремова (1963 г.р.) от брака с актрисой Аллой Покровской.
Центральный детский театр (ЦДТ):
Володя Чернышев — «Ее друзья» В. Розова (1949)
Янис — «Я хочу домой» С. Михалкова (1949)
Учитель — «Драгоценное зерно» А. Мусатова (1950)
Степан — «Настоящий друг» В. Любимовой (1950)
Митрофан — «Недоросль» Д. Фонвизина (1950)
Крестьянин — «Дубровский» А.С. Пушкина (1950)
Николай Шаповалов — «Романтики» Э. Цюрупы (1950)
Стражник — «Город мастеров» Т. Габбе (1950)
Французик — «Горе от ума» А. Грибоедова (1951)
Гриша Фабер — «Два капитана» по В. Каверину (1951)
Саня — «Два капитана» по В. Каверину (1951)
Иван — «Конёк-горбунок» П.Е. Ершов (1952)
Шванда — «Волынщик из Стракониц» Йозефа Каетана Тыла (1952)
Вальтер Дилл — «Гельголанд зовет!» А. Кузнецова (1953)
Андрей — «На широкую воду» Н. Реут, М. Скрябина (1953)
Костя Полетаев — «Страницы жизни» В. Розова (1953)
Молчалин — «Горе от ума» А. Грибоедова (1953)
Петя — «Ее друзья» В. Розова (1953)
Ковьель — «Мещанин во дворянстве» Мольера (1954)
Алексей — «В добрый час!» В. Розова (1954)
Саня Григорьев — «Два капитана» по В. Каверину (1955)
Кочергин — «Дочка» В. Каверина (1956)
Монкс — «Оливер Твист» Ч. Диккенса (1956)
Самозванец — «Борис Годунов» А.С. Пушкина (1956)
Режиссёрский дебют:
«Димка-невидимка» В. Н. Коростылёва и М. Г. Львовского (1955)
Театр «Современник»:
Борис — «Вечно живые» В. Розова (1956)
Винченцо де Преторе — «Никто» Эдуардо де Филиппо (1958)
Леонид — «Продолжение легенды» А. Кузнецова (1958)
Борис Родин — «Два цвета» А. Зака, И. Кузнецова (1959)
Ильин — «Пять вечеров» А. Володина (1959)
«Голый король» Е. Шварца (1960)
Бороздин — «Вечно живые» В. Розова (1961)
Филипп — «Пятая колонна» Э. Хемингуэя (1962)
Ухов — «Старшая сестра» А. Володина (1962)
«По московскому времени» Л. Зорина (1962)
Лямин — «Назначение» А. Володина (1963)
«Без креста!» В. Тендрякова (1963)
«В день свадьбы» В. Розова (1964)
«Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1964)
«Всегда в продаже» В. Аксенова (1965)
«Оглянись во гневе» Дж. Осборна (1965)
Николай I — «Декабристы» Л. Зорина (1967)
Желябов — «Народовольцы» А. Свободина (1967)
«Большевики» М. Шатрова (1967)
«Традиционный сбор» В. Розова (1967)
Андрей Жарков — «С вечера до полудня» В. Розова (1970)
«Чайка» А. Чехова (1970)
«Вечно живые» В. Розова (1975)
Олег Ефремов
Биография
Олег Ефремов говорил, что покатился бы по наклонной, если бы не стал актером. И став им, он гипнотизировал публику, не допуская ни грамма фальши. Как режиссер он реформировал театр, придав этому виду искусства неведомой глубины психологизм.
Ефремов мог быть добрым и чутким, жёстким и крайне категоричным, не приемлющим чужого мнения, даже семье отводилась второстепенная роль. Но каждый, кто сталкивался с Олегом Николаевичем в жизни или профессии, отзывается о нем с благоговением и восхищением.
Детство и юность
Родители Анна Дмитриевна и Николай Иванович жили скромно, потому детство легендарного актера, режиссера, педагога и основателя театра «Современник» прошло в большой московской коммуналке на Арбате. Его лучшими друзьями были внук советского артиста Василия Калужского, Александр Калужский, и приемный сын писателя Михаила Булгакова Сергей Шиловский.
Олег частенько бывал у Булгаковых дома в Нащокинском переулке, впитывал интеллигентную творческую атмосферу как губка, даже не подозревая, с каким великим человеком ему повезло общаться. Маленький Ефремов тогда еще ни одной булгаковской книжки не успел прочесть. Но потом, конечно, наверстал упущенное, поставив не одно произведение писателя в театре.
Школьные годы Ефремов провел в Воркуте. Его отец работал бухгалтером в ГУЛАГе, так что сын достаточно близко увидел настоящую лагерную жизнь.
Сразу после войны Олег пошел сдавать экзамены в Школу-студию МХАТ. Желающих поступить на актерский факультет было неимоверное количество, но 18-летний юноша, не красавец, умудрился покорить приемную комиссию и пройти по конкурсу с первого раза. Ефремову повезло попасть на курс выдающегося театрального режиссера, лауреата четырех Сталинских премий Михаила Кедрова и не менее знаменитого актера и режиссера, лауреата двух Сталинских премий Василия Топоркова.
Со всей юношеской пылкостью первокурсник Ефремов влюбился в учение Станиславского, да так сильно, что вместе с друзьями поклялся ему в вечной верности. Для пущей серьезности будущие актеры скрепили клятву собственной кровью. И Олег Николаевич был ей верен до конца своих дней.
Молодой человек ушел в учебу с головой, мечтая о МХАТе. Амбициозный студент писал в дневнике, что станет главным режиссером знаменитого театра, но после окончания Школы-студии его не взяли туда даже статистом. Это был полный провал. Но Ефремов не отчаялся и поступил на службу в Центральный детский театр.
Театр
В ЦДТ молодому актеру сразу дали главную роль. Он вышел на сцену в образе Володи Чернышева в постановке «Ее друзья» Виктора Розова и полюбился зрителям с первого спектакля. Ефремов играл так искренне, что никто не видел в нем актера, а только живого настоящего школьника, при том, что рост у Олега был отнюдь не детским – 180 см.
Вскоре ЦДТ стал одним из самых популярных театров Москвы. Ефремов сыграл на его сцене больше 20 ролей. Актеру одинаково блестяще удавалось перевоплощаться в Самозванца в «Борисе Годунове» и Иванушку-дурачка в «Коньке-горбунке». А в 1955 году Олег Ефремов сам поставил музыкальную комедию Михаила Львовского и Вадима Коростылева «Димка-невидимка». Режиссерский дебют удался знаменитому к тому времени актеру блестяще.
Метод Станиславского, которому Ефремов в студенчестве клялся в вечной верности, вскоре стал немоден в театральных кругах, но, верный обещанию, актер нашел себе единомышленников среди учеников Школы-студии МХАТ. Окончив училище, Ефремов остался в нем преподавателем, и студенты его очень любили. Из них он и собрал первую труппу будущего театра «Современник».
Олег Ефремов и Екатерина Фурцева
«Современник» полностью оправдывал свое название. Театр поднимал самые актуальные проблемы. На его сцене играли пьесы современных авторов, среди которых были Александр Галич, Василий Аксенов и опальный Александр Солженицын. Это было честное, живое общение со зрителем. В театре не было даже занавеса.
Ефремов, будучи режиссером «Современника», оставался и его актером, задавал тон и определял стиль театра, а остальные коллеги ему подражали. В 1970 году Олега пригласили художественным руководителем в МХАТ. Амбициозная мечта, зафиксированная в молодости на бумаге, стала реальностью. Поговаривали, что должность Ефремову досталась не без протекции Екатерины Фурцевой.
Министра культуры не зря называли «железной леди СССР», она лично поручилась перед горкомом партии за человека, которого взяли на карандаш за злоупотребление алкоголем. По воспоминаниям Олега Табакова, минимум дважды Ефремов обязан Екатерине Алексеевне своим спасением перед власть имущими.
Жена Олега Ефремова хотела покончить с собой, узнав об изменах. Кого на самом деле любил актер? Олег Ефремов // Фото.
Правда, реальность оказалась совсем не такой, какой представлялась. Ефремова позвали в разваливающийся МХАТ в качестве, по сути, кризисного менеджера. Труппе «Современника» он предложил в полном составе перейти на новые подмостки, но согласился только Евгений Евстигнеев. Со временем новому худруку удалось восстановить былую славу театра и переманить туда Александра Калягина, Иннокентия Смоктуновского, а потом и Татьяну Доронину.
Труппа МХАТа стала настолько большой, что ролей на всех актеров не хватало. В конце концов, Олег Николаевич предложил театр разделить. Так он стал главой МХТ имени Чехова.
Фильмы
Олег Ефремов дебютировал в кино в 1955 году, когда сыграл комсорга Алексея Узорова в мелодраме «Первый эшелон» Михаила Калатозова, снявшего через пару лет всемирно признанный киношедевр «Летят журавли», который получил в Каннах «Золотую пальмовую ветвь». После удачного кинодебюта фильмы с Ефремовым стали выходить чуть ли не каждый год.
Киногерои Ефремова были совершенно разноплановыми, но каждый раз зрителю казалось, что актер как будто играет самого себя. И Долохов в «Войне и мире», и доктор Айболит в «Айболите-66», и следователь Максим Подберезовиков в фильме «Берегись автомобиля!», и, конечно, таксист Саша в «Трех тополях на Плющихе» получались у Олега Николаевича такими живыми, как будто он не играет, а живет перед камерой.
Кстати, Эльдар Рязанов первоначально видел Ефремова в роли Юрия Деточкина, но на кинопробах выяснилось, что великий актер не может скрыть волевой характер, и играть главного героя пригласили Иннокентия Смоктуновского.
Татьяна Доронина и Олег Ефремов в мелодраме «Три тополя на Плющихе»
Рассказывают, будто Александра Пахмутова не хотела писать саундтрек к фильму «Три тополя на Плющихе», пока не увидела уже отснятые кадры. Героиня Татьяны Дорониной пела, а герой Ефремова слушал. Актер смотрел так, что его взгляд как будто из глубины души вдохновил Пахмутову написать музыку.
Так появилась одна из самых пронзительных советских песен «Нежность». А этот эпизод стал самым сильным моментом в фильме.
В Санкт-Петербурге сегодня живет тезка знаменитого артиста, тоже Олег Ефремов. На фото времен 70-х между молодыми коллегами наблюдается некоторое сходство. Творческая биография этого человека сложилась, возможно, не столь ярко, и тому виной производственная травма: на съемках он получил контузию, с годами стал плохо слышать.
В 90-е Олег Владимирович почти не снимался. Тем не менее, в фильмографии «петербургского» Ефремова есть запоминающиеся проекты: «Улицы разбитых фонарей», «Золотая мина», «Государственная граница», «Жизнь Клима Самгина».
Личная жизнь
В Школе-студии МХАТ Ефремов незамедлительно влюбился в первую красавицу театрального Ирину Скобцеву, но девушка вышла замуж за другого. Отвергнутый влюбленный, не особенно переживая, отдал сердце однокурснице Лилии Толмачевой, на которой вскоре женился. Брак просуществовал полгода. Актер влюбился в Маргариту Куприянову, которая играла Димку в его дебютном спектакле «Димка-невидимка», к тому же злоупотреблял алкоголем. Законная жена не выдержала и ушла. Олег потом жалел об этом.
Вскоре после развода артист обнаружил у себя симпатию к еще одной коллеге. Антонина Елисеева была примой ЦДТ, в котором в тот момент служил Ефремов, к тому же старше актера на 10 лет, да еще и замужем за исполнителем роли принца в знаменитом советском фильме «Золушка». Но сердцу не прикажешь.
В 1955 году Галина Волчек познакомила Олега Ефремова с 19-летней внучкой полярного летчика Ириной Мазурук. Официально регистрировать отношения пара не стала, но свадьбу сыграли. Вскоре Ирина родила дочь Анастасию. Правда, это не помешало артисту продолжать влюбляться во всех по очереди актрис собственного театра.
Во время первых же съемок в кино у Ефремова вспыхнул страстный роман с партнершей Ниной Дорошиной. В конце концов, Ирина не выдержала и тоже стала принимать ухаживания посторонних кавалеров, с некоторыми из них Олег Николаевич даже познакомился лично. Когда супруг окончательно ушел из семьи, Ирина попыталась покончить с собой. К счастью, женщину спасли.
С Ниной Дорошиной Олег Ефремов расставался не раз, но потом отношения опять возобновлялись. После одного из таких расставаний Дорошина вышла замуж за Олега Даля. Ефремов пришел к ним на свадьбу и объявил, что невеста любит его больше, чем жениха. Даль развелся с Дорошиной через пару месяцев.
В числе любимых женщин Ефремова значились Ирина Мирошниченко и Анастасия Вертинская. Последнюю актер впервые увидел в Ташкенте, на гастролях, и был так поражен красотой «вечной Ассоль», что залез к избраннице в номер по балконам.
Анастасия сделала ремонт в квартире Ефремова и даже купила новую мебель, но Олег так на ней не женился и не дал главных ролей в театре. Роман с Мирошниченко тоже просуществовал недолго.
После картины «Продлись, продлись очарованье» народная молва женила Олега на Ие Саввиной. В фильме Ефремов сыграл директора завода на пенсии, а Саввина – его случайную знакомую.
Последней официальной спутницей Ефремова в личной жизни в 1962 году стала Алла Покровская, дочь знаменитого театрального деятеля Бориса Покровского. Она родила сына Михаила и терпела измены своего знаменитого мужа дольше всех – целых 12 лет.
Михаил Ефремов долго не мог выйти из тени своего знаменитого отца, но теперь он популярный и узнаваемый актер. Его сын Никита, внук Олега Ефремова, также пошел по тернистому пути служения Мельпомене.
Анастасия Ефремова работает в Союзе театральных деятелей с Александром Калягиным, организовывает фестивали, редактирует журнал «Страстной бульвар, 10». Своим детям она поменяла фамилии после развода с мужем.
Сын Олег погиб в 2002 году. Дочь Ольга окончила Щукинское училище, снялась в картинах «Метод Фрейда», «Русский бес», «Корабль». Младший Викентий не дает СМИ повода говорить о себе.
Смерть
По словам сценариста и поэтессы Людмилы Петрушевской, в театре все знали, что Олег Николаевич смертельно болен, при том что сам худрук никогда не жаловался. На рабочем месте, дома и в поездах Ефремов возил аппарат, поддерживающий дыхание. Дочь рассказывала, что ни один курс лечения отец не доводил до конца – бросал, как только чувствовал облегчение. И в больнице он не давал спуску окружающим, постоянно работал. За год до смерти для канала АТВ артист читал чеховскую повесть «Моя жизнь».
Режиссер проекта позже поделился впечатлениями:
«Ефремов, являясь главным и единственным центром этой работы, невероятно интересен и загадочен сам по себе. Не деланным внешним выражением, не актерской позой, не „взятой“ ролью или умно рассчитанным поведением. Он интересен своим открытым взглядом, мудрой интонацией, ефремовской манерой говорить и реагировать на собственные мысли и ощущения. От его лица трудно отвести взгляд».
Олега Николаевича не стало в мае 2000-го. Причина смерти – рак легких. Творческим завещанием Ефремова считается спектакль «Три сестры», но напоследок он успел поставить «Сирано де Бержерака», который до логического конца доводил уже Николай Скорик. Следующие 18 лет бразды правления МХТ имени Чехова держал в руках Олег Табаков.
Основатель «Современника» похоронен на Новодевичьем кладбище. Могила расположена в так называемом мхатовском некрополе, рядом с Антоном Чеховым, чье имя носил возглавляемый им театр, и с Константином Станиславским, чьему искусству он поклонялся.
Олег Николаевич Ефремов
Фото Все
Видео Все
Олег Ефремов. Прощание
«Ему можно было простить все». К юбилею Олега Ефремова.
Олег Ефремов и Алла Покровская. Больше, чем любовь
Олег Ефремов — биография
Вся жизнь этого актера прошла в служении искусству. Олег Ефремов сумел доказать, что он первый среди первых и лучший среди лучших. Он всю жизнь стремился быть совершенным, и это ему удалось. Ефремова нет в живых уже без малого два десятка лет, но его творческое наследие продолжает служить людям. Он навечно остался в памяти благодарных коллег и поклонников, которые помнят все образы, созданные им в течение долгой творческой биографии.
Настоящая слава и любовь пришла к Олегу Ефремову после фильмов «Три тополя на Плющихе», «Берегись автомобиля», «Гори, гори, моя звезда».
Детство и юность
Родился Олег Ефремов 1 октября 1927 года в Москве. Родителей звали Николай Иванович и Анна Дмитриевна, они были совершенно не творческими людьми. У них была большая коммунальная квартира в одной из многоэтажек Арбата. Олег с детства дружил с Александром Калужским, который приходился внуком прославленному артисту Василию Лужскому, и с Сергеем Шиловским, приемным сыном писателя Булгакова. Олег часто заходил к Сергею домой, и каждый раз окунался в особую атмосферу творчества и интеллигентности, которая царила в этой семье. Ему нравилось общаться с Булгаковым, он запоминал все, что говорил великий писатель, даже не подозревая о том, какая величина стоит перед ним. В те годы Олег был не знаком с творчеством писателя, оно не предназначалось для его детского восприятия. Прошли годы, и именно сочинения Булгакова легли в основу репертуара театра «Современник», который основал Ефремов.
Фото: Олег Ефремов в детстве
Когда Олег Ефремов учился в школе, семья переехала в Воркуту. Его отца назначили на должность бухгалтера ГУЛАГа, и мальчику пришлось с детства постоянно соприкасаться с незнакомой ему лагерной жизнью.
Сцена привлекала Олега с юных лет. У мальчика был двоюродный брат, Георгий Меньшенин, с которым они постоянно играли в театр, сами делали бумажных кукол, придумывали элементарные декорации.
В детские годы Ефремов занимался в драматическом кружке Дома пионеров, руководителем которого была А.Г.Кудашова, в свое время закончившая студию М.Чехова.
В 1945 году друг детства Олега Ефремова Саша Калужский уговорил его пройти прослушивание во МХАТе. Они отправились втроем, прихватив с собой и Сергея Шиловского, но удача сопутствовала только Ефремову. Как удалось этому худому восемнадцатилетнему парнишке с совершенно не актерской внешностью обойти многочисленных конкурсантов, и стать студентом, так и осталось загадкой. Но факт остается фактом, он был зачислен в Школу-студию МХАТ с первой попытки, и попал в мастерскую к прославленным педагогам – Михаилу Кедрову и Василию Топоркову. Его друзья по конкурсу не прошли, и Олег пообещал им играть и за них.
Олегу Ефремову очень нравилось все, чем он занимается, он понял, что нашел именно свое призвание, свое место в жизни. Поэтому он отдавал учебе всего себя, и поклялся, что будет оставаться верным однажды выбранному делу до самого конца. Вместе с другими первокурсниками он дал клятвенное обещание, которое даже скрепил кровью, полагая, что в этом и заключается вся серьезность и значимость данной клятвы. Олег Ефремов не нарушил свою клятву – вся его жизнь была сплошным служением искусству.
Олег Ефремов в молодости
Ефремов был прилежным студентом, учеба давалась ему легко. Парень все годы студенчества мечтал оказаться во МХАТе, и не кем-нибудь, а занять должность главного режиссера. После получения диплома о высшем образовании пришло первое разочарование – в театре для него места не нашлось, даже вакансия статиста была недоступна. Такого провала Олег не ожидал, но и тем не менее, руки опускать не стал. Ефремов нашел себе работу в Центральном детском театре.
Театр
Театральная биография молодого актера начала успешно складываться буквально с первых дней. В первой своей постановке «Ее друзья» он уже сыграл центрального персонажа – Володю Чернышова, и получил первую признательность зрителей. Игра Олега Ефремова была натуральной и подкупала искренностью, поэтому зрителям казалось, что перед ними никакой ни актер, а обычный паренек-старшеклассник.
Фото: Олег Ефремов в театре
Прошло немного времени и ЦДТ приобрел статус самого популярного театра столицы. Олег Ефремов был задействован во многих постановках, и на его счету свыше двух десятков ролей. Он был мастером перевоплощения, поэтому в любой роли смотрелся очень органично. Он стал Самозванцем в спектакле «Борис Годунов» и Иванушкой-дурачком в постановке «Конек-горбунок».
В 1955-м состоялся режиссерский дебют Олега Ефремова. Именно под его руководством вышла музыкальная комедия «Димка-невидимка», авторами сценария которой были Михаил Львовский и Вадим Коростылев. Режиссерскую работу Ефремова оценили очень высоко, она понравилась не только зрителям, но и самым строгим театральным критикам.
Еще в студенческие годы Ефремов поклялся в верности методу прославленного Станиславского, и следовал его канонам всегда. Но наступили другие времена, и некоторые деятели от искусства признали его немодным. Олег Ефремов был другого мнения, поэтому решил собрать вокруг себя коллектив единомышленников. Это было несложно, ведь он к тому времени сам преподавал в школе-студии МХАТ, и среди его учеников было много последователей именно этого метода. Так у Олега Ефремова появилась своя первая труппа, которая потом стала называться театром «Современник».
Название театра было очень точным, ведь в его репертуаре были постановки, которые затрагивали актуальные вопросы того времени. Они ставили пьесы по произведениям Галича, Аксенова и даже опального Солженицына. Общение со зрительным залом было очень живым и правдивым, театр даже не использовал занавес.
Олег Ефремов занимал должность режиссера театра «Современник», но со сцены не ушел. Именно от него исходила та атмосфера, которая была присуща только этому театру, и вся труппа его поддерживала. В 1970-м Ефремов получил приглашение от МХАТа, который предлагал ему должность худрука. Это было исполнением той давней юношеской мечты, которую он записал в свой студенческий дневник.
На самом деле все выглядело не так радужно и безоблачно, как было в студенческих мечтах. МХАТ находился в состоянии развала, и Ефремову нужно было что называется «реанимировать» театр. Он предложил труппе своего театра перейти вместе с ним во МХАТ, но отказались все, кроме Евгения Евстигнеева. Прошло немного времени, и Ефремов справился с задачей, театр поднялся на прежнюю высоту. В труппе по приглашению Ефремова появился Александр Калягин, Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Доронина.
Труппа театра постепенно разрослась до таких размеров, что многие актеры сидели без работы – для них просто не хватало ролей. Тогда Ефремов выступил с предложением о разделе театра, после которого он возглавил МХТ им.Чехова.
Очень подкосил здоровье Олега Ефремова безвременный уход одного из ведущих актеров и его лучшего друга Иннокентия Смоктуновского. После этой трагедии под руководством Ефремова вышла только постановка «Три сестры», которая стала его последней режиссерской работой. Через шесть лет, 24 мая 2000 года не стало и самого Олега Ефремова. Труппа его родного театра в то время гастролировала на Тайване, поэтому на церемонию прощания не попала. Зато поклонники буквально завалили живыми цветами Камергерский переулок, где находилось здание МХАТа, и поэтому даже не все смогли попрощаться с прославленным актером и режиссером.
Фильмы
Дебют Олега Ефремова в кино состоялся в 1955-м. Его первый герой – комсорг Алексей Узоров из картины «Первый эшелон», снятой режиссером Михаилом Калатозовым. Дебют был настолько удачным, что Ефремову начали ежегодно предлагать по одной картине.
Олег Ефремов был настоящим мастером перевоплощения, поэтому его герои получались органичными и естественными, казалось, что это и не игра вовсе, а настоящая жизнь. Среди самых ярких работ в кинематографе можно назвать картины «Война и мир», «Айболит-66», «Берегись автомобиля!», «Три тополя на Плющихе». Когда Эльдар Рязанов искал актера на роль Юрия Деточкина, то сразу предложил ее Ефремову, но вскоре выяснилось, что актер обладает достаточно волевым характером, а герой должен быть мягким и поддающимся. Поэтому Деточкин достался Иннокентию Смоктуновскому.
Композитора Александру Пахмутову попросили написать песню к ленте «Три тополя на Плющихе», но она поначалу отказалась. А после просмотра снятого материала согласилась. Она увидела ту сцену, где Доронина поет, а Ефремов ее слушает, увидела взгляд Олега, который проникал в саму душу. Благодаря этому фильму появилась композиция «Нежность», которая не теряет популярности и в наши дни. Этот фрагмент признали самым сильным местом картины.
Личная жизнь
В личной жизни Олег Ефремов очень часто влюблялся. Впервые он влюбился еще в школе в Таню Ростовцеву. Девочка была младше на 2 года, и не обращала на него внимание. Олег пытался всеми способами исправить эту ситуацию, и придумал трюк с детскими сосками, наполненными водой. Такие своеобразные бомбочки летали в окно Тани до тех пор, пока однажды не попали в ее тетю. Это событие стало окончанием романа. Девушка впоследствии стала женой Юрия Никулина.
В студенческие годы Олег Ефремов воспылал страстью в Ирине Скобцевой, но девушка предпочла другого. После этого его избранницей стала однокурсница Лилия Толмачева, которую он повел в ЗАГС. Они прожили вместе 6 месяцев, и Олег воспылал любовью к Маргарите Куприяновой. Актриса играла в его первой постановке «Димка-невидимка». В это время У Ефремова начались проблемы с алкоголем, и Лилия бросила его.
Олег Ефремов с женой
Новой симпатией Олега Ефремова стала актриса Антонина Елисеева. Она была старше на десять лет и имела мужа, но это не стало преградой для вспыхнувших чувств.
В 1955-м с легкой руки Галины Волчек у Ефремова начались отношения с Ириной Мазурук. Девушка была моложе, но в свои девятнадцать уже успела побывать замужем и развестись. Олег и Ирина жили в гражданском браке, но свадебное торжество все же организовали. У них родилась дочка Анастасия, но Ефремов не остепенился – он по-прежнему заводит романы со своими артистками.
Отношения с Ниной Дорошиной складывались сложно, пара то сходилась, то расходилась, пока женщина не решила поставить окончательную точку. Она согласилась стать женой актера Олега Даля, но Ефремов испортил им все торжество. Даль и Дорошина вскоре развелись.
В разные периоды его жизни он был влюблен в Ирину Мирошниченко и Анастасию Вертинскую, но их отношения были недолгими.
В 1962-м Олег Ефремов снова женится. На этот раз его избранницей стала Алла Покровская. У них родился сын Михаил, и семейная жизнь продолжалась целых двенадцать лет, именно настолько женщине хватило сил закрывать глаза на похождения супруга.
Все дети актера стали творческими людьми. Сыну Михаилу пришлось долго искать свое место под солнцем, потому что его затмевала слава отца. Сегодня он популярный актер, так же как и его сын Никита. Анастасия Ефремова возглавляет театральный журнал «Страстной бульвар, 10», занимается организацией театральных фестивалей.