Как звали гитару курта кобейна
NIRVANA. ЧТО СТОИТ ЗА ЗВУКОМ ЛЕГЕНДЫ
Задача нашей статьи, попытаться понять из каких элементов состоял звук Курта и всей группы Nirvana, ведь это звучание не только оказалось способным «поставить на уши» миллионы поклонников, но и стало определяющим для развития одного из самых популярных жанров в музыке – а именно Grunge.
Начнем мы, конечно, с гитар
Курт Кобейн был левшой, поэтому, как правило, он использовал левосторонние инструменты, однако далеко не всегда. Нередко он брал обычную правостороннюю гитару левым хватом и переставлял струны. Поэтому среди его любимых инструментов можно встретить как правосторонние, так и левосторонние гитары.
По сути, любовь Курта к гитарам ограничивалась брендом Fender и двумя моделями: Mustang и Jaguar. Первым, заслуживающим упоминания Mustang, была модель 1969-го года Lake Placid Blue „Competition“ Mustang, серийный номер F279651. Серия Mustang Competition выпускалась с 1968 по 1973 год, инструменты этой серии легко узнать по трем «гоночным» полоскам на корпусе. Эта гитара использовалась в записи альбома Nevermind и ее можно видеть в клипе «Smells Like Teen Spirit».
На этом фото не оригинальная гитара Курта, но максимально похожая на нее. Судьба оригинальной гитары точно не известна. По одной из версий, она висит на стене Hard—Rock Cafe в Австралии, но исследователи биографии Кобейна сомневаются в оригинальности представленного там инструмента.
Еще одним популярным Fender Mustang в руках Курта стал Fender Mustang Sonic Blue c полноразмерным хамбакером в бридже. На самом деле, этих, абсолютно идентичных инструментов, было три, но на концертах (в туре in Utero) использовались только два из них, а третий Курт даже ни разу не достал из коробки. Конечно, это далеко не весь перечень гитар Mustang, которые использовал Курт. Все их просто невозможно охватить в рамках данной статьи.
Что касается гитар Jaguar, то абсолютно необходимо выделить гитару 1965 Sunburst Red faded Jaguar, серийный номер 95747. Эту гитару можно видеть во время тура 1991 года (эпоха Nevermind) и слышать на записи этого же альбома. Этой гитаре не повезло несколько раз сорваться с ремня и удариться об сцену, из-за чего на корпусе образовалось несколько характерных повреждений. Гитара была скрупулезно воссоздана Fender и запущена в серийное производство. В частности, ее можно приобрести в магазине «Музторг».
Особенности данного инструмента:
• Специально состаренные корпус из ольхи и элементы электроники
• Накладка грифа с перламутровой инкрустацией
• Головка грифа типа Stratocaster с логотипом в стиле 1950-х
• Кастомная система контроллеров звук-звук-тембр
Fender Stratocaster и Telecaster
Помимо бесчисленных Mustang и Jaguar, Курт нередко использовал Fender Stratocaster, причем предпочитал модели японского производства из-за более низкой стоимости (а Кобейн, как мы помним, весьма любил разбить гитару во время концерта). Он предпочитал инструменты со звукоснимателями-синглами, хотя встречались среди его Stratocaster и инструменты с хамбакерами. Наиболее близко к Stratocaster Курта, из тех инструментов, что производятся сегодня, подошел Fender American Standard Также в начале 1994 года Курту прислали санберстовый Telecaster, который использовался во время тура In Utero. Сегодня максимально близкая модель к тому телекастеру, это, пожалуй, Fender American Telecaster
Что же касается знаменитой гитары Jag-Stang, которая тоже по праву считается одной из любимых гитар Кобейна, то с ней ситуация следующая: Как мы уже выяснили, Кобейн всегда любил Fender Jaguar и Fender Mustang. И когда представители компании предложили ему создать свою собственную модель, он попросту взял фотографии этих двух инструментов, разрезал их пополам, после чего склеил две половинки от разных инструментов вместе. После согласования всех спецификаций для Курта было изготовлено всего два инструмента Jag-Stang, а вручен и вовсе всего один, на котором музыкант играл некоторые шоу тура 1993-го года. Это инструмент голубого цвета. Мастером, ответственным за этот проект в Fender Custom Shop был Ларри Брукс. По его словам «Мы как раз занимались упаковкой красного Jag-Stang для отправки его Курту, когда узнали печальную новость». После чего инструмент Jag-Stang Fiesta Red занял место в музее Fender. А Jag-Stang Sonic Blue, на котором Курт успел отыграть несколько концертов, его вдова Кортни Лав подарила гитаристу R.E.M. Питеру Баку. Его можно наблюдать в клипе на песню R.E.M. “What’s the Frequency, Kenneth?”, причем, Питер держит его правосторонним хватом. Таким образом, Fender Jag-Stang хоть и является детищем Курта Кобейна, в полной мере его гитарой так и не стала, поиграть на ней он в полной мере не успел. Сегодня эта модель не производится. На рынке вы можете найти издания 1995-1999 либо 2003-2005 годов, однако есть шанс, что рано или поздно Fender вновь вернется к этой гитаре.
Педали обработки звука Курта Кобейна
В качестве основной педали Distortion во время концертной и студийной работы эпохи альбомов Bleach и Nevermind, Курт использовал педаль BOSS DS-1. Настройки педали при этом были следующие: Level – максимум, Tone – в районе 11 часов, Distortion – в районе 1-2 часов на студии, и максимум на концерте. Педаль эта использовалась до февраля 1992 года, после чего Курт стал использовать более новую версию BOSS DS-2. Настройки педали остались приблизительно теми же. Еще через некоторое время лидер Нирвана перешел на знаменитый Sans Amp Classic, который сегодня не производится. Для некоторых студийных сессий использовался MXR Distortion Для создания эффекта хорус Курт часто использовал известную педаль Electro-Harmonics Small Clone. Он приобрел ее около 1990 года, и на всем протяжении карьеры педаль была одной из его любимых. Ее можно увидеть на практически всех концертных бутлегах, например Unplugged, а также на фотографиях к оформлению альбома In Utero. Альтернативой этой педали был Electro-Harmonics Poly-Chorus, которая использовалась на некоторых концертах тура in Utero. Еще одной педалью, которую часто использовал Курт, стал Electro-Harmonix Big Muff, это комбинация перегруза и сутстейнера, позволяющая сделать звучание гитары более протяжным и насыщенным.
Усилители Курта Кобейна
Одним из любимых усилителей лидера Nirvana был Mesa Boogie, причем ему нравился именно предусилитель в рэковой версии (Mesa Boogie Studio Preamp), который сегодня уже не производится. В качестве усилителя мощности использовались разные усилители (Crown, Crest 4801, Carver). Вторым любимым усилителем был Fender Twin Reverb который очень нравился Курту за чистый звук. Среди многих других усилителей, которыми он пользовался время от времени, стоит отметить Fender Champ и Peavey Vintage. В качестве кабинетов, как правило, использовались Marshall 4×12, которые можно видеть на большинстве концертных фотографий. Такие же кабинеты использовались во время студийных сессий. Но вот динамики в них были разные. В разное время в кабинетах стояли Greenback 25 ватт, Celestion 75 ватт, Vintage 30 (по мнению техников, любимые динамики Курта).
Это, конечно, далеко не полный список, однако, самые основные модели мы постарались упомянуть. Самый важный вывод, который можно сделать, проанализировав оборудование одного из самых известных музыкантов в мире, состоит в том, что ничего неординарного или очень дорогого в этом наборе не было. Любой последователь Кобейна или просто любитель музыки Grunge способен получить звук как у кумира за относительно небольшие деньги (по меркам профессиональных инструментов, конечно), просто посетив музыкальный магазин. Ну а дальше – лишь ваш полет творчества. Дерзайте, и может быть, в мире появится новая звезда, достойная стать на один уровень с простым парнем из Сиэтла, который сам того не ожидая, стал одной из самых известных икон рок-музыки.
Jag-Stang
I ♥ my Fender Jag-Stang
История Fender Jag-Stang
В самом названии гитары Fender Jag-Stang кроется подсказка о ее происхождении. В ней слились воедино черты двух других гитар компании Fender – Jaguar и Mustang. И это, пожалуй, единственный случай в истории Fender, когда не компания предложила исполнителям новый инструмент, а напротив, музыкант сам изобрел для нее новый инструмент.
Fender Jaguar
Fender Mustang
Гитара Jag-Stang – детище Курта Кобейна.
Певец и гитарист Курт Кобейн, лидер рок-группы «Nirvana», которого многие считают величайшим антигероем в истории электрогитары, был левшой. Как-то раз ему случилось купить гитару Fender Mustang для левшей, и он влюбился в нее на всю жизнь. Нравилась ему и модель Fender Jaguar. Однажды Курту пришло в голову объединить эти два инструмента. Позднее он утверждал: «С тех пор как я начал играть, что-то мне нравилось в одних гитарах, что-то в других, но я ни как не мог подобрать инструмент, идеально сочетающий все нужные мне особенности. Гитара Jag-Stang ближе всего к совершенству в моем представлении». Он передал свою идею в подразделение компании Fender, которое занимается изготовлением инструментов по индивидуальным заказам (Fender Custom Shop). В 1993 году появилось два прототипа гитары. На одном из них Курт Кобейн успел сыграть всего несколько раз за тот короткий срок, который ему оставалось жить.
Лэрри Брукс, занимавший должность главного конструктора подразделения Fender Custom Shop в начале девяностых годов, работал над первой версии инструмента вместе с самим Кобейном. Он отметил, что у певца в голове была простая картинка: гитара, которая была бы наполовину Jaguar, наполовину Mustang. Поэтому значительную часть детальных проработок вскоре опустили за ненадобностью.
«Он взял фотографии обеих гитар, разрезал их пополам и сложил, чтобы посмотреть, как это будет выглядеть.
Замысел был его, а мы как следует проработали и придали ему нужные очертание, чтобы гитару было удобно и приятно держать в руках. Работать с Куртом было очень легко. Я посидел и поговорил с ним, а затем мы создали прототип. Он сыграл на нем, написал несколько предложений по поводу гитары и отправил их нам. Со второго раза у нас все получилось как надо»
Брукс в статье журнала «Fender Fortline» за 1994 году.
Сам Кобейн всегда был против того, чтобы иметь дело с крупными корпорациями. Но в этой же статье он рассказывал, как понравилась ему новая гитара, и отметил, что не возражает против того, что его имя теперь тесно связано с большой компанией. «Я рад, что на рынке появится качественный инструмент, и у меня нет предубеждений на этот счет».
Процесс создания гитары легко проследить по документам. В дневниках Курта, изданных в 2002 году, приведено несколько ранних чертежей, составленных самим музыкантом, с его собственными примечаниями.
Вырезка из дневников Курта Кобейна
Говорят, он отправил гриф своей любимой гитары Mustang в компанию, и попросил, чтобы у новой гитары был точно такой же. Брукс создал два прототипа для левшей: красный (Fiesta Red) и синий (Sonic Blue). Кобейну отправили только синий экземпляр. Он получил его и отправил обратно для доработки. Когда гитара была готова, он взял ее с собой на гастроли в Европу и несколько раз сыграл на ней.
Fender Jag-Stang Fiesta Red
Fender Jag-Stang Sonic Blue
Красный экземпляр он так и не увидел. По словам Брукса, приведенным в мартовском номере журнала «Guitar World» за 1995 год, «мы уже паковали гитару, чтобы отправить ему, как вдруг получили известие (о его трагической гибели)». Это произошло 5 апреля 1994 года.
Оригинальный макет Fender Jag-Stang
После смерти Кобейна вдова певца Кортни Лав передала синий экземпляр гитаристу группы R.E.M. Питеру Баку. В видеозаписи сингла 1994 года «What’s the frequency, Kenneth», видно как Бак играет на гитаре правой рукой. Другая запись группы того же года, «Let me in», посвящена памяти Кобейна. Бассист Майк Миллз часто играл эту песню на гитаре безвременно ушедшего музыканта на концертах во время тура 1995 года.
Смерть Кобейна не разрушила планов компании Fender. Получив разрешение наследников музыканта, она выпустила гитару Jag-Stang. Первые производственные модели были созданы в Японии и поступили на рынок в конце 1995 года. Формально гитара была представлена в январе 1996 года в рамках серии де-люкс. У новой гитары был липовый корпус, мензура 24 дюйма, как и у предшественников, кленовый гриф с палисандровой накладкой радиусом 7,25 дюймов, 22 лада, перлоидная накладка, плавающий тремоло бридж с динамичным подгрифником, как и у модели Mustang, и тюнеры в винтажном стиле. Каждая гитара была оснащена двумя звукоснимателями: сингл в винтажном стиле у грифа и хамбекер у бриджа, специально разработанный для этой модели (на первых двух прототипах были установлены сингл Fender Texas Special™ и хамбекер DiMarzio®H-3). Для каждого звукоснимателя был предусмотрен переключатель, при помощи которого их можно включить/выключить или поставить в фазу/противофазу. Общая громкость и общий тон регулировались специальными кнопками управления, установленными на хромированной пластине. Модель выпускалась в красном и синем исполнениях, в розничной продаже правосторонняя модель стоила 619,99 долларов без чехла и 774,99 с чехлом. Вариант для левшей стоил 689,99 долларов. Эти первые гитары Jag-Stang продавались в течение 4 лет. В 1999 году их сняли с производства.
Приближалась десятая годовщина смерти Кобейна, и в 2003 году компания Fender выпустила гитару Jag-Stang еще раз. Теперь она относилась к серии “ARTIST”. Эти модели, также японского производства, в целом повторяли своих предшественников 1995-1999 годов. В розничной продаже они стоили 756,99 долларов. Выпускались они еще 2 года, до начала 2005 г.
Гитара Fender Jag-Stang занимает особую нишу в истории компании Fender. Вокруг нее сплотилась маленькая, но преданная группа поклонников. Изобретение Курта Кобейна на хорошем счету среди не вполне обычных предложений компании Fender (по иронии судьбы ее «родителями» были 2 абсолютно традиционные модели). Встретишь такую гитару нечасто, но иногда она все-таки привлекает к себе внимание. Например, на обложке книги Тони Бейкона. «60 лет компании Fender», изданной в 2010 году, крупным планом изображен красный экземпляр Jag-Stang.
Fender Jag-Stang на обложке книги, посвященной 60 летию компании Fender.
Годы выпуска Fender Jag-Stang
А вот так звучит Fender Jag-Stang в руках Курта Кобейна:
Гитарный стиль Курта Кобейна
Курт Кобейн–известный американский певец, автор песен и музыкант. Наиболее известен как гитарист и фронтмен рок-группы Nirvana. Кобейн запомнился как один из наиболее культовых и влиятельных рок-музыкантов в истории альтернативной музыки.
Среди родственников Курта Кобейна было немало увлеченных музыкой людей. Дядя по матери Чак Фраденбург и тетя Мари Эрл были профессиональными музыкантами и играли в музыкальных коллективах. А его двоюродный дедушка Делберт был известен как ирландский певец тенор. Сам же Курт изначально не получил музыкального образования.
Достоверно не известно были ли у него учителя по гитаре. К своему умению играть на гитаре он относился весьма скромно. Это видно из интервью в 1994 году журналу Fender Frontline: “Удовольствие в самом процессе. Я первый признаю, что я не вирутоз. Я не могу играть, как Сеговия. Обратной стороной является то, что Сеговия, скорее всего, никогда не играл как я».
Курт принадлежал к поколению музыкантов альтернативной волны рока. В отличие от главных рок-течений восьмидесятых эти группы продолжали играть рок, но в то же время искали новый имидж и звучание. Группа Nirvana в начале девяностых стала флагманом альтернативного или независимого рок движения. Прославленный коллектив возник не на пустом месте, у них было много предшественников, например такие группы как: Mudhoney, Tad, Sonic Youth, Butthole Surfers, The Dan Reed Network, Soundgarden и др.
Музыку группы Nirvana всегда можно отличить по невероятной экспрессии и своеобразному звучанию. На примере некоторых композиций мы попытаемся разобраться в особенностях стиля игры гитариста и автора большинства песен группы Курта Кобейна.
Когда вы смотрите живые выступления группы, то первое что бросается в глаза это то, как Курт зажимает пауэр-аккорды. В англоязычной рок-терминологии существуют такое понятие как «power chord». Это аккорд, который состоит из основного тона и квинты. По своей сути это интервал. Но в рок и эстрадной музыке принято это созвучие рассматривать как трезвучие с пропущенной терцией. Отображается он следующим образом: к букве, обозначающую основной тон прибавляется цифра 5, например A5 или F5. Не стоит забывать, что раз у аккорда пропущена терция, значит непонятно мажорный он или минорный, стало быть обозначения Am5 попросту быть не может. Есть несколько аппликатурных разновидностей этого аккорда.
В теории музыки есть определение такому аккорду – это аккорд с задержанием, обозначается приставкой sus после буквенного обозначения тона, от которого аккорд построен. Например, Fsus4 или Аsus2. Конечно же, можно предположить, что Курт не владел теорией музыки, и этот аккорд он нашел «случайно», это своего рода «неправильный» пауэр аккорд. Его отчётливо можно услышать во вступлении знаменитой песни “Smells like teen spirit”.
Еще Курт необычно зажимал аккорды Е и G. Посмотрим это на примере песни “About a Girl”.
Точно такая же техника игры аккордов E5-G встречается и в песне “Rape me”.
Любопытен тот факт, что Курт не зажимал аккорды с баррэ традиционным способом, когда первый палец зажимает шесть или пять струн, а остальные пальцы ставятся на нужные лады. Как правило, первым пальцем он зажимал ноты на басовых струнах, а остальные ноты аккорда он зажимал третьим или четвертым пальцем.
Вопреки расхожему мнению в песнях эпохи стиля грандж встречались соло довольно часто. Практически в каждой песне Курт Кобейн играет соло. С академической точки зрения технически и музыкально они звучат достаточно примитивно. Но мы постараемся разобрать некоторые из них непредвзятым взглядом и выявить интересные музыкальные находки. Довольно часто Курт играл соло аккордами, а также в интервал. Также часто в соло используются открытые струны остинатным образом. Для примера возьмём соло в композиции «About a girl». Начинается с низкого регистра, затем мелодия плавно поднимается наверх по звукам пентатоники и в самом верхнем регистре мелодия усиливается параллельными звуками.
Соло в песне “School” пожалуй можно назвать наиболее виртуозным. Оно исполнено в импровизационной манере и наполнено безумным драйвом. Здесь встречаются разнообразные бэнды, глиссандо и прочие технические приемы. Соло плавно вытекает из ритмического рисунка главного риффа и по мере своего развития обретает блюзовый характер звучания.
Соло в песне “Smells like teen spirit”.
Соло в песне “Come as you are”.
Во многих песнях Курт играет короткие мотивы на гитаре с дублированием их голосом. Как правило, это различные выкрики, возгласы и т.д. Например, это можно услышать в бридже в песне «Smells like teen spirit».
Или в песне «Stay away» есть небольшие вставки в припеве.
А также этот же мотив в изменённом виде встречается ещё раз в бридже.
В припеве «Heart-shaped box» многократно повторяемые гитарные бенды гармонично вписываются в музыкальную ткань песни временами образуя с мелодией вокала параллельные интервалы.
Рифф в песне “All apologies”.
В среде музыкантов стиля гранж была популярна гитарная примочка BOSS DS-2, которая определяла характерный перегруженный звук музыки.
Курт был мастером издавать невообразимые шумовые эффекты из гитары. Подобная манера игры согласовывалась с общей эстетикой стиля грандж. Образование громкого и звенящего звука происходит как правило если гитара находится слишком близко к комбику или монитору. Происходит обратная связь: звук повторным образом считывается через звукосниматель электрогитары и сигнал отправляется в колонку. В рок-терминологии есть специальный термин для этого эффекта, называется он «feedback».
Курт Кобейн вошел в историю музыки как уникальный музыкант и яркое явление в музыкальной культуре девяностых. Его голос называли «голосом поколения». Его пение также как и манера игры на гитаре покоряли сердца миллионов слушателей по всему миру.
Самой дорогой гитарой в истории стал инструмент Курта Кобейна с концерта Nirvana MTV Unplugged
Гитару Martin D‑18E покойного солиста группы Nirvana Курта Кобейна, на которой он играл на легендарном концерте MTV Unplugged в 1993 году, продали за рекордные 6 млн. долларов.
Акустическая гитара покойного фронтмена Nirvana Курта Кобейна с одного из самых известных концертов группы MTV Unplugged In New York (1993) ушла с молотка на аукционе в США за рекордные шесть миллионов долларов. Об этом, в субботу, 20 июня, сообщается на странице аукционного дома Julien’s Auctions.
Купил гитару основатель компании RODE Microphones Питер Фридман.
Концерт MTV Unplugged состоялся 18 ноября 1993 года. Акустическое выступление Nirvana на этом концерте считается одним из величайших живых выступлений в истории. Оно прошло примерно за пять месяцев до смерти Кобейна.
На аукционе к инструменту прилагался также и оригинальный кейс от гитары, которым пользовался певец. Футляр попал на обложку одного из альбомов Nirvana.
До этого самой дорогой гитарой, проданной в истории, был Fender Stratocaster, на которой играл гитарист Pink Floyd Дэвид Гилмор. На благотворительной распродаже в июне 2019 года ее продали за около 4 млн. долларов.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!