Как звали мужичка с ноготок
Николай Некрасов — Мужичок с ноготок: Стих
…Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном.
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
— Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья? —
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
— Так вон оно что! А как звать тебя? —
«Власом».
— А кой тебе годик? — «Шестой миновал…
Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом.
Рванул под уздцы и быстрей зашагал…
Анализ стихотворения «Мужичок с ноготок» Некрасова
Величайший поэт Николай Алексеевич Некрасов представляет золотой век литературы России. Он был дворянином, поэтому смог прочувствовать тяжёлую долю крестьянского народа. В то время крестьяне не вылазили из нищеты и много работали, чтобы прокормить семью. Все это он показал в своём стихотворении «Мужичок с ноготок», которое стало частью поэмы «Крестьянские дети». Он пишет о сложной судьбе семьи, в которой много детей и всего два представителя мужского пола. Это отец и сын шести лет.
Для большего впечатления о труде маленького мальчика, писатель представил морозную зиму. Был дикий холод. Так он использует метод усиления, чтобы произвести впечатление на читателей. Как бы не было холодно, герой стихотворения работал, непокладая рук. С помощью разговора мы понимаем, что мальчик должен быть очень ответственным за семью. Хоть было ужасно холодно, ребёнок отлично выполнял свою работу.
Описание мальчика, Власа, показывает, что он одет, как взрослый человек, в больших рукавицах и сапогах. Он уже много раз был в лесу, чтобы помочь отцу, поэтому очень уважительно относится к труду, принимает с достоинством все заботы. Он рано стал взрослым и гордится, что он тоже часть главного в семье. Он умеет ездить на лошади и ловко ей управляет, знает все команды, которые она должна выполнять.
Описание мальчика выглядит очень трепетным, с большой нежностью. Автор, словно, любуется своим героем. Все слова, чтобы его описать, подобраны с особой теплотой, прочувствованы добром и нежностью. Но также использует иронию, называя его «мужичок». Это отражает истинный характер мальчика. Влас по своим действиям и рассуждениям представляется всем настоящим мужчиной. Он знает, что нужно делать, обладает всеми необходимыми умениями. Все действия выполняются с большой уверенностью, без какой-либо лишней спешки.
Николай Алексеевич Некрасов всегда очень мягко, нежно, с особым трепетом пишет об образе детей. Маленькие дети занимают важное место в его произведениях.
Все о чем пишет поэт, можно легко вообразить и понять. Жизнь в деревне, голод, нищая семья. Это то описание, которое раскрывает жизнь в крестьянской семье.
У Николая Некрасова большое количество стихов, где рассказывается о трудной жизни детей. Порой на них сваливается столько проблем, что даже взрослые люди не справляются с ними так, как это делают дети. Это заслуживает большого уважения в нашем мире.
НИКОЛАЙ НЕКРАСОВ «ОДНАЖДЫ, В СТУДЁНУЮ ЗИМНЮЮ ПОРУ. »
(из стихотворения «Крестьянские дети»)
Мужичок с ноготок
Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах. а сам с ноготок!
«Здорово, парнище!» — «Ступай себе мимо!» —
«Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» — «Из лесу, вестимо,
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.) —
«А что, у отца-то большая семья?» —
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я. » —
«Так вон оно что! А как звать тебя?» — «Власом». —
«А кой тебе годик?» — «Шестой миновал.
Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребёнок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал.
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Всё, всё настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы, —
Те честные мысли, которым нет доли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!
Полное стихотворение Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» 1861 года
Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши — живется легко,
Вчера, утомленный ходьбой по болоту,
Забрел я в сарай и заснул глубоко.
Проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся веселого солнца лучи.
Воркует голубка; над крышей летая,
Кричат молодые грачи,
Летит и другая какая-то птица —
По тени узнал я ворону как раз;
Чу! шепот какой-то. а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Всё серые, карие, синие глазки —
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.
Я замер: коснулось души умиленье.
Чу! шепот опять!
Первый голос
Борода!
Второй
А барин, сказали.
Третий
Потише вы, черти!
Второй
У бар бороды не бывает — усы.
Первый
А ноги-то длинные, словно как жерди.
Четвертый
А вона на шапке, гляди-тко — часы!
Пятый
Ай, важная штука!
Шестой
И цепь золотая.
Седьмой
Чай, дорого стоит?
Восьмой
Как солнце горит!
Девятый
А вона собака — большая, большая!
Вода с языка-то бежит.
Пятый
Ружье! погляди-тко: стволина двойная,
Замочки резные.
Третий (с испугом)
Глядит!
Четвертый
Молчи, ничего! постоим еще, Гриша!
Однажды, в студёную зимнюю пору
Николай Некрасов «Однажды, в студёную зимнюю пору. »
(из стихотворения «Крестьянские дети»)
Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах. а сам с ноготок!
«Здорово, парнище!» — «Ступай себе мимо!» —
«Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» — «Из лесу, вестимо,
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.) —
«А что, у отца-то большая семья?» —
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я. » —
«Так вон оно что! А как звать тебя?» — «Власом» —
«А кой тебе годик?» — «Шестой миновал.
Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребёнок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал.
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Всё, всё настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы, —
Те честные мысли, которым нет доли,
Которым нет смерти, зови, не зови!
В которых так много и злобы и боли,
;В которых так много жестокой любви!
Анализ стихотворения Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»
«Мужичок с ноготок» – одно из наиболее знаменитых произведений, посвященных детям. Школьники изучают его в 3 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Мужичок с ноготок» по плану.
Стихотворение «Мужичок с ноготок» – полный текст
Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
«Здорово, парнище!» — Ступай себе мимо! —
«Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» — Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.
(В лесу раздавался топор дровосека.) —
«А что, у отца-то большая семья?»
— Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я… —
«Так вон оно что! А как звать тебя?»
«А кой тебе годик?» — Шестой миновал…
Ну, мертвая! — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребенок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Всё, всё настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы.
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!
(из стихотворения “Крестьянские дети”, 1861)
Краткий анализ стиха «Мужичок с ноготок» Н.А. Некрасов
Вариант 1
Николай Алексеевич Некрасов – известный российский поэт, который в своих произведениях описывал нелегкую крестьянскую жизнь. Много стихов автора повествуют о тяжелом крестьянском труде, непосильном даже для взрослых мужиков.
В описании быта и человеческих взаимоотношений, для более яркого выражения и представления описываемой картины, автор часто использует описание природы, пейзажа. Это придает создаваемой картине особенную яркость и своеобразный колорит.
В стихотворении «Мужичек с ноготок», Некрасов описывает сельскую жизнь многодетной бедной семьи, в которой только один кормилец, который много работает, чтобы обеспечить свой дом самым необходимым – теплом. И его тоже нужно добывать. В представленной картине, поэт описывает шестилетнего мальчика, который управляется с повозкой лошадей, на которой везет домой срубленные отцом дрова, чтобы обогреть свою семью в столь холодную студеную зиму.
Для еще большего усиления описанной картины, Некрасов добавляет описание зимней поры. Зиму он называет студеной, значит мороз очень сильный и дети в доме, видимо очень мерзнут. Топить уже совершенно нечем, и тогда даже шестилетний мальчик взялся за выполнение серьезной мужской работы.
Описание его одежды показывает, что он укутан хорошо, заботливо, но одежда-то взрослая и на нем сидит не совсем уютно. Для еще большего усиления описываемой картины жизни шестилетнего мальчика, поэт уже без использования метафор или сравнений, говорит просто напрямую: «был сильный мороз».
Описанием зимнего мороза, Некрасов еще больше и ярке ставит перед взором читателя положение бедных сельских детей. Их жизнь заставляет очень рано взрослеть, иначе нельзя, это уже вопрос жизни-смерти. Мальчик описан автором очень нежно и трепетно.
Он показан настоящим мужчиной, который знает, что делать, и умеет, и свою работу он выполняет неторопливо и уверенно, без лишних движений. В своих произведениях Некрасов, обращаясь к описанию образа детей, всегда преподносит это очень мягко, нежно и трепетно. Детям в его творчестве отведено особое и важное место.
Стихотворение «Мужичок с ноготок» – анализ по плану
Вариант 1
Николай Алексеевич Некрасов — известный российский поэт, который в своих произведениях описывал нелегкую крестьянскую жизнь. Много стихов автора повествуют о тяжелом крестьянском труде, непосильном даже для взрослых мужиков. В описании быта и человеческих взаимоотношений, для более яркого выражения и представления описываемой картины, автор часто использует описание природы, пейзажа. Это придает создаваемой картине особенную яркость и своеобразный колорит.
В стихотворении «Мужичек с ноготок» из поэмы «Крестьянские дети», Некрасов описывает сельскую жизнь многодетной бедной семьи, в которой только один кормилец, который много работает, чтобы обеспечить свой дом самым необходимым — теплом. И его тоже нужно добывать. В представленной картине, поэт описывает шестилетнего мальчика, который управляется с повозкой лошадей, на которой везет домой срубленные отцом дрова, чтобы обогреть свою семью в столь холодную студеную зиму.
ля еще большего усиления описанной картины, Некрасов добавляет описание зимней поры. Зиму он называет студеной, значит мороз очень сильный и дети в доме, видимо очень мерзнут. Топить уже совершенно нечем, и тогда даже шестилетний мальчик взялся за выполнение серьезной мужской работы.
Описание его одежды показывает, что он укутан хорошо, заботливо, но одежда-то взрослая и на нем сидит не совсем уютно. Для еще большего усиления описываемой картины жизни шестилетнего мальчика, поэт уже без использования метафор или сравнений, говорит просто напрямую: «был сильный мороз».
Описанием зимнего мороза, Некрасов еще больше и ярче ставит перед взором читателя положение бедных сельских детей. Их жизнь заставляет очень рано взрослеть, иначе нельзя, это уже вопрос жизни-смерти. Мальчик описан автором очень нежно и трепетно.
Он показан настоящим мужчиной, который знает, что делать, и умеет, и свою работу он выполняет неторопливо и уверенно, без лишних движений. В своих произведениях Некрасов, обращаясь к описанию образа детей, всегда преподносит это очень мягко, нежно и трепетно. Детям в его творчестве отведено особое и важное место.
Анализ стихотворения Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок»
Вариант 1
Величайший поэт Николай Алексеевич Некрасов представляет золотой век литературы России. Он был дворянином, поэтому смог прочувствовать тяжёлую долю крестьянского народа. В то время крестьяне не вылазили из нищеты и много работали, чтобы прокормить семью. Все это он показал в своём стихотворении «Мужичок с ноготок», которое стало частью поэмы «Крестьянские дети». Он пишет о сложной судьбе семьи, в которой много детей и всего два представителя мужского пола. Это отец и сын шести лет.
Для большего впечатления о труде маленького мальчика, писатель представил морозную зиму. Был дикий холод. Так он использует метод усиления, чтобы произвести впечатление на читателей. Как бы не было холодно, герой стихотворения работал, не покладая рук. С помощью разговора мы понимаем, что мальчик должен быть очень ответственным за семью. Хоть было ужасно холодно, ребёнок отлично выполнял свою работу.
Описание мальчика, Власа, показывает, что он одет, как взрослый человек, в больших рукавицах и сапогах. Он уже много раз был в лесу, чтобы помочь отцу, поэтому очень уважительно относится к труду, принимает с достоинством все заботы. Он рано стал взрослым и гордится, что он тоже часть главного в семье. Он умеет ездить на лошади и ловко ей управляет, знает все команды, которые она должна выполнять.
Описание мальчика выглядит очень трепетным, с большой нежностью. Автор, словно, любуется своим героем. Все слова, чтобы его описать, подобраны с особой теплотой, прочувствованы добром и нежностью. Но также использует иронию, называя его «мужичок».
Это отражает истинный характер мальчика. Влас по своим действиям и рассуждениям представляется всем настоящим мужчиной. Он знает, что нужно делать, обладает всеми необходимыми умениями. Все действия выполняются с большой уверенностью, без какой-либо лишней спешки.
Николай Алексеевич Некрасов всегда очень мягко, нежно, с особым трепетом пишет об образе детей. Маленькие дети занимают важное место в его произведениях.
Все, о чем пишет поэт, можно легко вообразить и понять. Жизнь в деревне, голод, нищая семья. Это то описание, которое раскрывает жизнь в крестьянской семье.
У Николая Некрасова большое количество стихов, где рассказывается о трудной жизни детей, например “Школьник”. Порой на них сваливается столько проблем, что даже взрослые люди не справляются с ними так, как это делают дети. Это заслуживает большого уважения в нашем мире.
Вариант 2
Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт, представитель золотого века русской литературы. Будучи дворянином, он как никто другой понимал и чувствовал тяжелую жизнь российского крестьянства, но восхищался тяжелым трудом и стремлением жить счастливо каждого крепостного.
Эти чувства, пронесенные сквозь сердце поэта, он при помощи пера излил на бумагу, навсегда увековечив их в своих бессмертных произведениях.
Стихотворение “Мужичок с ноготок” является частью большой поэмы автора “Крестьянские дети”. В этом произведении Некрасов описывает скудную и сложную жизнь многодетной бедной крестьянской семьи. В ней всего два мужчины — глава семейства и его маленький шестилетний сын.
Им приходится в “студеную зимнюю пору” заниматься заготовкой дров, чтобы обеспечить свою семью драгоценным теплом. Отец занимается рубкой деревьев и затем придает дровам нужные размеры, чтобы они уместились в печи. Сынишка же грузит их на телегу и отвозит домой. Именно в этот момент автор и встречается с мальчиком на дороге, выйдя прогуляться из дому в лес.
Яркими красками усиливает колоритность стихотворения описание зимней поры. Некрасов применяет к зиме эпитет “студеная”, намекая на суровость описываемых морозов. Читатель должен сам догадаться, что семейство в крестьянской хате, видимо, замерзает, раз в такую погоду мужчины принялись за заготовку дров.
Гиперболизуя опасность мороза перед маленьким мальчиком, автор уже напрямую заявляет о том, что мороз был сильным. Однако, мальчуган важно шефствует над лошадкой, ведя ее под уздцы, у него чинное взрослое спокойствие. Поэт показывает его крохотность, сравнивая маленькое тело ребенка с большими папиными сапогами и еще большего размера полушубком.
Вместе с этим, Николай Алексеевич еще более ярко рисует читателям положение бедных сельских детей. Из-за своей закрепощенной судьбы, они вынуждены рано взрослеть, выполняя работу, с которой не всегда и взрослый человек справился бы.
Мальчик описывается автором с нежностью и трепетом. Он испытывает жалость к такому раннему взрослению сынишки, который уже представляется настоящим мужчиной на фоне исполнения семейных обязанностей без лишних слов.
В своем творчестве Некрасов, обращаясь к образу крестьянских детей, всегда описывает его очень трепетно. Детям он всегда отводил особое место в своих литературных произведениях. Знакомясь с ними, нам открывается настоящая душа русского народа, которую читателям так щедро и безвозмездно раскрыл Николай Алексеевич Некрасов.
Николай Некрасов
Мужичок с ноготок (Однажды, в студеную зимнюю пору…) (+ Анализ)
«Мужичок с ноготок (Однажды, в студеную зимнюю пору…)»
Николай Некрасов
(Отрывок из «Крестьянских детей»)
Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
– Здорово, парнище! – «Ступай себе мимо!»
– Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? – «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
– А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
– Так вон оно что! А как звать тебя? – «Власом».
– А кой тебе годик? – «Шестой миновал…
Ну, мертвая!» – крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребенок был так уморительно мал,
Как будто все это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь –
Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти – дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой –
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной.
Дата создания: 1861 г.
Анализ стихотворения Некрасова «Мужичок с ноготок»
Широко известное стихотворение Н. А. Некрасова под условным названием «Мужичок с ноготок» является фрагментом большого стихотворения «Крестьянские дети», написанного в 1861 году. Поэт всегда был тесно связан с национальной жизнью и умел говорить от имени народа. Удивительно, но единственной проблемой детей крестьян, отраженной в стихотворении «Крестьянские дети», певец тяжелой народной доли Некрасов считает укусы мошек и необходимость раннего труда. Несмотря не то, что произведение написано в пору крестьянских бунтов, обострения классовых противоречий, роста напряженности в стране и усиления студенческого движения, оно наполнено идиллическими мотивами – поэта умиляет зрелище якобы счастливого крестьянского детства и светлые стороны крестьянского быта.
Небольшое стихотворение о мужичке с ноготок изображает законченную по характеру бытовую сценку, героем которой является шестилетний мальчик Влас. При минимуме выразительных средств, используя неполные предложения, автор воссоздает полную картину происходящего.
В тексте можно найти эпитеты – «студеная пора», «чинное спокойствие», литоту – «мужичок …с ноготок», гиперболу – «мертвая (при понукании лошади)», оксюморон – «крикнул малюточка басом», метафоры «рванул под уздцы», метонимию – «раздавался топор», «хворосту воз». Автор использует контекстные синонимы – «медленно», «важно», «в спокойствии чинном» – и риторическое восклицание – «…а сам с ноготок!»
Поэт строит диалог, используя живую разговорную речь, тонким знатоком которой он являлся. Оригинальность, новизна слога Некрасова в том, что он использует разговорные слова и обороты – «вестимо», «ступай себе», «парнище», «больно …грозен», «кой … годик».
Очевидно, что незнакомый барин сумел стать своим для крестьянского малыша, вызвать его на откровенность – собеседники говорят на одном языке. Поэт явно сочувствует своему герою, вынужденному заниматься заготовкой дров в сильный мороз. Но надо сказать, что ребенок держится совершенно естественно, хотя и не может себе позволить длительного разговора. Несмотря на несоразмерность малыша выполняемой работе, вся сцена воспринимается читателем без тяжелого чувства. Она отставляет уморительное впечатление и не может оставить равнодушным никого.
Мальчика делает взрослым не надетая на него отцовская одежда. Тяжелый крестьянский труд раньше времени превращает малыша в полноценного работника, вынужденного заботиться о своей многочисленной семье.