Как звали первого праведного халифа

Праведные халифы

Не всегда мусульмане относятся с достаточным вниманием к тому, чтобы изучить жизнеописания сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ и в будущем следовать их примеру. Но ведь этот путь является одним из самых верных средств приблизиться к Аллаху и воспитать свое сердце в любви к Нему. Пророк Мухаммад ﷺ неоднократно указывал на необходимость признания превосходства и достоинств четырех праведных халифов и следования их примеру.

По своим достоинствам четыре праведных халифа превосходят всех сподвижников, поскольку приняли Ислам раньше всех, вели самоотверженную борьбу за религию Ислама и вынесли немало испытаний в этой борьбе. О том, что четырех праведных халифов следует любить, и это является обязательным для мусульманина, говорили Масрук ибн аль-Джаузи. Знать о жизни этих достойнейших людей, об их личностях и достоинствах и брать пример с них необходимо каждому мусульманину.

Шейхуль-ислам ибн Таймийя говорил, что все то наилучшее, чего смогли добиться в своей религии мусульмане, они добились исключительно благодаря труду праведных халифов и сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ: благодаря им были получены знания о религии, благодаря им были побеждены враги Ислама, а слово Всевышнего Аллаха было возвышено.

Отдавать должное сподвижникам и их заслугам должен каждый мусульманин до самого Судного дня, если он является истинным верующим. Праведные халифы являлись среди сподвижников лучшими, кто стремился к благим делам, кто совершал их больше всех остальных. Они были в мусульманской умме лучшими людьми, их сердца были чисты, а в обхождении они были легкими людьми. Всевышний Аллах избрал праведных халифов для того, чтобы они сопровождали Пророка Мухаммада ﷺ на его нелегком пути, поддержали его в деле установления религии Ислама. Всевышний Аллаха хвалил их в аятах Корана, а Пророк Мухаммад ﷺ превозносил их достоинства в хадисах, говоря, что Аллах доволен ими.

Первый праведный халиф

Абу Бакр Сиддик носил полное имя Абдулла ибн Усман ибн Амир ибн Ка‘б. У него с Пророком Мухаммадом ﷺ есть общие родственные корни через Мурра ибн Ка‘ба. Год его рождения наступил спустя два года после наступления «года слона», то есть через 2 года после рождения Пророка Мухаммада ﷺ.

По роду своей деятельности он занимался торговлей, и сумел заработать очень много денег, расходуя заработанные средства на пользу Ислама. Он стал первым человеком, кто принял Ислам. По словам Пророка Мухаммада ﷺ, Абу Бакр был праведным, очень правдивым человеком, и именно из-за этого его и прозвали «Сиддиком».

Передано от Анаса ибн Малика, что, когда Пророк Мухаммад ﷺ поднимался на гору Ухуд, его сопровождал Абу Бакр, а также с ними были Усман ибн Аффан и Умар ибн аль-Хаттаб. В тот момент гора Ухуд сильно затряслась, и Пророк Мухаммад ﷺ сказал ей: «Успокойся, Ухуд! На тебе только Пророк, правдивейший и два мученика!», в последствии Умар и Усман стали мучениками, погибшими от рук врагов.

Абу Бакр призывал людей к Исламу, и в этом он был первым среди людей. Он был тем, кто привлек в Ислам сподвижников Усмана ибн Аффана, Зубайра, Тальху, а также Абдуррахмана ибн Ауфа и Абу Убайду. Об Абу Бакре Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что он не только наиболее надежный в сподвижничестве человек, но и наиболее щедрый в своих богатствах. Имущество Абу Бакра принесло много пользы самому Пророку Мухаммаду ﷺ, который им распоряжался как своим собственным, и Посланник Аллаха ﷺ говорил, что никогда еще имущество столько пользы ему не приносило. Абу Бакр же говорил, что и он сам, и имущество его полностью принадлежит Посланнику Аллаха ﷺ. На свои деньги он выкупил из рабства Биляля, а также Амира ибн Фухайра и многих других мусульман.

В хадисе из сборников Абу Дауда и Тирмизи, который был передан Умаром, сказано, что Посланник ﷺ велел мусульманам делать пожертвования. По словам Умара, в то время у него было много денег, и он мог себе позволить делать настолько щедрые пожертвования в этом благом деле, чтобы опередить даже Абу Бакра. И тогда Умар отнес половину своего имущества Посланнику ﷺ, на что Посланник Аллаха ﷺ спросил, какую часть своего имущества оставил он своей семье? И тогда Умар ответил, что оставил семье половину. После него пришел Абу Бакр, принес деньги, и на такой же вопрос ответил Посланнику Всевышнего ﷺ, что принес все свои деньги, а семье оставил «..Всевышнего Аллаха и Его посланника», и в тот момент Умар понял, что он никогда не сможет опередить Абу Бакра.

Посланник Аллаха ﷺ женился на дочери Абу Бакра Аише, и она стала любимой женой Мухаммада ﷺ. Среди сподвижников и вообщем мусульманской общины Абу Бакр занимает самое значительное место, он заслуживает самого глубокого почтения. Именно Абу Бакр сопровождал Посланника ﷺ всю его жизнь, с самого начала пророческой миссии и до самой смерти Мухаммада ﷺ. В самые тяжелые моменты жизни Посланника Аллаха ﷺ Абу Бакр оставался рядом с ним, поддерживал его. В Коране Аллах упоминает о нем, указывая, что одним из тех двоих, кто был с Мухаммадом ﷺ в пещере, когда его изгнали неверующие, был именно Абу Бакр.

Из всей мусульманской уммы за всю ее историю самым богобоязненным человеком был праведный халиф Абу Бакр – об этом говорит Сунна, об этом сказано и в Коране, где приводятся слова Всевышнего Аллаха о нем: «самый богобоязненный, который раздает свое имущество, очищаясь, и всякую милость возмещает сполна только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа» (сура Аль-Лайл (Ночь), 17-20-й аяты).

В своей повседневной жизни он был человеком праведным, неприхотливым, очень доброжелательным и спокойным, но и бесстрашным, и смелым. В сборнике хадисов Абу Дауда сказано, что Абу Бакр первым войдет в Рай.

Начало Халифата

После смерти Мухаммада ﷺ сподвижники избрали Абу Бакра в качестве халифа. Новый халиф обратился к людям в этот тяжелый момент, зачитав им слова Аллаха, которые он обращал к своему Посланнику ﷺ. Он обратился к мусульманам со словами просьбы поправлять его, если будет совершать дурное, и помогать ему, если он будет совершать благо. За время своего правления первый праведный халиф принес Исламу много блага. После смерти Мухаммада ﷺ он начал жесткую борьбу с вероотступничеством. Абу Бакру принадлежит заслуга собирания воедино Корана – весь Коран по поручению халифа был собран Зайдом ибн Сабитом в свитках. После халифа Абу Бакра эти свитки перешли по наследству Умару и Усману.

Абу Бакр был похоронен возле Пророка Мухаммада ﷺ, после него халифат перешел к Умару ибн Хаттабу.

Второй праведный халиф

Умар ибн Хаттаб (Абу Хафс Умар ибн Хаттаб) вошел в мировую историю Ислама как второй праведный халиф. Пророк Мухаммад ﷺ называл его «Фарук», что в переводе означает «Различающий»(ложь от истины). Умар входит в число десяти сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ обрадованных раем. Родился он за сорок лет до того, как случилась хиджра Пророка Мухаммада ﷺ, в Мекке. Семья, в которой родился и вырос Умар, была знатной и имела почет и власть, но юного Умара воспитали верным и правдивым: он смело высказывал истину и придерживался неуклонно своей точки зрения.

Именно Умар был послом, когда возникали конфликты у курайшитов между собой или случались какие-то военные столкновения между племенем курайшитов и другими племенами. Когда Умар принял Ислам, это стало для мусульман огромной поддержкой и ознаменовало собой новый этап борьбы за распространение исламской религии. Пророк Мухаммад ﷺ женился на дочери Умара Хафсе. Среди сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ он был одним из лучших, он одним из первых совершил хиджру в Медину из Мекки. Во многих сражениях и походах он сопровождал Пророка Мухаммада ﷺ, в битвах при Ухуде и Хунайне он стоял рядом с Пророком ﷺ. Были такие случаи, когда мнение Умара находило отражение в аятах Корана, ниспосланных позже. По словам Посланника Аллаха ﷺ, «Аллах вложил истину на язык и сердце Умара» (Абу Дауд).

Умар ибн аль-Хаттаб стал халифом после Абу Бакра ас-Сыддыка с согласия самых авторитетных сподвижников, ансаров и мухаджиров. Во время правления праведного халифа Умара для Ислама открывались новые и новые земли, мусульманским государством были сделаны исторические завоевания. Правил же праведный халиф Умар мудро, вел аскетичную жизнь и был правителем очень набожным. В вопросах правления во многом Умар следовал тому примеру, который подал ему халиф Абу Бакр во время своего правления. Умар уделил большое внимание распространению исламской религии, предпринял ряд шагов, чтобы завоевать Византию и Персию, продолжив то дело, которое начал до него Абу Бакр.

В четырнадцатом году состоялась знаменитая битва при Кадисии, когда войска, которые возглавлял Са‘д ибн Абу Ваккас, разгромили войска Рустума. После этого у мусульман началась череда завоеваний вплоть до взятия персидской столицы. После этой победы полководец отправил халифу Умару серебряные и золотые браслеты, а также перстень Хосроя, правителя Персии, и тогда Умар надел украшения на Сураке, и поблагодарил Аллаха за то, что Всевышний подарил такую возможность. Эти браслеты на запястье Сураки увидел Пророк Мухаммад ﷺ, и сказал Сураке, что однажды тот наденет браслеты Хосроя. Это предсказание, которое стало поистине чудом, подаренным Аллахом, сбылось: войско Ну ‘ мана ибн Мукаррина сошлось с персами в сражении под Нахавандом, это сражение стали называть «Победой побед» или «Фатхуль футух»: империя Хосроя была разбита.

Во время правления праведного халифа Умара были завоеваны территории Шама, Египта, Иерусалим стал открытым для Ислама, а после волна завоеваний охватила все новые и новые земли: Тарабулус, Азербайджан, Джурджан и Нахаванд.

Праведный халиф Умар выстроил города Куфу и Басру, при нем было введено летоисчисление по хиджре, были основаны разные государственные учреждения, а также возобновлена коллективная молитва таравих. Праведный халиф Умар правил десять с лишним лет, а затем погиб от руки Абу Луълуъа, огнепоклонника, когда совершал в мечети Пророка ﷺ утреннюю молитву от шесть ударов кинжалом с двумя лезвиями.

Третий праведный халиф

Третьим праведным халифом стал Усман ибн Аффан. Усман является одним из тех десяти сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ, которым был обещан Рай еще при их жизни. Усман ибн Аффан знал наизусть Коран.

Усман родился через пять лет после рождения Пророка Мухаммада ﷺ в Таифе. Его детство прошло в семье, которая была очень богата, его воспитывали в роскоши, поскольку его отец занимался торговлей, и у их семьи был очень хороший достаток. Он принял Ислам по призыву Абу Бакра в числе первых пяти людей. Пророк Мухаммад ﷺ очень любил Усмана, настолько, что выдал свою дочь Рукаййу замуж за него. Его дочь Рукайа умерла рано, и вскоре Посланник Аллаха ﷺ выдал замуж за Усмана свою вторую дочь Умм Кульсум, за что Усман и получил от него прозвище «Зу-н-нурайн» («обладатель двух сияний»).

Усман все-таки совершил в Эфиопию хиджру, несмотря на то, что для торговых дел она обернулось крахом, а затем совершил еще одну хиджру в Медину, и позже он получил прозвище «совершивший хиджру дважды». На битве при Бадре он отсутствовал, но его причисляют к участникам этой битве поскольку он был в момент битвы дома у постели умирающей своей жены Рукайи. За него стрелу в этой битве пустил сам Пророк Мухаммад ﷺ.

В возвышении замени Ислама заслуга Усмана огромна – не только имущество, но и душу жертвовал он на пути Аллаха: для битвы при Табуке им было снаряжено девятьсот верблюдов и пятьдесят коней, он насыпал в подол Пророка Мухаммада ﷺ тысячу динаров, выкупил за тридцать пять тысяч дирхемов колодец Рума, который был во владении иудея, продававшего воду из этого колодца мусульманам Медины, которым больше неоткуда было пить. После того, как Усман купил этот колодец, он подарил его мусульманам.

Его избрали халифом после того, как халиф Умар получил смертельные удары кинжалом. Выбор Усмана ибн Аффана поддержали все, зная, насколько он опережает всех остальных в Исламе.

В списке достижений и свершений третьего праведного халифа – тот факт, что по его повелению Коран был записан на едином диалекте, и после этого свитки были разосланы во все концы халифата. При Усмане продолжились завоевания в Азии и Африке, распространяя единобожие и там. Жизнь мусульман в государстве при праведном халифе Усмане отличалась благополучием и достатком.

Четвертый праведный халиф

Али был человеком храбрым, принимал участие в сражениях на пути Аллаха и проявил немалый героизм. Когда произошла битва у рва, в которой против мусульман выступали объединенные войска нескольких племен, Али ибн Абу Талиб принял вызов нескольких воинов, которые славились как могучие богатыри, и он легко победил их все. Али ибн Абу Талиб участвовал во всех битвах, находясь рядом с Пророком Мухаммадом ﷺ. Но во время битвы при Табуке Пророк ﷺ оставил Али ибн Абу Талиба дома как опекуна своей семьи, сказав ему: «Разве ты не согласен занять при мне такое же место, какое Харун занимал при Мусе, с той лишь разницей, что после меня не будет пророков?».

Али ибн Абу Талиб стал халифом после того, как вероломно убили халифа Усмана. Между сподвижниками в это период произошли определенные события, относительно которых мудро и лаконично высказался Шейхуль-ислам ибн Таймийя, призвав воздерживаться от комментариев относительно того, что именно произошло, поскольку достоинства сподвижников остаются непоколебимыми, а любовь и дружба по отношению к ним со стороны мусульман обязательна.

Праведные халифы внесли свои имена в историю Ислама не только благодаря тому, что они были первыми руководителями исламской уммы после Пророка Мухаммада ﷺ, а также тем, что они отличались особой добродетелью, праведностью и самоотверженностью, приложив огромные усилия в распространении Ислама по всему миру, принеся в жертву свои жизни ради религии Аллаха.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Источник

Праведные халифы

Как звали первого праведного халифа. 300px Arabische Rijk. Как звали первого праведного халифа фото. Как звали первого праведного халифа-300px Arabische Rijk. картинка Как звали первого праведного халифа. картинка 300px Arabische Rijk

Как звали первого праведного халифа. magnify clip. Как звали первого праведного халифа фото. Как звали первого праведного халифа-magnify clip. картинка Как звали первого праведного халифа. картинка magnify clip

Праведные халифы — в суннитском исламе — четыре первых халифа (правителя мусульман), при которых ислам осуществлял активную внешнюю экспансию и Халифат увеличивался в размерах.

Содержание

Список праведных халифов

В других направлениях ислама

Передача власти

Как звали первого праведного халифа. 40px Wiki letter w.svg. Как звали первого праведного халифа фото. Как звали первого праведного халифа-40px Wiki letter w.svg. картинка Как звали первого праведного халифа. картинка 40px Wiki letter w.svg

Убийство Али послужило началом широкой конфронтации между суннитами и шиитами. Умма разделилась на сторонников того или иного подхода.

Ссылки

10 обрадованных вестью о рае:

Полезное

Смотреть что такое «Праведные халифы» в других словарях:

Список халифов — Содержание 1 Праведные халифы 2 Омейяды (Дамасский халифат) (661 750) 2.1 … Википедия

Халиф — У этого термина существуют и другие значения, см. Халиф (значения). Ислам … Википедия

Духовные звания в исламе — Содержание 1 Авлия 2 Алим 3 Ахун 4 Аятолла … Википедия

Умар ибн аль-Хаттаб — араб. عمر ابن الخطاب Повелитель правоверных (Амир аль Муминин) … Википедия

Исламские термины — Ислам Столпы Ислама … Википедия

Али ибн Абу Талиб — араб. علي بن أبي طالب‎‎ Каллиграфии представление Али по арабски … Википедия

Арабский халифат — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

Абу Бакр — араб. أبو بكر‎‎ Каллиграфии представление Абу Бакр по арабски … Википедия

Усман ибн Аффан — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Запрос «Усман» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия

Мухаммед — (محمد) Толкование имени: Хвалимый, прославляемый Имя на других языках: араб. محمد‎‎ англ. Muhammad нем. Mohammed фр. Mahomet Имя при рождении: Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абду … Википедия

Источник

ПРАВЕДНЫЕ (ПРАВОВЕРНЫЕ) ХАЛИФЫ

ПРАВЕДНЫЕ (ПРАВОВЕРНЫЕ) ХАЛИФЫ (араб. аль-хулафа’ ар-рашидун) (632–661) – халифы Абу Бакр, Умар, Усман и Али, которые после кончины пророка Мухаммада в течение почти 30 лет возглавляли мусульманскую общину и еще при жизни пророка в той или иной мере принимали участие в деятельности общины, а также были связаны с пророком узами кровного родства или брака.

Как звали первого праведного халифа. ph01424. Как звали первого праведного халифа фото. Как звали первого праведного халифа-ph01424. картинка Как звали первого праведного халифа. картинка ph01424

В последующие столетия период правления праведных халифов называли «золотым веком» ислама, когда процветали изначальные мусульманские добродетели, а самим халифам присвоили титул «ар-рашидун» – идущие праведным путем, чтобы отличить их от тех, кто пришел к власти в разных провинциях некогда единого мусульманского государства.

Абу Бакр ас-Сиддик

(род. в 572, годы правления – 632–644) – преуспевающий мекканский купец, был одним из первых, кто сразу и безоговорочно поверил Мухаммаду и стал ему помогать. Он не жалел средств на нужды мусульманской общины. Одной из статей его расходов был выкуп рабов, освобождая которых он ставил единственное условие – принятие ими ислама. Именно он сопровождал Мухаммада, когда пророк решил перебраться в Медину (622), узнав о заговоре против него. Чтобы сбить с толку преследователей, Мухаммад и Абу Бакр провели три дня в пещере на горе Саур близ дороги, ведущей на Йемен, дожидаясь возвращения преследователей в Мекку.

В Медине Абу Бакр выдал замуж за пророка свою дочь. Он всячески опекал Мухаммада, сопровождал его военных походах. На девятом году хиджры (630–631) Мухаммад доверил Абу Бакру руководство паломниками в Мекку. В конце жизни Мухаммада Абу Бакр иногда руководил пятничным намазом.

Когда Мухаммад, не оставивший после себя наследника мужского пола, скончался (август 632) мухаджирун (мекканцы-мусульмане, переехавшие в Медину) и ансар (мединцы, принявшие ислам) никак не могли решить, кого же избрать в качестве преемника Мухаммада. Умар ибн аль-Хаттаб, один из сподвижников пророка, напомнил присутствующим о роли, которую играл Абу Бакр при жизни пророка и первым протянул ему руку для присяги. Его примеру последовали все остальные.

Как звали первого праведного халифа. 1005582 hm R102. Как звали первого праведного халифа фото. Как звали первого праведного халифа-1005582 hm R102. картинка Как звали первого праведного халифа. картинка 1005582 hm R102

Человек разумный и не тщеславный, Абу Бакр пригласил к управлению общиной ближайших сподвижников пророка – Умара ибн аль-Хаттаба, а также Абу Убейду, воина, лучше других разбиравшегося в военных вопросах.

Время правления Абу Бакра совпало с периодом, получившим название ридда («отпадение» – араб.), ибо после кончины пророка Мухаммада некоторые племена сочли себя свободными от договорных обязательств и отказались платить налоги. Абу Бакру удалось подавить племенной сепаратизм и восстановить мусульманские владения в Аравии. При нем начала формироваться регулярную армию, и арабские войска продвинулись до границ Ирана. В 633 Абу Бакр отправил армию к византийским границам, считая присоединение византийских земель выполнением завещания пророка. Тогда же арабы появились в Южной Палестине и Месопотамии. Завоеванные города подписывали соглашение, по которому горожане обязывались платить подушную подать по динару с каждого взрослого мужчины. Арабский историк аль-Балазури (812–892) писал, что Абу Бакр, провожая воинов в поход, напутствовал их словами: «Когда встретишь врага, и Аллах даст тебе победу, не злобствуй и не уродуй тела врагов своих. Не будь вероломным, но и не трусь. Не убивай ни ребенка, ни старика, ни женщину. Не сжигай пальмы, не срубай плодовые деревья, не режь скота больше, чем требуется для пропитания… Будешь проходить мимо людей в кельях (т.е. монахов – автор), которые говорят, что они посвятили себя Богу, оставляй же их в покое…».

Летом 634 мусульманские войска подошли к Дамаску. Но весть о начале завоевания Сирии застала Абу Бакра на смертном одре. Своего преемника он решил назначить сам, дабы избавить общину от раздоров. Он назвал достойнейшим Умара ибн Хаттаба.

Умар (Омар I) ибн аль-Хаттаб аль-Фарук

Умар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук (род. в 585, время правления – 634–644) – второй из «праведных халифов». Он принял ислам в 661, за 4 года до хиджры. Согласно преданию, сначала он был настроен против мусульман, но после того как познакомился с текстом суры «Та ха» (сура 20, см. КОРАН), который дала ему его сестра, захотел встретиться с Мухаммадом. После этой встречи он стал одним из самых верных сторонников пророка.

В мединский период Умар прославился своей храбростью, принимал участие в главных битвах мусульман (у колодца Бадр – в 624 и у Холмов (Ухуд) – в 625). Тогда же он стал советником Мухаммада, а со временем и породнился с ним: его дочь Хавса вышла замуж за пророка после того, как ее первый муж погиб в бою.

Все биографы Умара отмечали его бескорыстие и честность. Через его руки в то время проходили большие деньги, но он сам не стремился к обогащению. Мусульманское предание сохранило также многочисленные упоминания о скромности Умара и его благочестии.

Халифу Умару принадлежит заслуга в создании административной системы, которая легла в основу управления будущего мусульманского государства. В 641 был создан регистр (диван аль-мукатила), на основе которого члены семьи пророка, его сподвижники и участники мусульманских завоеваний (футух) получали ежегодное пособие. Когда писцы во главе списка написали имя Умара, он сам поставил на первое место Айшу, любимую жену покойного Мухаммада, предложив ей пособие в 12 тысяч дирхем ежегодно.

В 637–638 была введена новая система летоисчисления, в которой за основу была взята хиджра пророка. Сначала речь шла о датировке корреспонденции, но затем в сознании мусульман произошло разделение исторической памяти на период до ислама (джахилийа) и после принятия ислама – с первого года хиджры (622).

Благодаря Умару, были заложены основы юридической системы, в ряде городов действовали судьи – кади, которые на основе исламских установлений разрешали конфликты и споры. В частности, были узаконены наказания за пьянство и супружескую измену для женщин.

На завоеванных землях Умар стал организовывать военные лагеря (амсар). В разных частях халифата возникли городские поселения нового типа, где квартал занимали воины одного отряда (как правило, выходцы из одного племени). Такие гарнизоны были в Фустате (ныне район Каира), Куфе, Мосуле.

По предложению халифа городское строительство осуществлялось по византийским принципам: ширина главных улиц должна была быть равна 40 локтям (локоть – 38–46 см), а второстепенных – 20–30 локтям. Халиф уделял много внимания развитию ремесла и торговли. Он считал, что ремесло торговца не менее сложно, чем военное дело, ибо «шайтан старается соблазнить честного купца легкой прибылью путем обмана покупателя».

Когда был завоеван Египет, Умару доложили, что эта область может снабжать пшеницей другие области халифата. Но надо было решить проблему транспортировки зерна. Халифу напомнили, что во времена императора Траяна (на рубеже 1 и 2 вв. н.э.) был построен канал, соединивший Нил и Красное море. Впоследствии канал был заброшен и засыпан. Умар распорядился очистить русло канала, и хлеб нильской житницы хлынул в Аравию по кратчайшему пути.

В период голода (639), обрушившегося на Палестину, Сирию и Ирак, по приказу халифа из других провинций стали доставлять продовольствие. На следующий год халиф временно отменил закят (ежегодный налог в пользу бедных).

Занимался Умар и религиозными делами. В частности, при нем был окончательно признан ритуал хаджа (см. ПЯТЬ СТОЛПОВ ИСЛАМА), который стал одним из пяти обязательных принципов веры. Ежегодное паломничество Умар возглавлял сам. По поручению халифа бывший секретарь пророка Зайд ибн Сабит начал сбор разрозненных текстов откровений, записанных со слов Мухаммада. Окончательно текст Корана был канонизирован уже после смерти Умара.

Завоевательные походы при Умаре успешно продолжались. В 633 пала Южная Палестина, затем Хира. В сентябре 635 после шестимесячной осады капитулировал Дамаск, а через год, после поражения византийцев при р.Ярмук, Сирия перешла в руки мусульман. Завоевание Сирии стало возможным благодаря тому, что Византия, истощенная войной с Ираном, уже не могла содержать достаточные пограничные войска.

Ситуация в Иране была похожей: страна была ослаблена политической и религиозной нетерпимостью старой династии Сасанидов, набегами тюрков и хазар, а также войной с Византией. В 636–637 произошло величайшее в истории арабов сражение при Кадисии: мусульманские отряды одержали победу над персидским войском. Позднее пал Мадаин (совр. Ктесифон в Ираке), летняя резиденция персидского царя. Эти победы предрешили окончательное завоевание Ирана. Тогда же арабы захватили район Мосула, дошли до столицы Армении и разграбили ее.

Однако в тот момент Умар приостановил походы арабских воинов на Восток, считая, что время для завоевания Ирана еще не пришло. Впоследствии иранцы назвали халифа Умара узурпатором, а день его смерти стали отмечать как праздник.

Спустя два года после завоевания Верхней Месопотамии, которое было осуществлено из Сирии, арабы вторглись в Персию и одержали победу при Нехавенде (642). Йездигерт III, последний государь династии Сасанидов, отступил на северо-восток, но был убит в Мерве (651). Попытки его наследника возродить империю не увенчались успехом.

В 639 арабские войска под командованием арабского военачальника Амра ибн аль-Аса перешли египетскую границу. Момент был выбран подходящий: страну раздирала религиозная борьба, население ненавидело византийских правителей. Ибн аль-Ас дошел до стен Вавилона (крепость в предместье Каира), а в 642 в руки мусульман перешла Александрия, ключевой пункт Византии в Египте. Правда, спустя четыре года византийцы попытались отвоевать ее, но арабы удержали город. Сожжение александрийской библиотеки, якобы осуществленное тогда же по приказу халифа Умара, скорее всего легенда.

При халифе Умаре мусульманские войска овладели Иерусалимом. Халиф сам отправился в Палестину, чтобы определить размеры захваченных трофеев и назначить жалование воинам. Существует много легенд о пребывании Умара в Иерусалиме, однако все хроникеры рассказывают, что халиф был недоволен поведением военачальников, которые отказались от аскетического образа жизни и встретили халифа в византийских одеждах. По преданию, именно тогда халиф выбрал место для строительства знаменитого храма «Куббат ас-Сахра» (араб. купол скалы).

Умар пользовался непререкаемым авторитетом у асхабов (первоначально – сподвижники пророка, впоследствии круг расширился за счет всех, кто хотя бы раз видел Мухаммада воочию), его распоряжения выполнялись неукоснительно, хотя в арабских хрониках есть информация о том, что он предоставлял своим советникам большую свободу действий. Он обладал не только энергией, но и умением использовать обстоятельства, людей и их религиозный энтузиазм. Стиль правления халифа Умара можно назвать авторитарным, однако до самодурства он не доходил.

За время правления Умара изменился характер мусульманского государства. В результате завоеваний и разумного управления оно превратилось в многонациональную империю, в составе которой выходцы из Аравии составляли лишь четверть. И поскольку присоединенные провинции находились на более высоком уровне социального и экономического развития, чем политический центр халифата Хиджаз, мусульманская аристократия стала переселяться на завоеванные земли.

Многие из соратников Умара предлагали разделить землю новых провинций между воинами, но он отказался это сделать, сославшись на то, что земля принадлежит и «тем, кто придет после нас». Он ввел выплату жалования (‘ата’) и продуктового пайка (ризк) всем воинам. При нем стали формироваться земельные кадастры, которые предусматривали различные виды собственности на землю: общинную и частную.

Умар добавил к званию халифа титул амир аль-муаминин (повелитель правоверных). Таким образом, систему власти, которую создал Умар, можно охарактеризовать как арабо-мусульманскую теократию. Население было разделено на два класса – на правящих мусульман и на подчиненные народы, придерживающиеся иной веры. Методы управления аргументировались божественным откровением или основывались на прецеденте. Все это должно было обеспечивать религиозную целостность уммы (мусульманской общины).

В ноябре 644 во время утреннего намаза в мечети персидский раб Файруз, по прозвищу абу Лула, ударил Умара ножом в живот (до этого Файруз пожаловался халифу на своего хозяина, но Умар не внял его жалобе). Умар скончался через три дня, но предварительно назначил совет, который должен был избрать нового халифа. Одним из его последних указаний было наставление будущему халифу не смещать назначенных им наместников провинций в течение года.

Десятилетнее правление Умара стало временем победоносного шествия ислама. Одновременно были заложены основы национального и религиозного единства. Историческая традиция не скупится на похвалы в адрес Умара, считая его идеальным правителем, непритязательным в быту, благочестивым мусульманином, справедливым и честным по отношению к подчиненным, беспощадным к врагам ислама.

После смерти Умара назначенный им совет из шести высокопоставленных мусульман должен был решить вопрос о преемнике. Во время выборов нового халифа победили сторонники рода Бану Умайа, которые жаждали реванша. В ранний период деятельности Мухаммада именно представители этого рода, опасаясь утраты своих позиций в Мекке, преследовали Мухаммада, заставив его перебраться в Медину. Выдвинутый ими претендент на место халифа Усман не обладал созидательной энергией, которая была присуща его предшественнику. Однако избрание другого кандидата – Али – по мнению совета, сулило бурные времена, так как последний был известен своей прямолинейностью и напористостью.

Усман ибн Аффан

(годы жизни – 575–656, время правления – 644–656) – третий халиф из плеяды «праведных». Он принадлежал к тем мекканцам, которые приняли ислам за несколько лет до переселения Мухаммада из Мекки в Медину. Среди первых последователей Мухаммада он ничем не выделялся. Но он был выходцем из богатого рода Бану Умайа, занимавшего высокое положение среди торговой аристократии города. Несмотря на то, что Бану Умайа враждовали с Мухаммадом, пророк выдал за Усмана свою дочь Рукайу, а когда она скончалась, пророк предложил зятю жениться на другой его дочери – Умм Кальсум.

Некоторые историки высказывают предположение, что в мединский период Мухаммад использовал родственные связи Усмана для того, чтобы знать о положении дел в покинутой им Мекке. Якобы, благодаря деятельности Усмана, число сочувствующих исламу в Мекке постоянно росло. А когда Мухаммад решил совершить паломничество в Мекку, и городские власти закрыли ворота перед ним и его жертвенными верблюдами, именно Усман отправился в город на переговоры. С его помощью между мекканцами и караваном Мухаммада было заключено соглашение, приемлемое для обеих сторон: мусульманам было предложено совершить хадж в Мекку в следующем году с предварительным уведомлением городских властей. Во избежание столкновений те даже обещали на время покинуть город.

Вопреки совету своего предшественника халифа Умара, Усман не сохранил за наместниками и военачальниками их посты в течение года, а немедленно занялся назначением на эти посты своих родственников. Это вызвало недовольство многих высокопоставленных мусульман. Тем не менее, многие институты, введенные Умаром, сохранялись, завоевательные экспедиции продолжались. Мусульманам покорилась Северная Африка, осуществлялись набеги на территорию Малой Азии, на острова Эгейского моря.

Усман и его родственники, получившие высокие посты в провинциях, почувствовали вкус к роскоши. Его родичи широко использовали свое положение для личного обогащения. Характерно, что при Усмане люди из ближайшего окружения пророка, но не связанные с ним кровным родством, были лишены привилегий, ибо Усман ставил кровные связи выше заслуг перед мусульманской общиной. Таким образом, он вернулся к старым, племенным традициям, отменив демократические принципы, заложенные еще самим Мухаммадом.

На шестой год правления Усмана появились признаки неблагополучия, более заметной стала разница в уровне жизни метрополии и провинции. Захваченные арабами города, некогда принадлежавшие Византии, по-прежнему процветали, а центр халифата, Медина, превращалась в захолустье. Значительная часть налогов и трофеев оставалась в руках наместников. Власти третировали местное население, которое часто было вынуждено перебираться на необработанные земли, заново рыть каналы и новые колодцы.

В конце 649 по приказу халифа была снесена мечеть в местечке Куба, построенная в память переезда Мухаммада в Медину. С этого момента началась активная критика действий Усмана. Все громче звучали голоса тех, кто считал, что место халифа (заместителя пророка) может занять только человек из рода Мухаммада, то есть Али, его двоюродный брат и муж Фатимы, дочери пророка.

Мусульманские историки, описывая деяния Усмана, ставят ему в заслугу кодификацию Корана. Именно по его распоряжению был составлен единый свод откровений, записанных при жизни Мухаммада. Работа, начатая еще при халифе Умаре, вступила в новую стадию: собранные тексты необходимо было сопоставить, выбрать из них наиболее достоверные и скомпоновать в единый сборник. После этого лучшие каллиграфы переписали текст в четырех экземплярах, один хранился в Медине, второй – в Басре, третий – в Багдаде и четвертый – в Куфе. Все последующие списки делались на основе этих канонических сборников. Именно тогда мусульмане получили свое священное писание, на основе которого впоследствии были сформированы законы.

Образ Усмана весьма противоречиво изображен в арабских хрониках. Его деятельность на посту светского и религиозного главы арабов вызвала разные оценки. И хотя государство продолжало расширяться за счет все новых завоевательных походов, сам Усман не обладал ни необходимой жесткостью и решительностью, чтобы держать под контролем все происходящее в халифате. Между тем напряжение росло. Резко обозначилось разделение мусульманского общества на очень богатых, живущих в роскоши (чего не было при Абу Бакре, Умаре, и уж тем более при Мухаммаде), и подавляющего большинства населения, прозябающего на грани нищеты. Это скрытое напряжение, которое сдерживал Умар, при Усмане вылилось в откровенный раскол в государстве.

Попытки сподвижников пророка объяснить Усману пагубность опоры только на своих родичей и тем самым пресечь коррупцию в халифате, не имели успеха. В январе 656 группа египтян (около 500 человек) пришли в Медину, где они хотели встретиться с халифом, чтобы высказать недовольство поведением наместника халифа в Египте. К ним присоединились ходоки из Ирака. Усману пришлось вступить с ними в переговоры и даже подписать обязательство, в котором, как и в день провозглашения его халифом, он пообещал, что «будет верен Книге Аллаха и сунне пророка» (см. СУННА). Когда же ходатаи двинулись в обратный путь, их обогнал гонец от Усмана, который должен был передать наместнику Египта приказ о наказании недовольных. Те перехватили послание и вернулись в Медину. Здесь они стали лагерем вокруг дома халифа. Усман сначала попытался взвалить вину на своего брата Мервана, который якобы отправил гонца, но египтяне показали халифу его печать на послании. Они также потребовали выдать Мервана.

Постепенно толпа недовольных вокруг дома Усмана росла, халиф оказался в осаде. Когда же пришла весть, что к городу подходят войска, вызванные Усманом из Сирии, осаждавшие пошли на штурм. В момент смерти в руках у Усмана был экземпляр Корана, на страницы которого пролилась его кровь.

Убийство Усмана привело впоследствии к междоусобице, поэтому в позднейших источниках оно называлось аль-баб аль-мафтуха, то есть «дверь, открытая (в гражданскую войну)».

Али ибн Абу Талиб –

четвертый и последний праведный халиф (род. в 602, годы правления 656–661) является ключевой фигурой для понимания разделения мусульман на суннитов и шиитов. Он был не только соратником, но и близким родственником – двоюродным братом – пророка Мухаммада. Али вторым (после Хадиджи, первой жены пророка) принял ислам. Рано осиротевший Мухаммад воспитывался вместе с ним в доме своего дяди и отца Али Абу Талиба, бывшем до 619 торговым старшиной Мекки. После переселения в Медину Али женился на дочери Мухаммада Фатиме. Мухаммад был чрезвычайно привязан к семье дочери, особенно к своим внукам Хасану и Хусейну.

В мединский период Али участвовал во всех походах и битвах мусульман и отличился храбростью. Позднее шиитская историография зафиксировала массу преданий о подвигах Али, которая изображала его в качестве героя иранского эпоса.

После смерти пророка Мухаммада Али, поддерживаемый Фатимой, предполагал, что именно он, как ближайший кровный родственник, станет во главе мусульманской общины. Однако этого не произошло. Но позднее, на фоне всеобщего недовольства политикой Усмана, многие поддержали его кандидатуру. Его избрание произошло очень быстро, но в отсутствии части сподвижников пророка и членов его семьи, которые в этот момент находились вне Медины (в том числе и тех, кто мог бы претендовать на пост халифа). Это обстоятельство впоследствии послужило предлогом для того, чтобы некоторые из них – Талха и Зубейр (сподвижники пророка, кроме того, Зубейр приходился племянником Хадидже, первой жене Мухаммада), поддерживаемые вдовой пророка Айшей, выступили в качестве соперников Али и предъявили свои права на власть.

Али был фанатично предан делу Мухаммада, однако до своего избрания не занимал никаких постов. Он был уважаем в среде ветеранов ислама, но наместники, назначенные Усманом, чувствовали в нем угрозу своей власти. Му’авийа ибн Суфьян, наместник сирийской провинции, двоюродный брат Усмана, объявил Али участником заговора против погибшего халифа и выступил против него под лозунгом «месть за Усмана».

В декабре 656 под Басрой (Ирак) произошло сражение между войсками, возглавляемыми Талхой и Зубейром, и армией Али. В истории ислама эта битва известна под названием «верблюжья». За нею наблюдала вдова пророка Айша, восседавшая на верблюде в специальном паланкине. Согласно древней аравийской традиции это должно было принести удачу. Однако битву выиграл Али.

В следующем году (657) на правом берегу реки Евфрат у города Сиффин произошла еще одна знаменательная битва. На этот раз Али разбил сирийское войско, однако не сумел воспользоваться победой. Когда стало ясно, что победу одержит Али, сирийцы предложили решить дело третейским судом. В знак примирения они подняли на своих копьях листы (или свитки) Корана. Али остановил битву, согласившись с сирийцами. Идея решить спор о власти с помощью Корана была безупречна с точки зрения благочестия, но невыполнима на практике.

Решение Али вызвало разочарование как у его сторонников, так и у ветеранов ислама, которые хотели раз и навсегда покончить с сепаратизмом провинций. Характерно, что на встречу представителей враждующих сторон прибыло несколько возможных кандидатов на избрание халифом.

Анализ состоявшихся переговоров свидетельствует о том, что в халифате назревали междоусобицы. Часть сторонников Али заявила, что не признает третейского суда, заявив Ла тахким илла лилахи – «судить вправе только Бог» (араб.). Они считали, что Али не имел права соглашаться на третейский суд, тем более что победа была на его стороне, что рассматривалось как благоволение Аллаха. В знак своего несогласия несколько военачальников покинули лагерь Али, уведя с собой 12 тысяч воинов. Их стали называть хариджитами (от араб хараджа – «уходить», «покидать», в данном случае – «вышедшие из повиновения»). Впоследствии движение хариджитов, первоначально политическое, приобрело религиозный характер. Тех, кто остался верен Али, стали называть шиа (араб. «сторонники», «партия») (см. ШИИТЫ). Однако искренних сторонников Али было явно недостаточно для успешной борьбы с Му’авийей. Чувствуя свое превосходство, Му’авийа отправил войска на завоевание Египта.

Сожалея о случившемся, Али призвал своих воинов, в том числе и хариджитов, вернуться на поле боя. Однако те колебались и 17 июля 658 были разгромлены войсками Али.

В это же время начался распад халифата. Вслед за потерей Египта арабы, жившие в Фарсе, отказались платить налоги, а часть арабов, исповедовавших первоначально христианство, вернулось к своей вере. Му’авийа, пристально следивший за ситуацией вокруг Али, стал совершать набеги на пограничные районы Ирака и Аравии. Али пытался ему противостоять, но ему с трудом удавалось собрать добровольцев и средства на содержание армии. В июле 659 Му’авийа, понимая, что Али теряет авторитет среди своих сторонников, объявил себя халифом в Иерусалиме, третьем по значению городе для мусульман. После этого его войска атаковали несколько иракских городов и разграбили их. В ответ на это Али призвал верных ему людей к джихаду против Му’авийи.

Однако истребление хариджитов войсками Али изменило к нему отношение жителей Куфы, где находилась ставка Али. Он был убит хариджитом ибн Мулджем 22 января 661 на пороге мечети в Куфе.

Историки расходятся во мнениях относительно роли Али в становлении мусульманского государства. Очевидно, что у него не было таланта администратора и проницательности политика, необходимых для управления мусульманской империей. Но образ «рыцаря без страха и упрека», который, несмотря на все невзгоды, оставался честным и верным исламу, сохранился в веках. Его трагическая гибель, а также гибель его потомков, создали ему ореол мученика.

Возникшее после его смерти движение шиитов первое время находило опору в иракском патриотизме, а затем распространилось на территории Ирана. Здесь образ Али приобрел черты персидского богатыря, его почитают как святого мученика. Если у суннитов Али остается образцом набожности и благородства, то в среде шиитов существует культ Али. Его фигура порой заслоняет образ пророка Мухаммада, так как крайние шииты считают, что именно Али является носителем божьей благодати (араб. барака), абсолютным и непогрешимым авторитетом в делах ислама, обладателем всех достоинств, которым Аллах может наделить человека. Сторонники Али называют его «вали Алла» (араб. «друг Аллаха»).

Стараниями шиитов созданы сборники изречений Али, а также его «жития» – ахбар Али.

Некоторые суры Корана шииты толкуют иначе, нежели сунниты. Шииты считают небезупречной последнюю редакцию Корана, так как, по их мнению, Зейд ибн Сабит, по наущению халифа Усмана и его родичей Омейадов, изъял из текста откровений все упоминания об Али.

Али приписывают многочисленные воинские подвиги. Некоторые предания о подвигах и чудесах, совершенных Али, напоминают жития христианских святых. Например, предание о том, что он якобы вживил отрезанную руку рабу, раскаявшемуся в своем поступке. Рассказывают и об особом отношении Аллаха к Али: якобы сам Аллах задержал заход солнца, чтобы Али успел совершить вечернюю молитву…

Массэ А. Ислам. М., «Наука», 1982
Tabari. La Chronique. Histoire des prophe’tes et des rois. (volume II). P., «Thesaurus»/«Actes sud»/« Sindbad », 1983
Грюнебаум фон, Г.Э. Классический ислам. 600–1258. М., «Наука», 1988
Большаков О.Г. История халифата. т. II (Эпоха великих завоеваний), т. III (Между двух гражданских войн). М., Издательство «Наука», 1993, 1998
Мюллер А. История ислама. М., «Астрель», 2004

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *