Как звали первого царя древнееврейского царства
Царь Саул — первый царь Израиля
С установлением закона Моисея в течение почти пяти веков у Израиля не было царской власти. Сам Господь был Царем. Пророки, судьи и старейшины являлись лишь исполнителями Его воли. Такой способ правления называется теократией (буквально — власть Бога). Будучи Богом и Небесным Царем всех народов, Господь был в отношении Своего избранного народа в то же время и Царем земным. От Него исходили законы и постановления не только религиозные, но и семейного, общественного, государственного характера.
Когда состарился Самуил, то старейшины Израиля, собравшись, стали просить: поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов (1 Цар 8, 5). Слова эти не понравились Самуилу. Великий пророк усмотрел в них угрозу теократии.
Однако Господь позволил Самуилу удовлетворить народное желание, находя, что исполнение этого может и не противоречить установившейся среди евреев форме богоправления, так как земной царь теократического государства евреев мог и должен был быть не более как только ревностным исполнителем и проводником во вверенном ему народе законов Царя Небесного.
Первым царем, помазанным на царство пророком Самуилом, стал Саул, сын Киса. Произошло это так. У Киса пропали лучшие ослицы, и он послал сына Саула со слугой найти их. После трехдневных поисков они пришли в землю Цуф — отечество великого пророка Самуила. Ослицы не были найдены, слуга посоветовал Саулу спросить о них знаменитого прозорливца. Так Господь привел будущего царя к пророку Самуилу. Бог за день до прихода Саула открыл Самуилу это. Пророк Самуил взял сосуд с елеем и вылил на голову Саула, поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего (1 Цар 10, 1). До сих пор в Ветхом Завете говорилось о помазании святым елеем только первосвященника (см.: Исх 30, 30).
Царская власть возлагает на человека великую ответственность. Через миро (или святой елей) подавались Божественные духовные дары для успешного прохождения этого служения.
Когда Саул возвращался, встретился ему сонм пророков, и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них. Пророчествовать на библейском языке не всегда означает предсказывать. В данном случае слово пророчествовал можно понимать в том смысле, что он прославлял Бога и Его чудеса в восторженных хвалебных гимнах, что предполагает особый подъем духовных сил человека. Для всех знавших до того Саула это было крайне неожиданно, поэтому у евреев родилась пословица: Неужели и Саул во пророках? (1 Цар 10, 11).
В первые годы Саул был вполне на высоте своего звания. Он одержал несколько побед над филистимлянами и амаликитянами, враждовавшими против избранного народа. Но постепенно власть опьяняла его. Он стал действовать самовластно, пренебрегая волей Божией, которую ему открывал пророк Самуил.
Своеволие Саула вызывало недовольство Самуила. Окончательный разрыв Самуила с Саулом произошел после победы над амаликитянами. Господь потребовал предать все добытое в сражении заклятию, то есть полному истреблению. Но Саул и народ пощадили лучших из овец, волов, откормленных ягнят и все ценное, что досталось им. Когда Самуил от лица Господа обличил его, Саул сказал, что удержал добычу для жертвоприношения Господу. Самуил ответил, что послушание Богу лучше любого жертвоприношения, а непокорность такой же грех, как волшебство.
Цари израильские
№ | Правление | Указание в Библии |
---|---|---|
1 | Царствование Саула в Израиле | 1Цар.9:2–27; 10:9–27; 11:5–8, 13:1–23; 14:1–52; 15:1–35; 16:1–23; 22:6–7, 23:7–28 ; 24 |
2 | Царствование Давида | 1Цар.16:11–22; 22:1–5, 2:1–11 |
3 | Царствование Соломона. В четвертый год его царствования было положено основание Храма. | 3Цар.2:12–46; 3:1–28; 4:1–34; 5:1–18; 6:1–38 |
Цари разделенного царства после смерти Соломона.
Израиль (10 колен) — Северное царство. Столица – Самария
Хронологическая таблица истории Южного Царства
Цари | Предполагаемые годы правления | События |
---|---|---|
Ровоам | 926–910 | Основание Иудейского царства в 928 г. Война с Северным Царством. Поражение от египтян. |
Авия | 910–908 | Война с Северным Царством. |
Аса | 908–868 | Борьба с идолопоклонством. Победа над царем Зараем Ефиоплянином (египетским фараоном). |
Иосафат | 868–847 | Борьба с идолопоклонством. Иудейское царство достигает высшей степени процветания. |
Иорам | 847–845 | Начало эпохи религиозного упадка. Отделение Идумеи от Иудеи. Опустошительный набег филистимлян и кочевников Аравийского полуострова. |
Охозия | 845 | Неудачный военный поход в Сирию. |
Гофолия | 845–840 | Внутренние раздоры, репрессии. |
Иоас | 840–801 | Восстановление Иерусалимского храма и возвращение к язычеству. Убийство пророка Захарии. Опустошение Иудеи сирийцами. |
Амасия | 801–773 | Успешная военная компания против Идумеи и распространение идумейских культов. Поражение от Израиля, захват Иерусалима. |
Азария (Озия) | Середина VIII в. | Удачные военные походы, укрепление обороноспособности царства. |
Иоафам | 756–741 | Удачная военная компания против Аммона, укрепление обороноспособности царства. Отказ от коалиции с Израильским и Дамасским царствами. |
Ахаз | 742–725 | Нашествие израильтян и арамеев. Религиозный упадок, усиление идолопоклонства. |
Езекия | 725–697 | Борьба с идолопоклонством, религиозные реформы. Укрепление и внутреннее благоустройство царства. Вассальная зависимость от Ассирии. |
Манассия | 696–642 | Резкое усиление идолопоклонства. |
Аммон | 641–640 | Внутренние раздоры. |
Иосия | 640–609 | Духовно-религиозное возрождение, религиозные реформы, борьба с идолопоклонством, строительство новых районов Иерусалима. Восстановление власти над большей частью территории царства Давида и Соломона, но последующая вассальная зависимость от Египта. |
Иоахаз | 608 | Политический кризис. Вассальная зависимость от Египта. |
Иоаким | 607–597 | Вассальная зависимость от Египта. Нашествие вавилонян. Вассальная зависимость от Вавилона. |
Иехония | 597 | Восстание против Вавилона и последующее поражение. Часть народа уведена в Вавилон. |
Седекия | 597–586 | Большая часть иудеев уведена в Вавилон. В Иерусалиме осталось только беднейшее население. |
Хронологическая таблица истории Северного Царства
Цари | Годы правления | События |
---|---|---|
1‑я династия | ||
Иеровоам I (Ефремялянин) | 926–907 | 925 Поход фараона Сусакима (Шешонка) на Израиль. |
Столица: Сихем, Пенуэл, Фирца.
853 Битва при Каркаре
Подчинение Ассирии и выплата дани.
797 Иеровоам II становится соправителем отца.
792 Иоас овладевает Иерусалимом и разрушает часть стены.
Последний расцвет Израильского царства.
Внутренние раздоры. Религиозный упадок.
Пророки Амос и Осия
733 Тиглатпалассар III превращает большую часть Израиля в провинцию Ассирии.
Факей сменен Осией, за которым остается только гора Ефремова и Самария.
722 Падение Самарии. Прекращение существования Израильского царства.
Первые израильские цари Саул, Давид и Соломон
Самуил, понимая, что новый вид правления угрожает будущей власти его сыновей, сопротивлялся этому решению, но в итоге все-таки сделал выбор в пользу юноши Саула, сына Киса из рода знатного с добрым именем из малочисленного колена Веньяминова. Вначале Самуил тайно помазал его на царствие, а потом через некоторое время перед народом на помазанника выпал жребий. Так излагает историю избрания Саула Иосиф Флавий.
Правил Саул примерно 20 лет и первое время своего царствования поступал по воле Божьей, показывая себя достойным правителем. Многими победами над врагами он приобрёл себе любовь народа. Поначалу он отказывался от почестей и в мирное время сам пахал на своём поле (1Цар. 11:4). Со временем Саул перестал исполнять повеления Божии, став самонадеянным, и Дух Божий оставил его. Понимая это, он впал в депрессию, и ничто его не радовало. Тайно на царствие был помазан Самуилом приближенный к царю Давид, разгонявший хандру царя искусной игрой на арфе.
В Гелвуйской битве пали три сына Саула. Окружённый вражескими лучниками и израненный их стрелами, Саул бросился на свой меч (1Цар. 31:4).
Давид играет на арфе перед Саулом.
Александр Андреевич Иванов. 1831 г. Бумага, наклеенная на бумагу и на картон, масло. 8,5 х 13,5.
На библейский сюжет. Эскиз неосуществлённой картины.
Поступила в 1926 г. из Румянцевского музея (дар С. А. Иванова в 1877 г.). Инв.№ 7990.
Государственная Третьяковская галерея
http://www.tez-rus.net/ViewGood18360.html
Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила.
Дмитрий Никифорович Мартынов (1826-1889). 1857 г.
Ульяновский художественный музей
Рассказ об Аэндорской волшебнице содержится в Первой книге Царств (глава 28). В ней повествуется, как после смерти пророка Самуила войска филистимлян собрались на войну с Израилем. Царь Израиля Саул попытался вопросить Бога об исходе битвы, „но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков“ (1Цар.28:6). Тогда он приказал слугам — „сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу её“. Слуги нашли женщину-волшебницу в Аэндоре и Саул, сменив царские одежды на простые, взял с собой двух человек и ночью отправился к ней.
„И сказал ей [Саул]: прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе. Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне? И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело. Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне. И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты — Саул. И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли. Какой он видом? — спросил у неё [Саул]. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился. (1Цар.28:8-14)“
Саул спросил Самуила о том, как поступить ему в войне с филистимлянами, на что получил ответ — „для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду“. (1Цар.28:16-17). Далее Самуил предрёк, что „завтра ты и сыны твои [будете] со мною“. Саул испугался и пал на землю. Волшебница подошла к нему, предложила хлеба, после уговоров царь согласился и женщина заколола ему телёнка, испекла опресноки. Поев, Саул удалился.
Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы).
Николай Николаевич Ге. 1856 г. Холст, масло. 288×341.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Царь Давид
Древо Иессея.
Марк Шагал. 1975 г. Холст, масло. 130×81 см.
Частная коллекция
Давид и Голиаф.
И. Е. Репин. 1915 г. Бумага на картоне, акварель, бронзовый порошок. 22х35.
Тверская областная картинная галерея
Призванный к царю Саулу, Давид игрой на кинноре отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество от Бога. После того как Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов великана-филистимлянина Голиафа и сразил его пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Саул окончательно взял его ко двору (1Цар. 16:14 — 18:2).
Вирсавия.
Карл Павлович Брюллов. 1832 г. Не оконченная картина. Холст, масло. 173х125,5.
Поступила в 1925 г. из Румянцевского музея (собрание К. Т. Солдатенкова). Инв.№ 5052.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
http://www.tanais.info/art/brulloff6more.html
Вирсавия.
К.П. Брюллов. 1830-е (?). Холст, масло. 87,5 х 61,5.
Вариант одноименной картины 1832 из собрания ГТГ
Вторая книга Царств, 11, 2-4
Слева, на кране, подпись: К. П. Брюлло.
Поступила в 1907 от А. А. Козловой (Санкт-Петербург). Инв.№ Ж-5083.
Государственный Русский музей
http://www.tez-rus.net/ViewGood36729.html
Примерно в 1832 году Карл Брюллов создал полотно, явившееся своеобразным итогом его многолетних творческих исканий в мифологической и жанровой живописи. Замыслив картину «Вирсавия», он самозабвенно начинает над ней работать в течение четырех лет. Автора переполняло желание изобразить обнаженное человеческое тело в лучах заходящего солнца. Пронизывающая картину тонкая игра света и тени, воздушность окружающей фигуру среды, не помешали автору придать силуэту четкость и скульптурную объемность. В картине «Вирсавия» Брюллов искусно изображает чувственную эротику, откровенно по-мужски любуясь каждой складочкой на стройном теле и каждой прядью распушенных густых волос. Для того, чтобы усилить впечатление, мастер применил эффектный цветовой контраст. Мы видим, как белизну матовой кожи Вирсавии оттеняет смуглая темная кожа служанки-эфиопки, нежно прильнувшей к своей госпоже.
В основу картины лег сюжет из Ветхого завета. В Библии «Вирсавия» описывается, как женщина редкостной красоты. Гуляя по крыше своего дворца, царь Давид увидел внизу девушку, которая обнажилась и уже готова была войти в воды мраморной купальни. Пораженный неповторимой красотой Вирсавии, царь Давид испытал страсть. Муж Вирсавии в это время находился далеко от дома, служа в армии царя Давида. Не пытаясь соблазнить царя, Вирсавия все же явилась по его приказу во дворец и после их отношений Вирсавия забеременела. Царь Давид отдал командиру армии распоряжение, в котором приказал ее мужа направить в самое горячее место, где бы его убили. В итоге так и произошло, после чего царь Давид женился на Вирсавии. Появившись на свет, их первый ребенок прожил всего несколько дней. Давид долго горевал и раскаивался в содеянном. Несмотря на свое высокое положение и статус самой любимой жены Давида, Вирсавия вела себя очень скромно и достойно. Между тем, в Библии говорится о том, что она имела большое влияние на царя, это доказывает и тот факт, что она убедила правителя назначить своего старшего сына Соломона царем. После того, как за престол царя Давида началась ожесточенная борьба между его сыновьями, она всячески содействовала разоблачению четвертого сына Давида Адония, который стремился сместить отца с престола. У Вирсавии было два сына Соломон и Нафан. Всю свою жизнь она любила и была предана царю Давиду, став прекрасной женой и хорошей матерью. аrt-on-web.ru
Давид и Вирсавия.
Марк Шагал. Париж, 1960. Литография, бумага. 35,8×26,5
Песня Песней
Марк Шагал
Музей Марка Шагала, Ницца
Царь Давид.
Марк Шагал. 1962–63 г. Холст, масло. 179.8×98.
Частная коллекция
Царь Давид.
В.Л. Боровиковский. 1785 г. Холст, масло. 63,5 х 49,5.
Слева внизу дата и подпись: 1785 года писалъ Владимiръ Боровиковскiй.
Поступила: 1951 из собрания Р.С. Беленькой. Инв.№ Ж-5864
Государственный Русский музей
http://www.tez-rus.net:8888/ViewGood34367.html
Царь Соломон
Суд царя Соломона.
Н.Н. Ге. 1854 г. Холст, масло. 147 x 185.
Киевский государственный музей русского искусства
Ученическая программная работа «Суд царя Соломона» выполнена по всем академическим канонам, в несколько скованной и сдержанной манере.
Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним. И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме; и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди; утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила. И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.
Экклезиаст или Суета сует (Суета сует и всяческая суета).
Исаак Львович Аскназий. 1899 или 1900 г.
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств в С.-Петербурге
Выверенная композиция, прекрасный рисунок, знание стиля изображаемой эпохи — все свидетельствует о том, что картина выполнена рукой мастера. Восточная роскошь убранства интерьера дворца и одежд сидящего на троне царя Соломона лишь подчеркивают главную идею произведения: внешнее великолепие — это все суета. Произведение, которому Аскназий посвятил шесть лет жизни, вошло в экспозицию Русского отдела на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Автор мечтал, чтобы полотно было приобретено Академией художеств для Русского музея императора Александра III. Однако картина, хоть и купленная за пять тысяч рублей, в новый музей не попала, оставшись в академической коллекции. Многочисленные этюды и эскизы для нее были впервые показаны на «Посмертной выставке работ академика И.Л.Аскназия», открывшейся в академических залах в 1903 году, на которой было представлено 110 картин и более 150 этюдов и эскизов. Это была персональная выставка работ Исаака Аскназия. Парашутов
5 класс. Всеобщая история. «Древнееврейское царство»
5 класс. Всеобщая история. «Древнееврейское царство»
Вопросы
Задай свой вопрос по этому материалу!
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
После долгих странствий евреи пришли в обещанную Богом благодатную страну. Богата пастбищами и плодородна была широкая долина реки Иордан. Однако за обладание этими землями приходилось вести изнурительные войны с местным населением.
Долго и безуспешно осаждали израильтяне крепость Иерихон. Но вот собрались они вместе, закричали все разом, затрубили в трубы. От этих звуков рухнули высокие стены Иерихона.
В библейских сказаниях отразилась борьба израильтян с филистимлянами. Эти чужеземные племена стали их главными врагами. Они вторглись в Палестину по суше, приплыли по морю. Филистимляне захватили побережье и боролись за обладание всей страной.
Трудно было разрозненным племенам израильтян обороняться от многочисленных врагов. Решили они объединиться и выбрать себе царя. Первым правителем Древнееврейского царства стал Саул, его войско побеждало.
Войны с филистимлянами не прекратились. Во время одной из них погиб Саул. Царём был избран Давид. Удача сопутствовала ему в войнах с соседями. Столицей царства при Давиде, в 10 веке до нашей эры, стал город Иерусалим.
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.
История израильско-иудейского царства
В конце XI в. до н. э. образовалось Израильское царство, во главе которого встал царь Саул. Правление Саула длилось с 1025 по 1004 г. до н. э. и было отмечено непрестанными войнами с филистимлянами.
Саул изгнал филистимлян из своего родного города. После этой победы он принял титул царя от глав израильских племён. В самом начале правления Саула жрецов не было и всеми ритуальными действиями, руководил царь.
Саул и три его сына погибли в битве с филистимлянами в начале X в. до н. э. Начатое царём объединение еврейских племён продолжил Давид, возможно ещё при Сауле образовавший независимое царство Иудея в Хевроне, на юге Палестины.
Царствование Давида над Израилем
Победив Ишбаала, Давид объединил наследие Саула — Израильское царство со своей Иудеей. Давид был избран царём примерно в 1004 г. до н.э. Он сумел расправиться не только с сыном Саула, но и с его врагами — филистимлянами. Битва.
Саул проводил политику военной экспансии, присоединяя к своему царству другие еврейские племена. К военным победам Саула относится присоединение к Израилю независимых городов Ханаана. Например, в Заиорданье, защищая еврейские племена, Саул разбил войско царя Моава. Южная часть Палестины, называемая Иудеей, тоже не осталась без внимания завоевателя. Там он провёл несколько успешных вылазок против племени аммонитян, а с хадебитами и кенитами заключил союз. Саул воевал вместе со своими четырьмя сыновьями, командовавшими подразделениями его войска. В результате его побед образовалось довольно крупное Израильское царство. Возможно, на этом этапе развития еврейской государственности религия стала одной из её основ. В Библии подчёркивается роль Саула как представителя Бога Яхве и сообщается, что царь был «охвачен духом Бога Яхве».
Этот правитель был не чужд реформаторства. Так, Саул организовал армию из добровольцев, подразделявшуюся на «сотни» и «тысячи».
Государственное устройство Израильского царства
Главным институтом, на который опирались царства Самуила, Саула и первоначальное царство Давида, было войско. Оно формировалось из племенного ополчения. В случае необходимости глава племенного союза созывал ополченцев при помощи труб и копров. Давиду, главе большого государства, для поддержания власти требовался аппарат более развитой. Вяленым шагом к изменению общества стало создание регулярной армии, наполовину состоявшей из филистимских наёмников.
Во время правления Давида в Израильско-Иудейском царстве сформировался государственный аппарат из судей, священников, писцов и сборщиков податей. Второй фигурой после царя стал государственный.
Окончательному сращению Израиля и Иудеи мешал древний ханаанский город Иерусалим, который находился на пересечении торговых караванных путей и оказался в центре нового государства. Давид захватил Иерусалим и сделал его религиозным центром, а по сути столицей государства. С этого момента Иерусалим стал называться народом Давида.
При Давиде появились новые должности и посты: докладчик царя, его доверенное лицо — мазкир, министр иностранных дел — софер. Ещё одну должность занимал ашер-алгамас — сборщик податей, наблюдавший за исполнением трудовой повинности. Угодья Давида были огромны и обслуживались царскими работниками, что позволяло хозяйству царя сохранять независимость от различных групп населения. Постепенно складывается восточное деспотическое государство. При Давиде фигура царя наделяется не только военными, но и священническими полномочиями, обретает ореол святости.
Династия царского дома Давида правила в Иудее на протяжении 400 лет, до разрушения Первого храма, Давид умер в 965 г. до н. э., но процесс распада царства на Израиль и Иудею был уже запущен.
Израильское царство при правлении Соломона
Укрепление государственного строя, начатое Давидом, продолжил царь Соломон, пришедший ему на смену. Царство Соломона отмечено расцветом ремесла, международной торговли и строительства. Соломон впервые официально пригласил для работы в Израильско-Иудейское царство металлургов из Тира и деревообработчиков из Библа. Город Тир стал не только торговым, но и политическим партнёром Соломона, который поддерживал дружеские отношения с тирским царём Хирамом. Однако обратной стороной дружбы была крупная сделка: для получения у Хирама займа в размере 120 талантов серебра Соломон отдал тому 20 городов Галилеи.
На северо-востоке от Палестины располагался оазис Дамаск, ставший ко времени Соломона независимым и довольно сильным государством. Дамаск периодически угрожал Израильско-Иудейскому царству, В противостоянии Дамаску Соломону помогали Тир, Эдом и Египет. Мирное соглашение с Эдомом Соломон заключил при поддержке Египта. Однако Египет выступал вечным соперником объединителей еврейских племён. Он не был заинтересован в появлении на своих границах новой сильной державы, стремился сохранить и упрочить влияние в Палестине. Но Соломон нейтрализовал влияние Египта посредством заключения династического брака с египетской царевной.
Финикийский город Тир стал для Соломона поставщиком строительных материалов. А строительство было грандиозным: Иерусалим, а также города Мегиддо и Гезер, имевшие стратегическое и экономическое значение, царь превратил в неприступные крепости. В Иерусалиме Соломон открыл новый торговый путь через Красное море. На берегу залива Акаб стоял город Эцион-йбер; через его порт по Красному морю наладилась связь со страной Офир, находившейся, видимо, в Аравин. Из Офира в Палестину доставлялись предметы роскоши: ценные породы дерева, золото, серебро, слоновая кость. Израильско-Иудейское царство по-прежнему экспортировал о зерно, масло и вино.
Отделение Израиля от Иудеи
Единое Израильско-Иудейское царство просуществовало всего лишь около 100 лет, невзирая на стремление Соломона к централизации государства и укреплению его рубежей. Одной из причин распада оказалась экономическая разобщенность. Северная часть царства была богатым земледельческим районом, связанным с Финикией, Дамаском и Сирией экономическими и культурными контактами. В Южной Палестине, заселённой в основном иудеями, господствовали примитивные формы скотоводческого хозяйства и родоплеменных отношений. Разнонаправленность векторов развития двух регионов сказалась на дальнейшем ходе еврейской истории.
Первыми начали проявлять стремление к независимости от царства Соломона северные районы. Во главе сепаратистов встал Иеровоам. Соломон не только подавил восстание Иеровоама, но и вынудил того бежать в Египет к фараону Шешонку. Правитель Египта уже давно опасался власти Соломона и охотно дал убежище его врагу. Когда же Соломон умер, его преемник Ровоам не смог предотвратить развал страны. Иеровоам вернулся из Египта, поднял восстание и провозгласил себя царём независимого Израильского царства. Не последнюю роль в победе Иеровоама сыграл Шешонк. Около 928 г. до н. э. он вторгся в Палестину и взял Иерусалим, положив конец единому Израильско-Иудейскому царству.
Правители южной Иудеи и северного Израиля начали изнурительную борьбу между собой, что привело к неизбежному ослаблению и тех и других. Катастрофа еврейского царства была на руку соседним государствам. Давний соперник Израильско-Иудейского царства Дамаск всегда стремился захватить плодородные районы Сирии и Палестины. Со временем оазис Дамаск стал столицей Арамейского царства, которому были очень нужны пути на Средиземное море, проходившие по территории Палестины. Постепенно Израиль уступил Дамаску свои северные районы, хотя и вёл постоянную борьбу за них.
Некоторое затишье в отношениях Израиля и Иудеи наступило с приходом на иудейский престол Иосафата в 867 г. до и. э. Иудея была вынуждена смириться с некоторой зависимостью от Израиля, но это положение сочли лучше бессмысленной войны. Определённых, но временных успехов в установлении мирных отношений с Иудеей достиг царь Израиля Омри, правивший с 882 г. до н. э. по 871 г. до н. э. Он построил город Самарию (Шомрон) — новую столицу Израиля. В Самарии обнаружен царский дворец значительных размеров, что свидетельствует о прочности власти Омри.
Ахав (871—854 гг. до и. э.) расширил территорию новой столицы, украсил её великолепным храмом и царским дворцом. Отношения Израиля и Иудеи были скреплены династийными браками. В 854 г. до н. э. образовался «союз двенадцати царей», включавший правителей стран Южной Анатолии, Сирии, Дамаска, Финикии. Израиля и Хамата. Союз двенадцати успешно отражал удары ассирийской армии Салманасара III. Особенно сильное влияние на Израиль оказывала богатая и пышная культура Финикии. В такой обстановке Израиль быстро и благополучно развивался, но у этого прогресса была обратная сторона. Супруга Ахава царица Изевель окружила себя не просто финикийскими придворными, а жрецами финикийского бога Ваала. В Самарии был построен храм Дом Ваала. В богослужения и жертвоприношения Ваалу были вовлечены сотни израильтян, приближённые царского двора. Противостоять расцвету финикийских культов в Израиле пытался пророк Илия.
Правовая система в древнем Израильском царстве
Причины распада родового строя древнееврейских кочевых племён не совсем понятны. Хотя известно, что следование праву первородства и левирату начало разлагать структуру рода. На этой стадии главной фигурой в племени был судья — шофет. Он стоял во главе войска и выносил решения при тяжбах. Символами власти шофета были стилос писца и посох старейшины. Фактически это был вождь племени, совмещавший военные и судебные функции. Возможно, усиление его влияния было связано с растущим имущественным неравенством, расколом общества на противостоявшие друг другу группы, уже неспособные договариваться о совместном управлении обществом. Следующей стадией развития института судей станет появление фигуры царя.
Вождя еврейского племени называли не только судьёй, но и спасителем, что указывало на его особые военные функции. Судья-спаситель побуждал племя отвоёвывать новые территории. Яркий пример таких «спасителей» являют собой Барак Нафталийский и пророчица Дебора, Они возглавили борьбу с ханаанскими царями палестинской области под названием Галилея. Эгуд Вениаминский, воевавший с моавитянами, Гидеон Менассийский, сдерживавший натиск кочевников-мидианитов, Самсон, боровшийся с филистимлянами, тоже были для своих племён судьями-спасителями. Однако в Книге Судей спасители предстают воинами-одиночками, а их борьба не носит общенародного характера.
Была и другая категория судей — связанных не с военными вылазками, а с постоянным племенным руководством. По определению историка Мартина Нота, их правление было амфиктионным, по аналогии с греческими «священными союзами» — амфиктиониями. Амфиктионии обычно состояли из 12 городов или племён и образовывались вокруг религиозного центра. На территории Ханаана известен амфиктионный центр в городе Шило. Члены амфиктиона поддерживали центр дарами. Здесь проводились собрания, на которых избирался вождь и принимались решения о военных походах. Так, из центра в Шило была развязана война с филистимлянами в начале XI в. до н. э.
В Шило располагались резиденция первосвященника и священный Ковчег Завета. Семья судьи и пророка Самуила совершала ежегодное паломничество в святилище Шило. Сам Самуил был посвящён этому святилищу, рос там и воспитывался.
Судьи, обладавшие и военными, и священническими функциями, образовывали государства. Первыми были племенные союзы судей Самуила, Гидеона и Авимелеха. История этих государств охватывает XI в. до н. э. Гидеон, глава племени манасси, объединил несколько племён. Столицей царства Гидеона стал основанный им же город Офра. Возможно, с правления Гидеона на территории Палестины закрепляется принцип наследования власти от отца к сыну. В Библии рассказывается, что израильтяне сами предложили Гидеону и его сыновьям править ими: «Владей нами ты и сын твой и сын сына твоего. »
Помимо судей возникла ещё одна категория предводителей племени, не связанная с патриархально-племенным строем. Это были главари отрядов, состоявших из «праздных и своевольных», т. е. людей, изгнанных из племени, лишённых земли и отцовского дома. Несмотря на их исключенность из жизни племени, судьи нередко обращались к ним за военной поддержкой. Вполне возможно, что и сам Давид, до провозглашения его царём, был предводителем такого отряда.
Падение Израильского царства
Вместо них в Самарии поселились месопотамские колонисты. Самария, как резиденция вавилонскою наместника, развилась необычайно. Этот город принимал участие в международной торговле, здесь процветало местное производство. Коренное население Самарии смешивалось с колонистами из Месопотамии и переселенцами из Сирии. Возникшая в результате народность — самаритяне — на протяжении нескольких столетий играла важную роль в истории Палестины.
- хлорид кальция как удобрение для каких овощей
- Repairing automatic repair что делать