Как звали пугачева в капитанской дочке
Образ и характеристика Емельяна Пугачева, описание, характер, внешность | «Капитанская дочка»
Образ и характеристика Емельяна Пугачева в романе «Капитанская дочка»: описание характера и внешности
«. донской казак и раскольник Емельян Пугачев. » (глава VI)
«Сим извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак и раскольник Емельян Пугачев, учиня непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III, собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и смертные убийства.» (глава VI)
«. пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государством. « (глава VIII)
«. учиня непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III. « (глава VI)
«Меня снова привели к самозванцу. « (Гринев о Пугачеве, глава VII)
«. признать бродягу государем был я не в состоянии. « (Гринев о Пугачеве, глава VIII)
О внешности бродяги Емельяна Пугачева известно следующее:
«Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. » (внешность Пугачева-бродяги до того, как он провозгласил себя царем Петром III, глава II)
«Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои окаянные плечища. « (Савельич о больших плечах Пугачева, глава II)
О внешности Пугачева в качестве лжецаря Петра III известно следующее:
«. Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого. « (глава VIII)
«. на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев. « (глава VII)
«В сенях встретил я Пугачева: он был одет по-дорожному, в шубе и в киргизской шапке.» (глава XI)
«На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. « (глава VII)
«. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. « (Гринев о руке Пугачева, глава VII)
«. Пугачев и человек десять казацких старшин сидели, в шапках и цветных рубашках, разгоряченные вином, с красными рожами и блистающими глазами. » (глава VIII)
«. Пугачев устремил на меня огненные свои глаза. » (глава XII)
«Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза.» (глава VII)
«. мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. « (глава II)
«Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающие глаза. » (глава II)
«Нечего сказать: все приемы такие важные. » (казак о Пугачеве, глава VIII)
«Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.)» (слова Пугачева, глава VIII)
«Господа енаралы! – провозгласил важно Пугачев. – Полно вам ссориться.» (глава XI)
«Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась. Пугачев узнал меня с первого взгляду. Поддельная важность его вдруг исчезла. » (Гринев о Пугачеве, глава XI)
«А в бане, слышно, показывал царские свои знаки на грудях: на одной двуглавый орел величиною с пятак, а на другой персона его.» (глава VIII)
До того как объявить себя императором Петром III, Емельян Пугачев был «беглым каторжником» и имел проблемы с законом:
«Сим извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак и раскольник Емельян Пугачев. » (глава VI)
«. не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника. « (Василиса Егоровна о смерти своего мужа от рук Пугачева, глава VII)
«С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака.» (Гринев о дворянине Швабрине и беглом казаке Пугачеве, глава XII)
«. Пугачев смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. « (глава VIII)
«Вопрос мошенника и его дерзость показались мне так забавны. « (глава VIII)
«. расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. » (Гринев о Пугачеве, глава XII)
«Добро, спасибо злодею и за то. « (попадья о Пугачеве, глава XII)
«. собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и смертные убийства. Того ради, с получением сего, имеете вы, господин капитан, немедленно принять надлежащие меры к отражению помянутого злодея и самозванца. « (генерал о Пугачеве, глава VI)
«. Бога ты не боишься, разбойник! – отвечал ему Савельич. « (глава II)
«Сметливость его и тонкость чутья меня изумили. « (глава II)
« Я отвечал Пугачеву: «Слушай; скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую». » (слова Гринева, глава VIII)
Пугачев является жестоким, безжалостным, кровожадным человеком с суровой душой. Ему ничего не стоит лишить человека жизни:
«Да ты должен, старый хрыч, вечно бога молить за меня да за моих ребят за то, что ты и с барином-то своим не висите здесь вместе с моими ослушниками. Заячий тулуп! Я-те дам заячий тулуп! Да знаешь ли ты, что я с тебя живого кожу велю содрать на тулупы?»» (Пугачев угрожает слуге Савельичу, глава IX)
«Я вспоминал об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках того, кто вызывался быть избавителем моей любезной. « (глава XI)
«Казалось, суровая душа Пугачева была тронута. « (глава XII)
«Его хладнокровие ободрило меня. » (глава II)
Емельян Пугачев считает себя удалым мужчиной. По его словам, удалому человеку сопутствует удача. Он сравнивает себя с другим известным самозванцем, Григорием Отрепьевым, который выдавал себя за покойного царевича Дмитрия. Суд по всему, Пугачеву хотелось бы получить власть и править всей страной:
« А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал?» (Пугачев о себе и Григории Отрепьеве, глава VIII)
Пугачев является хвастливым человеком. Например, он хвастается перед Гриневым тем, что он «воюет хоть куда»:
«Лицо самозванца изобразило довольное самолюбие. «Да! – сказал он с веселым видом. – Я воюю хоть куда. Знают ли у вас в Оренбурге о сражении под Юзеевой? Сорок енаралов убито, четыре армии взято в полон. Как ты думаешь: прусский король мог ли бы со мною потягаться?»
Хвастливость разбойника показалась мне забавна.» (диалог Гринева и Пугачева, глава XI)
«Несколько разбойников вытащили на крыльцо Василису Егоровну, растрепанную и раздетую донага. Один из них успел уже нарядиться в ее душегрейку. Другие таскали перины, сундуки, чайную посуду, белье и всю рухлядь. «Батюшки мои! – кричала бедная старушка. – Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузмичу». Вдруг она взглянула на виселицу и узнала своего мужа. «Злодеи! – закричала она в исступлении. – Что это вы с ним сделали?
«Унять старую ведьму!» – сказал Пугачев. Тут молодой казак ударил ее саблею по голове, и она упала мертвая на ступени крыльца. Пугачев уехал; народ бросился за ним.» (глава VII)
«Казнить так казнить, жаловать так жаловать. » (слова Пугачева, глава VIII)
«Ты крепко передо мною виноват, – продолжал он, – но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов. То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство!» (Пугачев выражает благодарность Гриневу, глава VIII)
Пугачев не просто отпускает Гринева из крепости, но и дает ему лошадь и овчинный тулуп:
«Отец наш вам жалует лошадь и шубу с своего плеча (к седлу привязан был овчинный тулуп).» (урядник Максимыч вручает Гриневу лошадь и тулуп от Пугачева, глава IX)
«. обратясь к Пугачеву, сказал ему с веселым видом: «Ах! я было и забыл благодарить тебя за лошадь и за тулуп.» (Гринев благодарит Пугачева за лошадь и тулуп, глава XI)
«Я рассказал, как началось мое знакомство с Пугачевым в степи, во время бурана; как при взятии Белогорской крепости он меня узнал и пощадил. Я сказал, что тулуп и лошадь, правда, не посовестился я принять от самозванца. » (Гринев признается, что взял тулуп и лошадь от Пугачева, глава XIV)
Как бы то ни было, Пугачев лично едет с Гриневым в Белогорскую крепость и там обнаруживает бедную Машу в заточении у Швабрина. Пугачев ругает негодяя Швабрина, но в итоге прощает его. После этого Пугачев «великодушно» отпускает Петра Гринева и Машу из крепости на волю:
«Пугачев взглянул грозно на Швабрина: «И ты смел меня обманывать! – сказал он ему. – Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин?»
Швабрин упал на колени… В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака. Пугачев смягчился. «Милую тебя на сей раз, – сказал он Швабрину, – но знай, что при первой вине тебе припомнится и эта». Потом обратился к Марье Ивановне и сказал ей ласково: «Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я государь».» (глава XII)
«Возьми себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!». » (слова Пугачева, глава XII)
Судя по всему, разбойник Емельян Пугачев любит выпить:
«Я поднес ему чашку чаю; он отведал и поморщился. «Ваше благородие, сделайте мне такую милость, – прикажите поднести стакан вина; чай не наше казацкое питье». Я с охотой исполнил его желание.» (Гринев предлагает ему чаю, но тот просит вина, глава II)
«При сих словах он взял стакан, перекрестился и выпил одним духом. Потом поклонился мне и воротился на полати.» (о Пугачеве, глава II)
« Заячий тулуп почти новешенький! и добро бы кому, а то пьянице оголелому. » (Савельич о Пугачеве, глава II)
«Ты и позабыл того пьяницу, который выманил у тебя тулуп на постоялом дворе. » (Савельич о Пугачеве, глава VIII)
«. и пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государством!» (Гринев о Пугачеве, глава VIII)
«. за обедом скушать изволил двух жареных поросят. » (глава VIII)
«. а парится так жарко, что и Тарас Курочкин не вытерпел, отдал веник Фомке Бикбаеву да насилу холодной водой откачался. Нечего сказать: все приемы такие важные. » (казак о Пугачеве, глава VIII)
« «Прочитай, так изволишь увидеть», – отвечал Савельич. Пугачев принял бумагу и долго рассматривал с видом значительным. «Что ты так мудрено пишешь? – сказал он наконец. – Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать. Где мой обер‑секретарь?»..» (глава IX)
«. пропуск, подписанный каракульками Пугачева. « (глава II)
Необразованный Пугачев использует просторечия, которые отражают его низкий уровень образования. Так, он несколько раз произносит слово «енаралы» вместо «генералы»:
«Господа енаралы! – провозгласил важно Пугачев. » (глава XI)
«Сорок енаралов убито, четыре армии взято в полон.» (слова Пугачева, глава XI)
В какой-то момент разбойник Пугачев понимает, что является злодеем, но уже не может остановиться и продолжает разбойничать:
«Пугачев горько усмехнулся. «Нет, – отвечал он, – поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать, как начал. Как знать? Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою».» (глава XI)
«. он присутствовал при казни Пугачева. « (глава XIV)
Это был цитатный образ и характеристика Емельяна Пугачева в романе «Капитанская дочка» Пушкина: описание внешности, характера, личности и биографии героя в цитатах.
Емельян Пугачёв
Емельян Пугачев. Актер С. Лукьянов. Х/ф «Капитанская дочка». 1958
Емельян Пугачев – один из главных героев повести «Капитанская дочка». За основу этого образа взята одноименная историческая личность – донской казак, возглавивший народное восстание 1773-1774 годов. Традиционно Пугачев считается жестоким и кровавым разбойником, на совести которого множество загубленных жизней. Однако в повести А.С. Пушкин раскрывает и другие грани этого сложного образа, такие как великодушие, умение помнить добро, честность.
Описание героя
Первое знакомство
Молодой Гринёв со своим слугой Савельичем направляются в Оренбург. По дороге они попадают в страшный буран и сбиваются с дороги. Среди метели они различают фигуру путника (никто из них еще не знает, что это Пугачев), который сопровождает их к постоялому двору. Эта глава символично называется «Вожатый», потому что этому человеку предстоит сыграть роль своеобразного проводника в жизни Петруши. В благодарность за спасение Пётр дарит ему заячий тулуп.
Поражает самообладание, которое сохраняет Пугачев, оказавшийся ночью в буранной степи: «Дорога-то здесь, – произносит он, – я стою на твердой полосе, да что толку. Вишь, какая погода… Лучше здесь остановиться да переждать, авось буран утихнет, да небо прояснится: тогда найдем дорогу по звездам». Эта уверенность закономерно передается юному Гринёву. Ведь Пугачев на самом деле был поразительно стойким и бесстрашным человеком, способным внушить доверие и подчинить своему влиянию практически любого. В обстановке зимней стужи с метелью, где жизни путников угрожала реальная опасность, это хладнокровие проводника вселяло покой и уверенность. Его отвага во многом объяснялась его казацким происхождением, привычкой преодолевать любые трудности, его находчивостью.
Пугачев обладал способностью определять путь по звездам, каким-то особенным чутьем улавливать запах дыма и по дуновению ветра находить жилье. Все эти качества Гринёв сразу подметил в своем проводнике, а его советы помогли ему избежать рокового финала.
Внешность
Возраст Пугачева приблизительно около сорока лет. Темные волосы подстрижены кружком, в длинной бороде поблескивают серебряные волоски проседи. В его больших глазах можно увидеть затаившуюся плутовскую искринку. Во время разговора именно глаза выдают переполняющие его эмоции: сожаление, усмешку или полное самодовольство. Кисти рук большие, рабочие, как у человека физического труда. Пугачев худощав, несмотря на широкие плечи. Когда Пётр дарит ему заячью шубу, Савельич сокрушается, что она не налезет на его огромные «плечища». В общении с людьми Пугачев держится спокойно и размеренно. В целом этот человек производит приятное впечатление.
Черты характера, поведение, речь
Пугачев был совсем неграмотным, ни читать, ни писать он не умел. На пропуске Петру Гринёву он вместо подписи поставил витиеватые «каракульки». Видимо, стесняясь свое необразованности, он всегда звал оберсекретаря, когда ему нужно было прочесть какие-нибудь документы. Речь у него простая, мужицко-народная, без сложных конструкций и оборотов. Он знает бесчисленное множество пословиц и поговорок и умело вставляет их в разговор, и еще он – непревзойденный рассказчик старинных преданий и легенд.
В Белогорской крепости Пугачев появляется одетым в дорогую и нарядную одежду. «На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями надвинута на его сверкающие глаза». Предводитель крестьян, который печется об их защите от угнетателей-помещиков, сам не брезгует легкой наживой, деньгами, любит принарядиться и хотя бы временно почувствовать себя барином. Еще одной чертой Пугачева является гордость. Рассказывая притчу об орле и вороне, он делает заключение: лучше один раз напиться свежей крови и умереть, чем жить триста лет и питаться падалью.
Отношение Пугачева к людям
По сути, Пугачев был бунтарем-одиночкой, в своем окружении он не видел по-настоящему преданных ему людей. Поэтому он и полагался в основном на русский «авось». Он глубоко сомневался, что ему удастся дойти до Москвы, потому что знал, что его войско – это бывшие воры и разбойники, которые при первом же поражении «выкупят его шеей свои головы». Но ему ничего не оставалось, как продолжать двигаться вперед, так как он понимал, что каяться уже поздно. Осознавал он и то, что ему не удастся продолжительное время одурачивать власти, поэтому ясно понимал, что впереди его ожидает неотвратимое наказание за все его злодеяния.
Взрывной и своенравный Пугачев, который в минуты гнева наводил ужас одним своим взглядом, мог быть великодушным и человечным к тем, кто относился к нему искренне и с доверием. В этом смысле показателен пример его благодарного отношения к Гринёву. Он не забыл ни про заячий тулупчик, ни про чарку, которую предложил ему молодой Пётр на постоялом дворе. За это он впоследствии перед самой казнью пощадил Гринёва, затем отпустил его из плена, выручил его возлюбленную Машу и совсем не злился на Савельича, прилюдно называющего его злодеем.
Примечательно, что Пугачев, буквально спасший Гринёва и Савельича во время бурана, принимает заячий полушубок не как знак благодарности за спасение, а как щедрый подарок, который как бы обязывает его самого к благодарности. Об этом говорят его слова, обращенные к Гринёву: «Век не забуду ваших милостей». Он и не забывает о своем обещании: три раза испытывает судьбу молодой Гринев, и все три раза Пугачев его милует. Даже после того, как в приватном разговоре Гринёв окончательно отказывается присягнуть ему, Пугачев произносит: «Так и быть, казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь». Так проявляется широкая душа Пугачева, которой чужды мелочность и мстительность.
Роль героя в произведении
Через образ Пугачева А.С. Пушкин воссоздал всю правду жизни в ее реалиях. Самого героя он описал таким, каким он и был в действительности, Пугачев словно прожил вторую жизнь на страницах его повести. Яркий образ этого героя в «Капитанской дочке» выписан в строгом соответствии с историческим образом Пугачева, с сопутствующими явлениями 18 века, с бытовыми особенностями тех краев, где зародилась пугачевщина. Несмотря на то, что Пугачев олицетворял собой бунт «бессмысленный и беспощадный», Пушкин оградил его образ от неверных толкований и лжи. Из легенды, сотканной из кровавых злодеяний этого человека, ему удалось вычленить чисто народные и узнаваемые черты лихого и плутоватого казака-бродяги, а также человеческую благодарность и благородство.
Развитие героя по мере сюжета
Пугачев появляется в повести в виде неизвестного путника, ставшего впоследствии источником грандиозного бедствия. Именно этому герою отводится роль того, кто разделил жизнь Белогорской крепости на «до» и «после». Если в начале повествования он представляет собой нечто не совсем понятное, то от главы к главе его образ заполняет собой весь сюжет произведения.
Показательны и изменения, которые происходят с этим персонажем за короткий отрезок времени. Из простого плутоватого и смекалистого мужичка он превращается в жестокого и неумолимого человека, который готов сражаться ради той цели, которую он перед собой поставил. У него есть вера в то, за что он борется, и эта вера передается народу, который считает его героем. Он до последнего уверен в том, что народу под силу одержать победу над правительством, и в этом случае его ждет счастливая и свободная жизнь.
Уже с середины произведения Пугачев начинает осознавать, что он не кто иной, как самозванец. Он сталкивается лицом к лицу с обреченностью и живет лишь призрачной надеждой на будущее. Пушкин ведет читателя вслед за бунтарем, который пока еще одерживает победу за победой и подводит к прощальной сцене с ним уже на эшафоте. Автор шаг за шагом приближает этот финал и, несмотря на триумфальное шествие своего героя, намеками обозначает неизбежность его трагического конца. Он необыкновенно ярко передает чисто христианское состояние Пугачева перед самой казнью в его обращении к народу и в его поклонах московским соборам. В последних словах орла, который жаждал напиться свежей крови, была просьба о прощении: «Прости, народ православный; отпусти, в чем я согрубил пред тобою… прости, народ православный!»
Отношение автора к герою
В образе Пугачева Пушкину удалось воплотить те черты русского человека, которые он ценил больше всего: мудрость, широту души, силу, отвагу. Симпатизируя своему герою, автор описывает его, как обладателя противоречивого характера, в котором положительное соседствует с темной и дурной сторонами его души. Он непредвзято относится к Пугачеву, отметая политические и сословные предрассудки. У него нет цели обелить эту личность, смыть с нее кровь невинных жертв, но под этим кроется восхищение ее дерзкой отвагой и благородными поступками. Пушкину удалось так глубоко заглянуть в душу этого разбойника, что под внешностью злодея ему открылись и русское добродушие, и веселость, и благородство.
Прототипы
Прототипом героя стала историческая личность – Емельян Иванович Пугачев, бунтовщик, казак, предводитель крестьянской войны. Он родился в 1742 году в станице Зимовейская-на-Дону. С детства он отличался харизматичным характером, дерзостью и лидерскими качествами. Вместе с тем, он был очень трудолюбивым, честным и отзывчивым молодым человеком.
В восемнадцать лет он был призван на службу, а в девятнадцать – стал мужем красавицы Софьи Недюжевой. С 1756 года участвовал в семилетней войне, затем в Польском походе, с 1768 года по 1774 гг. принимал участие в русско-турецкой войне, был назначен хорунжим. Все эти события во многом определили дальнейшую судьбу Емельяна. В 1773 году он организовал войско из яицких казаков, к которому стали быстро присоединяться сначала уральские, затем донские казаки, а потом и местное население, простые крестьяне, недовольные правительством. Так началось огромное по своим масштабам восстание, которое охватило обширные территории Российской империи. В 1774 году оно было подавлено, а его предводитель в 1775 году казнен на Болотной площади.
Экранизации героя
Существует шесть экранизаций этой повести А.С. Пушкина, в том числе и итальянским режиссером Марио Камерини. В фильме «Русский бунт» режиссера Александра Прошкина (1999 год) также присутствует тема «Капитанской дочки». Самой удачной и наиболее приближенной к сюжету является экранизация 1958 года режиссера Владимира Каплуновского. Фильм снят в традициях качественного советского кино и, несмотря на то, что лента черно-белая, это не умаляет ее достоинств.
На роль Пугачева режиссер пригласил народного артиста РСФСР Сергея Владимировича Лукьянова, который на тот момент служил во МХАТе. Именно в этом актере Каплуновский смог рассмотреть человека, способного передать весь трагизм такой неоднозначной исторической личности как Пугачев. Он не ошибся в своем выборе. При просмотре картины зритель верит каждому слову, каждому движению экранного героя, настолько убедительным оказался актер в этой роли, настолько тонко он смог передать все нюансы этой сложной натуры. Его Пугачёв – это явление, потрясение, а сам фильм «Капитанская дочка» очень изысканный и истинно пушкинский.
Герой за пределами произведения
Память о «мужицком» предводителе Емельяне Пугачеве увековечена во многих республиках бывшего Советского Союза. В городах России, Казахстана и Украины есть улицы Пугачева. В казахстанском Уральске функционирует Дом-музей Емельяна Пугачева, который представляет собой произведение искусства 18 века, именно в этом доме в 1774 году Пугачев венчался со своей женой. Подобные музеи существуют в Оренбурге и Пермском крае. Улицы и площади, названные именем Пугачева есть в Астрахани, Владимире, Вологде, Санкт-Петербурге, Москве, Самаре, Херсоне, Чернигове, Талды-Кургане, Севастополе, Томске и многих других городах СНГ.
Памятники Емельяну Пугачеву установлены в Саранске, Моздоке, Черном Яру, в Оренбургской области. Существует даже Дуб Емельяна Пугачева в Волжском районе Республики Марий Эл. Согласно легенде, после поражения под Казанью в 1774 году Пугачев с вершины кроны этого дуба смотрел на горящую Казань. О Пугачеве и его восстании написаны сотни книг, снимаются документальные и художественные фильмы, созданы десятки художественных полотен. В 1973 году в СССР была выпущена почтовая марка с портретом Пугачева, посвященная 200-летию Крестьянской войны 1773–1775 годов.