Как звали старейшину ижорской земли которому
Тест по литературе Житие для 8 класса
Тест по литературе Житие. «Сказание о житии Александра Невского» для 8 класса с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте 3 части. В части А — 4 задания. В части В — 2 задания. В части С — 1 задание.
1 вариант
А1. Что такое житие?
1) историческое повествование, которое велось по годам
2) обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях
3) биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью
4) произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом
А2. Как звали отца Александра Невского?
1) Святослав
2) Ярослав
3) Олег
4) Рюрик
А3. Как звали старейшину Ижорской земли, которому явилось видение?
1) Давид
2) Борис
3) Севастьян
4) Пелугий
А4. Какое чудо произошло после того, как Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит решили вложить в руку умершего Александра духовную грамоту?
1) раздалось пение хора ангелов
2) умерший сам взял грамоту из руки митрополита
3) явились взявшиеся за руки Борис и Глеб
4) яркий луч солнца осветил тёмную гробницу
В1. В каком государстве возник жанр жития?
В2. Как звали епископа, благословившего Александра Невского перед боем?
С1. Почему Александра Невского причислили к святым?
2 вариант
А1. Чем обычно завершалось повествование жития?
1) похвалой святому
2) нравоучительной проповедью
3) эпилогом
4) похвалой автору жития
А2. Какое видение явилось Пелугию?
1) Богородица
2) Борис и Глеб
3) Николай Чудотворец
4) Апостол Пётр
А3. Из какого города Александр Невский изгнал немцев?
1) из Новгорода
2) из Киева
3) из Рязани
4) из Пскова
А4. Кем стал Александр в конце своей жизни?
1) послушником
2) священником
3) монахом
4) настоятелем монастыря
В1. В каком веке было создано «Сказание о житии Александра Невского»?
В2. В какой церкви молился Александр перед боем с королём страны Римской?
С1. В чём заслуга Александра Невского как реального исторического лица, предстающего перед нами в житии?
Ответы на тест по литературе Житие. «Сказание о житии Александра Невского» для 8 класса
1 вариант
А1-3
А2-2
А3-4
А4-2
В1. В Византии
В2. Спиридон
2 вариант
А1-1
А2-2
А3-4
А4-3
В1. В XIII
В2. Святой Софии
Тест с ответами по литературе: “Житие” для 8 класса
1. Житие-это:
а) биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью +
б) произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом.
в) историческое повествование, которое велось по годам
2. Сколько подвигов, согласно сказанию, совершил Александр Невский:
а) 5
б) 3 +
в) 7
3. Чем обычно завершалось повествование жития:
а) похвалой автору жития
б) эпилогом
в) похвалой святому +
4. Какому герою уподобляет рассказчик князя:
а) царю Иосифу +
б) герою Ахиллесу
в) Зевсу
5. «Повесть о житии … Александра Невского» написана:
а) вскоре после Ледового побоища
б) незадолго до битвы на Неве
в) вскоре после смерти Александра Невского +
6. Какому герою уподобляет рассказчик князя:
а) Иисусу Христу
б) царю Соломону +
в) Николаю чудотворцу
7. Где похоронен Александр Невский:
а) в Новгороде
б) в Москве
в) во Владимире +
8. Как называется краткое изречение, содержащее обобщающее умозаключение в словах Александра Невского: “Не в силе Бог, но в правде”:
а) афоризм +
б) мораль
в) фразеологизм
9. Кем стал Александр Невский в конце своей жизни:
а) священником
б) послушником
в) монахом +
10. Какие жанры литературы сочетаются в произведении:
а) притчи и воинские повести
б) агиографии и воинские повести +
в) предания и агиографии
11. Из какого города Александр Невский изгнал немцев:
а) из Пскова +
б) из Новгорода
в) из Рязани
12. Что заставляет главного героя “Повести о житии… Александра Невского” браться за оружие:
а) жажда славы
б) вторжение врагов в его владение +
в) стремление захватить чужие земли
13. Какое видение явилось старейшине Ижорской земли:
а) Борис и Глеб +
б) Богородица
в) Апостол Пётр
14. Как называется приём противопоставления “силы великой” короля “малой дружине” Александра Невского:
а) аллегория
б) олицетворение
в) антитеза +
15. Как звали старейшину Ижорской земли, которому явилось видение:
а) Пелгусий +
б) Давид
в) Борис
16. Кто из героев “Повести о житии… Александра Невского” говорит: “Я прошёл многие страны и народы, но не видел такого ни в царях, ни в князьях князя”:
а) Пелгусий
б) Андреяш +
в) Александр
17. Чьей премудростью уподобляет рассказчик ум великого князя:
а) Самсона
б) Веспасиана
в) Соломона +
18. Какое событие произошло 5 апреля 1242 года:
а) Невское побоище
б) битва на Чудском озере (Ледовое побоище) +
в) Куликовская битва
19. Как звали отца Александра Невского:
а) Святослав
б) Олег
в) Ярослав +
20. Кто такие Борис и Глеб, упомянутые в “Повести о житии… Александра Невского”:
а) архиепископы
б) святые мученики +
в) храбрые воины
21. В каком веке было создано произведение:
а) в XIII +
б) в XII
в) в XI
22. Что сделал князь Александр в “Повести о житии.. Александра Невского” пере битвой:
а) стал собирать дружину
б) вошёл в церковь и начал молиться +
в) пошёл к царю просить помощи
23. В какой церкви молился Александр перед боем с королём страны Римской:
а) Святого Николая
б) Святой Марии
в) Святой Софии +
24. Что делает Александр Невский перед смертью:
а) пишет завещание
б) принимает схиму +
в) даёт наставления своим воинам
25. Как звали епископа, благословившего Александра Невского перед боем:
а) Давид
б) Соломон
в) Спиридон +
26. Откуда не черпал сведения о жизни своего героя автор “Повести о житии… Александра Невского”:
а) из рассказов соратников Александра
б) из летописей +
в) из своих воспоминаний
27. В каком государстве возник жанр жития:
а) в Византии +
б) на Руси
в) в Двуречье
28. В “Повести о житии… Александра Невского” есть предложение: “Третий – Яков, половчанин, был ловчим у князя”. Кем был Яков:
а) стрелком
б) воином
в) охотником +
29. Какое чудо произошло после того, как Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит решили вложить в руку умершего Александра духовную грамоту:
а) умерший сам взял грамоту из руки митрополита +
б) раздалось пение хора ангелов
в) яркий луч солнца осветил тёмную гробницу
Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра
Составление «Жития Александра Невского» относят к 80-м гг. XIII в. и связывают с именами Дмитрия Александровича, сына Александра Невского, и митрополита Кирилла, с монастырем Рождества Богородицы во Владимире, где было погребено тело князя. Здесь в XIII в. начинается почитание князя как святого и возникает первая редакция его жития.
Во имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия.
Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Как сказал Исайя-пророк: «Так говорит Господь: “Князей Я ставлю, священны ибо они, и Я веду их”». И воистину — не без Божьего повеления было княжение его.
И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав: «Оставили меня одного». Так же и князь Александр — побеждал, но был непобедим.
Потому-то один из именитых мужей Западной страны, из тех, что называют себя слугами Божьими, пришел, желая видеть зрелость силы его, как в древности приходила к Соломону царица Савская, желая послушать мудрых речей его. Так и этот, по имени Андреаш, повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей».
Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из Полуночной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромной силой, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».
Скорбно же было слышать, что отец его, князь великий Ярослав, не ведал о нашествии на сына своего, милого Александра, и ему некогда было послать весть отцу своему, ибо уже приближались враги. Потому и многие новгородцы не успели присоединиться, так как поспешил князь выступить. И выступил против врага в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую в святых мучеников Бориса и Глеба.
И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему поручен был ночной дозор на море. Был он крещен и жил среди народа своего, бывшего язычниками, наречено же было имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его Бог видеть видение чудное в тот день. Расскажем вкратце.
Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему об их станах. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, устрашенный, пока насад не скрылся с глаз его.
Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: «Не рассказывай этого никому».
После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил печать острого копья своего.
Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра.
Первый — по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска.
Второй — по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его.
Третий — Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь.
Четвертый — новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля.
Пятый — из младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный. Полки Александровы, видевши шатра падение, возрадовались.
Шестой — из слуг Александра, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался.
Все это слышал я от господина своего великого князя Александра и от тех, кто участвовал в то время в этой битве.
Было же в то время чудо дивное, как в прежние дни при Езекии-царе. Когда пришел Сеннахириб, царь ассирийский, на Иерусалим, желая покорить святой град Иерусалим, внезапно явился ангел Господень и перебил сто восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, и когда настало утро, нашли только мертвые трупы. Так было и после победы Александровой: когда победил он короля, на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом Господним. Оставшиеся же обратились в бегство, и трупы мертвых воинов своих набросали в корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего Творца.
На второй же год после возвращения с победой князя Александра вновь пришли из Западной страны и построили город на земле Александровой. Князь же Александр вскоре пошел и разрушил город их до основания, а их самих — одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив.
После победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время, пошел он с великой силой на землю немецкую, чтобы не хвастались, говоря: «Покорим себе словенский народ».
А был ими уже взят город Псков и наместники немецкие посажены. Он же вскоре изгнал их из Пскова и немцев перебил, а иных связал и город освободил от безбожных немцев, а землю их разорил и пожег и пленных взял бесчисленное множество, а других перебил. Немцы же, гордые, собрались и сказали: «Пойдем, и победим Александра, и захватим его».
Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец же Александра Ярослав прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. И у князя Александра тоже было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и крепких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя». Князь же Александр воздел руки к небу и сказал: «Суди меня, Боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика и прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка».
Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.
А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так он победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. Здесь прославил Бог Александра пред всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона. А того, кто сказал: «Захватим Александра», — отдал Бог в руки Александра. И никогда не было противника, достойного его в бою. И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «Божьими рыцарями».
И сказал Александр: «О невежественные псковичи! Если забудете это до правнуков Александровых, то уподобитесь иудеям, которых питал Господь в пустыне манною небесною и перепелами печеными, но забыли все это они и Бога своего, избавившего их от плена египетского».
И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима.
В то же время набрал силу народ литовский и начал грабить владения Александровы. Он же выезжал и избивал их. Однажды случилось ему выехать на врагов, и победил он семь полков за один выезд и многих князей их перебил, а иных взял в плен, слуги же его, насмехаясь, привязывали их к хвостам коней своих. И начали с того времени бояться имени его.
В то же время был в Восточной стране сильный царь, которому покорил Бог народы многие, от востока и до запада. Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости Александра, отправил к нему послов и сказал: «Александр, знаешь ли, что Бог покорил мне многие народы? Что же — один ты не хочешь мне покориться? Но если хочешь сохранить землю свою, то приезжай скорее ко мне и увидишь славу царства моего».
После смерти отца своего пришел князь Александр во Владимир в силе великой. И был грозен приезд его, и промчалась весть о нем до устья Волги. И жены моавитские начали стращать детей своих, говоря: «Александр едет!»
Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». Почтив же его достойно, он отпустил Александра.
После этого разгневался царь Батый на меньшего брата его Андрея и послал воеводу своего Неврюя разорить землю Суздальскую. После разорения Неврюем земли Суздальской князь великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их. О таких сказал Исайя-пророк: «Князь хороший в странах — тих, приветлив, кроток, смиренен — и тем подобен Богу». Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран. Таким и Бог помогает, ибо Бог не ангелов любит, но людей в щедрости Своей щедро одаривает и являет в мире милосердие свое.
Наполнил же Бог землю Александра богатством и славою и продлил Бог лета его.
Однажды пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: “Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших — Агалдада и Ремонта, чтобы послушал ты речи их о законе Божьем”».
Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова и до распятия Его и Воскресения, от Воскресения же Его и Вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого Собора и седьмого – обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем». Они же возвратились восвояси.
И умножились дни жизни его в великой славе, ибо любил священников, и монахов, и нищих, митрополитов же и епископов почитал и внимал им, как самому Христу.
А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большой добычею.
Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним!
Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять – схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.
Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые, и все люди восклицали: «Уже погибаем!»
Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества Святой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.
Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа покинула и везли его из дальних краев в зимнее время!
И так прославил Бог угодника Своего.
12 сентября 2010 г.
«Повесть о житии Александра Невского» в рукописях не имеет устойчивого названия и именуется «житием», «словом» или «повестью о житии». Это произведение представляет собою княжескую биографию, соединяющую в себе черты жития и воинской повести.
Составление «Жития Александра Невского» относят к 80-м гг. XIII в. и связывают с именами Дмитрия Александровича, сына Александра Невского, и митрополита Кирилла, с монастырем Рождества Богородицы во Владимире, где было погребено тело князя. Здесь в XIII в. начинается почитание князя как святого и возникает первая редакция его жития.
Автор жития, книжник из окружения митрополита Кирилла, называющий себя современником князя, свидетелем его жизни, по своим воспоминанням и рассказам соратников Александра Невского создает жизнеописание князя, прославляющее его воинские доблести и политические успехи. Составление полной биографии князя Александра не входило в задачи автора. Содержанием жития является краткое изложение основных, с точки зрения автора, эпизодов его жизни, которые позволяют воссоздать героический образ князя, сохранившийся в памяти современников: князя — воина, доблестного полководца и умного политика. Описания знаменитых побед Александра Невского в битве на Неве и на льду Чудского озера, его дипломатических отношений с Ордой и папой римским являются центральными эпизодами жития. Рассказ о деяниях князя отличается абстрагированностью. В житии нет ни одной годовой даты, автор почти не называет исторических имен, особенно это касается противников («король страны Римской из Полуночной земли» — шведский король; «сильный царь Восточной страны» — хан Батый; «римляне» — шведы; «жены моавитские» — жены татарские и др.); он не всегда точен в изложении событий. Повествование насыщено библейскими аналогиями, цитатами, литературными параллелями. Сравнения с Самсоном, Соломоном, Иосифом Прекрасным, Давидом, Езекией подчеркивают вечный, вневременный характер деятельности Александра, придают его деяниям величественность и монументальность. Автор постоянно напоминает о небесном покровительстве князю, стремясь показать, что «на таковые Бог призирает». Идея священности княжеской власти определяет особенности художественной структуры жизнеописания Александра Невского.
Текст «Жития Александра Невского» публикуется по одному (всего их 13) из древнейших списков, который датируется концом XV в. (ГИМ, Синодальное собр., № 154). Отсутствующие в этом списке рассказ о шести храбрецах и описание чуда за Ижорой внесены по тексту жития в Лаврентьевской летописи (РНБ, F.IV.2); по этому же тексту исправляются явные ошибки списка, взятого за основной.
Подготовка текста, перевод и комментарии В. И. Охотниковой
Тест. «Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского» 8 класс
Тест «Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского» предлагает восьмиклассникам проверить свои знания. К каждому вопросу даётся четыре варианта ответа.
Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по разделу «Житийная литература» в 8 классе.
«5» (отлично) – работа выполнена безошибочно,
«4» (хорошо) – в работе допущено не более 2-х ошибок,
«3» (удовлетворительно) – в работе допущено более 2-х ошибок,
«2» (неудовлетворительно) – в работе допущено более 5-ти ошибок
Просмотр содержимого документа
«Тест. «Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского» 8 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия
«Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского»
подготовила учитель русского языка и литературы Печказова Светлана Петровна
Тест «Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского» предлагает восьмиклассникам проверить свои знания. К каждому вопросу даётся четыре варианта ответа.
Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по разделу «Житийная литература» в 8 классе.
«5» (отлично) – работа выполнена безошибочно,
«4» (хорошо) – в работе допущено не более 2-х ошибок,
«3» (удовлетворительно) – в работе допущено более 2-х ошибок,
«2» (неудовлетворительно) – в работе допущено более 5-ти ошибок,
Тест
«Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя
Александра Невского»
1) историческое повествование, которое велось по годам;
3) биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью;
4) произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом.
2. Когда написана «Повесть о житии … Александра Невского»?
1) вскоре после смерти Александра Невского;
2) незадолго до смерти Александра Невского;
3) вскоре после Ледового побоища;
4) незадолго до битвы на Неве.
3. Чьей премудрость уподобляет рассказчик ум великого князя?
1) Соломона;
2) Самсона;
3) Веспасиана;
4) Иосифа.
4. Как звали отца Александра Невского?
1) Святослав;
2) Олег;
3) Рюрик;
4) Ярослав.
5. Как звали старейшину Ижорской земли, которому явилось видение?
1) Давид;
2) Пелгусий;
3) Севастьян;
4) Борис.
6. Какое видение явилось старейшине Ижорской земли?
1) Богородица;
2) Борис и Глеб;
3) Николай Чудотворец;
4) Апостол Пётр.
7. Из какого города Александр Невский изгнал немцев?
1) из Новгорода;
2) из Киева;
3) из Пскова;
4) из Рязани.
8. Кем стал Александр Невский в конце своей жизни?
1) послушником;
2) священником;
3) настоятелем монастыря;
4) монахом.
9. Где похоронен Александр Невский?
1) во Владимире;
2) в Новгороде;
3) в Пскове;
4) в Москве.
10. Чем обычно завершалось повествование жития?