Как звали сына пророка ибрагима
Дети пророка Ибрахима (мир ему) Исмаил и Исхак тоже были пророками
Исмаил (мир ему) (Измаил) — сын Ибрахима (мир ему) и Хаджар.
Когда Хаджар родила сына, Сарат (первая жена Ибрахима (мир ему)) не захотела жить с ней под одной крышей. По велению Аллаха Ибрахим (мир ему) привел Хаджар с сыном туда, где ныне расположена главная священная мечеть и Кааба. Это было безводное и безжизненное место в пустыне. Он оставил их в примитивном, сделанном из кустов жилище с небольшим запасом еды. Таково было веление Всевышнего Аллаха.
Когда закончились еда и вода, младенец стал плакать. Хаджар, оказавшись в трудном положении, в поисках воды поднималась на холмы Сафа и Марва. Тогда Аллах открыл им целительный источник Зам-Зам, вода которого стала им пищей и питьем. Вскоре вокруг этого места стали собираться бедуины, и постепенно образовался населенный пункт — Бекка, а ныне – Мекка.
Исмаила (мир ему) называли отцом арабов. Из его сыновей был ‘Аднан — родоначальник племени нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Исмаил (мир ему) жил бедно, занимался охотой, но этим была недовольна его жена. По велению отца — Ибрахима (мир ему) — он развелся с ней и женился на другой, которая была довольна всем.
Некоторое время спустя по велению Аллаха Ибрахим (мир ему) построил Каабу, взяв для себя в помощники Исмаила (мир ему).
Исмаил (мир ему) является тем, кого Ибрахим (мир ему) хотел принести в жертву, но Аллах не позволил ему сделать это. По воле Всевышнего ангел принес Ибрахиму (мир ему) из Рая барана, который был принесен в жертву вместо него.
Исмаил (мир ему) умер в Мекке в возрасте 130 лет и похоронен вблизи Каабы.
Исхак (мир ему) (Исаак) – младший сын Ибрахима (мир ему) от Сарат.
Сарат была первой женой пророка и долгое время не могла родить ребенка. Когда Ибрахим (мир ему) женился на Хаджар и она родила ему сына Исмаила, Сарат сильно огорчалась, что у нее нет сына. В то время ей было уже 85 лет. После этого Аллах наградил их сыном Исхаком (мир ему) и поздравил с тем, что в его роду будет 1000 пророков.
Исхак (мир ему) родился спустя 30 лет (по другим данным — 14) после Исмаила (мир ему). Он был послан к людям Шама (территория Сирии, Иордании, Ливана, Палестины) и прожил 160 (180) лет.
Краткое сказание о каждом пророке, упомянутом в Коране. «Шарх-уль-мухтасар».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Краткое сказание о том, как Ибрахим хотел принести в жертву своего сына Исмаила
Хотя рассказ о принесении в жертву Ибрахим-Халилом своего сына Исмаила общеизвестен, здесь мы приведём его для снискания благодати и для того, чтобы прочитали незнающие. Послушайте, правоверные.
Иблис, увидев твёрдое намерение Ибрахима выполнить повеление Аллаха, позавидовал ему. Он явился к матери Исмаила в облике человека и спросил её: «Куда отправились Ибрахим с сыном?» Она ответила, что они пошли за дровами. Иблис сказал ей, что Ибрахим собирается резать Исмаила, но она этому не поверила. Тогда иблис сказал: «Ибрахим говорил, что у него на это есть повеление Аллаха». Жена Ибрахима сказала: «Если таков приказ, то мне этого предостаточно».
Проклятому иблису козни не помогли. Не достигнув цели, охваченный печалью, он отправился к Исмаилу и спросил: «Куда вы идёте?» Исмаил твёрдо ответил иблису, что они идут резать курбан, но проклятый иблис спросил: «А знаешь ли ты, кого принесут в жертву?» Ответив «нет», Исмаил засмеялся. Иблис открыл ему намерение отца и сказал: «На горе будут резать тебя». Исмаил поинтересовался: «А почему отец решил принести меня в жертву?» Тот ответил: «Ибрахим говорит, что на это есть повеление Аллаха». Исмаил сказал: «Если таково повеление, я согласен быть жертвой ради Аллаха».
Увидев его покорность Всевышнему, иблис потерял надежду и оставил его. Тогда шайтан решил испытать ещё и Ибрахима и спросил его: «Куда идёшь?» Тот проклял и прогнал его, но шайтан снова побежал за ним. Когда Ибрахим доходил до Джамрат аль-Акаба, Джамрат аль-Вуста, Джамрат аль-Сугра (места кидания камней в Мине), шайтан всякий раз преграждал путь Ибрахиму, и каждый раз тот бросал в проклятого по семь камней. Благодаря Аллаху шайтан не смог сбить Ибрахима и его близких с правильного пути, зависть врага не принесла результатов, его хитрость и коварство обернулись против него же.
Затем Ибрахим поделился с сыном и рассказал об указании Всевышнего: «Мы здесь, чтобы принести тебя в жертву, подчиняясь воле Аллаха». Выразив свою покорность и согласие стать жертвой, Исмаил ответил: «Отец, выполни повеление Всевышнего – иншааллах, в этом ты найдёшь моё смирение и терпение». Ибрахим связал сыну руки и ноги и уложил его на правый бок. Ангелы на небесах наблюдали за покорными Всевышнему отцом и сыном. «Отец, некрасиво привязывать меня как овцу, лучше развяжи меня», – сказал Исмаил. Ибрахим убрал верёвку, освободил руки и ноги сыну, после чего тот остался лежать, словно отдыхающий жених. На прощание он попросил передать любимой матери салам (приветствие).
Как же я могу резать шею Исмаила, когда на его лбу сияет яркий нур Мухаммада (мир ему и благословение)? Мне не под силу делать то, что ты желаешь, без повеления Всевышнего».
Увидев это, всё живое: земные и небесные ангелы, звери, птицы, насекомые, даже обитатели морей и океанов – все стали просить Аллаха пожалеть отца и сына. В тот же час Джабраил привёл из Рая барана величиной с верблюда. Когда вместо Исмаила было велено зарезать этого барана, все от радости произнесли такбир («Аллаху акбар!» – «Аллах велик!»).
Так Исмаил спасся и получил высшую награду. Сказано, что тот баран был жертвой Хабила, которая была принята Всевышним, и Могущественный Аллах держал его в Раю, чтобы подарить Ибрахиму.
О Аллах, нас, следующих религии Ибрахима и разделяющих вероубеждение Ашари, сделай людьми Сунны, и не лишай нас их бараката и шафаата, и в День Суда подними нас с ними. Аминь!
Из книги досточтимого шейха
Саида-афанди «История Пророков, том 1»
Пророк Ибрахим
Ибрахим (Ибрагим) – мусульманский пророк, отождествлявшийся с библейским Авраамом. Пророк Ибрахим был послан Всевышним Аллахом народу Кяльдани. Родиной его стала страна халдеев, так называли Вавилон и прилегающие к нему территории. Родился приблизительно в 1810-х годах до нашей эры и прожил около двухсот лет. Его имя упоминается в Священной Книге Коран шестьдесят девять раз.
Пророк Ибрахим вошел в историю Ислама как проповедник единобожия и общий предок евреев и арабов. Среди имен пророка Ибрагима – «имам», «друг Аллаха» (халилу-лЛах), «исповедующий единобожие» (ханиф) и многие другие. В связи с его именем упоминается термин «религия Ибрахима» или «миллат Ибрахим», что означает Ислам и начальное единобожие.
В Коране изложены подробно некоторые эпизоды из жизни пророка Ибрахима. Упоминается, что родился он в Уре, в землях восточнее Вавилона, и отцом его был, согласно мнению ибн Джарира и ибн Касира человек по имени Азар, которого еще по другому звали Тарах. Другие некоторые толкователи Корана, в числе которых был ас-Суюти, утверждали, что Азар, который был идолопоклонником, приходился Ибрахиму отчимом и дядей, за которого мать Ибрахима вышла замуж после того, как его отец по имени Тарах умер. Существуют также и третье мнение. Ас-Судди и Муджахид считают, что Азар не был отцом Ибрахима, и что это имя идола.
Пророк Ибрахим был одним из богоизбранных людей, который посвятил свою жизнь призыву к единобожию. Он нес, с помощью Аллаха, божью истину своим соплеменникам, которые были идолопоклонниками и пережил многочисленные страдания. Ему пришлось отправиться в чужие земли, покинув свою родину и свою семью.
Он стремился доказать людям истинность и подлинность убеждений, которые проповедовал людям, для чего неукоснительно выполнял все указания Всевышнего. Аллах называл пророка Ибрагима своим любимым рабом – именно это в переводе означает одно из прозвищ пророка Ибрахима «Халиль». До Ибрагима такого высокого звания не был удостоен ни один пророк, и поэтому пророк Ибрахим (Авраам) как в исламе, так и в христианстве занимает высокое место.
Информация о его жизни в Коране представлена эпизодически, но даже она нуждается в детальном и внимательном изучении, особенно те аспекты, которые объясняют такой высокий статус пророка и то, за что Аллах Всевышний наделил Ибрагима столь высоким именем. Ниже приведен мультфильм, в котором рассказывается правдивая история жизни пророка Ибрахима.
Детство и начало проповедей
Жизнь Ибрахима началась в городе Ура, который в то время был величественным и значимым городом, расположенным к востоку от города Бабиль (Вавилон), находившегося между реками Тигр и Евфрат. Детство будущего пророка прошло в пещере, где он общался только со своей матерью, которая приносила еду Ибрахиму. В пещере его мать скрывалась от преследования правителя, которому предсказали, что этот ребенок создаст угрозу его славе и величию. Покинув пещеру однажды, юный Ибрахим отправился к своему отцу в надежде постичь тайну мироздания, но увидел идолов, которых почитал его отец и его соплеменники. Ибрахим не понимал своих соплеменников в их поклонении идолам, и когда пришло время переселиться вместе со своим отцом в город Харран, он увидел, что и на новом месте жительства народ придерживается такой же религии многобожия.
Как описано в Коране первым, к кому обратился пророк, когда ему открылось знание, которое до него не было никому открыто, призывая отказаться от многобожия и верить в Единого Бога, был его отец Азар. Ибрахим призывал своего отца идти правильным путем, но его отец этот призыв отверг, так как находился под влиянием норм и традиций, существовавших в их обществе.
Отец отнесся к заявлениям своего сына крайне негативно, и даже ударил Ибрахима по лицу, когда ребенок начал говорить ему о Единобожии. Отец Ибрахима сам был мастером по изготовлению идолов, и слова сына о том, что идолопоклонство – это неправильно, представляло угрозу не только его вере, но и его бизнесу.
С таким же призывом обратился Ибрахим к своим соплеменникам, утверждая, что идолы – это враги для человека, и человек должен поклоняться только Одному Богу, который создал его и указал ему единственно правильный путь. Ибрагим приводил в пример непознанными для человечества луну и солнце, которым в те времена приписывали силу и могущество, но даже они не способны были исчезнуть или появиться по своему желанию, а только в предписанное им время.
Пророк старался объяснить и доказать своим соплеменникам, что Бог является не силой, а существом, Создателем всего мира людей, и человечеству не требуется видеть Его для того, чтобы поклоняться Ему.
Пророк говорил людям о том, что на него возложена миссия, чтобы он передал людям это откровение. Его слова были восприняты обществом с таким же недоверием, как воспринял это его отец, но Ибрахима это не останавливало – он насмехался над своими соплеменниками и их заблуждением.
Ибрагим оказался один против всего своего племени, стараясь доказать и своей семье, и всему своему народу истинность своей веры, и был неуклонен в своем стремлении сообщить людям послание о вере в Единого Бога. За свою веру он принял страдания – был изгнан и отвергнут своим народом. Но это только укрепило его в пророческой истине: он готовился к более серьезным испытаниям. Ниже вы можете посмотреть бесплатно фильм о пророке Ибрахиме:
Уничтожение идолов
Пришел срок, когда пророку необходимо было подкрепить делами свои доводы. Он отправился к идолам и попытался уничтожить их, чтобы склонить людей к тому, чтобы они поклонялись Единому Богу. Это произошло в день, когда в городе был религиозный праздник, и все жители покинули город. Но Ибрахим остался в городе, сославшись на болезнь. Он разрушил в храме всех идолов, оставив только самого главного идола.
Когда горожане вернулись, они обнаружили, что их идолы разрушены, разбиты на куски, и тогда они вспомнили об Ибрахиме. Он был незамедлительно вызван, и священники спросили у него, знает ли он, кто так надругался над идолами, на что пророк Ибрагим ответил, что им следует спросить у самого главного своего идола, ведь он остался невредимым, тем самым намекая на то, что идолы не способны ни разговаривать, ни тем более совершать какие-либо поступки. Священники разозлились на Ибрахима и приказали сжечь его заживо. Но пророк не дрогнул перед лицом гибели: только еще больше укрепилась его вера в Единого Бога и в то, что его убеждения истинны.
Всевышний спас Ибрахима, поскольку пророку была уготована другая судьба: Аллах готовил его на роль отца одного из величайших пророков. Никакого вреда не причинил огонь пророку Ибрахиму.
Испытание веры
Всевышнему было угодно отправить Ибрахима в Ханаан, а позже он отправился в Египет, когда в Ханаане наступил голод. В Хеврон он отправился не один, а в компании со своим племянником по имени Лут и с женщиной, которую звали Сара, которая поверила в его пророчество, и вскоре Сара и Ибрахим стали супругами.
Он отправился в Египет со своей женой Сарой, где встретился с фараоном, которому понравилась его жена и он захотел забрать Сару себе, но благодаря дуа притесненного Ибрахима и его жены Сары и помощи Аллаха этому не удалось случиться. У фараона отнялись руки и перепугавшись за свою жизнь он решил отпустить праведников подарив Ибрахиму служанку по имени Хаджар.
Жена Сара детей иметь не могла, и вскоре пророк Ибрахим женился на Хаджар и у них родился сын, которого назвали Исмаил. Пророку Ибрахиму пришлось переселить Хаджар с сыном из дома потому, что Сара и Хаджар не смогли жить в доме под одной крышей.
Всевышний Аллах приказал пророку Ибрахиму отправить Хаджар и маленького Исмаила в аравийскую пустыню в Хиджаз. Аллах указал место по дороге, которое станет в будущем Меккой, в котором пророку следовало оставить свою семью, и он установил в этом месте жилище для Хаджар и Исмаила. Оставшись с грудным ребенком на руках, Хаджар вскоре исчерпала запасы воды и ей пришлось с ребенком отправиться на поиски воды, она ходила, ища воду вокруг двух холмов семь раз, пока не услышала голос, возвещающий о том, что в этом месте есть вода. Родник с питьевой водой начал бить из-под ног ее ребенка, и вода шла с таким шумом и силой, что его мать Хаджар испугалась и вскрикнула: «Зам-зам, я мубарака!», что в переводе означает «Стой, стой, о, благословенная!», и тогда вода из источника стала бить спокойно.
Однажды во сне Ибрахим увидел, что ему следует принеси в жертву своего единственного сына. Подчинившись божьему велению он решил исполнить приказ Аллаха и принести в жертву своего любимого и единственного сына. Ибрахим спросил своего сына, что Исмаил думает об этом, на что сын ответил, что отцу следует поступить так, как велит ему Всевышний Аллах.
Пророк Ибрахим стал молиться долго вместе с сыном Исмаилом, готовясь совершить поступок, который требовал от него Господь, но Всевышний обратился к нему, сказав, что своей готовностью совершить такое жертвоприношение пророк оправдал возложенную на него миссию и доказал истинность своей веры и преданность Всевышнему, и Бог освободил его от долга принесения в жертву своего сына. Вместо него в жертву был принесен баран.
Господь велел пророку самому кушать этого барана и угостить этим мясом всех, кто нуждается в пище. Этот завет положил начало мусульманской традиции жертвоприношения Курбан-Байрам и делить свою пищу с нуждающимися каждый год в этот радостный и благословенный день.
Строительство Каабы
По возвращении в Палестину, Ибрахиму было явление ангела, который сообщил пророку радостную весть о том, что скоро у него родится сын Исхак. Всевышний повелел пророку вместе с другим его сыном Исмаилом взяться за строительство храма Каабы – места, где они смогут поклоняться Единому Богу. Бог велел построить храм в той пустыне, где когда-то Ибрахим оставил своего сына вместе с Хаджар. В этом месте люди должны будут молиться Всевышнему. Этот храм должен был стать местом, куда люди совершали бы паломничество.
Кааба стала первым домом для поклонения Всевышнему, который предназначался для всего человечества, и до сих пор миллионы паломников приходят в Каабу, чтобы помолиться Аллаху и почтить память Его пророка. Кааба стала лучшим способом, каким мог пророк выразить преданность Всевышнему. Ибрахим стал молиться в Каабе вместе со своим сыном Исмаилом, прося Аллаха научить его обрядам поклонения. Он обращался к Господу с мольбой о том, чтобы Всевышний милостью своей послал пророков среди потомков его сыновей, чтобы они почитали Аллаха и поклонялись Ему.
Аллах поручил построить храм, что гарантировало, что поклонение Всевышнему продлится в будущем до самого Судного Дня. Те молитвы, которым Всевышний Аллах научил Ибрахима, вложив их в его уста, содержатся в Коране. Эти молитвы содержат просьбы, обращенные к Аллаху, о защите сына Исмаила, о помиловании тех, кто совершил греховные поступки, мольбы о благословении родной земли пророка и его соплеменников.
Пророк, которого Аллах спас от огня, обращался ко Всевышнему Аллаху с просьбой помиловать и отца своего, но Всевышний отказал ему в этой просьбе. Коран, повествуя об этом, акцентирует внимание мусульман на том факте, что наказание неизбежно для многобожников и не верующих в Единого Бога.
Великое наследие пророка Ибрахима
После строительства храма авторитет пророка Ибрахима вырос, и многие стали прислушиваться к его словам, услышав его призыв. В Мекку ежегодно стали стекаться мусульмане из разных уголков мира, совершая паломничество, которое получило название «Хадж».
Порядок совершения Хаджа отражает перипетии жизни пророка Ибрахима и его семьи: сначала паломники обходят Каабу, выпивают из источника Зам-Зам, совершают бег между холмами Сафа и Марва, а в десятый день своего паломничества они совершают жертвоприношение и бросают камни в идолов.
Похоронен Ибрахим в Хевроне – там находится его могила. В памяти верующих на века останутся его подвиги, и мусульмане всегда будут идти по тому пути, которым предписывал следовать Ибрахим, проповедуя Единобожие.
Всю свою жизнь пророк испытывал трудности и страдания, но весь его трудный путь был им пройден до конца на пути к тому, чтобы обратить людей к Единобожию.
Однажды Ибрахим обратился к Аллаху, чтобы Он показал ему оживление – не потому, что он не верил в Его могущество, а лишь желая успокоить свое сердце. Тогда Всевышний повелел ему, чтобы он взял останки части птиц и разложил по четырем горам. Поле того, как Ибрахим сделал это, Всевышний сказал ему позвать птиц, и когда он позвал, все птицы абсолютно невредимые слетелись к нему.
Всевышним было подарено Ибрахиму большое потомство, Аллах оказывал ему всестороннее покровительство, и главным подарком Всевышнего было то, что среди потомков пророка Ибрагима было еще несколько пророков Всевышнего. Рассказывая в течение всей своей жизни окружающим людям о Едином Боге Аллахе, пророк посвятил свою жизнь борьбе с многобожием, с идолопоклонством, он призывал неверных к монотеизму. Пророк Ибрагим вошел в историю Ислама как один из величайших пророков, который посвятил всю свою жизнь проповедованию веры в Единого Бога, совершивший немало подвигов на этом пути.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!
Сыновья Ибрахима, Исхак и Исмаил.
В священном Коране двенадцать раз было упомянуто имя Исмаила и семнадцать раз имя Исхака. Эти два пророка являются сыновьями Ибрахима, от двух разных матерей. Мать Исмаила звали Хаджар, а мать Исхака Сарой. Ибрахим был в старческом возрасте, когда Аллах одарил его этими двумя сыновьями. В 39 аяте, в суре “Ибрахим“, со слов Ибрахима мы читаем:
“Хвала Аллаху, который даровал мне вопреки преклонному возрасту Исмаила и Исхака. Воистину, мой Господь внемлет мольбе“.
Существует предание от Ибн Аббаса, которое гласит, что когда Ибрахиму было 98 лет, Аллах одарил его Исмаилом, а в возрасте 112 лет, одарил Исхаком. А также существует другое предание от Саида ибн Джабира, что Ибрахим до 117 лет не имел детей, но после этого возраста у него появилось два сына Ибрахим и Исхак.[1]
Рождение Исмаила
Когда Ибрахим жил в Вавилоне (нынешней Ирак), в возрасте тридцати семи лет, женился на девушке по имени Сара. Сара являлась дочерью Пророка по имени “Лахадж“, она была доброй и хорошей женщиной и обладала большим имуществом (как и Хадиджа жена пророка Ислама). Сара всё своё имущество отдала в распоряжение Ибрахима, а его светлость потратил это богатство на пути Аллаха.[2]
Сара жила в семье крестьян и охотников, когда она стала женой Ибрахима, со стороны отца получила в наследство множество баранов и большую часть земли, и это всё богатство отдала Ибрахиму.
Когда Ибрахим вместе с Сарой, из Вавилона переселялись на территорию Палестины, на пути заехали в Египет. Правитель Египта подарил Саре, служанку по имени Хаджар. Ибрахим, Сара и Хаджар поселились в Палестине и стали там жить.
Ибрахим и Лут (брат Сары или сын тёти Сары) в Палестине призывали людей к богослужению. Ибрахим жил в одной части Палестине, а Лут в другой, и между ними было 48 километров расстояния. Несмотря на то, что Лут был пророком, однако в тех краях, он являлся представителем Ибрахима, и призывал людей к Божественной религии.
Прошли годы, но, несмотря на то, что Ибрахим был уже в старческом возрасте, он не имел потомков. Причиной этому являлось то, что его жена Сара, не могла забеременеть. Однажды Ибрахим сделал своей жене предложение: “Если ты согласна, продай мне свою служанку Хаджар, быть может, Господь, даст нам от Хаджар ребёнка, и тогда этот ребёнок продолжит наш путь“.
Сара приняла это предложение, и Хаджар стала женой Ибрахима. Через некоторое время Хаджар родила сына, и назвали его Исмаилом. Исмаил являлся тем самым терпеливым и выносливым сыном, которого Ибрахим, просил у Аллаха, и Господь одарил его радостной вестью о нём.
С приобретением такого сына, жизнь Ибрахима стала радостной и прекрасной, потому что Исмаил являлся для Ибрахима пользой столетних мучений.
Сара очень хотела иметь ребёнка, особенно в те моменты, когда смотрела на Исмаила. Однажды она ему сказала: “Попроси у Аллаха, чтобы я тоже заимела ребёнка“.
Ибрахим и Сара были уже старыми и не имели надежды, что Сара станет матерью, но, несмотря на это Ибрахим чувствовал, что у него от Сары тоже будет ребёнок, и от Аллаха просил, чтобы Сара тоже заимела младенца. Не прошло и времени, как Аллах исполнил его желание и дал ему радостную весть о сыне, по имени Исхак.[3]
Как-то Ибрахим находился с женой дома, и неожиданно к ним пришли гости, трое молодых красивых мужчин (по некоторым данным их было 9 или 11 чел.). Ибрахим был гостеприимным человеком, хорошо их встретил, порезал для них телёнка и приготовил им вкусную пищу. В действительности они были ангелы в образе людей, и поэтому не прикоснулись к пище. Тогда Ибрахим почувствовал, какую-ту опасность и даже испугался, несмотря на то, что он был, очень мужественным человеком. Ибрахим про себя подумал, быть может, они воры или имеют плохие намерения, или пришли мучить свой народ. Они успокоили Ибрахима и сказали ему: “Не бойся, мы пришли для того, чтобы выполнить два важных дела:
1.Наказать нечистое племя Лута за их грязные поступки.
2.Мы принесли тебе радостною весть, что Всемогущий Господь даёт тебе сына по имени Исхак, который будет пророком. Аллах одарит его сыном по имени Якуб, который тоже будет являться пророком“. После этих слов страх Ибрахима исчез.
Когда Сара услышала эту радостную новость, от удивления засмеялась и сказала: “Ведь я и Ибрахим очень стары, воистину удивительно, каким образом, я могу заиметь ребёнка?!“
Посланники ей сказали: “Paзвe ты yдивляeшьcя пoвeлeнию и милости Aллaxa? Он милосердный Господь, и для вас этого хотел“. Через короткое время, в семье Ибрахима появился младенец по имени Исхак, и тогда дом Ибрахима наполнился ещё большей теплотой.[4]
Ибрахим поблагодарив Аллаха, сказал: “Хвала Аллаху, который даровал мне вопреки преклонному возрасту Исмаила и Исхака“.[5]
Исмаил и его мать возле Каабы.
Сара иногда мучилась оттого, что с кем-то делит своего мужа. Когда она видела, как Ибрахим обнимал своего сына Исмаила возле его матери, ласкал и целовал, внутри себя обижалась и становилась печальной, огонь зависти внутри неё разжигался и тогда
она говорила: “Почему мой муж должен иметь другую жену по имени Хаджар? Ведь Хаджар когда-то была моей служанкой, а сейчас мы с ней на одном уровне? И сына её,
Ибрахима очень любит, как моего собственного сына…?!
Душевные соблазны, приводили в Саре грусть и печаль, которые стали поводом для ненужных и неподходящих ссор с Ибрахимом.
Существует предание гласящее: “Исмаил и Исхак повзрослели (до такой степени, чтобы могли вместе устраивать детские соревнования по бегу или борьбе) как-то в одном из этих соревнований Исмаил выиграл Исхака, тогда Ибрахим взял Исмаила и посадил на колени, а Исхака посадил возле себя. Сара увидев эту сцену, сильно занервничала, и грубым тоном сказала Ибрахиму: “Разве не было решено, чтобы этих детей не делать равными?! Отдали от меня Хаджар, отправь её в другое место“.[6]
Из-за того, что когда-то Сара по отношению к Ибрахиму совершила много добра, Ибрахим всегда старался быть с ней преданным и обходительным.
Тогда Аллах приказал Ибрахиму отдалить Хаджар и Исмаила от Сары. Ибрахим обратился к Аллаху: “Куда я их отведу?“. Господь хотел, чтобы Ибрахим по-новому построил священный дом Каабы (Кааба в тот момент уже существовала, однако была разрушена), и сказал Ибрахиму: “Отвези их в священный храм, который является первым домом, созданным Мною для людей, это место очень безопасно и находится в Мекке“.[7]
Исполнение этого указа было решением для семейных проблем, однако с выполнением этого дело появлялись многие другие трудности и проблемы, Ибрахиму нужно было вывезти из благоустроенной Палестины дорогих ему Хаджар и Исмаила и отвезти их в Мекку, вокруг которой находятся жгучие пески и невыносимая жара.
Если хорошо задуматься над этим, то поймём, что оставить свою жену и ребёнка в невыносимой жаре, в пустыне, посреди гор и среди хищных животных, являлось очень сложным и трудным делом.
Но, несмотря на это, Ибрахиму пришлось выполнить приказание Аллаха, потому что он был, верным и преданным слугой Аллаха. Ибрахим ради Аллаха, готов был выполнить любое приказанное ему дела. Ибрахим, Хаджар и малолетний их сын, направились в Мекку.
Когда они добрались до Мекки, там не было людей, животных, растений, и даже воды. Поистине для Ибрахима это было очень сложное и трудное испытание, однако он был решительным в своем деле и с достойностью исполнил приказание Аллаха.
Ибрахим оставил в этой жгучей жаре Хаджар и ребенка, а сам собирался возвращаться. Во время отъезда Ибрахима, Хаджар в плача позвала его, и сказала: “О, Ибрахим! кто тебе дал указание оставить нас на этой земле, где нет, ни растений, ни животных дающих молока, а также, здесь даже нет воды, и при этом у нас нет никаких съедобных запасов?“.
Ибрахим ей сказал: “Мой Господь дал мне это указание“.
Когда Хаджар услышала эти слова, она сказала: “Если это так, то Господь никогда не оставит нас в таком тяжёлом положении“.
Возращение Ибрахима в Палестину.
Ибрахим и Хаджар, проливали слезы от этой разлуки. Ибрахим направился в Палестину, а Хаджар и Исмаил остались в Мекке.
Когда Ибрахим дошел до вершины “Зи тава“, оттуда уже не было видно Хаджар и Исмаила, однако он печальным взглядом посмотрел в ту сторону и взмолился:
«О Господи! Даруй городу (Мекке) безопасность и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам. Господи наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где не растут злаки, у Твоего заповедного храма. Господи наш! Пусть они творят молитву. Склони сердца людей к ним, надели их плодами (духовными и материальными),— быть может, они возблагодарят [Тебя]. Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает молитву. Господи наш! Внемли моей мольбе. Господи наш! Прости меня, моих родителей и верующих в день расплаты».
Таким образом, Ибрахим с переполненными слезами на глазах, доверил Аллаху Хаджар и Исмаила, а сам отправился в Палестину, он был уверен, что его молитва будет исполнена, потому что все условия для выполнения этой молитвы были подготовлены.
Появление источника Замзам[8], было началом того,
что люди стали обращать внимание на Мекку.
Первым местом поклонения для людей, являлась Кааба. Пророк Адам по приказу Аллаха построил этот священный дом, однако во времена Пророка Нуха, это здание из-за Туфана (буря и ураган) было разрушено, и никакого следа от него не осталось.
Хаджар и Исмаил находились возле этого разрушенного дома. Воистину для одной измученной женщине с ребенком, находится в этом месте, было очень страшно.
Хаджар в такой тяжёлой ситуации, полностью посвятила себя Аллаху, и выбрала для себя путь терпения и выносливости. Она в этой пустыне увидела одно дерево, и решила укрыться под этим деревом, от палящего солнца. Она набросила на это дерево свою чадру (женское покрывало), чтобы создать тенёк, и села со своим маленьким сыном под этим деревом.
Сидя под этим деревом на Хаджар нахлынули разные мысли, она думал о доброте и милосердии Ибрахима, вспоминала о недоброжелательности Сары, размышляла о своём будущем и будущем своего сына, а когда она упоминала имя Аллаха, её сердце успокаивалась, и она становилась спокойной. Прошло несколько часов, и неожиданно Исмаил сказал, что он очень сильно хочет воды, после этого он упал на землю и ногами начал тереть об землю.
Опечаленная Хаджар смотрела на своего страдающего и испытывающего жажду сына, и думала, что ей делать, если вода не найдется, то она может потерять своего дорого сына. Она быстро встала с места и стала бегать по сторонам, чтобы найти воду, в нескольких метрах от них находились две маленькие горы (гора Сафа и Марвах). Вдруг на горе Сафа, она увидела воду, и быстро побежала к ней, однако там не было воды, её просто показалось. Хаджар бегала туда суда, то к одной горе то к другой, в поисках воды, и иногда посматривала в сторону беспомощного Исмаила, который от жажды, был близок к смерти. Хаджар в конце концов устала, и поняла, что нет никакой надежды найти воду, тогда она со слезами на глазах вернулась к сыну, чтобы в последний момент попрощаться с ним и извиниться перед ним за то, что она не смогла найти ему воды. Когда она дошла до Исмаила, неожиданно у него под ногами, она увидела чистую и приятную воду.
Этот ребёнок от сильной жажды, так много стонал и бил ногами об землю, что с помощью Всемогущего Аллаха, земля не выдержала и дала воду.
Хаджар очень сильно обрадовалась. Она края этого источника обложила камнями и сказала: “Замзам“ (О, вода! по медленней истекай!), с того момента и был назван этот источник Замзам, и по сей день, он существует возле священной Каабы, и является воспоминанием об удивительном происшествие Хаджар и Исмаила.
Хаджар и Исмаил испили этой воды, и стали бодрыми и радостными. Сердце её переполнилось надеждой на Аллаха, и она поняла, что уже второй раз Господь отзывается на их мольбу, и исполняет просьбу Ибрахима.
После короткого времени к ним прилетели птицы, и с этого источника пили воды.
Птицы стаями летели к этому источнику, чтобы испить из него, а также дикие животные приходили туда, чтобы утолить свою жажду. Неожиданное передвижение животных к этому источнику послужило причиной тому, что люди из племени “Джурхум“, которые жили поблизости к Мекке, следуя за птицами, пришли к этому источнику. Возле этого источника, они увидели Хаджар с её ребёнком, и стали у неё спрашивать, кто она такая, и как она здесь оказалась?
Хаджар рассказала им всю свою историю.
Группа людей из Йемена, по пустыням Мекки передвигались, и по движениям птиц они почувствовали, что где-то недалеко от них, есть вода, и последовали за птицами. Когда они достигли источника с водой, увидели рядом сидящую женщину с ребёнком. Путники попросили у Хаджар воды. Она дала им воды, а они, угостили ее хлебом и едой. Таким образом, племя Джурхум, и другие племена нашли дорогу в Мекку, и постепенно туда стали прибывать разные караваны, и Хаджар среди них была уважаемой женщиной. С каждым днём все больше людей туда приезжали, люди строили себе палатки и жили в них. Таким образом, Мекка превратилась в небольшой городок.
Хаджар благодарила Аллаха, что Он выполнил просьбу её мужа, и сердца людей раскрыл для неё, и что ниспослал ей разные блага и милости. А также караваны, которые прибывали туда, постоянно благодарили Аллаха за эту милость.[9]
Визиты Ибрахима к Хаджар и Исмаилу
Ибрахим вернулся в Палестину, однако после этого, многократно ездил в Мекку для встречи с сыном и Хаджар. Ибрахим, несмотря, на длинный путь, навещал их, для того, чтобы узнать как у них дела. И когда видел, что они находятся под Божьей милостью и пользуются дарами Аллаха, очень сильно радовался. Ибрахим долго не задерживался в Мекке и быстро возвращался, чтобы Сара не переживала из-за его долгого отсутствия. Поездки Ибрахима из Палестины в Мекку, имеют глубокий смысл, территория Палестины и Мекки наполнены духовными и материальными благами. И те, чья родословная отходит от Ибрахим, не должны допустить, чтобы враги человечества правили над этими (Палестина и Мекка) святыми местами…
Исмаил взрослел, племя Джурхум и другие люди, очень сильно его уважали, и среди них не было подростка и юноши, который мог бы сравнится с красотой и совершенством Исмаила. Племя Джурхум из-за того, что источник Замзам появился благодаря Исмаилу, готовы были обеспечивать его. Однако Исмаил не принял их предложения, и сам стал работать. Он занимался скотоводством или охотой, и таким образом зарабатывал на жизнь себе и своей матери. Исмаил никогда не смотрел на богатство других и не обращался со своими нуждами к людям.
Исмаил и Хаджар, были счастливы, особенно в те моменты, когда их навещал Ибрахим.
Но не прошло много времени, как мать Исмаила, покинула этот бренный мир. Эта добрая женщина, которая была Исмаилу близким и единственным другом, а также являлась бальзамом его ран, умерла.[1]
Поистине как тяжело, если такая (великая) мать уйдёт из жизни, и два любящих друг друга человека, будут разлучены. Однако ничего нельзя поделать, ведь это закон этого бренного мира, чтобы терять дорогих людей. Только человек хочет наладить своё состояние, как приходят к нему горькие и трудные моменты, как сказал поэт:
Ох, как жаль, что знания мои незрелы
А когда созреют и жизнь придёт к концу.
Племя Джурхум с согласия Исмаила подобрали для него невесту, и он женился на девушке по имени Саме. Как-то Ибрахим захотел навестить своих родных в Мекке и с трудностями и мучениями направился в путь, и в пути он успокаивал себя тем, что все эти трудности пройдут, после того, как он увидит Хаджар и Исмаила. Однако в этот раз, когда Ибрахим приехал в Мекку, к нему навстречу, уже не вышла его любимая Хаджар, а вышла жена Исмаила. После того, как он спросил, как у них дела, Ибрахим понял, что его Хаджар умерла. Доброе сердце Ибрахима (от горя) сильно застучало, он вспомнил доброту и милосердие Хаджар, и с его глаз потекли слёзы, тогда Ибрахим, от этого мучительного горя, попросил у Аллаха убежище…
Ибрахим спросил у жены Исмаила: “Где Исмаил?“
Она ответила: “Он ушёл на охоту“.
Ибрахим спросил: “Как ваши дела?“
Она ответила: “Очень плохо“.
Эта недостойная женщина не проявила никакого уважения к уставшему от длинной дороги Ибрахиму, а наоборот своими грубыми ответами, огорчила его. Каждый раз, когда Ибрахим приезжал в Мекку, встречался с доброй и прекрасной Хаджар, которая была с ним рядом в горести и счастье. Сейчас, когда он встретился с этой грубой женщиной, стал больше ценить достоинства и нравственные качества Хаджар.
Наставление Ибрахима к выбору достойной жены
Ибрахим Саме (жена Исмаила) сказал: “Когда твой муж вернётся с охоты, передай ему, что приходил старый мужчина, когда он уходил, просил передать тебе: “Поменяй атабе своего дома “.
Под словом “атабе“[2], Ибрахим подразумевал жену Исмаила. Ибрахим хотел сказать, что вход в дом происходит через дверь, и эти двери охраняют дом от холода, жары и от всяких бедствий, поэтому жена должна быть также как и эти двери, надёжным и верным защитником семейного очага, которая сохраняет авторитет и достоинство мужа.
Ибрахим вернулся в Палестину, он был очень огорчён смертью Хаджар, отдалённостью Исмаила, встречей с недостойной женой Исмаила и …, однако все эти трудности, он прошёл ради Аллаха. Ибрахим это Божественное испытание с полной выдержкой и терпением, довёл до конца.
Когда Исмаил вернулся с охоты, он почувствовал запах отца, и у жены спросил:
“Кто-нибудь сюда приходил?“
Его жена сказала: “Приходил какой-то старичок, очень хотел тебя увидеть, однако тебя не было, и он ушёл“.
Исмаил спросил: “Когда он уходил, ничего тебе не сказал?“
Она ответила: “Когда он уходил, сказал: “Поменяй атабе своего дома“.
На Исмаила нахлынули мысли, и он опечалился. Исмаил размышлял над тем, что отец с такой длинной дороги пришёл к нему, а он его не увидел, а также думал о словах отца, что его жена, недостойная женщина, и обязательно наверно, отец вспомнил доброю Хаджар, с которой мог поделиться своими трудностями, но её уже не было в живых.
Однако то, что сердце Исмаила успокаивало это вера и упование на Аллаха. Исмаил немедленно развёлся[3] с женой и по указу своего отца, взял себе другую жену. Однако на этот раз он старался выбрать себе достойную женщину, и в результате ему удалось это сделать. Исмаил благодарил Аллаха, что Он помог ему выполнить просьбу отца и одарил его хорошей женой.
После этого случая прошло несколько месяцев, и Ибрахим вновь решил навестить своего сына. Ибрахим направился из Палестины в Мекку, достигнув источника “Замзам“ он увидел женщину, которая являлась женой Исмаила. Ибрахим у неё спросил: “Где твой муж Исмаил?“
Она ему вежливо ответила: “Он ушёл на охоту“.
Тогда Ибрахим у неё спросил: “Как ваши дела?“
Жена Исмаила ответила: “У нас всё хорошо, мы живём в полном достатке и спокойствии“. Потом она ему предложила, чтобы он спешился и подождал пока её муж придёт, однако Ибрахим отказывался, но она всё равно настаивала на своём, тогда Ибрахим извинился и слез с лошади, но так, что его одна нога находилась в стреме, а другая на земле. Жена Исмаила принесла воды, Ибрахим помыл лицо и голову, а потом прочитал молитву для её благополучия, и решил возвращаться. Когда Ибрахим собрался уезжать, он ей сказал: “Когда твой муж вернётся с охоты, передай ему, что приходил старый мужчина, а когда он уходил просил передать тебе: “Атабе (вход, дверь) своего дома уважай и старайся хорошо защищать“.
Ибрахим вернулся в Палестину. Когда Исмаил возвратился домой с охоты, из-за того, что постоянно думал об отце, в доме почувствовал его запах, и у жены спросил: “Никто сюда не приходил?“
Жена ему ответила: “Приходил старый мужчина, и вот след его ноги, остался на этом камне“. Исмаил упал на след ноги отца и поцеловал то место.
А также его жена сказала: “Сколько бы я ни настаивала, чтобы он зашёл в дом, он этого не сделал, тогда я ему принесла воды, он помыл лицо и голову, а когда стал уезжать, сказал мне: “Своему мужу передай: “Атабе своего дома уважай и старайся хорошо защищать“.
Из-за того, что жена Исмаила по-доброму обошлась с его отцом, а также, что Ибрахим порекомендовал сыну, Исмаил поблагодарил свою благородную жену и стал больше проявлять к ней доброту.[4]
Вот таким образом отец и сын, некоторое время были разлучены, и очень тосковали друг по другу. Быть может, это разлука для них являлась подготовительным периодом, что если в будущем, они на долгое время расстанутся, для них это не было тяжестью.
Всё это было началом того, чтобы эта земля (Мекка) благодаря этим божественным личностям благоустроилась.
Кааба являлась первым домом поклонений Аллаху, которая во времена Пророка Нуха, из-за Потопа была разрушена. Ибрахим и Исмаил должны были заново восстановить это здание, чтобы это священное место притягивало людей к себе, для того, чтобы их направить к вере и единобожию.
Следует обратить внимание на то, что после того, как Ибрахим вернулся в Палестину, Исмаил нашёл в пустыне след его ног, нагнулся и поцеловал то место, тем самым показал, как он уважает, любит и превозносит своего отца.
Исмаил также и с матерью был очень добр, и все свои обязанности перед ней выполнял достойно. Когда мать Исмаила ушла из жизни, он похоронил её возле Каабы (под золотым жёлобом), и вокруг её могилы сделал маленький забор, что когда паломники будут совершать таваф (обход вокруг Каабы), не топтали могилу Хаджар, чтобы не было неуважительности по отношение к ней.[5] До сегодняшнего дня эта традиция сохраняется, только стены вокруг могилы, построили из мрамора и сделали выше. Так что память, любящего сына, до сих пор сохраняется.
Обновление здания Каабы с помощью Исмаила
Первым местом поклонения Аллаху, являлась Кааба. Это здание было построено[6], с помощью пророка Адама (да будет мир с ним). Однако Великий Потоп, стал причиной того, что это здание разрушилось. Внешне казалось, что это здание исчезло, однако Ибрахим халил (искренний, верный) знал, что священная Кааба находится на территории Мекки,[7] и поэтому, по указанию Аллаха отважился заново построить этот священный дом.
С поселением Хаджар и Исмаила на территории Мекки, а также появление источника Замзам, и переселение многих племён на это место, говорило о том, что собравшиеся люди в Мекке, нуждались в руководителе и законе (религии). Основной корень хорошего руководителя и закона, а также его исполнения, являлось богослужение Аллаху. Так что здесь можно сделать вывод, что эти люди нуждались в молельне (точ. место поклонения), чтобы в специальное время туда ходить и поклоняться Аллаху, а также, чтобы эта молельня, являлась для них, школой наставлений и воспитаний.
И как будет хорошо, чтобы этот храм был, воздвигнут чемпионом единобожия, Ибрахимом халилом, а также программы и обряды этого храма, будут установлены с помощь этого великого человека.
После того как были выполнены начальные этапы, Ибрахим, со стороны Аллаха был уполномочен, с помощью Исмаила построить священный дом Кааба. Ибрахим просит у Аллаха, чтобы точное нахождение Каабы было ему указано, и ангел Джабра’ил с повелением Аллаха спускается на землю и указывает на прошлое место Каабы. Тогда Ибрахим начинает, на этом месте заново строить священную Каабу.
Исмаил с пустыни таскал камни, а его отец из них строил здание, таким образом, постепенно стены Каабы достигли высоты девяти метров (приблизительно), а после этого Ибрахим из дерева построил крышу.
По поводу “Хаджаруль асвад“[8], который во времена Пророка Адама, был ниспослан с рая на землю и находился возле горы Абу кубайс: Ибрахим с помощью Аллаха находит этот камень, и вместе с Исмаилом приносят в Каабу, где он, и по сей день находиться. Ибрахим в Каабе делает две двери, одна открывается в сторону запада, а другая на восток.
В священном Коране говорится, что когда Ибрахим и Исмаил построили Каабу, прочитали эти молитвы.
1. Господи наш! Прими от нас это дело.
3. Укажи нам обряды поклонения.
4. Прими наше покаяние.
5. Гocпoди нaш! И вoздвигни cpeди людей этой земли пocлaнникa из ниx, кoтopый нayчит иx пиcaнию и мyдpocти, и oчиcтит иx мысли и поступки.
Таким образом, Ибрахим с помощью Исмаила в этот раз, также как и всегда, выполнил это дело совершенно и прекрасно, и усовершенствовал это великое дело чтением хорошей молитвы.
Цель постройки Каабы
Воздвижение здания Каабы являлось начальным этапом, однако основная цель в создании этого храма, а также мучения и трудности, которые были пройдены ради этой цели, было то, чтобы с помощью этого храма спасти людей от идолопоклонства и суеверия, а также притянуть людей к единобожию и богослужению, и создать там центр единобожия, который будет обучать людей знаниям и мудростям. А также, чтобы люди во всех изгнаниях, которые бывают в жизни, обращали свой лик к Всемогущему Творцу. Ибрахим определил эту цель, в молитвах, которые были упомянуты выше, особенно в пятой молитве, где он просит, чтобы Аллах послал Пророка, который в этом центре единобожия призывал людей к Всевышнему Господу.
Всемогущий Аллах даёт указание Ибрахиму и Исмаилу, чтобы они в этом священном доме совершили хадж. Джабра’ил с позволения Аллаха пришёл к Ибрахиму и обучил его и Исмаила всем обрядам хаджа (таваф, сао, нахождение в Арафате, правила манна и т. д.). Эти две великие личности выполнили хадж, и были свидетелями того, как у них стала появляться духовная и материальная прибыль.[9]
От знаменитого толкователя (Корана) ибн Аббаса передают, что Ибрахим поднялся на вершину горы Абу Кубайс, приложил свои руки к ушам и воскликнул: “О! люди примите приглашение Господа своего, по поводу посещения дома Его (Каабу)“. Всемогущий Аллах, голос Ибрахима разнёс по всему миру, и те, кто были, из его династии, на его призыв со всей души ответили лаббейка (приб. принимаю) и показали свою готовность для выполнения этой великой цели (объявили о готовности исполнения хаджа).
Всемогущий Аллах в священном Коране[10] всему миру сказал:
“Кто отвратится от веры Ибрахима? Разве только глупый! Мы сделали его [своим] избранником в этом мире, и, воистину, в будущем мире он будет в числе праведников“.
Поэтому обряды хаджа в Исламе, являются основными мировыми обрядами. Исполнение хаджа постоянно происходят с воспоминаниями об Ибрахиме, а также доблестное служение его, во всём хадже связано между собой, и если выполнение хаджа будет происходить без воспоминаний об Ибрахиме, это действие не будет иметь значительного смысла. Всё это делается потому, чтобы доблестный путь этого божественного человека постоянно остался живым, и тот, кто хочет пройти этот достойный и великий путь, должен вступить на эту дорогу.
Великое самопожертвование Ибрахима и Исмаила на пути Аллаха
Ибрахим прошёл тяжёлые превратности жизни, и во всех случаях был полностью предан указам Аллаха и всегда следовал на Его пути. Ибрахим все трудности, которые видел на пути Аллаха достойно выдержал, и все божественные испытания прошёл отлично и тем самым доказал своё умение и способность.
Ибрахим очень сильно любил Исмаила, потому что он являлся наградой всех его трудностей и мучений. Помимо этого Исмаил на протяжения многих лет был вдали от отца, который тосковал по разлуке с ним, а также жизнь Исмаила во всех целях и в поисках путей, для приближения к Аллаху, было связано с жизнью Ибрахима.
Всемогущий Аллах захотел испытать Ибрахима по поводу Исмаила, однако это испытание не смогли бы вынести, даже самые сильные люди. Это испытание заключалась в том, чтобы Ибрахим своими собственными руками перерезал горло Исмаила, и таким образом на пути Аллаха пожертвовал своим сыном. Привести в действие этот приказ, является очень тяжёлым делом, однако для Ибрахима покорного перед указами Аллаха, выполнение этого дела не было тяжестью.
Это история произошла таким образом:
Исмаил был красивым и сильным юношей[11]. Как-то он вернулся с охоты, и Ибрахим посмотрел на его изящную фигуру, и взглянул на его голову, а потом забеспокоился за него. Ибрахим был очень привязан к сыну и сильно его любил, однако впереди его ждало серьёзное испытание по поводу Исмаила.
Ночью Ибрахим видит сон, и во сне получает от Всемогущего Аллаха приказ, что он должен будет Исмаила принести в жертву.
После сна, Ибрахим задумался, действительно ли этот сон от Аллаха? Однако после этой ночи, в следующих двух ночах он видит тот же сон, и тогда убеждается, что этот сон на самом деле со стороны Аллаха, был ему явлен, и что замыслы и наговоры сатаны здесь не причём.[12]
Какая необходимость была в пожертвовании Исмаила?
1. Проявление преданности пред Аллахам.
2. Борьба с похотью и сатаной.
3. В обрядах великого хаджа, пожертвование (животным) является необходимостью.
Ибрахим обратился к Хаджар[13] со словами: “Надень Исмаилу чистую одежду, причеши его волосы, и мы пойдём с ним к моему другу в гости“.
Ибрахим сказал: “Быть может, барана принесут, тогда нам понадобиться верёвка и нож“.
Стойкость Ибрахима, Исмаила и Хаджар перед искушениями сатаны
Сатана в виде старичка пришел к Хаджар и стал её говорить: “Ты знаешь, куда Ибрахим отвёл Исмаила?“
Она ответила: “Они пошли навестить друга Ибрахима“.
Сатана ей сказал: “Ибрахим увёл его, чтобы убить“.
Хаджар ему сказала: “Какой отец убьёт своего сына, особенно такой отец как Ибрахим“.
Сатана сказал: “Ибрахим говорит, что ему приказал Аллах“.
Хаджар сказала: “Да будет Исмаил жертвой на пути Аллаха. Если бы у меня было тысячу детей, я бы их всех, на пути Аллаха пожертвовала (передают, что Хаджар с земли подняла несколько камней и бросила их в сторону сатаны, и прогнала его от себя).
Когда сатана отчаялся в Хаджар, в виде старика направился к Ибрахиму, и ему сказала: “Эй, Ибрахим! Не убивай своего сына, ведь сон, который ты видел, был дьявольским“. Ибрахим с полной уверенностью повернулся в его сторону и сказал: “Эй, проклятый! Ведь ты являешься дьяволом“.
Старик спросил: “Эй, Ибрахим! Как твоё сердце позволяет тебе, пожертвовать любимым сыном?“
Ибрахим ему ответил: “Клянусь Аллахом, если бы у меня с количеством запада и востока было детей, и если бы Аллах приказ мне, на Его пути пожертвовать ими, то я бы подчинился его приказу (передают, что Ибрахим бросил в сатану несколько камней, и таким образом прогнал его от себя).
Сатана разочаровался в Ибрахиме и в таком же виде (во внешности старика) направился к Исмаилу. Сатана ему сказал: “Эй, Исмаил! Твой отец хочет тебя зарезать“.
Исмаил спросил: “Зачем?“
Сатана сказал: “Ибрахим говорит, что Аллах приказал“.
Исмаил сказал: “Если это приказание Аллаха, то надо Его указам подчиниться”, а потом взял камни и бросил их в сатану, и он отдалился от него.[14]
Ибрахим и Исмаил на месте жертвоприношения
Ибрахим дорогого и любимого сына, который являлся наградой всех его трудностей и мучений, привёл на место жертвоприношения в Мину и сказал ему: “О, мой сын! Воистину, я видел во сне, что я приношу тебя в жертву. Что думаешь ты [об этом]?“
Исмаил был разумным и идеальным мальчиком, и обладал всеми качествами, чтобы быть сыном Ибрахима. Исмаил немедленно ответил отцу: “О, мой отец! Поступай так, как тебе велено. Если так будет, угодно Аллаху, ты найдешь меня выносливым и терпеливым[15]. Отец, я советую тебе кое-что сделать;
1. Руки и ноги мои крепко завяжи, что когда острым ножом будешь резать меня, не дай Бог, я начну шевелиться, и испачкаю одежду твою кровью.
2. Когда вернешься домой, утешь мою мать и будь её успокаивающим.
3. Принеси меня в жертву тогда, когда я буду находиться на земном поклоне (саж’де), потому что это наилучшее состояние для пожертвование, а также глаза твои не будут видеть моего лица, чтобы отцовская любовь не одолела тобой и ты не передумал, в выполнение этого поступка.
Ибрахим у Исмаила просит помощь и ему говорит: “Сынок, что мне делать?“
Исмаил сказал: “Острым концом ножа, воткни глубоко мне в горло“.
Ибрахим хотел выполнить предложение сына и в тот момент услышал голос Аллаха:
“О, Ибрахим! Своим поступком ты подтвердил приказ Аллаха“. “ قد صدّ قت الرّؤیا“
И тогда Аллах послал Ибрахиму барана, с райского пастбища. Ибрахим от Всевышнего услышал, чтобы он вместо Исмаила принёс в жертву этого барана.[17]
Всемогущий Аллах не жаждет чей-то крови и не желает убивать человека, Он хочет довести человека до совершенства. Ибрахим и Исмаил из этих тяжёлых божественных испытаний вышли победителями, и проявили настоящую преданность и выносливость.
История про Ибрахима и Исмаила, не хочет показать нам убийство или пролитие крови, а хочет показать, настоящую преданность, самопожертвование, выносливость, и подчинение Истине. Чтобы сторонники Ибрахима знали эту историю, и вот таким образом следовали к своему Создателю, оторвав себя от всего в этом мире, и склонили головы свои у порога Аллаха.
Потому что, пока человек не будет вот так побеждать свою похоть, прогонять от себя сатану, не сможет быть таким как Ибрахим и дойти до стадии Имамата. Всемогущий Аллах вот такому человеку, как Ибрахим посылает салам (приветствие), когда в Коране говорит:
“Салам Ибpaxимy! Taк вoзнaгpaждaeм Mы дoбpoдeющиx! Beдь oн был из paбoв Haшиx вepyющиx“.
Вот настоящая преданность, самопожертвование, выносливость, а также всё, что желать ради Аллаха и жертвовать всем этим на Его пути.
Аллах в священном Коране говорит:
“وَفَدَيْنَاهُ بِذِبْحٍ عَظِيمٍ“
“ И Мы заменили ему [Исмаила] на великую жертву“. (См. “Стоящие в ряды“, аят 107)
Слово “азим“ (великое, большое), которое упоминается в Коране, скорей всего указывает на то, что самопожертвование Ибрахима до такой степени великое, что жертва, принесенная вместо Исмаила тоже велика. Однако здесь нужно сказать, что не только тот баран, который был ниспослан Ибрахиму, велик, а все бараны и животные, которые в хадже во время праздника Курбан приносятся в жертву, и тот, кто во всём мире совершает это дело, и вспоминают преданного Ибрахима, является великим. Вот таким образом Всевышний Господь награждает своих преданных рабов, а также имена этих великих личностей прославляет навечно. Верующие люди преклоняются перед Ибрахимом, и никогда не забудут великий его подвиг, а также стараются следовать по его верному пути.
Во время хаджа паломники обязаны бросить семь камней в Джамра ухра, а после этого нужно бросить двадцать один камней в три каменных столба (Джамра уля, Вуста и Ухра), чтобы в великой школе хаджа также как и Ибрахим, Исмаил и Хаджар выйти на поле битву с сатаной, и таким образом бороться с ним.
Конец жизни Исмаила в Мекке
Его светлость Исмаил вместе со своей семьёй жил в Мекке, и являлся Божьим Пророком и направлял людей на истинный путь. Исмаил играл важную роль в том, чтобы обряды хаджа каждый год выполнялись пышно и торжественно, и попечительство хаджа было под его руководством.
Дом Исмаила находился возле Каабы. В те времена на здании Каабы не было покрывала, как-то жена Исмаила предложила ему обвесить две стены Каабы покрывалом, и он согласился, тогда она приготовила два покрывала и их повесила. После некоторого времени она предложила мужу, что лучше будет, если они полностью покроют здание Каабы покрывалом, Исмаил принял её предложение. Так что вешение покрывала на Каабу с тех времён взяло своё начало, и по сей день, люди сохранили эту сунну и каждый год в праздник “Курбан“ меняют старое покрывало на новое.
Исмаил занимался скотоводством и охотой. Первое покрывало для Каабы, было изготовлено из шерсти овец.
Прошли года, а от Ибрахима не было никаких вестей, Исмаил переживал за отца и находился в ожидание его прихода. Разлука с отцом сделала его печальным, до того момента пока к нему не пришёл ангел Джабра’ил. Он сообщил ему о смерти Ибрахима в Палестине, и принёс свои соболезнования, а также сказал: “Ты должен терпеть, и по поводу печальной разлуки с отцом не подобающие слова не говори, а то это может стать поводом для гнева Аллаха“.
А также Джабра’ил Исмаилу сказал: “Ты тоже уйдешь из жизни“.
Исмаил прожил 137 лет, а по некоторым другим данным 180 лет, и был похоронен возле могилы своей матери (возле Каабы).
Исмаил хотел, чтобы после него, пророчество было передано человеку из его рода, и Всемогущий Аллах исполнил его желание. Джабра’ил сообщил ему эту радостную весть и Исмаил в конце своей жизни передал пророчество, одному из своих потомков, а также оставил ему своё завещание[18]. Следует обратить внимание на то, что Исмаил раньше Исхака ушёл из жизни.
Всевышний Господь двенадцать раз упомянул имя Исмаила в священном Коране, а также Он назвал его (в Коране) под именем Салих (добродетельный), Мутааххид (обязавшийся), Садык Аль ваад (верный обещанию), доброй натурой, терпеливым, нике серешт (добрый способ), и сотоварищ отцу, в восстановлении здания Каабы и очистки её от многобожия. В суре “Скот“ аяте 86, после упоминания Пророков из рода Ибрахима говорится:
“و اسماعيل و ا ليسع و يونس و لوطاً وكّلاً فضّلنا على العالمين“
Коротко о жизни Пророка Исхака (да будет мир с ним)
Некоторые краткие моменты из жизни Исхака, в истории про Ибрахима и Исмаила (да будет мир с ними), были затронуты. Далее будет упомянуто вкратце, история жизни Пророка Исхака.
Исхак был вторым сыном Ибрахима (да будет мир с ними), а Сара была его матерью. Ибрахим и Сара были уже старыми и не имели надежды, что у них появиться ребёнок. Ибрахим (да будет мир с ним) постоянно просил Аллаха, чтобы Он одарил его праведным сыном. Впоследствии Всемогущий Господь исполнил его желание, и ниспослал ему радостную весть о рождении мальчика по имени Исхак (да будет мир с ним). С рождением этого прекрасного младенца, в жизни Ибрахима и его жены появились новые изменения.
В священном Коране 17 раз был, упомянут Пророк Исхак (да будет мир с ним), а также его упомянули под именем; праведный раб Аллаха, достойный Пророк. Миссия Исхака была такой же, как и у Ибрахима. Его светлость Юсуф (да будет мир с ним), когда находился в заключении, упомянул, что его миссия основывается на религии его предков.
““ و اتّبعت ملّة ابائي ابراهيم و اسحاق و يعقوب
“Я последовал за верой моих отцов Ибрахима, Исхака и Йа’куба“[19]
Его светлость Исхак (да будет мир с ним), на территории Бабиль (нынешний Ирак), женится на девушке по имени Бака, которая приходилась сестрой одного из (знаменитых) личностей в тех краях по имени Лябан.
После смерти Исмаила, Исхак (да будет мир с ними) становится пророком, и в возрасте сорока лет, со стороны отца уполномочен в Палестине и в Ханаане, распространять религию Аллаха и наставлять людей на истинный путь. Впоследствии Исхак поселился в Шаме (нынешняя Сирия), и занимал там, также серьёзную ответственность в сфере распространения религии и направления людей на истинный путь.
Исхак умер в возрасте 180-ти лет, гробница его светлости находится в Иерусалиме, возле священной могилы его отца Ибрахима. Исхак имел детей, одного из его сыновей звали Яакуб, который являлся великим Пророком и был отцом Пророка Юсуфа (да будет мир с ними).
[1] По другим высказываниям (далее будет приведено) Хаджар ушла из жизни после окончания постройки Каабы.
[3] Здесь нужно сказать, что Ибрахим по поводу женщин имел хороший опыт, и когда увидел первою жену Исмаила, понял, что она недостойна его сына, а также её невозможно будет исправить, поэтому дал указание сыну развестись с ней. Однако во многих случаях бывают такие женщины, которых можно исправить, поэтому ни в коем случае, нельзя сразу думать о разводе.
[5] Бихар, том 12, стр. 104
[6] Сура “Семейство Имран“, аят 96.
[7] Об этом упоминается в суре “Ибрахим“, аят 37.
[8] Черный камень, который находится внутри Каабы.
[10] Сура “Корова“, аят 130.
[11] По некоторым данным Исмаилу было 13 лет.
[12] Ибрахим хотел убедиться и соблюдал предосторожность, чтобы в этом деле не было козней сатаны.
[13] Выше было сказано, что Хаджар умерла, однако по некоторым версиям она в тот момент ещё была жива.
[14] В нынешние времена, во время обрядов хаджа в Мина, мусульмане бросают камни в три столба (эти столбы называются Джамра уля, Вуста и Ухра).
[15] يَا أَبَتِ افْعَلْ مَا تُؤْمَرُ سَتَجِدُنِي إِن شَاء اللَّهُ مِنَ الصَّابِرِينَ ( с. “Стоящие в ряды“, аят 102)
[16] В книге “Маджма аль баян“ том 7, стр. 452. Толкование (Корана) “Абуль фатух” том 9, стр. 320. “Мирадж аль саадат“ стр. 491.
[17] “Мирадж аль саадат“, стр. 491. “Маджма аль баян“ том 8, стр. 453.
[18] Иктибас, история Пророков Имад заде, стр. 315-316. Пророк Ислама отходит из рода Исмаила, который через 30 поколений доходит до Ибрахима.
[1] В книге “Маджмауль баян“, том 6, стр. 319.
[2] История Табари, том 3, стр. 218.
[3] Маджмауль баян, том 6, стр.319.
[5] Сура “Ибрахим“, аят 38.
[6] В книге “Бихар“, том 12, стр 111.
[7] В книге “Бихар“, том 12, стр 97
[8] Источник с чистой водой.
[9] Иктибас из книги “Бихар“, том 12, стр. 114.