Как звали учителя брюса ли
СОДЕРЖАНИЕ
Ранние годы
Ип Ман родился как Ип Кай-ман ( 葉繼 問 ) у Фиты ( 葉 靄 多 ) и Нг Шуй ( 吳瑞 ) как третий из четырех детей. Он вырос в богатой семье в Фошане (Fatshan), Гуандуне (Kwangtung) и получил традиционное китайское образование вместе со своим старшим братом Ип Кай- гаком ( 葉繼 格 ), старшей сестрой Ип Ван-мей ( 葉 允 媚 ) и младшей сестрой. Ип Ван-хум ( 葉 允 堪 ).
Ип начал изучать Вин Чун у Чана Ва-шуна, когда ему было 9 или 13 лет. Чану было 57 в то время, и Ип стал 16-м и последним учеником Чана. Из-за возраста Чана он смог тренировать Ип всего три года, прежде чем перенес легкий инсульт в 1909 году и удалился в свою деревню. Ип обучился большей части своих навыков и техник у второго по старшинству ученика Чана, Нг Чунг Сока ( 吳仲 素 ).
Он женился на Чун Винг-синге, и у них было несколько детей: сыновья Ип Чун и Ип Чинг и дочери Ип Нга-сум ( 葉 雅 心 ) и Ип Нга-вун ( 葉雅媛 ).
Жизнь в Гонконге
Ип, его жена Чунг и их дочь прибыли в Гонконг через Макао в 1950 году. Его жена и дочь позже вернутся в Фошань, чтобы забрать свои удостоверения личности. Однако из-за закрытия границ между Китаем и Гонконгом в 1951 году Ип и Чунг были разлучены навсегда, и последняя оставалась в Фошуне до своей смерти.
Первоначальная ассоциация Ип Ман Вин Чун в Гонконге около 1960 года.
Смерть и наследие
Линия боевых искусств
Линия Вин Чун согласно Ип Ману.
Нг Муи (один из пяти старейшин из монастыря Шаолинь ) |
Йим Вин-чун (обучал методам самообороны (позже назван в честь ученика) Нг Муи) |
Люн Бок Чау (муж Йим) |
Люн Лан-квай |
Вонг Ва-бо (Люн Йи-тай обучал его форме шеста в обмен на систему с пустой рукой) |
Люн Йи Тай (добавил свою форму шеста к системе с пустой рукой, которую узнал от Вонга) |
Леунг Ян |
Чан Ва-шун |
Ип Ман (также учился у Нг Чунг Сок, Люнг Бик ) |
Известные ученики: см. Ветви Вин Чун |
Медиа-изображения
Ип Ман изображался Ван Лоюном в фильме « Дракон: История Брюса Ли» в американском биографическом драматическом фильме 1993 года, основанном на жизни Брюса Ли, который был одним из учеников Ипа.
Продолжение « Ип Ман 2» посвящено истокам Ипа в Гонконге и его ученикам, включая Брюса Ли. Ип Ман научил многих других людей. На фоне всплеска производства фильмов, связанных с Ип Маном, Донни Йен заявил китайским СМИ в марте 2010 года, что после Ип Мана 2 он больше не будет играть мастера Вин Чун, заявив: «Я никогда не прикоснусь ни к каким фильмам, связанным с Ип Ман. Это будет мой последний фильм на эту тему. Когда что-то становится успешным, все сразу присоединяются к нему, это очень пугает. Знаете ли вы, сколько фильмов об Ип Мане сейчас в производстве? В таких условиях мы бы не стали прогресс, это приведет только к перенасыщению предмета «.
В фильме 2010 года « Брюс Ли, мой брат» Ип Ман изображал Вонг Чи-вай.
В фильме 2019 года « Ип Ман: мастер кунг-фу » Деннис То снова исполнил роль Ип Мана, действие которого разворачивается во время его службы в полиции в Гуанчжоу перед началом коммунистической революции в Китае в 1949 году.
История №1245220
Каким был настоящий Ип Ман – учитель Брюса Ли.
Легендарный Ип Ман (Ip Man), наиболее известный на Западе как наставник и друг Брюса Ли, зарекомендовал себя как один из самых выдающихся мастеров Вин Чун — концептуального боевого искусства, зародившегося в Южном Китае, основанный на традиционном китайском кунг-фу.
Показателен реальный, а не киношный, случай, произошедший в Гонг Конге в 1956 году, когда Ип Ману было уже 58 лет(!).
Один из его учеников, Леун Шеун, вспоминает, что однажды утром, проходя мимо рынка, увидел 58-летнего Ип Мана, дерущегося с шестью или семью бандитами. В том году в городе были перебои с поставками воды, что вынуждало ходить за водой к рынку, где был единственный в районе работающий кран. Местные рэкетиры узурпировали этот кран, и брали со всех жителей по 50 центов за каждое ведро воды. Ип Ман отказался платить за воду…
С того дня, каждое утро они приносили к порогу Ип Мана два ведра воды.
Четырьмя годами ранее, мастер кунг-фу Леун Шеун нашёл Ип Мана бомжующим в порту, и, пожалев, приютил его в своей школе, чтобы просто дать ему кров над головой, и отнюдь не подозревая, что 54-летний бродяга – тоже мастер единоборств.
Старик прислонился к стене для опоры. Теперь уже всё его тело тряслось, как в истерике, когда он пытался скрыть свой смех. Внезапно его силы иссякли и его тихое хихиканье превратилось в громкий хохот.
Леун остановил класс, его лицо покраснело от гнева. «Эй, старик!» – спросил он резко, – “Над чем Вы смеётесь?»
«О, ничего, ничего,” – ответил тот. – “Пожалуйста, продолжайте. Я постараюсь не беспокоить Вас больше”.
Леун Шеун глубоко вздохнул и прошёлся по комнате вперёд и назад. Он всё ещё был рассержен.
«Послушай, старик, несколько месяцев назад мы нашли тебя в Макао. Ты жил в контейнерах для мусора. Мы привели тебя сюда, в зал нашего Союза. Мы дали тебе место, чтобы спать, и еду, чтобы есть. Самое маленькое, что ты мог бы сделать – это проявить немного уважения, когда я преподаю”.
Старик навострил уши. Он правильно услышал? Уважение? Уважение к чему? Уважение к тому, что он видит?
Старик покачал головой: «Если Вы действительно изучаете кунфу, то должны, или делать это серьёзно или никак!»
«Послушай, старик,»– уже зарычал мастер Леун,– “если ты думаешь, что знаешь что-то особенное, то почему бы тебе не выйти сюда и не поучить меня?»
С этого вызова от Леуна Шеуна в тот далёкий день 1952 года начался официальный отсчёт двадцатилетней карьеры Ип Мана, как учителя боевых искусств и патриарха стиля Вин Чунь.
Ип Ман имел рост чуть больше 150 см и вес около 120 фунтов (54,4 кг), Он казался “малышом” рядом со своим противником, у которого рост был около 180 см и вес около 200 фунтов (90,7 кг). Но во время этого легендарного поединка, который проходил на глазах многочисленных очевидцев, Ип Ман, казалось, без больших усилий бросал мастера Бак Мэй по всей комнате. Как ни пытался атаковать Леун Шеун, но всегда оказывался на полу. Когда “всё было сказано и сделано”, Леун Шеун признал поражение и передал свой класс кунфу Ип Ману, а сам стал его первым учеником.
Это была легендарная схватка, после которой Ип Ман начал преподавать Вин Чунь в Гонг Конге.
Ип Ман: единственный Учитель Брюса Ли.Равный среди Первых. Первый среди Равных (9 фото)
Старик прислонился к стене для опоры. Теперь уже всё его тело тряслось, как в истерике, когда он пытался скрыть свой смех. Внезапно его силы иссякли и его тихое хихиканье превратилось в громкий хохот.
Леун остановил класс, его лицо покраснело от гнева. «Эй, старик!»– спросил он резко,–“Над чем Вы смеётесь?»
«О, ничего, ничего,”– ответил тот. – “Пожалуйста, продолжайте. Я постараюсь не беспокоить Вас больше”.
Леун Шеун глубоко вздохнул и прошёлся по комнате вперёд и назад. Он всё ещё был рассержен.
«Послушай, старик, несколько месяцев назад мы нашли тебя в Макао. Ты жил в контейнерах для мусора. Мы привели тебя сюда, в зал нашего Союза. Мы дали тебе место, чтобы спать, и еду, чтобы есть. Самое маленькое, что ты мог бы сделать – это проявить немного уважения, когда я преподаю”.
Старик навострил уши. Он правильно услышал? Уважение? Уважение к чему? Уважение к тому, что он видит?
Старик покачал головой: «Если Вы действительно изучаете кунфу, то должны, или делать это серьёзно или никак!»
«Послушай, старик,»– уже зарычал мастер Леун,– “если ты думаешь, что знаешь что-то особенное, то почему бы тебе не выйти сюда и не поучить меня?»
С этого вызова от Леуна Шеуна в тот далёкий день 1952 года начался официальный отсчёт двадцатилетней карьеры Ип Мана, как учителя боевых искусств и патриарха стиля Вин Чунь.
Ип Ман имел рост чуть больше 150 см и вес около 120 фунтов (54,4 кг), Он казался “малышом” рядом со своим противником, у которого рост был около 180 см и вес около 200 фунтов (90,7 кг). Но во время этого легендарного поединка, который проходил на глазах многочисленных очевидцев, Ип Ман, казалось, без больших усилий бросал мастера Бак Мэй по всей комнате. Как ни пытался атаковать Леун Шеун, но всегда оказывался на полу. Когда “всё было сказано и сделано”, Леун Шеун признал поражение и передал свой класс кунфу Ип Ману, а сам стал его первым учеником.
Однако, для Ип Мана его новая роль шифу не была счастьем. Перед Второй Мировой войной он был членом богатого семейного клана, который занимался торговлей в южном китайском городе Фатшань, расположенном в провинции Гуаньдун. Он имел большой дом, магазины в городе и усадьбу в деревне. Он наслаждался своей безбедной жизнью с женой и детьми.
В период с 1937 по 1941 годы Ип Ман служил в китайской армии. Китай в тот период подвергся нападению Японии и войну проиграл. Ип Ман вернулся к своей семье в Фатшань. Времена были трудные. Его хозяйство в деревне было разорено. Его жена тяжело заболела.
Конец войны принес небольшое облегчение. Китай нуждался в восстановлении разорённых городов и деревень, но, вместо этого, оказался втянутым в большую гражданскую войну.
Националистическое китайское правительство завербовало Ип Мана на службу капитаном полицейских патрулей в деревне Намхой. Это правительственное назначение помогло восстановить хозяйство Ип Мана, но помощь пришла уже слишком поздно. Его любимая жена после долгой болезни умерла.
«Когда в Китае к власти пришли коммунисты,”– рассказывает Вильям Чеун, один из самых старших учеников Ип Мана,– “он потерял все главные материальные ценности. Но у него ещё оставалось то, что он смог унести с собой – деньги, золотые слитки, золотые украшения и прочее. Но Фатшань был очень маленьким городом, по сравнению с Гонконгом или Макао, в которых было много жуликов. Ип Ман сразу же потерял большую часть свои денег и ценностей “с помощью” людей, которые его нагло обманули”.
«Тогда горе от потери дома, жены и семьи добило его. Он разочаровался в жизни и начал жалеть себя. Очень скоро бывший богач и бывший полицейский стал настоящим нищим”.
«В это время Леун Шеун и парень по имени Чен Као,»– продолжает Чеун,– “нашли его блуждающим по пирсу Макао. Он выглядел бездомным бродягой. Они не знали, что он был мастером боевого искусства, но были с ним вежливы. Они помогли бы любому на его месте. Они взяли его в помещение зала Союза Ресторанных Рабочих и позволили ему остаться жить там”.
«Когда Ип Ман начал преподавать в Союзе Ресторанных Рабочих, он сначала обучал только Леуна Шеуна, Лок Йина и Чен Као. Потом появились несколько других учеников, например, Цуй Сун Тин. Конечно, Леун Шеун, который уже был мастером кунфу до изучения Вин Чунь, прогрессировал намного быстрее остальных учеников. Несколько месяцев спустя, пришли и другие ученики”.
Ип Ман быстро проявил себя, как необычный преподаватель. Например, Вильям Чеун вспоминает, что в течение семи лет, которые он провёл с мастером, он ни разу не видел, чтобы Ип Ман сам вёл занятие в классе. Обычно Ип Ман стоял в конце комнаты, наблюдая за своими помощниками и поправляя любимых учеников, но конкретные указания им давали Леун Шеун, Лок Йин, Цуй Сун Тин, Вон Шун Леун и Вильям Чеун.
«Он никогда не проводил занятия сам,»– говорит Чеун. –“Только изредка, с богатыми клиентами, которые могли заплатить очень дорого за частный урок. В те времена он часто брал меня с собой. Теперь предположите, что он собирался показать клиенту технику упражнений с деревянным манекеном. Он показывал ему эту технику только один раз, а после этого с клиентом занимался я”.
Регулярные занятия Ип Мана состояли, в основном, из практики форм, Чи Сао, тренировки с деревянным манекеном, и свободного спарринга. Не существовало никакого плана занятий. Каждый его помощник выбирал упражнения по своему усмотрению.
В редких случаях великий мастер мог коснуться рук одного из любимых учеников в практике Чи Сао. Но это продолжалось всего несколько секунд. Ип Ман боялся, что, если он будет делать Чи Сао с новичком, то его собственная техника станет хуже, так как ему приходилось “замедляться” для ученика и специально для него “раскрываться”, чтобы тот мог его атаковать. Ип Ман боялся, что со временем это может превратиться в дурную привычку.
Ип Ман говорил на своих уроках очень мало и стремился учить своих учеников скорее примером, чем словами. Однако, как уже говорилось, показывал он свою подлинную технику очень редко и только самым близким ученикам.
Он всегда призывал своих учеников не использовать боевое искусство для дурных целей, учил не обижать людей, быть вежливыми и воспитанными. Он пытался удержать их от драк с уличными бандами Гонконга, но он всегда поддерживал честные спортивные соревнования и честные поединки.
В своей книге “Брюс Ли: Человек, которого знала только я” (bruce lee: the man only i knew, warner books, 1975) Линда Ли приводит текст эссе, написанного её мужем для учительницы английского языка в 1961 году. Эссе ясно иллюстрирует тонкую тактику Ип Мана, которую он использовал, чтобы влиять на своих учеников.
«После четырёх лет трудного обучения в искусстве гунфу, я начал понимать и чувствовать принцип мягкости – искусство нейтрализации усилий противника с минимальными затратами энергии. Всё это следовало делать в спокойствии и без приложения усилий. На словах это казалось простым, но сделать это было трудно. В тот момент, когда я дрался с противником, моё сознание было возбуждённым и неустойчивым. Особенно после обмена сериями ударов руками и ногами, вся моя теория мягкости исчезала совершенно. Моей единственной мыслью было: “во что бы то ни стало, я должен бить его и победить”.
«Мой инструктор, учитель Ип Ман, глава школы Вин Чунь, подошёл ко мне и сказал: “Лун, расслабься и успокой своё сознание. Забудь о самом себе и следуй движениям своего противника. Позволь своему сознанию на основе реальности противодействовать противнику без предварительного процесса обдумывания. Прежде всего, изучи искусство “не выбирания”.
«Это было то самое! Я должен был расслабиться. Однако, принимая это решение, я уже делал что-то, противоречащее моему желанию. Когда я сказал себе, что я “должен расслабиться”, то требование усилия в слове “должен” уже противоречило отсутствию усилий в слове “расслабиться”. Когда моё острое самосознание дошло до того состояния, которое психологи часто называют состоянием “двойной смеси”, мой инструктор снова подошёл ко мне и сказал:
“Лун, сохраняй себя, следуя естественному ходу событий и не вмешиваясь в него. Никогда не противопоставляй себя природе, никогда не встречай любые проблемы “в лоб”, но контролируй их, соприкасаясь с ними. Не тренируйся на этой неделе. Иди домой и подумай об этом”.
Хотя Брюс Ли добавил немного собственного гения к случаю, который он описал в этом эссе, оно показывает интеллектуальные и технические высоты, к которым Ип Ман вёл своих учеников.
Но в то же самое время великий мастер Вин Чунь сохранил черты детства. Он очень любил необычные шутки Брюса Ли, хотя иногда примириться с ними было трудно, например, если Брюс приходил в класс с порошком, вызывающим зуд, с особым вибратором, трясущим руку во время рукопожатия, или с детскими водяными “брызгалками”.
«Мастер Ип Ман имел очень хорошее чувство юмора,»– вспоминает Вильям Чеун. – «Он любил давать прозвища своим ученикам, и он долго думал, выбирая их. Например, Вон Шун Леун (старший ученик Ип Мана) получил прозвище “Вон Чин Леун”, что буквально означает, “Подобный быку”. Меня он называл “Большой Хриплый Мальчик”, а Брюс получил от него прозвище “Выскочка”.
Через два года после того, как Ип Ман начал преподавать в зале Союза Ресторанных Рабочих, его попросили уехать. Его классы стали слишком большими, и их посещали многие люди, которые не были членами этого профсоюза. Этот зал фактически превратился в школу кунфу. Тогда Ип Ман и его последователи открыли первую коммерческую школу Вин Чунь на улице Лэй Дат в районе Яуматэи в Коулуне.
Хотя Ип Ман был уже известным членом общества с успешным бизнесом, его жизнь всё ещё не была счастливой.
Вильям Чеун рассказывал: «Ип Ман повторно женился в 1954 году. Ему было приблизительно пятьдесят шесть лет, а ей около сорока. Он встретил её в ресторане, я думаю. Так или иначе, некоторые люди думали, что у неё не очень чистое прошлое. Все его ученики сторонились её, и это делало Ип Мана очень несчастным”.
«Люди не понимают, что жизнь изменяется. Это происходит циклически. Иногда жизнь улучшается, иногда становится хуже. Есть времена, когда вы должны забыть о прошлом. Ученики часто мыслили очень узко. Они даже не проявляли уважения к своему мастеру. Они даже могли иногда называть его “стариком”, при этом очень и очень непочтительно”.
«Это было одной из причин, по которым Ип Ман никогда не преподавал в классе лично. И я не думаю, что он делал неправильно, не преподавая. Только после того, как прославился Брюс Ли, его ученики поняли, что их мастер и его стиль были действительно великими. Они увидели, что он мог воспитывать учеников, подобных Брюсу”.
Чеун рассказывал также, что проблемы Ип Мана с его учениками возникали от того, что он долгое время употреблял наркотики и использовал плату за обучение для покупки кокаина. По этой причине, он иногда не платил арендную плату за школу. В 1956 году Ип Мана выселили из его первой школы в Яуматэи.
Клан Вин Чунь переехал тогда в квартиру в государственном доме. Ип Ман жил и преподавал в этой квартире. Его ученики создали комитет, который собирал плату за обучение, платил за аренду помещения и выплачивал Ип Ману пособие на жизнь. Вильям Чеун вспоминает, что в этот период его мастеру иногда приходилось бороться за жизнь в буквальном смысле слова.
«Когда мы переехали в государственный дом, там были установлены ограничения на воду. Воду давали только раз в четыре дня по четыре часа. Нужно было набирать воду в вёдра, чтобы её хватило на следующие четыре дня.
Обычно я делал все хозяйственные работы и убирал квартиру, но тем утром я был на рынке. Мой мастер захотел набрать немного воды. Все арендаторы должны были набирать воду из одного “государственного” крана. Местные гангстеры стали хозяевами этого крана и брали с жителей по 50 центов с каждого ведра. Дело было ранним утром, и у Ип Мана не хватило юмора, чтобы ответить на требование денег. Он послал этих ребят подальше.
Я как раз возвращался с рынка. Сначала я услышал громкие крики, а потом увидел, что происходит. Я сразу бросился к нему на помощь. Ип Ман дрался один против шести или семи бандитов. Эти головорезы имели шесты для переноски вёдер. Они, вероятно, использовали их, чтобы запугивать людей. Ип Ман выхватил у одного из них шест и сбил всех противников с ног за несколько секунд. Когда я подбежал к ним, они собрали свои шесты и, хватаясь за головы, бросились бежать. С того времени каждое утро, не раз в четыре дня, а каждое утро, два ковша воды стояли у дверей его квартиры”.
После многих лет обучения репутация Ип Мана, как преподавателя Вин Чунь, сильно выросла, и он смог, наконец, позволить себе лучшие условия для жизни. В 1964 году он добился разрешения на выезд из Китая в Гонконг для двух своих сыновей вместе с их семьями. Ещё через три года, частично благодаря процветанию, которое принесла ему слава Брюса Ли, снявшегося в сериале “Зелёный Шершень”, Ип Ман создал большую и хорошо оборудованную школу.
Сегодня наследие боевого искусства Ип Мана покрыто тайной. Многие преподаватели Вин Чунь утверждают, что были его прямыми учениками и лично унаследовали от мастера некие секретные техники Вин Чунь. Однако, как говорит Вильям Чеун, «вероятно было меньше шести человек во всём огромном клане Вин Чунь, которым Ип Ман лично преподавал всё своё искусство, или хотя бы его часть. Ип Ман учил первых двух так, чтобы эти двое могли обучить следующих шесть”.
«Уровень Ип Мана в боевых искусствах был настолько высок, что он не мог выдержать медлительного ученика. Он был очень нетерпелив с медлительными учениками. Так что он не мог стоять и обучать более нескольких человек. Кроме того, он придерживался старой традиции времён Боксёрского Восстания, которая не позволяла обучать боевым искусствам европейцев или американцев. Он считал, что Вин Чунь должен быть только национальным китайским искусством.
«Ип Ман был образованным человеком, и он никогда не собирался преподавать кунфу, чтобы этим зарабатывать себе на жизнь. Больше всего он любил смотреть футбол и посещать китайскую оперу. Больше всего на свете он ненавидел невежество. Именно поэтому он не любил многих мастеров боевых искусств. Он всегда стремился к совершенству. Он никогда не останавливался на полпути к цели. Именно поэтому многие люди не понимали его”.
В мае 1970 года Ип Ман навсегда прекратил преподавать боевые искусства. Он умер от рака горла 2 декабря 1972 года. Ему было 74 года.
Великий мастер Ип Ман
К сожалению, я весьма далека от мира боевых искусств. И о человеке, о котором хочу рассказать сейчас, я узнала совсем недавно. Возможно, это непочтительно и печально, но в таких случаях говорят: 亡羊补牢 (лучше поздно, чем никогда).
После просмотра «Yip Man 2», невоплощённый во мне историк заставил, в прямом смысле слова, разобраться в подлинности фактов, показанных в фильме. Иными словами, я решила узнать о жизни Великого Мастера Ип Мана.
В детстве Ип Ман получил отличное традиционное китайское образование, частью этого образования было изучение боевых искусств. В шесть лет Ип Ман стал учеником Чан Ва Шуня, известного мастера кунфу Вин Чунь, бывшего уже в преклонном возрасте. Чан Ва Шунь умер, когда Ип Ману было двенадцать лет. Среди последних просьб, с которыми мастер обратился к старшему ученику, Нг Чан Со, был наказ продолжить обучение Ип Мана. Таким образом Нг Чан Со стал вторым учителем Ип Мана.
В 1908 году в возрасте пятнадцати лет Ип Ман был отправлен в Гонконг для получения более современного образования в колледже Святого Стефана. В Гонконге он вскоре познакомился с Леун Биком, сыном и учеником мастера Леун Цзана, учителя Чан Ва Шуня. Ип Ман стал учеником Леун Бика и таким образом получил возможность продолжить изучение кунфу Вин Чунь всё той же ветви, но немного в другой интерпретации. Впоследствии Ип Ман говорил, что у Чан Ва Шуня он взял хорошую базу, а изощренные прикладные техники перенял у Леун Бика.
Ип Ман вернулся в Фошань в возрасте двадцати с небольшим лет уже сложившимся мастером боевых искусств. В последующие годы он неоднократно вступал в поединки с известными бойцами и устраивал совместные тренировки для обмена опытом в саду своего дома. В результате росло как мастерство Ип Мана, так и его известность.
Ип Ман женился на девушке по имени Чеун Вин Син, у них родилось два сына и две дочери. В этот период жизни у Ип Мана формально не было учеников, но он давал уроки нескольким своим родственникам и коллегам по работе.
Националистическое китайское правительство завербовало Ип Мана на службу капитаном полицейских патрулей в деревне Намхой. Это правительственное назначение помогло восстановить хозяйство Ип Мана, но помощь пришла уже слишком поздно. Его любимая жена после долгой болезни умерла.
«Когда в Китае к власти пришли коммунисты», – рассказывает его ученик Вильям Чеун, – «он потерял все основные материальные ценности. Но у него ещё оставалось то, что он смог унести с собой – деньги, золотые слитки, золотые украшения и прочее. Сам город Фошань, по сравнению с Гонконгом или Макао был очень маленьким городишкой, в которых было много жуликов. Ип Ман сразу же потерял большую часть своих денег и ценностей с помощью людей, которые его нагло обманули. Общая беда – потеря дома, жены и семьи добило его. Он начал разочаровываться в жизни. Бывший богач и бывший полицейский очень быстро стал настоящим нищим».
«В это время Леун Шеун и парень по имени Чен Као», – продолжает Чеун, – «нашли его блуждающим по пирсу Макао. Он выглядел бездомным бродягой. Они не знали, что он был мастером боевого искусства, но были с ним вежливы. Они помогли бы любому на его месте. Они взяли его в помещение зала Союза Ресторанных Рабочих и позволили ему остаться жить там».
Для опоры, старик прислонился к стене. Когда он пытался скрыть свой смех, всё его тело тряслось, как в истерике. Внезапно его терпение иссякло, и его тихое хихиканье превратилось в громкий хохот. Леун остановил занятие, его лицо покраснело от гнева. «Эй, старик!»– спросил он резко,– «Над чем Вы смеётесь?»
«О, ничего, ничего,»– ответил тот. – «Пожалуйста, продолжайте. Я постараюсь не беспокоить Вас больше». Леун Шеун глубоко вздохнул и прошёлся по комнате вперёд и назад. Он всё ещё был рассержен. «Послушай, старик, несколько месяцев назад мы нашли тебя в Макао. Ты жил в контейнерах для мусора. Мы привели тебя сюда, в зал нашего Союза. Мы дали тебе место, чтобы спать, и еду, чтобы есть. Самое малое, что ты мог бы сделать – это проявить немного уважения, когда я преподаю».
Старик навострил уши. Он правильно услышал? Уважение? Уважение к чему? Уважение к тому, что он видит?
«Послушай, старик»,– уже зарычал мастер Леун,– «если ты думаешь, что знаешь что-то особенное, то почему бы тебе не выйти сюда и не поучить меня?»
С того вызова Леун Шеуна, в тот далёкий день 1952 года, начался официальный отсчёт двадцатилетней карьеры Ип Мана, как учителя боевых искусств и патриарха стиля Вин Чунь.
Ип Ман имел рост чуть больше 150 см и вес около 120 фунтов (54,4 кг), Он казался “малышом” рядом со своим противником, у которого рост был около 180 см и вес около 200 фунтов (90,7 кг). Но во время этого легендарного поединка, который проходил на глазах многочисленных очевидцев, Ип Ман, казалось, без больших усилий бросал мастера Бак Мэй по всей комнате. Как ни пытался атаковать Леун Шеун, но всегда оказывался на полу. Когда “всё было сказано и сделано”, Леун Шеун признал поражение и передал свою группу Кунг фу Ип Ману, а сам стал его первым учеником.
Ип Ман быстро проявил себя, как необычный преподаватель. Вильям Чеун вспоминает, что в течение тех лет, которые он провёл с мастером, он ни разу не видел, чтобы Ип Ман сам вёл занятие в группе. Обычно Ип Ман стоял в конце комнаты, наблюдая за своими помощниками и поправляя любимых учеников, но конкретные указания им давали Леун Шеун, Лук Юу, Тсуй Шан Тин, Вонг Шун Леунг.
«Он никогда не проводил занятия сам»,– говорит Чеун. – «Только изредка, и то, с богатыми клиентами, которые за частный урок, могли заплатить очень дорого. В те времена он часто брал меня с собой. Теперь предположите, что он собирался показать клиенту технику упражнений с деревянным манекеном. Он показывал ему эту технику только один раз, а после этого с клиентом занимался я».
Регулярные занятия Ип Мана состояли, в основном, из практики форм, Чи Сао, тренировки с деревянным манекеном, и свободного спарринга. Не существовало никакого плана занятий. Каждый его помощник выбирал упражнения по своему усмотрению.
В редких случаях великий мастер в практике Чи Сао, касался рук одного из любимых учеников, но это продолжалось недолго. Ип Ман боялся, что, если он будет делать Чи Сао с новичком, то его собственная техника станет хуже, так как, для ученика ему приходилось “замедляться” и специально “раскрываться”, чтобы тот мог его атаковать. Ип Ман опасался, что со временем это может превратиться в дурную привычку.
Говорил он на своих уроках очень мало и стремился учить учеников скорее примером, чем словами. Однако, как уже говорилось, показывал свою подлинную технику очень редко и только самым близким ученикам.
Ип Ман всегда призывал своих учеников не использовать боевое искусство для дурных целей, учил не обижать людей, быть вежливыми и воспитанными. Он пытался удержать их от драк с уличными бандами Гонконга, но всегда поддерживал честные спортивные соревнования и честные поединки.
В начале фильма «Ип Ман 2» мы наблюдаем любопытную сцену, когда молодой боец – Вонг Шун Ленг впервые приходит к Мастеру с просьбой о поединке. Так ли это было на самом деле?
Из воспоминаний Вонг Шун Ленга:
В возрасте 15 – 16 лет Вонг пробовал себя в различных направлениях кунг фу, где он остановился на тайцзи цюань, а позже занялся западным боксом. Он любил боксировать, так как считал, что для уличных боев, бокс наиболее практичный вид. После одного инцидента со своим инструктором по боксу, Вонг потерял все уважение к нему и перестал посещать тренировки.
Однажды накануне новогоднего празднования Вонг, которому исполнилось 17 лет, вошел в школу Ип Мана, в поисках своего соседа Лау Бинга. Однако его там не оказалось. В школе присутствовало несколько младших учеников практикующих Чи Сао. Этот метод обучения, вовсе не произвел на Вонга никакого впечатления. По его мнению, это показалось не практичной формой тренировки, особенно, когда они находились близко друг перед другом.
Однако он совершил большую ошибку, с усмешкой наблюдая за этим тренировочным процессом, сравнивая его с западным боксом. Как и ожидалось, один из учеников бросил вызов Вонгу. Вонг моментально поразил своего противника в течение секунды. Ип Ман был этим немного расстроен и позже предложил Вонгу провести еще один поединок с более старшим учеником, с его племянником. Вонг согласился. На сей раз, ему достался более серьезный и подготовленный противник, но он все же сумел опрокинуть его. После этого, оскорблённый и рассерженный Ип Ман предложил Вонгу сразиться с ним. Вонг решил, что этот поединок не будет столь реальным (Ип Ману было больше 56 лет) и он легко сможет измотать этого сухого старика, перемещаясь вокруг него, даже притом, что у Ип Мана были очень сухие руки, но сильные предплечья.
Ип Ман безусловно был хорошим стратегом, он тщательно рассчитал время и угол своего опережения ногой. Вонг был мгновенно остановлен ударом ноги, с последующим толчком в грудь, после чего, теряя равновесие, он налетел на стену. Ип моментально сократил промежуток в дистанции и нанес 6 – 7 мощных ударов кулаком в тело Вонга, давая ему понять, что если бы он захотел, то мог без своего контроля сделать повреждения гораздо сильнее.
Вонг был поражен скоростью всего происходящего и попросил разрешения стать учеником Ип Мана. Мастер не сразу отнёсся серьёзно его просьбе, настаивая отказаться от этого, отговаривая Вонга, и в это время появился старший ученик Ип Бо Чинг. Бо Чинг был высоким и сильным, как бык. Его прозвали «большая сметающая рука», поскольку он мог победить противника одним ударом. В этот момент Вонг стал его одной из очередных проверок. Бо Чинг наносил свои удары кулаком, стараясь вышибить из него весь гонор, однако ему это не удалось. После всего этого, т.е. на восьмой день нового года в 1953 г., Вонг формально стал одним из учеников Ип Мана.
В Гонконге Мастер приобрёл известность ещё при жизни, но в континентальном Китае его имя долгое время предавалось забвению. В конце 2002 года в Фошане на территории местного Исторического музея был открыт музей Ип Мана. Таким образом, его историческая роль была, в конце концов, признана на Родине, несмотря на его прошлые политические убеждения.
В глазах практикующих Вин Чунь самых разных ветвей образ Ип Мана неизменно окружён ореолом уважения и благодарности. И хотя при жизни он не носил никакого официального титула, сегодня его называют патриархом, или великим мастером Вин Чунь.
Подводя черту под всем выше сказанным, осталось добавить, что Ип Ман был и остаётся ключевой фигурой в кунфу. Своим примером он вдохновляет множество людей на занятия Вин Чунь. И даже после смерти масштабность его фигуры и вклада в китайские боевые искусства неумолимо растёт.
Те, кто изучают китайский язык, могут прочитать краткую биографическую справку:
Написано с использованием следующих источников:
P.S.: очень мало информации осталось о детях и жене Ип Мана. Однако оба сына – Ип Чун (в возрасте 85 лет) и Ип Чин (74 года) до сих пор преподают Вин Чунь, основав свои школы и продолжая традиции отца.
Привет! Меня зовут Саша. Я главный редактор Магазеты.
Мы собираем базу знаний о Китае и китайском языке при поддержке читателей уже 16 лет.
У нас нет рекламы, есть только вы. Поддержите Магазету и помогите сохранить её бесплатной и без рекламы.
Автор: Narusagawa
Менеджер в сфере гос. и муниц. управления, социолог, теперь еще и лингвист (если можно так сказать). Невоплощённый историк, журналист, востоковед, археолог, агент разведки, космонавт, пилот истребителя, гонщик, боксер, волейболист, танцовщица, музыкант. На свете много всего любопытного, но оно не всегда находится в пределах нашей досягаемости, поэтому давайте сделаем наш мир интересней 🙂
18 комментариев
Прблемы с винчун и с Ип Маном в частности в том что таких как он учителей в Китае были тысячи если не десятки тысяч.Вообще каковы критерии мастерства? В современном спорте они просты:нужно выиграть соревнования.Другого способа пока нет.Ни в каких соревнованиях Ип Ман не засветился(Напомню в те времена в Китае они были,например в 1928 году).Завсегдатаем лэйтай тоже не был.Обучал винчун.Как все.Но недавно в связи с выходом фильма “Ип Ман” из него стали ускоренно лепить суперзвезду.С чем это связано? В первую очередь Ип Ман известен как учитель Брюса Ли-суперзвезды кино.Несмотря на то что Брюс сам никогда и ни с кем не дрался,фанаты свято верят что герой экрана был и героем в жизни.Тень сего романтического убеждения упала и на его учителя.Возьмем тот же фильм:80% событий фильма просто-напросто выдумана.Но мало того:китайцы продолжают лепить эти фильмы как горячие пирожки.Сейчас их снято навскидку штук наверное пять.И к реальной жизни Ип Мана они имеют весьма поверхностное отношение.Мастеров в Китае было немало,но к ним Ип Ман никак не относится.
Я восхищен этим исскуством.Я хотел бы изучть это боевое исскуство.Я живу в Казахстане в
Спасибо автору статьи. Чувствуется интерес к теме и повествованию материала. Это большая редкость нынче. Спасибо.
Ип Ман ключевая фигура. Я согласен с этим высказыванием. Так он тот ключ, что открывает двери…
P.S.изучив медицину традиционную и нетрадиционную, немного практиковав вин-чун (самые азы), познав скрытые возможности организма человека – продолжаю восхищаться мастерством и жизню Ип Мана. Актеру удалось передать внутреннюю сущность мастера и за это я благодарен создателям фильма(-ов).
Мастер ИП обучал только китайцев, а брюс ли и американцев тоже обучал, как вы думаете брюс ли правильно поступал или Ип Ман?
здравствуйте всем! может кто знает где можно поучиться 咏春 в Пекине?
Интересная статья. Нашел некоторые несоответсвия, наверное потому что в разных источниках написано по-разному. Но все равно спасибо) Есть то, что я даже не читал. Например про то, что говорили его ученики.
Продолжайте в том же духе, у вас есть некий талант))