Как звали ведьм на руси
Древние Славянские имена Волхвов, Ведунов и Ведьм
ИМЕНА ВЕДУНОВ
Мужские имена:
АГНЕХРОН — хранитель огня.
АГНИЙ — огненный, светлый, чистый («агни» — огонь).
БОГОДЕЙ — действующий по воле (заповедям) богов своих предков.
БОГОЛЕП — приятный богам.
БОГОЛЮБ — любящий богов своих предков.
БОГОМОЛ — молящийся богам.
БОГОРОД — родственный богам.
БОГУМИЛ (Богомил) — милый Всевышнему Богу.
БОГУМИР — примирившийся с Богом (Прародителем).
БОГУСЛАВ — славящий Бога-Прародителя.
БОГУХВАЛ — возносящий хвалу Всевышнему Богу.
БОЖЕМИЛ — милый богам.
БОЖЕДОМ — жилище Бога
БОЖЕСЛАВ — славящий богов и Прародителя.
БОЖЕТЕХ — утешающий божьим словом.
БОЖИДАР — имеющий дар (способность) божественности, т. е. полубог.
БОЖИМИР (Божемир) — способный переносить своё сознание в мир богов (миры Прави и Слави).
БОРЗОМЫСЛ — быстро думающий, сообразительный, владею- щий ментальным телом (телом ума).
БОЯН — высокодуховный.
БУЯН — буйно, активно двигающийся по пути духовного совершенствования.
ВЕДАГОР — ведающий о высшем, многознающий.
ВЕДАЗАР — изведавший озарение.
ВЕДАМИР — ведающий о мироздании.
ВЕДЕНЕЙ — ведающий.
ВЕДИСЛАВ — славящий ведение (знание).
ВЕДОГОСТЬ — ведун-странник.
ВЕДОМЫСЛ — ведающий мысль, т. е. владеющий ментальным телом.
ВЕЗНИЧ — ведающий жрец («знич» — жрец, хранитель Огня).
ВЕЛЕЗВЁЗД — звездочёт, знающий влияние звёзд.
ВЕЛИГОР — великий возвышенным.
ВЕЛИЖАН — очень вежливый, усмиривший чувства.
ВЕЛИЗАР — многосветлый, озарённый.
ВЕЛИМИР — очень мирный, уравновешенный, миролюбивый.
ВЕЛИМУДР — великомудрый.
ВЕЛИСВЕТ — великий прсветленный.
ВЕРОСЛАВ — славящий Веру.
ВЕРХУСЛАВ — славящий верхние миры, т. е. миры Прави и Слави.
ВЕСЛАВ — славящий ведение (знание).
ВИНИТАРХ — несущий свет знаний Тарха – сына бога Перуна.
ВИРИЛАД — одухотворённый («вирий» — духовный мир; «лад»— любовь, красота).
ВИТЕНЕГ — победивший негу (лень, расслабленность), т. е. закалённый, стойкий к соблазнам.
ВЛАДДУХ — дваждырождённый — в теле и духе, т. е. владеющий деваконическим (духовным) телом.
ВЛЕСОСЛАВ — славящий Велеса.
ВОЛЬГА ( Волег ) — подобный легу.
ВСЕВЕД — всеведающий.
ВСЕВИД — всевидящий.
ВСЕМИЛ — всемилостивый.
ВСЕМИР — всемирный, т. е. способный проникать во все миры.
ВСЕСВЕТ — всесветный, т. е. способный воспринимать все света (миры).
ВСЕСЛАВ — всеславящий.
ВЫШЕЗОР — прозревающий (видящий) высшие миры, т. е. миры Прави и Слави.
ВЫШЕСЛАВ — славящий Всевышнего.
ГАЯН — идущий путем духовного совершенствования.
ГОЕМЫСЛ — осмысливающий жизненную силу («гое» — сила жизни и плодородия).
ГОЕНЕГ — нежащий (лелеющий) жизненную силу.
ГОРЕСЛАВ — славящий в невзгодах.
ГОРЕМЫСЛ — осмысливающий добро и зло.
ГОРОСЛАВ — возносящий прославление.
ГОРОМЫСЛ — мыслящий о высоком.
ДАЛЕМИР — далёкий от мира (общества).
ДАЛИМИЛ — дающий милость, многомилостивый.
ДАРЬЯН — дариец идущий по пути духовного совершенствования.
ДЕДОСЛАВ — славящий предков, хранитель родовых традиций.
ДОБРОВЕСТ — повествующий о добре (т. е. о том, что ускоряет эволюцию).
ДОБРОВИТ — побеждающий добродетелью.
ДОБРОВЛАД — владеющий добротой, ненасилием.
ДОБРОГОР — возвеличивающий добро.
ДОБРОДЕЙ — делающий добро, благо.
ДОБРОЖЁН — воспитывающий добрых жён.
ДОБРОЛЮБ — любящий доброту, благой.
ДОБРОМИЛ — добрый и милый, милосердный ко всем.
ДОБРОМИР — добрый к людям (миру), человечный.
ДОБРОСЛАВ — славящий доброту.
ДОБРОХОД — приходящий с добром, благом.
ДОМАГОСТЬ — гостеприимный.
ДОМАНЕГ — нежащийся в доме (семье), совершенный семьянин.
ДОМИСЛАВ (Домослав) — славящий домовитость, семейный
ДОМОРАД — радующийся домоседству, уединению.
ДОРОГОМИЛ — дорогой и милый всем.
ДОРОГОМЫСЛ — дорогомыслящий, т. е. мыслящий о высокодуховном.
ДРАГА — идущиц к просветлению.
ДРАГОМИР — драгоценный для мира (общества).
ДРЕВОСЛАВ — славящий древность, наследие предков, родовое древо.
ДУХОВЛАД — владеющий духом.
ДУШЕВЛАД — владеющий душой (деваконическим телом).
ЖДАМИР (Ждимир) — жданный миром (вече, копой) для совета и участия.
ЖЕЛИСЛАВ (Жеслав) — славящий Желю, богиню посмертия.
ЖИВОРОД — живущий ради своего рода.
ЖИЗНЕМИР — оживляющий, одухотворяющий мир (вече, копу).
ЖИЗНЕСЛАВ — славящий жизнь во всех её проявлениях.
ЖИЗНОБУД — будящий жизнь, самоосознание в каждом.
ЗАРЕСЛАВ ( Зореслав ) — славящий зарю.
ЗЕМОМЫСЛ — мыслящий о земле ( Родине ).
ЗЛАТОДАН — солнцерожденный.
ЗОРЕМИР — озаряющий, просветляющий мир.
ИРИЙЗАР — озаренный ирием.
ИСТИСЛАВ — славящий истину.
КРЕСЛАВ — славящий огонь, свет ( кресс – огонь, свет ).
КУДЕЯР — ярый кудесник.
МЕЖДАМИР (Меземир) — умеющий переносить своё сознание в междумирье (параллельные миры).
МЕЗИСЛАВ — славящий духовидение (мистическое прозрение).
МИЛАД — милый богине Ладе.
МИЛОГОСТЬ — милый, желанный гость.
МИЛОДАР — дарящий милость, милосердие.
МИЛОДУХ — милый духом (одухотворённостью).
МИЛОМИР — милый миру (обществу), миролюбивый.
МИЛОНЕГ — милый и нежный ко всем; желающий душевного покоя (неги).
МИЛОРАД — милорадостный.
МИЛОСЛАВ — славящий милость, милосердие.
МИРОЛЮБ — любящий Мир (Вселенную) и душевный покой.
МИРОМИР — несущий душевный покой в мир (общество).
МИРОСЛАВ — славящий мир (душевный покой).
МОВЕСЛАВ — славящий русскую речь («мовь» — речь).
МОЛИБОГ — молитвенник.
МОЛНЕЗАР — озарённый молнией-перуницей, благословленный.
НАВОЛОД — владеющий навьим (т.е. астральным, лептонным) телом.
НЕГОРАД — радующийся неге (душевному покою).
НЕГОСЛАВ — славящий негу (душевный покой).
НИЯСЛАВ — славящий Ния – Бога морей и океанов.
ПЕРЕМЫШЛЬ — переосмысливающий, добирающийся до сути вещей.
ПЕРЕНЕГ — обретший совершенный душевный покой.
ПЕРЕСВЕТ — наиболее светлый, просветлённый.
ПРЕМЫСЛ — совершенный мыслитель.
ПРОВИД (Прозор) — провидец, ясновидящий.
РОДИСЛАВ (Родослав) — славящий Родину и свой род.
РАДМИЛ — радующий милостью, милосердием.
РАДОБУД — будящий радость («Ра» — солнце).
РАДОВАН — радующий всех.
РАДОВЛАД — владеющий радостью.
РАДОГОСТЬ — радующий, желанный гость.
РАДОЖАР — радующий душевным теплом.
РАДОМИР — радующий мир (общество).
РАДОМЫСЛ — мыслящий о радости.
РАДОСВЕТ — радующий светом (чистотой), просветлённый.
РАДОСЛАВ — славящий радость («Ра» — бог солнца, Дажьбог).
РОДОГОЙ — поддерживающий жизнь рода («гой» — жизненная сила).
РОДОГОР — возвышающий род.
РОДОМЫСЛ — думающий, заботящийся о своём роде.
РОДОСВЕТ — просветляющий, одухотворяющий род.
РОСТИЧАР — увеличивающий дары жертвоприношений («чара»— жертвенная чаша: «ча» — чаша, жизненная сила, «Ра» — солнце).
РУНИСЛАВ — славящий руны ( образное письмо).
САМОВЛАД — овладевший собой.
СВЕБОЖ — просветлённый, одухотворённый Светом (божьим), т. е. полубог.
СВЕНТОЯР — яростносветлый, просветлённый.
СВЕТИСЛАВ (Светослав) — славящий свет, просветление.
СВЕТЛАН — просветлённый («свет» — светлый, чистый; «ла».— душа, т.е. чистая душа).
СВЕТОБОР — борющийся, побеждающий светом, просветлением.
СВЕТОГОР — высокосветлый, просветлённый.
СВЕТОЗАР — озарённый светом.
СВЕТОКОЛ — окружённый светом буддхического тела («коло»— колесо, круг, т. е. нимб светых).
СВЕТОЛИК — светлоликий, одухотворённый.
СВЕТОМИР — просвещающий мир (общество).
СВЕТОЯР — яростно светлый, просветлённый, солнечный.
СВЕТОДОР — идущий дорогой (путём) светости, просветления.
СЕМИДОЛ — очень опытный, способный.
СЕМОВИТ — побеждающий одухотворённостью, взращиванием семи тонких тел.
СКОРОДУМ — сообразительный, владеющий ментальным телом.
СЛАВЕР — славящий Веру.
СЛАВИЯР — славящий Ярилу – Солнце.
СЛАВОНЕГ — славящий душевный покой (негу).
СМЕЯН — смело идущий путем совершенствования.
СОКРАТ — многомерный ( сто крат ).
СОЛНЦЕСЛАВ — славящий солнце.
СТАВЕР — стойкий, твёрдый в Вере.
СТОЛПОСВЕТ — светоч, т.е. человек, имеющий мощный энергетический канал связи с родовым и духовным эгрегором.
ТЕРПИМИР — проявляющий терпимость в миру (обществе).
ТИХОМИР — тихий, скромный в миру, простой.
ТРЕВЗОР — яснвидящий.
ТРИМИР — духовидец, способный обучаться во всех трёх мирах – Яви, Нави и Прави.
ТРИСЛАВ — славящий тройственность мира.
ТРИЯН (Траян, Троян) — усиливший энергию своего эволюционного развития в три раза («Ян» — положительная сила эволюционного развития).
ХВАЛИБОГ — восхваляющий Всевышнего Бога.
ЯВОЛОД — достигший самообладания.
ЯНИСЛАВ — славящий Ян – путь духовного восхождения.
ЯРОЛИК — солнцеликий.
ЯРОМИЛ — милостью подобный Яриле — солнцу.
ЯРОМИР — миролюбием подобный Яриле — солнцу.
ЯРОМУДР — мудростью подобный богу Яриле.
ЯРОСЛАВ — славящий Ярилу (свет, просвещение).
ЯРЬОМА — мощь, сила, сияние Всевышнего (ОМа); отсюда – Ярёма, Ерёма.
Женские имена:
АГНИЯ — огненная, просветлённая («агни» — огонь).
АЛЛА — высокодуховная («ал» — высокая, «ла» — душа).
BOKECJIABA — славящая своих богов.
ВЕДАГОРА — многознающая.
ВЕДАНА (Веденея, Веденя) — ведающая.
ВЕДИСЛАВА — славящая ведение.
ВЕЛИЖАНА — вежливая, усмирившая свои чувства.
ВЕЛИЗАРА — многосветлая, озарённая.
ВЕЛИМИРА — очень мирная, уравновешенная.
ВЕРА — ведающая Ра (солнце, изначальный Свет).
ВЕРОСЛАВА — славящая Веру.
ВЕСЛАВА — славящая ведение.
ВИРИЛАДА — одухотворённая («юрий» — мир Слави).
ВИТЕНЕГА — победившая негу (лень), соблазны.
ВСЕВЕДА — всеведающая.
ВСЕВИДА — всевидящая.
ВСЕМИЛА — всемилостивая.
ВСЕМИРА — всемирная, добрая ко всему сущему.
ВСЕСЛАВА — всё славящая.
ВЫШЕСЛАВА — возвышенная, славящая Всевышнего.
ГОРЕСЛАВА — славящая в горе.
ГОРОСЛАВА — славная прославлением богов.
ДАЛИМИЛА — дающая милость, многомилостивая.
ДЕДОСЛАВА — славящая предков, хранительница родовых традиций.
ДОБРОВЕСТА — повествующая о добре.
ДОБРОВЛАДА — владеющая добротой.
ДОБРОГОРА — возвеличивающая добро.
ДОБРОДЕЯ — делающая добро.
ДОБРОЛЮБА — любящая добро.
ДОБРОМИЛА — добрая и милая ко всем.
ДОБРОМИРА — добрая к людям (миру).
ДОБРОНЕГА — добрая и нежная.
ДОБРОСЛАВА — славящая доброту.
ДОМИСЛАВА (Домослава) — славящая семейный уклад, домовитость.
ДОМОРАДА — радующаяся уединению в своём доме, домовитая.
ДРАГОМИРА (Дорогомила) — дорогая, милая миру (обществу).
ДУШЕВЛАДА — великодушная.
ЖЕЛИСЛАВА — славящая Желю.
ЖИВОРОДА — живущая для рода.
ЖИЗНЕСЛАВА — славящая жизнь.
ЗАРЕСЛАВА — славящая зарю.
ЗОРЕМИРА — озаряющая, просветляющая мир.
ИРИНА — вознесённая (вирий» — духовный мир).
ИСТИСЛАВА — славящая истину.
ЛАДОМИЛА — милая богине Ладе, милосердная.
ЛАДОМИРА — несущая лад и душевный покой в мир (общество).
ЛАДОСЛАВА — славящая Ладу, богиню любви, красоты и совершенства.
ЛЕПОСЛАВА — славящая красоту, совершенство.
ЛУЧЕЗАРА — лучезарная, озаряющая светом.
ЛУЧЕМИРА — устремлённая, стремящаяся к миру (душевному покою).
ЛЮБИСТИНА — любящая истину.
ЛЮБОДАРА — дарящая любовь.
ЛЮБОЗАРА — озарённая любовью.
ЛЮБОМИЛА — любящая, милосердная.
ЛЮБОМИРА — любящая мир (душевный покой).
ЛЮБОМУДРА — любящая мудрость, знание
ЛЮБОНЕГА — любящая негу (душевный покой).
JIIOBOPAЦА — любощая радость (солнечность).
ЛЮБОСЛАВА (Любислава) — славящая Любовь.
ЛЮБОЯРА — любящая Ярилу.
ЛЮДМИЛА — милая людям, человечная.
ЛЮДОМИРА — умиротворяющая людей.
МИЛАДА — милая богине Ладе.
МИЛОДАРА — дарящая милость, милосердная.
МИЛОМИРА — милая миру (обществу).
МИЛОРАДА — милая радостью.
МИЛОСЛАВА — славящая милость, милосердие.
МИЛОНЕГА — милая, нежная ко всем, желающая душевного покоя (неги).,
МИРОЛЮБА — любящая мир (душевный покой), спокойная.
МИРОСЛАВА — славящая мир (душевный покой).
ОГНЕСЛАВА — славящая Огонь.
РАДМИЛА — радующая милостью
РАДОВЛАДА — владеющая радостью.
РАДОМИРА (Рамира) — радующая мир (общество), умиротворяющая.
РАДОСВЕТА — радующая светом (чистотой).
РАДОСЛАВА — славящая радость.
РОДОСЛАВА — славящая род предков мужа.
СВЕТИСЛАВА (Светослава) — славящая свет, просвещение.
СВЕТЛАНА (Светлена) — светлая, чистая душа («ла» — душа).
СВЕТОГОРА — высокопросветлённая.
СВЕТОЗАРА — озарённая светом.
СВЕТОЛИКА — просветлённая.
СВЕТОМИРА — просвещающая мир (общество).
СВЕТОЯРА — солнечная.
СЕМИДОЛА — многоопьггная.
СЛАВЕРА — славящая Веру.
СЛАВОНЕГА — славящая душевный покой (негу).
СОЛНЦЕСЛАВА — славящая солнце.
ТИХОМИРА — тихая, скромная в миру.
ЯНИНА — совершенная («ян» — мужская, положительная энергия; «инь» — женская, отрицательная энергия).
ЯРОЛИКА — солнцеликая.
ЯРОМИЛА — милая Яриле.
ЯРОСЛАВА — славящая Ярилу-солнце.
Интересное
Классификация древних колдунов на Руси.
Мир колдовства в древней Руси и его представители, чем они занимались?
Современное понятие о колдовстве и магии сравнимо с уличным представлением бродячих циркачей и фокусников, где толпа ожидает чуда и не вероятных зрелищ, такое отношение к миру колдовства и магии в корне не верно и не правильно.
Там где современная медицина и наука немощна, а это как правило порог между жизнью и смертью, уличные фокусники в глазах просто обывателя превращаются в последнюю спасительную ниточку в мире живых.
Древнее колдовство и магия, как форма взаимодействия с окружающим миром.
Классификация древних колдунов и знахарей, приведенная в этой статье, даст моему любимому читателю общее представление об этом древнем виде ремесла.
Шептуны.
В те моменты, когда слова перестают быть пустыми, они приобретают истинную силу.
К шептунам можно отнести представителей деревенской магии, использующих заговоры и шепотки. В арсенале шептунов находится колоссальное количество молитв, заговоров и наговоров на все случаи жизни. Используя в своих чародействах силу огня, воды и ветра магия этих людей была и остается самой эффективной, даже и в наши дни. В большинстве случаев шептуны не любят громкой славы, живут вдали от людей и не требуют оплаты за свои деяния.
Баба-яга.
Баба-яга заслуживает наибольшее внимание и уважение в нашей классификации древних колдунов и магов. Не смотря на то, что за последние 200 лет из Бабы-яги современные баснописцы сделали ужасающее чудовище и пугало для маленьких детей, эта представительница из мира магии у древних славян всегда носила положительные качества во все времена.
Бабой-ягой называли, как правило, самую старшую женщину в роду мужа, которая передавала юным девочкам все премудрости домашнего быта, в том числе и знания в магическом искусстве. В некоторых родах, таких как, Кривичи, Поляне, Вятичи и тому подобных, образ бабы-яги стал божественным воплощение молодой красавицы, защитницей детей малых и бабушкой детей Русских.
Ведьма.
Ведьма в старых магических обрядах древней Руси занимает также главенствующее место в любой большой семье того времени. Образ ведьмы в современном мире был жестоко и безвозвратно испорчен писателями-фантастами и бумагомарателями, жаждущих заработать лишнюю копейку на больной фантазии себе подобных.
Чаровники, чародеи и они же оморочники.
Чаровники и чародеи относятся к магии обмана, иллюзий и морока, в их арсенале находится колоссальное количество средств для обмана простых людей. Сила этих людей кроется в корнях некоторых трав, тени полуденного солнца и синеве болотного тумана.
Упыри, вурдалаки и они же перевертыши.
Эти представители мира магии не зря попали в наш список классификации древних колдунов. Не смотря на то, что образ вурдалака и другого кровососущего существа является всего лишь литературно-собирательным образом, факт существования таких обитателей мира мертвых может иметь место и в наше время.
Из описания древних текстов, дошедших до нашего времени природа таких существ очень проста, отсутствие возможности получения энергии из окружающего мира для своего существования они получают ее напрямую из человеческой крови, особенно если она наполнена энергией ужаса и страданий. Тело настоящего колдуна даже после его физической смерти очень сильно и может встать из могилы в поисках пропитания для своего существования.
Знахари, травники и травницы.
Знахари и травники, пользующиеся доброй славой и у простого люда всегда во все времена и заслужившие ее за свое бескорыстие и доброту существуют и в наше время. Сила этих людей кроется в луговых травах, родниковой воде и восходящем солнце.
В атрибуты магического ремесла этих людей входят не только травы, специальные мази и отвары, а так же широкий перечень обрядов и ритуалов, способных поставить мертвого на ноги.
Образ странствующего древнего деда в белых одеждах и клюкой в руке верен только от части истинной правды. На самом деле Волхвами были люди, занимающие главенствующее место в роду, деревне или селении, тщательно следившие за воспитание подрастающего поколения, правильностью выполнения обрядов и ритуалов, идеологическое и религиозное воспитание будущего война было так же на их совести. Одним словом волхв это деревенский мудрец и хранитель тайн рода.
Человека, использующего узелковую магию в повседневной жизни и быту, называют наузником а саму узелковую магию – наузами. Сама магия очень проста в использовании, к примеру, на запястье человека крепится красная ниточка, в определенной последовательности завязываются узелки, к каждому узелку нашептываются специальные слова, избавляющие человека от болезни или любой другой напасти.
Оборотни, ранее известные как волкодлаки или волколаки.
Благодаря литературному вымыслу, оборотням приписано колоссальное количество страшных убийств и зверств по всему миру. На самом деле представители этого вида колдовства являются носителями тотемной магии или магии мира животных. Каждый пантеон животных в природе обладает своим духом, дух медведя, дух волка, ворона и тому подобное.
При помощи специального ритуала в тело человека помещают частицу этого самого духа, который в последствии при помощи различных тренировок становится оборотнем или своего рода солдатом, не боящегося ни холода, ни голода и смерти.
В самой сути этого колдовства нет ничего плохого, целью является получение информации о грядущих событиях, инструментом же получения этой информации чаще всего выступают карты, пчелиный воск или отражение от зеркальных поверхностей.
Кликуши или одержимые.
Не менее важным представителем мира магии в нашей классификации древних колдунов являются кликуши или одержимые злым духом. Эти блаженные люди могли издавать различные страшные звуки, напоминающие голоса некоторых обитателей леса. Их сказанное слово, произнесенное в адрес живого человека, становилось пророческим. Поэтому их на Руси любили, кормили всласть, не обижали и берегли, как зеницу ока.
Некромантия, как магия мира мертвых, пришла на наши земли со стороны древнего Египта. Главным ее предназначением было сопровождение умерших душ в мир мертвых за Калинов мост. Жрецы этого древнего вида колдовства строго следили за балансом между миром живых и мертвых.
Современное же понятие о настоящей сути некромантии далеко отличается от первоначальной задумки, хотя некоторые обряды и ритуалы могут быть весьма полезны в мире живых, яркое тому подтверждение это обращение к хозяину или хозяйке кладбища.
Колдуны и колдуньи.
Колдуны и колдуньи завершают нашу подробную классификацию древних магических представителей мира магии. Как правило, представители этого вида ремесла получают свою силу от природы с рождения, которая может передаваться и по наследству.
В магическом арсенале этих людей находятся и магические артефакты, и заговоры и амулеты, и всевозможные снадобья, предназначенные для достижения той или иной цели.
Ты, наверное, спросишь мой любимый читатель, а где же добрые и злые волшебники? Отвечаю, а нет и не было их! Настоящий маг находится, как правило, выше людских амбиций, в его сознании нет добра и зла, и существуют эти понятия только в поступках и помыслах простых людей.
Весь изложенный материал на этом ресурсе отражает только личное мнение автора и не может восприниматься, как руководство к действию и тем более, как единственно верный источник истины. Мира света и тепла тебе Гость. На главную.
ВЕДЬМА на Руси, как называлась? Являлась ли она отрицательным персонажем?
ЛЕГЕНДЫ, МИФЫ, ФАКТЫ!
Подробно, красиво, иллюстрированно!
Вредоносность ведьмам стала приписываться христианскими проповедниками. Ведьмы для них являются конкурентами. Сведующих в магии людей, владеющих опасными знаниями и умениями во все времена опасаются. Отсюда ксенофобия к ним.
К ведьмам стали относить жриц и сторонников языческих культов, божества которых снизились в христианском мировоззрении до уровня нечистой силы.
Ведьмы являются одним из основных персонажей в демонологии восточных и западных славян. По народным представлениям ведьмы несли в себе две сути, иногда совершенно независимые друг от друга – человеческую и демоническую.
Метла (помело) была основным символом и атрибутом ведьм, которые летали на ней на свои мифические шабаши на горе, натираясь перед этим (предположительно, изменяющей сознание) колдовской мазью.
В германской мифологии было распространено поверье, что раз в год в Вальпургиеву ночь с 30 апреля на 1 мая ведьмы на метлах и вилах слетались на гору Броккен.
Грибы, растущие кругом, назывались «ведьмовскими кольцами», очевидно, они представлялись растительными следами ночных хороводов ведьм. Их таинственное произрастание и, возможно, использование некоторых разновидностей в качестве галлюциногенов может объяснить, почему в фольклоре они ассоциируются со сверхъестественными силами.
В старину на Руси ведьм называли ведуньями – они ведали то, что для других было неведомо.
http://www.bibliotekar.ru/aaVedmy.htm
Ведьмачество на Руси
Колдуны и ведьмы – своего рода «классика» фольклора. Они обладают способностью вступать в контакт с нечистой силой, влиять на физику мироздания: на природные и атмосферные явления, людское здоровье, урожай и т. п.
Ведьмы
В низшей мифологии восточных славян ведьмы являются важнейшими персонажами. Ведьма – та, которая ведает, обладает ведовством, то есть знанием. В зависимости от местности ее могли называть волшебницей, чаровницей, вештицей, колдуньей и др. За свои способности ведьма расплачивается собственной душой и после смерти не знает покоя. Кстати, происходит это, в представлении восточных славян, независимо от того, наводит ли ведьма порчу или лечит людей.
В народном представлении ведьмы делятся на две категории: получившие ведовство по наследству и заключившие сделку со злыми силами. Их называли соответственно «рожденными» и «учеными», причем в народе верили, что первые куда сильнее и могут помимо плохого делать еще и хорошее, тогда как «ученые» способны исключительно на зло. Кроме наслания порчи, ведьмы прибегают еще к двум основным способам вредительства: краже молока чужих коров (при помощи колдовства) и порче урожая. Для порчи урожая ведьма могла наслать вредителей, заломить или спутать пучок колосьев. В народе верили, что после этого не только урожай испортится, но и жнец, случайно срезавший такой пучок колосьев, обязательно заболеет или даже умрет. А еще верили, что ведьмы способны похищать нерожденных детей из утробы спящей матери.
На представления о том, почему можно родиться ведьмой, влияние оказало в том числе христианство. А именно – представления о законности рождения. Если девочка рождается вне брака, а ее мать или мать и бабка были также рождены вне брака, то быть такой девочке ведьмой. Правда, сплошные девочки даже у законных супругов тоже не есть хорошо: пятая или седьмая из них наверняка родится ведьмой.
«Ученой» ведьма становится после совершения неких ритуалов, связанных с отречением от Христа и кощунством, или передачи женщине ведовства от умирающей старой ведьмы (в народе верили, что ведьма не может умереть, если не передаст свою силу), но обязательное условие – знакомство с бесом, который заключает с ведьмой контракт и сожительствует с ней. Отличить «рожденную» от «ученой» можно по хвосту: у первой он есть. А в остальном образу ведьмы сопутствовали известные нам по сказкам признаки, такие как сгорбленность, скрюченность, костлявость и т. д.
Считалось, что ведьмы способны к оборотничеству, особенно «рожденные». Одна русская легенда повествует о том, как во времена Ивана Грозного две заподозренные в колдовстве ведьмы обернулись сороками и улетели через трубу. Время, когда ведьма обретает особую силу, – это ночь, в частности полночь, а также канун больших праздников. А вот любимым развлечением ведьм считались полеты на шабаш. Чтобы попасть на него, ведьмам необходимо натереться особой многокомпонентной колдовской мазью, рецепт которой известен лишь им одним.
М.П. Клодт. Колдунья
Нечасто, но все же встречались поверья о некоторой пользе ведьмы для окружающих. У нее можно было попросить совета о благоприятном дне для начала пахоты или сева, а также помощи в случае болезни или стихийных бедствий.
Колдуны
Если ведьмами называют в народе женщин, то колдунами – мужчин. Версия о происхождении названия «колдун», которой придерживаются многие исследователи, такая. «Колдун» – существительное, родственное слову «колтун», и означает в данном случае спутанные ради порчи колосья. Это не единственное название для мужчины, заключившего сделку с нечистью или «рожденного». В зависимости от местности колдуна могут называть ведьмаком, ведьмаром, волховником, чернокнижником и пр. Вероятно, что представления о колдунах восходят к древним языческим временам и связаны с волхвами, то есть жрецами («волхв» – от праславянского глагола, означающего «неясно говорить»). С приходом христианства всё языческое стало восприниматься как бесовское, а волхвы – как люди, вступающие в связь с демонами. И все-таки волхвы еще долго пользовались авторитетом не только среди простого народа, но и среди знати. Подтверждение этому можно найти в летописях. Однако и боролись с ними не менее рьяно, чем с ведьмами: сохранилось немало документов XVII–XVIII веков, повествующих о казнях за колдовство и обвинениях в нем.
Отличительные признаки колдуна в основном такие же, как и у ведьмы: сгорбленность, скрюченность, хромота, какое-либо увечье (нет правой руки), иногда рыжие волосы, красные или черные глаза, два ряда зубов. В некоторых поверьях говорится, что у колдуна одна душа человеческая, а вторая – бесовская, по этой причине колдун после смерти превращается в упыря. Стать колдуном можно, заключив с бесом договор, который подписывается кровью на коже висельника и подкрепляется кощунственным действием со стороны человека. Правда, в некоторых поверьях говорится, что мужчина, решивший стать колдуном, должен продать бесу своего ребенка. Как и в случае с ведьмами, колдун перед смертью был обязан передать свою силу, и тогда человек, принявший от колдуна какой-то предмет, невольно получал и силу бесов, служивших прежнему колдуну. При невольном получении колдовской силы человека можно от нее избавить, отмолив.
В.М. Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу
Иные поверья гласят, что колдун, в общем-то, вредит людям помимо своей воли, потому что бесы, доставшиеся ему в подчинение, должны быть постоянно заняты работой, желательно вредной для людей. Если бесам нечего будет делать, то они могут до смерти замучить колдуна. Поэтому в народе рассказывали, что хороший колдун злую силу посылает не на людей, а на лес или заставляет бесов делать бессмысленную, но трудоемкую работу, например ломать деревья или носить воду в сите.
У русских была традиция приглашать колдуна на свадьбу, где бы он защищал жениха и невесту от других колдунов или ведьм. А если колдуна не позвать, то он обидится и нашлет на невесту кликушество или другое зло. Во многих быличках рассказывается о противостоянии колдунов или колдуна и ведьмы на свадьбе, поскольку в народе считалось, что колдуны бывают разными по силе. Верили в народе и в то, что колдуна надо хоронить с соблюдением особых мер предосторожности, чтобы после смерти он не мучил людей.