Как звали волшебницу дочь царя ээта
Медея – древнегреческая волшебница и преступница
В древнегреческих мифах часто можно встретить незаурядных личностей, а одной из самых важных героинь преданий является Медея. В разные времени художники и скульпторы, поэты и писатели вдохновлялись историей этой женщины. Её образ нельзя назвать однозначным – в нём сочетаются любовь и безумие, роковой характер и страсть.
Стечение обстоятельств стало причиной трагедии, произошедшей в жизни Медеи и её родных людей. Или, может быть, беды натворила эта женщина собственными руками? Давайте разберёмся и получше познакомимся с неординарной героиней мифов.
Помощница Ясона – Медея
Родителями Медеи являлись колхидский царь Ээт и океанида Идия. Такой необычный союз стал причиной удивительное магического дара у Медеи, что прославилась как могущественная волшебница. Впрочем, некоторые мифы говорят, что способности к магии были получены Медеей от Гекаты, которая наделила талантами девушку неспроста.
История Медеи тесно связана с судьбой Ясона, знаменитого греческого героя и путешественника. Даже волшебство, полученное царевной в дар от богов, являлось помощью для Ясона.
Энтони Фредерик Огастас Сэндис «Медея», 1868 год
Местонахождение картины: Музеи и картинная галерея в Бирмингеме, Великобритания
Встреча мореплавателя с Медеей состоялась в родных местах царевны. Ясон искал заветное золотое руно и, как мне кажется, никогда не завладел бы им без поддержки Медеи. Испытания во время путешествий лишь сильнее разожгли вспыхнувшую между юношей и девушкой страсть, и вскоре Медея стала супругой Ясона. Правда, царь Ээт не спешил отдавать дочь замуж “за первого встречного” – жениху предстояло достойно пройти определённые испытания.
Суровый Ээт приказал Ясону засеять поле зубами дракона, что, прорастая, тут же превращались в могучих воинов. Вероятно, и здесь Ясон потерпел бы поражение, но Медея сама помогла возлюбленному справиться со сложностями. По её наставлению Ясон бросил камень в толпу воинов, а те перебили друг друга.
Джон Уильям Уотерхаус «Медея и Ясон», 1907 год
Частная коллекция
Любовь, граничащая с безумием
Любовь Медеи была безгранична. Вместе с Ясоном она крадёт золотое руно и, взяв с собой младшего брата, покидает родные края. Поскольку Ээт не дал своего согласия на брак дочери, он бросился в погоню за «Арго», на котором ушли аргонавты.
И в описании этого эпизода я впервые замечаю безграничную жестокость и одержимость, которые свойственны Медее. Чтобы задержать своего отца, настигающего корабль Ясона, женщина убивает своего брата. Его тело она рубит на части и постепенно выбрасывает их за борт. Ээт вынужден был остановиться, чтобы подобрать останки сына, а потому «Арго» успешно ушёл от погони.
Во время долгого пути Медея успешно прошла через многие испытания. Часть команды предлагала отдать царевну отцу, если она не является женой Ясона. Не раздумывая, Медея согласилась на брак, чтобы всегда быть рядом с возлюбленным.
По дороге одна из союзниц Ясона, Аталанта, серьёзно заболела, но Медее удалось исцелить её благодаря тайным магическим знаниям. Остановку «Арго» сделал и у дальнего острова, принадлежавшего тётке Медеи, волшебнице Цирцее (Кирке). Это была вынужденная мера, поскольку царевна хотела снять с себя и Ясона грех убийства, что им и помогла сделать Цирцея.
Жан-Франсуа Детруа «Клятва Ясона Медее в вечной любви», 1742-1743 год
Местонахождение картины: Лондонская национальная галерея, Великобритания
После совершённого тяжкого преступления Медее с Ясоном необходимо было скрыться, и лучшим вариантом для беглецов стал Коринф. Поразительно, но там Медее удалось изобрести целебный состав, что мог возвращать молодость людям. Предания рассказывают, что она сделала молодым Эсона, отца своего супруга.
Коррадо Джакинто «Медея омолаживающая Эсона»,1760 год
Местонахождение картины: Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Страшная месть царевны Медеи
Увы, самоотверженность и безумная страсть Медеи не принесли ей счастья. Ясон однажды встретил Главку, коринфскую царевну, которую полюбил всем сердцем. Не раздумывая, он тут же сообщил о решении жениться на Главке.
Медея, которая к тому моменту воспитывала детей, рождённых от Ясона, обезумела от ревности. Своей сопернице она послала подарок – отравленную накидку необыкновенной красоты. Когда Главка набросила на плечи тонкую ткань, одежда тут же вспыхнула, превратив девушку в пепел. Погиб и царь-отец, пытавшийся спасти дочь.
Шарль Андре Ван Лоо «Ясон и Медея», 1759 год
Местонахождение картины: Музей изящных искусств, По, Франция
Эта версия предания ярко описана Еврипидом, который в своей трагедии сумел показать истинную причину, толкнувшую Медею на ужасное преступление: она не была сумасшедшей, но она отчаянно хотела причинить Ясону боль, что смогла бы сравниться с её собственными страданиями.
Несмотря на все ужасы, совершённые Медеей, я бы хотела сказать несколько слов в её пользу. Исследователи утверждают, что в изначальной версии мифа убийцами детей Ясона выступают коринфяне, выступившие на стороне другого правителя. Медее же пришлось скрыться, чтобы спасти собственную жизнь. В поздней версии Еврипид несколько изменил сюжет, чтобы обелить жителей Коринфа. Если всё было действительно так, то Медея напоминает более жертву, чем преступницу.
Глава 2. Медея
Медея — могущественнейшая среди людей, но бессильная против человеческой неблагодарности, всем существом своим отдавшаяся безграничной любви, но преданная и брошенная любимым, совершившая чуть ли не все самые омерзительные преступления по законам рода человеческого, но не только не осуждаемая, а более того, возвеличиваемая художниками и поэтами… Воистину страшная героиня древних мифов и шедевров мировой драматургии. Предательница Отечества, братоубийца, детоубийца, цареубийца — Медея оказалась вне суда Божьего и человеческого, но по сей день остаётся жертвой богов, втиснувших в сердце её яростную страсть любви. Именно из образа Медеи берут свои истоки такие земные героини последующих времён, как Манон Леско, Эмма Бовари, Екатерина Измайлова, Анна Каренина и многие-многие другие. Но при этом ни одна из названных не может возвыситься до дочери Ээта, ибо страсть их низменна и самоубийственна, тогда как страсть волшебницы превысила могущество личного и возросла до возмездия бесстрастного и неумолимого Рока. Не человеческой мести, пусть даже такой симпатичной для читателя, как у графа Монте-Кристо, а высшего возмездия, осуществившегося через человека, но доступного только небесным силам.
Согласно мифам, дочь колхидского царя Ээта и самой Гекаты* — богини мрака, ночных видений и чародейства, — Медея от рождения была волшебницей.
________________
* По другой версии матерью Медеи была океанида Идия, внучка Гелиоса.
Когда в Колхиду приплыли за золотым руном аргонавты, они оказались в опаснейшем положении, поскольку коварный царь Ээт намеревался погубить чужестранцев. Однако героям помогали богини Афина и Гера. По их просьбе бог Эрот пронзил сердце Медеи стрелой любви к вождю аргонавтов Ясону, который обещал царевне непременно жениться на ней. В литературе всегда акцентируют внимание на том, что клятва любви была дана юношей из расчёта и без искреннего чувства. Как бы там ни было, но волшебница помогла аргонавтам похитить руно.
За цареубийство Ясон и Медея были изгнаны новым царем Акаетом из Иолка и поселились в Коринфе у царя Креонта, где счастливо прожили десять лет. За это время у них родились два сына — Мермер и Ферет*.
________________________
* В других древнегреческих преданиях говорится, что у Ясона и Медеи было семь сыновей и семь дочерей, но все они погибли от рук народа после злодейского убийства царя Креонта.
Удивителен конец мифа о Медее. По воле богов она живой была перенесена на Острова Блаженных! Там волшебница вышла замуж за великого Ахилла и остаётся его верной супругой по сей день.
Судьба Медеи тем или иным образом вдохновила на творчество трёх величайших древнегреческих трагиков — Софокла, Эсхила и Еврипида. Самой прославленной пьесой стала трагедия Еврипида (485/484 или 480—406 гг. до н.э.) «Медея».
Драматург жил в эпоху наивысшего расцвета афинской демократии (прошедшего под знаком победы греков в знаменитых греко-персидских войнах) и её окончательного загнивания. Творчество Еврипида в значительной мере связано с так называемым «веком Перикла» (444/443—429 гг. до н.э.). Первая драма его была поставлена в 455 г. до н.э., но только четырнадцать лет спустя, в 441 г. до н.э., он одержал наконец победу в состязании трагических поэтов.
Самая ранняя из достоверно известных еврипидовых трагедий «Алькеста» относится к 438 г. до н.э. Остальные шестнадцать дошедших до нас трагедий* написаны Еврипидом между 431 и 406 гг. до н.э. Трагедия «Медея» обычно датируется 431 г. до н.э.
_______________
* Специалисты полагают, что Еврипидом написано 92 произведения, во времена императора Августа были известны 75 его драм.
Любопытно, что современники не очень благоволили к великому соотечественнику. Почти за пятьдесят лет своей творческой деятельности Еврипид всего четыре раза удостоился первого места в состязаниях трагических поэтов.
В 408 г. до н.э. драматург решил покинуть родные Афины и переехал жить ко двору македонского царя Архелая, который задумал собрать у себя самых выдающихся писателей и поэтов Греции. Однако прожил Еврипид в Македонии недолго: он умер, оставив не вполне завершённой свою последнюю трилогию. В 405 г. до н.э. её поставил в Афинах сын (или племянник) трагика, и трилогия принесла Еврипиду пятую, уже посмертную победу*.
_____________________
* От этой трилогии сохранились только две трагедии — «Вакханки» и «Ифигения в Авлиде».
Потрясает решение образа Медеи в одноименной трагедии Еврипида. Драмы, основой сюжета которых становилась месть, создавались в Древней Греции и до великого трагика. Среди них имелись и трагедии о Медее. Однако более других был распространен сюжет о том, что детей волшебницы побили камнями жители Коринфа, впавшие в ярость в связи с убийством Креонта. Наверняка первые зрители еврепидовой «Медеи» ожидали от трагедии чего-нибудь подобного. Начало пьесы обещало именно такую развязку. Медея явно готовилась погубить Ясона и его невесту…
И тут Еврипид пришёл к немыслимому до него постижению глубин психологии. В страданиях своих Медея вдруг поняла, что беда её не в разлучнице Главке, случайно вставшей на её дороге, но в том, что она безоглядно любила и любит Ясона, сама же все эти годы была безразлична возлюбленному, который только использовал волшебницу в личных целях. Когда потребность в услугах Медеи прошла, её просто выкинули, как ненужную вещь. И тогда Медея восстала, восстала против изменника, а ещё больше — против вонзённой богами в её сердце безоглядной любви. Решение волшебницы стало таким же жёстким и суровым, как и вся её предыдущая жизнь — Медея задумала истребить плоть изменника на земле, чтобы больше нигде и никогда не возродился он в новом обличии. И это уже должно было стать Возмездием, а не мелкой женской местью, превращалось в суровую форму самоубийства и самоотречения во имя разрушения воли богов. Другими словами, мы сталкиваемся с одним из ярчайших проявлений богоборчества в мировой литературе. И как любое богоборчество, оно оказалось не самоотречением, а высшей степенью эгоизма и самовлюблённости человека (в данном случае женщины, поставившей своё самолюбие выше жизней собственных детей). Впрочем, так можем рассуждать мы, люди, живущие более чем через 2,5 тысячи лет после еврепидовых поколений. Сегодня у человечества иной опыт сосуществования и выживания, иные представления о мире и нравственности. Во времена Еврепида всё было проще и прямолинейнее, а человеческая жизнь ценилась во много крат меньше, чем в наши дни.
Для еврепидовой Медеи таков был Рок, приговор же его и исполнрение этого приговора оказались в руках поражённой открытием предательства женщины. Медея казнила собственную Любовь во всех её ипостасях. Разве после этого кто-то посмел бы осуждать такую детоубийцу? На подобной оценке Медеи настаивал и сам Еврипид. Вникнем в заключительный диалог трагедии:
С этими словами Медея улетела из Коринфа.
В 1797 г. композитор Луиджи Керубини (1760—1842) создал оперу «Медея», но в театрах ставится она редко.
Одной из вершин мирового кинематографа стал фильм Пьера Паоло Пазолини* «Медея» (1969), где главную роль исполнила гениальная Мария Каллас**.
______________________
* Пьер Паоло Пазолини (1922—1975) — великий итальянский кинорежиссер, а также сценарист, поэт, литературовед.
** Мария Каллас (Калойеропулу) (1923—1977) — великая греческая оперная певица (лирико-драматическое сопрано). Снялась в фильме Пазолини уже после ухода с оперной сцены.
Медея
Медея – могущественнейшая среди людей, но бессильная против человеческой неблагодарности, всем существом своим отдавшаяся безграничной любви, но преданная и брошенная любимым, совершившая чуть ли не все самые омерзительные преступления по законам рода человеческого, но не только не осуждаемая, а более того, возвеличиваемая художниками и поэтами… Воистину страшная героиня древних мифов и шедевров мировой драматургии. Предательница Отечества, братоубийца, детоубийца, цареубийца – Медея оказалась вне суда Божьего и человеческого, но по сей день остается жертвой богов, втиснувших в сердце ее яростную страсть любви. Именно из образа Медеи берут свои истоки такие земные героини последующих времен, как Манон Леско, Эмма Бовари, Екатерина Измайлова, Анна Каренина и многие-многие другие. Но при этом ни одна из названных не может возвыситься до дочери Ээта, ибо страсть их низменна и самоубийственна, тогда как страсть волшебницы превысила могущество личного и возросла до возмездия бесстрастного и неумолимого Рока. Не человеческой мести, пусть даже такой симпатичной для читателя, как у графа Монте-Кристо, а высшего возмездия, осуществившегося через человека, но доступного только небесным силам.
Согласно мифам, дочь колхидского царя Ээта и самой Гекаты – богини мрака, ночных видений и чародейства, – Медея от рождения была волшебницей.
Когда в Колхиду приплыли за золотым руном аргонавты, они оказались в опаснейшем положении, поскольку коварный царь Ээт намеревался погубить чужестранцев. Однако героям помогали богини Афина и Гера. По их просьбе бог Эрот пронзил сердце Медеи стрелой любви к вождю аргонавтов Ясону, который обещал царевне непременно жениться на ней. В литературе всегда акцентируют внимание на том, что клятва любви была дана юношей из расчета и без искреннего чувства. Как бы там ни было, но волшебница помогла аргонавтам похитить руно.
Погоню продолжил небольшой отряд колхов. Они настигли преступников на острове феаков, где царствовал Алкиной. Согласно древним законам, царь должен был выдать Ээту беглую дочь, но Ясон и Медея спешно сочетались браком, после чего царь потерял все права на чужую жену.
За цареубийство Ясон и Медея были изгнаны новым царем Акаетом из Иолка и поселились в Коринфе у царя Креонта, где счастливо прожили десять лет. За это время у них родились два сына – Мермер и Ферет.
Удивителен конец мифа о Медее. По воле богов она живой была перенесена на Острова Блаженных! Там волшебница вышла замуж за великого Ахилла и остается его верной супругой по сей день.
Судьба Медеи тем или иным образом вдохновила на творчество трех величайших древнегреческих трагиков – Софокла, Эсхила и Еврипида. Самой прославленной из них стала трагедия Еврипида (485/484 или 480–406 гг. до н. э.) «Медея».
Драматург жил в эпоху наивысшего расцвета афинской демократии (прошедшего под знаком победы греков в знаменитых греко-персидских войнах) и ее окончательного загнивания. Творчество Еврипида в значительной мере связано с так называемым «веком Перикла» (444/443—429 гг. до н. э.). Первая драма его была поставлена в 455 г. до н. э., но только четырнадцать лет спустя, в 441 г. до н. э., он одержал наконец победу в состязании трагических поэтов.
Самая ранняя из достоверно известных Еврипидовых трагедий «Алькеста» относится к 438 г. до н. э. Остальные шестнадцать дошедших до нас трагедий написаны Еврипидом между 431 и 406 г. до н. э. Трагедия «Медея» обычно датируется 431 г. до н. э.
Любопытно, что современники не очень благоволили к великому соотечественнику. Почти за пятьдесят лет своей творческой деятельности Еврипид всего четыре раза удостоился первого места в состязаниях трагических поэтов.
В 408 г. до н. э. драматург решил покинуть родные Афины и переехал жить ко двору македонского царя Архелая, который задумал собрать у себя самых выдающихся писателей и поэтов Греции. Однако прожил Еврипид в Македонии недолго: он умер, оставив не вполне завершенной свою последнюю трилогию. В 405 г. до н. э. ее поставил в Афинах сын (или племянник) трагика, и трилогия принесла Еврипиду пятую, уже посмертную победу.
Потрясает решение образа Медеи в одноименной трагедии Еврипида. Драмы, основой сюжета которых становилась месть, создавались в Древней Греции и до Еврипида. В Древнем мире вообще была более распространена история о том, что детей волшебницы побили камнями жители Коринфа, впавшие в ярость в связи с убийством Креонта. Наверняка первые зрители «Медеи» ожидали от трагедии чего-нибудь подобного. Начало пьесы обещало именно такую развязку. Медея явно готовилась погубить Ясона и его невесту…
И тут Еврипид пришел к немыслимому до него постижению глубин психологии. В страданиях своих Медея вдруг поняла, что беда ее не в разлучнице Главке, случайно вставшей на ее дороге, но в том, что она безоглядно любила и любит Ясона, а она все эти годы была безразлична возлюбленному, который только использовал волшебницу в личных целях. Когда же потребность в услугах Медеи прошла, ее просто выкинули, как ненужную вещь. И тогда Медея восстала, восстала против изменника, а еще больше – против вонзенной богами в ее сердце безоглядной любви. Решение волшебницы стало таким же жестким и суровым, как и вся ее предыдущая жизнь, – Медея задумала истребить плоть изменника на земле, чтобы больше нигде и никогда не возродился он в новом обличии. И это уже должно было стать Возмездием, а не мелкой женской местью, превращалось в суровую форму самоубийства и самоотречения во имя разрушения воли богов.
Таков был Рок, а приговор его и приведение в жизнь этого приговора оказались в руках пораженной открытием предательства женщины. Медея казнила собственную Любовь во всех ее ипостасях. Разве после этого кто-то посмеет осуждать такую детоубийцу? На такой оценке Медеи настаивал и сам Еврипид. Вникнем в заключительный диалог трагедии:
Ясон: – Ты львица, а не жена! Ты демон, которым боги меня поразили!
Медея: – Зови, как хочешь, но я ранила твое сердце.
Ясон: – И собственное!
Медея: – Легка мне моя боль, когда вижу я твою.
Медея: – А прежде того – твой грех.
Ясон: – Так пусть казнят тебя боги!
Медея: – Боги не слышат клятвопреступников.[3]
С этими словами Медея улетела из Коринфа.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
«МЕДЕЯ» (Medea) Италия — Франция — ФРГ, 1969.110 минут.
«МЕДЕЯ» (Medea) Италия — Франция — ФРГ, 1969.110 минут. Режиссер Пьер Паоло Пазолини.В ролях: Мария Каллас, Лоран Терзиев, Джузеппе Джентиле, МариоДжиротти.Дм — 4; Р — 3,5; Д — 4,5; К — 4,5. (0,688)»Медея» продолжает культурно-исторический цикл П.П.Пазолини, начатый лентой «Царь Эдип».
Как звали волшебницу дочь царя ээта
Поиск по сайту:
Новые статьи
Статистика
Медея, могучая волшебница, дочь царя Колхиды, центральная фигура мифов о Ясоне и аргонавтах
Медея, греч. — дочь колхидского царя Ээта и его жены, океаниды Идии, внучка Гелиоса, племянница Кирки, супруга Ясона, а затем — Эгея; могучая волшебница.
Дар волшебства был получен ею от богини Гекаты, а в мифы она попала потому, что богини Гера и Афина решили с ее помощью выручить своего любимца Ясона, прибывшего в Колхиду за золотым руном. С тех пор судьба Медеи неразрывно связалась с Ясоном, и, чтобы не повторяться, отсылаем вас к статьям «Аргонавты», «Ясон», «Креонт», «Пелий», в которых подробно рассказывается о делах и злодеяниях Медеи. Дальше мифы говорят о ней следующее.
Аргонавты убивают брата Медеи Арсипта, по указанию волшебницы.
Актриса Мария Каллас в роли Медеи.
История Медеи входит составной частью в обширный миф об аргонавтах, который дошел до нас в разных вариантах; естественно, и образ Медеи рисуется в них по-разному. Однако она всегда — центральная героиня этого мифа. В конце концов, слава героя Ясона основана на том, что ему удалось получить помощь от Медеи, и что он точно выполнял ее советы. Из мифов об аргонавтах Медея со временем перекочевала и в миф о Тесее, что не могло не привести к разногласиям, в частности хронологическим. Однако еще более разительны противоречия в обрисовке ее характера. Медея предстает перед нами то безжалостной убийцей, то страстно любящей и страдающей от разочарования женщиной. Она стала героиней двух трагедий Еврипида: трагедия «Пелиады» (455 до н. э.) не сохранилась, а «Медея» (431 до н. э.), провалившаяся на премьере в Афинах, сегодня по праву считается одной из вершин греческой драматической поэзии. Также «Медея» — одна из 120 пьес Нефрона из Сикиона, трагика 4 в. до н. э.; от нее сохранились лишь отрывки. Овидий написал трагедию «Медея», о которой его современники отзывались с большой похвалой, а мы можем только сожалеть, что она утрачена. Одноименную трагедию написал и Сенека в середине 1 в. н. э., но, как отметил уже тогда один из критиков, «эта Медея уже читала «Медею» Еврипида».
Актриса Юлия Рутберг в роли Медеи.
Литература и искусство нового времени много раз обращались к образу и судьбам Медеи: в драматургии — «Медея» Корнеля (1635), «Медея» Грильпарцера (1826 — заключительная часть трилогии «Золотое руно»), «Медея» Яна, «Медея» Парандовского и др.; из новейших произведений — одноименные пьесы Ануйя и Джефферса (обе — 1946). Все они более или менее (скорее более) исходят из Еврипида.
Знаменитая греческая певица и актриса Мария Каллас в роли Медеи (несколько кадров из фильма 1969 года):
В изобразительном искусстве наиболее известны гравюра Рембрандта «Медея» (или «Свадьба Ясона и Креусы», 1648), «Медея» Делакруа (1838), «Отъезд Медеи» Фейербаха (ок. 1870) и «Видение Медеи» Тёрнера (1828).
В музыке Медее посвящены в основном оперы: «Медея» Шарпантье (вторая половина 17 в.), «Медея» Керубини (1797), Мийо (1938) и Ржегоржа (1963).
Знаменитая графика: чешский художник А. Муха изобразил Медею на плакате для Сары Бернар (1898).
А здесь интересные фотографии о греческом театре на Сицилии со сценами из «Медеи»: