Как звали воспитателя петра 1

§ 98. Воспитание Петра Великого

§ 98. Воспитание Петра Великого

Так прошел 1682 год, полный тревог и смут. Он оказал сильное влияние на характер и жизнь маленького царя Петра Алексеевича. До смерти своего отца, царя Алексея, Петр жил баловнем в царской семье, составляя предмет любви и нежных забот своих родителей. Ему было всего 3,5 года, когда умер его отец. Царь Федор был крестным отцом своего маленького брата и, как говорят, очень его любил. Он держал Петра при себе в большом московском дворце и заботился о его учении. Лет пяти Петра начали обучать грамоте. Царь Федор сам выбрал ему учителя (дьяка Никиту Зотова), и Петр с ним выучил азбуку и склады и прочел первый круг учебного чтения (Часослов, Псалтырь, Деяния и Евангелие). С ним же, вероятно, начал Петр и писать (но никогда не приобрел четкого почерка). Учился ли он у Зотова еще чему-нибудь, остается неизвестным; сохранилось лишь предание о том, что Зотов показывал царевичу много «потешных листов», то есть картинок исторического и бытового содержания, привозимых в Москву из-за границы и продаваемых в торговых рядах, где их и покупали для царевича. За обучением у Зотова должна была следовать схоластическая наука, с которою знакомились уже старшие братья и даже сестры Петра под руководством киевских монахов (§ 89). Петру предстояло изучать грамматику, пиитику, риторику, диалектику и философию, латинскую и греческую грамоту и, вероятно, польский язык. Но перед началом этого «грамматичного учения» умер царь Федор и произошла смута 1682 г. Благодаря ей Петр остался без образования. Между ним и его матерью, с одной стороны, и Софьей и Милославскими, с другой, произошел открытый разрыв. Бывшие в Москве киевские ученые все пользовались покровительством Софьи и казались ее приятелями и приверженцами. Поэтому царица Наталья не имела склонности допускать их к Петру и не учила его. А Софья, в свою очередь, не имела желания заботиться об образовании нелюбимого брата, и Петр оставался в известном смысле неучем.

Это было одним из последствий тяжелой смуты 1682 г. Были еще и другие. Во время стрелецкого мятежа Петр своими глазами видел гибель своих родных и близких, поневоле смотрел на их мучения и кровь, трепетал за свою мать и за себя. Целое лето жил он в страхе стрелецких насилий, целую осень со своими родными странствовал кругом Москвы и жил в стенах Троице-Сергиева монастыря, боясь, как и Софья, въехать в беспокойную Москву. Пережитые им ужасы он не мог забыть во всю свою жизнь и никогда не любил жить в московском дворце, залитом кровью его близких. Когда в конце 1682 г. Софья справилась со стрельцами и водворилась в Москве, для Петра и его матери страхи и опасности не прекратились. Хотя Петр и носил царский титул, однако он не царствовал на самом деле; мало того, он был опальным человеком, которому как бы не было места в Москве. Мать Петра была вынуждена жить с сыном в подмосковных селах (Преображенском, Коломенском), вдали от большого двора, в некотором пренебрежении и унижении от Софьи. Она постоянно опасалась московского правительства и ожидала от него зла себе и своему сыну. Немудрено, что и сам Петр боялся и не любил всего того, что окружало Софью и служило ей. Он стал чужд и враждебен той обычной дворцовой обстановке, в которой росли и жили его старшие братья и сестры; он не знал и не желал знать обычного «чина» («порядка») московской придворной жизни. И в этом смысле он также вышел неблаговоспитанным человеком, неучем.

Жизнь маленького царя Петра в подмосковных потешных селах сложилась очень своеобразно. Потешные дворцы бывали обыкновенно невелики; вместо большого придворного штата там была немногочисленная дворня; двор и сад царские граничили с крестьянским селом. Это были условия обычной боярской усадьбы, и Петр рос в потешных селах, как простой дворянин. В своих играх он собирал кругом себя не только детей бояр и дворян, но и дворовых и крестьянских ребятишек; из царских хором он легко выбегал на двор, на село и в окрестные поля и рощи. Московские царевичи вырастали обыкновенно в тепличных условиях кремлевских теремов; Петр рос на просторе подмосковной деревни. Поэтому-то детские забавы Петра приобрели свой особый характер. Он рано начал играть в войну не только в хоромах, но и на поле. На берегу Яузы (притока р. Москвы), у с. Преображенского, он построил себе «потешную» крепость (Пресбург) и около нее собрал целую дружину «потешных» воинов. Сначала это был простой сброд — «Преображенские конюхи», как выражалась Софья с ее близкими. Потом этой компании Петр придал форму двух солдатских полков (Преображенского — в с. Преображенском и Семеновского — в соседнем селе Семеновском), и понемногу из «потешных» полков образовались у Петра полки настоящие, положившие впоследствии начало нашей гвардии. Полевая забава Петра, именно потому, что она развилась на просторе полей, получила широкие размеры и серьезное значение. Петр понемногу уразумел серьезную сторону военного дела и стал учиться инженерному и артиллерийскому искусству. Разумеется, ему пришлось начать эту науку, так сказать, с азбуки и по доброй воле засесть за арифметику и геометрию. Как только маленький царь пожелал изучать военную технику, около него неизбежно, по общему московскому порядку, должны были появиться учители-«немцы» (то есть западноевропейцы), которые тогда были инструкторами и начальниками регулярных московских полков (§ 79).

Близость этих «немцев» к Петру не должна нам казаться удивительною и необычною. Московский двор в то время широко пользовался услугами западноевропейцев. Маленького Петра лечили доктора-немцы; в вычурных садах царя Алексея он видел немцев-садовников; всякие технические поделки во дворцах исполнялись мастерами-немцами. Мать Петра Великого, царица Наталья, выросла у своего воспитателя А.С.Матвеева в приязни к немцам; боясь близких к Софье ученых киевлян, она не страшилась немцев и допускала их к сыну. Наконец, Немецкая слобода, где жили немцы, была расположена очень близко от села Преображенского; было очень просто и легко послать туда за всяким делом и позвать оттуда сведущих и искусных немцев по первому же слову царя Петра. Таким образом, немцы из слободы помогали царю строить его крепость: голландец Тиммерман учил Петра арифметике, геометрии и фортификации; голландец же Брант обучал его плавать под парусами. Под влиянием своих забав и учителей-немцев Петр мало-помалу обращался в военного техника и любителя-моряка. Не было у него общепринятого тогда схоластического образования, а были какие-то особые, совсем не обычные познания, какие-то странные, совсем не царские вкусы. Молодой государь представлял собою необыкновенный для московского общества культурный тип.

Многое в характере и в жизни молодого царя Петра вызывало осуждение окружающих. Конечно, осуждали в нем его необразованность и невоспитанность, происшедшие оттого, что Петр, не по его вине, лишен был обычного дворцового воспитания. Осуждали его пристрастие к забавам: казалось, что, кроме своих игр, он ничего не желает знать. В особенности странною представлялась страсть Петра к лодкам и кораблям. После того, как Петр нашел в селе Измайлове заброшенный мореходный ботик («дедушку русского флота») и научился плавать на нем, он весь ушел в это новое дело и начал строить себе суда на большом Переяславском озере. Конечно, это казалось многим пустою и странною забавой, не подходящею для подраставшего государя. Осуждали в Петре и его особую близость к немцам. Петр с течением времени стал часто бывать в Немецкой слободе. Там он свел близкое знакомство с некоторыми из обитателей слободы, сиживал у них в гостях, принимал участие в их увеселениях. Особенно сблизился он с шотландцем Гордоном, генералом русской службы, ученым и серьезным человеком, и со швейцарцем Лефортом, полковником, человеком очень способным и веселым. Под влиянием Лефорта Петр, по мнению многих, отстал от русских обычаев и привык к шумным пирам и разгулу. К сожалению, состоявший при Петре «дядькою» (воспитателем) князь Борис Алексеевич Голицын и учитель Петра Никита Зотов в этом отношении сами не были безгрешны и не могли удержать молодого Петра от кутежей и шумных пирушек.

Итак, вследствие особых неблагоприятных условий своего детства, Петр остался без правильного образования и воспитания и вместо богословско-схоластических познаний приобрел военно-технические. Не было у него любви к старым обычаям и порядкам придворной московской жизни, зато образовались близкие сношения с «немцами». Московское правительство своей сестры Софьи он не любил; он боялся как Милославских, так и стрельцов, которых считал опорою и друзьями Софьи. Впрочем, до совершеннолетия у Петра не было никакого видимого интереса к делам государственным и придворным. Петр весь ушел в свои забавы, все свое время употреблял на «потехи Марсовы и Нептуновы». Его громадные умственные способности находили пока применение в тесном кругу полудетских затей и были заметны для немногих. Вообще же московские люди считали Петра несерьезным и пустым человеком, от которого нельзя было ждать проку. А между тем подходила пора его совершеннолетия, приближался конец опеки царевны Софьи над царями и царством. Чтобы отвлечь сына от пустых забав и сделать его более солидным, царица Наталья задумала женить Петра и нашла ему невесту по своему вкусу — Евдокию Федоровну Лопухину. В начале 1689 г. Петр женился, но не изменил своих привычек: легко оставлял мать и жену и всего более интересовался постройкою судов в Переяславле и воинскими забавами. Так подошло его совершеннолетие (30 мая 1689 г.), когда его мать и родные заставили его начать борьбу с сестрою Софьею за власть.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Новое в блогах

Как звали воспитателя петра 1. b. Как звали воспитателя петра 1 фото. Как звали воспитателя петра 1-b. картинка Как звали воспитателя петра 1. картинка b

Учителем и наставником Петра 1 был простой дьяк

Зотов Никита Моисеевич (ок. 1644—1718), учитель Петра I, впоследствии тайный советник и генерал-президент Ближней канцелярии. В 1677 Зотов был по указанию Федора Соковнина приглашен из Челобитного приказа, где он состоял подьячим, для обучения царевича Петра чтению, письму и др. наукам. Главными предметами занятий были Часослов, Псалтырь и Евангелие. Лет с семи Петр начал учиться писать. Кроме того, большую роль в обучении играли «потешные книги с кунштами», т. е. книги светского содержания, до известной степени приноровленные к детскому возрасту, с иллюстрациями. Зотов был и дипломатом; так, в 1680 он вместе со стольником Тяпкиным вел переговоры с крымским ханом Мурад-Гиреем и принимал участие в заключении Бахчисарайского мира. В 80-е Зотов был уже думным дьяком, а в 1699—1700 получил звание «шутейшего князь-папы» и титул «архиепископа всея Яузы и всего Кокуя патриарха» в «потешной всепьянейшей компании».

Зотов Никита Моисеевич, «Всешутейный отец Иоаникит, Преспургский, Кокуйский и Всеяузский патриарх» (около 1645-1718), наставник Петра I, граф (1710). Дьяк Челобитного (1673-1675, 1675/76-1676/77), Сыскного (1676/77), Владимирского судного (1678-1679), Московского судного (1679/80) приказов. По преданию, якобы представлен боярином Ф.П. Соковниным царице Наталье Кирилловне Нарышкиной и с марта 1677 обучал царевича Петра грамоте, чтению, знакомил его с Часословом, Псалтырью, Новым Заветом. Рассказывал царевичу о деяниях русских князей и царей, сражениях; широко использовал в обучении отечественный и иностранные изобразительные материалы. По отзыву И.И. Голикова, «хотя и не знал наук и языков, но был. довольно сведущ в истории, а паче отечественной»; он рассказывал царевичу о лицах и событиях родного прошлого, пользуясь в качестве иллюстраций к своим рассказам нарочно изготовленными для того «потешными книгами с кунштами», показывал ему «Артикул со всеми военными экзерцициями», составленный при царе Алексее Михайловиче, знакомил отчасти и с жизнью Запада по картинкам, изображавшим «знатные европе йские города, великолепные здания, корабли и прочее». В августе 1680 в качестве дьяка в составе посольства в Крым участвовал в заключении Бахчисарайского мира 1681. С 9.5.1681 думный дьяк, в 1681/82 дьяк Поместного приказа. В 1689 во время обострения борьбы Петра I с Софьей Алексеевной был первым из думных дьяков, прибывших в Троице-Сергиев монастырь к царю. Сопровождал царя в Азовском походе, причем, по словам Петра, «был в непрестанных трудах письменных распрашиванием многих языков и иными делами». Приобретя навык излагать в указах лаконические распоряжения Петра, Зотов заведовал «ближней походной канцелярией» царя, нося титул «ближнего советника и ближней канцелярии генерал президента». В 1696 пожалован вотчиной в 40 дворов, кафтаном на соболях в 200 руб., кубком с кровлей и др. Был в комиссии по расследованию Стрелецкого восстания 1698. В 1699-1700, по реестрам Генерального двора, имел 446 крестьянских дворов. С 1699 думский дворянин и печатник; с 1701 ближайший советник и генерал-президент Ближней канцелярии. В 1702-1703 наблюдал за укреплением Шлиссельбурга и возведением одного из бастионов (так называемый Зотов бастион) Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Был деятельным участником шутовских карнавальных забав Петра I. Назначен царем главой («князь-папой», «князь-патриархом») «сумасброднейшего всешутейшего и всепьянейшего собора». В 1690 Зотов получил чин думного дьяка; в списке 1705 он значится думным дворянином и печатником; возведенный потом в графское достоинство, он в 1711 был назначен государственным фискалом, взяв на себя «сие дело, чтобы никто от службы не ухоронился и прочего худа не чинил». В 1715 женился на молодой вдове А Е. Стремоуховой (урожденной Пашковой). По кончине Зотова его сыновья и внуки не именовались (до 1803) графами.

Источник

Педагогика эпохи Петра I. Святой Учитель Дмитрий Р

2. Биография Св.Дмитрия Ростовского.

3. Школа в Ростовском кремле.

4. Список литературы.

Большинство изменений коснулись, в основном, высших слоев общества – Петр Первый стремился изменить то, что видел. Низшие слои – крестьяне, весь народ – остались вне поля зрения Петра и эта эпохальная реконструкция касалась их косвенным образом. В основе народной педагогики лежали, прежде всего, Ветхий и Новый завет. Традиции Домостроя практически не изменялись с течение времени. В разрушении старых представлений о воспитании, поведении представлялась большая опасность для церковного духовенства. Церковь противилась, как могла «крамольным» нововведениям Петра. Но, как пишет Г.Б.Корнетов в своей работе «Всемирная история педагогики»: «несмотря на то, что в XVIII веке церковь превращается в департамент государственного аппарата и лишается своей земельной собственности, православие остается доминантой духовной жизни, особенно в массовом сознании. Крестьяне, составляющие большинство населения России, продолжают сохранять уходящий в глубь столетий патриархально-общинный уклад жизни; их социализация (в том числе и воспитание) носит выраженный традиционный характер».

Петр «поставил» для России своеобразную «планку» западных достижений, до которой она могла дотянуться, только вырастив собственных специалистов. Предполагалось, что это будут дворянские дети, и дети среднего сословия – купцов, торговцев. Низшее, крестьянское сословие оставалось, практически, без внимания. Образование и воспитание становятся новым требованием времени. Государству, Петру, прежде всего, для выполнения собственных замыслов нужны образованные люди.

Два человека, жившие в одно время, так или иначе занимавшиеся вопросами образования – Петр Первый и Св. Дмитрий Ростовский. Царь формировал «растил» себе «помощников» для воплощения собственных идей. Св.Дмитрий Ростовский основал в Ростове небольшую (по нашим меркам) школу, в которой обучались дети всех сословий, и прежде всего – крестьянские. Сам Святой был одним из самых образованных людей своего времени, (а по духовной мощи и поныне мало кто может с ним сравниться) не мог терпеть вокруг себя потрясающую безграмотность, царившую тогда повсеместно. «Приехав в Ростов… Дмитрий ужаснулся. На Украине священник из малообразованных спросил его как-то: «Илия пророк был по Рождестве ли Христовом или перед Рождеством?» Здесь ни о чем не спрашивали, а когда сам Дмитрий спросил сельского священника, где тот хранит Дары – Тело Христово, ответа не было, батюшка знал только слово «запас». Впрочем, Дмитрий нашел в себе силы пошутить: «Иереи слова Божия не проповедуют, а людие не слушают, ниже слушати хотят. От обою страну худо: иереи глупы, а люди неразумны».*

2. БИОГРАФИЯ СВЯТОГО ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО.

Святой Димитрий Ростовский родился в декабре 1651 года в семье рядового казака Киевского полка Саввы Туптало, в городке Макарово, недалеко от Киева. Мальчика назвали Даниил. Вскоре после рождения сына Савву произвели в сотники и он, в подражание польскому дворянству, обзавелся гербом. Украина на тот момент была в составе Речи Посполитой и была лишена возможности самостоятельно решать свою судьбу. Но у Украины была своя армия, которая оказала решающее влияние на дальнейшее «Воссоединение Украины с Россией». В 1654 году сотник Савва Тупталенко присутствует на Переяславской раде, где казаки присягнули московскому царю. После 1660 года, когда Киев находится под властью московского воеводы, семья Туптало поселяется в Киеве, купив собственный дом.

Украина того времени, как пишет биограф Святого М.Г.Кротов, «чем-то напоминала Палестину времен Христа – не только горестной политической судьбой и Днепром – русским Иорданом. Как во времена оно Иудея, Украина была единственной территорией Европы, где сходились представители самых разных культурных традиций…- и греческой ортодоксии, и русского православия, и польского католицизма… Открытость границ создавала редкую открытость духа. …. Этой духовной открытости Даниил научился в Киевской духовной школе – Коллегиуме, крупнейшем учебном заведении православного мира.» В нем будущий святой учился с 1662 по 1665 год, когда ректором академии был архимандрит Иоанникий Голятовский. Полный курс был рассчитан на 11 лет, так что Даниил проучился только начальные классы. Возможно, позднее в 1667-1669 годах он продолжил свое обучение, когда Голятовского заменил игумен Милетий Дзек. «Даниил знал польский – на нем он вел дневник (который начал вести в 20 лет) и писал письма, латынь – она открывала ему мир западного богословия, а также греческий язык. Наконец, церковнославянский был своеобразным ключем к сокровищнице вековой святыни Руси – и Малой, и Белой, и Великой».

* Здесь и до следующей пометки цитаты из биографии Святого Димитрия Ростовского, написанной М.Г.Кротовым.

9 июля 1668 года Даниил приносит монашеские обеты целомудрия, бедности и послушания, и принимает постриг от игумена Киевского Кирилловского монастыря Милетия Дзека, руководившего тогда Академией. Даниил принял имя Димитрий. Под руководством своего учителя он пробыл четырнадцать лет. В восемнадцать лет, в Каневе, Димитрий посвящен в первый духовный сан – дьякона. В 1675 году архиепископ Лазарь Баранович рукоположил Димитрия в священники, после чего два года Димитрий был проповедником в Чернигове при архиепископской кафедре. Наставник его, Мелетий Дзек считал, что при архиепископе Димитрию долго находиться не следует. «Таланты его к тому времени вполне определились – широчайшие знания, проповеднический дар, искусство писателя: вышла первая книга, посвященная чудесам Божией Матери».

В 1677 году священник едет сначала в Белоруссию, под Пинск, в Новодворский Успенский монастырь, затем в Вильно, в Святодуховской монастырь, где произносит две проповеди, а затем в Слуцк, где на два года поселился в Преображенском монастыре. Лишь в начале 1679 года Димитрий возвращается на Укарину, где архиепископ Лазарь посвятил его в игумены, пошутив при этом: «Димитрию желаю митру». В 1684 году, избранный архимандрит Варлаам вместо умершего Мелетия Дзека, 6 мая благословляет писать жития святых на весь год. Это становится делом всей жизни Димитрия. Собственно, по этим трудам он больше известен православным людям. До него существовали только Четьи-Минеи, составленные при митрополите Макарии в XVI веке.

Задумывая реформы, Петр «прежде всего, намеревался изменить историческую Россию (о духе он, кажется, не задумывался). Он хотел просветить и оздоровить ее, распахнув окно в Европу. Поэтому, после возвращения из поездки по Европе, Петр …. решил импортировать в Россию, кроме прочего, и европейских архиереев. Таковыми он справедливо счел украинских епископов – людей и европейского образования, и европейской терпимости, вполне подвластных его воле». Поэтому, в числе других священников, Димитрий был призван царем в 1701 году и определен митрополитом Сибири. Но когда Петр убедился воочию, что Димитирий при слабом здоровье вряд ли бы доехал до Сибири, он направил его в начале 1702 года в Ростов.

В Ростове Димитрий сделал ряд решительных изменений: отменил бездушный обычай постригать в монахи овдовевших священников, ни кого из провинившихся не отправлял в монастыри на покаяние. «По мере сил, защищал это закрепощенное государством, нищее и безграмотное духовенство.

3. ШКОЛА В РОСТОВСКОМ КРЕМЛЕ.

В 1702 году 1 сентября начались занятия в школе, которую митрополит открыл при своей резиденции, в кремле.

На свои деньги Димитрий покупал учебники, два глобуса и карты. Учителя получали жалование из казны. В ученики набрали, в основном, детей духовенства, но были дети и из других сословий. Обучение было бесплатное, но митрополит сумел настоять на том, чтобы положили по деньге в день «нищим, которые учиться будут русской грамоте».

Обучение было рассчитано на три года и состояло из таких предметов, как русский, греческий, латынь и риторику. Учителя были украинцы.

«Димитрий нанимал учителей, составил для учеников краткий катехизис, а на латыни толкование ни книгу Бытия». Причем он был духовным отцом своих двухсот учеников не только как священник, но и как наставник в учении. При определенной церковной направленности содержания обучения, в школе царил дух веселья и свободы. Учебный процесс был построен на соревновании – успевающих учеников с почестями провозглашали императором. Были в школе даже свои спектакли: учителя переводили с польского какую-либо школьную мистерию, а ученики шили костюмы и устраивали представления.

Языки учили на примерах из жизни. Так для перевода брались предложения, подобные следующим: «Градоначальник в Ростове – воевода. Преступников в России ссылают в Сибирь. Пресветлейший взял Азов, возьмет и Ригу». «К классическим аллегориям греческого и латыни приделывали смешной отечественный хвостик. Например, ученик, лучше всех написавший сочинение, уподоблялся кедру ливанскому, второй – кипарису, третий – финику, а прочим обращался не упрек и ругань – замечание на будущее: «Аще кто от вас на высшее место не пересадится, будет простою ракитою или горькою ракитою». Наказания не приветствовались в школе, митрополит, человек остроумный и любящий пошутит, говорил: «Не буди безумным слонем! Не дрожи, звероподобне учениче!».

Каникулы длились три недели в августе, но отдыхали и по церковным праздникам и на святки. Заботливость и щедрость Святого проявлялись во всем, – он выплачивал из своего кармана небольшие стипендии (по грошу или по алтыну), из архиерейского сада ученикам отдавали яблоки, груши, вишни.

Пошутить митрополит любил, но мог и выругаться. Одно из распоряжений начинается самым не приличным образом. В нем Димитрий « Печалюся зело и гневаюся на вас, а якоже вижду, вина развращения вашего та, что всяк живет по своей воли – всяк болий. Того ради поставляю над вами сеньора господина Андрея Юрьева, чтоб вас муштровал як цыганских лошадей, а вы ему будте покорны, послушливы, а кто будет противен, той пожалован будет плетью». Ученики звали митрополита – «батюшка наш преосвященный».

В 1703 году, в апреле приехал с инспекцией начальник Монастырского приказа И.А.Мусин-Пушкин. Он остался доволен результатами проверки и в мае повелел устроить «трехдневное гульбище».

9 февраля 1705 года Димитрий закончил писание жития святых четвертым томом.

В 1706 году состоялся первый выпуск ростовской школы. И той же весной школу закрывают. Димитрий в письме митрополиту Иову пишет уже без своих шуток: «…Оставишася учениа, понеже вознегодоваша питающие нас, аки бы многая исходит на учители и ученики издержка, и уже вся та, чем дому архиерейскому питатися, от нас отнята суть, не токмо отчины, но и церковные дани. Оскудевше убо во всем, оскудехом и во учениках. Но да не продолжу писаниа, умолчеваю о прочиних поведениях наших, sat sapienti».

Закрытие школы создавало неразрешимую проблему, – необученных детей духовенства предписывали отправлять в армию, а денег на обучение не давали. При всем желании Димитрий не мог противостоять бюрократической машине Петра. Священник отстаивал чистоту служителей Бога, «обличал священников, нарушающих тайну исповеди, Петр указывал доносить властям об антиправительственных настроениях, на исповеди обнаруженных». Димитрию запретили набирать священников из крестьянского сословия.

В 1706 году, когда была закрыта школа, Петр затребовал к себе митрополита Димитрия, дабы насладиться его даром и словом проповедника. Димитрий искренне молился о победах Петра, хвалил Петра, говоря: «Хвалю добрый той нынешних времен обычай, что многие люди в иныя государства ходят учения ради, из-за морей об умудрении возвращаются. Но правдивый митрополит не угодил царю, с некоторыми нововведениями не мог согласиться. Он обличал новые веяния, с горечью говорил о том, что многие отказываются ставить иконы, а больше вешают «изображения Венеры или Дианы, или прочих ветхих кумиров, или и новых…». Так же с упреком он говорил о новых порядках в армии (Петр издал указ, запрещавший посты в армии), о том, что привлеченные западные новшества наносят вред всему церковному духу.

Продолжить начатое – литературные труды, задуманные Димитрием после окончания Жития святых, возобновить обучение в ростовской школе – не было суждено. «28 октября 1709 года вошедшие в келью нашли Димитрия мертвым. Он скончался во время молитвы, на коленях». В течение двух столетий, до царствования Николая II, канонизировали всего четырех святых, среди которых был и митрополит ростовский Димитрий.

Школа в Ростове существовала до обидного мало – с 1702 по 1706 год. Учились в ней 200 детей. В основном дети духовенства, но были и из другого сословия, даже нищие. На фоне преобразований в России, открытии многих учебных заведений, это – капля в море. Но духовный подвиг Наставника и Учителя, Димитрия Ростовского, помог осуществить желание, хоть в малом, помочь безграмотным людям.

1. «Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. X-XXвв.»

Московский рабочий, 1992 год

2. Г.Б.Корнетов «Всемирная история педагогики», Москва, 1994 год.

Протоиерей Димитрий Константинов

Мобилизованный в первые же дни войны, Константинов был удостоен офицерского звания. В 1944 году он попал в немецкий плен, после войны избежал выдачи опричникам Сталина и остался на Западе. Началось его вот уже полувековое служение Церкви. 19 ноября 1944 года митрополит Анастасий (Грибановский) рукоположил Димитрия в диаконы, а на следующий день митрополитом Серафимом (Ляде) он был рукоположен во священника. Служил отец Димитрий в походных церквах Русской освободительной армии (РОА) и на приходах Русской Зарубежной Церкви в Западной зоне Германии. Этот период своей пастырской деятельности он описывает в книге «Записки военного священника РОА» (1980). В 1949 году о.Димитрий перебрался в Аргентину, а с 1960 года он священствует в США, на приходах Автокефальной Православной Церкви в Америке. В сан протоиерея о.Димитрий был возведен в 1955 году.

Церковный историк, богослов и проповедник (а отец Димитрий опубликовал немало и проповедей и церковно-катехизических бесед) неразрывно смыкаются в творчестве протоиерея Димитрия Константинова. Это, с одной стороны, делает его труды едва ли преемлемыми для марксистски подкованных преподавателей общественных наук в западных вузах. С другой же стороны, именно эта естественная позиция и мировоззрение делают в глазах церковного народа работы отца Димитрия не только достоверными, но и провидческими: процессы в сегодняшней церковной России во многом были прозорливо предсказаны прот. Константиновым. И не только предсказаны, но и приближены: его острое слово, его мудрое понимание происходящего немало помогли нам еще там, где с Богом боролись, разобраться в церковной ситуации и определить свою позицию на религиозном фронте.

Священник Виктор Соколов. Сан-Франциско. Протоиерей Димитрий Константинов.
Епископ Далматинско-Истринский Никодим (Милаш)

Сербская Церковь с любовью чтит память своего выдающегося архиерея, неутомимого труженика па ниве Господней и замечательного ученого преосвященного Никодима (Милаша), епископа Далматинско-Истрийского.

Епископ Никодим, в миру Николай Милаш, родился 16 апреля 1845 года в г. Шибенике. Здесь же получил начальное и гимназическое образование, а затем окончил Карловацкую духовную семинарию. Cлушал лекции на философском факультете Венского университета.

В 1867 году по благословению своего духовного отца епископа Стефана (Кнежевича) (+1890) Николай едет в Россию и поступает в Киевскую духовную академию, которую заканчивает в 1871 году со степенью кандидата богословия.В 1873 году в Киеве на Рождество Христово он становится рясофорным монахом, а в 1875 году принимает постриг в мантию с именем Никодим. Со временем отец Никодим был рукоположен в сан иеродиакона и иеромонаха, а 6 августа 1880 года возведен в сан архимандрита.

В 1871 году за свой труд “Достоинства Православной Церкви до XIV века” архимандрит Никодим был удостоен степени магистра богословия. Степень доктора богословия он получил на православном богословском факультете Черновецкого университета.

Возвратившись на родину в 1874 году, архимандрит Никодим становится преподавателем Церковного права и практического богословия в Задарской духовной семинарии. В 1886 году по приглашению сербского правительства архимандрит Никодим принимает участие в проведении реформы Белградской семинарии, ректором которой он и был назначен. Однако на этой должности семинарии он пробыл всего год и вернулся в родную Далмацию. Здесь архимандрит Никодим продолжает свою научную и преподавательскую деятельность в Задарской семинарии, ректором и профессором которой был в течение шестнадцати лет.

В 1890 году по смерти епископа Стефана (Кнежевича) арх.Никодим был хиротонисан во епископа Далматинско-Истринского. Эта епископская хиротония была совершена 16 декабря 1890 г. в Вене митрополитом Сильвестром (Андеевичем) и епископом Бококоторским Герасимом (Петрановичем). Преосвященный Никодим около двадцати лет управлял Далматинско-Истрийской епархией, входившей в состав Австро-Венгрии. В 1910 года он был отправлен на покой, и последние годы жизни провел в Дубровнике.

Скончался преосвященный Никодим в Великий пяток 2 апреля 1915 года. Отпевание владыки совершил епископ Бококоторский Владимир (Боберич) в сослужении многочисленного духовенства. Владыку первоначально похоронили в Дубровнике, но в 1930 году останки епископа Никодима были перенесены в храм Преображения Господня, находящийся в его родном городе Шибенике.

Многие Православные Церкви удостоили епископа Никодима своих наград. В их числе была и Русская Церковь, избравшая его в различные годы почетным членом Санкт-Петербургской, Московской и Киевской духовных академий. Будучи воспитанником русской высшей духовной школы, епископ Никодим до конца своих дней испытывал глубокую любовь к Русской Православной Церкви и ее народу.

1. Андрей Шестаков. Епископ Далматинско-Истринский Никодим (Милаш)

2. История Православной Церкви в XIX в. История славянских Церквей., Московское подворье ТСЛ, 1998 ( Репринт издания 1901 г)

3. Иерод. Григорий Калинич. Епископ Далматинско-Истринский д-р Никодим Милаш Журнал Московской Патриархии, 1975, N 12
Св. Амвросий

Амвросий, Св. (ок. 333–397), епископ Медиоланский, первый из великих западных учителей церкви, родился предположительно в Трире, в семье христианина Амвросия, префекта претория Галлии.

После смерти отца получил в Риме солидное образование, изучал право, некоторое время практиковал и ок. 370 начал административную карьеру.

В 373 стал наместником Лигурии и Эмилии с резиденцией в Медиолане (современный Милан). После избрания его епископом по желанию народа, чей выбор был одобрен епископатом и императором, принял крещение и спустя восемь дней, 7 декабря 374, – епископское рукоположение.

Он ревностно взялся за изучение богословия, особенно греческих отцов церкви, роздал свое имение бедным и посвятил себя служению людям. Его красноречивые и содержательные проповеди способствовали обращению, в числе прочих, и Августина.

Амвросий играл важную роль в политической жизни своего времени. Благодаря его советам укреплялся характер юного императора Грациана (375–383), прибывшего из Трира в Милан; влияние Амвросия заметно и в законодательных актах, способствовавших распространению христианства.

Попытки ариан, которым покровительствовала вдовствующая императрица Юстина, захватить церкви в Милане (385–386) окончились неудачей из-за популярности Амвросия. Он осуществил два успешных посольства к узурпатору Максиму в 383 и 387 с целью восстановления в правах сына Юстины, императора Валентиниана II, который, возвратив себе престол (388), обрел в Амвросии мудрого советчика.

Император Феодосий (379–395) принимал провозглашенные Амвросием принципы: признание независимости церкви от государства в ее собственной сфере, признание роли церкви как блюстительницы нравственности и ее права на защиту со стороны государства. Умер Амвросий в Милане 4 апреля 397. День памяти святого 7 декабря (в Русской православной церкви – 7 декабря по старому стилю).

К догматическим сочинениям Амвросия, скорее традиционным, чем оригинальным, принадлежат три трактата против ариан (378–382), один, предназначенный оглашенным (De mysteriis, 387), и один против новатиан (De paenitentia, ок. 384). Однако его подлинное величие как учителя веры обнаруживается в моральных и аскетических сочинениях, включающих трактат De officiis ministrorum (Об обязанностях священнослужителей, ок. 391; написан на основе De officiis Цицерона) и пять трактатов о воздержании, в частности – De virginibus (Восхваление девственности, 377).

Категория: Биографии
(1707-1771)

Церковный деятель и писатель (в мире Андрей Степанович Зертис-Каменский). По окончании курса в Киевской духовной академии был отправлен для усовершенствования в Львовскую духовную академию. В 1739 г. пострижен в монахи. Был преподавателем и префектом Александро-Невской семинарии. В 1748 г. назначен членом синода и архимандритом подмосковного монастыря “Новый Иерусалим” в видах восстановления запущенных его зданий. Был епископом переяславским и дмитровским, архиепископом Крутицким и с 1768 г. архиепископом московским. Екатерина II поручила ему возобновление Успенского, Благовещенского и Архангельского соборов.

Во время эпидемии чумы в Москве в 1771 г. Амвросий не покинул столицы, однако он навлек на себя недовольство населения запрещением крестных ходов и массовых молений, способствовавших распространению заразы. Архиепископ приказал увезти чудотворную икону, к которой стекались толпы людей, от чего зараза сильно развивалась. Испуганные люди искали любых виновных, даже вымышленных. Амвросий пытался укрыться от толпы в церкви, однако был выдан служкой. Епископ был растерзан обезумевшими людьми.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *