Как звали жену бога зевса
Зевс (мифология)
Зевс (мифология)
Зевс | |
---|---|
Зевс Бог грома и молнии, верховный бог | |
Мифология: | Древнегреческая |
В иных культурах: | Юпитер |
Отец: | Кронос |
Мать: | Рея |
Дети: | Арес, Афродита, Аполлон, Афина, Гефест, Артемида, и т.д. |
Зевс (др.-греч. Δίας или Ζεύς, микен. di-we «Дий» [1] ) — в древнегреческой мифологии [2] бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, третий сын титана Кроноса и Реи [3] (согласно Гомеру, старший сын [4] ). Брат Аида, Гестии, Деметры и Посейдона. Жена Зевса — богиня Гера (она же его сестра), но он часто изменяет ей.
Атрибутами Зевса были эгида (щит), скипетр, двойной топор (лабрис), иногда орёл; местопребыванием считался Олимп (Зевс-Олимпиец). Кроме того, он распределяет добро и зло на земле, иногда его ассоциируют с судьбой, иногда — сам выступает как существо, подвластное Мойре — судьбе. Он может предвидеть будущее. Он возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний. Весь общественный порядок был построен Зевсом, он подарил людям законы, установил власть царей, также охраняет семью и дом, следит за соблюдением традиций и обычаев.
Содержание
Рождение
Он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение — титанов. Отцу Зевса Кроносу было предсказано, что ему суждено быть поверженным собственным сыном, и, дабы не быть низложенным своими детьми, он каждый раз проглатывал только что рождённого Реей ребёнка.
Борьба за власть
Когда Зевс вырос, он пришёл к своему отцу и заставил его выплюнуть всех своих братьев и сестёр.
Правление
Три брата — Зевс, Посейдон и Аид — разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону — море, Аиду — царство мёртвых. В период патриархата Зевс локализуется на горе Олимп и именуется Олимпийским.
Согласно речи Котты, античные филологи насчитывали трёх Зевсов [15] :
Жёны и возлюбленные Зевса
У Зевса было множество возлюбленных:
и многие другие (см. раздел Дети Зевса)
Возлюбленной Зевса именуется также Каллироя, мать Амфотера и Акарнана, а также Фива и Фтия.
Некоторые мифы утверждают, что Зевс хотел оставить Геру ради Фетиды, но не сделал этого из-за пророчества — нереида родит ему сына, который во всем будет превосходить своего отца. Фетида вышла замуж за царя Пелея, и у них родился Ахиллес.
Также его возлюбленным называют юношу Айтоса (см. Мифы Крита) и Ганимеда.
Дети Зевса
Божества
Группы детей
Герои
Убитые Зевсом
Асопа он поразил перуном (молнией), поразил также третий храм в Дельфах.
Эпитеты
Образ в литературе и искусстве
Ему посвящены XXIII гимн Гомера, I гимн Каллимаха и XV орфический гимн. О рождении Зевса и куретах говорили мелическая поэма Телеста, комедия Филиска и трагедия Тимесифея «Рождение Зевса».
Брачные и любовные похождения Зевса
Брачным и любовным похождениям Зевса уделено в мифах Древней Греции особое внимание, и, если свести их воедино и проанализировать образ главного олимпийского божества, нетрудно заметить, что Зевс в мифах — фигура весьма противоречивая. Что же именно зашифровали греки в своих мифах, какой сакральный смысл несут многочисленные любовные связи Зевса?
Три жены Зевса
Согласно мифам, Зевс трижды сочетался официальным браком. Его первой женой была океанида Метида, которая в прошлом помогла ему в борьбе с Кроносом. Именно она приготовила волшебное зелье, которое заставило Кроноса изрыгнуть проглоченных детей, старших братьев и сестер Зевса. Метида была мудра, но это не уберегло ее от «развода по-олимпийски».
Гея предсказала Зевсу, что Метида родит ему сына, который превзойдет отца и лишит его власти. Не желая повторять участь своего отца Кроноса, Зевс проглатывает Метиду. Здесь мы видим, как преломляется в мифе одна из главных идей патриархата: женщина — существо стихийное, олицетворение хаоса, мужчина — символ стабильности и упорядоченности. Чтобы женская мудрость не причинила вреда, ее проводником должен стать мужчина. Именно поэтому Зевс поглощает Метиду и сам становится источником мудрости.
От союза Фемиды и Зевса появились на свет три оры, богини времен года — Эвномия, Дике и Эйрена, и три мойры, богини судьбы — Клото, Лахесис и Атропос. В период архаики богини судьбы считались порождением Нюкты. Первая олицетворяла собой неуклонность, вторая — случайность, а третья — неотвратимость судьбы. Таким образом, в классической мифологии Зевсу, как главному организующему началу, подвластны и времена года, и человеческие судьбы.
Союз Зевса и Фемиды отражает древнегреческие представления о правосудии, справедливости и законности, которые должны соблюдаться в человеческом обществе не просто так, а по воле богов.
Третьей женой Зевса стала Гера. О символике ее образа и значении в греческой мифологии мы подробно рассказывали в главе V. Именно действия Геры часто становятся двигателем мифологических сюжетов, она категорически не желает мириться с изменами мужа, преследует его любовниц и незаконных детей — героев. Однако благодаря тем испытаниям, которые насылает на них Гера, они становятся лишь более сильными и непобедимыми.
Хариты и музы
Прежде чем сочетаться браком с Герой, Зевс наведался к океаниде Евриноме, и она произвела на свет харит — от греческого слова «харис», что означает «изящество, прелесть». Хариты — богини веселья, радости жизни, олицетворение привлекательности и вечной юности, полная противоположность злым и разрушающим силам природы, над которыми человек в период архаики был не властен. Хариты украшают мир, делают его более светлым и гармоничным. Их появление в мифологии — символ тех изменений, которые постепенно происходят в человеческом обществе: оно становится более мирным и цивилизованным, в нем появляется место не только сражениям и страстям, но и доброте, ласке, состраданию.
Следующей любовницей Зевса стала титанида Мнемозина, богиня памяти, и от этого союза появились девять сестер — девять муз. Музы — покровительницы искусства и наук, они даруют вдохновение и утонченные наслаждения духа. Через союз с Мнемозиной Зевс, верховный бог Олимпа, обрел власть и над памятью, как раньше присвоил себе мудрость, справедливость и знание о человеческих судьбах.
Появление муз свидетельствует о дальнейших изменениях в самосознании людей, которые в своем развитии проходят путь от желания удовлетворять чисто физические потребности до стремления наслаждаться духовной пищей. И еще одна функция есть у муз — с помощью произведений искусства, которые создают люди, в памяти поколений закрепляются все положительные изменения, дарованные Зевсом, — закон, порядок, гармоничное устройство мира. Музы становятся проводниками организующей воли Зевса.
Ио, прародительница Геракла
От связей Зевса с другими женщинами рождаются не только музы и хариты, но и герои — великие мужи, чьи подвиги отражены в древнегреческой мифологии классического периода.
Историю прекрасной Ио, которую жестоко покарала богиня Гера, подробно излагает в поэтической форме Овидий в «Метаморфозах». Как мы уже упоминали, жена Зевса Гера весьма неодобрительно относилась к его похождениям «на стороне». Одной из ее жертв и стала Ио, жрица в храме Геры.
Ио бросилась бежать, но овод не отставал. Он гнал ее из страны в страну, пока она не прибежала к скале, к которой был прикован Прометей. Тот предсказал ей, что в Египте она избавится от всех страданий. Так и вышло: добежав до Египта, Ио вновь превратилась в женщину и родила от Зевса сына Эпафа, который стал первым царем Египта. Впоследствии в роду Эпафа появился на свет великий герой Геракл.
Рождение Персея
Прямо там, в темнице, Даная родила героя Персея. Услышав плач младенца, Акрисий приказал соорудить деревянный ящик, посадил туда дочь с ребенком и отправил в бушующие волны. Но женщина и мальчик не погибли: их спасли и приютили рыбаки. Миф о Зевсе и Данае можно истолковать как метафору об извечной борьбе разума и чувств. Разум (Акрисий) пытается подавить чувства (Даная), но те все равно вырываются на волю и порождают сына, который уничтожит горгону Медузу — хтоническое чудовище, олицетворяющее иллюзии и хаос. Еще один вариант трактовки мифа — сопротивление косного сознания, погрязшего в материальных заботах, той духовной истине, которая проливается на него в виде золотого дождя.
Таким образом, любовные похождения Зевса готовят почву для появления мифологии героизма, становятся связующей нитью между миром богов и миром людей, объединяют Олимп и землю в одно целое.
Богиня Гера
Древнегреческая богиня Гера (“охранительница”) – прекрасная верховная олимпийская богиня, третья и последняя супруга и сестра Зевса, дочь Кроноса и Реи.
Гера – это богиня-мать. Согласно описанию, она символизирует глубокую, верную, настоящую любовь, покровительствует матерям и роженицам.
К сожалению, характер у этой богини был очень непростой: она была ревнивой, мстительной, и часто навлекала беды на богов, героев и людей.
Богиня Гера: кто она
Богиня чего в греческой мифологии Гера? Древняя богиня Гера покровительствует женщинам-матерям и своей невидимой властью освящает браки, укрепляет семьи.
Можно сказать, что Гера – богиня любви: любви зрелой, глубокой, спокойной – именно такая любовь позволяет сохранить брак. “Римская богиня Гера” – Юнона.
Гера – властная и решительная богиня. Она, не страшась, кидается с упреками на самого Зевса, когда до нее доходят вести о его изменах.
Гера часто враждует с богиней любви Афродитой: ей не нравится ветреность Пеннорожденной.
Характер богини
Кратко о богине Гере не расскажешь. Чтобы понять характер богини, нужно знать ее историю. А она была достаточно драматичной.
К периоду классики сформировался олимпийский пантеон греков из 12 великих богов. Они жили на вершине Олимпа, во дворцах, услаждая себя пением, плясками, вкушая нектар и амброзию.
Над всеми царствует громовержец, великий Зевс, отец богов и людей. Все остальные олимпийцы являются членами его семьи.
Как бог неба, Зевс выступает с молнией и скипетром в руках, как владыка. В то же время он является небесным оплодотворяющим богом. В этом качестве он часто появляется в бычьем облике. А великая Гера выступает в облике коровы.
Зооморфные рудименты в культе Геры сохранились в ее эпиклесе “волоокая”, а также в некоторых мифах.
До своего последнего брака Зевс был женат несколько раз. Гера очень не хотела выходить за него замуж, и поэтому он прибегнул к хитрости.
Он обернулся птицей, кукушкой, и мокрый, холодный, замерзший, слетел на грудь Геры. Затем он принял свой истинный облик, и овладел богиней.
У Геры просто не было выбора: ей пришлось выйти за него замуж.
Какая богиня Гера по характеру? Положение Геры на Олимпе двойственно. С одной стороны, златотронную сестру и супругу Зевса почитают все наравне с Кронидом.
С другой стороны, как женщина, она неполноправна. Этим и объясняется своенравный характер Геры.
Однажды она возглавила заговор против Зевса. Боги-олимпийцы напали на него, и связали так, что тот не мог пошевелиться.
На все угрозы боги только смеялись. И, если бы не Фетида со сторуким Бриареем, еще неизвестно, кому на Олимпе принадлежала бы власть.
Зевс тогда подвесил Геру на небесах, сковав ее золотыми цепями и привязав к ее ногам тяжелые наковальни. Ее сын, Гефест, пытался помочь матери. Но Зевс одним махом сбросил его на остров Лемнос, после чего бедняга охромел.
Спустя время Зевс смягчился, и помиловал Геру. Но богиня затаила зло, и никогда не упускала случая поинтриговать, унизить мужа, а также – разжечь его страсть к себе с помощью волшебного пояса Афродиты.
Гнев богини Геры был ужасен. Богиня брака и материнства никому не прощала обиды – особенно Зевсу, с которым постоянно ссорилась, преследовала его возлюбленных, и житья не давала его внебрачным детям.
Пока Зевс развлекался на стороне с другими женщинами, и даже принес на Олимп в качестве виночерпия хорошенького мальчика, Ганимеда, Гера терпела. Но когда Зевс решился родить, и родил Афину, гневу Геры не было предела.
Как великая богиня-мать, она в отместку, без мужа, родила великого сына, страшное змееногое чудовище с сотней драконьих голов – Тифона.
Носясь со страшным свистом и шумом, он бросался раскаленными скалами в небеса.
В ужасе боги бросились бежать в Египет, на ходу превращаясь в различных животных. Но главной целью Тифона были не они, а Зевс.
Побежденного Зевса Тифон бросил в пещеру, предварительно перерезав ему сухожилия на ногах. И только с помощью Гермеса громовержец смог спастись и победить чудовищное порождение Геры.
Пока Зевс воевал с Тифоном, его златопрестольная царица сама вершила пиршество на Олимпе.
В эпосе Гера выступает в тандеме с Афиной, как богиня войны. Она постоянно нарушает запреты мужа. Он вынужден это терпеть, хотя никому другому, даже любимой дочери, он не позволяет так с собой обращаться.
Гера воздвигает бури на море, приказывает солнцу сойти в океан. она часто приносит несчастья простым людям, посмевшим разгневать ее.
Но одновременно она благоволит к тем, кто почитает ее и просит ее помощи. Благоволит Гера и роженицам: из капель ее божественного молока появился млечный путь.
Мифы о богине Гере
Богиня Греции Гера является героиней многочисленных мифов. Не все мифы показывают Геру как ревнивую и своевольную супругу громовержца, вставляющую палки в колеса великим героям.
Часто в мифологии древних греков богиня Олимпа Гера помогает героям: иногда вопреки воле своего грозного супруга.
Рождение и юность
Миф гласит, что раньше на Олимпе не было богов: были только титаны. Тогда миром правил могущественный Кронос и его супруга, Рея.
Кроносу предрекли потерю власти от руки собственного ребенка. Когда Рея забеременела и родила, Кронос в долю секунды проглотил младенца. И так было со всеми последующими детьми.
Пятым ребенком Кроноса и Реи была Гера.
Когда Зевс, которому мать сохранила жизнь, вернулся на Олимп, чтобы свергнуть отца, он заставил Кроноса вернуть свободу своим братьям и сестрам, которых тот проглотил.
Поскольку Гера была проглочена последней, то ее первой изверг из своего чрева Кронос. Так получилось, что при рождении она не получила божественного удела: Кронос и Зевс были заняты борьбой, а Рея – увещеванием младшего сына: она умоляла его сохранить отцу жизнь.
Гера рано почувствовала отчуждение: ее отдали на воспитание дяде и тете, Океану и Тефиде. Есть два мифа, которые описывают жизнь юной Геры.
В первом мифе о богине Гере говорится о том, что Океан и Тефида постоянно ссорились, между ними не было любви. Маленькая Гера решила, что, когда у нее будет семья, она не будет ругать своего мужа, а будет только восхищаться им. Еще она решила, что обязательно будет хранить ему верность, и хвалить его за все.
Согласно другому мифу, Гера была счастлива. Она жила в дружной семье, где все любили друг друга. Тефида постоянно восхищалась своим супругом Океаном, он дарил любимой жене подарки. Маленькая Гера пообещала себе, что, когда у нее будет семья, она также будет относиться к своему мужу.
Два разных мифа, два разных сюжета. Но в обоих легендах Гера приняла единственное решение: быть верной женой и опорой для своего мужа.
Гера и Зевс
Величественный супруг богини Геры, громовержец Зевс, не отличается постоянством. Это приносит неприятности и ему, и его возлюбленным, и детям.
На фото Зевс и Гера:
Почему же Гере так важно сохранить семью и статус жены? Жена Зевса, богиня Гера, по сути является “первой леди”.
Ее муж – верховный бог Олимпа. Замужество дает ей:
Для Геры это не пустые слова, это смысл ее жизни. Она сильное, волевое божество. Но когда она узнает, что муж изменяет ей, она превращается в ревнивую фурию, мстительную и склочную. Она следит за мужем, она полна панических страхов. Больше всего она боится остаться одна.
Отношения Зевса и Геры были очень сложными. Это две сильные личности, которые находились в постоянной борьбе.
Зевс, в отличие от своего отца, был активным прелюбодеем, но (опять же, в отличие от отца) не боялся своих детей, а любил их, и помогал им.
Но в их совместной с Герой жизни все не так просто: в их доме постоянно царит атмосфера обмана и интриг.
Громовержец постоянно обманывает Геру. Имея многочисленных внебрачных детей, он усиленно пытается их скрыть, что приносит им только беды.
Гера, узнав об изменах супруга, моментально приходит в гнев, и карает не мужа, а третью сторону: приносит возлюбленным громовержца беды, или лишает их жизни.
Необыкновенно мстительная и ревнивая Гера постоянно преследует всех возлюбленных своего мужа. Она превратила Ио в корову, а Каллисто – в медведицу. Гера погубила Семелу, мать Диониса, задержала роды у Алкмены, матери Геракла (этого героя богиня люто ненавидела, как, впрочем, и других внебрачных детей Зевса).
Богиня древней греции Гера – не бессловесная тень мужа. Она не только супруга Зевса, но и его сестра. Их союз – союз равных, их семейные системы полностью совпадают. Именно это обуславливает симметричность их взаимодействия.
Зевс наказывал Геру за то, что та посягала на его власть. Это происходило до тех пор, пока она поклялась больше никогда не делать этого. Гера подчинилась, перестала восставать против мужа, и стала воспринимать его способность обольщать других женщин как данность.
Гера богиня брака (некоторые ошибочно полагают, что Гера богиня земли, но это не так: данная функция принадлежит богине Гее).
Поэтому она всегда сохраняла верность своему супругу. Миф гласит, что однажды некий человек влюбился в богиню, и вознамерился ею овладеть. Зевс узнал об этом, и велел Гере войти в облако, которое он создал, чтобы укрыть ее от глаз влюбленного поклонника.
Эта, почти комичная ситуация, принесла свои плоды: после бурного выяснения отношений между Зевсом и Герой прошла страстная вспышка, которая привела обоих богов к супружескому ложе.
Богиня знала, что любвеобильность супруга требуется переносить в семью. Периодически она брала у Афродиты ее чудесный пояс, и вновь очаровывала Зевса, заставляя его вспомнить самое начало их отношений, когда оба были юны, влюблены и счастливы. Так она пробуждала в нем желание. И тогда они удалялись от всех дел, и предавались любви.
Дети Зевса и Геры
Богиня Гера и Зевс родили следующих богов:
В случае с Гефестом характер Геры раскрывается с другой, несколько неожиданной стороны.
Гефест родился слабым и хромым, тогда как другие боги, рожденные в результате союза Зевса с Герой, были прекрасны. Когда богиня увидела некрасивого сына, она так разгневалась, что сбросила его с Олимпа.
Но Гефест не погиб: его спасла богиня Фетида, и вырастила юношу как собственного сына. О том, чей он сын, Гефест узнал случайно, и решил отомстить.
Однажды он выковал прекрасный золотой трон, и в качестве дара отправил его на Олимп. Гера пришла в восторг от такой красоты, и решила тут же занять трон. Но только она на него села, как ее руки и ноги обвили невидимые путы. Никто из богов, даже Зевс, не смог освободить ее.
Узнав о том, что это может сделать только Гефест, Зевс послал к нему Гермеса. Но хитроумный посланец богов не смог убедить Гефеста пойти на Олимп и освободить мать. На кузнеца не действовала ни ласка, ни угроза.
Тогда Зевс решил послать к Гефесту Диониса. После нескольких чарок вина добродушный бог-кузнец повеселел, и согласился отправиться с Дионисом на Олимп. Он предстал перед богами, и Гера признала его, после чего Гефест, который недолго помнил зло, освободил ее. В благодарность за свое освобождение, Гера женила его на прекрасной Афродите.
Миф об Ио
Согласно греческой мифологии, Ио – прекрасная дочь речного бога Инаха, который по совместительству был аргивским царем, и Мелии.
Однажды Ио увидел громовержец, и, как это часто с ним случалось, мгновенно воспылал к ней страстью. Между Ио и Зевсом произошла ночь любви, после чего они сильно привязались друг к другу.
Гера узнала о связи Ио с Зевсом, и устроила мужу безобразную сцену ревности.
Зевс испугался за Ио: он знал, на что способна его ревнивая супруга. Он явился к возлюбленной, и предложил ей план: он превратит Ио в корову. Ненадолго, чтобы только гнев Геры утих. А потом они снова будут вместе.
Ио не очень-то и понравился предложенный Зевсом план по ее спасению, но спорить с ним она не решилась. А громовержец, облегченно вздохнув, превратил любимую в красивую белоснежную корову.
Однажды эту корову увидела Гера, залюбовалась ею, и подошла ближе, чтобы погладить. Заглянув в удивительно красивые, совсем человеческие глаза животного, она от неожиданности отшатнулась. А потом богиня все поняла, и в ее груди тут же поднялась буря возмущения и гнева.
Она не рискнула причинять вред Ио сразу. Подольстившись к Зевсу, Гера упросила супруга подарить корову ей. Громовержец сразу же заподозрил неладное, но отказать супруге не смог: зачем, когда она так мила.
Гера забрала корову к себе, и приставила к ней стражем Аргуса, строго наказав ему, чтобы тот не спускал с Ио ни одного из своих тысячи глаз.
Картина изображает Юнону (Геру), которая передает Аргусу Ио:
А Громовержец принялся разрабатывать другой план по спасению своей прекрасной Ио.
Он послал к Аргусу быстроногого Гермеса, и тот сначала зачаровал неумолимого стража игрой на флейте, а потом оглушил того дубиной. Затем он взял за повод Ио, и поднялся с ней в небо, держа курс в тайное место, где возлюбленную уже ждал изнывающий от нетерпения Зевс.
Узнав о похищении белоснежной коровы, Гера въярилась еще сильнее.
И наслала на несчастную Ио страшного овода, который неотступно преследовал ее и жалил. Ио бежала от преследования через всю Грецию; она бежала через Босфор, в Азию.
Во время своего рандеву, Ио встретила привязанного к кавказским скалам Прометея, двоюродного брата Зевса (исследователи греческой мифологии считают, что “гора Прометея” находилась на территории современного Сочи). Мятежный титан, защитник людей, посоветовал Ио бежать в Египет: по его словам, долгожданное освобождение от мук ее ждало именно там. Также Прометей предрек великое будущее потомству Ио. И действительно. Достигнув берегов Нила, Ио снова обрела человеческий облик, а кошмарный овод исчез также неожиданно, как и появился.
В Египте Ио родила от Зевса Эпафа, который впоследствии стал царем этой страны, и родоначальником героев из фиванской и аргосской мифологии: Эдипа, Персея и Геракла.
Каллисто
Прекрасна была Каллисто. Так прекрасна, что Зевс не уставал любоваться ею, и каждый раз, очарованный, находил в юной нимфе что-то новое. Он не хотел гневить Геру, но его неудержимо тянуло на поиски приключений. Тем более, Каллисто была чудо, как хороша.
Громовержец спустился на землю, и крепко задумался, что ему делать дальше. Каллисто – любимица Артемиды, и член ее свиты. А мужчин эта братия просто не выносит. Взять силой? Не выход: ссориться с Артемидой ему не хотелось. И тогда в его голове созрел план, насколько удачный, настолько же и изощренный. Зевс принял облик Артемиды, а потом подошел к Каллисто, которая готовилась к водным процедурам, и ласково заговорил с ней.
Не сразу поняла Каллисто, что с ее божественной подругой что-то не то: никогда в ее глазах не было столько страсти, никогда из ее уст не лилась такая медовая речь… И Каллисто потеряла голову.
А вскоре она поняла: это с ней что-то не так. Ее плоский животик вдруг начал расти, а общее состояние изменилось в худшую сторону. Пожалуй, первой неладное заподозрила Артемида, и устроила нимфе допрос с пристрастием.
Артемида не отличалась сентиментальностью. А когда Каллисто понесла сущую околесицу о том, что-де она беременна от нее, богиня не на шутку рассвирепела, и выгнала несчастную из свиты.
Горько плача, Каллисто удалилась, и пошла искать того, по вине которого и попала в беду. А Зевс и сам уже понял, что натворил. Чтобы спасти Каллисто от мести Геры, он превратил ее в медведицу.
Но Гера уже обо всем знала: возмущенная Артемида пожаловалась ей. Гера не была бы Герой, если бы не решила отомстить несчастной нимфе.
Когда Каллисто родила сына, Аркада, тот начал расти не по дням, а по часам. Однажды он с собаками отправился на охоту, и увидел прекрасную медведицу.
Напрасно молили о пощаде глаза чудесного животного: отважный охотник прицелился в нее, не имея понятия, что целится в собственную мать. Гера невидимо направила его руку: смотри же, не промахнись!
Засвистела спущенная стрела, залаяли собаки, а несчастная Каллисто в ужасе зажмурилась.
Но эту безобразную сцену увидел Зевс. Взмахнув могучей дланью, он поднял Каллисто на небо. Поднял он и Аркада, и его собак.
Так благодаря Гере и Артемиде на небе появились новые созвездия: Большая Медведица, Волопас и Гончих Псов.
Созвездие Большой Медведицы:
У этого мифа есть продолжение. Гера никак не могла успокоиться: соперница ушла от ее мести. Она обратилась за помощью к Посейдону, и принялась жаловаться ему на свою долю.
Вняв ей (или просто устав от ее жалоб), владыка морей отказался пустить Каллисто в свои воды. Поэтому Большая Медведица – незаходящее созвездие.
Гера и Троянская война
В период Троянской войны Гера всячески помогала противникам Трои. Всякая помощь троянцам была ненавистна для нее: Гера и Афина ненавидели весь род царя Приама. Ненавидели они и Париса –за то, что тот почтил богиню Афродиту, отдав ей яблоко, на котором золотыми буквами было написано: “Прекраснейшей”.
Зевс не разрешал богам вмешиваться в эту войну, но сам искренне сочувствовал троянцам.
Чтобы усыпить его бдительность, Гера отправилась к супругу в волшебном поясе Афродиты, придававшем той, кто его носил, неотразимую красоту. Усыпив своими ласками очарованного Зевса, Гера смогла осуществить свои замыслы.
Ее помощи ждал Ахилл, явно уступавший в силе по силе речному богу Скамандру, который обрушил на него огромный вал воды высотой с троянскую стену.
Гера не желала гибели сына Фетиды. Найдя Гефеста, она обратилась к нему:
“Видишь, сынок, Ахиллес погибает бесславно?
Ты уж ему подсоби – да смотри, подсоби поскорее!”
В повиновении у Гефеста был огонь. Явившись на поле брани, он повелел огню жечь Скамандр. Послушный богу наковальни, столб огня снизошел с неба и ударил в разбушевавшуюся реку.
Гордость с всхлипом ломая, Скамандр обратился к Гефесту:
“Что ты делаешь, бог?
Или сгубить меня хочешь, сильный?”
Ничего не ответил Гефест, послушный только слову своей матери. Точно не слыша мольбы речного бога, он продолжал жечь реку небесным огнем.
Изнемогший, приникший Скамандр обратился к владычице Гере:
“Ох, богиня, будь милосердца!
Поскорее уйми свое чадо!
До них мне нет дела.
Пусть герой Ахиллес многосильный
Хоть их всех на куски искромсает –
Я не дрогну даже струею!”
И Гера снизошла: она совсем не хотела погубить божественный Скамандр.
Геракл
В любви Зевса к Алкмене было особенное. Владыка Олимпа ведал все времена и сроки. Знал Зевс: то была его последняя любовь.
Знал громовержец и то, что уже совсем скоро царевна Алкмена родит ему сына – особенного сына.
Однако не только Зевсу было ведомо грядущее. Гера не хуже него умела вопрошать судьбу.
Гера ненавидела Алкмену. И чем только эти смертные прельщают богов? И теперь еще сын Алкмены должен будет возвеличиться великой властью? Не бывать тому, не бывать.
В тот же день наведалась Гера на землю. Она отыскала Илифию, добрую богиню, помогавшую женщинам при родах. Могущественна Гера приказала Илифии задержать роды у Алкмены, и ускорить их у аргосской царицы Никиппы.
Муж Никиппы, аргосский царь Сфинел, приходился внуком Зевсу. Через два месяца Никиппа должна была родить мальчика, который стал бы правнуком громовержца. Вот Гера и подумала: если этот мальчик родится прежде сына Алкмены, именно он будет осенен тем великим будущим, которое Зевс посулил человеку, от его крови рожденному.
Илифия не осмелилась противиться супруге властителя Олимпа. Вот так и получилось, что Никиппа родила ребенка раньше, чем Алкмена.
Услышав на Олимпе крик новорожденного, Гера усмехнулась и помчалась к Зевсу. Она воскликнула, радостью так и сверкая:
“Счастье какое, супруг мой, владыка!
В Аргосе сын у царевны родился,
Отпрыск от крови твоей многосильной,
Что же молчите, о боги, богини?
С правнуком Зевсе спешите поздравить!
Вырастет мальчик и станет героем,
Станет великим царем над царями!
Сильные будут ему подчиняться,
Лишь только бровью он поведет.
Это ты, Зевс, обещал, наш владыка?”
Гневом заполыхало лицо громовержца. Все увидел он, все, что содеяла Гера. Впрочем, Гера и не пыталась что-либо утаить от мужа. Всем своим видом, всеми хитрыми словечками она смеялась ему прямо в глаза. Нет ничего сладостней для оскорбленной женщины, чем месть.
Громовержец выполнил свое обещание: новорожденный, Эврисфей, стал царем, владыкой большого царства.
Гера радовалась, но тревога мучила ее бессмертное сердце. Знала Волоокая, что судьбу обмануть нельзя.
И все-таки, она попыталась.
Сын Алкмены рос быстро. Пронзительным взором богини Гера видела: в нем есть нечто такое, что достойно было не человека, а бога.
Как известно, огонь проще затушить, когда он как следует не разгорелся.
Юному сыну Зевса было только восемь месяцев.
Гера повела рукою, и две громадные змеи вывернулись из горной расщелины. Извиваясь, гады поползли к Фивам. Оказавшись в городе, змеи быстро устремились по улице к дому Амфитриона. Стоял ясный, погожий день, но никто из прохожих не увидел ядовитых гадин. И это тоже сделала Гера.
Входная дверь тихо раскрылась, пропустила змей, а потом закрылась сама собой. Быстрые и бесшумные, змеи вползли в комнату, где стояла колыбель, и заползли в нее.
Первыми гадин увидела няня. Она испуганно закричала. По дому пронеслись встревоженные восклицания. Бледный, Амфитрион, вбежал в детскую с обнаженным мечом в руке.
Когда Амфитрион, обмирая, заглянул в колыбель, он увидел такую картину, что просто оторопел. В колыбели лежали две огромные змеи. Они были мертвы: их толстые шеи сжимал ручонками младенец, который, безмятежно улыбаясь, спал.
Мальчика звали Геракл.
Так началась драматичная история противостояния величайшего греческого героя и Геры. Не было бы счастья, да несчастье помогло: все свои великие подвиги герой совершил именно благодаря козням мстительной богини. Его имя и переводится как “прославившийся благодаря Гере”.
Много страданий обрушилось на героя. Но когда он обрел бессмертие, Гера примирилась с ним и даже усыновила его. Чтобы хоть как-то загладить свою вину перед Гераклом, она дала ему в жены свою дочь, вечно юную Гебу.
Аргонавты
С лесистого склона спускался юноша в звериной шкуре на бедрах. Верно, это был какой-то пастух: много их торопилось в Иолк в этот день.
Внизу нес свои струи холодный Анавр, неглубокий в это время года. Юноша собрался перейти речку вброд, но тут его окликнули. Голос был надтреснутый, старушечий.
Молодой пастух обернулся. Рядом стояла старуха в рваной одежде, опирающаяся на клюку. Наверное, она скрывалась от солнца в тени дерева, поэтому он не заметил ее сразу.
Старуха больше ничего не сказала. Она только смотрела на него слезящимися глазами, и жевала беззубым ртом. Да и к чему слова? И без слов было понятно, чего хотела старуха.
Пелий, знатный житель Иолка, звал на пир всех, ну и ей захотелось потешить нежным свинячьим салом свой засохший желудок. Помешал Анавр: старому человеку непросто перейти илистую речку вброд.
Юноша посадил старуху себе на плечи и вошел в воду. Когда пастух переходил реку, только в одном месте вода достала ему до пояса. Однако трудно было идти из-за ила. Толстый слой ила покрывал все дно Анавра.
Уже у берега правая нога юноши крепко увязла. Пастух не стал топтаться на месте со старухой на плечах, высвобождая сандалию. Молодость всегда торопится.
Юноша вышел на берег в одной сандалии. Он бережно помог старухе опуститься на песок, и улыбнулся на прощание:
Старушка зашамкала благодарственно:
И Ясон, улыбнувшись не то старухе, не то солнечному дню, зашагал по извилистой тропинке.
Голос, позвавший его, был тот самый надтреснутый старушечий голос. Только старухи Ясон не увидел.
На том месте, где только что она стояла, теперь величалась женщина во цвете лет – высокая, ростом выше Ясона, статная, в драгоценном одеянии, шитом золотом. Удивительное сияние мягко окутывало руки и лицо красавицы, по одному которому всякий признал бы в ней олимпийскую богиню.
Это была богиня Гера, чьи статуи стояли в каждом греческом городе. И объявила богиня голосом звучным и сильным:
“Ныне, Ясон, ты почтил
Зевса закон нерушимый,
Старым всегда угождать.
Знай же: за доброе сердце
Вот мое слово богини:
Если беда приключится,
Помощь тебе я явлю
Силой своей олимпийской!”
Гера, небесная супруга Зевса, взмахнула золотым жезлом, и горы загрохотали в отдалении.
Какое-то время Ясон стоял не шевелясь. Сердце юноши лихорадочно билось: он впервые воочию увидел богиню. Но вот замерло громовое эхо, пронесся теплый ветерок, и Ясон вздохнул глубоко и радостно. Как же, сама могучая супруга Зевса обещала ему поддержку. А значит – все сбудется, к чему так стремилась его душа.
Гера много раз помогала Ясону. Когда тот, вместе с аргонавтами, отправился за Золотым Руном, богиня подговорила шаловливого сына Афродиты, Эрота, который пустил стрелу прямо в сердце служительницы Гекаты, Медеи. Хоть та и слыла сильной колдуньей, но она была женщиной. Как и следовало ожидать, она не устояла против чар любви.
Именно Медея помогла герою добыть Золотое Руно. А потом Ясон, который не смог устоять против красоты царевны, пригласил ее на корабль.
Любовь – странная штука. Иногда она побуждает людей совершать подвиги, но иногда заставляет совершать страшные вещи. Именно такую любовь умел внушать Эрот.
Ослепленная страстью к Ясону, Медея забыла не только себя, но и родной город, отца, родных… Она узнала, что отец отправил за ней погоню. Знала она и то, что за “Арго” на всех парусах гонится, снедаемый гневом и ревностью, царевич Апсирт, ее младший брат, которого она так любила.
“Арго” болтался в море, швыряемый бурей. Но на четвертый день буря стихла, и измученные аргонавты уснули.
Во сне Ясон услышал, как кто-то позвал его. Потом он почувствовал, как кто-то ущипнул его за щеку. Щурясь, герой приподнялся на локте. Нет, не Медею увидел он.
Перед ним сияла богиня Гера. Она сказала:
“Эх, мой златокудрый Ясон!
Знай: в родимый край тебе не вернуться,
Пока рук не отмоешь от крови.
Вместе с Медеей скорей отправляйтесь
К Кирке-волшебнице в дом ее сельский.
Кирка свершит весь обряд очищения!”
Ясон, вспомнив, что он сотворил (ему самому претило подлое убийство, он предпочел бы сразиться с Апсиртом в честном поединке, да помешала Медея).
Гера ободрила мудрою речью:
“Эй, не горюй! Что ушло, не воротишь.
Время придет, ты пойдешь за Апсиртом!
Ну а теперь… Видишь небо и солнце?
Будь же достоин меча и мечтания!
Будь снова чист и не пачкайся больше!”
И богиня растаяла в воздухе.
Аргонавтам предстоял долгий и трудный путь домой.
Культ Геры
Имя Геры появляется уже во II тысячелетии до н.э. Самые значительные храмы в древней Греции были посвящены Гере:
Остров богини Геры, Самос, считается местом ее рождения. Он находится в 2 км от побережья Малой Азии.
К сожалению, многие храмы богини были разрушены. Причиной (как и причиной падения римской империи) стали многочисленные арабские завоевания.
Фото руин храма богини Геры на горе Олимп:
Культ Геры был распространен в Греции на материке, особенно в Микенах, и на Крите, где в Кноссе праздновали “священный брак” Геры и Зевса. Любовная сцена Зевса и Геры на одной из вершин Иды есть несомненный аналог древнего крито-микенского “священного брака” двух божеств.
Фото храма богини на о.Самос:
Руины микенской цитадели в Коринфе были превращены в храм Геры, где находилась статуя сидящей богини с высокой короной.
О древности культа богини Геры свидетельствуют ее образы: в виде столба в Аргосе, и доски на о.Самос.
В Олимпии (одно из крупнейших святилищ древней Греции) Гера почиталась задолго до Зевса. Здесь каждые 4 года в ее честь праздновались так называемые гереи – состязание девушек-бегуний. Победительница получала венок из оливы, а также право поставить свою собственную статую с именем.
Культ Геры, по толкованию ряды ученых, соответствуют трем состояниям земли: весенний расцвет, летнее созревание и зимнее “вдовство”.
В одном из аркадских городов стояло три храма Геры:
Отдельную статью по Храмам Геры можно посмотреть тут
Великая богиня Гера – древнейшая богиня. Есть один характерный эпитет, посвященный ей: “Златотронная”. А Зевс часто именуется просто как “Герин муж”.
В мифологии богиня Гера выступает как великая доэллинская владычица. Ее вынужденное замужество отразило захват минойской Греции ахейцами и свержение верховного божества: у минойцев главной богиней была богиня-мать.
Зевсу, как пришельцу, пришлось с большим трудом пробиваться на Олимп, преодолевая сопротивление древних богов и их владычества. он женился на их богине, и ее сфера была реформирована в угоду победившему патриархату.
Как остроумно выразился Роберт Грейвс, “Зевса могли изображать птицей кукушкой, потому что он как бы выбросил остальных богов из гнезда. А также потому, что он присвоил скипетр Геры, навершие которого было выполнено в виде кукушки”.
Гера – одна из божеств, которые в древности олицетворяли грозные силы природы. В культе богини сохранились следы тотемизма: в глубокой древности ее изображали с головой лошади.
На прошлое Геры указывает и используемый для ее характеристики эпитет “волоокая” у Гомера и Нонна Панополитанского, и приносимые ей в жертву коровы.
Символы богини Геры
Главный символ богини Геры – гранатовое яблоко. Это символ брачной любви. Другие атрибуты богини Геры также связаны с ее основной “функцией”: это лилия, символ чистоты и верности, и птица кукушка, являющаяся вестницей весны, поры любви.
В некоторых мифах Гера – богиня плодородия, поэтому ее символом является также и гранат.
Птицей Геры является аист. Согласно древнему мифу, Гера превратила в аиста царевну Антигону, которая посмела заявить, что красивее богини.
Аист стал служить богине, а той возносили гимны женщины, желающие иметь детей. Когда женщина, молящаяся о потомстве, слышала крик аиста, это означало, что скоро в семье будет пополнение. Хорошим знаком считалось увидеть аиста: это означало, что счастье не за горами.
Со времен Софокла и Аристофана аист символизировал заботу о родителях: считалось, что, когда аист становился старым и терял оперение, его сын выщипывал перья у себя, и “одевал” отца.
В некоторых мифах говорится, что птица богини Геры – не аист, а все-таки павлин. И дело здесь не в переливчатом пышном хвосте, а в глазах: они символизировали бдительность богини. Культурологи, нашедшие в древних текстах сравнение Геры с этой птицей, полагают, что именно она способствовала формированию в характере Геры “павлиньей” заносчивости и тщеславия.
Еще один символ Геры – корова. Священная корова долгое время была образом, связанным с Великой Матерью, кормилицей, которая всех обеспечивала пищей.
Гера в кино и литературе
В современной культуре богиню Геру часто изображают как ворчливую, ревнивую жену Зевса.
Она появлялась в сериалах, основанных на мифологических сюжетах, и выходивших на экраны в 90-е: “Удивительные странствия Геракла”, “Зена, королева воинов”. Там она часто выступала как антагонист. Такая же роль у нее в серии книг и фильмов о Перси Джексоне.
А в фильме “Ясон”, вышедшем в 2003 году, она, как и в мифе, наоборот, помогает и покровительствует главному герою.
Стихия: земли, погоды. Объекты: неба, дня. Деятельность: плодородия, любви, природы, брака, семья, мать.