Как звучит призыв к намазу
Правила оглашения и значение азана в жизни правоверных мусульман
В мусульманской религии действуют свои каноны и нормы, которые выглядят иногда сложными для непосвященных. Например, азан в исламе является совершенно обычным делом, хотя в христианстве этого ритуала не существует. Поэтому люди, исповедующие иную религию, оказавшись в среде мусульман, часто не понимают суть этого ежедневного религиозного призыва к молитве.
К сожалению, даже некоторые мусульмане (особенно молодежь), которые не воспитывались с детства в атмосфере ислама и веропочитания Аллаха, иногда задаются вопросом, для чего необходим азан. Стоит подробнее разобраться в этом вопросе.
Для чего нужен призыв к молитве
О том, что представляет собой азан, знает каждый правоверный мусульманин. Это, по сути, призыв к намазу, который, как известно, осуществляется пять раз в день. Соответственно, и призыв в исламе провозглашается столько же раз – перед каждой молитвой. Однако многие мусульмане, даже слыша эти красивые слова, не вдумываются в них и поэтому не осознают его духовной важности.
Уникальность его заключается в том, что молитва, к которой он призывает, является обязательной, однако сам призыв всего лишь желателен – при необходимости можно обойтись и без него. При этом ислам считает призыв к молитве очень важной частью ритуала. Муэдзин должен осуществлять чтение азана в любом населенном пункте, где проживают мусульмане.
Это не только своеобразное оповещение о том, что наступает пора молитвы, но и стремление напомнить, для чего нужен сам намаз. В переводе с арабского слово «азан» означает «оповещение, оглашение». Мусульмане считают, что время для каждого намаза было установлено самим Аллахом. Однако правоверный может по различным причинам пропустить точно установленный срок, поэтому в обязанности муэдзина и входит сообщение о том, что наступила пора молитвы.
Если количество и время намазов было определено Всевышним, то азаны ввел в его ритуал пророк Мухаммед (с.а.в) в первой трети VII века (I век хиджры). Существует предание, рассказывающее о создании призыва к молитве. Согласно ему, первые мусульмане, проживающие в Медине, где в то время находился пророк, не знали наступления точного времени молитвы и говорили об этом посланнику Аллаха. Даже предлагались различные способы оповещения – кто-то предлагал использовать большие трубы или колокол, кто-то – вывешивать специальные знаки.
Наконец, один из последователей Пророка Абдуллах ибн Зейд увидел во сне человека, который нес в руке зурну. Абдуллах попросил продать инструмент, объяснив, что хочет оповещать людей о том, что наступает время молитвы. Однако человек сказал, что есть лучший способ сделать это, и сообщил полный текст азана. Проснувшись, он рассказал обо всем пророку Мухаммеду (с.а.в), и тот одобрил и текст оглашения, и сам способ его. С тех пор оповещения о времени молитвы в мире читаются именно так.
Некоторые исследователи полагают, что явившийся во сне к Абдуллаху человек был не кем иным, как ангелом Джибрилем.
Изначально он представлял собой единственную фразу, переводимую как «совместная молитва». Однако в Аравии еще до возникновения ислама существовали языческие ритуалы, чем-то схожие с этим красивым призывом. Поэтому постепенно сформировался современный текст призыва к намазу, который был обусловлен как устаревающими языческими правилами, так и постулатами новой исламской религии.
Для того чтобы читать азан, муэдзин должен повернуться в сторону Каабы и произносить слова размеренно и напевно. Сразу после того как оглашен призыв, следует дуа (то есть, особая короткая молитва), где благословляется сам Пророк, а также его семья и последователи. При этом предмолитвенный ритуал считается неполным без произнесения икамата, который читается после оповещения о времени молитвы, спустя несколько минут.
Количество и время оглашения
Молитвенный цикл у мусульман состоит из пяти обязательных молитв. Каждый правоверный должен читать намаз:
Соответственно, перед каждым намазом должно произноситься и напоминание, поэтому расписание азана совпадает с расписанием самой молитвы, хотя их и разделяют несколько минут для подготовки непосредственно к молитве. При этом существуют периоды, когда молитва запрещена. В частности, в период нахождения солнца в зените призыв и мольба не читаются.
Существует запрет и на чтение призыва в тот период, когда солнце уже взошло, но на высоту копья еще не поднялось. Нельзя также читать и молитву, когда садится солнце. Особо ревностные мусульмане могут читать еще и послеполуденную молитву, хотя пророк Мухаммед (с.а.в.) полагал, что это проявление лицемерия.
Азан необходим не только для того, чтобы люди не пропускали время мольбы. Теологи ислама утверждали, что шайтан боится звуков призыва к намазу, поэтому, когда читается вечерний призыв, нечистый в страхе отступает от человеческой души и держится на расстоянии. То же самое происходит и во время чтения других призывов к молитве. Более того, считается, что именно его напевность способна отпугнуть нечистую силу.
Как правильно читать азан
Наука оглашения о времени молитвы не так уж легка, как может показаться на первый взгляд. Многие считают, что азан – самый напевный призыв в мире. Существуют правила, согласно которым нужно начитывать его.
В частности, внимание уделяется самому муэдзину – он должен быть совершеннолетним, а также свободным человеком (в старые времена это требование было особенно важным, призывать к молитве не мог раб или невольник). Помимо того, муэдзин обязан быть человеком ответственным и знающим Коран и Сунну.
Перед тем как начать читать, он должен провести омовение, а во время оглашения убедиться, что его голос доходит во все стороны. Если же с одной из сторон минарета он почти не слышен, муэдзину вменяется в обязанность обходить вокруг здания, чтобы призыв был слышен всем. Наконец, вне зависимости от того во сколько провозглашается призыв, он должен быть полностью поглощен этим делом и ни в коем случае не отвлекаться – тем более, на приветствия.
Основное требование, предъявляемое к человеку, читающему азан, – это наличие красивого и сильного голоса. Призыв к молитве читается громко, размеренно. В отличие от него, икамат произносят быстро (хотя это не означает, что эти слова можно говорить невнятно и скомкано).
Канонический азан оглашают по-арабски, хотя муэдзин должен доносить смысл этого призыва до верующих, а значит, читать его на том языке, на котором говорят слушающие. Сам текст призыва является несложным, однако требует повторения отдельных фраз. Вот как выглядит он на арабском языке:
الله أكبر الله أكبر (четыре раза);
أشهد أن لا اله إلا الله (два раза);
أشهد أن محمدا رسول الله (два раза);
حي على الصلاة (два раза);
حي على الفلاح (два раза);
الله أكبر الله أكبر (два раза);
لا إله إلا الله (один раз).
Если прочитать перевод, то фразы выглядят очень простыми, однако в них заключен глубокий смысл. Повторения и упрощенные формулировки призваны, по всей видимости, воздействовать на подсознание мусульман, объясняя им, почему так важна молитва. Азан на русском языке звучит следующим образом:
Свидетельствую, что иного божества, кроме Аллаха, нет (2 раза)
Свидетельствую также, что посланник Аллаха – Мухаммед (2 раза)
Поспешите к молитве (2 раза)
Поспешите к спасению вашему (2 раза)
Велик Аллах (2 раза)
Нет иного бога, кроме Аллаха (1 раз).
Нужно отметить, что утренний азан имеет небольшое отличие от всех остальных призывов, которые произносятся в течение суток. В его текст вставлена еще одна фраза, которая произносится после слов «Поспешите к спасению вашему» и тоже повторяется дважды. Звучит она так: «Молитва лучше, чем сон». Все остальные фразы имеют одно и то же звучание. Формула призыва не отличается сложностью, поэтому запомнить ее довольно легко.
Правила поведения верующих
Не стоит полагать, что мусульмане, вышедшие слушать призыв, должны просто воспринять его, как напоминание о начале молитвы. Ведь азан – это составляющая молитвенного ритуала, а значит, со стороны слушателей требуется определенный ответ и действие.
Правила диктуют, что на эти слова необходимо реагировать незамедлительно, отложив все дела, которыми человек в это время занят. Даже если в ту минуту вы читаете Коран, при звуках призыва требуется прервать свое занятие. И дело не только в том, что с этого мгновения вы начинаете внутренне готовиться к молитве, а в том, что нужно повторять вслед за муэдзином – а это требует определенной сосредоточенности.
Произнося слова, человек чувствует, как азан успокаивает душу. Все эти фразы нужно повторять в точности так, как говорит их призывающий. Но есть два исключения. При словах «Нет иного бога, кроме Аллаха» нужно отвечать «Лишь Аллах силен и всемогущ». А когда наступает утреннее время призыва и муэдзин напоминает: «Молитва лучше, чем сон», верующие должны отвечать: «Воистину эти слова справедливы».
Таким образом, оповещение о намазе читается обеими сторонами – и той, которая оглашает призыв к молитве, и той, которая слушает оглашение. Все это позволяет человеку настроиться на молитвенный лад и совершить намаз после азана с воодушевлением и истинным смирением. Более того, если вы находитесь далеко (например, в путешествии) и знаете, что наступает время молитвы, то призыв требуется прочитать самостоятельно и лишь после этого приступать к мольбе.
В исламе существует ряд правил, которые необходимо строго выполнять. Это касается всех сторон жизни правоверного мусульманина, и азан здесь не исключение. Поскольку совершение намаза является составляющей столпов ислама, то молитва и призыв тесно связаны, а значит, требуют соблюдения установленных требований.
Правила ничего не говорят о том, насколько чистым должен быть человек, слушающий призыв. Но вместе с тем, самому оглашающему азан очищение необходимо пройти заранее. Ведь эти слова призывают к духовной чистоте, поэтому он обязан оповещать исключительно после омовения.
В исламе азан зачастую рассматривается не только как призыв и напоминание о молитве, но и как своего рода оберег от многих несчастий. Поэтому призыв заменяет собой и заговор от бед, и доброе напутствие, способное привлечь удачу. В частности, его можно читать в спину уходящему от вас человеку, а также во время боя или пожара. Этими словами успокаивают агрессивного человека или животное, лечат ими нервные болезни.
Многие родители, исповедующие ислам, уверены, что чтение призыва к молитве способно защитить ребенка. Поэтому в мусульманских семьях нередко можно увидеть, как новорожденному читают в левое ухо икамат, а в правое – азан. В исламских хадисах записано, что именно так впервые поступила дочь Мухаммеда (с.а.в.) – Фатима. Когда родился ее сын Хасан, она прочитала ему азан.
Азан в современной культуре
Мировая культура чрезвычайно разнообразна, в ней причудливым образом пересекаются совершенно разные направления. Нередки случаи, когда какие-то религиозные мотивы можно встретить в современной музыке. Однако духовные песнопения всегда стоят особняком, и лучшие азаны относятся именно к этой категории.
В настоящее время высоко ценятся призывы к молитве, оглашаемые признанным чтецом Корана Мишари Рашидом аль-Афаси. Записи его призывов можно найти в интернете, это действительно духовные песнопения, исполняемые на профессиональном уровне. Сам он проповедует в одной из мечетей Кувейта и исполняет там же обязанности имама.
Сегодня призывы, даже будучи глубоко вплетенными в исламские ритуалы намаза, могут считаться отдельным культурным направлением. Если вы хотите понять, в чем прелесть этих песнопений, можете включить видео азана. Стоит не только послушать голос муэдзина, но и посмотреть на выражение его лица во время произнесения призыва к молитве, чтобы понять каким смыслом наполнен любой призыв и насколько он может воздействовать на душу любого человека.
Как делается азан и икамат (призыв к молитве), слушать азан
Примечание: Время чтения азана напрямую зависит от положения солнца, а также от восхода и захода (не зависит от времени по часам).
Икамат – это второй призыв на молитву, которая читается непосредственно перед совершением обязательного (фард) намаза. Также как и азан, произношение Икамата перед обязательным намазом является сунной.
Аудио воспроизведение
Если у вас есть очень красивый азан в аудио формате (желательно Mp3), то загрузите его куда-нибудь и поставьте ссылку в комментариях, что бы мы могли скачать его и поставить его на сайт, что бы и другие могли слушать чтение этого азана на нашем сайте.
Текст азана и камата на русском и арабском
Текст (слова) азана на арабском языке
أشهد أن لا اله إلا الله – два раза
حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح – два раза
لاَ إلَهَ إلاَّ الله – один раз
( اَلصَّلاَةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ )
Текст азана на русском языке
Аллаху Акбару-Ллаху Акбар! (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Аллаху Акбару-Ллаху Акбар! (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Ашхаду аль ля иляха илля-Ллаах! (Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!)
Ашхаду аль ля иляха илля-Ллаах! (Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!)
Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-Ллаах! (Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!)
Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-Ллаах! (Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!)
Хяййя аляс-салях, Хяййя аляс-салях (Спешите к Молитве! Спешите к Молитве!)
Хяййя аляль-фалях, Хяййя аляль-фалях (Спешите к Спасению! Спешите к Спасению!)
Аллаху акбару-Ллаху акбар (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Ля иляха илля-Ллааах! (Нет божества кроме Аллаха!)
В Утреннем азане после слов «Хяййя аляль-фалях»произносится:
Текст камата на арабском
أشهد أن لا اله إلا الله – два раза
حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح – два раза
لاَ إلَهَ إلاَّ الله – один раз
( اَلصَّلاَةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ )
Слова камата на русском
Аллаху Акбару-Ллаху Акбар! (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Аллаху Акбару-Ллаху Акбар! (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Ашхаду аль ля иляха илляЛлах! (Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!)
Ашхаду аль ля иляха илляЛлах! (Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!)
Ашхаду анна Мухаммадар-расулюЛлах! (Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!)
Ашхаду анна Мухаммадар-расулюЛлах! (Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!)
Хяййя аляс-салях, Хяййя аляс-салях! (Спешите к Молитве! Спешите к Молитве!)
Хяййя аляль-фалях, Хяййя аляль-фалях! (Спешите к Молитве! Спешите к Молитве!)
Кад камати-с-саляту, Кад камати-с-салях! ( Молитва начинается! Молитва начинается!)
Аллаху акбару-Ллаху акбар (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Ля иляха илля-Ллааах! (Нет божества кроме Аллаха!)
Такой вид икамата относится к мазхабу имама Абу Ханифы. Он читается также как и азан, но читается быстрее. Примечание: Мазхаб – это школа шариатского права в Исламе.
Слова Икамата в мазхабах имама аш-Шафии, имама Ахмада и имама Малика
Аллаху Акбару-Ллаху Акбар! (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Ашхаду аль ля иляха илляЛлах! (Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!)
Ашхаду анна Мухаммадар-расулюЛлах! (Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!)
Хяййя аляс-салях! (Спешите к Молитве!)
Хяййя аляль-фалях! (Спешите к Молитве!)
Кад камати-с-саляту, Кад камати-с-салях! ( Молитва начинается! Молитва начинается!)
Аллаху акбару-Ллаху акбар (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Ля иляха илля-Ллааах! (Нет божества кроме Аллаха!)
В мазхабах имама аш-Шафии, имама Ахмада и имама Малика Икамат читается быстро и слова не повторяются по 2 раза. За исключением слов «Аллаху акбар» и «Кад камати-с-салях».
Правила чтения азана и камата
То, что важно знать для слушающего азан
По свидетельству госпожи Айши (да будет доволен ею Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха), когда слышал азан, преображался в поведении: «Посланник Аллаха разговаривал с нами, шутил, но если наступало время молитвы, то он становился таким, будто не знал нас, а мы не знали его». То есть он оставлял все дела и готовился к молитве.
Услышав азан мы непременно должны отреагировать на него должным образом. Мы должны начать приготовления к намазу, оставив все остальные мирские дела, даже если этим делом является чтение Корана. Как же мы можем оставить без внимания призыв самого всевышнего Аллаха посредством муэдзина. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) нам рассказал: «Кто повторит слова муэдзина искренно, тот войдёт в рай».
Желательные действия слушающего азан
Тот, кого азан застал в мечети, не должен выходить из нее, кроме как по уважительной причине.
Каким должен быть муэдзин (читающий азан)
Грубые ошибки, которые могут быть допущены при чтении азана
Муэдзин не должен допускать ошибок при чтении азана. В книге Имама аль-Газали, которая называется «Сульват-уль-Арифин» приводится хадис от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, а тот передал от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), в котором сообщается следующее (смысл):
«В азане есть восемь моментов (слов), вводящих в куфр:
История появления азана и камата
Азан, в таком виде, в каком он нам известен сейчас, появился в Исламе в первом году по хиджре, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) решил, что мусульманам нужен определенный призыв на молитву. Для этого он посоветовался со своими сподвижниками. Но это не привело к какому-либо определенному решению. В эту ночь, сподвижник Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Абдуллах ибн Зейд увидел сон, в котором был человек, несущий колокол. Абдуллах спросил у него: «Продаешь ли ты этот колокол?». Тот человек ответил: «А что ты будешь делать с этим колоколом?». Абдуллах сказал: «Мы будем призывать людей на молитву посредством него». Но в ответ тот мужчина сказал: «Не указать ли мне тебе на то, что является лучше, чем этот колокол?» Абдуллах ответил: «Укажи!» И тогда тот мужчина обучил его азану, а затем и Икамату. Утром он пошел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и рассказал о том сне, что ему приснилось этой ночью. На что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, это правдивое видение, если на то воля Аллаха. Так встань же с Билялем и расскажи эти слова ему, поистине, у него более звонкий голос, чем у тебя».
Не следует недооценивать значимость того, кто читает азан (муэдзина), ведь они являются призывающими к спасению. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Муэдзины (призывающие к намазу) в Судный день будут самыми высокими». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Если кто прочитает азан, то, кто бы это не услышал, будь то человек или джинн, пусть даже камень или глина, они в Судный день будут свидетельствовать (перед Аллахом) услышанному».
Провозглашая азан, по пять раз в день, в мечети и у себя дома, мусульмане оповещают весь мир о том, что эти слова являются громким голосом Ислама, который возвещает о свободе мусульман. Читая азан, мы продолжаем призыв Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и доказываем, что мы являемся представителями его общины. Этим мы объявляем о том, к чему мы стремимся, что нас волнует в этом жизни, а ведь это только довольство Аллаха. Муэдзин приглашает всех к поклонению Аллаху и приглашает к тому, чтобы все засвидетельствовали, что нет божества, кроме Аллаха и каждый раз напоминает всем, кто его слышит о единстве и величии Аллаха. По воле Аллаха этот призыв будет продолжаться до Конца света.
Азан и икамат
Во время намаза с джамаатом в мечети верующие часто могут слышать, как произносится особый призыв к молитве – азан. Помимо этого, непосредственно перед началом фардовой части намаза звучат слова икамата.
Азан представляет собой воззвание, призыв на молитву верующих, произносимый в определённое время. Корни этого религиозного термина – в арабском слове «азана», обозначающем глагол «слушать, слышать, иметь информацию», и «узун», которое переводится как «ухо».
Фактически азан должен звучать пятикратно за сутки – перед каждым обязательным намазом. Традиционно человек, ответственный за это дело – муэдзин – говорил слова азана с минарета мечети, чтобы оповестить о наступлении времени поклонения как можно большее число людей. Второй призыв называется икаматом (либо каматом, камятом, икамой). После него джамаат встаёт непосредственно на совершение молитвы.
Важно понимать, что главная цель азана заключается не только в призыве максимально возможного числа верующих прийти в мечеть, но и в том, чтобы о сути ислама знали как можно больше людей. Именно поэтому в эпоху развития технологий на минареты стали устанавливать специальные звуковые усилители. Правда, в данном случае есть момент, связанный с непониманием людьми в остальной части мира арабского языка, что характерно и для народов, которых принято обозначать как «этнически мусульманские».
История азана
Любопытна предыстория того, как азан был введён в практику мусульман. Пророк Мухаммад (с.г.в.) первоначально сам не произносил ни азана, ни икамата. Его сподвижник, впоследствии второй праведный халиф Умар (р.а.) увидел во сне то, как словам призыва к молитве Мухаммада (с.г.в.) обучил ангел Джабраил (а.с.). Помимо него, такие же видения приснились другим сподвижникам, в частности, Абдуллаху ибн Зайду (р.а.). Эти люди впоследствии обратились к Заключительному Божьему посланнику (с.г.в.), которому понравилась идея произносить азан и икамат. Важным моментом в этой связи являлось также то, что призыв, о котором говорили сподвижники, существенно отличался от того, что практиковали для призыва христиане (колокольный звон) и иудеи (звук горна).
Произнесение азана и икамата не является обязательным действием (фардом либо ваджибом). Однако призыв к молитве находится в ранге сунны муаккада, т.е. действия, которое Пророк Мухаммад (с.г.в.) почти не оставлял. Если человек не будет произносить их при совершении намаза в индивидуальном порядке, на нём не будет никакого греха. Это относится к чтению молитвы как дома, так и в мечети.
Как произносится азан и камат
В них есть такбир и шахада (свидетельство, которое произносит мусульманин в доказательство своей веры). Вот как выглядят оба призыва с транскрипцией.
Текст азана:
أشهد أن لا اله إلا الله
Ашхаду эллэээ илэхэ иллэ-л-Лах (дважды)
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ
Ашхаду эннэээ Мухаммадэр-расуулул-Лаах (дважды)
حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ
Хэййэ галяя-с-саляях (дважды с небольшмм поворотом головы направо)
حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح
Хэййэ галяя-л-фаляях (дважды с небольшим поворотом головы налево)
اَلصَّلاَةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ
Ас-саляяту хайрум-минэ-н-наум (дважды) – эти слова произносятся только перед утренней молитвой
لاَ إلَهَ إلاَّ الله
Лэээ илэхэ иллэ-л-Лах (однократно)
Перевод фраз азана: Аллах Велик! Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Него. Свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха. Спешите к молитве, спешите к спасению. (Молитва лучше, чем сон – для утренней молитвы). Аллах Велик! Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха.
Текст икамата:
Аллаху Акбар (четырежды)
أشهد أن لا اله إلا الله
Ашхаду эллэээ илэхэ иллэ-л-Лах (дважды)
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ
Ашхаду эннэээ Мухаммадэр-расуулул-Лаах (дважды)
حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ
Хэййэ галяя-с-саляях (дважды, но поворот головы и корпуса тела направо не совершается)
حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح
Хэййэ галяя-л-фаляях (дважды, но поворот налево не совершается)
قَدْ قَامَتِ الصَّلاَةُ
Кадъ камээти-с-саляях (дважды)
لاَ إلَهَ إلاَّ الله
Лэээ илэхэ иллэ-л-Лах (однократно)
Фраза «Кадъ камээти-с-саляях» переводится как «Уже наступило время молитвы».
В мечети азан, как правило, произносится тем человеком, кто обладает красивым и громким голосом. Призыв на молитву необходимо читать, встав по направлению к Кыйбле, нараспев, в отличие от икамата, который проговаривается быстро. Муэдзин при азане поднимает руки на уровень ушей, помещая указательные пальцы в ушную раковину, таким образом, что ладони касаются боковой части лица. При икамате руки муэдзина опущены.
Слушающие азан внутри мечети верующие должны сидеть спокойно и повторять про себя слова призыва. Во время слов «Хэййэ галяя-с-саляях» мусульманам желательно сказать про себя фразу: «Ля хэулэ уэ лэ кууэттэ иллэ бил-л-Лэхи-л-Галийил-Газыйм» («Нет никакой силы и мощи, кроме Аллаха Всевышнего и Великого»). Когда верующий слышит слова «Хэййэ галяя-л-фаляях», ему желательно произнести выражение «Ма шаа-Аллаху кяянэ уэ мэ лям йашаъ лям йакуун» («Что пожелает Аллах, то будет, и то, что Всевышний не пожелает, не будет»).
После азана читается следующая мольба (дуа):
Перевод: «О Аллах, Господин этого произнесённого призыва и этой выполняемой молитвы, приведи Пророка Мухаммада к аль-Василе и к высокому положению и направь его к месту хвалимому, о котором Ты сделал ему обещание, поистине, Ты никогда не нарушаешь обещания!»
Во время икамата верующие обычно ничего не произносят, а при словах «Хэййэ галяя-с-саляях» встают со своих мест и выстраиваются в ряд, чтобы выполнить обязательную молитву.
Порядок произнесения азана с икаматом и их отличия
Посланник Аллаха (с.г.в.) наставлял: «С наступлением времени намаза пускай один из вас произносит призыв» (Бухари, Муслим), т.е. необходимо прочитать азан. Его, в отличие от икамата, допустимо произносить незадолго до непосредственного совершения молитвы. Кроме того, для этого действия допускается отсутствие малого омовения (тахарата).
После азана верующие могут приступить к намазу не сразу, а спустя некоторое время. Например, как только соберётся джамаат. Но такой перерыв между азаном и обрядом поклонения не должен быть слишком долгим, то есть не следует произносить азан в начале отведённого календарём времени намаза, а саму молитву совершать уже в конце этого периода.
Икамат проговаривают непосредственно перед молитвой-фард, т.е. по его завершению имам сразу встаёт на намаз. Если для азана муэдзину желательно находиться на некой возвышенности, то для икамата это требование отпадает.
Если же мусульманин собирается восполнить одну или несколько пропущенных молитв, то азан произносится только один раз, а икамат – перед каждым намазом. Сообщается, что однажды Милость миров Мухаммад (с.г.в.) проспал время фаджр и, пробудившись, повелел Билялю (р.а.) произнести азан и восполнил молитву так, как читал намаз обычно. (Муслим).
Так же когда верующий находится в пути и объединяет намазы, ему следует читать один азан плюс икаматы перед каждым из фардов. Передаётся со слов Джабира (р.а.), что Пророк (с.г.в.) во время нахождения в долине Муздалифа совершал магриб и иша с одним азаном и двумя икаматами (Муслим).
Если же в опредёленном поселении из мечети прозвучал азан, а человек молится дома, то ему дозволено не произносить азан и икамат. Аналогично следует поступить при опоздании на коллективный намаз в мечети, в которой уже звучал азан (если же верующий прибыл из другого города, то ему лучше произнести оба призыва, не мешая окружающим).
И не нужно забывать проговаривать после азана вышеприведённую мольбу, так как в хадисе, который довёл до нас имам Насаи, сказано, что такая мольба не отвергается.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!