Как звучит жалейка музыкальный инструмент
Традицонный инструмент пастухов — жалейка
Один из самых ярких музыкальных инструментов России – это жалейка. Она относится к духовым, пользовалась большой популярностью среди славянских племен. Бытует мнение, что прародительницей кларнета (язычковый инструмент с одинарной тростью) была именно жалейка. Первые упоминания о деревянной трубке встречаются в конце восемнадцатого века.
Общее описание
Музыкальный инструмент жалейка представляет собой тростниковую или камышовую трубочку, оснащенную на конце раструбом, выполненным из верхнего слоя березовой коры или рога животного. Некоторые мастера в качестве основы использовали иву или бузину.
Жалейка отличается по конфигурации, делится на раздвоенные и однотрубчатые. Длина инструмента варьируется от десяти до двадцати сантиметров. Количество отверстий, которые используют для извлечения мелодии колеблется от трех до семи штук. В некоторых южных поселениях России местные аборигены прикрепляли к трубке колокольчик.
Жалейка проста в обращении, справиться с ней под силу даже начинающим музыкантам. Поскольку для извлечения мелодии не требуется натренированное дыхание или какие-то особые навыки. Инструмент используется для сольной программы, нагревания мотивов в дуэте либо применяют в ансамбле.
Происхождение жалейки
Изначально деревянная трубка позиционировалась как пастуший рожок, поскольку чаще всего её применяли для привлечения внимания и сбора скота. Инструмент получил широкое распространение во многих регионах России, Беларуси, Литвы и Украины. В наши дни жалейка часто встречается в народных ансамблях. Услышать ее звучание можно практически на любом фольклорном концерте.
Русская жалейка имеет «псевдоним» жаломейка. Писатель Владимир Михневич отыскал схожесть в корнях двух слов «жальник» и «жалейка». Первый термин применяли в Новгороде для определения древнего языческого могильника по типу кургана. Иное значение слова ассоциировалось с погостом.
В связи с этим Михневич предполагал, что инструмент часто использовали в процессе проведения обрядов, проводившихся в память об умершем после похорон либо в определенные моменты поминовения.
Также жалейка пользовалась популярностью у скоморохов. Однако в семнадцатом веке царь Алексей Романов подверг их гонениям из-за едких выпадов в сторону советской власти. Инструменты артистов были уничтожены, что нанесло большой урон по национальной музыкальной культуре страны.
Конструкция
Инструмент состоит из основы, мундштука и раструба. Первая деталь длиной до двадцати сантиметров имеет форму цилиндра. Раньше пастухи для изготовления основы брали бузину, клен, тростник. Современные мастера используют разнообразные материалы, от красного дерева до эбонита. На стволе размещают от трех до семи дырочек для извлечения звука.
Раструб выполняет роль резонатора, его крепят к нижнему концу основного элемента. Чаще всего для изготовления берут бересту или рога. Место соединения раструба и основы декорируют кольцом, выполненным из латуни.
Мундштук или пищик располагается в верхней части жалейки. Представляет собой трубку определенного размера и формы. Для создания мундштука берут дерево, металл или пластмассу. К пищику с помощью двух кембриков крепят одинарную трость (язычок), выполненную из камыша или пластика.
Разновидности жалейки
Музыкальный инструмент представлен в широком ассортименте. В его «семейство» входят изделия, отличающиеся по размеру, конструкции, звучанию. По устройству жалейка классифицируется на одинарную и двухсоставную.
Звук из них извлекается по идентичному принципу, суть которого заключается в вибрации язычка. Инструмент обладает семизвуковой системой, имеется воспроизведение высоких нот «ре», «соль», «ля».
Двухсоставная жалейка представляет собой спаренные трубочки одинакового размера. Каждая имеет собственные звуковые отверстия, их количество может отличаться. Одна трубка является ведущей, вторая выполняет роль «помощницы». Соответственно, у «примы» отверстий на стволе больше. Стволы вставлены в один раструб. |
Жалейка неспроста получила такое название. Инструмент выдает громкий, пронзительный и напористый звук. Можно сказать, что он кричит. В трубке практически нет обертонов, поэтому динамические оттенки ей не под силу. Тембральный окрас жалейки характеризуется как жалостливый и слегка гнусавый.
Звучание инструмента – это результат постоянной вибрации язычка, которая возникает под воздействием воздуха, вдуваемого исполнителем. Жалейка в основном имеет диатонический звукоряд, но встречается и хроматический.
Диапазон мелодии зависит от количества отверстий на стволе. В большинстве своем звуки, издаваемые жалейкой грустные. Но при должном умении из нее можно извлечь веселый мотив.
Двухсоставный инструмент по звучанию напоминает волынку. Их нижние тона находятся на одинаковой волне, исполняя роль бурдона. Есть мнение, что эти два инструмента являются дальними родственниками. Ведь они похожи не только в плане конструкции, но и по типу звучания.
Интересные факты
Богатая история старинного духового инструмента наполнена занимательными событиями и фактами:
Многие ценители народного искусства до сих пор помнят и чтят певицу Валентину Толкунову. Так вот, в её разнообразном репертуаре было две популярные песни, в которых жалейка отражается крайне поэтично.
Кстати, брёлка – одна из разновидности духового инструмента, получила широкое распространение в Тверской области. Для его создания местные пастухи брали иву или бредину. Отсюда и появилось такое необычное название. В отличие от своей прародительницы, имеет более нежное и мелодичное звучание. Объясняется это тем, что изделие полностью изготовлено из древесины. |
В каждом регионе необъятной России имеется собственная разновидность жалейки. Например, в Курске – рожок, в Пензенской области – сиповка. Раздвоенный инструмент в Рязанской губернии именовали жаланка.
Заключение
В последнее время вновь возродился интерес к старинным духовым инструментам, в том числе и к жалейке. Многие музыканты стремятся овладеть умением игры на них. Подобная тенденции символизирует расширение интереса к национальным культурным достояниям и инструментам, на которых исполняли мелодии еще наши предки. Это позволяет надеется, что жалейка не будет забыта и искусство игры на ней сохранится на долгие годы.
Из видеоролика вы узнаете, как звучит старинный духовой инструмент.
Как звучит жалейка музыкальный инструмент
Музыкальный инструмент: Жалейка
В свое время в нашей стране была очень популярна замечательная комедия Григория Александрова «Веселые ребята» о забавных приключениях талантливого и веселого пастуха Константина Потехина. В фильме есть такие комические эпизоды, которые вызывали у зрителей неудержимый смех.
Историю жалейки и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук
Звук жалейки можно охарактеризовать такими словами как громкий, пронзительный, напористый и даже крикливый. Он практически лишен обертонов и ему почти неподвластны динамические оттенки. Тембральный окрас инструмента имеет жалостливый и немного гнусавый оттенок.
Звучание инструмента это результат вибрации трости, которое возникает под воздействием вдуваемого исполнителем воздуха.
Жалейка, в основном имеющая диатонический звукоряд, бывает и хроматической.
Диапазон инструмента, зависящий от количества звуковых отверстий, очень небольшой и включает в себя всего одну октаву.
Играть на жалейке очень не просто, так как точное интонирование на инструменте требует от исполнителя большого умения.
Фото:
Интересные факты
Конструкция
Довольно простая конструкция жалейки включает в себя трубочку, раструб и мундштук (пищик).
Разновидности
Семейство жалейки весьма многообразно и включает в себя инструменты, которые различаются по размерам, высоте звучания, строю и конструкции.
Жалейки, отличающиеся по размерам и высоте звучания: пикколо, сопрано, альт и бас.
Брёлка в отличие от жалейки имеет более мягкое звучание, так как раструб сделан не из коровьего рога, а из бересты, и вместо одинарного язычка используется двойной.
История
Историю жалейки с самого начала её возникновения мы сегодня, к большому сожалению, проследить не можем. Духовые инструменты на русской земле существовали с незапамятных времен. В эпоху Киевской Руси они в обязательном порядке применялись в ратных делах: оповещали об опасности, издавая так называемые обережные звуки, а также ублажали князей на пирушках и веселили простой народ на праздничных гуляниях. К сожалению, точного описания инструментов, на которых играли наши предки, нам никто не дает и даже в древних летописных источниках о них почти не упоминается.
В последнее время внимание к старинным русским народным духовым инструментам, в том числе и к жалейке постоянно возрастает. Очень многие музыканты увлеченно стараются овладеть искусством исполнения на них. Эта тенденция говорит о том, что ширится интерес к национальной культуре, а вместе с ней к музыкальным инструментам, на которых играли наши предки. Старинные народные духовые инструменты и не только не будут забыты, но и сохранится исполнительское искусство на них.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Жалейка
Жалейка
Жалейка – музыкальный инструмент, имеющий исконно славянские корни. Простой с виду, он способен издавать сложные, мелодичные звуки, волнующие сердце, побуждающие к размышлениям.
Что такое жалейка
Славянская жалейка – предок кларнета. Относится к группе деревянных духовых музыкальных инструментов. Имеет диатонический звукоряд, в редких случаях встречаются модели с хроматическим звукорядом.
Внешний вид незамысловат: деревянная трубочка с раструбом на конце, язычком внутри и игровыми отверстиями на корпусе. Общая длина инструмента не превышает 20 см.
Звучание – слегка гнусавое, пронзительное, громкое, лишенное динамических оттенков. Диапазон зависит от количества отверстий на корпусе, но в любом случае он не превышает одной октавы.
Устройство инструмента
Выделяют три основных части жалейки:
История жалейки
Возникновение жалейки отследить невозможно: русский народ использовал ее с незапамятных времен. Официально инструмент был упомянут в документах XVIII века, но история его намного древнее.
Первоначально камышовую дудочку называли пастушеским рожком. Присутствовала она на праздниках, гуляньях, была востребована скоморохами.
Как пастуший рожок стал жалейкой, доподлинно неизвестно. Предположительно происхождение названия связано с жалостливыми звуками: рожок начали использовать во время поминальных обрядов, откуда и пошло название, связанное со словом «жалеть». Впоследствии русский народный инструмент перекочевал к скоморохам, сопровождал короткие, веселые наигрыши, был участником уличных представлений.
Вторая жизнь жалейки началась на рубеже XIX-XX веков: русские энтузиасты, любители фольклора возродили ее к жизни, включили в состав оркестра. Сегодня используется музыкантами, играющими в жанре народной музыки.
Двухствольчатая разновидность инструмента
Разновидности
Выглядеть жалейка может по-разному, в зависимости от разновидности инструмента:
Если говорить об оркестровых моделях, их разделяют на жалейку-бас, альт, сопрано, пикколо.
Русские музыкальные инструменты :: Жалейка
Жалейка – духовой язычковый музыкальный инструмент, считающийся наряду с шалюмо и венгерским тарогато предвестником современного кларнета. Этот неприхотливый и несложный в изготовлении инструмент имеет множество разновидностей. Играют на жалейке наигрыши самой различной жанровой природы в одиночку, дуэтом, а также в ансамбле с другими инструментами и пением. Своё название данный музыкальный инструмент получил благодаря своему «жалостливому, порой. плачущему» звуку. В некоторых областях за жалейкой закрепилось ещё два названия – рожок и пищик. Такие названия определили, скорее всего, конструкция и материал, из которых мастера изготовляли этот инструмент.
Часто жалейка делается из деревянной дудки с несколькими отверстиями, в которую с одной стороны вставляется гусиное перо-пищик, а другая сторона просовывается в бычий рог (отсюда название – «рожок»). Пищик также может быть сделан не только из гусиного пера, но и из тростника, ореха, лещины. Некоторые мастера приспособились делать пищик из дерева, так как тростниковый быстро размокает, нарушает настройку и вообще не звучит. Сама дудка может быть сделана из ивы, бузины, клёна, тростника (иногда даже из жести). Пять отверстий для пальцев на дудочке называются «голоса», они пронумерованы снизу вверх. Во время игры никогда не бывают открытыми все дырочки. Если поочерёдно закрывать, то образуется строй гаммы: до, ре, ми, фа, соль и т.д. Длина, размер и диаметр рога, в который вставляется второй конец дудочки, влияет на высоту, силу и тембр звука. Рог обычно берётся бычий, так как у коровы он ребристый. Его шлифуют, долго варят, сверлят дырку, а затем приспосабливают к дудочке, иногда приклеивают, иногда нет.
В сёлах Алексеевского и Красногвардейского районов Белгородской области особенно была распространена двойная жалейка, или пищик. От простой жалейки пищик отличается тем, что в нём две дудочки, которые вставляют опять же в бычий рог, хорошо вычищенный, так, чтобы стенки стали тонкими и светились.
Раструб рога должен быть загнут побольше. Это влияет на силу звука. Из рассказов народных инструменталистов Белгородчины Е.М. Сапрыкина (1905 г. рождения, с. Афанасьевка Алексеевского района) и М.В. Сычева (1910 г. рождения, с. Стрелецкое Красногвардейского района) можно сделать вывод, что изготовление инструмента – дело тонкое и щепетильное. Оно требует от создателя не только точного следования технологии, но и любви к музыке вообще. Способ изготовления пищика таков: на стволах очищенного камыша нарезаются язычки; обе дудочки скрепляются вместе и объединяются одним раструбом из бычьего рога. Стволы инструментов имеют названия по количеству имеющихся там отверстий, то есть «тройник», «шестерник».
Настраивается инструмент так, чтобы один пищик продолжал звукоряд другого. Вообще, стандартного звукоряда у пищиков нет. Строй инструмента зависит от местных традиций, репертуара и от индивидуальных особенностей исполнителя. Большую часть репертуара жалеечников составляют плясовые наигрыши.
Из материалов фольклорных экспедиций в Алексеевский и Красногвардейский районы Белгородской области стало известно, что в конце прошлого века мастеров игры на уникальном распространённом здесь ранее традиционном музыкальном инструменте – двойной жалейке оставалось мало. Наиболее известными в среде фольклористов-исследователей было двое из них. Это Воронков Федор Григорьевич (1914 г.р.), проживавший в селе Казацкое Красногвардейского района. Названия его наигрышей сохранились ещё с 19 века: «Общая», «Степная», «Дай выйду», «Петракова», «Рассыпчатая». А также известен руководитель фольклорного ансамбля «Усёрд» села Нижняя Покровка Красногвардейского района Виктор Иванович Нечаев (1965 г.р.). Он играет на жалейке и владеет традицией её изготовления. Он же рассказал о конструкции современной жалейки.
Однако не только народные музыканты играют и делают жалейки. Этим с увлечением начали заниматься и профессиональные музыканты. Вот рассказ В.И. Нечаева о конструкции и особенностях современной жалейки:
В наше время нередко используются металлические или эбонитовые трубки, в корпусе которых может быть от трёх до семи отверстий для изменения высоты звука. Жалейка с семью отверстиями в трубке имеет полный диатонический звукоряд в пределах октавы. Настраивается она, как правило, на мажорный лад с пониженной VII ступенью, что характерно для русской народной музыкальной традиции. В зависимости от размеров жалейки могут быть разных строев, что важно в ансамблевой и оркестровой игре. Точных стандартов народные духовые инструменты не имеют, поэтому каждый из них обладает определёнными индивидуальными качествами (конструкцией, строем, диапазоном, тембром).
Самой важной конструктивной частью жалейки является мундштук с тростью. Чтобы инструмент имел вполне определённый строй, мундштук с язычком (тростью) должен сам по себе без резонатора издавать основной тон этого строя – например: «ре» в ре-мажоре. На старинных жалейках язычок (пищик) мастера подрезали прямо на основной трубке или на отдельной небольшой трубочке, которая вставлялась в канал основной трубки. При этом свободный конец трубки пищика исполнителю приходилось закрывать языком.
В наше время конструкция мундштука несколько усовершенствована. Свободный конец его делается глухим, вдоль мундштука к его глухому концу делается прямоугольный узкий срез, который открывает внутреннюю полость. Над срезом устанавливается язычок (пищик), который крепится у основания среза кольцом из полихлорвиниловой трубки. Такое крепление не только даёт возможность надёжно закрепить язычок на мундштук, но и, что очень важно, изменять строй инструмента, в пределах кварты, путём передвижения кольца в ту или иную сторону. Сверху на основную трубку жалейки надевается ещё небольшая трубка-колпачок, которая предохраняет язычок от случайных повреждений, и в то же время благодаря ей расширяются технические возможности исполнения. Величина и расположение отверстий на основной трубке инструмента не имеет точных размеров. В народной практике расстояние между отверстиями примерно равняется толщине пальца (т.е. около 25 мм). Величина отверстий (их диаметр) определяется при настройке инструмента опытным путём. Чем отверстие больше – тем звук выше. Кроме этого, на величину отверстий и расстояние между ними влияет и диаметр канала ствола основной трубки.
Звукоизвлечение на жалейке требует определённых усилий. Чем больше это усилие, тем выше может подниматься её строй (в пределах ¼-½ тона), и наоборот. Кроме того, на этом инструменте возможно исполнение и промежуточных хроматических звуков путём неполного закрывания отверстий. В принципе возможно изготовление инструментов в любом строе. Диапазон жалейки обычно охватывает октаву, но может быть и шире ещё на кварту. Помимо этого, опытный исполнитель может расширить диапазон путём нажатия верхними зубами на основание язычка и тем самым извлекать ещё 2-3 дополнительных звука звукоряда. Профессор Московской консерватории А.В. Руднева отмечает, что в курских сёлах жалейку с маленьким раструбом из коровьего рога называют «рожок», а жалейку с большим бычьим рогом и более низкого строя называют «гудило».
Жалейка имеет октавный диатонический звукоряд в строе «ля-», «ми-», «фа-», соль-мажор. Используются и жалейки других тональностей. Понижение строя вниз одновременно увеличивает размеры жалейки и, вместе с этим, расстояние между пальцевыми отверстиями (мензуру), и наоборот, что создаёт дополнительные трудности при игре.
В нотах жалейка записывается в скрипичном ключе, в первой октаве. Жалейка – примитивный инструмент. Бесконечное её усовершенствование привело бы, в конце концов, к созданию кларнета, и тогда потерялось бы главное её удивительное своеобразие.
Жалейка состоит из трубки с шестью отверстиями сверху и одним (для большого пальца левой руки) внизу, коровьего рога, специально обработанного, пищика с тростью и мундштука, Все эти пять элементов «работают» в единстве, поэтому бездумная замена одного компонента другим, пусть даже с виду такого же – вряд ли принесёт желаемый результат.
Жалейку держат обеими руками перед собой на уровне груди, почти горизонтально. Безымянный, средний и указательный пальцы правой руки покрывают три ближних к рогу отверстия. Большой палец правой руки поддерживает трубку внизу. Необходимо строго следить за тем, чтобы большой палец левой руки прикрывал седьмое, нижнее отверстие. В противном случае разрывается столб воздуха внутри трубки, и жалейка издает один неуправляемый звук. Очень важно выработать ощущение необходимой силы вдувания воздуха. При извлечении более высоких звуков требуется большее дыхание и наоборот. При звукоизвлечении металлический мундштук с жалейки не снимается. Привыкать к жалейке лучше всего с извлечения средних, а не крайних нот. В этом случае приходит правильное ощущение силы вдувания воздуха. На жалейке игра на «piano» невозможна. Излишняя сила звучания недопустима. Контролируя на слух, необходимо определить для себя этот предел. В случае явного завышения силы вдувания воздуха жалейка «залипнет». Следует помнить, что две верхние ноты не имеют точной настройки и, отчасти, зависят от умения исполнителя. Каждому звуку соответствует определённое количество открытых и закрытых отверстий. Каждая нота имеет свою аппликатуру. Никакая «самодеятельность» в этом случае недопустима. Если у исполнителя есть опыт игры на свирели, блок-флейте и др., то знакомство с жалейкой не составит ему большего труда. Преобладающим приёмом игры на жалейке является «легато», при котором различные по высоте звуки исполняются на одном дыхании, с помощью чёткой и плавной аппликатуры. Хорошо звучит и «стаккато». При этом язык, касаясь мундштука, отсекает подачу воздуха после каждой ноты.
При освоении жалейки можно столкнуться с такой проблемой: конденсат и слюна естественно сопутствуют игре на этом инструменте и мешают звукоизвлечению. У трубачей и других музыкантов эта проблема решена наличием специального клапана, при помощи которого убираются излишки влаги. На жалейке нет такого приспособления, поэтому после продолжительной игры необходимо осторожно снять алюминиевый мундштук и подсушить эбонитовый пищик и трость кусочком газетной бумаги. Делать это необходимо в том случае, если обилие влаги явно мешает игре. Без этой необходимости нет нужды лишний раз тревожить трость. При этом надо зорко следить за тем, чтобы под тростью не остались крошки мокрой бумаги. Иначе нарушится строй жалейки.
Подача звука производится приёмом, который можно условно назвать «сухой плевок». При продолжительной практике способ подсушивания будет использоваться всё реже и реже и, со временем, в этом исчезнет необходимость. Мундштук, пищик и трость необходимо содержать в особой чистоте. Помимо чисто гигиенических требований необходимо знать, что крошка табака, например, или кусочек нитки и т.п. попавшие в трость, могут свести «на нет» всю работу. Поэтому хорошо бы при переездах заворачивать каждую жалейку в отдельный полиэтиленовый мешочек. Сложенные вместе они прекрасно амортизируют при перевозке в балалаечном футляре вместе с балалайкой.
Настройка жалейки – это очень тонкий процесс. Трость прикрепляется двумя-тремя пластмассовыми колечками, причём два кольца удерживают трость, а третье служит для настройки. Сдвигание настроечного кольца на доли миллиметра от рога повышает строй и наоборот.
Замену трости следует проводить только в случае поломки, хотя при нормальной эксплуатации она может служить годами. Смена трости это довольно капризный процесс. Невозможно изготовить две совершенно одинаковые трости, поэтому новая трость будет отличаться от старой и её необходимо будет «подгонять». Приступать к этой операции надо в хорошем настроении, учитывая, что за одну минуту успеха не добиться. Укрепив новую трость кольцами кембрика, необходимо её тщательно настроить. Хороший результат даёт также перемещение трости вдоль прорези эбонитового пищика. В этом случае кольца не сдвигаются, перемещается только трость.
Если звук получается «хлипким» и на «верхах» трость залипает, необходимо освободить трость от колец и аккуратно подрезать острым ножом её рабочий конец на долю миллиметра. Этим утолщается вибрирующая часть трости и уплотняется звук. В том случае, если звук получается явно грубым, необходимо снять трость, плотно прижать её к кусочку стекла (зеркальце, например) и поскоблить рабочую часть её бритвенным лезвием, сведя её «на нет». Тем самым вибрирующая часть трости утончается. Хорошие рекомендации по изготовлению пластмассовой трости для жалейки могут дать кларнетисты.
Когда появилась жалейка? Откуда взялось слово «жалейка»?
Почему жалейка считается русским народным инструментом?
История создания инструмента «жалейка» (доступное для детей).
Описание музыкального инструмента «жалейка».
Как сделать жалейку своими руками в домашних условиях? Как её собрать?