Price to earnings что это
Коэффициент P/E простыми словами.
Значение цена — чистая прибыль позволяет быстро сравнить несколько абсолютно разных по капитализации компаний и сделать правильный выбор в пользу тех, которые в данный момент наиболее выгодные с точки зрения доходности.
Допустим у вас есть деньги и вы хотите купить квартиру (или несколько) для сдачи в аренду. Есть вариант квартиры с большой площадью стоимостью 100 000 долларов. Также можно на эти деньги купить 2 квартиры поменьше, по 50 тысяч каждая. Что же выбрать?
Исходя из этих данных получаем:
p/e большой квартиры будет равен 16,6 (100 000$ / (500$ х 12 мес.)
p/e маленькой квартиры будет равен 13,8 (50 000$ / (300$ х 12 мес.)
Исходя из полученного значения цена / чистая прибыль получаем, что покупка 2-х квартир более выгодное вложение. Ведь их срок окупаемости почти на 3 года меньше.
Соответственно обратное их p/e или доходность будет составлять 6% и 7,2%.
Тот же самый критерий можно применить и к оценке компаний. Возьмем самую популярную компанию Газпром. Стоимость самой компании (капитализация) составляет примерно 5423 миллиардов рублей, а сама компания заработала 1620 миллиардов чистой прибыли. В таком случае получаем:
P/E = 3,3 (5423 млрд. / 1620 млрд.)
Если вы купите всю компанию целиком, то сможете вернуть все потраченные деньги через 3,3 года. Конечно при условии, что норма прибыли не изменится.
Но так как вы скорее всего таких денег не имеете, то вам по карману купить только часть акций. Но прибыль, приходящаяся на одну акцию будет в той же пропорции, что и у всей компании. Поэтому P/E вашей инвестиции также будет 3,3.
Для компаний, акции которых торгуются на бирже, значение P/E будет зависеть от их котировок и нормы прибыли. Когда на рынке преобладает оптимизм — это толкает значение P/E вверх. Если пессимизм коэффициент цена — прибыль падает.
За последние 40 лет средний P/E акций, входящих в индекс S&P 500 составлял примерно 18. Причем в этот период наблюдались достаточно сильные отклонения как вверх так и вниз от среднего значения. Диапазон колебаний составлял от 10 до 35. Только на основании этих данных уже можно делать определенные выводы о дальнейших перспективах. Если значение выше 20 — это не самое лучшее время для покупки. А если соотношение цена прибыль достигает экстремальных значений 30-35 — самое время уходит с рынка и продавать все акции, так как идет явная переоцененность стоимости компаний.
Обычно высокие цены на акции обусловлены повышенными ожиданиями инвесторов роста доходов компании в будущем. В расчет берется бурный рост экономики, различные технологические изобретения, способные дать толчок компании. Конечно, это может повлиять на повышение прибыли, но на достаточно коротком интервале времени. Как правило, на долгосрочном периоде, размеры прибыли не сильно меняются. Поэтому излишний оптимизм по поводу роста дохода не оправдан.
Яркий пример опасности покупки акций при высоком P/E наблюдался в начале 2000-х в США во время бума IT-компаний. Все верили в то, что интернет-компании перевернут мир и их доходы будут со временем только расти. В то время котировки акций Yahoo достигали на бирже 100 долларов. При том, что прибыль на акцию составляла всего 12 центов. Коэффициент цена прибыль при этом составлял немыслимое число — 800. Это значило, чтобы окупить свои вложения при сохранении текущей прибыли нужно ждать 800 лет.
Конечно, никто не думал про это. Все считали, что компания будет наращивать прибыль, удваивая или утраивая ее с каждым годом. Но чуда не произошло. И вскоре котировки упали более чем в 20 раз.
Особенности использования P/E
Коэффициент позволяет практически на лету сравнивать компании, имеющие разные обороты, доходность, стоимость. Но следует понимать, что значение цена прибыль не дает полной картины и дополнительно у него есть ряд недостатков и особенностей, которые нужно учитывать проводя сравнительный анализ.
Вариантов как всегда несколько. Выбирайте понравившийся в зависимости от того, где вы торгуете и какие критерии отбора вам нужны.
Что такое P/E и как его использовать для оценки акций
Содержание статьи
👋 Тему для этого поста подсказал один из наших читателей!
Если вы хотели бы увидеть здесь статью на определенную тему, связанную с инвестициями и трейдингом, то сообщите нам об этом через форму в конце поста.👇
Наиболее интересные предложения мы обязательно опубликуем в течение ближайшего месяца.
Что такое P/E?
Как рассчитывается P/E?
P (Price) – это капитализация компании или, по-другому, биржевая стоимость компании. Рассчитывается капитализация путём умножения цены одной акции компании на количество всех её акций в обороте.
E (Earnings) – это чистая прибыль компании за отчётный период. Как правило, для расчёта используют данные за последний календарный год. Также, в некоторых случаях используют прогнозируемую прибыль, которую компания получит в будущем, или же скользящую прибыль. При этом стоит учитывать, что иногда показатель завышают для увеличения привлекательности компании, а по факту прибыль может снизиться. Проще говоря, по сути P/E говорит нам о том, за сколько времени окупятся наши инвестиции.
Чем ниже значение показателя, тем быстрее окупятся инвестиции в компанию.
Однако не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Низкое значение мультипликатора говорит о том, что компания недооценена, и её акции будут двигаться к справедливой стоимости, а это доход инвестора в долгосрочной перспективе. В то же время низкое значение показателя может говорить о негативном фоне или серьёзных проблемах у компании.
Завышенное значение мультипликатора P/E (выше среднего по рынку) говорит о переоценённости копании, и есть вероятность, что инвестиции в неё не окупятся в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
3 способа расчёта коэффициента P/E
Существует три способа расчёта мультипликатора:
Пример расчета мультипликатора P/E
Годовой P/E: в новом 2021 году произвели расчёт показателя, основываясь на прибыли и стоимости акций за предыдущий, 2020 год.
Скользящий P/E: в конце первого квартала 2021 года формируется P/E, в расчёт которого берутся три последних квартала 2020 года и первый квартал 2021 года.
Форвардный P/E: в начале четвёртого квартала 2021 года делается прогноз по величине P/E. Использовать показатели за четвёртый квартал прошлого года необъективно по причине изменения рыночных условий. Основываясь на предварительных прогнозах и отчётах, мультипликатор рассчитывают на следующий квартал. Расчёт будет условный, но позволит увидеть картину развития компании в перспективе и сделать прогноз.
Пример расчета мультипликатора P/E на Finviz.com Пример расчета мультипликатора P/E на Finviz.com
Как использовать мультипликатор?
Для понимания окупаемости инвестиций в конкретную компанию, просто знать её показатель P/E недостаточно. Необходимо также сравнить его с другими коэффициентами, а именно:
В связи с развитием компьютерных технологий и интернета, у инвестора отпадала необходимость самостоятельно рассчитывать показатель P/E. На популярных ресурсах об акциях и фондовом рынке этот показатель уже рассчитан и доступен для анализа и сравнения.
В скринере можно указать период для расчёта P/E, который инвестор считает подходящим (например, до 5 лет), и проанализировать полученные данные.
Плюсы и минусы коэффициента P/E
Если среднеотраслевой показатель P/E равен 15, а у выбранной вами компании он равен 10, то у компании присутствует запас роста. И наоборот, если в среднем по отрасли P/E равен 15, а у компании P/E составляет 25, то вероятность роста снижается.
Для американского рынка нормальным показателем P/E считается значение до 15-20. Расчёт показателя P/E считается условным, так как прибыль и рыночная стоимость постоянно меняется как в положительную, так и в отрицательную сторону.
Заключение
Учитывать только показатель P/E для отбора акций некорректно, но он играет в этом выборе немаловажную роль. Полноценный, правильный выбор акций требует оценку многих других параметров.
Нужно также иметь ввиду, что показатель P/E отличается не только по секторам деятельности компаний, но и по странам. Для американского рынка присущ более консервативный подход к инвестированию, поэтому средние по рынку P/E будут высокими. Здесь инвесторы готовы ждать 15-20 лет, пока инвестиции окупятся.
В отборе акций применяется не только показатель P/E, немаловажным критерием для отбора выступают: дивидендная доходность, объёмы торгов за торговую сессию, рекомендации аналитиков, инсайдерские сделки и капитализация. В следующих статьях разберём эти показатели подробнее.
Максим Артёмов
Работает на рынке Forex с 2009 года, торгует также на фондовом рынке. Регулярно принимает участие в вебинарах RoboForex, рассчитанных на клиентов с любым уровнем торгового опыта.
Price to earnings что это
Как быстро определить по весу человека, находится этот вес в норме или нет? Ведь условные 80 кг могут быть нормой для высокого человека и избыточным весом для низкого. Чтобы ответить на этот вопрос, придуман специальный показатель – индекс массы тела. Он позволяет оценивать, насколько вес нормален для конкретного человека и не грозит ли его здоровью избыток или дефицит массы тела.
У финансистов тоже есть показатели, которые рассказывают о здоровье компании – мультипликаторы. Они позволяют быстро оценить финансовое состояние предприятия, и что еще важнее, сравнить по этим показателям разные акции. Один из самых популярных мультипликаторов – P/E, который часто считают главным показателем качества актива.
Что такое P/E простыми словами?
Coca-Cola оценена в 30 годовых прибылей, а Pepsi только в 26.
Какое значение Р/Е является оптимальным?
Поскольку P/E показывает, сколько инвесторы готовы заплатить за возможность участия в прибыли компании, реальная оценка стоимости этой возможности зависит от многих факторов – общего состояния экономики и фондового рынка, уровня процентных ставок, положения дел в отрасли и т.д. Поэтому оптимального значения P/E не существует, оно меняется вместе с восприятием инвесторами перспектив и рисков получения прибыли. Скорее стоит говорить не об оптимальном, а о среднем для конкретной отрасли и рынка значении мультипликатора.
Так, на середину 2021 года P/E для всего индекса широкого рынка S&P 500 составил 34,28. Это значительно выше среднего за весь период наблюдений с 1871 года (15,94).
P/E индекса интересен с точки зрения общего оптимизма инвесторов, но сравнивать с ним мультипликатор конкретной компании некорректно, слишком уж они отличаются в зависимости от отрасли. Поэтому именно с отраслевым значением (а также значениями конкурентов) чаще всего и сравнивают P/E при оценке компании. По данным на июль 2021 года, у разных секторов американской экономики были следующие значения P/E.
Сектор | Р/E |
---|---|
Финансы | 13,72 |
Сырье и основные материалы | 22,55 |
Энергетика | 23,43 |
Потребительские товары первой необходимости | 27,15 |
Нефтегазовый сектор | 29,03 |
Промышленный сектор | 34 |
Здравоохранение | 34,82 |
Коммуникационные услуги | 35,62 |
Потребительские товары вторичной необходимости | 36,3 |
Информационные технологии | 40,15 |
Недвижимость | 40,85 |
Источник: finviz.com, данные за 1 полугодие 2021 года
Видно, что наименьшее значение P/E – в финансовом секторе (где действуют регулирующие меры, ограничивающие для банков потенциал быстрого роста и связанные с ним риски), а наибольшее – в сфере традиционно любимых инвесторами быстрорастущих компаний информационных технологий, а также в сфере недвижимости. Про последнюю стоит поговорить подробнее.
Ориентация на P/E в сфере недвижимости может ввести инвестора в заблуждение. Это связано с особенностями бухгалтерского учета: по его правилам амортизация собственности снижает бумажные значения прибыли, а в реальности все происходит наоборот – стоимость недвижимости, как правило, растет. Поэтому P/E здесь показывает завышенные показатели и обычно не используется для компаний, работающих в сфере недвижимости, таких как REIT.
Схожие проблемы могут возникать и в других отраслях с высокими капитальными затратами, например, в телекоме или нефтегазе. Как и со сферой недвижимости, правила бухучета предписывают компаниям амортизировать имущество и постепенно списывать стоимость сотовых вышек или нефтяных скважин. Это завышает P/E, искажая реальное положение дел.
В целом, использование показателя Price to Earnings нежелательно тогда, когда его значение не дает адекватной оценки финансового состояния компании. Еще один из частых случаев – это ситуация отсутствия прибыли. Отрицательный финансовый результат означает, что P/E тоже будет негативным и не даст никакой полезной информации об акции (в таком случае коэффициент обычно обозначается как N/A – «не применимо»). Поэтому PE не используется для стартапов, которые в первую очередь нацелены на рост и развитие, а не прибыль (например, Uber и Lyft) и компаний наукоемких отраслей, требующих долговременных вложений перед получением прибыли (тут примером могут служить многие биотехи или Virgin Galactic).
Альтернативы показателя P/E
Итак, мультипликатор P/E не всегда дает верную оценку положения дел в компании. Поэтому часто используются альтернативы, тем или иным образом учитывающие его ограничения.
Forward P/E – это форвардный коэффициент, в котором для расчета берется не прибыль за последний год, а прогнозируемая прибыль на следующие 12 месяцев на основе оценок аналитиков или самих компаний. Это позволяет оценивать не фактические доходы компании (как в случае классического P/E), а то, как они будут меняться в будущем. Стоит помнить, что forward P/E – это вероятностная, а не фактическая величина.
PEG – P/E, учитывающий динамику роста компании. Это позволяет обойти главный недостаток P/E – то, что он ничего не говорит о темпах роста прибыли. Ведь если прибыль будет расти и дальше, то даже высокий P/E в настоящем времени может быть привлекательным, имея в виду, что рост доходов приведет к его снижению.
Формула расчета PEG:
PEG = (P/E) / темпы роста прибыли на акцию
Как и в случае с P/E, мультипликатор PEG может считаться как на исторических данных, так и на оценках будущей прибыли. В первом случае говорят о trailing PEG, во втором – о forward PEG. По умолчанию речь идет именно о forward PEG, основанном на прогнозных значениях. А вот насчет того, за какой период времени брать эти значения, единого мнения нет: чаще всего используются оценки за следующие 12 месяцев или 5 лет. В любом случае PEG ценен тем, что учет темпов роста прибыли позволяет инвесторам иметь более полную информацию при принятии решений.
Shiller P/E – показатель, использующийся для расчета прибыли не за последний год, как в стандартном P/E, а среднюю прибыль с учетом инфляции за последние 10 лет. Он позволяет избежать резких скачков значений за счет сглаживания колебаний доходов. Этот показатель еще часто называют CAPE, от Cyclically Adjusted PE, или циклически скорректированное P/E. То, как Shiller P/E отличается от P/E, видно на графике ниже, где приведены оба мультипликатора для рыночного индекса S&P500.
Заметно, что Shiller P/E гораздо точнее отражает периоды перекупленности рынка: это видно и по пику 1929 года перед Великой депрессией, и по максимальному значению в 44,1, которое пришлось на декабрь 1999 года, перед крахом доткомов. Но хоть CAPE и может показать что акции стоят дорого по историческим меркам, он не способен дать сигнал на продажу. Так, видно, что Shiller P/E вышел за пределы средних значений в середине 2000-х, но рынок продолжал быстрый рост еще порядка 5 лет, прежде чем началась коррекция.
EV/EBITDA – мультипликатор, позволяющий оценить, как долго займет возврат инвестиций при выкупе компании по текущей стоимости. В отличие от P/E, он принимает во внимание уровень долга компании. Для этого вместо цены акции используется значение EV, или Enterprise Value – то есть полная стоимость, включающая долговые обязательства и собственные средства компании.
EV = Капитализация + Чистый долг
В знаменателе формулы EV/EBITDA находится EBITDA, или прибыль до вычета процентов, налогов на прибыль и амортизации активов:
EBITDA = Чистая прибыль + Процентные расходы + Налоги + Амортизация
Таким образом, EV/EBITDA позволяет, во-первых, учесть в расчетах уровень долга, а во-вторых, лучше защищает от того, что называется creative accounting – различных попыток сделать отчётность привлекательней, чем она есть в реальности. Для этого могут использоваться приемы бухучета на грани закона, в том числе связанные с амортизацией имущества. Они смогут повлиять на значение чистой прибыли (и значит P/E), тогда как EBITDA покажет более верную картину.
Это же относится к компаниям с высоким уровнем капитальных затрат – как мы помним, P/E показывает по ним завышенные значения, поэтому использование EV/EBITDA здесь более уместно.
P/FFO – этот мультипликатор заменяет P/E при анализе деятельности фондов недвижимости, REIT. Вместо значения чистой прибыли используется показатель FFO, funds from operations:
FFO = Чистая прибыль + Амортизация + Прибыль или убытки от продажи недвижимости
Учет амортизации и финансового результата от сделок с недвижимостью позволяет более точно отражать специфику деятельности фондов REIT, поэтому P/FFO фактически стал основным отраслевым показателем вместо P/E.
Преимущества и недостатки P/E
Главное преимущество P/E – легкость, с которой его можно посчитать. Это быстрый способ оценить, как в целом идут дела у компании. Поэтому он стал самым популярным мультипликатором, позволяющим сравнить акции по различным секторам, независимо от их капитализации.
Но так же как индекс массы тела дает быструю оценку и не означает, что здоровье человека в порядке, так и на основе P/E нельзя составить полное представление о финансовом положении компании. Перечислим ограничения показателя P/E, с которыми мы уже знакомы:
Кроме того, сам смысл значения P/E нередко вводит инвесторов в заблуждение. Низкий уровень P/E не обязательно означает недооценку акции рынком, так же как высокий – не говорит о завышенной цене.
Случается, что инвестор, покупающий недооцененные по P/E акции, систематически делает ставку против рынка, который видит существенные риски снижения прибыли – и чаще всего у такой ставки нет веских оснований. Для более правильного отбора нужно не только найти акцию с низким P/E, но и ответить на вопрос «почему рынок ее недооценивает?». Например, небольшие по капитализации компании могут быть неинтересны крупным инвесторам (и их аналитикам) в силу ограниченной ликвидности, и иметь более низкий P/E чем конкуренты с большей капитализацией. Это понятное структурное ограничение, которое работает в пользу частного инвестора. А вот ответ «рынок ошибается», как правило, приводит к негативным для инвестора последствиям.
В итоге, P/E может быть важным индикатором, заставляющим присмотреться к компании подробнее, но он не должен быть единственным критерием оценки, и тем более – сигналом к покупке.
Коэффициент P/E — как рассчитать и использовать в торговле
При анализе макроэкономических показателях компании обязательным элементом считается показатель P/E. Он помогает определить привлекательность (рентабельность) актива при инвестировании. В данном материале мы подробно и на понятном языке рассмотрим этот коэффициент. Дочитайте статью до конца, чтобы разбираться во всех аспектах и нюансах этого мультипликатора.
1. Что такое показатель P/E простыми словами
Благодаря коэффициенту P/E инвесторы могут косвенно понять справедливую стоимость компании, а точнее насколько недооценены или переоценены её акции. Для расчёта существует две формулы, которые дают одинаковый результат.
EPS (Earnings per share) — это прибыль на одну акцию. Рассчитывается по следующей формуле:
Считается, что малые значения показателя говорят о дешевизне акций, а большие о дороговизне. Однако не всё так просто. Чуть ниже мы поговорим об этих нюансах и реальных вариантах использования P/E для инвесторов.
Обратное значение P/E (E/P) показывает годовую доходность в процентах, которую получают акционеры.
Например, если P/E = 7, то это означает, что вложенные деньги полностью окупятся через 7 лет при сохранении текущей доходности фирмы. Можно подсчитать, что фактическая доходность составляет 14,3% годовых (E/P = 1/0.07 = 14,3).
Среднее значение коэффициента P/E для российских компаний составляет 6-8. Для американского рынка он значительно выше 18-25. Поэтому часто можно услышать в СМИ о недооцененности наших компаний, о том, что сейчас самое время для инвестиций в акции. Время идёт, а ситуация с низкими коэффициентами пока не изменяется.
Показатель P/E учитывает тот факт, чтобы вся прибыль компании будет направляться на выплату дивидендов. Но такое даже теоретически невозможно, поскольку есть различные расходы на модернизацию, амортизацию, расширение, операционные расходы (CAPEX и OPEX) и прочее.
Стоит заметить, что P/E важен только для инвесторов. Трейдеры никогда не ориентируется на него, поскольку они зарабатывают на краткосрочных колебаниях, которые нельзя предсказать ориентируясь на этот показатель.
2. Виды P/E: скользящий, приведённый, прогнозный и PEG
Существуют несколько подходов к анализу и расчёту мультипликатора P/E. Выделяют следующие его виды:
3. Как использовать P/E для оценки инвестиций в акции
1 Для объективной оценки рассчитывают 4 коэффициента P/E :
Только таким подходом можно получить реальные статистические данные для анализа и дальнейшего принятия решения. Нельзя по одному значению P/E принять решение о реальной стоимость. Возможно в этой отрасли есть другие компании с ещё меньшим значением.
При таком подходе стоит оценивать лишь межотраслевые компании. К примеру, IT-сектор будет иметь средние значения в районе 20-50, а сырьевой 3-6. И это будет считаться нормой.
Почему нормы для каждого сектора разные? Дело в том, что сырьевые компании мало перспективны в плане наращивания прибылей. Как правило, это «гиганты» (например, Газпром) и лидеры поставок. Они при всем желании не смогут увеличить быстро поставки.
Плюс к тому же сырьевой сектор сильно зависят от валютных колебаний и стоимости ресурсов. В 2014-2015 гг. нефть упала в 4 раза и многие компании испытали проблемы. Хотя это стабильный бизнес с небольшим доходом, но в конечном итоге все инвесторы понесли потери за эти два года.
Другое дело IT-компании. Это молодые фирмы, которые быстро растут и развиваются. Их прибыли стремительно растут и им есть куда расти и развиваться. Возьмем для примера «Яндекс» (YANDEX). Его показатель P/E составляет 60, что говорит о сильной переоцененности при классической интерпретации. Но посмотрите на это с другой стороны, что она делает для своего развития.
Изначально Яндекс был поисковой системой и почтой, а его основной доход шел с контекстной рекламы. Со временем появились другие функции: Такси, Маркет, Еда, Путешествия, Диск, Музыка, Переводчик, Толока и т.д. Компания превратилась в крупнейшего интернет-агрегатора, который расширяется на новых интернет-рынках.
В данном случае, такая большая разница может быть обусловлена тем, что у первой компании есть огромные проблемы. Они могут связаны с чем угодно (долги, падение продаж, санкции, отсутствие инвестиций, потеря ключевых кадров). А второй компании даётся куда большее доверие со стороны инвесторов, а значит в краткосрочной перспективе (скажем на год) она может вырасти ещё.
Известные инвесторы Бенджамин Грэм и Джон Нефф всегда покупали лишь недооценённые акции (они ориентировались на долгосрочные вложения). В то же время, они говорили, что на бычьем рынке, скорее всего, будут расти быстрее компании с высокими P/E, чем с низкими.
Текущая доходность по облигациям ОФЗ может быть очень привлекательна для инвестирования, если каких-то больших ростов по рынку акций не ожидается. Если текущая ставка к погашению краткосрочной ценной бумаги составляет 11% (мы получаем их с гарантией), то смысл делать инвестиции в акции ради 12%? Ведь мы можем заработать меньше или вовсе уйти в минус.
Объективная оценка текущей безрисковой доходности по гособлигациям поможет инвестору принять здравое решение. Чтобы найти P/E по ОФЗ нужно разделить число «100» на её доходность. Например, P/E = 100/11 = 9.09 (в случае 11% годовых).
4. Критика или минусы использования P/E
Давайте перечислим по пунктам какие можно выделить минусы при анализе компаний опираясь на P/E.
1 Коэффициент может быть искажен по нескольким причинам. Существует два типа отчётности: МСФО и РСБУ. В зависимости от того по какому типу берутся данные в расчёт, итоговое значение P/E может разниться.
Помимо этого, могут быть ещё и «махинации» внутри компании. Бухгалтерские учёты можно немного корректировать, улучшая показатели. Например, не учитывать какие-то расходы, но при этом разовые поступления включать в прибыль, хотя это не правильно.
Уоррен Баффет использовал для анализа только истинный денежный поток компании (чистая прибыль плюс безналичные взносы на износ и амортизацию за вычетом капитальных расходов). Он говорил, что только такой подход может говорить об истинной прибыли деятельности фирмы.
2 Невозможно оценить P/E для молодых компаний или же тех, у кого нет прибыли. Их показатели могут сильно колебаться от квартала к кварталу. Поэтому имеет смысл использовать этот вид анализ лишь для больших и устойчивых компаний.
3 Не учитывается задолженность компании. Лучше использовать показатели мультипликаторов EV/EBITDA, Долг/EBITDA и EV/Свободный денежный поток при анализе привлекательности компаний, которые показывают закредитованность относительно прибыли.
Несмотря на все негативные стороны P/E, он остается одним из ключевых показателей при оценке инвестиционных идей. Думаю, что во многом это связано с простотой его расчёта. Его часто используют для сравнения и принятия решений крупные фонды (ПИФы). Многие имеют даже правила для отбора активов, которые имеют заданные рамки показателя (обычно это диапазон от 10 до 20).
Помимо этого мультипликатора ещё широкой популярностью пользуются показатели:
А также показатели рентабельности:
5. Пример использования P/E в бум доткомов
В 2000-ых годах возник «пузырь доткомов». Акции компаний связанных с интернетом стремительно росли, не имея практически никаких прибылей. Всё упиралось лишь в отдаленных перспективах сверхприбылей. Такой оптимизм привёл к ажиотажному росту.
В пике роста коэффициент P/E доткомов достигал значения 100-1000. Не смотря на такой «бум» инвесторы все равно несли деньги в эту отрасль.
Однако ажиотаж закончился и все сильно переоцененные компании быстро «сдулись» в цене, а некоторые и вовсе обанкротились.
Разумные инвесторы бы не потеряли деньги на том кризисе, поскольку они бы никогда не купили бизнесы с пустым балансом и высокими P/E.
Смотрите также видео про «Как посчитать коэффициент Цена-Прибыль. Что такое P/E»: