Propellerhead software что это
Propellerhead Reason2 —
виртуальная звуковая студия на вашем PC
Многие из тех, кто занимается музыкальным творчеством на компьютере в условиях домашней студии, наверняка помнят появление на рынке необычного программного продукта — Propellerhead Reason. Эта программа произвела достаточно много шума и привлекла интерес большого числа компьютерных музыкантов. Некоторые из них до сих пор используют Reason в своей работе со звуком.
Чем же так привлек к себе Reason? В первую очередь тем, что представляет собой очень удобную и простую в обращении виртуальную студию.
Интерфейс этой программы позаимствован у аппаратных устройств, использующихся в звуковых студиях. Здесь есть правдоподобно выглядящий микшерный пульт и рэковая стойка с установленными в неё различными устройствами: синтезаторами, семплерами, эффект-процессорами. С задней стороны имеется наглядная коммутация между всеми устройствами.
Reason не вызывает проблем с освоением и использованием даже у людей, которые далеки от компьютера и только начинают знакомство с музыкальными программами. Здесь все под рукой и располагается в одном-единственном окошке. Регулировка многих параметров реализована очень просто и наглядно. А если учесть, что большая часть пользователей осваивают различный софт методом научного тыка, такая популярность программы весьма оправдана.
Первый Reason включает в себя следующие основные устройства:
Одним из важных моментов является то, что дистрибутива с Reason уже вполне достаточно, чтобы начать создавать свои композиции, тогда как к любому семплеру/секвенсору ещё нужно где-то доставать банки с семплами и мучительно их отслушивать и сортировать.
Помимо всего прочего, Propellerhead и Steinberg совместно был разработан единый интерфейс ReWire, с помощью которого обеспечивается синхронизация и обмен данными при одновременной работе секвенсоров Cubase и Reason. Все это делает Reason ещё более привлекательным.
В Reason присутствует возможность работы под интерфейсом ASIO, что обеспечивает отличное быстродействие и синхронизацию. Безусловно, благодаря этому программа претендует на звание профессионального приложения. Одним словом, в свое время Reason сыграл весомую роль в развитии музыкального софта.
Перечислим основные новшества и изменения в Reason2:
Интерфейс программы разработчики оставили полностью без изменений. Понятно, что это — визитная карточка Reason. А вот рабочее окно с рековой стойкой осталось по-прежнему в фиксированном разрешении 800×600, хотя пользователей, работающих в таком режиме, уже почти не осталось.
На вкладке основных настроек General добавлено два новых пункта. В пункте Default Song можно назначить проект/песню, которая автоматически будет загружаться при запуске Reason (в первом Reason при запуске всегда загружалась одна из демо-аранжировок, что немного утомляло).
Остальные вкладки остались без изменений. В окошке назначения устройства, как вы можете видеть, существует возможность выбора любого из трех интерфейсов — MME, DirectSound и ASIO.
Инструменты
Вторая версия Reason включает в себя шесть различных модулей/устройств, способных воспроизводить звук. Это два синтезатора, два семплера, drum-модуль и проигрыватель лупов (петель). Из всего перечисленного совершенно новые — синтезатор и семплер. Начнем с синтезатора SUBTRACTOR.
Полифонический аналоговый синтезатор имеет порядка 200 пресетов. Синтезатор имеет самое что ни на есть аналоговое звучание. В целом неплохое, но несколько грязноватое.
Оригинальный и очень удобный drum-модуль REDRUM. Сам модуль 16-битный, но при изменении настроек (как — мы писали чуть выше) читает и 24-битные семплы. Имеет основные стандартные регулировки раздельно для каждого из десяти возможных одновременно загруженных семплов. Импортирует файлы в форматах wav, rex/rex2, sf2, rcy.
Помимо этого, модуль имеет свой самостоятельный программируемый секвенсор. Этот принцип позаимствован у аппаратных drum-машин. Но, наверное, лучше отказаться от такого способа работы в пользу более удобного и гибкого основного секвенсора. К достоинствам REDRUM нужно отнести удобство подбора подходящего семпла барабана (скажем, рабочего или басового) путем перелистывания всех семплов, находящихся в папке, не прерывая воспроизведение композиции.
Но если вам не подходит вариант с самостоятельной подборкой своего сета и последующего прописывания партии ударных вручную, на выручку придёт проигрыватель лупов DR.REX.
В этом случае все, что вам надо сделать — это импортировать подходящий луп. Но, на самом деле, большая часть лупов, входящих в комплект, имеет довольно низкое качество звука. Многие петли сграблены просто ужасно. Использование подобных лупов возможно, пожалуй, только в сугубо трекерной музыке.
Следующий модуль, NN19, является обычным семплером со стандартным набором основных регулируемых параметров. Понятно, что, кроме самого семплера, необходимы качественные семплы. В комплекте их достаточно много, но сами по себе они несколько тускловаты.
Новый аналоговый полифонический синтезатор Maltstrom является куда более интересным модулем. В его основу легли два различных способа синтеза — Graintable и Wavetable. Это позволяет добиться очень оригинального и своеобразного звучания, которое хорошо применимо для современной танцевальной и электронной музыки.
Благодаря объединению этих двух методов синтеза, вариантов звучания у синтезатора Maltstrom достаточно много. Вот несколько примеров звучания в формате MP3:
Ещё один новичок в Reason2 — семплер NN-XT. В отличие от имеющегося NN-19, он является более продвинутым и идет как дополнение. Основные отличия заключаются в следующем:
Как мы писали в самом начале, в отличие от первой версии программы, в комплект Reason2 входит дополнительный диск с семплами Orkester Sound Bank (545 МВ), как раз для семплера NN-XT. Основную массу здесь составляют семплы различных струнных, деревянных и медных духовых, а также ударных инструментов. Одним словом, состав большого симфонического оркестра. Среди всех прочих стоит отметить качественно записанные семплы классических ударных. К остальным есть претензии по качеству, в особенности, к духовым.
Вообще, решение производителей добавить диск именно с такими семплами нам показалось очень странным. Возможности Reason подразумевают создание сугубо электронной музыки.
Эффекты
Эффекты с приходом новой версии изменению не подверглись. Всего насчитывается восемь модулей. Мы вкратце расскажем о каждом из них.
RV-7 представляет собой ревербератор, который имеет десять различных пресетов. Доступны четыре регулировки: размер комнаты, затухание, демпфирование и величина эффекта.
DLL-1 подразумевает дилей. Частота регулируется в миллисекундах и долях. Также доступны три стандартные регулировки.
Модуль PEQ-2 представляет собой двухполосный эквалайзер с регулировкой частоты, добротности и уровня.
COMP-01 — это компрессор с минимумом необходимых регулировок. Имеется лимитер, но регулировка параметров лимитера недоступна. К сожалению, здесь нет наглядного рисунка, поэтому у начинающих пользователей могут возникнуть трудности с его настройкой. Тем не менее, ничего сложного здесь нет.
Модуль ECF-42 представляет собой фильтр с генератором огибающей. Имеется три конфигурации фильтра: band pass и low pass с крутизной спада 12 дБ/октаву, а также low pass с крутизной спада 24 дБ/октаву.
СF-101 — сhorus/flanger, PH-90 — phaser, D-11 — distortion. Как и предыдущие модули, эти имеют регулировку стандартных параметров эффектов.
Надо отметить, что все модули эффектов вполне соответствуют уровню синтезаторов и семплеров Reason. Их разумное применение не влечет за собой ухудшений звука. Но если сравнивать с эффектами VST и DX, модули Reason все же проигрывают по качеству. По функциональности — недостаёт наглядности, возможности сохранения своих пресетов и привычных дополнительных регулировок.
С другой стороны, такие урезанные возможности не позволят начинающему музыканту запутаться в большом количестве настроек и испортить звук. Эффекты можно подключать последовательно, без ограничения количества. Следует сказать, что количество одновременно используемых модулей эффектов ограничено лишь мощностью вашего компьютера.
Секвенсор
Вид основного секвенсора не изменился, но добавлены некоторые необходимые функции. Так, окно секвенсора может отделяться и разворачиваться на весь экран. Эта возможность может особенно пригодиться, если вы используете два монитора. Один монитор можно использовать под рэковую стойку, другой — для редактирования нот.
Процесс редактирования нот стал более удобен благодаря четырем инструментам. Теперь в вашем распоряжении все минимально необходимые функции курсора: карандаш, ластик, лупа, рука, линия.
ReWire2
Итак, Reason — вполне самостоятельная студия, и отвечает почти всем требованиям. Но вам, к примеру, необходимо записать вокал или какой-либо живой инструмент. Как быть?
На помощь приходит ReWire. Благодаря этому интерфейсу обеспечивается синхронизация при одновременной работе секвенсоров Cubase и Reason. Это позволяет назначать VST/DX-эффекты из Cubase на любой трек Reason или играть MIDI-треки из Cubase устройствами Reason. Кроме этого, вы можете свести композиции, написанные в Reason, алгоритмами Cubase с использованием мастеринговых VST/DX-плагинов.
Кардинальных изменений в ReWire2 нет, кое-что несущественно улучшили.
Выводы
В целом, виртуальная студия Reason2 произвела на нас положительное впечатление. Хотя новая версия продукта не произвела революции, скорее, это чуть доработанный вариант первой версии Reason. Для переворота разработчикам нужно было бы как минимум заменить семплы на более качественные. Тем не менее, Reason2 — очень интересный и своеобразный продукт, предоставляющий достаточно большие возможности для работы, экспериментов и просто развлечения.
С другой стороны, наличие интерфейса ASIO позволяет оценивать Reason как профессиональное приложение. Но существующие в комплекте семплы очень скромного размера (и, как следствие, посредственного качества, сравнимого со стандартными банками карт Creative) не позволяют создать фонограмму действительно профессионального уровня. Частичный выход из положения — использование в паре с Reason2 внешнего секвенсора Cubase SX с более широкими возможностями и качественными эффектами.
This is Reason+
Find fresh sounds
You can always find brand new sounds to breathe life into your musical ideas in the Reason+ Companion app. New sound packs from world class sound designers are released every week.
Make them your own
Every sound in Reason+ is created using combinations of our instruments and effects. You have full access to every knob and can add or remove devices to make it sound like you.
Weekly Sound Packs
Sound Packs are like musical building blocks that just sound perfect together. Use them for a burst of inspiration and make your music come alive. Explore all the different packs available in the Reason+ Companion app. We’ve got all your favourite genres and probably some you haven’t even heard of yet
Legendary instruments and effects
Our 75+ instruments and effects have been used to make countless hits – and countless unique sounds. Subscribe to Reason+ and get access to them all.
I’m always looking for sounds that will inspire a song. Reason+ is a great way to find and explore sounds that push me in new directions.
What matters with musical tools isn’t what’s technically possible with them, but what they lead you to discover. That’s the genius of Reason: not only are the technical possibilities infinite, but the ecosystem makes it effortless and intuitive to stumble into inspiration. Any direction you reach in, there’s a tool that’s not just powerful, but genuinely musical.
Reason, has always defined my sound. I can proudly say this knowing how it has helped me make a living and shaped my career.
People be asking me ‘What sounds do you use?!’ and the sounds in Reason are super crisp. Beyonce, Partition. Ariana Grande, Best Mistake. Drake, All Me. All of these songs are Reason sounds.
Reason+ is the dopest way to get inspiration for a new track. Incredible synths and instrument racks!
Reason+ has immensely expanded my production and sound design palette. Reason’s instruments and effects are intuitive to use but also massively flexible and powerful.
Reason Studios
Reason Studios запись закреплена
Reason Studios запись закреплена
Reason Studios запись закреплена
Reason Studios запись закреплена
Reason Studios запись закреплена
Мы рады объявить о выпуске Reason 12.2.2. и Reason +.
Вот что нового в версии 12.2.2:
Показать полностью.
Улучшения и исправления ошибок:
Добавлены дополнительные графические объекты с высоким разрешением
Исправлена ошибка, из-за которой части транспортной панели имели неправильный цвет в темном режиме.
Некоторые улучшения стабильности при поиске в браузере
Исправлена проблема, когда индикатор ВКЛ означал ВЫКЛ и наоборот в микшере ReGroove.
Исправлена проблема, которая могла произойти, если у вас были дублированные ReFills.
Исправлена ошибка, из-за которой Reason вылетал при загрузке поврежденных файлов rx2.
Новая версия Mimic, включающая следующие исправления:
Улучшенная синхронизация в режиме Advanced Stretch
Исправлена ошибка, из-за которой модуляция начальной позиции в режиме среза могла вызывать срезы за пределами диапазона, что приводило к тишине.
Режим легато не запускался правильно
Легато щелкнул, когда не играл легато
Исправлена ошибка, из-за которой использование определенных образцов WAV в режиме Melody Stretch могло привести к сбою Mimic.
Propellerhead Software
В июле 2011 года компания объявила о скором выходе Reason 6-й версии, в которую должны были быть включены все возможности Record 1.5. Это позволило Propellerhead прекратить выпуск Record.
В марте 2012 года объявлено об инициативе Rack Extensions — набору программных интерфейсов, благодаря которому сторонние разработчики смогут создавать собственные инструменты и эффекты для Reason. Эта технология должна была появиться вместе с бесплатным обновлением Reason 6.5. Rack Extensions (расширения стойки) должны были продаваться в специальном интернет-магазине приложений. Под контролем Propellerhead разработчики получают возможность применять собственные алгоритмы цифровой обработки сигналов и уже существующий программный для создания инструментов и эффектов, которые можно будет использовать в Reason.
В августе 2019 года компания объявила о переименовании в Reason Studios.
С самого начала компания использовала Интернет и как инструмент маркетинга, и как канал для общения со своими пользователями. В декабре 1996 года альфа-версия ReBirth была выложена для свободного скачивания на сайте Propellerhead, кроме того, компания искала в Сети активных пользователей TB-303 и присылала им письма с предложениями попробовать новое программное обеспечение. [13]
Технологии
Reason ReFill
ReFill — это файл, объединяющий в библиотеку звуки, настройки и конфигурации инструментов; некоторые ReFill-библиотеки:
Создаем профессиональное техно в Propellerhead Reason 2.5
Интерфейс
Стоп! Майки с логотипом Reason мы не продаем. Это какой-то глюк в html-коде:)
В принципе, говоря о виртуальных студиях, я не сказал о программах типа Ross Bencina AudioMulch, которые в то время были оснащены большим количеством профессиональных программных модулей. Но… коммутация могла выглядеть там и так…
Настройка программы
Перед тем как начать работать с Reason первым делом следует произвести основные настройки программы. При ее первом запуске перед вами появится окно, которое впоследствии можно вызывать из пункта главного меню Edit>Preferences…
Это окно многофункционально, и с его помощью можно выйти на настройки общего плана, MIDI, аудио и т.п.
В закладке General мы указываем такие параметры как:
В закладке MIDI указывается основной порт и канал MIDI, по которому впоследствии будет организована работа секвенсора Reason с внешним MIDI-устройством.
В закладке Advanced MIDI мы указываем входы, по которым можно управлять программными устройствами Reason с помощью внешних секвенсоров или других программ. Также мы указываем порт для дистанционного управления параметрами программы и источник синхросигнала по MIDI.
В закладке Sound Locations производится указание папок, в которых хранятся аудио-данные для данного проекта.
В итоге произведенных настроек, как максимум мы можем получить качество с характеристиками 24/96, любым количеством каналов, поддерживаемых вашим аппаратным звуковым интерфейсом, а также полностью задействованных 64 канала MIDI, для управления и взаимодействия с внешними программами и модулями.
Основные элементы рабочего интерфейса
Елки! Опять одежда с логотипом Reason!
Как уже было сказано выше, рабочий интерфейс похож на обыкновенную студийную рэковую стойку. За исключением программного модуля секвенсора, в котором мы собираем все воедино и расставляем как «кирпичики».
Так как в настройках у меня определился обычный стерео звуковой интерфейс, то задействовано только два аудио-канала из 64 возможных. На передней панели общего коммутационного блока отображены еще и MIDI каналы, соответствующие принимающему MIDI-устройству.
Главным коммутационным блоком в рамках программы, конечно же, является микшер, который в Reason называется reMIX.
Это программная эмуляция натурального студийного микшера с фэйдерами, ручками панорамы, двухполосным эквалайзером и возможностью подключения до четырех параллельных эффектов (AUX). Эффекты «в разрыв» не ставятся, потому что все равно на каждый инструмент в устройстве выделяется отдельный канал, и цепочку обработки можно сконструировать в «рэковой стойке» перед тем как сигнал поступит на микшер.
Давайте нарисуем структурную схему того, как сигнал проходит через reMIX. Ей подобная есть в документации к программе.
Итак, выход инструмента или цепочки «инструмент + эффект-процессоры» коммутируется к определенному каналу микшера на задней панели. Если вы вставляете в файл проекта новый инструмент, и до этого микшер уже был установлен, то коммутация происходит автоматически. Если сигнал моно, то кабель коммутируется только на левый вход канала (как и в студийной технике).
После этого сигнал поступает на двухполосный эквалайзер (EQ), который может быть во включенном и отключенном состояниях. Потом мы можем изменить панорамное положение (Pan) и включить/отключить сигнал для дальнейшего прохождения по цепочке микшера (Mute). После этого звук попадает на фэйдер канала, с помощью которого управляем уровнем сигнала, и через кнопку Solo звук выходит на общий микс (Мастер-фэйдер). Это основная прямая цепь.
На самом же микшере для каждого канала предусмотрены по четыре программных ручки, с помощью которых можно управлять уровнями посылаемых на эффект-процессоры сигналов.
Таким образом, например, подключив к микшеру только один модуль реверберации в качестве AUX-эффекта, мы можем его использовать для всех 14 каналов микшера. Эффект примешивается к основному сигналу, и поэтому такое подключение называется параллельным.
Если посмотреть внимательно на заднюю панель микшера, то там можно найти целую серию разъемов для CV.
При включении CV регулируемый таким образом параметр перестает быть управляемым из модуля reMIX.
Поработав с программными микшерами Reason, вы столкнетесь с тем, что нужно осваивать базовые понятия студийной звукорежиссуры. Программа в этом очень помогает.
Чтобы не быть голословным, покажу, как выглядит реальный микшер Mackie 1402 VLZ Pro. Я бы с удовольствием привел в качестве примера YAMAHA 02R или что-то подобное, но микшер в Reason больше похож на Mackie, который может освоить любой начинающий звукорежиссер.
Инструменты
Это самый сложный момент в описании программы, поскольку, во-первых, достаточно объемный, а, во-вторых, требует некоторых знаний в области современной музыкальной аппаратуры и ПО. Но я думаю, что мы это осилим. Есть такой метод:)
Итак, Subtractor Polyphonic Synthesizer.
Вычитающий синтез (substractive synthesis). Суть этого метода обратна аддитивному, при котором сложная звуковая волна составляется из множества простых. В качестве исходного берется тембрально богатый, насыщенный гармониками звук, и потом, в результате сложной фильтрации из него формируется определенный тембр с характерной тоновой окраской. Вычитающий синтез активно использовался в аналоговых синтезаторах, а сейчас применяется в программных моделях для получения «аналогового эффекта». Как пример аналоговых синтезаторов с субтрактивным синтезом можно привести модельный ряд Moog, пришедший к нам из далеких 70-х.
С программой поставляется набор уже готовых пэтчей, в котором можно найти практически все, что связано с аналоговыми синтезаторами, плюс множество современных звуков.
Для другого полифонического синтезатора Malstrom за основу взят гранулированный метод синтеза.
Гранулированный синтез (Granular synthesis). Данный метод является частным случаем таблично-волнового синтеза. Звук формируется из ультра-коротких сэмплированных фрагментов звуковой волны. В результате взаимодействия частоты их повторения и частотных составляющих сэмплированной звуковой формы, получается тембрально сложный монотонный звук, который впоследствии можно обрабатывать методами вычитающего синтезирования. Одна из первых реализаций подобного была в программе Ross Bencina AudioMulch, правда в виде эффекта, а как законченный инструмент впервые появилась в Propellerhead Reason.
Первое, что сразу бросается в глаза при знакомстве с графическим интерфейсом программного сэмплера NN-19, так это его внешнее сходство с аппаратными устройствами от AKAI. Я достаточно плотно общался с последними некоторое время, и модуль NN-19 вызвал у меня сильное удивление.
Опять перехожу на цитирование…
Помимо этого мы можем воспользоваться и некоторой обработкой, включающей LFO, фильтр и генератор огибающей.
Как видно, разработчики не забывают свои старые программы (все форматы файлов использовались еще в Re-Cycle) и даже проявляют некоторую настырность в их продвижении. И если бы они не раскрутили свою технологию ReWire до уровня VST и DirectX, то сохранился бы еще какой-то скептический взгляд на происходящее. Теперь же библиотеки для Dr. REX имеют не меньший успех, чем для AKAI, E-mu и т.д. Это признак успеха.
Программная ритм-машина REDRUM является одной из лучших в современном ПО (хотя, для объективности, стоит упомянуть Native Instruments Battery и Image-Line Fruity Loops). Современные программные ритм-машины можно считать обыкновенными сэмплерами с возможностями набивки фраз.
В варианте одного модуля REDRUM мы имеем возможность загрузки 10 отдельных ударных инструментов посэмплово, и используем стандартный редактор создания ритмических фраз. Ничего сложного для современного музыканта.
С программой Reason для модуля REDRUM поставляется отдельный банк качественных сэмплов. На этом описание инструментов заканчивается.
The Matrix
Если вы не имеете MIDI-клавиатуры или хотите использовать стандартный ghjuhfvvysq наборщик музыкальных фраз, то необходимо использовать данный модуль. Он очень прост в управлении, может работать по разным сеткам (от 1/2 до 1/128), имеет память на 32 палитры (patterns, по сути, мелодические фразы).
Matrix подключается к любому программному инструменту Reason как CV-устройство.
Данные модули используются достаточно редко, в основном в тех случаях, когда вы задумали создать в Reason грандиозный проект со множеством модулей.
Промежуточные итоги
О, вот! Теперь картинка нормальная:)
Материал по Reason я неспроста разбил на две части. Дело в том, что интерфейс у программы эксклюзивный. Поэтому существует множество ухищрений и интересных практических советов от тех, кто профессионально работает с Reason. Также я бы хотел услышать ваши вопросы по программе, чтобы ответить на них.
После этого они выходили в поту и говорили: «Я ЛЮБЛЮ AudioMulch!» (картинку повторяю:)), громко выдыхая и матерясь.
Для справки: понятие «виртуальные студии» было внедрено мной в 2000 году при описании AudioMulch, Storm, WaveWarp и после Reason. Тогда никто не знал, как называть такое новое поколение программ, и, в принципе, никто этим серьезно не интересовался. Поэтому я оставляю за собой право делать в музыкальном софт-рейтинге ТОП по этой категории и считаю это правильным.