Psp destream что это
Новости и статьи
Всё о продвижении стримов. Новости о нас, кейсы, отзывы, исследования, экспертные мнения, ответы на самые важные вопросы.
Обзор донатных платформ для стримеров
Обзор донатных платформ для стримеров
Если вы находитесь в активном поиске сервиса для приема донатов, то эта информация будет вам как нельзя кстати.
Донатных платформ много, но большинство из них доступно исключительно зарубежным пользователям. Мы разберём те сервисы, которыми можно пользоваться в России.
DonatePay.ru — сервис для приема донатов, а также имеющий массу других полезных функций для стримеров.
Этот сервис интегрирован в систему StreamElements — сервис для стримеров на Твиче, в которого есть масса всего необходимого.
Здесь очень много возможностей, различных настроек и интеграций — прям душа стримера радуется!
DonatePay.ru — одна из самых удобных платформ.
King-donate.com — помимо Твича и YouTube, данная платформа работает с OBS, XSplit, Smashcast, Facebook, Instagram и ВКонтакте.
Очень разнообразные виджеты — здесь и статистика, и голосования, и звук, и картинки. Если вы получили вознаграждения, сервис уведомит вас оповещением с картинкой и звуком. Очень приятно.
Сервис платный. Но есть пробный период до 7 дней — этого достаточно, чтобы попробовать и убедиться, подходит оно вам или нет.
Платформа принимает все популярные банковские карты и работает без комиссии.
DonationAlerts.ru — еще один неплохой сервис для получения донатов через стримы.
Сервис удобен именно для работы с Twitch и подходит для новичков. Из минусов — возможны задержки с выплатами и не слишком большой функционал. Но многие стримеры пользуются данным сервисом, так как изначально именно он был ориентирован на русскоязычных пользователей.
Streamlabs.com — этот сервис является неотъемлемой частью Твича, а значит есть удобная интеграция.
Легкая настройка, удобный интерфейс, надёжная защита ваших данных, хорошая работоспособность — всё это о сервисе Streamlabs.com.
Однако, этот сервис не такой удобный для русскоязычных пользователей. Здесь не самая удобная система платежей и вывода средств, платформа рассчитана в основном на европейских стримеров.
Я.Стример — донатная платформа от самого Яндекса. С 2021 года переименована в Donate.Stream.
Поскольку этот сервис запущен Яндексом — тут идет речь о высоком доверии к самой системе. Яндекс же не может сделать плохо.
Я.Стример может принимать донаты во время онлайн-трансляции и через виджеты показывать другим пользователям процесс сбора денег.
Отправить донат с помощью этой платформы можно через кошелек ЮMoney (бывшие “Яндекс.Деньги”) или с любой банковской карты.
Вывести деньги стример может любым удобным способом, причем минимальная сумма для вывода — 100 рублей.
Однако, минусы тут всё же есть — система принимает только рубли и имеет мало способов для пополнения.
Комиссия на прием платежей у Я.Стример тоже есть — зависит она от способа пополнения. При оплате с ЮMoney — 0,5%, а с банковской карты — 2%. Комиссия на вывод тоже есть и также зависит от способа вывода денег.
Destream (https://destream.net/) — сравнительно новая платформа для донатов.
Этот сервис предназначен для стримеров, контент-криэйторов и киберспортсменов. Основная идея — сделать максимально комфортные условия для осуществления креативной деятельности и максимизации поступающих донатов.
И еще один существенный плюс этой платформы. Destream — сервис, прошедший сертификацию PCI/DSS. Это дает пользователям платформы возможность привязать карту к аккаунту и не вписывать данные при каждой отдельной операции.
Почему тебе стоит купить PSP (или не стоит)
Если вы активно следите за игровым миром, то могли заметить, что тема PSP сейчас на подъёме. Я постараюсь не лить воду и затронуть самые сильные и слабые стороны покупки консоли.
Длиннопост, будьте готовы. Поехали!
Сразу скажу, что купил я её не ради ностальгии, мне 20 и большую часть своего игрового опыта я обрёл не на консолях и даже не на ПК, а на телефонах и впоследствии смартфонах.
И так, мы только что отсекли один из основных факторов покупки консоли.
Что может предложить эта портативка?
Чем привлекает PSP в сравнении с играми на смартфоне?
Лично мне консоль продала Gran Turismo, которую я поиграл на эмуляторе. Такого количества авто, отличной физики и челленджа я не нашёл для себя ни в одной игре на смартфоне.
Прохождение большинства крупных тайтлов занимает более 10 часов, при этом зачастую мы имеем хороший сюжет, разнообразие геймплейных механик и главное, никакого доната, рекламы и безумного гринда. Ничто не будет отвлекать вас от игры.
Основные плюсы PSP:
— Огромная библиотека качественных игр
Если хочется поиграть в игры от PSP в портативе, у вас есть 2 варианта:
Да, через PPSSPP хорошо работают многие популярные игры, с помощью апскейла можно сделать картинку весьма и весьма чёткой и приятной. Однако на этом плюсы заканчиваются.
П.С. Прошу простить за не лучшую подачу моих мыслей и кривое оформление, кидайтесь тапком с указаниями что в следующий раз поправить. Надеюсь, этот пост был полезен:)
Как стримить в 2021 году и стоит ли?
В этой статье мы вам быстренько (а может и не быстренько) расскажем о том, как стать стримером в 2021 году, стоит ли так делать и какое вообще отношение имеет указанный год к этой профессии. В общем, не будем тянуть и сразу перейдем к делу.
Начнем с небольшой подводки: почему именно 2021-ый год и чем он отличается от условного 2018-го (ну, помимо того, что он на 3 больше).
В период с 2020-го года и по сей день многое в жизни людей изменилось. И виной этому всего одно слово — пандемия. COVID-19 невероятно сильно повлиял на множество отраслей мировой экономики.
Не будем загружать вам мозги бессмысленными графиками и таблицами с информацией о потерях мирового рынка, тем более, вы и так наверняка в общих чертах понимаете, какие бизнесы и насколько пострадали… Так вот: один небольшой пример с ссылкой на авторитетный источник: с 1-ого января по 13 марта 2020-го года 500 богатейших людей планеты суммарно потеряли 950 миллиардов долларов… всё.
Ну как, пробрало? Если нет, то вот вам для сравнения: за последние 10 лет эти люди смогли увеличить свои капиталы на сумму в 6.1 трлн долларов. За целых 10 лет, Карл! И потеряли почти триллион (16%) за всего два месяца!
Так как в мире бизнеса все взаимосвязано, то с помощью этой информации можно легко понять, насколько резко вирус заставил весь мировой рынок совершить стремительное пике в пропасть кризиса и хаоса.
Тем не менее, во всем плохом есть что-то хорошее. В данном случае это то, что пандемия не только обрушила целый ряд разных отраслей, но и помогла некоторым взлететь. Среди таких — стриминг и интернет-маркетинг: эти две сферы (в первую очередь благодаря постоянным локдаунам) получили огромный скачок в развитии. Об этом подробнее можно прочитать в нашей англоязычной статье про влияние коронавируса на стриминг.
Развитие отрасли на большие объемы и в рекордные сроки привело к тому, что появились массы новых стримеров, звезды других отраслей (спортсмены, музыканты) стали чаще навещать стриминговые площадки, начался приток рекламодателей, игроделы стали уделять стримерам гораздо больше внимания, а главное — в рынок поступили деньги. Большие деньги.
Именно в этом кроется причина того, почему мы отдельно в заголовке выделили 2021-ый год.
стриминг КАК профессия
Теперь перейдем непосредственно к профессии мечты. Быть стримером — значит регулярно проводить прямые трансляции на различных платформах при помощи оборудования и проводить развлекательную и/или информативную деятельность с целью стать популярным и заработать денег.
Согласны, грубовато, однако все же запомните это определение — так как именно в нем содержатся ключевые слова, которые и откроют завесу тайны «как же все-таки правильно стримить».
Первое такое слово — регулярно: стримить надо часто, долго, а главное…. да, регулярно. Никто не хочет смотреть за чуваком, который будет заходить на свой канал раз в неделю, а иногда два, а иногда вообще не будет. Важно помнить, что непонятный график и неопределенность — мало того, что являются предметом чистой ненависти большинства людей, так еще и характеризуют стримера как недисциплинированного, ленивого и ветреного человека.
Именно поэтому стоит уделять большое внимание тому, когда и сколько вы стримите. В идеале будет сделать согласно присказке “чем больше (и чаще) — тем лучше”, однако ситуации бывают разные, так что главное — регулярность. Помните, что только знаменитости могут позволить себе стримить когда и как захотят (хотя и это не к каждой знаменитости относится), начинающему же стримеру мы настоятельно советуем максимально серьезно относиться к своему графику: создайте железный график, запостите его в своих соц. сетях, дайте побольше инфы по поводу того, чем собираетесь заниматься на стримах, настройте парочку уведомлений, и люди к вам потянутся. Проверено временем!
Следующее слово, а точнее словосочетание — различные платформы. В этих двух нехитрых словах скрыта фундаментальная основа вашей профессии: именно выбор правильной стриминговой платформы поможет вам реализовать свое занятие максимально эффективно.
Выбор этот зависит от того, чем вы хотите заниматься. Для лайв-гейминга лучше всего подходит Twitch; для любимого хобби по типу танцев, готовки, пения, спорта и т. д., а также летсплеев — YouTube; если вы имеете модельную внешность и хотите ее реализовать, а прямые эфиры для вас — лишь дополнительный способ популяризации самих себя, то отличным выбором станет Instagram; знаете английский язык и любите дискутировать на различные социально-политические темы? Facebook предоставит вам и платформу для стримов, и нужную аудиторию.
На данном этапе у вас может произойти ступор. Вы можете вспомнить много случаев, когда на Ютубе играют в игры, а на Твиче есть те, кто просто отжимается на камеру и имеет в среднем 3К онлайна. И вот наше мнение на этот счет: вы абсолютно правы! Да — стримить можно везде и да — популярным можно стать вопреки любым сложностям, однако и мы здесь не для того, чтобы говорить о единичных случаях успеха. Скорее наоборот — исключение подтверждает правило. Да и есть множество частных случаев, когда популярный Твич-стример “переехал” на Ютуб и там продолжил играть в игры — такие примеры мы, само собой, в расчет не берем.
Эти разграничения существуют не просто так: у каждой платформы есть свой свод правил, своя политика партнерских программ, разный подход к бизнесу и т. д. Все эти различия формировались годами и сделали платформы такими, какие они есть на данный момент. Так что вот вам наш совет — крайне серьезно подходите к той платформе, которую выбираете: это может стать основополагающим компонентом успеха или же главной причиной провала. Все зависит от вас.
При изучении платформ, старайтесь углубляться в своды правил и законов платформ насчет авторских прав, трансляций на других площадках и т. д. Например, Twitch в прошлом году прошлась серией страйков по очень многим стримерам. Причина: жалобы исполнителей и лейблов-правообладателей на неправомерное использование их музыки в клипах, за, внимание, 2016-2019 годы! То есть для многих стримеров клипы, сделанные несколько лет назад, стали причинами страйка и были удалены. Эх, а ведь были времена, когда DMCA (закон об авторских правах от Twitch) никого не трогал, и Твич (в отличие от того же Ютуба) был местом, где люди спокойно включали любую музыку и лампово проводили время…
Слово номер 3 — оборудование. Именно оно определяет, захочется ли людям остаться на вашей трансляции, или им придется бежать и искать бинт с ватой, чтобы остановить кровь из глаз либо ушей (а иногда и из обоих мест сразу). Качество картинки, звука, мощное железо (спойлер: примеры сетапов мы приводить не будем, благо в сети есть тонны информации на эту тему), хорошее интернет-соединение — все это стоит денег и времени, однако в потенциале способно окупить себя если не во вселенских масштабах, то уж точно многократно.
Первое — мы прекрасно понимаем, сколько сегодня может стоить топовое железо (особенно видеокарты), так что торговые онлайн-площадки вам в помощь. При должном усердии там можно сэкономить чуть ли не на половине стоимости.
Второе — мы в курсе, что многие люди хотят быть похожими на известных стримеров, а это иногда приводит к невероятно большим и бессмысленным тратам. Например, сейчас у контент-мейкеров в моде микрофоны Blue Yeti, стоящие около 12.000 рублей. Так вот, не стоит брать именно это микро, можно найти гораздо более бюджетные модели с ничем не уступающим качеством. С остальным оборудованием все обстоит так же: не ленитесь, посмотрите в интернете, почитайте отзывы, посмотрите парочку видео. Никто ведь не любит завышенные расходы.
Четвертое и пятое ключевые слова идут вместе: развлекательная и/ или информативная деятельность. На самом деле, тип вашей деятельности сам по себе не сильно принципиален, однако становится таковым во взаимодействии с другими аспектами профессии. Иными словами, именно от типа вашей деятельности зависит, какую платформу выбрать, как настроить оборудование, где искать и как формировать аудиторию, к каким рекламодателям обращаться и еще целая масса других вопросов.
В случае развлекательного контента вы начинаете ориентироваться по большей части на широкого покупателя, ведь у вас много самых разных фолловеров и по возрасту, и по интересам, и по платежеспособности. Иными словами, вам больше подойдет конкретный тип рекламодателей, предлагающих продукт, не сильно завязанный на деятельности, поле или возрасте покупателя.
Также вам предоставлен широкий выбор самых разных платформ для стриминга, ведь, как мы уже сказали, развлекаться любят все.
Помимо этого, не стоит забывать, что у вас будет широкий выбор покупки рекламы и коллабораций с другими стримерами, вы сможете находить новых зрителей практически где угодно, что даст возможность быстрее начать увеличивать размеры своей аудитории.
Из минусов стоит отметить то, что очень часто из ваших, к примеру, 10.000 фолловеров платежеспособными будут в самом лучшем случае процентов 15. Также помните, что в чате будет мелькать множество непонятных личностей и злых школьников, готовых критиковать, издеваться и хейтить вас во всем и везде. Развлекательный контент — он такой…
Первое — познавательный контент привлекает меньше людей, чем развлечения, однако не спешите записывать это в минусы. Здесь важно помнить о специфике. Например, вы гитарист, а заодно ремонтируете гитары, на стримах рассказываете как они устроены и учите людей играть. Возможно, у вас не будет 10-20 тысяч фолловеров, а будет 3.500, однако это будут 3.500 людей, объединенных одним и тем же хобби — гитарами. А теперь представьте рекламный контракт с теми, кто продают гитары, детали, делают ремонт, дают уроки и т. д. Такой контракт будет стоит сильно дороже тех, что обычно подписывают для развлекательного контента. Причина в том, что рекламодателю точно известно, чем увлекается ваша аудитория, что в свою очередь значит, что продать получится гораздо больше товара. Ну и ряд других причин, которые озвучивать будет слишком долго и нудно. Мы же не статью про маркетинг пишем.
Второе — такая аудитория позволяет чувствовать себя намного свободнее. Ведь эти люди так же, как и вы, увлекаются одной и той же деятельностью, что помогает найти общий язык, подружиться и создать на канале невероятно уютную и ламповую атмосферу. Это формирует репутацию, что невероятно полезно сказывается на настроении и доходах.
Добавим, что совершенно необязательно, чтобы ваш контент был чисто развлекательным или познавательным. Иногда (а то и всегда) можно выходить за рамки и комбинировать их. Например, играть в такие игры, где можно чему-то научиться или собраться с фолловерами и посмотреть какую-нибудь супер-популярную документалку. Да много чем можно заняться. Тут вопрос в креативе и фантазии. Если у вас с этим все хорошо (ну, или хотя бы неплохо), то можно придумать массу способов и развлечь, и научить.
Следующее слово, как вы наверняка уже догадались, — популярность. Под ней можно подразумевать многое: любовь аудитории, бытность на слуху у общества, участие в самых крутых тусовках блогеров и стримеров, обширные связи в профессиональной среде и т. д. Однако главный определяющий фактор слова “популярность” в контексте стриминга — внимание. Оно может прийти резко или зарабатываться годами, возникнуть случайно или спланировано, угасать долго или быстро.
Так как мы сейчас новички и только хотим ворваться в мир стриминга, то поговорим о том, как же это внимание получить:
Внимание можно привлекать по-разному: устраивать треш, блистать интеллектом, коллаборировать с другими стримерами, покупать рекламу, показывать, эмм…. выдающиеся внешние данные и прочее. Здесь основным служат факторы: А — трендов; Б — стихийного или искусственного хайпа; В — оригинальной идеи и Г — денег.
Тренды — отдельная тема, которую возможно обсудить только в масштабах отдельной статьи (как-нибудь сделаем это). Здесь скажем лишь то, что для соответствия им придется постоянно держать руку на пульсе общества: быть в курсе всех новостей, знать значение, историю развития и диалектико-философскую суть всех новых и старых мемов, узнавать в лицо кумиров миллионов, стараться носить то, что модно, уметь ловко поддерживать беседу про Among Us и т. д. Тренды — они такие.
Добавим, что это не значит, что вы неукоснительно обязаны покупать Pop It или играть в Minecraft и только в него. Просто станьте человеком, который всегда «в теме», даже если неоднозначно ко всему этому относится.
Стихийный и искусственный хайп — это то, что можно наблюдать почти каждый день. Отличаются они друг от друга тем, что стихийный хайп возникает случайно, и, если не подпитывать его постоянным эпатажем, быстро гаснет. Искусственный же хайп — это целое искусство, позволяющее влет становиться популярным и диктовать уже свои тренды.
Эти два вида также иногда комбинируются. Происходит это чаще всего так: человек понимает, что словил волну стихийного хайпа и на этой волне уже сознательно выстраивает искусственный. Платит деньги каналам и сообществам, чтобы попадать в подборки, покупает рекламу, создает отдельный большой проект. Одним словом, начинает вкладываться в этот хайп.
Если что, такой подход никак не возбраняется и даже является единственно верным в сложившихся условиях. Не будем называть имен (или никнеймов), дабы никого случайно не обидеть, однако приведем пример: приятный дядька с дефицитом волос и пристальным взглядом, любящий раскрывать различные необъяснимые, но фактические тайны. Сильное заявление и занятный пример.
Оригинальная идея — то, что наверняка первым приходит вам в голову, когда вы думаете о том, как же все-таки стать популярным и успешным. Крутой идеей может стать что угодно. Вот вам примеры: японская бабушка-стример, сделавшая фишкой свой возраст и попавшая в книгу рекордов Гиннесса, ветеран военной службы-инвалид, сделавший ставку на своей несгибаемой воле, крутой чувак, играющий в игры на музыкальных инструментах(!) и многие-многие другие.
Однако не все так просто: во-первых, идея зависит от всех выше и ниже перечисленных факторов: какой контент, какой сегмент, какая платформа, есть ли оборудование, навыки, помощники, деньги, в конце концов. Во-вторых, как бы больно ни было это признавать, но оригинальной и интересной эта идея может быть лишь по вашему мнению.
В общем, это те еще дебри, в которые мы советуем углубляться постоянно и параллельно с началом карьеры. Глядишь, через некоторое время, благодаря приобретенному опыту, вы придумаете что-нибудь эдакое, что сделает вас звездой. Бывали случаи, так что просто держите нос по ветру и внимательно следите за обстановкой, чтобы не упустить тот самый шанс.
Деньги — здесь и рассказывать-то особо не о чем, сложно переоценить важность финансов. Прозвучит банально, однако в мире стриминга, как и везде, любые двери, что не открываются с наскока, можно открыть и уверенно шагнуть внутрь с помощью вечнозеленых. Надоело сидеть в нижних строчках поисковика на Твиче? Платим популярным ребятам и они нас хостят. Не хочется упорно месяцами набирать аудиторию? Даем деньги — покупаем рекламу. Захотелось резкого хайпа? Вливаем финансы в попадание в различные подборки и видео типа “(имя крутого стримера) смотрит….”. Способов много, все зависит от широты фантазии и, конечно же, пухлости кошелька.
Единственный совет — не бойтесь вкладывать деньги в собственный контент-креаторский проект. А то встречали мы таких, которые категорически уверены, что в стриминге максимум можно потратиться на мощный комп и игры, а о раскрутке бизнеса пусть всякие бизнесмены думают. “Мы стримеры — все придет само. Из ничего сделаем все!”. Это утверждение — не более чем блажь и ошибка новичка, так что будьте готовы подпитывать свою деятельность не только бравадой, но и грамотными вложениями.
Итак, какие выводы можно сделать:
И последнее (далеко не по значимости) наше слово — деньги. Конечная цель того, почему мы все каждый (ну или не каждый) день работаем. От них зависит человеческая мотивация, уровень жизни, настроение… да почти все зависит. Стриминг — одна из сфер, где можно эти деньги заработать. В этой профессии, как и в любой другой, финансы можно как добывать, так и вкладывать, поэтому подразделим сей абзац на пункты и подпункты:
2. Вкладывание — инвестирование денег в развитие тех или иных аспектов своей деятельности с целью поднять еще больше бабла. Делится на:
Вообще, тема денег — та еще морока. Надо выверять каждый шаг, взвешенно принимать решения и обладать максимумом доступной, а еще лучше недоступной, информации. В связи с этим, дадим вам парочку советов, исходящих из богатого опыта работы со стримерами и финансами:
Sony Playstation Portable, радость коллекционера
Sony PSP — приятный артефакт для коллекционирования. Уже достаточно древний, но вполне доступный и недорогой. Есть разные варианты исполнения самой консоли, много аксессуаров, которые еще можно найти новыми в упаковке. Приятный дизайн, множество фич, большой простор для модификации. Для многих именно PSP стала первым мобильным устройством, но не для меня: в середине нулевых, когда консоль появилась в продаже, я пользовался обычными карманными компьютерами.
Это еще и достаточно беспроблемное ретро. Именно на PSP компания Sony впервые отрабатывала методы цифровой дистрибуции игр. Как и на других древних устройствах, интернет (и магазин Sony) на PSP со временем работать перестал. Зато прекрасно живет изначальный метод офлайнового распространения на дисках. А это вообще интересно: помимо прочего, на Playstation Portable была сделана одна из последних попыток продвинуть в массы очередной проприетарный оптический носитель. Неудачная, конечно же, зато пользоваться просто: добываешь игры или фильмы на дисках UMD, вставляешь, работает! Не надо копаться в битых ссылках и веб-архиве. PSP хороша как во взломанном виде, так и в правильно-легитимном.
Есть одна проблема: я не то чтобы большой фанат игр. Поэтому данный обзор посвящен больше железу, что наверное не очень правильно. Впрочем, игровой план у меня тоже был: пройти на аутентичном железе бест-селлеры для PSP, игры вселенной GTA, Vice City и Liberty City Stories. Делюсь запоздалыми впечатлениями.
Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.
Playstation Portable была выпущена в самый подходящий для этого момент: когда технологии уже достаточно развились для создания мощной портативной консоли, но еще нет смартфонов, казуальных игр, быстрого интернета и прочих явлений второго десятилетия двадцать первого века. PSP задала параметры переносного игрового устройства, которые используются до сих пор, в устройствах типа Nintendo Switch или недавно анонсированной консоли Steam Deck, во множестве китайских портативных ПК с джойстиками. Тогдашний конкурент PSP — Nintendo DS — хоть и был более успешным «в штуках», имел свою уникальную конструкцию с двумя экранами, которая до наших времен не дожила. Говоря о смартфонах, нельзя не вспомнить этого странного конкурента PSP, Nokia N-Gage:
Это была комбинация из не очень удобного смартфона и довольно странной игровой консоли с вертикальным экраном, которая вообще не взлетела по сравнению со своими основными конкурентами — Sony PSP, Nintendo Game Boy Advance SP и DS. Из всех конкурентов PSP имела самое производительное железо, как было принято в те времена, полностью кастомизированное. Два процессора с архитектурой MIPS32 с частотой до 333 Мгц (против 67 Мгц для основного ARM-based CPU в Nintendo DS), 32 мегабайта памяти на старте продаж. В комплект к играм были добавлены обширные мультимедийные и сетевые возможности — воспроизведение видео с аппаратным декодированием, музыкальный плеер, интернет через Wi-Fi со встроенным браузером. Даже в стоковом виде это был не только игровой девайс, а уж с Homebrew-софтом и подавно.
PSP поступила в продажу в Японии в конце 2004 года, в США и Европе — соответственно весной и осенью 2005 года. Ближайшим аналогом PSP из моей коллекции устройств является КПК iPaq hx4700, также выпущенный в 2004 году, штука куда более производительная и дорогая, но с общими мотивами: Wi-Fi, мультимедийные фичи, большой экран. Стоил такой КПК на старте продаж 600 долларов, а PSP продавалась за 250. Экономика игровой консоли позволяла выставить куда более привлекательную цену на железо, в надежде отбить затраты на относительно дорогих играх.
Свою первую PSP я покупаю как обычно вовремя. Осенью 2020 года я навещаю родной город, слегка скучаю без своей обширной коллекции артефактов и решаю пополнить ее чем-нибудь нетяжелым, чтобы без проблем поместилось в чемодан. PSP первого поколения мне продает школьник, ему кажется столько же лет, сколько устройству. Цена за потрепанную жизнью, но бодрую консоль, со свежей батарейкой и приличным набором игр — 5000 рублей. Любой другой 15-летний девайс я бы долго настраивал: сразу возникли бы проблемы с синхронизацией с современным ПК, пришлось бы добывать карт-ридер, искать информацию на форумах. Игровая консоль — вещь в себе. Ввел дату и время, вставил диск с игрой, и вперед. По сравнению с моими более древними артефактами, требующими определенных археологических раскопок, PSP — удобное ретро.
Впрочем на этом я не останавливаюсь, и чуть позже покупаю консоль PSP-2000, модель второго поколения. По сравнению с первой версией (известной как PSP Fat) эта (логично именуемая PSP Slim) стала тоньше и легче, а также чуть производительнее. Выпущенная в 2007 ревизия имеет 64 мегабайта оперативной памяти, что позитивно сказывается на времени загрузки игрового контента с дисков UMD.
Следующий артефакт: консоль третьего поколения, PSP-3000. Приобретена в хорошем состоянии, но без батареи и аксессуаров, выбрана из-за приятного синего цвета корпуса. В этой ревизии 2008 года интересен более яркий дисплей, который, впрочем, имеет достаточно неприятную особенность — заметные артефакты чересстрочного отображения картинки.
Еще две ревизии PSP я не стал покупать. Это со всех сторон удешевленная версия PSP-E1000 (она же PSP Street), лишенная Wi-Fi, но с интересным черным корпусом в матовом исполнении. И PSP Go, финальная версия PSP 2009 года, в совершенно другом форм-факторе, без привода UMD (соответственно, только с цифровой дистрибуцией игр). И, на мой взгляд, с не самым удобным расположением управляющих элементов а-ля смартфон с раздвижным корпусом. Оригинальная PSP крупнее, и потому удобнее.
Аксессуары
Аксессуаров для PSP было выпущено невероятное количество, как оригинальных от Sony, так и сторонних. Пяток интересных допов добыл и я. Это спорная док-станция для PSP, удобная штука, но с ужасными неотключаемыми синими светодиодами. Новый в упаковке чехол Logitech:
Это тонкий, но очень крепкий кейс для консоли и дисков, позволяющий отбиваться от других желающих поиграть без последствий для приставки.
Кабель для подключения консоли к ТВ через компонентный выход. Через DVD-рекордер, конвертирующий компонентный сигнал в композитный, я смог подключить PSP (второго или третьего поколения) к моему телевизору-микроволновке. На верхнем торце у PSP есть слот для аппаратных расширений. Таких у меня два. Камера PSP-450x с разрешением 320×240, которая поставлялась с одной из ранних AR-игр Invizimals:
И GPS-модуль с картами дорог Западной Европы на UMD:
В машине комбинация из немаленькой PSP с модулем расширения выглядит… оригинально:
Пожалуй это самый непрактичный аксессуар, как и любой другой древний навигатор: тяжело, неудобно, и нет дорог, построенных за последние 15 лет.
Аппаратный Моддинг
Железных модификаций для PSP придумано много, от простой установки батареи потолще до прикручивания более качественного аналогового стика от PS Vita. Есть одна модификация, которую я обязательно хотел попробовать: замена дисплея на оригинальной PSP Fat на экран получше.
Экраны доступны на Алиэкспресс, и кажется они изначально предназначены для какого-то другого устройства, в комплекте с дисплеем прикладывается переходник на шлейф другой конфигурации. Для установки дисплея PSP придется разобрать почти полностью. Все достаточно просто, но нужен паяльник — закоротить перемычку для правильной работы подсветки. Картинка хоть и не приближает PSP к возможностям современных OLED-дисплеев, но становится значительно лучше. В моем случае на одной из двух PSP-1000 дисплей не взлетел — он работал, но изображение было сдвинуто на несколько пикселей вверх. Проблема присутствовала на европейской версии приставки. На той, что официально продавалась в России, все хорошо.
Сверху — модифицированный IPS-дисплей, снизу — сток. Из-за дисплея, а так же из-за более ухватистого толстого корпуса я регулярно использую самую первую ревизию PSP. Мне также попадались интересные моды с установкой большого (5000 мАч) аккумулятора путем удаления оптического привода UMD. А вот на это я пойти не мог: диски UMD стали одним из основных поводов добавить PSP в коллекцию.
Минидиск 2.0
Universal Media Disk — это такая традиционная попытка Sony принести на рынок носитель данных и сделать его стандартным. Из всех многочисленных носителей, разработанных Sony, абсолютный успех произошел, наверное, только у двух: у компакт-диска (созданного совместно с Philips) и у 3,5-дюймовой дискеты. Жизнь многих других форматов можно описать словами от «умеренный успех» до «полный провал». UMD относится скорее к первой категории. С одной стороны, эти диски использовались только в PSP и нигде больше. Так и не появилось возможности записи на этот носитель в домашних условиях. С другой — UMD успешно решил задачу защиты игр, пиратские диски этого формата не выпускал никто. Наконец, для достаточно объемных 3D-игр и фильмов с приличным качеством в начале нулевых оптический носитель действительно был необходим: цифровая дистрибуция еще не была развита, а игры на картах памяти получились бы золотыми.
В конце 2003 года максимальный объем карт Compact Flash составлял 4 гигабайта. Карта Memory Stick Pro объемом 512 мегабайт тогда же стоила 300 долларов (445 с учетом инфляции). UMD можно было штамповать с копеечной себестоимостью, а объем составлял 900 мегабайт в однослойном исполнении и 1800 в двуслойном. Этот формат имеет что-то общее с моим любимым проприетарным носителем Sony — минидиском:
Диаметр диска одинаковый — 64 миллиметра. Конструкция UMD упрощена, пропала защитная металлическая шторка (в оригинальной спецификации ее наличие предусматривалось). Технически это разные форматы. Минидиск — магнитооптический перезаписываемый носитель. UMD предназначен только для чтения, а по параметрам является близким родственником DVD. UMD прежде всего использовался для дистрибуции игр, но не только. В конце нулевых для PSP можно было приобретать кино. Вместе с одной из приставок я покупаю представительную коллекцию фильмов на UMD:
Хотя емкость UMD меньше, чем у DVD, используется более эффективный кодек H.264. На круг получается примерно то же самое, а на мелком экране PSP — вообще идеально.
Не то, чтобы этот довесок к играм был популярен, тем более в нашей стране, где локализованных релизов кажется и вовсе не было. Импортированные из Европы фильмы попадались мне в московском магазине «Пурпурный легион». И тогда, и сейчас это очень странная покупка, но интересная: смотреть «Матрицу» на игровом портативе, с носителя, который больше нигде не использовался — такая особая ретродисциплина.
С выпуском новых модификаций PSP оптический привод для дисков UMD серьезно упрощался. Если в первом релизе есть кнопка выброса диска, направляющие и прочее, то уже в PSP Slim остается только пластиковая крышка.
Диск просто закидывается в отсек, и выравнивается относительно механизма чтения сам по себе, после закрытия.
В стране с распространенным софтовым пиратством дистрибуция на UMD представляла определенную проблему, которую хотелось решить. Но дело не только в желании добыть игры нахаляву. UMD — медленный носитель. Взлом PSP с переносом игровых данных на карту памяти в некоторых случаях ускоряет загрузку в несколько раз. Поговорим о взломе.
Джейлбрейк
Игровые устройства привлекают максимум внимания со стороны взломщиков. Мотивация у них разная, кто-то говорит о свободе использования железа, которым ты владеешь, а другие просто хотят бесплатно играть в платные игры. Можно сказать, что одни из самых сложных хаков были применены именно к игровым устройствам — овчинка стоит выделки. История взлома Sony PSP представляет собой типичную борьбу хакеров и вендора. Первые ищут новые уязвимости, позволяющие устанавливать на устройство кастомные прошивки, второй закрывает найденные уязвимости с помощью обновлений.
В какой-то момент был актуален интересный метод взлома Playstation Portable при помощи модифицированной батарейки. В терминах, принятых в сфере информационной безопасности, «эксплуатировалась встроенная в PSP система отладки, которая активировалась, если к устройству подключена батарейка с определенным серийным номером». Аппаратную дыру закрыли в версии PSP Slim, но регулярно обнаруживались иные методы взлома.
В PSP используется проприетарная карта памяти Memory Stick Pro, для которой, впрочем, придуманы переходники на обычные карты MicroSD. Карты памяти сейчас стоят куда дешевле, чем 15 лет назад, и я без проблем расширяю хранилище PSP до 128 гигабайт. Пробовал и карту на 256 ГБ, но при обращении к ней приставка ощутимо тормозила. В результате появляется возможность хранить прямо на приставке сотни игр, которые загружаются гораздо быстрее, чем при использовании оригинального UMD.
Больше всего из всего ассортимента homebrew-софта меня заинтересовали эмуляторы более древних консолей. В результате получается весьма удобная портативная ретро-приставка с удобным управлением.
Пара слов про игры
Мне кажется, предпочтение игр определенной эпохи формируется в юности — в школьные годы я играл в DOS-игры, и мне они до сих пор кажутся прекрасными. А кому то они же могут показаться слишком примитивными. Это я к тому, что PSP появилась в моей жизни поздновато, когда представления о прекрасном уже были сформированы. Где-то в 2006 году я одолжил приставку у знакомых, и как-то совсем не понял ее преимуществ. Особенно после игры в GTA Vice City на компьютере. Схожая по графике GTA Vice City Stories показалась жутко неудобной в управлении.
Если честно, она и до сих пор мне кажется такой: аналоговый джойстик в PSP оставляет желать лучшего, если сравнивать его, например, с PS Vita или Nintendo Switch. Но это только мое восприятие. Уверен, для многих Playstation Portable была и остается любимым девайсом всех времен. А что касается неудобного джойстика и отсутствующего второго стика для управления камерой, как это было сделано на стационарной Playstation 2… Скажу так: компьютерная игра — это вообще симуляция альтернативной вселенной, с неизбежными костылями в процессе. Все зависит от вашего желания эти сложности обходить, потому что сюжет игры интересный, графика классная, потому что все одноклассники играют или просто нравится. GTA на PSP я в итоге прошел, но очень хотелось переключиться на эмулятор — там удобнее.
В результате больше всего времени за последний год я потратил не на GTA, а на прекрасную игру LocoRoco, которая для PSP (и для меня) подходит идеально. Возможно потому, что управляется двумя кнопками, а аналоговый джойстик не требуется вообще.
Закончить текст хочется словами сожаления, что в мои школьные годы у меня не было такого портатива. Ух как я бы в него играл. Увы, в девяностые что-то типа Nintendo Game Boy я себе позволить не мог, и единственной «приставкой» на батарейках был вездесущий тетрис «9999 в 1». Поэтому из 2021 года я смотрю на PSP глазами уставшего взрослого, у которого и без PSP есть чем себя развлечь, только нет времени. Несмотря на это, мои впечатления позитивные, Playstation Portable легко оказалась в списке регулярно используемого ретрожелеза. Для середины нулевых это был выдающийся девайс, пусть и со своими особенностями типа свежепридуманного, но стремительно устаревающего оптического носителя.