Qdc разъем что такое
Отличные недорогие гибриды: обзор внутриканальных наушников CCA CSN
В сегменте бюджетных внутриканальных наушников реально достойных гибридных моделей не так уж и много. И у всех у них, как правило, один и тот же недостаток — сильно выраженные высокие частоты. То есть, если производитель устанавливает в корпус арматурный излучатель, то старается, чтобы вы его точно услышали. Так было раньше. Сегодня же мы рассмотрим первую на моей памяти недорогую модель, где звучание абсолютно слаженное, насыщенное и очень комфортное. Наконец-то они прониклись идеей использовать арматуру не вопреки, а в качестве дополнения аудиальной картины. Сегодня говорим о CCA CSN. На самом деле, очень любопытная моделька.
Характеристики
Видеоверсия обзора
Упаковка и комплектация
От упаковки дешевых наушников много ждать, очевидно, не стоит. Вполне стандартный коробок с изображением модели и техническими характеристиками с обратной стороны. Из важного здесь подмечаем импеданс в 22 ома и чувствительность 112 дБ/мВт.
В комплект нам положили набор из трех пар белых силиконовых амбушюр класса «грибок», макулатуру и сомнительного качества кабель. И если честно, то каждому из этих элементов место в мусорном ведре.
Насадки настолько малы, что модель просто вываливается из моих ушей, а кабель имеет сопротивление равное 0.6 ом и на фоне тоже недорогого фирменного кабеля от KZ заметно размывает звуковую картину.
По факту, из набора я взял только лишь сами ушки.
Дизайн/Эргономика
Соединение с кабелем осуществляется на вилочном QDC коннекторе 0.75 мм.
Сквозь прозрачный корпус чашечек нам отлично виден динамический 10 мм. драйвер с двумя компенсационными отверстиями над ним и одну единственную арматурку 30095 на боковой грани. В большинстве случаев этот излучатель отвечает за верха и его не стыдятся ставить в свои модели даже весьма серьезные производители.
Звуковод здесь довольно тонкий, с выступом для удержания амбушюр и защитной металлической сеточкой.
Над фейсплейтами, на удивление, поработали. В дешевых моделях редко за это берутся. А здесь, смотри-ка, все по-красоте: объемный рисунок с логотипом компании на матовой металлической пластине и маленькая сеточка, закрывающее еще одно вентиляционное отверстие.
В общем, выглядит модель на отлично, прекрасно сидит в ушах и обеспечивает просто шикарную пассивную звукоизоляцию.
Измерения
Измерения нам показали стандартный на сегодня импульс, искажения в пиках достигающие 1% на всем частотном диапазоне и абсолютно незначительные расхождения между правым и левым каналом.
Фаза логично следует за частотной характеристикой, а затухания для 30 и 60 Дб. принимают корректные 60 и 90 мс. Причем без грязи и возмущений на низких частотах. Все графики практически эталонные для современных внутриканальных наушников.
Немножко только поигрался производитель с АЧХ. Подняв низкие частоты на 10 Дб., незначительно прогнув середину на 2-3 Дб. и довольно узким спектром выделив область разборчивости. После чего имеем два прогиба с пиками на 5.5 и 9 кГц. Второй, очевидно, нужен для усиления детализации, а первый чуть-чуть акцентирует для нас самую нижнюю часть «тарелочек». И, как можно заметить, бас на этой кривой серьезно доминирует. То есть звучание изначально будет массивным, густым и очень глубоким. Что весьма неплохо. Особую же атмосферу звучания создает такое не очевидное выделение вокала с подсвечиванием его нижней части. Как видите, производитель изначально работал над тем, чтобы подчеркивать для нас именно базу от всех важных частотных интервалов. Следовательно резать, сверлить и раздражать вас ничего не будет, да и сама подача наушников сводится к мягкости, теплоте и насыщенности. Сразу оговорюсь, CCA CSN — далеко не убийцы топов. Не надо впустую фантазировать. Но настройка у них прямо реально годная. Сделана по уму.
Сравнивая героев обзора с KZ DQ6, у последних очевидно выше разборчивость на вокале, больше воздуха и пространства. При этом CSN у них выигрывают за счет более интимного расположения сцены, она чуть приближена, лучшей массы и какого-то практически грудного вокала. Мне при таком сравнении большее понравились именно CSN. Однако рядом с KbEar KS1 модель смотрится тускло. KbEar, имея только динамический драйвер, дает больше деталей и наполняет звучание каким-то особым объемом. Так что между этими двумя мой приоритет все еще остается у KS1. Не постеснялся сравнить CSN и с KZ ZAX. Тут очевидно выигрывает более дорогая модель, но за счет своей мягкости и теплоты CCA тоже показывает себя достойно.
Признаюсь, поначалу я испытывал огромное желание довести эквалайзером звучание до привычного. Но продолжая слушать все чаще подмечал, что такая настройка мне нравится не меньше и я хочу иметь и такие ушки в своей коллекции. Особый уклон здесь конечно же идет на бас и на нижнюю грубую часть вокала. Отчего естественность тембров, на мой взгляд, просто зашкаливает. Да, есть тут небольшая такая вуаль или уклон в макро, но он тут действительно на своем месте. В недостатки, а для кого-то и в достоинства, можно отнести только высокие частоты, серьезно отведенные на задний план. Так что сибилянты у меня ни в одном треке даже намека на себя не дали, сколь бы ужасного качества не был материал. Для мониторинга эти ушки лучше рассматривать в ключе только басовых инструментов. Он здесь довлеет над всем остальным диапазоном, отчего прекрасно прослушивается во всем миксе. Причем низ тут такой мягкий, обволакивающий, как собственно и восприятие модели в целом.
Пробовал подключать наушники как к довольно нейтральному xDuoo XD05 Basic, так и к ламповому усилителю MT-602. В любом случае, ушки меня однозначно радовали. Так что какого-то направления в плане источников я лично не заметил. Подключать их можно к чему угодно, хоть даже к аналоговому выходу вашего смартфона. По стилистике лучше избегать жанров требующих высокую скорость отработки и проработку сцены в глубину. Ну нет здесь уклона в прозрачность и микронюансы. Все остальное же отыграет прекрасно. Что и не удивительно, поскольку каждый инструмент имеет хороший такой базис и приятный тональный баланс. Реально, хорошо звучат ушки. А для своего ценника так вообще чудесно.
Выводы
Итогом, внутриканальные наушники CCA CSN оставили после себя очень приятные впечатления. Никак не ожидал в этом ценовом сегменте получить столь сбалансированное звучание на гибридной схеме. В комплект нам наложили, конечно, один мусор. Все это сразу под замену. Зато вот сами ушки реально прекрасны. Отличная настройка для тех кто любит комфортное басовитое звучание с добротной насыщенностью и глубиной. Еще одни зачетные ушки, очень рекомендую обратить и на них свое внимание.
Тест наушников QDC 3SH: на стыке двух миров
Профессиональные ушные мониторы — особый класс наушников, и далеко не всегда они пригодны для повседневного использования. Но при этом далеко не все бытовые наушники обладают той степенью детализации и сфокусированности звучания, которой обладают профессиональные модели. В ситуации, когда хочется совместить и то и другое, идти на компромиссы вовсе не обязательно. Существуют модели, созданные буквально на стыке двух миров и совмещающие плюсы обоих подходов. Компания QDC производит как раз подобные.
В стиле Hi-Fi
Серия внутриканальных наушников SH классифицируется как Hi-Fi и входит в ту часть ассортимента компании QDC, которая адресована любителям музыки. Одновременно с этим в ассортименте компании находится несколько серий, ориентированных исключительно на профессиональное применение. По правде сказать, чисто внешне Hi-Fi-наушники QDC от профессиональных практически не отличаются. Они собираются в корпусах, заполняющих внутреннюю часть уха, с псевдокастомной или реально кастомизируемой формой (версия CH). Вывод кабеля подразумевается только верхний, как у сценических ушных мониторов.
QDC 3SH несут на борту по три арматурных излучателя, отчего получились довольно компактными
Серия SH включает в себя несколько моделей, принципиально отличающихся друг от друга количеством излучателей: 3, 5 и 8. С моделью QDC 5SH мы познакомились ранее, и она произвела приятное впечатление удачным балансом между профессиональной точностью и в хорошем смысле «коммерческим» характером звучания, подчеркивающим в первую очередь музыкальность, а не технические проблемы записи. Тем не менее опыт работы с арматурными наушниками говорит о том, что при существенном изменении конструкции (а снижение количества излучателей с пяти до трех — это достаточно существенное изменение) обеспечить полное сохранение звукового почерка практически невозможно. Таким образом, младшие QDC 3SH, вероятнее всего, серьезно отличаются от QDC 5SH.
Вывод звука
Прозрачный корпус дает возможность увидеть конструкцию наушников во всех подробностях. Для воспроизведения низких частот применяется один арматурный излучатель солидных размеров. Два других, собранных вместе, отвечают за воспроизведение средних и верхних частот. Кроссовер распаян отдельно на миниатюрной плате. Фирменная технология QDC — звуковые каналы, ведущие от излучателя или группы излучателей напрямую в слуховой канал без использования пассивных акустических фильтров или акустических камер. Это позволяет получить эффект, будто излучатели располагаются не в корпусе наушника, а непосредственно в слуховом проходе. Исходя из этой логики, чем большее количество индивидуальных звуководов имеют наушники QDC, тем чище и детальнее будет звук. В случае с моделью 3SH мы имеем два звуковода. Через один выводится звук басового излучателя, через другой — звук СЧ/ВЧ-секции.
Корпуса хоть и напоминают кастомные наушники, таковыми не являются, т.к. сделаны не для конкретного человека, а под усредненную форму ушной раковины
Такой подход неизбежно провоцирует увеличение наружного размера звуковода, вот почему амбушюры для этих наушников должны иметь достаточно большой посадочный диаметр. К счастью, штатная комплектация включает в себя исчерпывающий выбор амбушюр различных размеров с разным количеством контуров уплотнения. Как и в случае с моделью 5SH, мне лучше всего подошли двухконтурные — главным образом, потому, что они длиннее одноконтурных, а именно глубина посадки в моем случае была критичной. В целом же, имея такой набор амбушюр, можно удачно пристроить наушники практически в любые уши, нужно только уделить этому достаточно времени. В отличие от 5SH, модель 3SH чуть компактнее и лучше подойдет для пользователей с небольшим размером внутренней части ушной раковины.
Чтобы понять суть фирменной конструкции, нужно внимательно вглядеться в недра звуковода
Кабель у наушников съемный и подключается через оригинальные двухштырьковые разъемы. Понимая ограниченность выбора альтернативных кабелей, производитель предлагает собственные всех возможных версий: обычный, с гарнитурой, с 3,5 и 2,5-мм балансными разъемами.
Больше энергии!
Впечатление от прослушивания наушников QDC 3SH можно испортить очень легко — достаточно подключить их к маломощному усилителю. Устройства с выходной мощностью десятки мВт и высоким входным сопротивлением лучше держать подальше от этой модели. Иначе вы рискуете получить звук со слабовыраженным басом и характерными призвуками перегруженного усилителя. Это было особенно неожиданно на фоне того, что старшая (с еще большим количеством драйвера) вполне лояльно относилась и к маломощным источникам.
Качественный кабель — важная составляющая звукового тракта
Но факт остается фактом. И при прослушивании, и по результатам замеров QDC 3SH продемонстрировали свой тяжелый характер, поэтому выбирать для них портативный плеер или стационарный усилитель нужно особенно внимательно (полторы-две сотни мВт — необходимый минимум), а чтобы не ошибиться в оценках при тестировании, я остановил свой выбор на стационарной системе.
С достаточным усилением QDC 3SH выдают масштабную звуковую картину с темным, чуть утяжеленным звучанием и акцентом на верхних частотах, дающими широкую сцену. Иными словами, перед нами классическая V-образная АЧХ, но в очень сдержанном варианте. Середина не провалена глубоко, а акценты не доминируют так, чтобы сделать наушники жанровыми. Звучание получилось интересным, музыкальным и не утомляющим при длительном прослушивании.
Расположение кабеля за ухом удобно, а другого и не предусмотрено
Самое удивительное — такой характер редко сочетается с высокой детальностью. Я имею в виду не просто хорошую детальность, а тот экстремальный уровень разрешения, позволяющий услышать малейшие детали, который свойственен профессиональным мониторам. Именно таким вниманием к деталям обладает модель QDC 3SH. Так, например, композиция «Crossfire» Stevie Ray Vaughan кажется прекрасно детализированной, хотя обычно такого впечатления при прослушивании не возникает. А в финале отчетливо слышно фон гитарного комбика, заметить который можно только на очень серьезной или студийной аппаратуре. На удивление много деталей наушники вытащили и из битловского хита про желтую подводную лодку, которую тоже сложно изначально назвать супердетальной. Современные аудиофильские записи звучали еще более интересно, и вновь информативность не была преградой для восприятия художественной ценности записей.
Главное — хороший выбор амбушюр, и у QDC 3SH он есть!
Как и полагается арматурной модели, QDC 3SH демонстрируют исключительно четкий и собранный бас, при этом в нужные моменты он может быть стремительным, а глубина басовых нот заставляет слушателя уважительно кивать — даже от дорогих внутриканальных наушников такого не ожидаешь. Поэтому не важно, будь то сложнейшее джазовое соло на контрабасе, грохот симфонического оркестра, перешедшего на фортиссимо или апофеоз агрессивного треш-металлического опуса, грандиозность действа неизбежно впечатляет, а разборчивость и точная очерченность каждой инструментальной партии вызывают исключительно положительные эмоции.
Г-образный коннектор практичен и долговечен Разветвление кабеля реализовано весьма утилитарно, но свою функцию выполняет Разъемы подключения оригинальные, поэтому очень радует тот факт, что у производителя есть достаточный выбор сменных кабелей
При прослушивании альбома «Back To Black» Amy Winehouse бас отрабатывался до самых глубоких нот и звучал при этом очень четко, хотя чаще приходилось слышать эту музыку в сопровождении куда более гулких басовых партий. Эта составляющая воспроизводилась безупречно, но некоторые претензии к звучанию все же возникли. Хорошо знакомый вокал Эми выявил небольшой уклон тонального баланса в СЧ-диапазоне: верхние тембры были акцентированы хорошо, а нижние казались менее выразительными. Похожий эффект, подчеркивание верхних нот, периодически давал о себе знать и на других музыкальных жанрах.
Измерения
Модель QDC 3SH оказалась требовательна к мощности усилителя. Результаты на графиках ниже были получены на мощном стационарном усилителе. С маломощными портативными устройствами наблюдался ранний спад АЧХ в басовом диапазоне и заметный прирост искажений в этой же области.
График в целом соответствует «коммерческой» настройке АЧХ. Умеренно форсированная НЧ-область, дающая более тяжеловесное и темное звучание; усиливающий этот эффект провал в области 2-5 кГц, приглушающий самые яркие и потенциально некомфортные звуки; подъем верхних частот (начиная с 6-7 кГц) для создания эффекта детального звучания и формирования широкой звуковой сцены. При этом нельзя не отметить отсутствие резких перепадов АЧХ до отметки 1,5 кГц. Столь плавное ее течение обеспечивает максимальную разборчивость звучания, исключает возникновение выраженного окрашивания и потери детальности.
Поведение графика искажений ниже отметки 50 Гц далеко не идеально, особенно настораживает наличие нескольких резонансных пиков. При этом в СЧ-диапазоне уровень искажений рекордно низок, но с повышением частоты вновь стремится пересечь отметку 1%. При использовании менее мощного усилителя общий рисунок сохраняется, но график поднимается вверх по оси Y почти на одно деление, так что ниже 1% удерживается только диапазон 100-7000 Гц, а искажения в басовой области достигают 10%.
Выводы
Наушники QDC 3SH впечатлили в первую очередь сочетанием высокой детальности и хорошей музыкальности. В отличие от пятидрайверных 5SH они дают не настолько монолитную и ровную звуковую картину, да и в способности передавать тонкие нюансы записей чуть уступают. Однако более старшая модель не самая лучшая основа для сравнения. На фоне моделей сравнимой стоимости QDC 3SH смотрятся не только достойно, но еще и весьма привлекательно. Главное — подобрать подходящий усилитель.
Используя для прослушивания музыки смартфон, имеет смысл усилить связку внешним ЦАПом с хорошим усилителем на борту
Детальное звучание, глубокий и хорошо артикулированный бас, сменный кабель
Акцент в ВЧ-диапазоне, требовательны к мощности усилителя
Qdc разъем что такое
Тема ищет Куратора
Всем привет. Уже второй год пользователь наушников от этого замечательного производителя. В то время приобрел KZ ED9,которые меня сильно впечатлили и дали мне любовь к музыке. В конце февраля заказал KZ ZS5. и не разочаровался, деньги потратил не зря. По сравнению с KZ ED9 данные наушники открыли для меня новые ощущения в моих любимых аудиозаписях. Благодаря четырехдрайверной системе, каждый инструмент звучит довольно четко и приятно, созается ощущение,что ты находишься на концерте. удивительно, что звук,воспроизводимый этими наушниками,на разных устройствах звучит по разному, и весьма сильно отличается. Коротко о частотном диапазоне. Первые дни высокие режут слух,но после прогрева звучат адекватно. Средние частоты умеренны, обеспечивают очень комфортное звучание, хорошую детальность и достойное разделение. Бас быстрый, упругий, без протяжного гула( для любителей баса рекоммендую KZ ED9) В целом наушники получились отличные, тем более за свою стоимость. Советую всем к покупке, с выбором не ошибетесь.
P.S. из двух возможных цветов (серый и голубой) советую брать серые, так как выглядят более лучше чем голубые,но это уже мое субъективное мнение.
Хочу поделиться своим неприятным опытом использования наушников KZ-ED2
Имею двое наушноков, первые KZ-ED2 купленные по ссылке https://ru.aliexpress.…g0s.9042311.0.0.mKluD1 и вторые оригинальные наушники Самсунг https://ru.aliexpress.…177e&priceBeautifyAB=0
При длительном прослушивании именно наушников KZ-ED2 у меня возникают головные боли и происходит быстрая утомляемость.
При прослушивании фирменных Самсунг подобного ухудшения самочувствия не возникает.
Прослушивая обе пары наушников я установил что проблема связана с аппаратной реализацией наушников KZ-ED2 и их тембром звучания.
Посоветуйте, пожалуйста, возникает ли у Вас подобная неприятность и как можно выйти из данного положения?
Путеводитель по аудиокабелям и переходникам
Содержание
Содержание
Количество разъемов даже на бытовом ресивере может шокировать, а звуковые карты, синтезаторы, DJ-пульты и другое музыкальное оборудование прибавляет к списку еще дюжину профессиональных портов. К любому разъему нужен свой кабель. От каких зависит качество звука, какие нужно выбирать с мультиметром, а какие не имеют значения?
Аналоговые кабели
Аналоговые кабели бывают балансными и небалансными:
Всем известные колокольчики постоянно встречаются как в бытовой аудиотехнике, так и в диджей-пультах, усилителях и другом профессиональном оборудовании.
Разъемы RCA легко узнать — они маркируются белым и красным, как в Denon AVR-X250BT
Уровень линейного сигнала сертифицирован:
Существует множество переходников для линейных разъемов. Самый популярный — с RCA на 3,5 мм TRS, например, для подключения плеера к усилителю. Но при подключении CD-плеера в студийный микшер нужно помнить, что сигнал будет тихим из-за разницы в сертификациях.
Сам акроним RCA означает Radio Corporation of America — эта компания в сороковых годах прошлого века применило их в фонографах. Это позволило проигрывателям подключаться к усилителям. На старой технике такие разъемы назывались Phono. В некоторых виниловых проигрывателях до сих пор встречается маркировка Phono Out.
RCA представляет собой небалансное моно соединение. Из-за этого они очень уязвимы к качеству провода. Его следует выбирать таким коротким, каким это возможно. Требования к любым кабелям довольно просты: чем толще сигнальная жила — тем лучше. Производители не всегда пишут сечение жилы, поэтому понять качество шнура обычно можно по его толщине и жесткости.
Кабели с разъемом XLR всегда балансные. Они разрабатывались для подключения микрофонов и успешно с этим справляются и поныне. Второй популярный способ использования — передача линейного симметричного сигнала между профессиональной или Hi-End аудиотехникой. Иногда переходники XLR/TS используются для подключения звуковой карты к активным колонкам.
Разъемы XLR бывают двух типов: «мама» и «папа», для гнезд противоположного пола в подключаемом устройстве. Неверно их не подключишь. Благодаря балансному подключению в сигнале нет шумов, а у кабеля — ограничений по длине. Защищенность от помех снижает требования к качеству кабеля, но рекомендуется выбирать шнур с максимально широким сечением и надежными разъемами во избежание скрипов и шуршаний.
Tip-Sleeve — всегда небалансные кабели для инструментального моно сигнала. Обычно оснащаются джеками диаметром 6,5 мм, бывают линейными и инструментальными. Первые часто применяются для передачи сигнала от выходов звуковой карты к активной аудиосистеме. Вторые используются для подключения гитар, басов, синтезаторов и цифровых пианино к усилителю, DI-Box или звуковой карте. Инструментальный кабель экранируют, чтобы он не ловил помехи.
Низкий уровень сигнала и специфическая область применения предъявляют высокие требования к качеству кабеля. Ключевые параметры для определения качественного шнура — емкость и индуктивность. Чем провод длиннее, тем его емкость выше. Чем выше емкость, тем больше кабель становится похожим на конденсатор, который превращает электрическую цепь в фильтр высоких частот. На практике это означает, что инструментальный кабель длиннее 10 метров будет делать сигнал глуше. Поэтому следует выбирать инструментальный кабель с минимальной емкостью и хорошим экранированием, надежными джеками и минимально возможной длиной.
Tip-Ring-Sleeve — кабели из трех проводов, широко применяемые в профессиональной и бытовой технике. TRS встречается в трех исполнениях:
● 6,3 мм — для студийной и старой бытовой техники: наушников, микшеров, звуковых карт, микрофонов для караоке и т.п.
● 3,5 мм — самый привычный стереоджек для бытовой аудиотехники: наушников, плееров и смартфонов, акустических систем и т.д.
● 2,5 мм — миниатюрный разъем для портативной техники: гарнитур, сменных шнуров для наушников и т.п.
Существуют десятки переходников с одного калибра на другой, разветвителей и хабов для разъемов TRS. В некоторые встроен ЦАП, позволяющий заменить собой аудиокарту, если в ноутбуке сломался 3,5 мм джек.
Конструкция из трех проводов дает возможность превратить кабель в балансный. При моно подключении к приборам с балансным подключением, это позволяет устранить шумы. При стерео подключении это небалансный кабель, поэтому его качество влияет на качество звука. Слишком длинный (более 10 метров) кабель может привести к потерям высоких частот, рекомендуется обращать внимание на минимально возможную длину. TRS постепенно исчезают из современной техники, стремящейся избавиться от проводов в пользу Bluetooth, Lightning и USB type C. Чтобы подключить любимые наушники к современному смартфону, все чаще используется специальный переходник.
SpeakON
Спикерный кабель передает сигнал от усилителя к колонкам. Это уязвимая часть аудиосистемы, и от качества кабеля зависит качество аудио. Чем меньше сопротивление жилы, тем меньше будет потерь сигнала. Чтобы уменьшить сопротивление, производители увеличивают сечение кабеля, используют проводники из бескислородной меди и доходят до абсурдных аудиофильских решений, разбираемых на мемы. Однако на практике серьезно навредить звуку можно только при использовании шнура длиной в десятки и более метров.
Спикерные кабели делают без экранирования.
Цифровые кабели
AES/EBU
Audio Engineering Society/European Broadcast Union — цифровой формат передачи данных на скорости до 3 мегабит в секунду. Разработан в восьмидесятых для профессиональной техники и мультиканальной передачи звука, поэтому его редко можно найти в бытовой аппаратуре. Определенную популярность получил только в устройствах класса Hi-End. В качестве интерфейса используется разъем XLR, но для передачи данных на большие расстояния применяются специализированные кабели, чтобы избежать потерь данных. Микрофонные кабели обладают слишком большой емкостью, поэтому портят сигнал и не годятся для AES/EBU.
S/PDIF
Sony-Philips Digital Interconnection Format — бытовая инкарнация AES/EBU, разработанный в конце восьмидесятых цифровой формат передачи звука со скоростью до 3 мегабит в секунду. Это намного больше необходимой для передачи стерео с CD скорости, поэтому по S/PDIF можно передавать и многоканальный звук форматов 5.1 и 7.1 со сжатием. Такой порт встречается во многих DVD-проигрывателях, ресиверах, ТВ и других бытовых устройствах.
Интерфейс S/PDIF может быть цифровой и оптический Toslink (о нем ниже). В первом случае используются привычные RCA-кабели, во втором — оптоволокно.
Все RCA-кабели — коаксиальные (сигнальный провод у них запечатан в экранный, все кабели такой конструкции называются коаксиальными), но сложилось так, что именно напротив цифрового разъема S/PDIF на бытовой технике пишут «coaxial».
Коаксиальный вход на усилителе Denon PMA-800NE
Формат очень требователен к качеству кабеля, по которому течет как сам цифровой поток, так и синхронизирующая информация. Последняя необходима, чтобы принимающее устройство опознало и привязалось к передающему, иначе будут появляться артефакты, именуемые джиттером — треск, гудение, шум и т.п. Как правило, в джиттере виноват именно некачественный кабель. Однако это имеет значение только при больших расстояниях. Обычный качественный RCA в пределах двух метров отлично справится и с цифровой передачей данных. Если же нужен более длинный шнур, тогда по стандарту его сопротивление должно быть 75 Ом.
Когда-то с помощью S\PDIF даже подключался CD-привод к аудиокарте. Современная техника переходит на HDMI, но часто телевизоры имеют только цифровой S/PDIF для вывода звука.
Чтобы подключить к такому ТВ внешнюю акустику, понадобится преобразователь цифрового сигнала в аналоговый с обычными RCA выходами.
Toslink
Toshiba Optical Link — оптический интерфейс для S/PDIF. По своей сути представляет собой коаксиальный кабель, в котором вместо сигнального провода используется оптоволокно.
Это дает кабелю полную защиту от электромагнитных помех и некоторых других проблем, но прибавляет больше требований к кабелю.
Toslink часто носит маркировку Optical, как на DENON DCD-600NE
Из-за хрупкой оптоволоконной сердцевины дешевые кабели легко ломаются, а дорогие оказываются очень жесткими и не подходят, если нужно проложить шнур с перегибами. При передаче данных на большие расстояния сигнал легко теряется, появляется джиттер, поэтому кабель Toslink длиннее пары метров должен быть максимально качественным.
Alesis Digital Audio Tape — разработанный в девяностых годах формат передачи многоканального звука. В то время он умел передавать 8 каналов в разрешении 48 кГц по одному проводу для записи на кассету S-VHS. Современная версия S/MUX умеет также передавать 4 канала с частотой семплирования 96 кГц, или 2 канала для аудио в 192 кГц.
ADAT в варианте S/MUX на звуковой карте Tascam SERIES 102i
В качестве интерфейса применяется оптический разъем TosLink, иногда промаркированный как ADAT Lightpipe. ADAT, наряду с S/PDIF, часто встречается в современной профессиональной технике — звуковых картах, ЦАПах, микшерах.
Word Clock
Иногда на профессиональных звуковых картах или ЦАП класса Hi-End (а также в ресиверах, усилителях и проигрывателях, оснащенных таким ЦАП) можно найти разъемы Word Clock просто Word, похожие на колокольчики. Этот порт используют цифровые подключения S/PDIF, AES/EBU и ADAT для более точной синхронизации между устройствами. По Word Clock передается синхронизирующий сигнал, позволяющий избежать джиттера и эффекта рассинхронизации звука с изображением в домашних кинотеатрах. В качестве интерфейса используется разъем BNC и коаксиальные кабели, требования к ним такие же, как к S/PDIF.
Такие кабели передают MIDI информацию от синтезаторов, миди-клавиатур, процессоров эффектов и другой музыкальной техники к звуковой карте или контроллеру. Состоят из двух сигнальных кабелей в экране и 5-контактного разъема DIN (используется только 3 контакта). Управляющей информации передается не очень много, поэтому особых требований к MIDI-кабелям не предъявляется, любой исправный шнур длиной до 15 метров будет передавать сигнал без потерь и ошибок.
Современный цифровой стандарт для бытовой техники передает видео и многоканальный звук. Есть два типа сертификации кабелей HDMI: Standard (разрешение видео до 1080i) и High Speed (видео до 4K с 3D и Deep Colour). Оба поддерживают передачу многоканального звука до 7.1 с частотой дискретизации до 192 кГц.
Любой исправный кабель длиной до 5 метров не будет портить качество изображения и ловить помехи. Для больших расстояний следует выбирать качественные кабели, здесь следует общее правило: чем более толстый и более жесткий — тем лучше.
Множество аудиокарт, ЦАП, наушников, микрофонов, усилителей и ресиверов подключаются к компьютеру с помощью интерфейса USB. Самая популярная версия все еще остается 2.0, обеспечивающая скорость до 480 Мбит/с (хотя где-то 300 мбит\с будут ближе к реальности). На практике этого хватает для одновременной записи около 50 треков в разрешении 48 кГц\24 бит.
При увеличении частоты дискретизации вдвое, количество возможных треков уменьшается в два раза, поэтому для записи аудио в высоком разрешении лучше подойдет аудиокарта с интерфейсом USB-C. Он по характеристикам соответствует USB 3.1 (скорость до 10 Гбит\с, в 20 раз быстрее). Также USB-C умеет работать в альтернативных режимах, заменяя, в частности, Thunderbolt и HDMI при наличии маркировки совместимости и соответствующего переходника.
Аудиофилия добралась и до USB кабелей, в Сети можно найти сравнения звучания дорогих шнуров. Такое случилось из-за того, что USB передает данные без проверок сумм на предмет утраты пакетов, как в HDMI. Однако на практике это не критично, и для небольших расстояний достаточно обычного качественного USB кабеля, чтобы получить четкий сигнал без потерь.
Firewire (IEEE 1394)
Уходящий в закат разъем Firewire когда-то широко применялся в звуковых картах, ЦАП класса Hi-Fi и в студийной технике. Хотя первая инкарнация 1394a даже уступала USB 2 по теоретической скорости (до 400 Мбит\с). На практике она могла похвастаться более стабильным подключением, меньшими потерями данных и меньшей задержкой при записи.
Главная проблема с Firewire не в качестве шнура, а в качестве контроллера: для стабильной работы нужны контроллеры сертифицированных для конкретной аудиокарты производителей. Встроенный в материнскую плату дешевый чип часто оказывается бесполезен.
Thunderbolt
Хорошо известный владельцам Mac разъем обладает скоростью до 40 Гб\с в актуальной инкарнации Thunderbolt 3. Сегодня разъем используется в студийных звуковых картах и пытается пробраться на рынок пользователей Windows, появляясь в материнских платах.
Thunderbolt является продолжением и заменой Firewire, поэтому к ПК с современным разъемом можно подключить звуковую карту с 1394 с помощью переходника.
Заключение
Беспроводное подключение постепенно вытесняет кабели в бытовой технике, Bluetooth колонки заменяют аудиосистемы, а саундбары уже научились передавать по воздуху многоканальный звук и конкурируют с домашними кинотеатрами. Современные кодеки позволяют передавать сигнал в высоком разрешении без каких-либо потерь. Но пока старая техника еще работает, в продаже всегда можно будет найти соответствующие шнуры и переходники.