Qr вендор сбербанк что это
Плати QR
Безопасная бесконтактная оплата с любого смартфона
Платите без карты
Не нужно носить с собой карту: можно платить любым смартфоном — даже
без NFC
Получайте бонусы
За оплату по QR вам начислят бонусы — как и всегда, когда платите картой СберБанка. Это выгоднее, чем переводить на карту продавцу
Не беспокойтесь за безопасность
Ваши деньги защищены: даже если мошенник сфотографирует ваш QR-код,
он не сможет им воспользоваться
Как оплатить по QR
Способ 1
Продавец сканирует ваш код
Способ 2
Сканируем код продавца
Откройте приложение СберБанк Онлайн и нажмите значок QR
Я — предприниматель!
Как подключить оплату через «Плати QR»?
Никогда не платил таким способом. Это безопасно?
Да, это совершенно безопасно.Ваш персональный QR-код в приложении Сбербанк Онлайн постоянно обновляется, поэтому им не сможет воспользоваться никто, кроме Вас.
А при оплате путем сканирования QR-кода продавца Вы будете видеть, кому именно производите оплату за покупку. У вас будет чек — его легко найти в приложении в истории платежей.
Не наличными и не картой: оплата QR-кодом
Рассказываем о самом перспективном направлении в сфере мобильных платежей в 2020-м
Раньше мы наводили смартфоны на QR-код, чтобы узнать какую-то скрытую дополнительную информацию в музее или возле какой-то достопримечательности. Или оживляли с помощью дополненной реальности персонажа с упаковки пачки хлопьев, потому что детям это нравится. Потом мы использовали QR-коды, чтобы быстро оплатить квитанции ЖКХ и другие обязательные к уплате «приятности».
В шальном 2020-м с помощью QR-кодов юридические лица теперь могут принимать оплату за товары и услуги. А вы можете купить кофе в кофейне возле дома, где нет терминала (а наличку вы с собой никогда не носите). И оплатить новые ноготочки в салоне красоты. И рассчитаться за ремонт подвески в старом-добром автосервисе у знакомого Толяна. Говорят, для владельцев бизнеса такой способ оплат куда дешевле и проще эквайринга.
Так ли это, выясняем в этом материале. А попутно расскажем, откуда QR-коды вообще взялись, как устроена оплата с их помощью, для какого бизнеса они могут стать палочкой-выручалочкой и что нам всем готовит ближайшее технологическое будущее в сфере мобильного банкинга.
QR-коды придумали в 1994 году на японском автозаводе Denso Wave, дочернем предприятии гиганта Toyota. Их разработали, чтобы увеличить скорость компонентного сканирования на заводах по производству автозапчастей и в распределительных центрах (с обычными штрих-кодами производительность труда была низкой).
Новый тип кода, QR (quick response — быстрое реагирование), вмещает в себя больше информации, которая быстро считывается сканирующим устройством — отсюда и увеличение скорости сканирования.
До 2002 года QR-коды были в ходу в промышленности, но как только на рынок вышел первый мобильный телефон со встроенным сканером QR-кодов, всё изменилось. Коды стали появляться на товарах в магазинах, в рекламе по телевизору и в журналах, в музеях и туристических местах, и даже — на кладбищах.
Китайцы уже давно используют QR-коды как способ мобильных платежей в приложениях WeChat и AliPay: с их помощью можно оплатить стрит-фуд в палатке или подкинуть виртуальной мелочи уличным музыкантам, не нося с собой ни грамма «налички». Популярность этого способа оплаты в Китае стремится к 100%: местная банковская система настолько сурова, что жителям куда проще использовать коды, чем заводить собственную банковскую карту.
В России безналичные платежи с каждым годом всё популярнее, а за 6 месяцев с момента первых жёстких карантинных мер из-за коронавируса в марте 2020-го их объём вырос ещё больше — на 67%. Тут и бесконтактные способы оплат сыграли, и в целом режим изоляции, когда большинство заказывали продукты, товары и услуги на дом через приложения и онлайн-сервисы, оплачивая все свои удовольствия банковской картой.
Но рынок безналичных платежей в РФ живёт не только Apple Pay, Samsung Pay, Android Pay и банковскими картами. 28 января 2019-го Центральный банк запустил Систему быстрых платежей (СБП), которая отвечает за оплату с помощью QR-кодов.
Когда вы обедаете с друзьями в кафе, а потом вам приносят общий счёт, что происходит дальше? Как правило, вам говорят: «ой, ну ты оплати картой, а я тебе переведу». И чаще всего это будет означать онлайн-перевод средств со счёта на счёт через Сбербанк Онлайн. Это ваши частные дела, без проблем, переводите.
Но Центробанку сильно не нравилось, что в мелких точках продаж (продуктовых ларьках, столовых, салонах красоты, автомойках, автосервисах), где нет эквайринга, юридические лица предлагают, помимо наличных, переводы Сбербанк Онлайн как способ оплаты за товары и услуги. Ведь фактически это уход от налогообложения. Собственно, отчасти ради этого и была придумана СБП — чтобы вывести из тени малый бизнес, предложив ему простой инструмент для оплат в виде QR-кодов.
На фоне этого Сбербанк встал в позу и отказался входить в число банков, подключенных к СБП. Точнее, отказывался до тех пор, пока «сверху» не сказали, что ждут присоединения системно значимых банков в СБП до конца 2019-го. Сбербанк тянул с этим до весны 2020, но потому всё-таки пришлось (ещё и на штраф от ЦБ нарвался).
Но даже сейчас, чтобы сделать перевод через систему быстрых платежей в приложении Сбера, надо сильно постараться: для начала – включить возможность отправки таких переводов вручную, в дебрях личного кабинета. Иначе, даже если кто-то что-то вам будет переводить через СБП, транзакция попросту не пройдёт.
Где спрятаны СБП-переводы внутри приложения Сбербанка и как их активировать.
По данным от представителей банка ВТБ, которыми они любезно поделились с порталом РБК, клиенты их банка отправили клиентам Сбера переводов на общую сумму в 300 млн руб (за всё время функционирования СБП). При этом объем неудачных попыток, возникших из-за «особых настроек» для СБП в приложении Сбера, составил 3 млрд руб.
С оплатами с помощью QR-кодов у Сбера тоже не всё просто: Сбербанк не входит в число 20 банков, в приложении которых этот способ оплат от СБП разрешен. Вместо этого у самого популярного банка страны свой собственный сервис «Плати QR», который интегрирован в POS-терминалы «Эвотора» (который тоже, кстати, принадлежит Сбербанку). Но некоторые пользователи жалуются, что работает это всё через ж. не очень:
Как мы уже выяснили, QR-код — это графическая метка. Внутри неё может быть зашита самая разная информация: номера телефонов или адреса сайтов, ссылки на скачивание приложений или на электронные счета в мобильных банках.
Чтобы рассчитаться QR-кодом, нужно приложение банка, поддерживающего такой способ оплаты (таких банков сейчас 20 + 2 платежных системы + особняком стоящий Сбер). А вот чтобы принять такую оплату, предпринимателю или организации, помимо счёта в банке и особого приложения (об этом чуть ниже), нужно определиться с видом QR-кодов — от этого зависит процедура оплаты. Вариантов всего три:
Статический QR-код — генерируется только один раз, размещается в виде наклейки у физической кассы в торговой точке или на экране POS-терминала. Чтобы оплатить товары или услуги таким способом, покупатель открывает приложение банка, сканирует QR-код. Продавец тем временем пробивает товары на кассе и сообщает сумму к оплате. Покупатель вводит в приложении сумму и жмёт «оплатить». Платеж уходит в банк продавца, которому сразу же приходит уведомление об операции.
Важный момент: продавец обязан выдать физический чек. Если такой способ оплаты установлен на сайте продавца, чек придётся выслать по электронной почте (предварительно заставив покупателя её оставить).
Динамический QR-код — одноразовый, генерируется под каждую конкретную операцию и действителен всего несколько секунд. Работает ещё проще: продавец генерирует код, который сразу включает сумму платежа, а покупатель сканирует его в приложении мобильного банка и оплачивает покупку. В этот же момент продавцу приходит уведомление от банка, что платеж прошел. Физический чек необходим и здесь.
Для генерации кода продавцом есть два варианта:
Для оплаты QR-кодом на сайте также потребуются данные клиента для отправки ему чека об операции через сервис онлайн-фискализации. Код генерируется автоматически под каждую конкретную покупку, а на сайт передаётся с помощью API.
Чем угрожают QR-коды от Сбербанка и ВТБ? Плюсы и минусы нового вида платежей
Сбербанк и ВТБ начали использовать QR-код. Система эта не нова: в Китае, например, она используется с 2013 года. В России тоже многие знакомы с QR-кодами. Банкоматы часто предлагают перевести деньги за ЖКХ с их помощью. А скоро с помощью кодов люди начнут платить по-китайски везде. Лайф рассказывает, почему надо бояться новинки.
Фото © Ярослав Чингаев / ТАСС
У Сбербанка уже 5 августа стартовал «мягкий» запуск нового платёжного инструмента. Первыми регионами стали Краснодарский край и Санкт-Петербург. В них предприниматели получили возможность принимать платежи через QR-коды. К концу лета ноу-хау должно распространиться по всей России. Совсем недавно же, 19 августа, ВТБ заявил о начале использования аналогичной системы с 1 сентября. В случае с ВТБ QR-коды будут работать в тестовом режиме: только в одном магазине «Эльдорадо» и «М.Видео» и только в Москве.
Внедрение QR-кодов Сбербанком и ВТБ является второй волной реализации Системы быстрых платежей (СБП) — государственного проекта, предложенного Центробанком. Первой волной был запуск мгновенных платежей по номеру телефона в феврале. СБП развивается при участии следующих банков: ВТБ, «Тинькофф», «Альфа», «Райффайзен», «Газпромбанк», Промсвязьбанк, «Росбанк», «Ак Барс», СКБ, QIWI, «Совкомбанк», РНКО, «Юникредит», «Газэнерго», «Открытие» и «Русский стандарт». Можно предположить, что в будущем к ВТБ и Сбербанку присоединятся остальные компании.
Тремя способами. Первый — статический QR-код. В матричный штрихкод, который, как правило, размещается на кассе, «зашивается» информация о лицевом счёте продавца. Отсканировав его с помощью приложения для смартфона, покупатель вводит сумму покупки и жмёт ОК, подтверждая транзакцию.
Второй способ — динамический QR-код. Представляет собой продвинутую версию первого. Помимо информации о счёте предпринимателя в нём шифруется ещё и информация о конкретной покупке — её стоимость. Сканируя свеженапечатанный код с бумажки или же экрана POS-терминала, пользователю не придётся дополнительно вводить что-либо в приложении — сумма будет указана сразу. Требуется лишь подтверждение платежа.
Третий — пользовательский QR-код. Всё то же самое, что и в первых двух случаях, только теперь не продавец генерирует код, а покупатель. С помощью приложения для смартфона. Соответственно, сканирует изображение уже кассир. Посетителю магазина остаётся только подтвердить транзакцию.
Мне и с NFC комфортно — зачем всё это?
Затем, что от появления нового платёжного инструмента выиграют все: и предприниматели, и покупатели. Но сначала поговорим о первых. Ведь в их случае речь идёт не столько об удобстве, сколько об экономии.
Приём к оплате «пластика» для предпринимателей стоит денег. Причём иногда немалых. Само по себе оборудование, тот же POS-терминал, стоит недорого. Однако, чтобы он работал с картами, продавцам приходится платить кредитным организациям за ПО, обслуживание и саму возможность принимать карты. Эта банковская услуга называется эквайринг.
Разные организации получают с торговцев разные суммы. Причём не фиксированные, а процент от всех денег, которые предприятие получило с продаж через «пластик». Разброс большой: от 0,5% до 2,5%. Ещё большим процентом кредитные организаторы «придушивают» мелких предпринимателей.
Сетевикам тоже наверняка от эквайринга больно. Если верить Росстату, по итогу 2018 года доля платежей картами в России достигла 48%. То есть, как в том анекдоте, руки в жирку у банкиров остаются примерно после каждой второй транзакции.
QR-коды, как ожидается, эквайринг сделают дешевле. Центробанк планирует, что он будет стоить 0,4% от платежа. Однако реальность пока что далека от фантазий ЦБ. Тот же Сбербанк берёт за платежи по QR-кодам 0,6–1,5%. Карточные платежи обходятся в 1,5–2,5%.
Но я покупатель. Что с QR-кодов поимею я?
В первую очередь улучшенный сервис. Жители провинциальных районов или ходоки по рынкам знают, что у частника днём с огнём не сыщешь терминала. То же касается и мелких городских предпринимателей: ателье, мастерских и не только. Если же стоимость эквайринга по QR-кодам действительно приблизится к обещанным 0,4%, то наверняка все ипэшники обзаведутся своими счетами, зашифрованными в пиксельную картинку. Ведь она сама по себе не будет стоить ни копейки. В случае со статичным QR-кодом торговцу только и потребуется, что распечатать на принтере штрихкод да приклеить его у кассы.
Упростится и онлайн-шопинг. В идеале вместо формы для банковской карты, заполнение которой всегда утомляет, каждый онлайн-магазин начнёт предлагать QR-код. Отсканировал, заплатил, ждёшь посылку.
Закончатся мытарства некоторых фантов Xiaomi. Напомним, что очень много смартфонов этой компании (да и недорогие модели других вендоров) не оборудованы NFC. С QR-кодами достаточно иметь любой Android-смартфон. Лишь бы камера была. Впрочем, для пользовательских QR-кодов не нужна и она.
Но не может же быть настолько всё хорошо. Есть подводные камни?
Может быть и лучше. В Китае, где банковские QR-коды появились ещё в 2013 году, нередко для покупки чего-либо и вовсе не нужен продавец. Например, проезд в китайском общественном транспорте давно оплачивается с помощью QR-кодов. Без контролёров или аналогов «Тройки». Аренда велосипедов и самокатов работает по той же схеме. Вендинговые аппараты — тоже.
Но есть у такой массовости и недостатки. Первая и самая большая проблема QR-кодов в том, что человек никогда наперёд не знает, что в них зашифровано. Поэтому считывание случайного кода может обернуться проблемой. «Сканируя QR-код, вы даже не догадываетесь, с каким сервером вы свяжетесь. Вы легко можете попасть на сайт, который попытается установить зловредное ПО на ваш смартфон», — считает Мэтью Грин, учёный-информатик из американского Университета Джона Хопкинса. В 2017 году на Национальном народном конгрессе в Пекине компания iFlytek выступила с заявлением о том, что более 23% вирусов и троянов в Китае распространяются именно через коды.
Из этого вытекает вторая уязвимость системы: непроверенный QR-код может подсунуть ложный банковский счёт. В Китае такое случается сплошь и рядом. Те же велосипедисты нередко сканируют код злоумышленника на привычном месте и переводят привычные 43 доллара (столько стоит залог и аренда) аферистам. В 2017 году подменой кодов злоумышленники украли более 90 миллионов юаней (14,5 миллиона долларов). Не сообщается, за какой период было награблено состояние, но известно, что статистика касается только города Гуанчжоу.
Три платежных QR-системы для вендингового бизнеса
Бесконтактная оплата – безопасный способ оплаты товаров и услуг за секунды. Рассчитаться можно картой, телефоном или смарт-часами: обмен данными между устройствами происходит на расстоянии до 4 см. Сервис быстрых платежей мгновенно перечисляет деньги в режиме 24/7, а тарифы ниже, чем при традиционном эквайринге.
Есть два способа NFC-платежей: POS-терминалы и QR-коды. Первые достаточно востребованы, но их существенный минус – относительно высокая цена на оборудование.
QR-коды не менее эффективны и более выгодны для предпринимателей:
Вендингу доступны разные варианты платежных QR-систем: некоторые требуют от пользователя установки приложений, а другие сразу открывают форму быстрой оплаты.
Три самых популярных сервиса моментальной оплаты, не вынуждающие клиента совершать лишние манипуляции:
1. Плати QR от Сбера
Как работает
Клиент выбирает напиток, после чего вендинговый аппарат показывает QR-код. Его считывает камера, а смартфон автоматически переходит в приложение Сбер и платежный сервис с кнопкой оплаты. Как только платеж проходит, автомат запускается.
Плюсы
2. Cистема быстрых платежей (СБП) от Банка России
Как работает
Камера смартфона сканирует графический код, после чего переводит в платежную систему. Одно касание кнопки «Оплатить» – и аппарат начинает работу.
Плюсы
Минусы
3. Платежное решение от ЮKassа (ex. Яндекса)
Как работает
После выбора напитка аппарат показывает QR-код. Камера переводит смартфон на платежную страницу, где высвечивается итоговая сумма. Оплата проходит через систему ЮKassа, и машина запускается.
Плюсы
Минусы
Вывод
По мнению SmartVend, ЮКасса — лучший из рассмотренных методов оплаты по QR-коду. Только этот способ оплаты наиболее полно охватывает платежеспособное население, не заставляя бизнес отказываться от части клиентов. К тому же, конверсия QR-транзакций составляет 15%, и эта цифра увеличивается с каждым днем.
Например, кофейный автомат приносит 10 000 ₽ в месяц. Оплата по QR-коду привлечет 15% покупателей – это еще +1 500 ₽. Если вычесть из этой суммы комиссию и расходы на налоги, владелец вендингового аппарата получит
1000 ₽ чистой прибыли.
Кстати, эта же сумма с лихвой покрывает издержки на фискализацию и телеметрию от SmartVend. Платежи по QR-коду делают вендинговые аппараты максимально доступными для клиентов, а значит экономически выгодными и доходными для предпринимателей.
Как оплатить по QR-коду в Сбербанк Онлайн
Сбербанк в числе первых среди отечественных банков предоставил своим клиентам новый сервис в виде возможности оплаты по QR-коду. Этот вариант платежа доступен в мобильном приложении интернет-банка Сбербанк Онлайн, а также терминалах организации, оснащенных считывающим устройством. Оплата по QR-коду комфортна и выгодна для клиентов, что быстро сделало ее одной из востребованных финансовых операций.
Что такое QR код?
QR-код представляет собой зашифрованную ссылку, содержащую платежные или какие-либо другие реквизиты организации, которая является продавцом или производителем товара, а также поставщиком услуг. Зашифрованная информация предназначена для считывания различными техническими устройствами в процессе выполнения оплаты или идентификации предмета, на который нанесен код. Другими словами, пользователю не требуется вводить вручную название и ИНН адресата платежа, его банковские реквизиты и т.д. – так как все необходимые данные распознаются автоматически. Название произошло от английского термина Quick Response code, что переводится на русский как код Быстрого отклика.
QR-код разработан в Японии и имеет квадратную форму. По сути, он является разновидностью штрих-кода, хотя в России под последним, чаще всего, понимается прямоугольная полоска с расположенными под ней цифрами.
QR-код в последние 2-3 года широко используется в работе самых разных компаний и индивидуальных предпринимателей, успешно конкурируя с менее удобным в практическом применении обычным штрих-кодом. Сегодня оба варианта кодов можно встретить, например, практически на любой квитанции или счете.
Различают два наиболее широко распространенных типа QR-кода:
Каждая из разновидностей кода имеет как достоинства, так и недостатки. Первый вариант более универсален, потому активно используется там, где речь идет о серьезных коммерческих или инвестиционных расходах. Второй – проще и удобнее, как следствие – широко применяется в бесплатных сервисах и бюджетных продуктах.
Алгоритм сканирования
Под сканированием понимается считывание информации, размещенной в коде, при помощи специального технического устройства. В настоящее время применяется несколько вариантов сканирования QR-кодов, хотя их число достаточно быстро пополняется новыми техническими устройствами:
Преимущества и недостатки
Единственным недостатком QR-кода следует признать тот факт, что для его считывания и практического применения требуется наличие дополнительных технических устройств. С другой стороны, сегодня практически у каждого имеется смартфон, обладающий достаточным для этого набором возможностей.
Преимуществ у QR-кода намного больше:
Что можно оплачивать по QR-коду?
Применение QR-кода предоставляет удобную и оперативную возможность совершать самые различные платежи и переводы, в числе которых:
Как оплатить квитанции по QR-коду в Сбербанк Онлайн?
Пошаговая процедура оплаты квитанции с применением мобильного приложения и QR-кода с помощью Сбербанк Онлайн выглядит следующим образом:
Другие способы
Описанный выше вариант для оплаты Сбербанка Онлайн с применением QR-кода является самым популярным. Альтернативный способ предполагает использование терминала самообслуживания.
Через терминал самообслуживания
Для совершения платежа необходимо найти терминал самообслуживания, оснащенный считывающим сканером. Дальнейшие действия пользователя выглядят так:
Стоимость услуги
Важный аргумент в пользу применения QR-кода – отсутствие дополнительных комиссий. Другими словами, стоимость услуги определяется изначальными тарифами на данный платеж. Например, при использовании Сбербанк Онлайн комиссия за оплату коммунальных услуг составляет 1%. Применение QR-кода не увеличивает этот тариф.
При совершении аналогичного платежа с баланса карты при помощи банкомата комиссия Сбербанка равняется 1,2%, но не более 500 руб. Использование QR-кода также не влияет на указанный тариф.
Безопасность платежей
Система QR-кодов обеспечивает высокий уровень безопасности для всех участников процесса – и покупателей, и продавцов. Более того, наклейка на товаре или квитанции «Плати QR» означает, что контрагент проверен Сбербанком, а его реквизиты занесены в базы данных мобильного приложения.
Не стоит забывать о других основных правилах безопасности, не связанных с QR-кодами. Главные из них – сохранение конфиденциальности персональных данных, которое достигается аккуратными и продуманными действиями самого клиента Сбербанка.