Range в паскале что это

Целые типы

Во Free Pascal определен ряд целых типов, различающихся между собой объемом отводимой под данные памяти. Чем больше памяти отводится, тем больший диапазон значений может принимать переменная данного типа.

На практике часто используется целочисленный тип integer, под который в зависимости от платформы отводится 2 или 4 байта.

Примеры часто используемых целых типов в Pascal

ТипДиапазон допустимых значенийОтводимая память, в байтах
shortint-128…1271
integer-32 768…32 7672
longint-2 147 483 648…2 147 483 6474
byte0…2551
word0…65 5352

Переменные целого типа могут принимать только целые значения, попытка присвоения им вещественного числа приводит к ошибке.

Целочисленные переменные в программе описываются следующим образом:

Операции над целыми типами, дающие в результате значение целого типа:

Пример. Пусть a = 17, b = 5. Тогда a div b дает 3, a mod b дает 2 (остаток от деления).

Операции над операндами целого типа выполняются правильно только при условии, что результат и каждый операнд не меньше минимального (крайнего левого) и не больше максимального (крайнего правого) значений диапазона. Например, в Паскале существует константа maxint, в которой содержится максимально допустимое значение для типа integer. Тогда при выполнении операций в программе должны соблюдаться следующие условия:

Процедуры inc и dec изменяют значение переданной в них переменной, они ничего не возвращают в программу. Это их важное отличие от функций succ и pred.

Следующие функции принимают в качестве аргументов значения вещественного типа, а возвращают значения целого типа:

trunc(x) – отбрасывание десятичных знаков после точки;
round(x) – округление до целого.

Пример. Пусть x = 4.7389. Тогда trunc ( x ) дает 4, round ( x ) дает 5.

Источник

Занятие 4. Pascal abc.net: Последовательности (начало)

Пример работы с последовательностью

Последовательности — это абстрактный набор данных, которые можно перебирать.

В отличие от других структур последовательности не хранятся в памяти (поэтому «абстрактный»), т.е. память используется только в конкретный момент времени, когда происходит перебор значений последовательности, и, как правило, нам необходим только 1 элемент (в единицу времени).

Последовательностью может быть, например, последовательность чисел:

арифметическая прогрессия: 1 3 5 7 9

геометрическая прогрессия: 1 2 4 8 16

Наиболее близким типом данных к последовательности является массив.

Рассмотрим стандартный пример работы с числовым рядом, БЕЗ использования последовательности:

begin var s:=0.0; for var i:=1 to 10 do begin var x:=ReadReal; s+=x; end; print(s) end.

Данный стиль написания программы считается плохим, т.к. основной алгоритм смешивается с вводом ( ReadReal ).
Range в паскале что это. 7 8. Range в паскале что это фото. Range в паскале что это-7 8. картинка Range в паскале что это. картинка 7 8
Ввод данных необходимо отсоединить от основного алгоритма. Для этого используем последовательность:

// накапливаем последовательность, переменная q хранит ее var q:=ReadSeqReal(10); var s:=0.0; foreach var x in q do s+=x; print(s) end.

Range в паскале что это. 7 7. Range в паскале что это фото. Range в паскале что это-7 7. картинка Range в паскале что это. картинка 7 7

Теперь алгоритм находится отдельно от ввода, программа стала более модифицируема.
Остается оформить основной алгоритм в виде функции:

function Sum(q: sequence of real):real; begin var s:=0.0; foreach var x in q do s+=x; result:=s end; begin print(Sum(ReadSeqReal(10))) end.

Генерация и формирование последовательностей

Итак, мы рассмотрели, как сформировать последовательность через ввод с клавиатуры:

Теперь рассмотрим, как генерируются последовательности.

Генераторы последовательностей:
Range(a,b: integer) : sequence of integer

Range(a,b,step: integer) : sequence of integer

Range(c1,c2: char) : sequence of char

Partition(a,b: real; n: integer) : sequence of real

print(Partition(0.0, 6.0, 4)); // делим поровну на 4 части [0, 1.5, 3, 4.5, 6]

SeqRandomInteger(n: integer[; a,b: integer]) : sequence of integer;

var q:=SeqRandomInteger(5,10,20); print(q); // [12,18,16,14,16]

SeqRandomReal(n: integer[; a,b: real]) : sequence of real;

var q:=SeqRandomReal(3, 1.0, 5.0); print(q); // [4.98996168374548,2.22339218166815,2.81110574389394]

Seq(params a: array of T) : sequence of T;

foreach var x in Seq (1,3,8) do print(x*x); // 1 9 64

SeqFill(count: integer; x: T) : sequence of T;

begin var q:=SeqFill(7,5); print(q); // [5,5,5,5,5,5,5] end.

Следует учесть, что последовательности формируются каждый раз, как только с ними организовывается цикл или работает метод:

Range в паскале что это. 7 9. Range в паскале что это фото. Range в паскале что это-7 9. картинка Range в паскале что это. картинка 7 9

Вывод последовательностей

Print(delim: string := ‘ ‘) : sequence of T;

var q:=SeqRandomInteger(5,10,20); q.Print(‘/’); // 16/11/13/10/13

Println(delim: string := ‘ ‘) : sequence of T;

Источник

Pascal: Занятие №3. Часть 3: Паскаль цикл for

Цикл со счетчиком в Паскаль (цикл for)

Цикл со счетчиком или, как он еще называется — цикл с параметром в Паскале служит для организации повторений (итераций) с заранее известным их количеством, т.е. когда точно известно, сколько раз должны выполниться операторы тела цикла.

Блок-схема, соответствующая циклу For:
Range в паскале что это. 1 2. Range в паскале что это фото. Range в паскале что это-1 2. картинка Range в паскале что это. картинка 1 2

Ну или если на простом примере:

Range в паскале что это. 1 34. Range в паскале что это фото. Range в паскале что это-1 34. картинка Range в паскале что это. картинка 1 34

Паскаль цикл For: синтаксис:

Прямое направление цикла (от меньшего значения к большему):

Обратное направление (от большего к меньшему):

Решение на Паскале:
Range в паскале что это. 1 1 13. Range в паскале что это фото. Range в паскале что это-1 1 13. картинка Range в паскале что это. картинка 1 1 13

Оператор в теле конструкции может быть одиночным или составным оператором.

Range в паскале что это. 1 11 11. Range в паскале что это фото. Range в паскале что это-1 11 11. картинка Range в паскале что это. картинка 1 11 11

Счетчик цикла или параметр цикла — это обычная переменная, которая может быть только порядкового (целочисленного, символьного, логического) или перечислимого типа.

При прямом направлении цикла счетчик в каждой итерации увеличивается на единицу, при обратном направлении — уменьшается на единицу.

Рассмотрим на решенном примере, как используется в Паскаль цикл for:

var i,n:integer; begin write (‘количество раз’); readln(n); for i:=1 to n do write(0); end.

begin var n:=readInteger(‘количество раз’); for var i:=1 to n do write(0); end.

Более детально цикл со счетчиком в Паскале рассмотрен в видеоуроке:

Решение в виде блок-схемы:
Range в паскале что это. 2 6. Range в паскале что это фото. Range в паскале что это-2 6. картинка Range в паскале что это. картинка 2 6

Решение на Паскале:

Вариант 1Вариант 2
Range в паскале что это. 3 1. Range в паскале что это фото. Range в паскале что это-3 1. картинка Range в паскале что это. картинка 3 1Range в паскале что это. 4 1. Range в паскале что это фото. Range в паскале что это-4 1. картинка Range в паскале что это. картинка 4 1

Задача 8. Найти среднее арифметическое чисел в Паскале, числа вводятся с клавиатуры, их количество произвольно. Использовать цикл for

[Название файла: L3task8.pas ]

Задача 9. Составить блок-схему по программе нахождения среднего арифметического в pascal.

[Название файла: L3task9.pas ]

Решение:

Pascal: выход из цикла

Break и Continue

Процедура Continue досрочно выходит из текущей итерации цикла, но, не завершая его, а переходя к следующей итерации.

Рассмотрим использование процедур выхода из цикла Continue и Break в Паскале (будем использовать цикл while ):

var a:integer; begin a:=1; while a a=64 происходит выход из текущей итерации ( continue ) и число не выводится на экран, а при a=256 выполнение цикла прерывается окончательно ( break ), так и не распечатав число 256.

Задача 10. Решить рассмотренную задачу с процедурами break и continue для циклов repeat и for

[Название файла: L3task10.pas ]

Табулирование функции на отрезке с заданным шагом

* Следует учесть, что эта тема не обязательна для школьного курса информатики, в основном предполагается ознакомление студентами.

Алгоритм:
Для решения задачи в области определения функции вводится сетка – совокупность точек:

Тогда задача сводится к вычислению функции f в точках xi, то есть нужно вычислить:

var x, a, y, h: real; i:integer; begin writeln(‘ведите x’); readln(x); h:=0.22; a := 0.14*x; for i:=1 to 7 do begin y := (0.15*x + a)/(sqr(a)+sqr(x)); writeln(‘a =’, a, ‘ y = ‘, y); a := a + h; end end.

Exit и Halt

Процедура Pascal Exit служит для завершения работы того программного блока, в котором она используется (условный оператор, цикл, процедура…). Если Exit вызывается внутри процедуры или функции, то завершается работа данной процедуры/функции. Если процедура Exit находится в основном блоке программы, то это приводит к ее завершению.

Процедура halt в pascal завершает работу программы.

Потренируйтесь в решении задач по теме, щелкнув по пиктограмме:

Источник

Pascal: Занятие №1. Часть 3: Типы данных в Паскаль

Типы данных в Паскале

Паскаль — это типизированный язык программирования. Это означает, что переменные, в которых хранятся данные, имеют определенный тип данных. Т.е. программе напрямую надо указать, какие данные могут храниться в той или иной переменной: текстовые данные, числовые данные, если числовые — то целочисленные или дробные, и т.п. Это необходимо в первую очередь для того чтобы компьютер «знал», какие операции можно выполнять с этими переменными и как правильно их выполнять.

Например, сложение текстовых данных, или как это правильно называется в программировании — конкатенация — это обычное слияние строк, тогда как сложение числовых данных происходит поразрядно, кроме того, дробные и целые числа складываются тоже по-разному. То же самое касается и других операций.

Рассмотрим наиболее распространенные в Pascal типы данных.

Целочисленные типы данных в Паскаль

Вариант 1
неэффективное решение
Вариант 2
эффективное решение
Range в паскале что это. 1 35. Range в паскале что это фото. Range в паскале что это-1 35. картинка Range в паскале что это. картинка 1 35Range в паскале что это. 1 1 14. Range в паскале что это фото. Range в паскале что это-1 1 14. картинка Range в паскале что это. картинка 1 1 14
Вариант 3
эффективное решение
ТипДиапазонТребуемая память (байт)
byte0..2551
shortint-128..1271
integer-32768.. 327672
word0..655352
longint-2147483648..21474836474

Нужно иметь в виду, что при написании программ в паскале integer (в переводе с англ. целое) является наиболее часто используемым, так как диапазон значений наиболее востребуем. Если необходим более широкий диапазон, используется longint (long integer, в переводе с англ. длинное целое). Тип byte в Паскале используется, когда нет необходимости работать с отрицательными значениями, то же самое касается и типа word (только диапазон значений здесь значительно больше).

Примеры того, как описываются (объявляются) переменные в Паскале:

program a1; var x,y:integer; <целочисленный тип>myname:string; <строковый тип>begin x:=1; y:=x+16; myname:=’Петр’; writeln (‘имя: ‘,myname, ‘, возраст: ‘, y) end.

program a1; begin var x, y: integer; <целочисленный тип>var myname: string; <строковый тип>x := 1; y := x + 16; myname := ‘Петр’; print($’имя: , возраст: ‘) end.

Результат:
имя: Петр, возраст: 17

Комментарии в Паскале

[Название файла: L1task5.pas ]

Вещественные типы данных в Паскаль

Вещественные числа в Паскале и вообще в программировании — это название дробных чисел.

Тип real в Паскале — наиболее часто используемый из вещественных типов.

Выше были представлены простые типы данных в Паскаль, к которым относятся:

Для вывода значений переменных вещественного типа обычно используется форматированный вывод:

Наряду с простыми типами в языке еще используются структурированные типы данных и указатели, которым будут посвящены последующие уроки по Паскалю.

Константы в Паскале

Зачастую в программе заранее известно, что переменная будет принимать какое-то конкретное значение и не менять его на протяжении выполнения всей программы. В таком случае необходимо использовать константу.

Объявление константы в Паскале происходит до объявления переменных (до служебного слова var ) и выглядит следующим образом:

Пример описания константы в Паскале:

PascalPascalABC.NET

const x=17; var myname:string; begin myname:=’Петр’; writeln (‘имя: ‘,myname, ‘, возраст: ‘, х) end.

const x = 17; begin var myname := ‘Петр’; print($’имя: , возраст: ‘) end.

«Красивый» вывод целых и вещественных чисел

Для того чтобы после вывода значений переменных оставались отступы, чтобы значения не «сливались» друг с другом, принято через двоеточие указывать какое количество символов нужно предусмотреть для вывода значения:

Range в паскале что это. 1 11 15. Range в паскале что это фото. Range в паскале что это-1 11 15. картинка Range в паскале что это. картинка 1 11 15

Range в паскале что это. 2 9. Range в паскале что это фото. Range в паскале что это-2 9. картинка Range в паскале что это. картинка 2 9

Вывод вещественных чисел

Арифметические операции в Паскале

PascalPascalABC.NET
ДЕЙСТВИЕРЕЗУЛЬТАТСМЫСЛ
2 + 35плюс
4 — 13минус
2 * 36умножить
17 div 53целочисленное деление
17 mod 52остаток от целочисленного деления

Range в паскале что это. 1 1 1. Range в паскале что это фото. Range в паскале что это-1 1 1. картинка Range в паскале что это. картинка 1 1 1

Порядок выполнения операций

Range в паскале что это. 3 3. Range в паскале что это фото. Range в паскале что это-3 3. картинка Range в паскале что это. картинка 3 3

var a: integer; b: real; begin a := 1; writeln(‘a := 1; a = ‘,a); a += 2; // Увеличение на 2 writeln(‘a += 2; a = ‘,a); a *= 3; // Умножение на 3 writeln(‘a *= 3; a = ‘,a); writeln; b := 6; writeln(‘b := 6; b = ‘,b); r /= 2; writeln(‘b /= 2; b = ‘,b); end.

Стандартные арифметические процедуры и функции Pascal

Здесь стоит более подробно остановиться на некоторых арифметических операциях.

Пример операции inc:

Более сложное использование процедуры inc:
Inc(x,n) где x — порядкового типа, n — целого типа; процедура inc увеличивает x на n.

Пример использования функции odd:

begin WriteLn(Odd(5)); WriteLn(Odd(4)); end.

Пример использования процедуры sqr в Pascal:

var x:integer; begin x:=3; writeln(sqr(x)); <ответ 9>end.

Однако в компиляторе pascal abc возведение в степень осуществляется значительно проще:

Пример использования процедуры sqrt в Pascal:

var x:integer; begin x:=9; writeln(sqrt(x)); <ответ 3>end.

Источник

Циклы в Паскале

При решении задач может возникнуть необходимость повторить одни и те же действия несколько или множество раз. В программировании блоки кода, которые требуется повторять не единожды, оборачиваются в специальные конструкции – циклы. У циклов выделяют заголовок и тело. Заголовок определяет, до каких пор или сколько раз тело цикла будет выполняться. Тело содержит выражения, которые выполняются, если в заголовке цикла выражение вернуло логическую истину (True, не ноль). После того как достигнута последняя инструкция тела, поток выполнения снова возвращается к заголовку цикла. Снова проверяется условие выполнения цикла. В зависимости от результата тело цикла либо повторяется, либо поток выполнения переходит к следующему выражению после всего цикла.

В языке программирования Паскаль существует три вида циклических конструкций.

Range в паскале что это. cycles. Range в паскале что это фото. Range в паскале что это-cycles. картинка Range в паскале что это. картинка cycles

Цикл for

Часто цикл for называют циклом со счетчиком. Этот цикл используется, когда число повторений не связано с тем, что происходит в теле цикла. Т.е. количество повторений может быть вычислено заранее (хотя оно не вычисляется).

В заголовке цикла указываются два значения. Первое значение присваивается так называемой переменной-счетчику, от этого значения начинается отсчет количества итераций (повторений). Отсчет идет всегда с шагом равным единице. Второе значение указывает, при каком значении счетчика цикл должен остановиться. Другими словами, количество итераций цикла определяется разностью между вторым и первым значением плюс единица. В Pascal тело цикла не должно содержать выражений, изменяющих счетчик.

Цикл for существует в двух формах:

Счетчик – это переменная любого из перечисляемых типов (целого, булевого, символьного, диапазонного, перечисления). Начальные и конечные значения могут быть представлены не только значениями, но и выражениями, возвращающими совместимые с типом счетчика типы данных. Если между начальным и конечным выражением указано служебное слово to, то на каждом шаге цикла значение параметра будет увеличиваться на единицу. Если же указано downto, то значение параметра будет уменьшаться на единицу.

Количество итераций цикла for известно именно до его выполнения, но не до выполнения всей программы. Так в примере ниже, количество выполнений цикла определяется пользователем. Значение присваивается переменной, а затем используется в заголовке цикла. Но когда оно используется, циклу уже точно известно, сколько раз надо выполниться.

Цикл while

Цикл while является циклом с предусловием. В заголовке цикла находится логическое выражение. Если оно возвращает true, то тело цикла выполняется, если false – то нет.

Когда тело цикла было выполнено, то ход программы снова возвращается в заголовок цикла. Условие выполнения тела снова проверяется (находится значение логического выражения). Тело цикла выполнится столько раз, сколько раз логическое выражение вернет true. Поэтому очень важно в теле цикла предусмотреть изменение переменной, фигурирующей в заголовке цикла, таким образом, чтобы когда-нибудь обязательно наступала ситуация false. Иначе произойдет так называемое зацикливание, одна из самых неприятных ошибок в программировании.

Цикл repeat

Цикл while может не выполниться ни разу, если логическое выражение в заголовке сразу вернуло false. Однако такая ситуация не всегда может быть приемлемой. Бывает, что тело цикла должно выполниться хотя бы один раз, не зависимо оттого, что вернет логическое выражение. В таком случае используется цикл repeat – цикл с постусловием.

В цикле repeat логическое выражение стоит после тела цикла. Причем, в отличие от цикла while, здесь всё наоборот: в случае true происходит выход из цикла, в случае false – его повторение.

В примере, даже если n будет равно 0, одна звездочка все равно будет напечатана.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *