Range в паскале что это
Целые типы
Во Free Pascal определен ряд целых типов, различающихся между собой объемом отводимой под данные памяти. Чем больше памяти отводится, тем больший диапазон значений может принимать переменная данного типа.
На практике часто используется целочисленный тип integer, под который в зависимости от платформы отводится 2 или 4 байта.
Примеры часто используемых целых типов в Pascal
Тип | Диапазон допустимых значений | Отводимая память, в байтах |
---|---|---|
shortint | -128…127 | 1 |
integer | -32 768…32 767 | 2 |
longint | -2 147 483 648…2 147 483 647 | 4 |
byte | 0…255 | 1 |
word | 0…65 535 | 2 |
Переменные целого типа могут принимать только целые значения, попытка присвоения им вещественного числа приводит к ошибке.
Целочисленные переменные в программе описываются следующим образом:
Операции над целыми типами, дающие в результате значение целого типа:
Пример. Пусть a = 17, b = 5. Тогда a div b дает 3, a mod b дает 2 (остаток от деления).
Операции над операндами целого типа выполняются правильно только при условии, что результат и каждый операнд не меньше минимального (крайнего левого) и не больше максимального (крайнего правого) значений диапазона. Например, в Паскале существует константа maxint, в которой содержится максимально допустимое значение для типа integer. Тогда при выполнении операций в программе должны соблюдаться следующие условия:
Процедуры inc и dec изменяют значение переданной в них переменной, они ничего не возвращают в программу. Это их важное отличие от функций succ и pred.
Следующие функции принимают в качестве аргументов значения вещественного типа, а возвращают значения целого типа:
trunc(x) – отбрасывание десятичных знаков после точки;
round(x) – округление до целого.
Пример. Пусть x = 4.7389. Тогда trunc ( x ) дает 4, round ( x ) дает 5.
Занятие 4. Pascal abc.net: Последовательности (начало)
Пример работы с последовательностью
Последовательности — это абстрактный набор данных, которые можно перебирать.
В отличие от других структур последовательности не хранятся в памяти (поэтому «абстрактный»), т.е. память используется только в конкретный момент времени, когда происходит перебор значений последовательности, и, как правило, нам необходим только 1 элемент (в единицу времени).
Последовательностью может быть, например, последовательность чисел:
арифметическая прогрессия: 1 3 5 7 9
геометрическая прогрессия: 1 2 4 8 16
Наиболее близким типом данных к последовательности является массив.
Рассмотрим стандартный пример работы с числовым рядом, БЕЗ использования последовательности:
begin var s:=0.0; for var i:=1 to 10 do begin var x:=ReadReal; s+=x; end; print(s) end.
Данный стиль написания программы считается плохим, т.к. основной алгоритм смешивается с вводом ( ReadReal ).
Ввод данных необходимо отсоединить от основного алгоритма. Для этого используем последовательность:
// накапливаем последовательность, переменная q хранит ее var q:=ReadSeqReal(10); var s:=0.0; foreach var x in q do s+=x; print(s) end.
Теперь алгоритм находится отдельно от ввода, программа стала более модифицируема.
Остается оформить основной алгоритм в виде функции:
function Sum(q: sequence of real):real; begin var s:=0.0; foreach var x in q do s+=x; result:=s end; begin print(Sum(ReadSeqReal(10))) end.
Генерация и формирование последовательностей
Итак, мы рассмотрели, как сформировать последовательность через ввод с клавиатуры:
Теперь рассмотрим, как генерируются последовательности.
Генераторы последовательностей:
Range(a,b: integer) : sequence of integer
Range(a,b,step: integer) : sequence of integer
Range(c1,c2: char) : sequence of char
Partition(a,b: real; n: integer) : sequence of real
print(Partition(0.0, 6.0, 4)); // делим поровну на 4 части [0, 1.5, 3, 4.5, 6]
SeqRandomInteger(n: integer[; a,b: integer]) : sequence of integer;
var q:=SeqRandomInteger(5,10,20); print(q); // [12,18,16,14,16]
SeqRandomReal(n: integer[; a,b: real]) : sequence of real;
var q:=SeqRandomReal(3, 1.0, 5.0); print(q); // [4.98996168374548,2.22339218166815,2.81110574389394]
Seq(params a: array of T) : sequence of T;
foreach var x in Seq (1,3,8) do print(x*x); // 1 9 64
SeqFill(count: integer; x: T) : sequence of T;
begin var q:=SeqFill(7,5); print(q); // [5,5,5,5,5,5,5] end.
Следует учесть, что последовательности формируются каждый раз, как только с ними организовывается цикл или работает метод:
Вывод последовательностей
Print(delim: string := ‘ ‘) : sequence of T;
var q:=SeqRandomInteger(5,10,20); q.Print(‘/’); // 16/11/13/10/13
Println(delim: string := ‘ ‘) : sequence of T;
Pascal: Занятие №3. Часть 3: Паскаль цикл for
Цикл со счетчиком в Паскаль (цикл for)
Цикл со счетчиком или, как он еще называется — цикл с параметром в Паскале служит для организации повторений (итераций) с заранее известным их количеством, т.е. когда точно известно, сколько раз должны выполниться операторы тела цикла.
Блок-схема, соответствующая циклу For:
Ну или если на простом примере:
Паскаль цикл For: синтаксис:
Прямое направление цикла (от меньшего значения к большему):
Обратное направление (от большего к меньшему):
Решение на Паскале:
Оператор в теле конструкции может быть одиночным или составным оператором.
Счетчик цикла или параметр цикла — это обычная переменная, которая может быть только порядкового (целочисленного, символьного, логического) или перечислимого типа.
При прямом направлении цикла счетчик в каждой итерации увеличивается на единицу, при обратном направлении — уменьшается на единицу.
Рассмотрим на решенном примере, как используется в Паскаль цикл for:
var i,n:integer; begin write (‘количество раз’); readln(n); for i:=1 to n do write(0); end.
begin var n:=readInteger(‘количество раз’); for var i:=1 to n do write(0); end.
Более детально цикл со счетчиком в Паскале рассмотрен в видеоуроке:
Решение в виде блок-схемы:
Решение на Паскале:
Вариант 1 | Вариант 2 |
Задача 8. Найти среднее арифметическое чисел в Паскале, числа вводятся с клавиатуры, их количество произвольно. Использовать цикл for
[Название файла: L3task8.pas ]
Задача 9. Составить блок-схему по программе нахождения среднего арифметического в pascal.
[Название файла: L3task9.pas ]
Решение:
Вариант 1 неэффективное решение | Вариант 2 эффективное решение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вариант 3 эффективное решение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип | Диапазон | Требуемая память (байт) |
byte | 0..255 | 1 |
shortint | -128..127 | 1 |
integer | -32768.. 32767 | 2 |
word | 0..65535 | 2 |
longint | -2147483648..2147483647 | 4 |
Нужно иметь в виду, что при написании программ в паскале integer (в переводе с англ. целое) является наиболее часто используемым, так как диапазон значений наиболее востребуем. Если необходим более широкий диапазон, используется longint (long integer, в переводе с англ. длинное целое). Тип byte в Паскале используется, когда нет необходимости работать с отрицательными значениями, то же самое касается и типа word (только диапазон значений здесь значительно больше).
Примеры того, как описываются (объявляются) переменные в Паскале:
Pascal | PascalABC.NET | ||||||||||||||||||
Pascal | PascalABC.NET | ||||||||||||||||
ДЕЙСТВИЕ | РЕЗУЛЬТАТ | СМЫСЛ |
---|---|---|
2 + 3 | 5 | плюс |
4 — 1 | 3 | минус |
2 * 3 | 6 | умножить |
17 div 5 | 3 | целочисленное деление |
17 mod 5 | 2 | остаток от целочисленного деления |
Порядок выполнения операций
var a: integer; b: real; begin a := 1; writeln(‘a := 1; a = ‘,a); a += 2; // Увеличение на 2 writeln(‘a += 2; a = ‘,a); a *= 3; // Умножение на 3 writeln(‘a *= 3; a = ‘,a); writeln; b := 6; writeln(‘b := 6; b = ‘,b); r /= 2; writeln(‘b /= 2; b = ‘,b); end.
Стандартные арифметические процедуры и функции Pascal
Здесь стоит более подробно остановиться на некоторых арифметических операциях.
Пример операции inc:
Более сложное использование процедуры inc:
Inc(x,n) где x — порядкового типа, n — целого типа; процедура inc увеличивает x на n.
Пример использования функции odd:
begin WriteLn(Odd(5));
Пример использования процедуры sqr в Pascal:
var x:integer; begin x:=3; writeln(sqr(x)); <ответ 9>end.
Однако в компиляторе pascal abc возведение в степень осуществляется значительно проще:
Пример использования процедуры sqrt в Pascal:
var x:integer; begin x:=9; writeln(sqrt(x)); <ответ 3>end.
Циклы в Паскале
При решении задач может возникнуть необходимость повторить одни и те же действия несколько или множество раз. В программировании блоки кода, которые требуется повторять не единожды, оборачиваются в специальные конструкции – циклы. У циклов выделяют заголовок и тело. Заголовок определяет, до каких пор или сколько раз тело цикла будет выполняться. Тело содержит выражения, которые выполняются, если в заголовке цикла выражение вернуло логическую истину (True, не ноль). После того как достигнута последняя инструкция тела, поток выполнения снова возвращается к заголовку цикла. Снова проверяется условие выполнения цикла. В зависимости от результата тело цикла либо повторяется, либо поток выполнения переходит к следующему выражению после всего цикла.
В языке программирования Паскаль существует три вида циклических конструкций.
Цикл for
Часто цикл for называют циклом со счетчиком. Этот цикл используется, когда число повторений не связано с тем, что происходит в теле цикла. Т.е. количество повторений может быть вычислено заранее (хотя оно не вычисляется).
В заголовке цикла указываются два значения. Первое значение присваивается так называемой переменной-счетчику, от этого значения начинается отсчет количества итераций (повторений). Отсчет идет всегда с шагом равным единице. Второе значение указывает, при каком значении счетчика цикл должен остановиться. Другими словами, количество итераций цикла определяется разностью между вторым и первым значением плюс единица. В Pascal тело цикла не должно содержать выражений, изменяющих счетчик.
Цикл for существует в двух формах:
Счетчик – это переменная любого из перечисляемых типов (целого, булевого, символьного, диапазонного, перечисления). Начальные и конечные значения могут быть представлены не только значениями, но и выражениями, возвращающими совместимые с типом счетчика типы данных. Если между начальным и конечным выражением указано служебное слово to, то на каждом шаге цикла значение параметра будет увеличиваться на единицу. Если же указано downto, то значение параметра будет уменьшаться на единицу.
Количество итераций цикла for известно именно до его выполнения, но не до выполнения всей программы. Так в примере ниже, количество выполнений цикла определяется пользователем. Значение присваивается переменной, а затем используется в заголовке цикла. Но когда оно используется, циклу уже точно известно, сколько раз надо выполниться.
Цикл while
Цикл while является циклом с предусловием. В заголовке цикла находится логическое выражение. Если оно возвращает true, то тело цикла выполняется, если false – то нет.
Когда тело цикла было выполнено, то ход программы снова возвращается в заголовок цикла. Условие выполнения тела снова проверяется (находится значение логического выражения). Тело цикла выполнится столько раз, сколько раз логическое выражение вернет true. Поэтому очень важно в теле цикла предусмотреть изменение переменной, фигурирующей в заголовке цикла, таким образом, чтобы когда-нибудь обязательно наступала ситуация false. Иначе произойдет так называемое зацикливание, одна из самых неприятных ошибок в программировании.
Цикл repeat
Цикл while может не выполниться ни разу, если логическое выражение в заголовке сразу вернуло false. Однако такая ситуация не всегда может быть приемлемой. Бывает, что тело цикла должно выполниться хотя бы один раз, не зависимо оттого, что вернет логическое выражение. В таком случае используется цикл repeat – цикл с постусловием.
В цикле repeat логическое выражение стоит после тела цикла. Причем, в отличие от цикла while, здесь всё наоборот: в случае true происходит выход из цикла, в случае false – его повторение.
В примере, даже если n будет равно 0, одна звездочка все равно будет напечатана.
- Как использовать переводную фольгу для ногтей
- А во дворе ходит слух то что