Rest full api что это
Введение в REST API — RESTful веб-сервисы
Эта статья начинает серию постов о разработке REST API:
Intro to RESTful Web Services
REST означает REpresentational State Transfer (Википедия: «передача состояния представления»). Это популярный архитектурный подход для создания API в современном мире.
Вы изучите:
Что такое REST?
REST расшифровывается как REpresentational State Transfer. Это был термин, первоначально введен Роем Филдингом (Roy Fielding), который также был одним из создателей протокола HTTP. Отличительной особенностью сервисов REST является то, что они позволяют наилучшим образом использовать протокол HTTP. Теперь давайте кратко рассмотрим HTTP.
Краткий обзор HTTP
Давайте сначала откроем браузер и зайдем на веб-страницу:
А затем щелкните на одной из страниц результатов:
Далее мы можем нажать на ссылку на странице, на которой мы оказались:
И перейти на другую страницу:
Вот как мы обычно просматриваем веб страницы.
Когда мы просматриваем страницы в Интернете, за кулисами происходит много вещей. Ниже приведено упрощенное представление о том, что происходит между браузером и серверами, работающими на посещаемых веб-сайтах:
Протокол HTTP
Когда вы вводите в браузере URL-адрес, например www.google.com, на сервер отправляется запрос на веб-сайт, идентифицированный URL-адресом.
Затем этот сервер формирует и выдает ответ. Важным является формат этих запросов и ответов. Эти форматы определяются протоколом HTTP — Hyper Text Transfer Protocol.
Когда вы набираете URL в браузере, он отправляет запрос GET на указанный сервер. Затем сервер отвечает HTTP-ответом, который содержит данные в формате HTML — Hyper Text Markup Language. Затем браузер получает этот HTML-код и отображает его на экране.
Допустим, вы заполняете форму, присутствующую на веб-странице, со списком элементов. В таком случае, когда вы нажимаете кнопку «Submit» (Отправить), HTTP-запрос POST отправляется на сервер.
HTTP и RESTful веб-сервисы
HTTP обеспечивает базовый уровень для создания веб-сервисов. Поэтому важно понимать HTTP. Вот несколько ключевых абстракций.
Ресурс
Ресурс — это ключевая абстракция, на которой концентрируется протокол HTTP. Ресурс — это все, что вы хотите показать внешнему миру через ваше приложение. Например, если мы пишем приложение для управления задачами, экземпляры ресурсов будут следующие:
URI ресурса
Когда вы разрабатываете RESTful сервисы, вы должны сосредоточить свое внимание на ресурсах приложения. Способ, которым мы идентифицируем ресурс для предоставления, состоит в том, чтобы назначить ему URI — универсальный идентификатор ресурса. Например:
REST и Ресурсы
Важно отметить, что с REST вам нужно думать о приложении с точки зрения ресурсов:
Определите, какие ресурсы вы хотите открыть для внешнего мира
Используйте глаголы, уже определенные протоколом HTTP, для выполнения операций с этими ресурсами.
Вот как обычно реализуется служба REST:
Компоненты HTTP
HTTP определяет следующую структуру запроса:
Методы HTTP-запроса
Метод, используемый в HTTP-запросе, указывает, какое действие вы хотите выполнить с этим запросом. Важные примеры:
Код статуса ответа HTTP
Код состояния всегда присутствует в ответе HTTP. Типичные примеры:
Резюме
В статье приведен на верхнем уровне обзор архитектурного стиля REST. Подчеркивается тот факт, что HTTP является основным строительным блоком REST сервисов. HTTP — это протокол, который используется для определения структуры запросов и ответов браузера. Мы видели, что HTTP имеет дело главным образом с ресурсами, доступными на веб-серверах. Ресурсы идентифицируются с помощью URI, а операции над этими ресурсами выполняются с использованием глаголов, определенных протоколом HTTP.
Наконец, мы рассмотрели, как службы REST наилучшим образом используют функции, предлагаемые HTTP, для предоставления ресурсов внешнему миру. REST не накладывает никаких ограничений на форматы представления ресурсов или на определение сервиса.
RESTful API — большая ложь
От переводчика:
Я впервые попробовал перевести статью такого объёма и IT-тематики, с радостью прочту ваши комментарии и замечания. Что же касается самой статьи: я не согласен с автором как минимум потому, что, по сути, он заменяет REST на… REST (. ), но немного в другом обрамлении. Однако, не смотря на то, что в статье преподносится много очевидных вещей, мне она показалась достойной обсуждения на Хабре.
Почему Вам стоит похоронить эту популярную технологию
RESTful api — это чудесно, ведь так?
Если за последние 10 лет Вы читали резюме веб-разработчиков, то Вам простительно думать, что RESTful API — это некое божественное дарование, сошедшее к нам с небес. REST API используется повсюду, даже маркетологи постоянно упоминают о нём в материалах, предназначенных сугубо для руководства или персонала.
Так на сколько всё же хороша идея REST API? Перед тем как мы разберемся с этим вопросом, давайте посмотрим откуда растут корни…
Откуда вообще взялся REST?
Данная технология стала популярной, когда она была подробно описана и представлена Роем Филдингом в его докторской диссертации под названием Architectural Styles and the Design of Network-based Software Architectures в 2000 году. Рой известен своими вкладами в развитие веба, в особенности HTTP.
Так что же такое RESTful API?
REST — это стиль архитектуры программного обеспечения для построения распределенных масштабируемых веб-сервисов. Рой выступал за использование стандартных HTTP методов так, чтобы придавать запросам определённый смысл.
Рой также утверждал, что HTTP-коды ответов помогут в определении смысла самих ответов. Существует около 38 кодов ответа и ниже вы можете увидеть их список. Названия некоторых я немного сократил для удобства:
Кстати, транзакция может быть более сложной и причины этому мы еще обсудим. Однако мы опустим те усложняющие факторы, которые связаны с сетями и кешированием, так как эти вопросы актуальны и для других технологий.
На самом деле RESTful API довольно ужасно
REST является отличным механизмом для многих вещей, например, таких как получение контента, и он отслужил нам верой и правдой почти 20 лет. Однако, настало время раскрыть глаза и признать, что концепция RESTful API является одной из худших идей, когда-либо существовавших в веб-разработке. Нет, я не спорю, Рой — отличный парень и, конечно же, у него было множество классных идей… Тем не менее, я не уверен, что RESTful API попадает в их список.
Вскоре мы посмотрим на другое, более правильное решение для построения API, но, перед тем как сделать это, нам следует понять 5 главных проблем RESTful API, которые делают его дорогим, уязвимым к ошибкам и неудобным. Начнём!
Проблема №1: До сих пор нет общего согласования того, что такое RESTful API
Вряд ли кто-то задумывался над тем почему эта технология называется именно «RESTful», а не «RESTpure»? (прим. переводчика: pure — чёткий, понятный) А потому что никто не может определиться с тем, что из себя представляют все методы запроса, коды ответа, тела и т.д.
Например, когда мы должны использовать код 200 ОК? Можем ли мы использовать его для подтверждения успешного апдейта записи, или нам стоит использовать код 201 Created? Судя по всему, нужно использовать код 250 Updated, однако его не существует. И еще, кто-нибудь может объяснить что означает код 417 Expectation failed?! Кто-нибудь кроме Роя, конечно.
Словарь HTTP методов и кодов слишком расплывчатый и неполный, чтобы прийти наконец к единым определениям. Нет никого, если я не ошибаюсь, кто нашел единый, общий порядок и призвал остальных его соблюдать. То, что подразумевается под 200 ОК в одной компании может обозначать вовсе иную информацию в другой, что делает обсуждаемую технологию непредсказуемой.
Если бы это было единственной проблемой, то я, наверное, смирился бы и продолжал писать RESTful API по сей день. Однако, наш список только раскрывается…
Проблема №2: Словарь REST поддерживается не полностью
Даже если бы мы решили первую проблему, то столкнулись бы со следующей, практической: большинство клиентских и серверных приложений поддерживают не все коды ответа и, собственно, глаголы, означающие HTTP-методы. Например, большинство браузеров имеют ограниченную поддержку PUT и DELETE.
Как же мы с этим справляемся? Одним из способов является вставка глагола, обозначающего нужный метод, в отправляемую форму. Это значит, что в данном случае запрос включает в себя:
Даже если мы всё же смогли бы согласовать всё вышеописанное, а еще магическим образом пофиксили всё подключённое к интернету, но не приспособленное к REST программное обеспечение — мы всё равно столкнёмся с очередной проблемой.
Проблема №3: Словарь REST недостаточно насыщен
Словарь, состоящий только из HTTP методов и кодов ответа, является слишком ограниченным для эффективной передачи и приёма разнообразной информации, необходимой всем приложениям. Представьте, что мы создали приложение, из которого мы хотим отправить клиенту ответ «render complete». К сожалению, мы не можем сделать это с помощью HTTP кодов, так как, во-первых, такого кода не существует, а во-вторых мы не можем его создать, так как HTTP — не расширяемый. Минутка разочарования. Думаю нам снова придётся вставлять то, что мы подразумеваем в тело ответа.
Также проблема в том, что у нас не один словарь, у нас их три! Коды ответов — это числовые значения (200, 201, 500), которые отличаются от представления методов запроса (GET, POST, PUT и т.д.), а тело ответа и вовсе в формате JSON. Выполнение REST транзакций — это как отправка письма на английском языке в Китай и получение оттуда ответа морзянкой. Все эти сложности являются крупным источником путаницы и ошибок. Вот мы и перешли к следующей глобальной проблеме: дебаггинг.
Проблема №4: RESTful API очень трудно дебажить
Если Вы когда-то работали с REST API, то Вы наверняка в курсе, что его почти невозможно дебажить. Для того, чтобы понять то, что происходит во время транзакции, нам приходится просматривать сразу 7 мест:
Проблема №5: Как правило, RESTful API привязаны к протоколу HTTP
RESTful API в дребезги разбивает один из фундаментальных законов о хорошей связи: содержимое сообщения должно быть абсолютно независимо от канала передачи. Их смешивание — это путь к сплошной путанице.
Постоянное переплетение HTTP протокола и передаваемой информации полностью лишает нас возможности переноса RESTful API на другие каналы связи. Портирование RESTfulAPI с HTTP на какой-либо другой протокол передачи данных требует полного распутывания и реструктуризации информации из семи разных точек, о которых мы говорили ранее.
К счастью, есть хорошее решение, которое позволяет избежать либо минимизировать все проблемы RESTful API. Встречайте!
Шаг вперёд: JSON-pure API
JSON-pure API справляется с большинством проблем, которые мы только что рассмотрели.
За последние десять лет меня не раз просили использовать RESTful вместо JSON-pure. Крайний раз, когда мне чуть было не пришлось поддерживать RESTful API, был в 2011 году. К моему счастью, бэк-енд команда согласилась параллельно с RESTful запустить JSON-pure API, просто перенеся все свои методы и коды в JSON.
Спустя несколько месяцев все мои знакомые, ранее использовавшие RESTful, перешли на JSON-pure, осознав, что это гораздо удобнее.
REST API
REST API — это способ взаимодействия сайтов и веб-приложений с сервером. Его также называют RESTful.
Термин состоит из двух аббревиатур. API (Application Programming Interface) — это код, который позволяет двум приложениям обмениваться данными с сервера. На русском языке его принято называть программным интерфейсом приложения. REST (Representational State Transfer) — это способ создания API с помощью протокола HTTP. На русском его называют «передачей состояния представления».
REST API применяют везде, где пользователю сайта или веб-приложения нужно предоставить данные с сервера. Например, при нажатии иконки с видео на видеохостинге REST API проводит операции и запускает ролик с сервера в браузере. В настоящее время это самый распространенный способ организации API. Он вытеснил ранее популярные способы SOAP и WSDL.
У RESTful нет единого стандарта работы: его называют «архитектурным стилем» для операций по работе с серверов. Такой подход в 2000 году в своей диссертации ввел программист и исследователь Рой Филдинг, один из создателей протокола HTTP.
Принципы REST API
У RESTful есть семь принципов написания кода интерфейсов.
Отделения клиента от сервера (Client-Server). Клиент — это пользовательский интерфейс сайта или приложения, например, поисковая строка видеохостинга. В REST API код запросов остается на стороне клиента, а код для доступа к данным — на стороне сервера. Это упрощает организацию API, позволяет легко переносить пользовательский интерфейс на другую платформу и дает возможность лучше масштабировать серверное хранение данных.
Отсутствие записи состояния клиента (Stateless). Сервер не должен хранить информацию о состоянии (проведенных операций) клиента. Каждый запрос от клиента должен содержать только ту информацию, которая нужна для получения данных от сервера.
Кэшируемость (Casheable). В данных запроса должно быть указано, нужно ли кэшировать данные (сохранять в специальном буфере для частых запросов). Если такое указание есть, клиент получит право обращаться к этому буферу при необходимости.
Единство интерфейса (Uniform Interface). Все данные должны запрашиваться через один URL-адрес стандартными протоколами, например, HTTP. Это упрощает архитектуру сайта или приложения и делает взаимодействие с сервером понятнее.
Многоуровневость системы (Layered System). В RESTful сервера могут располагаться на разных уровнях, при этом каждый сервер взаимодействует только с ближайшими уровнями и не связан запросами с другими.
Предоставление кода по запросу (Code on Demand). Серверы могут отправлять клиенту код (например, скрипт для запуска видео). Так общий код приложения или сайта становится сложнее только при необходимости.
Начало от нуля (Starting with the Null Style). Клиент знает только одну точку входа на сервер. Дальнейшие возможности по взаимодействию обеспечиваются сервером.
Начните свой путь в IT
Освойте разработку, аналитику данных, Data Science или другие востребованные профессии — получите все курсы для входа в IT по цене одного.
Стандарты
Сам по себе RESTful не является стандартом или протоколом. Разработчики руководствуются принципами REST API для создания эффективной работы с серверов для своих сайтов и приложений. Принципы позволяют выстраивать серверную архитектуру с помощью других протоколов: HTTP, URL, JSON и XML.
Это отличает REST API от метода простого протокола доступа к объектам SOAP (Simple Object Access Protocol), созданного Microsoft в 1998 году. В SOAP взаимодействие по каждому протоколу нужно прописывать отдельно только в формате XML. Также в SOAP нет кэшируемости запросов, более объемная документация и реализация словаря, отдельного от HTTP. Это делает стиль REST API более легким в реализации, чем стандарт SOAP.
Несмотря на отсутствие стандартов, при создании REST API есть общепринятые лучшие практики, например:
Архитектура
REST API основывается на протоколе передачи гипертекста HTTP (Hypertext Transfer Protocol). Это стандартный протокол в интернете, созданный для передачи гипертекста. Сейчас с помощью HTTP отправляют любые другие типы данных.
Каждый объект на сервере в HTTP имеет свой уникальный URL-адрес в строгом последовательном формате. Например, второй модуль обучающего видео про Python будет храниться на сервере по адресу http://school.ru/python/2.
В REST API есть четыре метода HTTP, которые используют для действий с объектами на серверах:
Такие запросы еще называют идентификаторами CRUD: create (создать), read (прочесть), update (обновить) delete (удалить). Это стандартный набор действий для работы с данными. Например, чтобы обновить видео про Python по адресу http://school.ru/python/2 REST API будет использовать метод PUT, а для его удаления — DELETE.
В каждом HTTP-запросе есть заголовок, за которым следует описание объекта на сервере — это и есть его состояние.
Как работает RESTful
Например, на сайте отеля есть система бронирования номеров трех типов: эконом, стандарт и люкс. В REST API каждому типу будет присвоен свой URL на странице бронирования:
Такие URL однозначно определяют ресурс на сервисе — данные о доступных номерах каждого класса. Чтобы взаимодействовать с этими ресурсам REST API применяет CRUD-команды протокола HTTP. Например, GET econom для передачи клиенту информации о номерах класса эконом. В RESTful такие запросы будут кэшироваться — клиенту не нужно обращаться к серверу снова при повторном запросе.
Также такая архитектура позволяет расставить приоритеты в обслуживании. Например, использование более производительных серверов для запросов на номера класса люкс. Такую архитектуру легко масштабировать: при появлении новых классов номеров, система будет обращаться напрямуя к ресурсам по новым URL.
Где применяют
REST API рекомендуют использовать в следующих случаях:
REST API используют чаще альтернативных методов, например SOAP. Помимо сайтов и веб-приложений RESTful используют для облачных вычислений.
Пример
Например, REST API используется в социальной сети Twitter. Запросы отправляются в формате JSON. Разработчики сторонних приложений могут использовать данные Twitter с помощью REST-запросов. Например:
GET geo/id/:place_id
Возвращает информацию о местоположении пользователей.
GET geo/reverse_geocode
Возвращает до 20 возможных местоположений по заданным координатам.
GET geo/search
Возвращает местоположения, которые могут быть прикреплены к твитам.
REST, что же ты такое? Понятное введение в технологию для ИТ-аналитиков
Мы подготовили статью Андрея Буракова на основе его вебинара на нашем YouTube-канале:
Проектирование и работа с REST-сервисами стали повседневными задачами для многих аналитиков. Однако мы часто встречаемся на работе с различными или даже противоречащими друг другу трактовками таких понятий, как REST, RESTful-сервис, RESTAPI.
Сегодня мы разберём, какие принципы вложил в парадигму REST её автор и как они могут помочь нам при проектировании систем.
Выясним, почему существует терминологическая путаница вокруг REST и как нам научиться лучше понимать коллег.
Поговорим о том, как связаны HTTP и REST. А также почему REST противопоставляют SOAP.
Терминология
Формат представления данных
Давайте представим, что я живу в девятнадцатом веке и хочу отправить письмо своему клиенту, который заинтересован в покраске своего автомобиля. Разумеется, я должен написать в письме про то, какие цвета для покраски автомобиля имеются в автосалоне.
Перед тем, как отправить письмо, я беру лист бумаги и пишу клиенту, что в автосалоне сейчас доступны цвета: синий, зелёный, красный, белый, чёрный.
Но я мог бы написать это и на английском: blue, green, red, white, black.
Выходит, что одна и та же информация может быть представлена разными способами. И такой способ представления одной и той же информации разными способами будем называть форматом представления данных.
Plain text — это обычный текст, который я использовал при написании письма;
XML — язык разметки информации;
JSON — текстовый формат обмена данными;
Binary — бинарный формат.
Давайте запомним из этой части статьи что XML и JSON — это форматы представления данных.
Протокол передачи данных
Я написал письмо и теперь хочу его отправить. Что мне нужно для этого сделать? Как правило, я кладу письмо в конверт. В нашем случае таким конвертом будет такое понятие, как протокол передачи данных.
Протокол передачи данных — это набор соглашений, которые определяют обмен данными между различными программами. Эти соглашения задают единообразный способ передачи сообщений и обработки ошибок.
Аналогия протокола передачи данных с письмом в конверте
Если продолжать рассматривать аналогию с письмом, то стоит обратить, что:
1. конверт имеет структуру;
2. я наклеиваю на конверт марки, указываю определённую информацию: от кого письмо, куда я его отправляю, адрес и т.д.
Транспорт
Получил письмо в конверте, всё здорово! Но нужно его как-то отправить. Как мне его отправить? Я воспользуюсь услугами почты. Что для этого нужно сделать? Прийти на почту, отдать письмо. Затем его кто-то должен доставить, используя некоторый транспорт.
Транспорт — это подмножество сетевых протоколов, с помощью которых мы можем передавать данные по сети.
Такими протоколами могут быть, например: HTTP, AMQP, FTP.
Если продолжать аналогию с письмом, то почтовая служба может отправить это письмо с помощью голубя или, например, с помощью совы. Вроде бы, письмо одно и то же. Конверт (протокол) один и тот же, формат данных один и тот же, но, обратите внимание — транспорт разный.
Протокол HTTP
HyperText Transfer Protocol (HTTP) — это протокол передачи данных. Изначально для передачи данных в виде гипертекстовых документов в формате HTML, сегодня — для передачи произвольных данных.
Этот протокол имеет две особенности, которые должны учитывать все, кто работает с этим протоколом: ресурсы и HTTP-глаголы.
Ресурсы
Чтобы разобраться с понятием ресурса, давайте представим, что у нас имеется некоторая ссылка: http://webinar.ru/schedule/speech.
Это как раз и есть тот самый URL, который мы используем поверх HTTP. Рассмотрим, из чего состоит эта ссылка:
А вот как нам работать с этими объектами, нам говорят HTTP-глаголы (методы).
HTTP-глаголы
HTTP-глаголы — это элемент протокола HTTP, который используется в каждом запросе, чтобы указать, какое действие нужно выполнить над данным ресурсом.
GET/schedule/speech/id413 — получить информацию об объекте
Здесь мы видим некоторый объект (ресурс) с конкретным идентификатором с номером 413. Я могу использовать HTTP-глагол GET для, того чтобы получить информацию о выступлении 413.
Я могу воспользоваться каким-либо другим HTTP-глаголом, если мне необходимо выполнить какие-либо другие действия.
PUT/schedule/speech/id413 — создать или перезаписать объект
Или удалить объект:
Главное здесь то, что мы рассматриваем некоторые объекты (ресурсы) и совершаем над ними некоторые действия, которые определены в протоколе списком HTTP-методов: GET, PUT, POST, DELETE и т.д.
Что такое REST?
Какое же определение в понятие REST заложил его основатель Рой Филдинг?
Representational State Transfer — это архитектурный стиль взаимодействия компонентов распределённого приложения в сети. Архитектурный стиль – это набор согласованных ограничений и принципов проектирования, позволяющий добиться определённых свойств системы.
Но зачем нам REST? Зачем нам этот стиль? Что нам даст применение принципов REST?
Если мы обратимся опять же к первоисточнику — к работе Филдинга, то мы выясним, что назначение REST в том, чтобы придать проектируемой системе такие свойства как:
Гибкость к изменениям,
Это наиболее ценные свойства, с которыми встречается, например, аналитик при проектировании систем. В действительности их намного больше. Если внимательно посмотреть на эти свойства, то мы увидим ни что иное, как нефункциональные требования к системе, которых мы на своих проектах стремимся достичь.
Принципы REST
Каким образом REST может помочь нам достичь этих свойств и реализовать эти нефункциональные требования?
Чтобы это понять, давайте рассмотри 6 принципов REST — ограничений, которые и помогают нам добиться этих нефункциональных требований.
6 принципов REST:
Далее мы рассмотрим эти шесть принципов поподробнее.
Принцип 1. Клиент-серверная архитектура
Сама концепция клиент-серверной архитектуры заключается в разделении некоторых зон ответственности: в разделении функций клиента и сервера. Что это означает?
Например, мы разделяем нашу систему так, что клиент (допустим, это мобильное приложение) реализует только функциональное взаимодействие с сервером. При этом сервер реализует в себе логику хранения данных, сложные взаимодействия со смежными системами и т.д.
Что мы этим добиваемся и как могло бы быть иначе? Давайте представим, что клиент и сервер у нас объединены. Тогда, если мы говорим о мобильном приложении, каждое мобильное приложение каждого клиента должно было бы быть абсолютно самодостаточной единицей. И тогда, поскольку у нас единого сервера нет для получения/отправки информации, у нас получилась бы какая-то сеть единообразных компонентов – например, мобильные приложения общались бы друг с другом – такая распределённая сеть равноценных узлов.
Такие системы в реальной жизни есть и можно найти их примеры. Например, в блокчейне. Тем не менее, в случае с REST мы говорим о том, что разделяем ответственность. Например, отображение информации, её обработку и хранение.
Клиент-серверная архитектура
Также сервер может иметь базу данных (см. рисунок ниже). В данном случае надо понимать, что пара «сервер и БД» тоже будет парой «клиент-сервер». Только в данном случае сервером будет БД, а сам сервер — клиентом.
Трёхзвенная архитектура
Что дает клиент-серверная архитектура и зачем она нужна?
Во-первых, клиент-серверная архитектура дает нам определённую масштабируемость: есть сервер, есть единая точка обработки запросов. При необходимости выдерживать большую нагрузку мы можем поставить несколько серверов. Также к нему можно подключать достаточно большое количество клиентов (сколько сможет выдержать). Таким образом, клиент-серверная архитектура позволяет добиться масштабируемости.
Во-вторых, REST даёт определённую простоту поддержки. Если мы хотим изменить логику обработки информации на сервере, то выполним эти изменения на сервере. В данном случае мы можем и не менять каждого клиента, как если бы они были абсолютно равноценной сетью.
Конечно, есть и минусы. В случае с клиент-серверной архитектурой мы понимаем, что у нас есть единая точка отказа в виде сервера. Если отказал сервер и у нас нет дополнительных инстансов, то для нас это будет означать неработоспособность системы.
Также потенциально может увеличиться нагрузка, поскольку часть логики мы вынесли с клиента на сервер. Клиент будет совершать меньше каких-либо действий самостоятельно, соответственно, у нас возрастёт количество запросов между клиентом и сервером.
Принцип 2. Stateless
Принцип заключается в том, что сервер не должен хранить у себя информацию о сессии с клиентом. Он должен в каждом запросе получать всю информацию для обработки.
Пример реализации принципа Stateless. Запрос погоды на 20.06 в Москве
Представим, что у нас есть некоторый сервис прогноза погоды, в котором уже реализована клиент-серверная архитектура, и мы хотим получить сообщение о прогнозе погоды на завтра.
Что мы делаем в случае, если мы работаем с Stateless? Мы отправляем запрос «Какая погода?», отправляем место, где хотим погоду узнать, и дату. Соответственно, прогноз погоды отвечает нам — «Будет жарко».
Если я захочу узнать, какая будет погода через день, то опять укажу место, где хочу узнать погоду, укажу другую дату. Сервер получит этот запрос, обработает и сообщит мне, что там уже будет очень жарко.
Пример реализации принципа Stateless. Запрос погоды на 21.06 в Москве
Рассмотрим ситуацию: что было бы, если бы у нас не было Stateless? В таком случае у нас бы был Stateful. В этом случае сервер хранит информацию о предыдущих обращениях клиента, хранит информацию о сессии, какую-то часть контекста взаимодействия с клиентом. А затем может использовать эту информацию при обработке следующих запросов.
Приведём пример на рисунке:
Пример реализации принципа Stateful
Я всё так же хочу узнать, какая погода будет завтра: отправляю запрос, сервер его обрабатывает, формирует ответ и, помимо того, что он возвращает ответ клиентам, он еще сохраняет какую-то информацию (часть или всю) о том, какой запрос он получил. В случае, если я захочу узнать, какая погода будет через день, я могу сделать такой вызов: «А завтра?». Не сообщая ничего о месте и о дате.
В этом случае у сервера хранится некоторый контекст. Он понимает, что я у него спрашиваю про 21-е число и могу дать ответ на основе информации, хранимой у него в БД или в кэше. Один из примеров, где можно встретить подход Stateful в жизни — это работа с FTP-сервером.
Вернёмся к Statless-подходу. Почему в REST-архитектуре мы должны использовать именно Statless-подход?
Какие он даёт плюсы?
Уменьшение времени обработки запроса,
Возможность использовать кэширование.
В первую очередь, это масштабирование сервера. Если каждый запрос содержит в себе абсолютно весь контекст, необходимый для обработки, то можно, например, клонировать сервер-обработчик: вместо одного поставить десять таких. Мне будет абсолютно неважно, в какой из этих клонов придёт запрос. Если бы они хранили состояние, то либо должны были синхронизироваться, либо мне нужно было бы умело направлять запрос в нужное место.
Помимо этого, появляется простота поддержки. Каждый раз я вижу в логах, какое сообщение приходило от клиента, какой ответ он получал. Мне не нужно дополнительно узнавать о том, какое состояние хранил сервер.
Также подход Stateless позволяет использовать кэширование.
Какие проблемы может создать Stateless-подход?
Усложнение логики клиента (именно на стороне клиента нам нужно хранить всю информацию о состоянии, о допустимых действиях, о недопустимых действиях и подобных вещах).
Увеличение нагрузки на сеть (каждый раз мы передаём всю информацию, весь контекст. Таким образом, больше информации гоняем по сети).
Принцип 3. Кэширование
В оригинале этот принцип говорит нам о том, что каждый ответ сервера должен иметь пометку, можно ли его кэшировать.
Что такое кэширование?
Представим, что у нас всё так же есть сервис по прогнозу погоды, есть клиент, с которым взаимодействуют. Сам по себе этот сервис погоду не определяет. Погоду определяет метеостанция, с которой он связывается с помощью специальных удалённых вызовов. Что происходит, когда мы используем кэширование?
Например, клиент обратился к серверу с запросом «Хочу узнать погоду». Что делает сервер?
Если мы его только запустили и используем кэширование или если мы не используем кэширование вообще — сервер обратится к метеостанции, а она вернёт ему ответ. Перед тем, как сервер ответит клиенту, он должен сохранить эту информацию в кэше. И только потом вернуть ответ. Для чего?
Когда клиент в следующий раз отправит ровно такой же запрос, сервер сможет не обращаться к метеостанции. Он сможет извлечь прогноз из кэша и вернуть ответ клиенту.
Пример реализации архитектуры с использованием кэширования
Чего мы добились? Мы убрали одну часть взаимодействия между сервером и метеостанцией. Зачем нам это нужно? Это нужно и полезно, если у сервера часто запрашивают одинаковую информацию. Например, кэширование активно используется на новостных сайтах или в соцсетях (на веб-ресурсах, к которым происходит много обращений).
Какие у кэширования плюсы?
Уменьшение количества сетевых взаимодействий.
Уменьшение нагрузки на системы (не грузим их дополнительными запросами).
В каких-то случаях одинаковых обращений будет не так много. Тогда кэширование использовать нет смысла.
При этом важно понимать, что кэширование — это совсем не простая штука. Она бывает достаточно сложна и нетривиальна в реализации.
Также мы должны учитывать, что если отдаём какие-то данные, которые сохранили раньше, то важно помнить, что эти данные могли уже устареть.
В каких-то случаях это может быть приемлемо, но в каких-то случаях — абсолютно недопустимо. Соответственно, стоит ли использовать кэширование — всегда нужно обдумывать на конкретном примере.
Принцип 4. Единообразие интерфейса. HATEOAS
Hypermedia as the Engine of Application State (HATEOAS) — одно из ограничений REST, согласно которому сервер возвращает не только ресурс, но и его связи с другими ресурсами и действия, которые можно с ним совершить.
Рассмотрим пример. Возьмём HTTP-запрос, в котором я хочу получить определенный ресурс:
Пример запроса ресурса
Здесь мы используем HTTP-глагол GET, то есть хотим получить ресурс. Обращаемся к некоторому счёту с номером 12345.
Если бы мы не использовали подход HATEOAS, то получили бы примерно такой XML-ответ:
Пример ответа без использования принципа HATEOAS
Здесь указан номер счёта, баланс и валюта.
Что же предлагает HATEOAS? Если бы мы с учётом этого ограничения выполняли бы этот запрос, то в ответе получим не только информацию об этом объекте, но и все те действия, которые мы можем с ним совершить. И, если бы у него были бы какие-то важные связанные объекты, мы получили бы ещё и ссылки на них.
Пример ответа с использованием принципа HATEOAS
Получая такие ответы, клиент самостоятельно понимает, какие конкретные действия он может совершать над этим объектом и какую ещё информацию о связанных объектах он может получить. Мы даём клиентскому приложению намного больше информации и свободы действий. Логика клиента становится более гибкой, но при этом и более сложной.
Главный плюс этого подхода — клиент становится очень гибким в плане изменений на сервере с точки зрения изменения допустимых действий, изменения модели данных и т.д.
В качестве обратной стороны медали мы получаем сильное усложнение логики, в первую очередь, клиента. Это может потянуть за собой и усложнение логики на сервере, потому что такие ответы нужно правильно формировать. Фактически ответственность за действия, которые совершает клиент, мы передаём на его же сторону. Мы ослабляем контроль валидности совершаемых операций на стороне сервера.
Принцип 5. Layered system (слоистая архитектура)
В предыдущих схемах мы рассматривали сторону клиента и сторону сервера, но не думали, что между ними могут быть посредники.
В реальной жизни между ними могут быть, к примеру, proxy-сервера, роутеры, балансировщики — все, что угодно. И то, по какому пути запрос проходит от клиента до сервера, мы часто не можем знать.
Концепция слоистой архитектуры заключается в том, что ни клиент, ни сервер не должны знать о том, как происходит цепочка вызовов дальше своих прямых соседей.
Модель слоистой архитектуры
Знания балансировщика в этой схеме об участниках конкретно этой цепочки вызовов должны заканчиваться proxy-сервером слева и сервером справа. О клиенте он уже ничего не знает.
Если изменяется поведение proxy-сервера (балансировщика, роутера или чего-то ещё), это не должно повлечь изменения для клиентского приложения или для сервера. Помещая их в эту цепочку вызовов, мы не должны замечать никакой разницы. Это позволяет нам изменять общую архитектуру без доработок на стороне клиента или сервера.
Увеличение нагрузки на сеть (больше участников и больше вызовов, чем если бы мы шли один раз от клиента до сервера напрямую).
Увеличение времени получения ответа (из-за появления дополнительных участников).
Принцип 6. Code on done (код по требованию)
Идея передачи некоторого исполняемого кода (по сути какой-то программы) от сервера клиенту.
Модель архитектуры, реализующей принцип «Код по запросу»
Представьте, что клиент — это, например, обычный браузер. Клиент отправляет некоторый запрос и ждёт ответа — страницу с определённым интерактивом (например, должен появляться фейерверк в том месте, где пользователь кликает кнопкой мышки). Это всё может быть реализовано на стороне клиента.
Либо клиент, запрашивая данную страницу приветствия, получит в ответ от сервера не просто HTML-код для отображения, а ещё программу, которую он сам и исполнит. Получается, что сервер передаёт исходный код клиенту, а тот его выполняет.
Что мы за счёт этого получаем? Отчасти, это схоже с принципом HATEOAS. Мы позволяем клиенту стать гибче. Если мы захотим изменить цвет фейерверка, то нам не нужно вносить изменений на клиенте — мы можем сделать это на сервере, а затем передавать клиенту. Пример такого языка — javascript.
Насколько же сходятся идеи, которые вложил Рэй Филдинг в концепцию REST, с восприятием REST аналитиками?
Давайте рассмотрим наиболее частые заблуждения, которые вы можете встретить относительно концепции REST.
1. Ограничения REST опциональны (необязательны)
С точки зрения создателя этой концепции существует ровно одно необязательное ограничение — код по требованию. Все остальные ограничения должны выполняться. Если одно из них не выполняется — это уже не REST-подход.
2. REST — протокол передачи данных
REST — это не протокол передачи данных. Он не определяет правила о том, как мы должны передавать запросы, какая у них должна быть структура, что мы должны возвращать в ошибках. Единственное, что косвенно можно было бы приписать — это указание на то, что каждый ответ сервера должен содержать информацию о том, можно ли его кэшировать.
Но, в целом, REST — это концепция, парадигма, но не протокол. В отличие от HTTP, который действительно является протоколом.
3. REST — это всегда HTTP
С одной стороны, ни один из архитектурных принципов REST не говорит нам о том, какой транспорт мы должны использовать — HTTP или очереди.
Но при этом в жизни очень часто встречаются люди, для которых REST и HTTP — это аксиома.
Поэтому, если сказать человеку, что REST — это необязательно HTTP, то вас могут посчитать сумасшедшими.
Почему же все считают, что REST — это HTTP? Здесь нужно сделать ремарку, что одним из главных авторов протокола HTTP — это Рэй Филдинг, автор концепции REST. Рэй Филдинг стремился спроектировать HTTP так, чтобы с помощью него концепцию REST было максимально удобно реализовывать.
4. REST — это обязательно JSON
Почему так сложилось? Главная причина в том, что какое-то время назад сервисы вида JSON over HTTP стали противопоставлять SOAP. JSON одновременно стал популярным и стал антагонистом XML, как SOAP подходу. JSON использовался, потому что это не SOAP.
Модель зрелости REST-сервисов
Ричардсон выделил уровни зрелости REST-сервисов. Выделение происходило исходя из подхода, что REST — это, с точки зрения протокола, всё-таки HTTP. Соответственно, он спроектировал модель, по которой можно понять: насколько сервис REST или не REST.
Уровень 0
В первую очередь, он выделил нулевой уровень. К нему относятся любые сервисы, которые в качестве транспорта используют HTTP и какой-то формат представления данных. Например, когда мы говорим про JSON over HTTP – мы говорим про нулевой уровень.
Если более наглядно «пощупать ручками» с точки зрения использования протокола HTTP, то можно представить, что мы выставляем некоторый API. Мы начинаем с того, что объявляем единый путь для отправки команд и всегда используем один и тот же HTTP-глагол для совершения абсолютно любых действий с любыми объектами. Например: создай вебинар, запиши вебинар, удали вебинар и т.д. То есть мы всегда используем один и тот же URL и всегда используем один и тот же HTTP-метод, обычно POST.
Как один из примеров:
Пример 0-го уровня соответствия REST
Уровень 1
Следующий уровень — первый. Мы уже научились использовать разные ресурсы и делаем это не по одному URL. Но при этом всё ещё игнорируем HTTP-глаголы.
Мы просто разделяем явно наши объекты, как некоторые ресурсы. Например: спикер, курс, вебинар. Но, независимо от того, что мы хотим сделать — удалить, создать, редактировать, мы всё равно используем один и тот же HTTP-глагол POST.
Пример 1-го уровня соответствия REST
Уровень 2
Второй уровень — это когда мы начинаем правильно с точки зрения спецификации HTTP-протокола использовать HTTP-глаголы.
Например, если есть спикер, то, чтобы создать спикера и получить информацию о нём, я использую соответствующий глагол: GET, POST. Когда хочу создать или удалить спикера — я использую глаголы: PUT, DELETE.
По сути, второй уровень зрелости — это то, что чаще всего называют REST.
Надо понимать, что, с точки зрения изначальной концепции, если мы дошли до второго уровня зрелости, то это еще не означает, что мы спроектировали REST-систему/ REST-сервис. Но в очень распространённом понимании соответствие 2-ому уровню часто называют RESTfull сервисом.
RESTfull-сервис — это такой сервис, который спроектирован с учётом REST-ограничений. Хотя, в целом, правильнее сервис такого уровня зрелости называть HTTP-сервисом или HTTP-API, нежели REST-API.
Пример 2-го уровня соответствия REST
Уровень 3
Третий уровень зрелости — это уровень, в котором мы начинаем использовать концепцию HATEOAS. Когда мы передаём информацию, ресурсы, мы сообщаем потребителям (клиентам) о том, какие ещё действия необходимо совершить ресурсу, а также связи с другими ресурсами.
Пример 3-го уровня соответствия REST
Выводы, которые мы можем сделать из модели зрелости
Итак, как нам эта модель может помочь понять то, что наши коллеги называют RESTом в каждой отдельно взятой компании? REST у вас или не REST?
Первая распространенная трактовка термина REST — всё, что передаётся в виде JSON поверх HTTP.
Вторая, не менее популярная версия, REST — это сервис второго уровня зрелости, то есть HTTP-API, составленное в соответствии со спецификацией HTTP-протокола. Если мы правильно выделяем ресурсы, правильно используем HTTP-глаголы, а также выполняем некоторые требования HTTP-протокола, то у нас REST.
Что называют RESTом?
Подведём итоги
Во-первых, у каждого свой REST. Мнения о том, что такое REST, часто разнятся. Когда мы работаем с новыми проектами, новыми коллегами или специалистами, очень важно понять, что именно ваш коллега называет RESTом. Это полезно для того, чтобы на одном из этапов проектирования или разработки не оказалось, что мы половину проекта говорили о разных вещах.
Во-вторых, принципы REST мы часто применяем в жизни. Они очень полезны для осмысления. Кэширование, STATELESS и STATEFUL, клиент-серверная модель или код по требованию — это те вещи, которые аналитику полезно знать для понимания.
Третье — это то, что парадигма REST помогает нам выявить и определить важнейшие свойства архитектуры — масштабируемость, производительность и т.д.
1. Способы описания API
2. Инструменты для тестирования API