Rewards crowdfunding что это
Краудфандинг: что это такое и для чего используется
Краудфандинг – это метод, с помощью которого можно собрать денежные средства через желающих получить доступ к проекту с помощью инвестирования.
Для каждого проекта устанавливается свой срок окончания инвестирования и сумма, которую необходимо собрать. Если вы не знаете ответы на вопросы: для чего нужен краудфандинг и как выйти на краудфандинг, этот обзор может быть для вас полезен.
Краудфандинг может использоваться для различных целей как компаниями, так и частными лицами. Его применение может быть использовано для:
Если речь идет про инвестирование в бизнес или стартап, то одно из преимуществ краудфандинга считается то, что внося свои денежные средства в проект инвесторы могут получить прибыль, если проект станет успешным. Далее мы разберем, как работает краудфандинг.
Проводя инвестиции с помощью краудфандинговой платформы в бизнес, вы осуществляете покупку акций в проекте. Если бизнес процветает, то его акции могут вырасти в цене. Таким образом, потенциально вы можете приумножить свои вложения в случае успеха бизнес-проекта.
Приведем пример. Вы решили инвестировать в стартап, где одна акция оценивается в 10 GBP. Взяв 10 акций, вы отдаете 100 GBP. В случае позитивного развития событий компания может добиться успеха. К примеру, через некоторое время стоимость акций выросла в 10 раз из-за успеха проекта. В таком случае, 10 акций уже стоят не 100 GBP, а 1000 GBP. Другими словами, финансирование проекта через краудфандинг может приумножить вложенные средства.
Среди недостатков можно отметить риски инвестирования. Поскольку вы вкладываете свои денежные средства в проект, успех которого вы не можете предугадать, вы не можете точно знать увенчается ли он успехом или нет.
Второй момент, на который стоит обращать внимание – это правила сайта (краудфандинговой платформы), на которой вы хотите выставить свой проект. Некоторые сайты строго придерживаются политики «все или ничего» («all-or-nothing» policy). Она означает, что, если вы выставили цель собрать 10 000 USD за определенный срок и не вложились в его рамки, собрав только 9 000 USD, согласно этой политики существует вероятность, что вы не получете эту сумму. Ведь условия сбора не выполнены.
Рекомендуется внимательно изучать правила краудфандинга, прежде чем собирать деньги через краудфандинг.
Краудфандинг условно можно поделить на 2 категории:
Краудфандинг: что это и как его использовать
Интернет предлагает пользователям невероятное количество самых разных возможностей. С помощью него люди ищут и доносят информацию, общаются, продают и покупают товары и услуги, развлекаются, работают, ведут бизнес. А некоторые используют Всемирную паутину для продвижения своих проектов и задумок. Причем все чаще успеха в этом достигают даже те, кто долгое время не имел понятия, где раздобыть средства для осуществления своих идей, безуспешно копил и никак не мог приблизиться к цели. Эти люди узнали о явлении под названием «краудфандинг» и начали использовать его возможности. О том, что это такое, в чем его смысл и каковы особенности, мы расскажем в нашей статье.
Что такое краудфандинг
Термин «краудфандинг» происходит от двух английских слов: «crowd» (что означает «толпа») и «funding» (что означает «финансирование»). Таким образом, адаптируя понятие к нашему языку, получим, что краудфандинг – это коллективное финансирование, то есть массовый сбор средств на реализацию какой-либо идеи или проекта.
Краудфандинг является пока еще достаточно молодым и новым явлением, но уже успевшим глубоко проникнуть в мир бизнеса. Благодаря ему множество предпринимателей и стартапов смогли организовать запуск своих проектов и начать зарабатывать серьезные деньги. Кроме того, краудфандинг используют и самые разные организации, чтобы получать средства для первичного финансирования своих проектов.
Корни данного явления тянутся в середину 20 столетия в область рынка ценных бумаг. Именно тогда этот рынок начал развиваться по нетипичной схеме: около половины акций небольших, но перспективных компаний были проданы посредством нерегулируемого рынка. Говоря проще, любой желающий мог прийти, к примеру, в гараж владельца прачечной и купить у него акции.
В итоге баснословные накопления обычных граждан направлялись в бизнес, а огромное количество совершенно обычных и простых людей, сумевших грамотно вложить свои средства, через некоторое время стали владеть нехилыми состояниями. Известен случай, когда одна среднестатистическая американская семья всего за пять лет заработала в районе трех миллионов долларов на акциях фирмы, производившей пластиковые стаканчики.
Массовое финансирование стало толчком для развития малого и среднего бизнеса. Необычный способ вложения капитала привел к тому, что компании стали активно продавать акции, доли и паи, после чего начали уверенно развиваться. Требуемая финансовая поддержка на начальных этапах развития была обеспечена.
В дальнейшем большое число предприятий малого бизнеса и набирающих обороты стартапов породили потребность в огромных объемах небольших инвестиций. Ради таких сравнительно небольших инвестиций просто нет смысла выпускать, регистрировать и реализовывать ценные бумаги. Поэтому и стало актуальным именно народное финансирование, что привело к появлению краудфандинговых платформ.
С помощью краудфандинга сегодня активно развиваются благотворительные организации, разрабатывается и создается бесплатное ПО, выходят в свет книги, видеоклипы и другие продукты интеллектуального труда. Массовое финансирование стало прекрасной возможностью для людей получить материальную поддержку своих проектов.
А насколько эффективен краудфандинг, можно частично узнать из нижеследующего видео о десяти наиболее успешных гаджет-проектах, финансирование которым обеспечили обычные люди.
Кому и для чего пригодится краудфандинг
Говоря в общих чертах, главная идея краудфандинга состоит в реализации идей. Но в то же время расставляют приоритеты, то есть определяют, какой проект достоин вложений, а какой – нет, люди. По этой причине массовое финансирование также можно рассматривать как нечто наподобие лакмусовой бумажки – оно прекрасно отражает настроения общества и то, что волнует его в данный момент.
Пожалуй, не стоит оспаривать тот факт, что любой бизнес должен быть направлен на удовлетворение человеческих потребностей. Однако далеко не каждый предпринимать понимает, в чем эти потребности состоят. Краудфандинг же помогает понять, чего хотят люди, ведь если им что-то интересно, значит, у них есть в этом потребность; значит, они готовы выделять на развитие этого какую-то часть своих денег.
Допустим, вам нравится какой-то малоизвестный музыкант. Вы уверены, что его творчество достойно выхода на широкую аудиторию, но у самого артиста средств на продвижение нет. Вы же хотите, чтобы он добился успеха, готовы слушать его альбомы и смотреть клипы. И таких поклонников, как вы, у этого музыканта может быть немало. Вы итоге все могут финансово поучаствовать в проекте, направленном на помощь молодому исполнителю.
Другим важным предназначением массового финансирования является благотворительность. Многие организации, которым небезразличны судьбы людей без жилья, беженцев, жертв стихийных бедствий, не обладают средствами для осуществления своих проектов. Так вот для них краудфандинг становится волшебной палочкой – с помощью него можно привлечь внимание масс к проблеме и получить денежную поддержку от неравнодушных наблюдателей.
Основным же условием краудфандинга является то, что все сборы должны быть открытыми. Люди, занимающиеся сбором средств (реципиенты) еще на начальном этапе должны указать конкретную сумму, которую им необходимо собрать при участии людей. Все посетители краудфандинговой платформы должны иметь возможность в любое время посмотреть, сколько удалось собрать денег на тот или иной момент. Точно такое же условие касается расходов и вознаграждений, если они предусмотрены проектом.
Можно с уверенностью сказать, что народное финансирование вполне может быть успешным. Зависит это от особенностей проекта, выдвигаемого на «рассмотрение» общества. Если обобщить, то краудфандинг подходит для следующих целей:
Здесь же будет уместно привести парочку примеров. Наверное, вы помните, что не так давно президентом США был Барак Обама. Деньги на его предвыборную кампанию 2008 года собирались именно с помощью массового финансирования. Буквально за считанные недели организаторы собрали более 280 миллионов долларов при участии 2 миллионов человек, желавших поддержать чернокожего кандидата на пост главы государства.
В России масштабы краудфандинга не так велики, но он имеет место быть. Так, с помощью народного инвестирования в 2012 году известная российская рок-группа «Би-2» сумела собрать более миллиона рублей для записи альбома Spirit. 11 миллионов рублей за 4 месяца собрала другая рок-группа – «Алиса». А «Пятый канал» каждый четверг успешно собирает средства для помощи больным детям.
Таких примеров можно привести немало, и все они на деле доказывают, что краудфандинг, как говорится, работает. Но чтобы эффективно его использовать в реальной жизни, нужно знать еще и несколько других его особенностей. Для начала давайте поговорим о видах краудфандинга.
Виды краудфандинга
Рассматривая массовое финансирование с точки зрения бизнеса, можно выделить три основных его вида:
Каждый вид отличается своим собственным подходом к вложениям. Рассмотрим их подробнее.
Reward crowdfunding
Этот вид краудфандинга (образно его можно назвать бонусным) считается самым популярным. Основная его особенность заключается в том, что доноры (люди, поддерживающие проект деньгами) за свои инвестиции получают вознаграждение. Но чаще всего это не финансовые награды, а результаты от вложенных денег. Чтобы стало понятнее, что это значит, приведем небольшой пример – вернемся к музыканту.
Представьте, что ваш любимый исполнитель хочет снять клип, на что ему нужно примерно 100 тысяч рублей. Естественно, денег у него нет, и поэтому он обращается к своим поклонникам – к вам и другим людям. Если вы поможете, музыкант обещает вам награду, соизмеримую с вашим вкладом. Вариантов несколько:
На самом деле такие вещи очень мотивируют людей, ведь за совершенно несущественный вклад в «общее» дело они получают вполне ощутимую награду. Кстати, именно с помощью reward crowdfunding в России удалось реализовать немало успешных идей.
Equity crowdfunding
Второй по популярности вид массового финансирования – так называемый акционерный краудфандинг. Его можно сравнить с более серьезным инвестированием, т.к. он подразумевает покупку ценных бумаг конкретной компании. Подходит он в большей степени тем, кого интересует перспектива пассивного дохода, а также тем, кому нужны дополнительные средства для раскрутки своего бизнеса.
Equity crowdfunding может стать «золотым ключиком» для людей, занимающихся малым или средним бизнесом. Благодаря такому инвестированию можно за сравнительно небольшое время обзавестись средствами для решения множества задач, входящих в комплекс мероприятий для развития бизнеса.
Но все же здесь следует сделать оговорку, а заодно и предостеречь от ошибки начинающих предпринимателей: данный вид краудфандинга, пусть и является довольно-таки популярным, но все же не дает никаких гарантий того, что инвестор будет получать прибыль. Здесь есть риски, и в случае неудачи придется пенять лишь на себя.
Debt crowdfunding
Третий вид краудфандинга – долговой краудфандинг. В чем-то он похож на акционерный, но разница все же есть. Состоит она в том, что доноры – люди, выступающие инвесторами, за свои вложения получают или определенную долю в проекте, что позволит иметь прибыль в дальнейшем, или возврат вложений в полном размере.
Долговое массовое финансирование популярно в среде стартаперов. Некоторые вообще рассматривают его в качестве хорошей альтернативы вкладам в ценные бумаги. Но и тут есть серьезная доля риска, ведь выгода даже перспективного проекта до его реализации всегда находится под вопросом.
В дополнение к сказанному важно отметить, что каким бы ни был краудфандинг, ему всегда будет свойственен целый ряд характерных признаков. Нам важно знать о них по двум причинам: во-первых, по ним легко определить, что проект – краудфандинговый, а во-вторых, на них нужно ориентироваться и при разработке своих собственных проектов.
Особенности краудфандинговых проектов
Есть пять наиболее ярких отличительных признаков любого краудфандингового проекта:
Таковы основные признаки краудфандинговых проектов. Беря их во внимание, мы можем дать вам несколько советов, как создать собственный подобный проект. И в первую очередь нужно задуматься о том, чтобы люди выделили его среди массы других проектов на площадке. Добиться этого помогут следующие рекомендации:
И в дополнение к сказанному еще несколько интересных нюансов краудфандинга, которые следует иметь в виду при разработке своих проектов (и вообще – для общего развития):
И если говорить о самих площадках, то нужно иметь в виду, что большинство из них отличаются широкой специализацией, т.е. они работают с разными проектами: музыкальными, литературными, компьютерными, научными и другими. Список самых популярных краудфандинговых площадок представлен ниже.
Популярные краудфандинговые площадки
Как и следует полагать, есть площадки иностранные, а есть – российские. Сначала познакомьтесь с американскими и европейскими:
Теперь несколько российских площадок:
Среди других продвинутых российских краудфандинговых площадок мы также можем отметить Together, Blagobox, Smipon, Naparapet, StartTrack, CrowdPress, «Стартиум», «Стартмен», «Руфандер», «С миру по нитке» и другие.
В целом же мы можем подвести итог нашей статье. Краудфандинг – это возможность старта для всех, у кого нет средств для развития и продвижения своих проектов, но есть уверенность в себе, своих силах и успехе. Так что советуем вам не терять времени, а попробовать реализовать свою идею с помощью привлечения людей.
Кстати, рекомендуем также почитать нашу статью «Как заработать на краудфандинге», чтобы лучше вникнуть в тему, а также посмотреть это видео, где рассказывается, как правильно описывать свои проекты перед размещением на площадке.
Желаем вам успехов и больше поклонников ваших идей!
Что такое краудфандинг: обзор платформ и советы начинающим
Краудфандинг позволяет собирать необходимые денежные средства, привлекая инвесторов, которые хотят получить доступ к проекту. Они добровольно объединяют деньги или другие ресурсы, чтобы поддержать авторов интересующей идеи.
Как правило, для краудфандингового проекта устанавливается конкретный срок окончания инвестирования. Автор или фаундер также указывает сумму, которую ему нужно собрать за это время. Принципом краудфандинга является прозрачность всех денежных потоков. Инвестор (бэкер) должен понимать, куда и в каком размере ушли его деньги. Взамен он получает либо часть будущей прибыли проекта, либо внесенные средства в полном размере. Некоторые проекты предусматривают безвозмездное пожертвование.
Обычно краудфандинг используют, когда речь идет о запуске стартапа. Этот метод сбора средств также подходит для благотворительных, образовательных, экологических проектов и интернет-площадок разного спектра, к примеру, онлайн-СМИ. В последние годы авторы проектов активно собирают деньги и на личные цели.
С чего все началось
Несмотря на то, что краудфандинг как метод сбора средств сейчас популярен в интернет-среде, его начали использовать еще 100 лет назад. Интересно, что один из первых известных примеров связан с российской историей. В 1912 году жители села Турнаево начали строить первую в Сибири Серафимовскую церковь, объединив свои деньги и средства жителей соседних деревень. Всего на церковь собрали около 12 тыс. царских рублей или около ₽7,2 млн в современных ценах.
Однако термин «краудфандинг» появился лишь в 2006 году, и его автором стал журналист Джефф Хау.
Лидерами по объемам рынка краудфандинга являются Китай, Япония, Южная Корея и США, где доля таких вложений на инвестиционном рынке составляет от 2% до 5%. В России она пока достигла только 0,15%.
Как работает краудфандинг
Бэкеры проекта могут рассчитывать на получение той или иной выгоды, либо вкладываться в него безвозмездно. В зависимости от того, как будет расплачиваться с ними фаундер, выделяют несколько основных видов краудфандинга:
Банк России выделяет четыре типа краудфандинга:
Что такое платформа для краудфандинга
Краудфандинг осуществляется на специальных платформах. Чтобы начать сбор денег, нужно выбрать подходящую площадку, которая будет отвечать особенностям проекта. При этом все действия фаундеров и бэкеров должны соответствовать нормам действующего законодательства, в случае с Россией 259 ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Кроме того, нужно внимательно прочитать правила платформы, чтобы не остаться без денег. Дело в том, что некоторые из них следуют политике «все или ничего». Это означает, что, если фаундер проекта выставил цель собрать определенную сумму к конкретной дате, но не смог выполнить ее, он может и не получить никаких денег.
Есть также площадки, где нужно собрать минимум 50% заявленных средств. Однако в этом случае комиссия для фаундера проекта будет выше, чем при 100%.
Даже если проект размещается на платформе, которая не выставляет подобных ограничений, необходимо самостоятельно оценить шансы на успех заявленной цели. Речь идет о тех проектах, которые предполагают вознаграждение или возврат денег бэкерам.
Полезно также узнать, как долго существует выбранная площадка, какая у нее репутация и сколько успешных проектов уже было реализовано. Можно попробовать связаться с другими фаундерами, которые размещали там свои проекты.
Краудфандинг в России
В нашей стране насчитывается 26 официальных краудфандинговых платформ. С 2019 года в нашей стране действует вышеупомянутый закон, регулирующий сферу. Неквалифицированные инвесторы могут вкладывать в проекте от ₽5 тыс. до ₽600 тыс., а профессиональные — неограниченные суммы.
В 2020 году общий объем сделок с использованием таких платформ составил более ₽7 млрд. При этом более 60% средств привлекли путем краудлендинга, когда бэкеры предоставляют краткосрочные займы юридическим и физическим лицам.
Вот несколько известных российских платформ
Planeta.ru (2012 год) — самая крупная краудфандинговая платформа в стране. Она не занимается сбором средств для коммерческих проектов и на политическую деятельность. Обычно на Planeta.ru ищут финансирование для творческих и благотворительных проектов. Кстати, ее первым проектом стал сбор средств на запись новой студийной пластинки «Би-2». Площадка работает по принципу «минимум 50%». Если фаудер собирает половину заявленной суммы и гарантирует выполнение обязательств, площадка берет комиссию 15%, если же сбор средств достигает 100% и выше, — то 10%. При работе же с проверенными благотворительными фондами площадка работает по принципу «оставить всё собранное». У Planeta.ru также есть собственный интернет-магазин.
Boomstarter (2012 год) — крупнейшая в стране платформа для финансирования бизнес-проектов, технологических, творческих и социальных инициатив. Считается отечественным аналогом Kickstarter. Площадка работает по схеме «все или ничего». В этом случае автор получает деньги, только если его проект достигает цели. На платформе работают кураторы, которые помогают потенциально успешным проектам. Самым популярным проектом площадки, который собрал 1063% от заявленной суммы, стал фильм «28 панфиловцев».
Kroogi (2007 год) — самая старая краудфандинговая площадка, которая подходит для размещения творческих проектов, если уже есть контент. Работает по схеме «заплати, сколько считаешь нужным» с комиссией в размере 15%. На площадке размещали альбомы Борис Гребенщиков и «Аквариум», другие музыканты. Есть возможность запретить скачивать свой материал бесплатно, либо, наоборот, полностью отказаться от возможности получать вознаграждение. Неактивна с 2018 года.
Поток (2015 год) — крупнейшая платформа p2b-кредитования в стране. Представители малого бизнеса могут получить заем на развитие от инвесторов. Возможность инвестировать есть не только у физлиц, но и у ИП и компаний. Платформу запустил Альфа-банк.
Город денег (2014 год) — площадка кредитования малого и среднего бизнеса частными инвесторами. Бэкеры выбирают интересные проекты и предлагают получить у них заем. Фаундеры могут выбрать самые лучшие предложения от инвесторов по результатам электронных торгов. Комиссия площадки составляет от 3% до 6%.
Зарубежные платформы для краудфандинга
Для продвижения своего проекта можно использовать как российские, так и зарубежные площадки. Вот несколько самых крупных:
Kickstarter (2009 год) —первая популярная краудфандинговая площадка, чьи создатели сделали популярным термин «краудфандинг». Подходит для коммерческих проектов в творческой, научной и производственной областях. Это крупнейшая площадка с большой аудиторией, где относительно легко собрать деньги. Однако не все проекты подходят под условия платформы, а описывать их нужно на английском языке, либо делать под англоязычную аудиторию. Кроме того, если проект не собрал нужную сумму, то деньги возвращаются бэкерам.
Indiegogo (2008 год) — площадка, которая подходит для творческих, благотворительных проектов и даже личных целей. Фаундер может забрать всю сумму, которую он привлек. Однако платформа берет серьезную комиссию до 9%. Все проекты также должны быть представлены на английском языке.
Patreon (2013 год) — платформа, которая позволяет подписчикам финансово поддержать своих любимых блогеров, музыкантов, подкастеров и артистов путем платной подписки на их каналы. 5% комиссии идет на поддержку самого сайта.
AngelList (2010 год) — самая известная платформа для стартапов и бизнес-ангелов. Подходит для ИТ-проектов. Она также предоставляет информацию о вакансиях и общую информацию об учредителях. Можно использовать как модель долевого капитала, так и акционерный краудфандинг. Одним из известных пользователей площадки была Uber.
Сrowdfunder (2011) — платформа, которая работает по системе вознаграждений. Подходит для творческих и увлекательных бизнес-идей, а также стартапов, которые не имеют поставленных целей. Комиссия с успешного сбора составляет 5%.
Краудфандинг: секреты успеха
Нужно помнить о том, что собранные путем краудфандинга средства тоже считаются доходом. Физическое лицо платит подоходный налог от всей суммы привлеченных денег, а ИП или компания выплачивают налог на доход согласно выбранной системе налогообложения. НКО может оформить сбор денег как пожертвование.
Краудфандинг — отличный способ получить финансовую помощь
1 min
Краудфандинг (сrowdfunding) это отличный способ получить финансовую помощь для запуска своего бизнеса или для воплощения своих творческих замыслов, и это отличная альтернатива банковскому кредиту.
Краудфандинг это современная альтернатива банковскому кредиту и, как правило, используется стартапами, предпринимателями или творческими людьми, которым нужны деньги для финансирования своих идей.
Говоря простыми словами — краудфандинг это получение денег от множества людей, которые заинтересованы в финансировании вашего проекта.
Краудфандинг может работать хорошо, если у вас есть время и терпение убедить других, что ваша идея прибыльна в плане инвестиций.
Виды краудфандинга
В большинстве случаев, инвесторы преследуют свою выгоду (доля в готовом бизнесе, финансовое вознаграждение и т. д.), вкладывая деньги в идею стартапа. Но существуют и благотворительные проекты, которые работают по схеме безвозмездного вклада в реализацию идеи.
Способы финансирования
• «Все или ничего»
При размещении на краудфандинговой площадке проекта устанавливается определенный срок. Если за заданный промежуток времени вам не удалось собрать всю сумму для воплощения своей идеи, то вы не получаете ничего, а все деньги возвращаются обратно к инвесторам.
• «Оставить все»
Даже если вы собрали не всю сумму, собранные средства за минусом комиссии сайта переводятся в счет реализации проекта.
• «Вечное финансирование»
Вам дается неограниченное количество времени для сбора средств. Это значит, что инвесторы могут вкладывать в ваш проект до тех пор, пока цель не будет достигнута.
• «Переломный момент»
Вы получаете деньги после достижения «контрольной точки». Например, если сбор закрыт на 50%, то средства передаются вам.
• «Сделка со свободной ценой»
Вы выставляете какой-то продукт своей творческой деятельности, а инвесторы предлагают цену за него. С помощью таких «аукционов» вы можете собирать деньги на реализацию нового проекта.
Кто может использовать краудфандинг
Любой человек может использовать краудфандинг, и большинство специализированных сайтов не берет дополнительной платы за размещение проектов.
Тем не менее, многие площадки возьмут с вас примерно 5-7% комиссионных, если вы собрали деньги на свой проект.
Если вы не смогли набрать необходимую сумму, с вас ничего не возьмут – так что пробуйте свои силы, в конечном итоге, вы ничего не потеряете.
Как уже упоминалось выше, большинство сайтов попросит вас предоставить вознаграждение для людей, которые будут инвестировать в вашу идею.
В случае более крупных инвестиций, рекомендуется предлагать вашим инвесторам небольшой процент от бизнеса, поскольку такие инвестиции будут более рискованными.
Краудфандинг можно использовать для финансирования различных творческих или бизнес идей. Вот несколько самых популярных направлений использования краудфандинга:
В общем, все, что нуждается в финансовой поддержке.
Не все краудфандинговые сайты одинаковы, поэтому прежде чем выкладывать свой проект стоит провести некоторое исследование самых популярных краудфандинговых платформ и выбрать наиболее подходящую именно вам.
Платформы для краудфандинга
Российские краудфандинговые площадки
В отличие от зарубежного рынка краудфандинга, в рунете не так много специализированных платформ по сбору денег в поддержку начинающего бизнеса, социальных и творческих проектов.
Самые популярные российские краудфандинговые площадки – это Planeta.ru, Boomstarter.ru и Kroogi.
Ранее пользовались популярностью такие платформы, как Smipon.ru (с миру по нитке) и Together, но по разным причинам эти ресурсы больше не функционируют.
В России существуют и другие краудфандинговые площадки, которые были созданы совсем недавно и на данный момент не успели зарекомендовать себя, как надежные сервисы народного финансирования. Поэтому я расскажу только о популярных и проверенных отечественных платформах.
На этом ресурсе можно собирать средства в поддержку творческих, социальных, технологических проектов, а также в помощь малому бизнесу, гражданским инициативам и благотворительности.
Площадка работает по системе «Переломный момент», то есть вы можете забрать собранные средства при условии преодоление рубежа в 50% на пути к реализации цели.
На конец 2018 года общая сумму собранных средств в рамках платформы Planeta.ru составляет почти 930 млн рублей, а количество успешных проектов перевалило за 4000.
По статистике, каждый третий проект оказывается успешным. Средний чек финансирования с одного инвестора составляет 1500 рублей, а средний сбор для одного проекта приблизился к цифре 300 тыс. рублей.
К основным преимуществам платформы Planeta.ru можно отнести следующие аспекты:
Из минусов проекта можно выделить только большие комиссии, которые взимаются при успешной реализации проекта.
Если вам удалось собрать 100 и более процентов от заявленной суммы, то комиссия составляет 10%. А вот если вам не удалось полностью достигнуть финансовой цели, то размер комиссии увеличивается до 15%.
Подводя итоги, можно смело утверждать, что платформа Planeta.ru является беспроигрышным вариантом для тех, кто планирует запустить собственный проект и нуждается в финансировании.
Даже если вам не удалось собрать нужную сумму, вы ничего не теряете, а значит, однозначно стоит попробовать!
Boomstarter.ru — это универсальная платформа, которая подходит для реализации проектов в таких областях, как еда, дизайн, игры, искусство, издания, мода, мероприятия, общество, музыка, технологии, театр, спорт, хореография, фотография, фильмы и видео.
Площадка функционирует по принципу «Все или ничего».
На 2018 год через платформу Boomstarter.ru удалось успешно реализовать почти 2 тысячи проектов при поддержке 200 тысяч спонсоров.
Общая сумма собранных средств составила почти 370 млн. рублей.
Средний чек пожертвований с одного инвестора колеблется в районе 1500 рублей.
К плюсам краудфандинговой платформы Boomstarter.ru можно отнести:
Несмотря на то, что Boomstarter.ru еще не достиг таких масштабов, как аналогичная площадка Planeta.ru, перспектива финансирования собственных идей через данный сервис все-таки есть.
Об этом свидетельствует множество успешно реализованных проектов и стремительное развитие платформы на рынке российского краудфандинга.
Платформа рассчитана на писателей, музыкантов, художников и фотографов, которые желают собрать деньги на реализацию творческих проектов.
В качестве вознаграждений для инвесторов может выступать практически любой продукт, начиная от книги, и заканчивая билетом на свой концерт.
Платформа работает по принципу «Все или ничего». При достижении финансовой цели с автора проекта удерживается фиксированная комиссия 15% с суммы собранных средств.
Причем в правилах платформы прописано, что Kroogi вправе изменить размер комиссии при условии, что стартапер будет предупрежден об этом до момента вывода денег.
Зарубежные краудфандинговые площадки
К наиболее популярным зарубежным площадкам относятся:
Площадка нацелена на развитие и поддержку инициатив, связанных с творчеством.
Здесь могут разместить свои проекты художники, музыканты, дизайнеры и другие люди, деятельность которых связана с искусством. Основные принципы ресурса заключаются в том, что проекты нацелены на создание чего-либо для обмена с окружающим миром (музыка, кино и т.д.).
Kickstarter работает по принципу «Все или ничего».
Ресурс нацелен на инновационные программы, а именно – на достижения в области дизайна и технологий.
Indiegogo работает как по принципу «Все или ничего», так и по системе «Оставить все».
Площадка рассчитана на творческие, общественные и инновационные проекты.
Это могут быть видеоигры, музыкальные альбомы, высокотехнологичные продукты, поддержка соло-гребцам, пересекающим Атлантический океан и т. д.
Модель работы Ulule – «Все или ничего».
Ресурс ориентирован на предпринимателей, креативщиков и изобретателей. Здесь вы можете воплотить в жизнь практически любую идею.
Если ваш проект не достигает обозначенной цели, то вы можете забрать деньги инвесторов (модель «Оставить все»).
Описание процесса и схема работы
Все краудфандинг сайты разные, но схема работы у них приблизительно одинакова:
У большинства сайтов политика все или ничего. Это означает, что если вы не наберете необходимое количество денег, то вы ничего не получите. Однако если вы соберете больше, чем вы просите, то вы получите все деньги.
Если ваш проект собрал необходимое количество денег, то вам нужно (вы ДОЛЖНЫ) выполнить свои обязательства по проекту, так как это бизнес контракт. Если вы не в состоянии сделать этого, вы должны будете вернуть деньги инвесторам.
Плюсы и минусы краудфандинга
К основным преимуществами краудфандинга принято относить следующие аспекты:
Минусов у краудфандинга практически нет, за исключением риска потери авторства (если ваш проект не защищен авторским правом, то он может стать объектом для плагиата).
Все остальное касается корректности размещения своей программы на краудфандинговой платформе – чтобы ваш проект не «завернули», следует внимательно ознакомиться с правилами и условиями конкретной площадки.
Полезные советы
Чтобы показать серьезность своих намерений и привлечь потенциальных инвесторов, возьмите на заметку следующие советы:
• Составьте подробный план. Вы должны четко прописать этапы работы и обозначить алгоритм своих действий на пути к реализации проекта.
• Выберите платформу. Сравните несколько ресурсов, ознакомьтесь с правилами и условиями, выберите тот вариант, который лучше всего подходит для реализации конкретной идеи.
• Предложите помощь. Заинтересуйте инвесторов. Вы можете предложить как финансовую помощь (доля в бизнесе, процент от доходов) при условии достижения цели, так и презент в виде продукта творческой деятельности (сувенир, бесплатный доступ к написанным вами книгам и т. д.).
• Привлекайте промоутеров. Самое сложное – сделать вашу кампанию узнаваемой, оповестить о ней большое количество людей. Для этого вы можете воспользоваться помощью родственников и друзей, которые расскажут знакомым о вашем проекте. Поучаствовать могут и инвесторы, вложившиеся в вашу кампанию.
• Берите пример с успешных стартапов. Изучайте информацию в интернете, общайтесь с людьми и берите на вооружение приемы тех, кому уже удалось достигнуть успеха.
• Будьте убедительны и покажите свой профессионализм. Помните, что вы просите о финансовой поддержке абсолютно незнакомых людей. Чтобы получить помощь, вам придется выложиться по полной — показать свою экспертность в данной области и привести убедительные аргументы, почему именно ваш проект достоин финансирования.
Истории успеха
Много людей уже создали успешные проекты и бизнес-стартапы через краудфандинг сайты. Вот несколько историй успеха: