Rfg на рации что это
Регулировка приема у автораций.
Многие задаются вопросом, как пользоваться регулировкой усиления (чувствительности) приемника, RFG (RF Gain, Radio Frequency Gain) на радиостанциях.
Функция не новая, но вызывает массу вопросов. Поскольку регулировка построена не ясно, и не понятно на что ориентироваться в частности у модели MegaJet MJ-350.
По сути это аттенюатор. Производитель доверил нам степень ослабления входящего сигнала. Аттенюатор это прибор, который ослабляет сигнал. В данном случае, сигнал который поступает на радиостанцию. Если в других станциях мы нажимаем кнопку Loc (у нас на дисплее появляется символ DX) и включается фиксированный аттенюатор, чувствительность приемника падает на какое-то, определенное производителем значение. То здесь мы можем сами выбирать это значение ручкой регулировки.
Функция эта необходима при сильно зашумленном эфире. Например, при движении большой колонной, дальние машины слушать не хочется, потому что их практически невозможно разобрать. Можно снизить усиление приемника так, что бы они не мешали и не вызывали ложных открываний порогового шумоподавителя. На автоматический же шумоподавитель, эта регулировка практически не влияет.
Рассмотрим принцип настройки на примере MegaJet MJ-850:
Чем больше мы убираем чувствительность станции, тем больше условно затягивается пороговый шумоподавитель, и наоборот.
Что касается MegaJet MJ-350, то здесь на дисплее радиостанции ориентироваться не на что. Поэтому настройка чувствительности производится на слух. Мы слышим, как меняется сигнал, но визуально не можем контролировать.
Аттенюатор, функция полезная для сильно зашумленного эфира, в особенности, когда приемники перегружены дальними прохождениями. В любом случае, что бы разобраться с этой функцией, в той или иной ситуации, вам придется экспериментировать.
Rf gain – усиление вч ( в режимах ssb/cw/am), Удобные функции – Инструкция по эксплуатации Vertex Standard FT-2000D
Страница 54
Руководство по эксплуатации
Регуляторы усиления ВЧ обеспечивают ручную регулировку уровней усиления ВЧ и ПЧ цепей, с учетом
условий помех и/или уровня сигнала в текущих условиях.
Регулятор [RF GAIN] основного VFO-A
первоначально должен быть установлен в крайнее
положение по часовой стрелке. Это точка
максимальной чувствительности, и вращение
регулятора против часовой стрелки будет
постепенно уменьшать усиление приемной цепи.
Регулятор SUB [RF GAIN] вспомогательного
VFO-B
работает аналогично основному
регулятору [RF GAIN]. В начале работы
регулятор всегда должен находиться в крайнем
положении по часовой стрелке.
По мере вращения регулятора [RF GAIN] против
часовой стрелки показания S-метра будут
возрастать. Это означает, что напряжение АРУ
приемника возрастает (что вызывает уменьшение
Вращение регулятора [RF GAIN] до крайнего
положения против часовой стрелки по существу
отключит приемник, так как усиление будет
уменьшено в значительной степени, в стрелка S-
метра будет казаться “прикрепленной” к правому
краю аналоговой шкалы.
Регулятор SUB [RF GAIN] вспомогательного
VFO-B
работает аналогично основному
регулятору [RF GAIN]. Эффекты вращения
против часовой стрелки регулятора усиления ВЧ
вспомогательного (VFO-B) приемника можно
наблюдать визуально по шкале S-метра приемника
(VFO-B).
Качество приема зачастую можно оптимизировать,
вращая регулятор [RF GAIN] слегка против часовой
стрелки до точки, где уровень шумов будет таким
же, что и при “стационарном” положении
измерительного прибора, установленного
вращением регулятора [RF GAIN]. Такая установка
позволяет не применять чрезмерный уровень
усиления, в то же время уменьшая его до уровня,
когда входящие сигналы не слышны.
Регулировка усиления ВЧ, функции IPO и АТТ
влияют на усиление приемника различным образом.
Первым шагом в случае сильного шума или
переполненного диапазона, с высоким уровнем
помех, в основном следует включать функцию IPO,
если приемная частота имеет достаточно низкое
значение, чтобы исключить из цепи
предварительный усилитель. Затем можно
применить функции усиления ВЧ и аттенюатора,
Как пользоваться регулировкой RF Gain на примере MegaJet MJ-350 и MJ-650
Небольшое разъясняющее видео о том, как пользоваться регулировкой усиления (чувствительности) приемника, RFG (RF Gain, Radio Frequency Gain) на примере радиостанций MegaJet MJ-350 и MegaJet MJ-650.
Видео писалось по наитию и на одном дыхании, так что сразу прошу простить за некоторые возможные неточности и оговорки. Однако, надеюсь, что суть донес.
И вдогонку про Yosan Excalibur
✅ Автор и создатель журнала RADIOCHIEF.RU Радиолюбитель (позывной R2AAB). Более 10 лет в сфере гражданской и профессиональной радиосвязи. Пишу и снимаю обзоры на технику связи, а также занимаюсь ремонтом и доработками радиостанций.
Привет! Авторадиоклуб си би Саратов (малыш). MJ-850 также регулируется чувствительность как на MJ-650?
Да, все точно также.
Денис, а можно над или под видео еще давать ссылку на видео
а то на планшете ввиду отсутствия Адобфлеша, клик по видео ничего не дает.
Спасибо.
В комментариях пойдет?
https://www.youtube.com/watch?v=hdpa-WKvGkw
Супер! Я думаю в новых обзорах вставлять ссылку можно, это просто облегчит жизнь тем кто читает журнал с планшета и в стандартном планшетном броузере.
Спасибо.
Уря
я понял нафига это приблуда в моем презтденте
Спасибо тебе добрый человек.
Вопрос: (правильно ли я понял)
точно ли чувствительность шума нужно выставить по сметеру на 1 бал? (на самый минимум)
тогда все ост корреспонеднты пойдут на 3-5 баллов
если ставить на максимум чувствительность то обычно идут на 5-9 при шуме на 3
Это я для примера привел. На разных станциях может быть по разному. У президента одни цифры у MJ другие. Надо поэкспериментировать и понять, насколько нужно убирать чуйку чтобы было комфортно в эфире
Денис, привет!
Если я правильно понимаю, затык сигнала происходит в каскаде до модуля регулировки чувствительности приёмника. По этой причине против затыка данная регулировка бесполезна.
Позволяет ли конструкция Эскалибура установить в него плату антизатыка и насколько она будет эффективна?
У турбированной версии нет регулятора выходной мощности, поэтому чтобы самому не затыкать близконаходящегося абонента достаточно ли снизить до минимума чувствительность микрофона?
Это зависит от конструкции входных цепей приемника. Скажем, у Аланов, уменьшение чувствительности приемника в определенной степени помогает, у Аполло 1, тоже, у есанов и мегаджетов нет, поскольку реализована она несколько иначе. Можно все, но я таких экспериментов не делал.
У не турбированной версии тоже нет такого регулятора. Дело не в выходной мощности, вернее не только в ней. Снизив чувствительность микрофона мы просто понизим глубину модуляции, и только.
То есть не затыкать близкого абонента не получится и решения для Эскалибура нет?
По поводу антизатыка. Если решу заказать доработанный Эскалибур у вас, заодно поэкспериментировать на нём с антизатыком нет желания?
Для этого надо сам антизатык сделать. Проект этой платы есть, но до реализации у меня дело не дошло, так что с этим все не просто. Но без антизатыка заказать можно.
Спасибо!
Имеет ли смысл при доработке сразу заменять стабилизатор и транзисторы выходного каскада?
Какие сроки с момента заказа?
Выходной каскад заменить имеет смысл соверншенно точно. Стабилизаторы вылетают достаточно редко. Во всяком случае именно с этой проблемой за все время у меня была только одна станция. По остальным вопросам пишите на почту, обсудим.
Все о рации CB: зачем слушать разговоры водителей, как пользоваться и как остаться в эфире человеком?
Наверное, все знают, что дальнобойщики активно пользуются рацией CB (аббревиатура Си-Би, получившая свое название от англ. Citizen`s Band, что в переводе на русский означает «гражданский диапазон»). И многим становится интересно: о чем говорят между собой водители? Может, это интересно и обычным автомобилистам? Да, иногда полезно. А иногда — нет. А то и просто непонятно, потому что не каждый знает, как на трассу попали «кактус», «бедуин» и при чем тут «контрабас».
Зачем нужна «си-бишка»?
И все-таки, есть ли какой-то смысл обычному водителю ставить в машину рацию и слушать эфир дальнобойщиков или даже самому в нем участвовать? Да, есть.
Тут хотелось бы внести важную ремарку: сейчас речь пойдет о трассе. В городе есть свои особенности, о которых расскажем чуть ниже.
Итак, что интересного можно услышать на «пятнадцатом канале»? Как ни странно, но первое, что может шокировать нежного и неподготовленного автолюбителя, так это трехэтажный мат. Да, он есть. И это стоит учитывать, если едете всей семьей куда-нибудь на юг и в машине сидят дети. Правда, иногда есть смысл сообщить в эфир, что в салоне с вами едут маленькие уши, которые пока не готовы слышать столько речевых фиоритур полового значения. Это действительно работает (если сообщить вежливо, а не в стиле «эй, вы, заткнитесь»). Есть и другой способ: попросить выдать в эфир несколько слов свою жену (ну, или спутницу, с которой вы едете тайно от жены). После этого речи дальнобойщиков смогут позавидовать российские дворяне XlX века, потому что водители — это совсем не толпа быдла, как многие почему-то думают, а такие же нормальные люди. Часто — хорошо воспитанные и культурные. И при женщине они ведут себя достойно.
По рации можно услышать предупреждения о пробках и о «засадах» ГИБДД. Впрочем, это уже не так актуально: сейчас почти все берут с собой навигаторы или едут по навигации с телефона, где указаны и пробки, и расположение камер видеофиксации.
В целом больше ничего интересного для обычного автомобилиста в прослушке чужих разговоров нет. Слушать про пункты весового контроля, очереди на таможню или в какой-нибудь терминал — это неинтересно и не слишком-то полезно. Но ведь рацию можно не только слушать, в нее можно и говорить!
А вот тут «си-бишка» действительно полезна. В эфире можно задать практически любой вопрос (неглупый, естественно) и получить на него толковый ответ. Можно спрашивать о том, где лучше или ближе заправиться, где безопасно встать на ночевку или пообедать. Можно спросить и о работе дэпээсников с передвижными камерами (их, например, много в Татарстане) или о выборе более удобного маршрута. Дальнобойщики могут поделиться инструментом или не дать замерзнуть зимой на обочине. И вместе с тем есть пара вещей, о которых просить практически бесполезно: поделиться бензином или сгонять с канистрой до заправки. С первым вопросом все просто: все грузовики — дизельные, бензина у них нет. Вот солярку вам, скорее всего, сольют. Хотя бы литров пять-десять, чтобы доехать до заправки — для грузовика это совсем немного. Но сделать это лучше быстро, потому что время — самый ценный ресурс дальнобойщика. И, кстати, именно по этой же причине желающих отвезти вас с канистрой до заправки и вернуть назад, скорее всего, не найдется. К тому же «обсохнуть» сегодня на федеральной трассе в центральной части России сможет только исключительно талантливый человек, которого другие и за водителя не посчитают. Заправок много, и бесконечно ехать «на лампочке» — это занятие для отважного, но не слишком умного человека. Таких на дорогах просто не уважают. Правда, иногда им все-таки помогают. Из жалости. Ну, или ради смеха.
В городе рация CB работает иначе. Там практически нет смысла выходить на «дальнобойную» частоту 27,135 МГц. В городах часто есть свои автомобильные частоты, где в эфире сидят члены клубов, форумов, обществ и прочих организаций энтузиастов. Часто, кстати, весьма интересных. В городских каналах можно намного проще узнать особенности местных отелей, заправок и стоянок. Тут же часто транслируют данные о пробках, перекрытых улицах и прочих полезных водителю вещах. Нюанс: если хотите использовать рацию на городском канале, придется заранее узнавать его частоту.
Как правильно вести себя в эфире?
Как я уже говорил, мат в эфире — вещь нормальная. Но это не значит, что там царят постоянный хаос, беспредел, Содом и Гоморра. В эфире, несмотря на особенности лексики, есть свои жесткие правила, которые всегда соблюдаются. Первое из них — разговаривать нужно вежливо. И уж тем более не хамить и не нарываться на «разборки». Поверьте, если перегнуть палку, можно «ответить за базар» на полную катушку. К тому же это просто некрасиво.
Правила вежливости не допускают засорения эфира долгой частной болтовней с интересным собеседником. Если есть желание с кем-то поговорить «с глазу на глаз», уходите на другую частоту (обычно ее выбирают по договоренности с собеседником на канал-два выше или ниже пятнадцатого). Никогда не встревайте в чужой разговор и не перебивайте собеседника. Это просто бесполезно: у симплексной связи, при которой информация передается только в одном направлении, есть свои особенности. Пока один абонент не закончит передачу, другому нет смысла говорить ему что-то в ответ: первый все равно ничего не услышит. Так что молча ждем, потом отвечаем.
Водители ценят и любят правильное обращение. Если вопрос не относится к кому-то лично, то можно обратиться просто «ребята». Если хотите сказать что-то конкретному человеку (например, сообщить ему о потухшем «габарите»), то лучше назвать номер (регистрационный знак) его автомобиля или прицепа. Желательно — с указанием региона, это лучше привлекает внимание.
В принципе, соблюдения этих правил для начинающего пользователя «си-бишки» вполне достаточно. Ну а профессиональные водители знают их и без нас. Поэтому перейдем к самому интересному вопросу: а как поставить такую рацию на свою малолитражку?
Все дело в антенне!
Я не буду давать каких-то советов по выбору рации. Тут может быть разными и бюджет (хорошая рация — штука дорогая), и цель ее установки (не каждый захочет ради короткой поездки на Черное море поставить рацию за 15 тысяч рублей и спрятать ее так, чтобы наркоманы не сперли ночью на парковке). Раций много, для эстетов есть приборы, корпус которых сделан «под дерево», есть совсем недорогие комплекты. Так что «ищите и обрящете». Но не забывайте, что хотя большинство раций работают от 12 вольт, есть и такие, которые можно подключить только к 24-вольтовой сети (у грузовиков как раз такая бортовая сеть). Правда, можно купить какой-нибудь преобразователь, но смысла в нем нет: как я уже сказал, большинство раций как раз 12-вольтовые.
В интернете растиражировано мнение о том, что запитывать рацию надо обязательно отдельным проводом к АКБ. Это не совсем так. Подключить можно и через обычное гнездо прикуривателя: потребляемый ток рации редко превышает 5 ампер, а запас у прикуривателя обычно 15 А. Предохранитель надо ставить нормальный, который действительно перегорит в случае замыкания, а не сожжет машину, оставшись на пожарище единственным несгоревшим элементом. И уж тем более нельзя использовать разветвители разной степени паршивости. Все-таки ток значительный, а какие сейчас продают разветвители, вы знаете без меня. Обычно — поганые. Поэтому если в дороге надо заряжать телефон, навигатор или что-то еще, то лучше действительно кинуть на рацию отдельный провод от аккумулятора. И на всякий случай в этой ситуации есть смысл в плюсовую сторону поставить предохранитель на 10 А — лишним он там не будет.
У современных машин 12-вольтовых розеток обычно больше, чем родственников у жены, поэтому необходимости «колхозить» проводку для рации нет.
При подключении антенного кабеля надо помнить одну вещь: его ни в коем случае нельзя резать или укорачивать! Тащите его через всю машину, но не обрезайте. Саму антенну придется выбирать не самую дешевую. Чем антенна длиннее, тем она дороже. Метровая антенна — деньги на ветер, поэтому придется раскошелиться на антенну длиной около двух метров.
А вот дальше начинается самое интересное: антенну нужно настроить. Точнее — ее длину. А сделать это можно только со специальным прибором — КСВ-метром (измерителем коэффициента стоячей волны). Стоит он в пределах тысячи рублей (конечно же, китайский), дороже покупать его смысла нет. Как им пользоваться — лучше прочитать в инструкции. Ничего сложного в КСВ-метре нет: его надо будет включить в цепь антенны и, изменяя длину антенны, добиться показателя коэффициента стоячей волны, близкого к единице. КСВ может быть в пределах от 1 до 1,5, но чем ближе к 1, тем лучше.
Само собой, возникает вопрос: да на фиг мне этот КСВ-метр и танцы с бубном? Неужели нельзя это сделать как-то проще? Конечно, можно. На любой крупной стоянке дальнобойщиков есть магазинчик с такими рациями. Там же обычно можно отремонтировать или установить рацию и настроить антенну. Так что если не хочется покупать КСВ-метр, то добро пожаловать на стоянку с магазином раций.
Как настроить «си-бишку»?
Тот самый известный всем 15-й канал правильно называется C15EA на частоте 27,135 МГц. Что означают буквы в названии?
«С» — это названии сетки. Понятие сетки появилось в результате эволюции частот. Большинство раций не показывают частоту — слишком много цифр. Изначально они были настроены на 40 предустановленных частот. Со временем этого перестало хватать, и их количество увеличили до двухсот. 200 каналов разбили на пять групп по 40 каналов, присвоив каждой из групп свой буквенный индекс A, B, C, D и E. Саму же группу стали называть сеткой. Тот самый изначальный канал оказался в центральной сетке с индексом С, ну а номер канала с частотой 27,135 МГц остался под номером 15. Отсюда — С15. Поехали разбираться дальше.
Буква «Е» означает «Европа». «Гражданский диапазон» (на английском — как раз те самые буквы CB, Citizen`s Band) начинается с частоты 26,965 МГц и идет с шагом частоты, кратным 10 КГц. Собственно, соседние частоты — это и есть соседние каналы сетки. Такое деление принято называть «Европой», «европейской», поэтому в названии канала используется буква «Е». Кстати, изначально была немного другая сетка, которую на сленге называли «Россия» или «нули». Иногда — «Польша». Сейчас ее дальнобойщики не жалуют, а вот радиолюбители пока еще ею пользуются.
Осталась последняя буква — «А». Она означает, что в сигнале используется амплитудная модуляция АМ. Честно говоря, я не могу сказать точно, почему в среде водителей популярность завоевала именно амплитудная модуляция. Но факт остается фактом — она наиболее востребована. Иногда используют и частотную модуляцию FM, иногда — даже однополосную (SSB), но если хотите найти общий язык с дальнобойщиками, то придется работать в АМ.
Итак, чтобы выйти в эфир, достаточно лишь включить 15-й канал на сетке С в режиме АМ. Правда, есть одно но: у некоторых раций почему-то своя собственная система обозначения сеток, поэтому С не всегда С. Иногда это может быть и D, и что-то другое. Придется искать.
Нельзя не затронуть еще одну тему в настройке рации — шумоподавление. Не секрет, что амплитудная модуляция предполагает большое количество помех. Для их устранения в рациях есть специальная система. И вот с регулировкой «шумодава» иногда здорово ошибаются.
Принцип работы у него простой: он отсекает слабые сторонние сигналы, которые в эфире выглядят помехами. А вот то, что считать такими сигналами, обычно задают вручную, изменяя порог этих сигналов. В идеале, конечно, рация должна молчать (если вы с кем-то не переговариваетесь). В реальной жизни такого не бывает. Если вы «слышите» тишину, значит, «шумодав» работает слишком хорошо. И само собой, он отсекает и просто слабые, но вполне нормальные сигналы. Как не ошибиться с регулировкой «шумодава»? Тут есть два простых совета: не регулировать его по близко стоящей машине (там уровень сигнала будет очень высоким, а когда она уедет, в эфире будет почти постоянная тишина) и не реагировать на кратковременные посторонние шумы от трамвая или опоры линии электропередачи. Да, они «фонят» сильно, но лучше их перетерпеть, чем выкрутить ручку шумоподавления и оглохнуть совсем. В принципе, источники помех есть и в той же самой машине, в которой стоит рация. В легковом автомобиле это в первую очередь генератор. Вот его фона быть не должно.
деально было бы настраивать шумоподавление одновременно с чувствительностью приемника. Тогда оба параметра можно выставить очень качественно, но для этого нужны опыт и знание особенностей собственной рации.
Как я уже говорил, стоимость раций может сильно отличаться. Самые доступные (например, MegaJet MJ-50 или Midland M-ZERO Plus) можно купить всего за 3500 рублей. Вот только надо ли? Рации вполне рабочие, но недостатков хватает. И «шумодавы» частенько работают некорректно, и звук со своего динамика обычно просто никакой. Из плюсов — небольшие размеры. Собраны недорогие рации тоже неважно, ремонту поддаются с трудом. Но для любителя они часто вполне пригодны.
Midland M-ZERO Plus
Если планируете пользоваться рацией серьезно и долго, то лучше поискать что-нибудь посолиднее. Например, MegaJet MJ-450 или 600, Optim 778 или что-то другое тысяч за семь-восемь. Но будьте готовы к тому, что более дорогие рации имеют более высокую потребляемую мощность, особенно в режиме передачи. Нужно быть уверенным в бортовой сети своего автомобиля, чтобы ставить себе такие устройства. В противном случае можно остаться с севшим аккумулятором. Кроме того, иногда они здорово греются — это тоже надо предусмотреть и учитывать при установке рации в машину.
Более дорогие рации используют те, кто без них себе жизни не представляет, а значит, в наших советах не нуждается. Начинающим радиолюбителям тратить 12-20 тысяч на такие «сибишки» смысла нет.
Лучше не пожалеть денег и к своей рации купить хорошую антенну — ее качество не менее важно, чем качество самой рации.
Как я уже говорил, недорогие короткие антенны нам не подойдут: толку от них мало. Поэтому всякие 45-сантиметровые «Триады» за 700 рублей — это выброшенные деньги. Нормальные антенны стоят от 2,5-3 тысяч рублей и длина их должна быть хотя бы не менее 1,5 метра. Обратите внимание на характерную деталь: по способу установки антенны бывают магнитными и врезными. Для установки второй антенны придется сверлить кузов автомобиля. А это не всегда хорошо. Тем временем антенна на магните с такими же характеристиками обычно стоит дороже врезной (ее проще ставить и можно снимать без последствий для кузова). Так что тут придется думать: то ли переплачивать за магнит, то ли сверлить дырку, то ли изобретать свое крепление для врезной антенны.
Вариант установки врезной антенны на крышу легкового автомобиля
И последнее: не все антенны хорошо работают со всеми рациями. Иногда желательно хорошенько «покурить» тематический форум (коих множество) и выяснить у более опытных пользователей, с какой антенной ваша рация будет работать лучше всего. Умный совет часто позволяет сэкономить и деньги, и нервы.