Rio abierto что это

Rio abierto что это

Rio abierto что это. noroot. Rio abierto что это фото. Rio abierto что это-noroot. картинка Rio abierto что это. картинка noroot

Основала Rio Abierto Мария Адела Палькос.

Rio Abierto, в переводе с испанского — Открытая река. Этот образ символизирует стремление к жизни в потоке и единении с окружающим миром. Движение, как свойство живого организма, является основой практики Rio Abierto. Музыка создает пространство для работы. Практику можно отнести к танцевально-двигательной терапии. Но по мнению основателей Рио Абьерто — такое представление значительно ограничивает понимание системы. Отличительная особенность практики — выразительность — наполняет движение эмоциями и переводит внимание от мыслей и рассуждений к чувствам и ощущениям в теле.

Регулярные танцевально-оздоровительные занятия, массаж, глубокие исследовательские работы — каждый процесс в Río Abierto связан с движением и чутким восприятием тела. Это групповая работа, возвращающая людей к социальной природе, при этом бережно учитывающая индивидуальные особенности каждого участника. Использование самой разнообразной музыки открывает практически безграничную свободу для самовыражения и импровизации.

Наша деятельность приобретает общероссийские масштабы. Онлайн проект «Живые танцы» приносит радость и пользу многим людям. Делать занятия платными для некоторых категорий наших участников мы не считаем правильным.

Вы можете поддержать хорошее дело, нажав на кнопку ниже.

Источник

Программа Углубленного курса Рио Абьерто

Программа Углубленного курса Рио Абьерто

Углубленный курс имеет трехлетнюю программу самопознания и саморазвития, предлагает усвоение теоретической концепции и телесных практик, накопленных в системе Рио Абьерто за более чем полувековую историю.

Целью курса является

посредством телесных практик провести осознание и освобождение от внутренних ограничений;

привести в гармонию телесное, эмоциональное, ментальное и духовное;

постичь, развивать и обновлять личный потенциал;

сохранять и умножать свое здоровье;

через осознанность повысить качество жизни.

По окончании курса участники, ощутившие призвание и потребность делиться своим опытом, получают статус инструктора Рио Абьерто. Мы считаем, что личный процесс трансформации является лучшим проводником в будущей работе инструктора.

Процесс трансформации, ведущий к сущностному состоянию, мы называем «Работа над собой». На практике это воплощается в различных техниках: выразительное жизненное движение под музыку (танец), массаж, работа с голосом и дыханием, драматизация, арт-терапия, медитация и импровизация. Таким образом, в основе наших курсов лежит Работа над собой, тесно связанная с теоретико-практическим обучением.

Процесс обучения, как для курсантов так и для ведущих инструкторов есть опыт самопознания. Чтобы сделать это возможным, необходимы: открытость ума и сердца в отношениях с другими и с самим собой, уважение к правилам группы и постоянная взаимная поддержка.

Для кого предназначен Углубленный курс

Формат работы и продолжительность

Программа включает 6 модулей в год, каждый от 3 до 5 дней, общей продолжительностью 140 часов за год. Примерное распределение времени: на телесные практики и получение обратной связи – 80%, на теоретические концепции – 20%.

В работе модулей принимают участие, кроме ведущих инструкторов, выпускники предшествовавших курсов. Процесс образования в системе Рио Абьерто – непрерывно текучий, как река, как сама жизнь.

Что получат курсанты

Возможность применения сформированных навыков в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

В повседневной жизни:

Завершившие 1 год обучения получают, развивают, совершенствуют:

восприимчивость в контакте с другими людьми,

восприимчивость к следам истории жизни в собственном теле,

способность расслабляться в деятельности,

знакомство с телесной, физической и эмоциональной, схемой тела,

диалог с собственным телом,

контакт с глубинной Сущностью (Сутью, Есьм,

интуитивный контакт с внешним миром,

новый уровень телесного и эмоционального разума.

Завершившие 2 год обучения получают, развивают, совершенствуют:

углубление навыков, полученных в первый год,

управление своим энергетическим ресурсом,

физическая, психологическая, энергетическая коррекция тела,

осознанное наблюдение за проявлениями персонажей в себе и окружающих,

Rio abierto что это. h. Rio abierto что это фото. Rio abierto что это-h. картинка Rio abierto что это. картинка h

трансформация механистичных способов проявления себя в различных сферах жизни.

Завершившие 3 год обучения получают, развивают, совершенствуют:

углубление навыков, полученных в первый и второй год,

осознанное проявление и управление персонажами в себе,

осознанное проявление проекций в себе и окружающих,

управление групповой энергией,

осознанная включенность в жизнь,

осознанная принадлежность мирозданию,

гармонизация физического, эмоционального, ментального, энергетического и духовного аспектов в себе.

Уровень подготовки позволит курсантам применять Рио Абьерто в своей профессиональной деятельности.

Завершившие 1 год обучения могут:

начать практиковать (совместно с опытными инструкторами) ведение групповых занятий по движению и массаж.

Завершившие 2 год обучения могут:

вести классы движения,

вести работу над собой с персонажами и противоположностями,

практиковать работу с психо-физико-энергетической структурой тела, с групповой энергией.

Завершившие 3 год обучения могут:

готовить содержание и вести классы движения,

классы работы над собой,

классы коррекционной гимнастики,

классы работы с голосом,

вести индивидуальные консультации.

Знакомы со всем комплексом массажной практики Рио Абьерто.

Й год

Введение

Краткая история Рио Абьерто и Международной организации Рио Абьерто.

Философские и психологические основы системы Рио Абьерто.

Представление о человеке, как энергетическом существе.

Почему и как мы работаем с телом.

Модуль 1-1

1) Выразительное ритмическое движение

Причины и последствия потери естественности в движении

Cтереотипы движений (механистичности)

Ритмы и их физиологические проявления

Восстановление естественного движения

Движение от разных частей тела

2) Основы самонаблюдения, самовосприятия, самоосознавания

Контакт с собственным телом

Развитие восприятия (восприимчивости) Проприоцепция

Языки: рациональный, телесный, эмоциональный

3) Основы восприятия других

Развитие наблюдательности (восприимчивости) в статике

4) Введение в «Работу над собой».

Словарь терминов. Пластика. Маска. Роль. Сущность. Личность. Персонаж

История формирования личности, «записанная» в теле

Движение, как инструмент познания и трансформации

Прикосновение, как инструмент познания и трансформации

5) Опоры физического тела

Точки опоры и точки подвеса

Расслабление в динамике

Расслабление с помощью прикосновения

* В конце каждого модуля – задание написать хронологию происходившего. А также специальное задание по пройденной или готовящейся теме.

Модуль 2 (1-2)

1) Выразительное ритмическое движение

Ритм, как проводник жизненности

Развитие выразительности движения

Выражение базовых эмоций

Эмоции и их телесные проявления

2) Работа над собой.

«Отпечатки» эмоций в теле

Страхи реальные и страхи фантазийные (воображаемые)

3) Основы «чтения тела».

Исследование походки и осанки

Проприоцепция и кинестезия

Развитие чувствительности к положению тела в пространстве

4) Работа над собой.

Усвоенные с детства «правила жизни» и их проявления в теле

Работа с «мандатами»

Опоры: физические, эмоциональные, ментальные, духовные и псевдодуховные

Контакт в движении

6) Массаж как инструмент трансформации. Введение

Этика и отношение к телу

Установление контакта. Виды контакта

Использование рук и веса собственного тела в массаже

Работа с опорами в массаже (для дающего и получающего массаж)

Модуль 3 (1-3)

1) Выразительное движение:

Стереотипные движения, механистичности

Поиск новой пластики

Мимикрия в движении, как способ трансформации

Мышечный блок, эмоциональный блок, ментальный блок

Выявление мышечных блоков при движении

Выявление мышечных блоков при дыхании и звучании

3) Мышечные панцири

Понятие «мышечный панцирь»

Физические (телесные) позы, психологические позы, взаимосвязь между ними

4) Работа над собой.

Структура личности. Сущность (Есмь). Ложная личность

Идентификация. «Ярлыки», полученные в детстве

Маркировка персонажей в других

Выявление актуальных персонажей в себе

5) Работа над собой. Внутренний ребенок

Травмы детства и возникновение блоков и панцирей (какой персонаж их носит, что под ними скрывается)

Сравнения (с братьями, сестрами, друзьями)

Циркуляторный массаж. Типология физического тела и типы воздействия

Циркуляция и поддержание собственной энергии

Модуль 4 (1-4)

1) Углубление контакта с собственным телом

Аутентичное движение, импровизация

Групповая импровизация (перфоманс)

Двигательные и физиологические аспекты дыхания

Психологические аспекты дыхания

Различные типы дыхания (теория и практика)

Исследование собственного дыхания

Наблюдение за дыханием другого человека

Восстановление естественного дыхания

Звучание, как способ восстановления естественного дыхания

3) Работа над собой:

Медитация в покое и движении

Внутреннее и внешне пространство

4) Введение в работу с голосом

5) Различные практики

6) массаж циркуляторный полный.

Использование опоры, рук и веса своего тела в массаже

Массаж по задней поверхности тела

7) экология отношений с собой, с другими людьми и с природой.

Модуль 5 (1-5)

1) Выразительное движение

Опустошение в движении

Наполнение в движении

Самовыражение в движении

2) Типы пластик: аполлоническая, восточная, дионисийская

3) Введение в работу с голосом

Звучание как инструмент самовыражения

4) энергетические центры тела

Проявление энергетических центров в движении,

Выравнивание центров (синхронизация)

5) работа над собой:

6) массаж в системе Рио Абьерто

Массаж по передней поверхности тела,

Различные способы и цели массажа

Массаж, как работа над собой

Модуль 6 (1-6)

1) Выразительное движение

Воспроизведение чужих пластик

Движение на разных планах

Работа с энергетическими центрами в движении

Практика ведения группы с различными типами движения

2) Работа над собой: Развитие «наблюдателя»

Наблюдение одновременно за телом, чувствами и мыслями в свободном движении,

Понятия «оси» и «планы»

Понятия «автор» и «актер»

3) Работа над собой:

написание автобиографии (определение основополагающих моментов истории жизни)

Массаж по боковым сторонам

Использование анатомического атласа. Общий обзор организма

Й год

Модуль 7 (2-1)

Выразительное движение

Динамика группового состояния (групповой энергии)

2) фундаментальные компоненты системы Рио Абьерто

Наблюдение за собой. Оценка и ее роль

Наблюдение за другими (созерцание)

Переход через различные пластики

Независимость энергетических центров

Цельность тела в свободном движении

3) Концепция человека, как энергетического существа.

Излучение и поглощение энергий

Возможность наблюдать за энергетическими проявлениями в себе

Развитие «наблюдательного пункта» Свидетеля

4) Движение от энергетических центров

Точка истинной опоры и ее связь с уверенностью и ответственностью

Точки подвеса и их связь с отсутствием уверенности, доверия

6) Работа над собой. Целостная личность

Ложная и механистичная личность

Интегрированная и созидающая личность

Автобиография. Как формировалась ложная личность

Выявление и работа с мышечными блоками

«Работа над собой» для принимающего массаж

Модуль 8 (2-2)

Движение

Структура класса движения по энергетическим центрам

Движение на разных планах

2) Работа над собой. Три силы:

Активная, пассивная и нейтрализующая

Кардинальная, фиксирующая, мутабельная

3) Работа над собой.

Класс движения

Позиция массажиста и принимающего массаж

«Работа над собой» для дающего массаж

Способность отдавать себя в распоряжение

Модуль 9 (2-3)

Пластика

Различные способы бытия в мире

Наблюдение за различными видами пластик в повседневной жизни

Воспроизведение их с помощью своего тела

Расшифровка их значения

3) Работа над собой. Внутренний диалог

4) Структура (построение) класса по движению

— Опустошение (очищение) различных видов

5) Циркуляторно-энергетический массаж

Ритм дыхание и голос при массаже

Модуль 10 (2-4)

Модуль 11 (2-5)

Модуль 12 (2-6)

Й год

Модуль 13 (3-1)

1) Выразительное жизненное движение

2) Работа над собой. Видение Вселенной.

Энергетические центры, уточнение понятий

Опыт открытия центров

3) Пластики, соответствующие каждому энергетическому центру и их соответствующий разум,

Пластики, способствующие проявлению соответствующих различных разумов

Пластики, сдерживающие проявление соответствующих различных разумов

4) Нарушение работы центров

5) Работа над собой

Человек и Вселенная

Проход через черту

6) Практика ведения класса движения

7) Корректирующий Массаж: Различные техники корректирующего массажа. Связь с движением. Работа над собой в процессе массажа.

Модуль 14 (3-2)

1) Выразительное жизненное движение

2) Энергетические центры, как опоры разных пластик

Пластики: аполлононическая, дионисийская, восточная

Воспроизведение различных пластик, определение ведущих энергетических центров для данной пластики

3) Гармония мужского и женского

4) Концепция человека, как самоисцеляющейся, самовосстанавливающейся системы

Исцеление выразительным движением

Исцеление в массажной практике

5) Циркуляторный энергетический корректирующий массаж

Модуль 15 (3-3)

1) Преподавание жизненного движения

Цели класса Рио Абьерто (занятия):

а) Анатомические и физиологические

б) Психологические и эмоциональные

— Обмен (изменение) различными пластиками и их эмоциональными соответствиями

— Разблокировка телесных ограничений

— Перенаправление высвобождающейся энергии

— Обнаружение и работа над ложными опорами

— Выравнивание и синхронизации энергетических центров

— Наблюдение за собой

— Самоотвержение (забывание себя)

— Идти дальше «вместе»

— «Присутствие оперативного бытия» (Р. Муньос Солер)

2) Работа над собой. Вина

Чувство Вины и скрытые выгоды

Выбор между ответственностью и скрытыми выгодами

Покаяние. Трансформация чувства вины.

3) Корректирующий массаж:

Различные техники корректирующего массажа.

Модуль 16 (3-4)

1) Практика ведения класса по движению. Супервизия

2) Использование музыки на занятиях

Восприятие ритма и мелодии

Восприятие различных музыкальных стилей

Какую музыку использовать на занятиях: когда и для чего

3) Работа над собой

Отказ от закона причины и следствия

Контракт с негативностью

4) Класс движения. Практика

Особенности работы с людьми с различными отклонениями

Коррекционная работа в движении

5) Корректирующий массаж:

Различные техники корректирующего массажа

Модуль 17 (3-5)

1) Практика ведения класса по движению. Супервизия

2) Групповая динамика во время класса по движению

3) Групповая динамика во время работы над собой

Координация группы в «работе над собой»

Практика ведения класса по работе над собой

4) Работа над собой.

Работа над осознанностью

5) Класс движения. Практика

Особенности работы с детьми

Модуль 18 (3-6)

1) Практика ведения класса по движению. Супервизия

2) Инструктор Рио Абьерто.

Стратегии ведения занятий

3) Заключительная оценка

4) Работа над собой

Вспоминание трех лет курса.

Состояние на входе и на выходе

Выражение благодарности к 3-м людям

5) Рекомендации для дальнейшего совершенствования

Программа Углубленного курса Рио Абьерто

Углубленный курс имеет трехлетнюю программу самопознания и саморазвития, предлагает усвоение теоретической концепции и телесных практик, накопленных в системе Рио Абьерто за более чем полувековую историю.

Целью курса является

посредством телесных практик провести осознание и освобождение от внутренних ограничений;

привести в гармонию телесное, эмоциональное, ментальное и духовное;

постичь, развивать и обновлять личный потенциал;

сохранять и умножать свое здоровье;

через осознанность повысить качество жизни.

По окончании курса участники, ощутившие призвание и потребность делиться своим опытом, получают статус инструктора Рио Абьерто. Мы считаем, что личный процесс трансформации является лучшим проводником в будущей работе инструктора.

Процесс трансформации, ведущий к сущностному состоянию, мы называем «Работа над собой». На практике это воплощается в различных техниках: выразительное жизненное движение под музыку (танец), массаж, работа с голосом и дыханием, драматизация, арт-терапия, медитация и импровизация. Таким образом, в основе наших курсов лежит Работа над собой, тесно связанная с теоретико-практическим обучением.

Процесс обучения, как для курсантов так и для ведущих инструкторов есть опыт самопознания. Чтобы сделать это возможным, необходимы: открытость ума и сердца в отношениях с другими и с самим собой, уважение к правилам группы и постоянная взаимная поддержка.

Источник

Rio abierto что это

Rio abierto что это. e b4bccbc9. Rio abierto что это фото. Rio abierto что это-e b4bccbc9. картинка Rio abierto что это. картинка e b4bccbc9

Rio abierto что это. e b4bccbc9. Rio abierto что это фото. Rio abierto что это-e b4bccbc9. картинка Rio abierto что это. картинка e b4bccbc9

Для начала рассказ самой Марии Аделы на одном из семинаров в России.

Мария Адела Палькос о системе «Rio Abierto»
Стенограмма. Дубна, 11 октября 2002

Продолжение в файле.

Rio abierto что это. e b4bccbc9. Rio abierto что это фото. Rio abierto что это-e b4bccbc9. картинка Rio abierto что это. картинка e b4bccbc9

Размышления о полноте Рио Абьерто.

Колодко Вячеслав. Инструктор Рио Абьерто. 2011.10.28.

Rio abierto что это. C8PwrdgRBqJy783DLrqKN4Ms7t9xSJPkAV8Rl2DOGT62YRPK2ILYsn0STwVt BTpMsnd9W32. Rio abierto что это фото. Rio abierto что это-C8PwrdgRBqJy783DLrqKN4Ms7t9xSJPkAV8Rl2DOGT62YRPK2ILYsn0STwVt BTpMsnd9W32. картинка Rio abierto что это. картинка C8PwrdgRBqJy783DLrqKN4Ms7t9xSJPkAV8Rl2DOGT62YRPK2ILYsn0STwVt BTpMsnd9W32

Rio abierto что это. e dbba9616. Rio abierto что это фото. Rio abierto что это-e dbba9616. картинка Rio abierto что это. картинка e dbba9616

Rio abierto что это. b3piJLrtxR0NRorZyKayFaQ apo Jpn57. Rio abierto что это фото. Rio abierto что это-b3piJLrtxR0NRorZyKayFaQ apo Jpn57. картинка Rio abierto что это. картинка b3piJLrtxR0NRorZyKayFaQ apo Jpn57

Выложила статью Юлии Макаровой (http://www.chaskor.ru/article/otkrytaya_reka_24917)
— это пристальный и точный взгляд профессионала восточных практик на некоторые аспекты системы Рио Абьерто.

«Открытая река» :: Частный Корреспондент, среда, 21 сентября 2011 года.
Свободно двигаться — мечта каждого. В жизни всегда наступает момент, когда человек впадает в состояние робости и ступора и не знает, как ему пошевелиться. Как начать танец, когда не уверен в собственных силах, как обнять друга, когда нужно загладить обиду.

Движение — только часть этого непростого действия: быть естественным. Кроме того, важны слова, выражение лица. Плохая новость — это невозможно сконструировать, создать с помощью ума, это удаётся только хорошим актёрам или профессиональным мошенникам, да и то ненадолго. Хорошая — этому можно научиться, вернее, восстановить детскую простоту взаимодействия с окружающим миром и людьми.

Над этим работает школа психотелесной интеграции Rio Abierto, «Открытая река». Её основала Мария Адела Палькос — живая легенда Аргентины. Ей 80 лет, но назвать её старушкой или даже пожилой невозможно — настолько она легко движется, ясно излагает свои мысли и может танцевать часами. Недавно в Подмосковье прошёл семинар под её руководством, и нам удалось познакомиться с этим методом.

На занятиях этой школы используются разные упражнения — как движение под музыку, так и театрализация разных эмоций, а также занятия в парах или группах, где любой может стать ведущим. Свободное самовыражение через пластику и голос задействует всё наше существо целиком, но, чтобы это произошло, нужно подготовиться, размять тело, лицо, избавиться от шаблонных движений и жестов, которые формируют наш образ изо дня в день. Для этого хороша работа с ведущим, который задаёт движение, а ученики подражают ему. Причём для полноценной разминки нужно проработать весь спектр выражений, как прекрасных, так и отвратительных или глупых.

Во время семинара Мария Адела нарисовала на доске точку и сказала: «Это вы». Потом спросила: «Какими вас в детстве называли родители?» Посыпались варианты: «Ленивым… умной… трудолюбивым». Она нарисовала вокруг точки-себя круг и разместила на нём другие точки — прилагательные — слова, которыми называли нас родители. И объяснила, что наша истинная суть — в центре, но в детстве, если нас убеждают в том, что мы такие-сякие, мы привыкаем к этому и формируем фальшивую личность, маску. И неважно, какая это маска — «глупый» или «умный», это всё равно не настоящее. Человек, который думает, что глуп, всю жизнь живёт под гнётом этой характеристики. Человек, который думает, что умён, изо всех сил старается поддерживать этот образ и переживает, если ошибается. Так что эта «положительная» характеристика тоже является формой гнёта.

На самом деле, говорит Мария Адела, в каждом человеке есть все противоположности. Умный иногда совершает ошибки, глупый неожиданно постигает глубины знания, так что эти фальшивые личности только отнимают время и энергию. И могут стать причиной болезни. Поэтому самое простое и здоровое — быть в центре, в точке своего истинного «я», и делать то, к чему оно ведёт нас, свободно двигаться и танцевать свой танец под музыку Вселенной.

«Что делать, если страх блокирует свободу?»— спросила ученица. Мария Адела ответила, что она видит два способа. Первый — пережить страх, прочувствовать его, пока он не сменится другой эмоцией, что неизбежно происходит. Второй — успокоить свой ум и ждать, пока эмоции тоже успокоятся. Но второй способ может не сработать, если чувство слишком велико, оно будет кипеть внутри и рваться на свободу. Тогда лучше применить оба способа по очереди: сначала выразить страх, а потом успокоить ум и погрузиться в созерцание.

Семинар назывался «Как выжить в эпоху перемен», и если ответить на этот вопрос вкратце, то, во-первых, не нужно смотреть на перемены как на врага, это просто новая энергия, и то, что она нам не знакома, не говорит о том, что она несёт вред. Во-вторых, нужно научиться улавливать энергию происходящего вокруг и вливаться, сотруд

Источник

Rio abierto что это

Rio abierto что это. 220. Rio abierto что это фото. Rio abierto что это-220. картинка Rio abierto что это. картинка 220

Мария Адела Палкос и Эля Муллагалиева

В период позднего Средневековья произошло разделение танца на народные пляски и особое зрелищное искусство. Позже танцы утратили своё исконное значение и превратились в светское развлечение, а затем стали достоянием профессионалов. На возможности танца быть естественным продолжением человеческого движения, отражать эмоции и характер исполнителя вновь по-настоящему обратили внимание только в начале XX века благодаря появлению свободного характерного танца, основоположником которого стала знаменитая, в том числе и в нашей стране, американская танцовщица Айседора Дункан. Она отказалась от формальностей классического балета и начала танцевать босиком, выражая в танце себя, а не играя чью-то роль. Она была убеждена, что душевное состояние человека непосредственно связано с телесными движениями, а боль, обиду, неудачи и разочарования – всё это можно из себя просто «вытанцевать». В характерном танце подчеркивалась важность личного, экспрессивного самовыражения и возникла возможность обращения к темам бессознательного.

C 1942 года танцы и танцевальные движения стали официально использоваться медициной. Именно в этом году психиатры обратили внимание на занятия, которые проводила Мэриан Чейс, и пригласили её опробовать свои методы с госпитализированными психиатрическими больными в госпитале Св. Элизабет. В то время в медицине очень активно развивалась практика коллективной терапии, и танцевально-двигательная терапия как нельзя лучше соответствовала новому веянию. После своеобразного «танцевального» лечения пациенты, которые считались безнадёжными (регрессивные, неразговаривающие и психотические больные, шизофреники), смогли выражать свои чувства и включились в групповое взаимодействие, что позволило врачам перейти к традиционным видам психотерапии этих больных.

Rio abierto что это. 3. Rio abierto что это фото. Rio abierto что это-3. картинка Rio abierto что это. картинка 3© Marian Chace Foundation

Мэриан Чейс (на фото – в чёрном), работает с пациентами в госпитале Св. Элизабет.

Как впоследствии вспоминала одна из учениц Мэриан Чейс, которой довелось понаблюдать за её работой в госпитале, «к обязанностям она подходила очень старательно и скрупулёзно. В годы своего обучения я сопровождала её в закрытые палаты, перемещая огромный проигрыватель. Входя в палату, Мэриан сразу же анализировала повадки пациентов: кто как здоровался, что говорил, как кивал головой. Затем уже в общем холле она наблюдала за тем, как пациенты общаются друг с другом, как объединяются в группы, какие царят настроения. После этого она решала, с чего начать работу. Когда все собирались, она приветствовала каждого отдельно и подробно объясняла, кто она и зачем пришла. Обычно она предлагала начать с вальса – нейтрального танца и, как она заметила, часто не нагруженного воспоминаниями. Некоторые сразу присоединялись к кругу, который она создавала, а тем, кто не сразу решался принять участие в общем танце, давала время на то, чтобы набраться смелости. Однако даже те, кто всегда оставался в стороне, получали свою долю внимания и по-своему участвовали в групповой сессии. В зависимости от особенностей группы работа могла быть интенсивной, энергоёмкой, весёлой или доверительной. Весь спектр эмоций выражался в движениях, а иногда вербально. Каждый человек покидал сессию с более ясным ощущением своего Я и своей связи с другими, даже если вначале чувство изолированности превалировало, ведь за каждым движением Мэриан наблюдала очень внимательно и уважительно, давая свой осознанный отклик на символическое выражение пациентов в движении».

В дальнейшем развитие идеи Чейс поддержали другие хореографы, которые начали применять танец в качестве способа лечения людей с «военным неврозом», а также нормальных и невротических клиентов. Однако зачатки теории танцевально-двигательной терапии и первые обучающие программы начали появляться только в конце 1950-х гг, поскольку большинство первых танцевальных терапевтов были профессиональными танцорами, а не врачами или учёными. Наконец, в 1966 году была учреждена Американская ассоциация танцевальной психотерапии, и эту дату принято считать началом развития танцевально-двигательной терапии как самостоятельной дисциплины. Спустя некоторое время аналогичная ассоциация появилась в Европе, а в 1995 году – и в России.

Первые танцоры-терапевты действовали главным образом интуитивно, лишь замечая, что состояние их учеников или пациентов после занятия танцами изменяется, и затем каким-то образом систематизировали эти наблюдения. Но впоследствии была проведена и определённая научная работа, позволившая выявить психофизиологические механизмы воздействия танца на организм человека и подтвердить ранние выводы.

Своим терапевтическим эффектом обладает, наверное, любой танец (у человека, как минимум, ускоряется пульс, расширяются сосуды, кровь насыщается кислородом – всё, как при хорошей кардиотренировке), но это ещё не означает, что он может быть использован в рамках танцевально-двигательной терапии, поскольку в данном случае достижение лечебного эффекта основывается на вполне конкретных принципах:

– тело и психика неотделимы и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга;

– в танце осуществляется коммуникация человека с самим собой, с другими людьми и с миром;

– триада «мысли-чувства-поведение» составляет единое целое и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других;

– тело воспринимается как процесс, а не как предмет или объект.

В этом виде танцевально-двигательная терапия успешно используется при всех формах неврозов, детском аутизме, нарушениях обучения, психической инвалидности или старческой деменции (включая болезни Альцгеймера и Паркинсона).

Другим немаловажным значением танцевально-двигательной терапии является возможность её использования в целях личностного роста. Подобные занятия проводятся для людей, которые не страдают от проблем, но хотят добиться в своей жизни чего-то большего. В данном случае танец становится способом узнавания себя и своих особых индивидуальных качеств. Он помогает осознать скрытые возможности тела, расширить представление о самом себе, найти новые способы самовыражения и взаимодействия с другими людьми.

В настоящее время танцевально-двигательная терапия развивается в нескольких направлениях, а одним из наиболее массовых стало движение Rio Abierto, основанное уже более 60 лет назад аргентинкой Марией Аделой Палкос. Несколько вопросов об этом движении нам удалось задать самой Марии Аделе, а также её российской ученице – Эле Муллагалиевой.

– Мария Адела, скажите, как вы пришли к созданию Rio Abierto, что послужило стимулом, чтобы этим заняться?

Мария Адела (М.А.): Всё началось давно – когда я была ещё совсем юной. Мир тогда был совершенно другим – он находился под очень сильным влиянием западной культуры, которое было гораздо более ощутимым, чем сейчас. Главенствующую роль в западном воспитании играет разум. Нужно снабжать его как можно большей информацией, просвещать его и в некотором смысле подчиняться ему. Отсюда появилось чёткое разделение: умный человек должен заниматься интеллектуальной работой, а те, кто в этом не преуспел – учиться работать телом, становясь спортсменами, рабочими и так далее. Умные атлеты в эту схему не вписывались.

Сама я росла в очень интеллектуальной семье. В нашем доме часто собирались друзья родителей, многие из которых были профессорами университетов. Я много с ними беседовала, и они оказали на меня очень большое влияние в интеллектуальном плане. Но с самого детства мне было присуще стремление к ощущению радости и свободы. Мой ум чего-то хотел, что-то воображал, но тело, как оказалось, в полной мере ему не подчинялось – между ними была некая рассогласованность.

Я упорно искала ответы на те вопросы, которые меня мучили, читая философов и книги по восточным практикам (этих книг в то время, надо сказать, было очень мало). Но наибольшую роль в моей жизни сыграли встречи с теми людьми, которых сейчас я называю своими учителями. В возрасте 15 лет жизнь свела меня с Анибалом Сабатини. Многое, о чём мы с ним тогда говорили и что обсуждали, легло позднее в основу Rio Abierto: культура, понимание личности, понимание «ложной» личности и многое другое. Немного позднее, с 1952 года, я стала заниматься в классах ритмической гимнастики Сюзанны Мильдерман. Она занималась исследованиями в области работы с телом, приводящей к психофизическим преобразованиям, в результате чего к 1950 году создала систему выразительной ритмической гимнастики. Среди её учеников были врачи, кинезиологи, психологи, балерины, танцоры, актёры. В 1961 году Мильдерман закрыла двери своего класса, чтобы каждый из нас – её учеников — нашёл свой дальнейший путь самостоятельно. Я стала собирать вокруг себя единомышленников, кому было интересно этим заниматься, открыла свой класс, а спустя небольшое время, в 1966 году, зарегистрировала организацию Fundacion Rio Abierto, и уже сама стала обучать инструкторов.

Rio abierto что это. 2. Rio abierto что это фото. Rio abierto что это-2. картинка Rio abierto что это. картинка 2

Занятие в классе ритмической гимнастики Сюзанны Мильдерман в 80-х годах.

Эля Муллагалиева (Э.М.): Сюзанна Мильдерман, кстати, во многом была вдохновлена Айседорой Дункан и её подходом к танцу – к тому, что танец должен быть естественным выражением музыки, и что чувствует танцор. Отсюда появляется одно из ключевых понятий – «выразительность», которое Мильдерман использовала в своей системе – «выразительное ритмическое движение». У Марии Аделы это называется «выразительное жизненное движение». То есть в некотором смысле они даже уходят от понятия «танца» как такового, вводя некие новые смыслы и определения.

– Какие цели вы поставили перед Rio Abierto, чего с его помощью попытались достичь?

М.А.: С детства я была окружена людьми интеллектуальными. Но мне казалось, что у них нет никакого контакта с некоторыми аспектами своей собственной личности, что их эмоциональный мир совершенно не развивается. Я же твёрдо убеждена, что мы должны развивать все аспекты, которыми наделены: интеллектуальные, физиологические, эмоциональные, инстинктивные, творческое воображение, в том числе музыкальную или художественную восприимчивость. Мы – многомерны, и поэтому очень важно развивать себя как гармоничную личность. Мне хотелось интегрировать ум, тело и эмоции в одно целое и помочь другим сделать то же самое – тем, кто этого хочет.

Как правило, наши дни заполнены чередой автоматических действий, многие из которых мы даже не осознаём. Это сильно искажает восприятие нас самих и уводит в сторону от понимания того, какие мы в действительности, чего мы хотим и куда можем двигаться.

– Сегодня крайне большое значение имеет практика разделения труда. Реальность такова, что если человек занимается сразу многими вещами, то он не состоится как специалист – просто не хватит времени, чтобы во всём хорошо разобраться.

М.А.: Думаю, что гармоничное развитие нельзя переносить на разделение по специальностям, это немного про разные вещи. Если человеку важно развиваться в выбранном направлении, пусть получает специальное образование. Но человек должен научиться сначала быть человеком, а уже потом – химиком, художником, футболистом или кем-то другим. Сам факт стремления к гармоничному развитию делает его человеком. И этому привержены мы все. Без этого невозможно стать полностью счастливым.

В нашей культуре мы развиваемся преимущественно как интеллектуалы. При этом нет возможности выразить эмоции, но они продолжают действовать внутри нас, часто – против нас. Мы тратим огромное количество энергии на сдерживание слёз, печали, изумления, крика… Для многих это становится не просто препятствием в раскрытии своего потенциала, а приводит к болезням, и порой очень серьёзным. Идея Rio Abierto состоит в том, чтобы увидеть все потенции, которые имеет человек, встретиться со всеми своими возможностями. При этом мы не озабочены финальным результатом. Здесь не предлагают: хочешь быть учёным – разовьём ум, хочешь быть художником – разовьём чувствительность. Это предложение узнать себя.

Rio abierto что это. 4. Rio abierto что это фото. Rio abierto что это-4. картинка Rio abierto что это. картинка 4© архив Rio Abierto

Rio abierto что это. 5. Rio abierto что это фото. Rio abierto что это-5. картинка Rio abierto что это. картинка 5© архив Rio Abierto

Rio abierto что это. 6. Rio abierto что это фото. Rio abierto что это-6. картинка Rio abierto что это. картинка 6© архив Rio Abierto

– Как танец этому помогает? Почему именно движение, а, например, не беседа с психотерапевтом?

М.А.: Тело обеспечивает контакт с чувствами. Воспитание, подавляющее чувства и выражение эмоций, приводит к эмоциональной скудности, характерной для современного западного человека. То, что не может быть выражено, остаётся в теле в виде блока и постепенно разрушает его изнутри. Также тело имеет чувствительность – способность давать ощущение того, что нас беспокоит. На занятиях по движению мы проходим через противоречивые и даже антагонистичные качества и душевные состояния прежде, чем сможем выразить это словами. То есть прежде, чем мы перейдём к выражению словами, у нас уже появляется телесное осознание проявившихся качеств, они уже не являются абсолютно чуждыми: «Я уже наблюдал себя и признаю их за собой». Движение заставляет разум прислушаться к телу. Разум, воспринимающий сигналы тела, становится его союзником.

Кроме того, выразительное движение оказывает влияние не только на мышцы, суставы, кровообращение, но также на течение эмоций, переживаний, на нервную систему человека. Оно позволяет каждому аспекту нашего существа совершать своё движение, и тем самым получать необходимый заряд.

Rio abierto что это. 11. Rio abierto что это фото. Rio abierto что это-11. картинка Rio abierto что это. картинка 11© архив Rio Abierto

Rio abierto что это. 9. Rio abierto что это фото. Rio abierto что это-9. картинка Rio abierto что это. картинка 9© архив Rio Abierto

Э.М.: Благодаря движению человек сам узнаёт о себе что-то новое. И это всегда более ценно, чем когда то же самое тебе разъясняет какой-то специально обученный человек. Через движение мы обнаруживаем свои фиксации и блоки – то, что является причиной скованности, напряжения и боли. Эти вещи проецируются на другие аспекты нашей жизни: скованность проявляется в отношениях или инициативе действовать, напряжение – при общении или выполнении как физических, так и умственных действий, болезненность – в отношениях, травмирующих ситуациях или в уже развившейся органической болезни.

Раскрепощая тело, мы перестаём быть пленником доминирующих состояний. Гибкость тела проецируется в психику, делает психические процессы более гибкими: ощущения, воображение, мышление. Поэтому мы и говорим, что эта система направлена на развитие человеческого потенциала. Человек щедро наделён очень многим. Но нужно снять ограничения, наложенные на него в процессе воспитания или из-за перекосов в образовании (в сторону развития только логики, внимания, памяти). «Заботливые» ограничения из детства приводят к тому, что мы теряем уверенность в собственном теле, в своих способностях.

– Каким образом проходят занятия в Rio Abierto?

Э.М.: Ведущие заранее готовят музыку, которая могла бы способствовать проявлению самых различных состояний, самых различных эмоциональных оттенков. Моя задача как педагога – развить в людях телесную гибкость, а через неё – гибкость эмоциональную и ментальную. Это можно сделать, проводя людей через различные настроения, от чего-то весёлого, радостного, живого до, может быть, даже агрессии.

В начале занятия ведущий включает музыку и задаёт пример собственными движениями. Совсем необязательно, чтобы это были какие-то типовые танцевальные движения. Гораздо чаще бывает совсем наоборот – движения становятся следствием того эмоционального состояния, которое ведущий испытывает на тот момент. Как правило, всё начинается под ритмичную, энергичную музыку: шагаем, топаем, прыгаем. Это связано с тем, что с самого начала человек должен ощутить, нащупать опору – причём не только физическую (пол в студии), но и психологическую, внутреннюю опору. Это очень важный аспект, поскольку если у тебя внутри есть, на что опереться, то дальше ты делаешь уже всё по-другому, эффективней: думаешь, действуешь, строишь отношения.

Первое, о чём я прошу людей – повторять движения так, как это делают дети. Мы все когда-то учились что-то делать просто копируя взрослых, и на занятиях мы возвращаемся к своему природному механизму познания: ведущий задаёт движения, а все остальные в кругу это повторяют. В обычной жизни человек не позволяет себе, например, так же махать руками или сжимать руки в кулаки, как он делает это здесь, повторяя движения за другими. И это запускает у него эмоции, связанные с тем же сжатием кулака – всё, что он, возможно, подавлял в себе, потому что в детстве ему это запретили. И здесь может вскрыться весь тот пласт желаний проявить силу, защитить себя или сделать что-то ещё, который когда-то вольно или невольно скрыли. Но проблема в том, что этот «пласт» никуда не ушёл – он сидит внутри человека как сжатая пружина.

Так в ходе урока мы можем погрустить, посмеяться над чем-то – то есть пожить более широким диапазоном эмоций. Мы даём им выход, чтобы в какой-то момент каждый участник смог проявить своё собственное Я – то, что наполняет его сейчас.

Rio abierto что это. 7. Rio abierto что это фото. Rio abierto что это-7. картинка Rio abierto что это. картинка 7© архив Rio Abierto

Rio abierto что это. 8. Rio abierto что это фото. Rio abierto что это-8. картинка Rio abierto что это. картинка 8© архив Rio Abierto

Rio abierto что это. 10. Rio abierto что это фото. Rio abierto что это-10. картинка Rio abierto что это. картинка 10© архив Rio Abierto

Примерно так и проходят все уроки. Причём мы заранее не знаем, к чему придёт в середине занятия каждый участник – для нас самих это большая загадка и возможность окунуться во что-то новое. К концу занятия ведущий обязательно приводит всех к ровному, гармоничному состоянию. Но есть и более сложные курсы, совмещённые, например, с разнообразными совместными обсуждениями и рефлексиями.

– По какой причине люди в основном приходят в Rio Abierto – они действительно хотят раскрыть свой потенциал или всё-таки решить какую-то существующую психологическую проблему?

Э.М.: Когда человек приходит в Rio Abierto, то это означает, что он попал в точку неравновесия и хочет что-то изменить. Я сама когда-то пришла на занятия, потому что у меня были проблемы со здоровьем, и я хотела с ними разобраться. Одни приходят в надежде, что они подвигаются, и их тело изменится, другие – чтобы поднять своё настроение, третьи – чтобы научиться лучше владеть собой. Но в процессе все они обнаруживают, что меняются гораздо больше. Обычно к середине занятия люди начинают двигаться самостоятельно, следуя своим внутренним импульсам, и вдруг кто-то начинает говорить: «Я только что поняла, что не позволяю своим детям проявляться, раскрывать себя». Кто-то подхватывает: «А я всем свои правила навязываю и не терплю, когда их не выполняют». И вот, когда ты сам это открываешь и начинаешь признавать в себе, то, придя домой, уже совершенно спокойно воспринимаешь то, что твой ребёнок не слушает все те мудрости, которые из тебя изливаются. Постепенно у тебя накапливается всё больший и больший запас «принятия», и пространство, границы, в которые ты можешь впустить других людей или другие идеи, всё больше и больше расширяются. И за счёт этого меняется очень многое в жизни.

М.А.: На самом деле и у тех, и у других есть кое-что общее, а именно ощущение, что они живут не так, как могли бы. Поэтому очень многие на вопрос, зачем они пришли в Rio Abierto, отвечают очень просто: чтобы изменить жизнь к лучшему. Они пытаются найти больше удовлетворения от жизни и сделать то, чего действительно хотят – суметь реализоваться, будь то художник, инженер или учёный.

Подписаться на новыe материалы можно здесь: Фейсбук ВКонтакте

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *