Rnd что это в бизнесе
Скрытые связи: как отдел R&D влияет на эффективность продаж
Эффективность работы фронт-офиса в принципе невозможна без налаженного должным образом взаимодействия с остальными подразделениями компании.
Фронт-офис — подразделение, отвечающее за взаимодействие с клиентами компании, чаще всего отдел продаж.
В наибольшей степени на продажи влияет работа блока R&D — то, насколько хорошо компания управляет продуктами, которые предлагает потребителям.
R&D (англ. Research and development — исследования и разработки) — функциональный блок в компании, объединяющий несколько подразделений и отвечающий за создание, выведение на рынок продукта и управление его жизненным циклом.
К блоку R&D относятся:
Процессный подход к работе компании объединяет все действия ее сотрудников, направленные на получение денег от клиентов, в сквозных основных бизнес-процессах.
Процессный подход к управлению строится на организации работы по выполнению описанных и внедренных бизнес-процессов (основных и поддерживающих), когда сотрудники компании взаимодействуют в первую очередь исходя из своих ролей, функционала и требований к выполнению шагов бизнес-процесса, а не из принадлежности к определенному бизнес-подразделению
Сквозной бизнес-процесс — это бизнес-процесс, проходящий через границы разных подразделений и тем самым вовлекающий в исполнение сотрудников этих подразделений; основной бизнес-процесс — тот, который обеспечивает компанию деньгами
Это означает, что отдел продаж не может существовать сам по себе, т.к. тесно связан с другими функциональными единицами.
R&D Engineer (в IT): чем занимаются и куда двигаются по карьерной лестнице
Привет! На экране перед тобой снова текст за авторством ребят из Hays — а значит, мы опять делимся своей экспертизой в мире IT-вакансий. Сегодня мы рассказываем о профессии R&D Engineer в IT. Разбираемся, чем они занимаются, сколько зарабатывают и куда двигаются по карьерной лестнице дальше.
R&D Engineer / Researcher (инженер-исследователь, разработчик-исследователь) занимается исследованиями и разработкой инновационных продуктов, технологий и процессов.
Часто такие специалисты работают в научно-исследовательских центрах крупных ИТ-компаний или вузов, а также во многих других индустриях: от фармацевтической до транспортной.
Примерно так выглядит список задач, которыми занимается R&D Engineer в IT-сфере.
Проведение исследований для решения различных проблем и вопросов (в зависимости от компании и сферы они могут отличаться).
Разработка и реализация алгоритмов.
Оптимизация и ускорение кода, нейронных сетей и пр.
Создание концептов новых или уже существующих продуктов.
Разработка и создание инструментария для команд разработки.
Написание научных статей и пр.
Основная цель R&D Engineer’а — разработать инновационное технологическое решение или продукт.
Кратко о методологии работы:
В частных компаниях обычно в качестве методологии применяется Agile, но от команды к команде (или от компании к компании) могут быть использованы разные его фреймворки, в том числе кастомизированные под процессы и нужды. Среди фреймворков, которые встречаются наиболее часто, можно выделить Scrum, Kanban и др.
В научно-исследовательских институтах бывают ситуации, когда нет возможности применять Agile и используется Waterfall (иногда с элементами Agile в командах). Зачастую это зависит от заказчика и специфики некоторых проектов (например, в государственных проектах).
На кого и чему учиться?
Специалисту в области R&D чаще всего необходимо иметь как минимум степень бакалавра в области математики, физики, computer science или смежных профилях. Иногда работодатели отдают предпочтение специалистам со степенью магистра или кандидата наук.
Подобные требования сложились из-за того, что чаще именно специалисты с таким образованием обладают достаточными математическими и алгоритмическими знаниями, а также успешно проходят технические собеседования.
Дополнительным плюсом и отличной возможностью для старта карьеры будет прохождение стажировки в R&D-отделе/лаборатории ИТ-компании. Это поможет в обретении практического опыта и использовании навыков, которые кандидаты получили в университете.
Работодатели также уделяют внимание участию в конкурсах и олимпиадах.
Требования к R&D Engineer
Среди обязательных требований, которые работодатели предъявляют кандидатам, можно выделить несколько важнейших.
Высшее профильное образование (техническое/математическое).
Математический и алгоритмический бэкграунд (знание линейной алгебры, теории вероятности, статистики, алгоритмов и структур данных и пр.).
Владение одним или несколькими языками программирования: C/C++, Python, Java, C# (часто важен коммерческий опыт разработки).
Знание и опыт работы с соответствующими фреймворками.
Вернемся к требованиям. Кроме перечисленных выше, в некоторых компаниях и для некоторых проектов к кандидатам могут быть предъявлены дополнительные требования.
Знание принципов и опыт применения Machine Learning (а также Deep Learning и пр.).
Постоянное обучение, образование.
Знание английского языка (для письменного и устного общения с коллегами; для вакансий крупных международных ИТ-компаний).
Опыт работы в распределенной команде.
Наличие публикаций, патентов, выступлений на конференциях.
Мотивация и карьерный рост
Для сотрудников на роли R&D Engineer в качестве материальной мотивации выступают:
бонусы по результатам работы;
бонусы за публикации, патенты и пр.;
регулярный пересмотр заработной платы / индексация / заработная плата в долларах США.
Помимо этого, существуют и нематериальные мотиваторы:
техническая сложность / инновационность проекта;
используемые технологии и инструменты (предпочтение отдается современным технологиям);
возможность участвовать в международных проектах;
возможность видеть результат своей работы;
команда профессионалов и возможность обмениваться опытом.
Карьерное развитие R&D Engineer — это прежде всего расширение ответственности, возможность принимать участие в ключевых решениях, а также рост в сторону управления командой и перехода в роль Team Lead.
Также R&D Engineer может в будущем перейти в роль Архитектора или Project Manager’а, где его технические навыки будут крайне востребованы.
Некоторые специалисты сильно погружаются в научно-исследовательскую деятельность при ИТ-компаниях или в вузах (в том числе иностранных), возглавляют отделы и лаборатории.
О чём спросят на интервью?
Для R&D-инженеров самая главная стадия общения с компаниями — это техническое интервью. В зависимости от компании может быть один или несколько этапов.
На стадии собеседований техническая команда или руководитель обычно проверяют знания и навыки кандидата в рамках предметной области проекта, к которому относится вакансия. Отвечая на вопросы об опыте, в том числе опыте применения различных технологий, важно приводить примеры, как и где вы их использовали.
Вопросы об опыте
Зачастую задаются общие вопросы, чтобы понять вашу роль и зону ответственности на предыдущих местах работы, в подробностях разобраться в проекте и его особенностях. Это позволяет сформировать ясную картину того, насколько ваш опыт будет полезен команде сейчас. Также некоторые руководители задают вопросы о том, что сделали на проекте именно вы и как это сказалось на общем результате.
Теоретические вопросы
Часто на собеседованиях проверяют академические знания ООП, линейной алгебры, математики, могут спросить про алгоритмы и структуры данных, про теорию Machine Learning (если это относится к вакансии) и пр.
Перед некоторыми собеседованиями работодатель может дать инструкции, что лучше прочитать или вспомнить перед общением. Спрашивайте у рекрутеров или HR-менеджеров, есть ли какие-то рекомендации по подготовке к интервью.
Алгоритмические задачи
В процессе интервью могут предлагаться алгоритмические задачи различной степени сложности. Одни компании дают их в рамках тестового задания, чтобы кандидаты могли посмотреть на то, чем предстоит заниматься, и соотнести это со своими интересами. Другие компании дают эти задачи в режиме реального времени.
Live-coding
Реже, но также в зависимости от компании или команды, кандидату может быть предложено в процессе интервью продемонстрировать свои навыки кодинга.
Что обязательно указать в резюме?
Резюме должно исчерпывающе отражать опыт работы, проекты, роль и задачи, результаты и hard skills (в зависимости от наличия NDA). Также важно указывать любую нерабочую деятельность: личные проекты, примеры кода, публикации, участие в конференциях и пр.
Чем грамотнее составлено резюме, тем больше вероятности, что ни кандидат, ни работодатель не потратят время на обсуждение вакансии зря. Вот примерный чек-лист того, что важно отразить в резюме.
Опыт работы, с описанием своей роли, задач, зоны ответственности, проекта (если нет NDA) и его особенностей.
Стэк технологий, который использовался на проекте.
Технологии и инструменты, которыми владеет кандидат.
Образование и дополнительное образование (публикации или участие в конференциях, если есть).
R&D-магия, или как справиться с неизведанным
Время чтения: 3 минуты
Отправим вам статью на:
Считается, что отдел R&D могут себе позволить только крупные компании, где такой отдел создается для поддержания имиджа, чем для решения конкретных прикладных задач. Владимир Черницкий возглавляет научно-исследовательский отдел (R&D) компании Azoft. Его команда занимается разработкой в сфере передовых технологий и решают задачи, требующие нетривиального подхода, фундаментальных знаний и нестандартного мышления. Зачем компании Azoft R&D-направление и какие задачи оно решает, читайте в интервью с Владимиром Черницким.
— Владимир, скажи, на что похожа ваша работа и какие задачи вы решаете?
— Наш отдел называется R&D (Research and Development) и занимается исследовательскими разработками в сфере программного обеспечения. Мы привлекаемся только к технически сложным, нелинейным и наукоёмким проектам, где необходимо абсолютно новое решение. В своей работе над такими проектами мы иногда обращаемся и к необычным специалистам, например, в Институт гидродинамики за секретными формулами имитации движения жидкости, консультируемся по новейшим алгоритмическим наработкам в области обработки изображений в Институте математики и т. д.
— Предположим, кто-то хочет присоединиться к вашей команде. О чем нужно знать заранее?
— Сейчас в моём подчинении всего два человека, но в Azoft любой сотрудник может присоединиться к решению наших задач и поломать голову вместе с нами. Просто не все готовы к тому, что предложенная идея может не сработать, может не подойти и пятая. Не надо огорчаться.
— Всегда ли сразу находится нужное решение? Долго ли приходится искать ответ на поставленную задачу?
Чаще всего процесс поиска решений выглядит так: есть идея, которую мы проверяем на пригодность. Проходит неделя, одну идею вычеркнули, но вместо нее появились ещё три варианта развития событий. Три не выстрелили — находятся ещё семь альтернативных, и так до тех пор, пока мы не решим задачу. Мы не стараемся найти оптимальную технологию (этим потом занимается производство), мы ищем хоть какое-то решение, такова специфика проектов в нашем отделе.Кстати, бывают и забавные проекты, например, как-то требовалось найти серединную линию персика для обработки фруктов на конвейерах. Справились.
— Ты помнишь первые проекты, над которыми работал ваш отдел?
— Один из первых R&D-проектов, которым мы занялись — мобильное приложение для рисования в технике эбру. Это турецкая традиция создания узоров на воде: ставится ёмкость с водой, на поверхности которой можно рисовать. Мы добились получения очень реалистичной картины, вода на экране планшета к смотрелась очень реалистично, колыхалась и реагировала как настоящая. И тут мы столкнулись с частой причиной не-реализации: для корректной работы приложения не хватает мощности девайса. Но в ближайшем будущем появятся такие гаджеты, и тогда мы запустим наше приложение.
— Все ли клиенты осознают риск, когда обращаются с R&D-задачей? Понимают ли, что результат в работе может быть совершенно неожиданным?
— Любой наш заказчик знает, что он обратился к нам с необычной задачей, и по времени проект может занять больший срок, чем мы заявили изначально.Мы думаем, что если чего-то нельзя сделать — значит, для этого ещё нет математического аппарата.
Взять того же Больцмана. Может, люди раньше другие были? Но я так и не могу себе представить, как в 19 веке учёный приходит домой, привязывает коней, топит печь и садится писать решёточные уравнения. Как ему только в голову пришло описать математически, как бултыхается вода в ванне? Тем не менее, всё укладывается в математику, всё можно объяснить на её языке.
— То есть с помощью математики и физики можно решить абсолютно любую задачу, с которой обратился клиент?
— Наш проект по передаче данных с помощью ультразвука, например, чистая физика, которая помогла решить поставленную задачу. Клиент запросил технологию, которая бы позволяла совершать финансовые транзакции с телефона. Как известно, не все гаджеты дружат между собой, поддерживают Bluetooth и Wi-Fi, NFC и т. д., но, очевидно, что у всех телефонов есть микрофон и динамик. От этого мы и начали отталкиваться при разработке решения — задействовали все наши знания о звуке и ультразвуке. За месяцы работы мы так углубились, хотя сначала думали, что все будет гораздо проще.
— Расскажи, пожалуйста, об особенностях своей работы?
Такое подразделение, как наше, есть разве что у гигантов индустрии. Исследованиями обычно занимаются институты, лаборатории. У больших компаний R&D — это роскошь, которую они могут себе позволить, тратя значительные суммы. Но мы органично вписались в общую структуру Azoft и решаем и прикладные задачи, которые становятся основой новых проектов с внешними клиентами. Мы стараемся любое исследование использовать в практических целях: мы включаем результаты в решение других проектов, пишем специализированные статьи, можем создавать собственные продукты по следам проведённой работы.
— С чего началась твоя карьера в R&D?
Я начинал как PHP-разработчик, но всегда был упёртым в решении сложных задач, руководство Azoft заметило, и несколько лет назад мне предложили организовать и возглавить отдел Research & Development.
— Говорят, есть какая-то особая магия в исследовательской работе. Так ли это?
— Иногда случаются и забавные истории, думаю, каждому исследователю знакомо такое чувство: ты чуть упустил контроль, «сделал, сам не понял что», и тут вдруг всё заработало. И потом думаешь: «А если бы я этого случайно не сделал, нашлось бы решение?!» Так и с некоторыми нерешёнными задачами — ходишь, ходишь, но задача не решается и это ужасно злит. Но все равно очень интересно — решиться и пойти туда, где никто не бывал, найти нужный путь и победить.
Подпишитесь
Оставьте адрес, и каждый месяц мы будем высылать свежую статью
о новых трендах в разработке програмного обеспечения.
Новая профессия: R&D-менеджер
R&D-менеджеры (от англ. Research &Developmet) — это «возмутители спокойствия» внутри корпораций. Именно они разрабатывают стратегии технологического развития компании, ищут перспективные разработки и проводят модернизацию производства. Подчас им приходится решать нестандартные для отрасли задачи и осваивать новые области знаний. И все это одновременно и в кратчайшие сроки.
Департаменты R&D созданы практически во всех крупных российских компаниях, как частных, так и государственных: «Росатом», ФГУП «Космическая связь», НЛМК, Объединенные машиностроительные заводы, «Русэлпром», «Русгидро», СИБУР, РЖД, КАМАЗ, «Алроса» и др. В самых продвинутых с точки зрения технологий компаниях численность R&D отдела может достигать нескольких десятков человек. Например, в «Лаборатории Касперского» R&D отдел объединяет треть сотрудников (882 человека).
В зависимости от отрасли, должность руководителя может называться «начальник отдела инноваций и развития», «директор по стратегиям и развитию бизнеса» или «менеджер по маркетингу инноваций». По инициативе института развития ОАО «РВК» Институт менеджмента инноваций НИУ ВШЭ провел опрос 55 R&D-менеджеров из 46 крупнейших российских компаний и выяснил, что большинство респондентов относятся к категории топ-менеджеров и имеют соответствующий статусу доход — в среднем 160 тысяч рублей и выше.
85% опрошенных имеют базовое техническое или естественно-научное образование. Причем подчиненных они набирают по тому же принципу: наличие у соискателя дополнительного экономического или менеджерского образования не влияет на решение о трудоустройстве. На базе хорошего технического образования специалист может уже в процессе работы овладеть методами разработки стратегий и оценки экономической эффективности, получить необходимые знания по управлению инновационными проектами.
— Менеджеры зачастую вырастают из рядовых специалистов, — говорит заместитель директора «Лаборатории Касперского» по работе с персоналом Виолетта Абрамова. — У нас есть ряд ценностей: гибкость, адаптивность и интеллект, которые Евгений Касперский назвал самыми важными для специалистов высокотехнологичной сферы. Уже на этапе отбора кандидатов мы смотрим, обладает ли человек этими качествами. Наши специалисты в R&D посещают самые лучшие стажировки. Для нас корпоративное обучение имеет большую ценность, поскольку оно дает специалистам конкретные практические знания из конкретной области. Тогда как аспирантура и второе высшее образование — это больше академические истории.
В «Яндексе» также предпочитают самостоятельно растить будущих R&D менеджеров из сотрудников с базовым техническим образованием. «Весь наш бизнес построен на новых идеях и технологиях, и фактически в каждой команде — свои разработки, — поясняет Юлия Бабикова, PR-менеджер компании «Яндекс». — Также есть отдельное структурное подразделение — группа исследователей. Они занимаются исследованиями в областях информационного поиска, машинного обучения, обработки изображений, фильтрации спама и других. Часть сотрудников группы — выпускники Школы анализа данных (ШАД), созданной по инициативе «Яндекса». Кстати, к образовательным проектам в компании подходят с особой тщательностью и начинают воспитывать потенциальных сотрудников еще со школьной скамьи. Стратегическое решение «Яндекса» — открыть ШАД для старшеклассников. Это лишнее подтверждение тому, что высококлассные программисты будут востребованы на рынке труда в долгосрочной перспективе.
В настоящее время R&D директоры — в абсолютном большинстве выпускники технических вузов, выросшие до топовой должности с позиции рядового специалиста внутри компании. Идеальных специалистов каждая компания предпочитает воспитывать в первую очередь «под себя» соразмерно собственным запросам. Впрочем, в ближайшем будущем технические вузы начнут выпускать готовых R&D-cпециалистов. ОАО «РВК» как институт развития инициировало разработку нового курса «Инновационная экономика» для бакалавров технических вузов. В НИТУ «МИСиС», МГТУ им. Баумана, Самарском государственном аэрокосмическом университете, Московском государственном горном университете и Рязанском радиотехническом университете студенты уже осваивают программы по коммерциализации и трансферу технологий. Учебно-методическое объединение вузов РФ в области материаловедения и металлургии рекомендовало внедрить этот курс во всех технических университетах страны. Так что вскоре инновационный менеджмент станет такой же неотъемлемой частью образовательного стандарта, как и высшая математика.
Что такое НИОКР в менеджменте и что такое Research and Development
Термин R&D (Research and Development) означает «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки» или НИОКР. Эти работы направлены на получение новых знаний и их применение в практической жизни.
Для компаний, не понаслышке знающих, что такое НИОКР в менеджменте и, соответственно, ориентированных на НИОКР, это означает быть передовыми в создании новых видов продукции и (или) услуги их продвижении на рынках.
Распространенные в советский период НИИ и КБ вели подобные разработки, в основном, в области вооружений. Но не только, а например, в фундаментальных областях науки и, практически, во всех отраслях еще той экономики. В современное время также многие компании используют R&D как важный элемент своей стратегии развития и отстройки от конкурентов.
Но у данной стратегии есть свои проблемные области. В первую очередь – это стоимость подобных проектов и сроки их окупаемости. Современный бизнес не дает возможности даже крупным компаниям тратить много времени на разработки, их освоение, внедрение, продвижение. А что уж говорить о малом и среднем бизнесе.
Тем не менее, если компания считает R&D важным элементом своего развития, то она не должна скупиться на подобные проекты. Компании такого рода создают свои исследовательские центры, привлекают в них на постоянной основе и в качестве временных консультантов ведущих специалистов и ученых. Создают для них условия, требуемые для проведения исследований, опытных разработок, промышленных серийных разработок.
Автомобильные компании вместе с производителями автомобильных компонентов создают новые модели автомобилей, и это яркий пример R&D.
Пищевые компании в сотрудничестве с производителями пищевых компонентов и сырья постоянно предлагают своим потребителями новые виды продукции, и это тоже R&D.
Постоянно развиваются различные гаджеты (компьютеры, смартфоны, планшеты, телефоны и пр.), и это тоже следствие осуществляемых НИОКР. Подобных примеров можно привести в любой отрасли, во многих направлениях коммерческой и некоммерческой деятельности предприятий.
Важнейшим элементом стратегии R&D (Research and Development) является скорость проведения исследований и разработок, нужно успевать делать это раньше конкурентов. И здесь очень существенным элементом бизнеса подобных компаний становится защита интеллектуальной собственности с тем, чтобы разработки не были безнаказанно использованы конкурентами, жаждущими первыми сделать и предложить потребителям то, что изобрели и спроектировали более удачливые соперники по бизнесу.
Несмотря на сложности организации НИОКР, несмотря на затраты, связанные с «проектированием будущего», многие компании, в том числе небольшие, используют R&D в качестве инструмента конкурентной борьбы. Проектируются не только новые продукты, но и новые виды услуг, что также немаловажно в конкурентной борьбе за потребителей.
В крупных корпорациях под R&D (Research and Development) создают не только отдельные подразделения, но и целые предприятия, исследовательские институты. Небольшие компании могут создавать отделы R&D, а могут реализовывать функции R&D совместно с маркетингом или с производством. То есть, небольшие компании могут иметь функцию НИОКР, но не иметь для этого специально выделенного подразделения в организационной структуре. Независимо от формы реализации, функция R&D, если она присутствует в компании, позволяет предприятию развиваться за счет создания новых видов продукции и (или) услуг.
Об организации НИОКР
В R&D (Research and Development), как правило, применяется проектная организации работ. Каждый новый вид продукции или услуги – это отдельный проект. Проекты могут пересекаться или даже объединяться в так называемые мегапроекты. Для управления подобными проектами или мегапроектами удобно использовать методы управления проектами, проектную организацию работ. В каждом проекте может быть назначен руководитель проекта, который разрабатывает план проекта, привлекает в проект исполнителей, формирует и защищает бюджет проекта.
В отличие от процессов, являющихся одной из самых современных форм управления предприятием, проекты тоже можно рассматривать как процессы, но имеющие ограниченное время существования. Проект всегда должен быть завершен, тогда как процесс может существовать в компании практически неограниченное время.
Завершенность проектов – это их важнейшая черта.
Именно это позволяет при правильном использовании механизмов управления проектами добиваться завершенности проектов, причем с положительным результатом. Не следует думать, что проект сам по себе уже есть успех. Нет. Успехом можно считать только до конца завершенный проект, выполненный в установленные сроки, в рамках запланированных бюджетов.
НИОКР пример
Пример НИОКР — это опыт компании Apple, в которой R&D (Research and Development) был и пока остается (?) основой ее поступательного развития. Останется ли это дальше? Что думают на эту тему ее руководители после ухода Стива Джобса – безусловно, одного из самых ярких проектных менеджеров мирового уровня?
Эта компания имеет практически такую же долгую историю, как и компания Microsoft, но в этом случае речь идет не только о компьютерах, но уже о более широком спектре техники и электроники, которые производит данная компания.
Учитывая то, что она появилась в Америке, а продажи идут по всему миру, эту компанию можно назвать транснациональной и международной, поскольку большая часть деталей для техники производится не в Америке, а в других странах. Кроме того, часть моделей не только производится, но и собирается за рубежом, а это значит, что такой принцип работы определенно позволяет считать эту корпорацию международной. К тому же большое количество сотрудников, которые работают в этой фирме (а это более 65 тысяч человек), многонационально, так что вопрос о том, как назвать Apple в данном случае, решен.
До 2007 года в названии компании присутствовало второе слово, однако было принято решение, чтобы убрать его, так как компания производила не только компьютеры, но еще и другую технику. К слову, спектр производимой продукции довольно широк, потому что, если раньше она создавала только компьютеры, то теперь есть плееры, телефоны, ноутбуки и нетбуки, а также планшеты.
Кроме этого планируется создание еще целого ряда устройств, которые также займут свою нишу на рынке. Что ж, кажется, что компания стала очень успешной, потому что ее телефоны самые узнаваемые, а ее компьютеры, создаваемые по принципу моноблоков, также обладают неплохими характеристиками.
Вместе с тем, с компанией связано и немало скандалов, однако все то, что сейчас имеет Apple, было создано или позаимствовано при жизни ее основателя Стива Джобса. В настоящее время развитие компании замедлилось, несмотря на то, что новое руководство пытается вывести фирму на новый уровень.
Ее доходы не упали, они составляют боле 25 миллиардов долларов в год. Но в то же самое время компания практически ничего не сделала за последние два года, в то время как раньше каждый год приносил людям новые устройства.
Теперь остается лишь ждать того момента, когда очередной глава компании примет решение относительно того, как создавать новые устройства, и нужны ли они людям. Акции компании так и не поднялись до уровня двухлетней давности, хотя все продукты, которые она анонсировала, активно покупаются. В то же самое время она не производит никаких революций в мире техники, продолжая плавное развитие.