Roa это финансовый показатель чего
Roa это финансовый показатель чего
Рентабельность активов (Return On Assets, ROA) – показывает эффективность использования активов компанией. Другими словами, ROA показывает сколько чистой прибыли приносит компания за счёт собственных активов.
В отличие от ROE, рентабельность активов учитывает не только акционерный капитал, но и заемные средства компании. Таким образом, чем больше компания имеет заемных средств, тем больше разница между ROE и ROA, то есть, показатель рентабельности активов уменьшается, если сумма заемных средств растет.
При анализе, очень полезно, отслеживать исторические данные о рентабельности активов и динамику их изменений. Если значение ROA снижается, то есть повод детально разобрать компанию и выявить причины отрицательной динамики показателя. Чаще всего это зависит от падения чистой прибыли или роста обязательств компании.
Если говорить о норме рентабельности активов, то она, как и другие показатели эффективности зависит от отрасли. Так, например, для капиталоёмких отраслей (электроэнергетика) показатель будет ниже. Для компаний не требующих больших капитальных вложений и вложений в оборотные средства (компании сферы услуг) рентабельность будет выше.
Нам, как инвесторам, важно, чтобы ROA компании, акции которой мы хотим приобрести, был выше среднего по отрасли и показывал положительную динамику последние несколько лет. Как правило, инвесторы сравнивают коэффициенты рентабельности компаний друг с другом в скринере акций.
Как рассчитать рентабельность активов?
ROA — это отношение чистой прибыли к активам компании и умноженное на 100%:
ROA = Чистая прибыль (Net Income) / Активы (Total Assets) x 100%
Чистая прибыль – прибыль, полученная за вычетом всех статей расходов и налогов.
Источник: финансовая отчетность Лукойла
Активы – принадлежащие компании материальные ценности, денежные средства и долговые обязательства.
Источник: финансовая отчетность Лукойла
Плюсы и минусы коэффициента ROA
● ROA показывает эффективность компании;
● Позволяет сделать первичной фильтр по эффективности компании, при сравнении и отсечь лишние;
● П рост в расчётах и понимании;
● В расчете ROА используется не только собственный капитал компании, но и учитываются обязательства компании, что позволяет показателю отражать все источники для генерации прибыли.
● При сравнении ROA двух компаний стоит обращать внимание структуру активов, иначе можно сделать ложный вывод о компании;
● Чистая прибыль часто подвержена бухгалтерским манипуляциям, соответственно показатель чистой рентабельности может быть не достоверный;
● Правило «чем выше показатель рентабельности активов, тем лучше» работает не всегда из-за небольшого размера или отрицательного капитала.
Полезная информация и никакого спама
Хотите быть впереди рынка? Начните прямо сейчас!
Хотите быть в курсе всех событий? Начните прямо сейчас!
Maximus опубликовала слабые результаты за IV кв. 2021 г. На фоне этого, акции Maximus продолжили снижение.
Agilent Technologies отчиталась о росте финансовых показателей за IV кв. 2021 г. Разбираемся, есть ли перспективы для дальнейшего роста показателей.
Подписывайтесь на наши
социальные сети
В этой статье предлагаю чуть подробнее поговорить о таком мультипликаторе, как рентабельность активов или ROA (return on assets).
ROA (return on assets) – это отношение чистой прибыли к активам компании. Показывает способность компании эффективно использовать имеющиеся у нее активы для создания прибыли. Также данный показатель отражает среднюю доходность, получаемую на все источники капитала — собственного и заемного. Активы предприятия – совокупность имущества и денежных средств, принадлежащих предприятию (здания, сооружения, машины и оборудование, материальные запасы, банковские вклады, ценные бумаги, патенты, авторские права, собственность, имеющая денежную оценку).
Другими словами, ROA это финансовый параметр компании, характеризующий отдачу от использования всех активов организации. Он показывает способность организации генерировать прибыль без учета структуры его общего капитала, т.е. показывает качество управления активами в компании. В отличие от показателя ROE (рентабельность собственного капитала), данный показатель учитывает все активы организации, а не только собственные средства, поэтому он используется реже и менее интересен для инвесторов.
По сути показатель ROA показывает способность ТОП менеджеров эффективно использовать активы компании. Также он показывает среднюю доходность, полученную на все источники денежных средств.
Прибыль любой коммерческой организации зарабатывается с помощью использования её активов. И чем более грамотно, в данном случае используются активы, тем большую прибыль в итоге получает организация.
Рентабельность активов сильно зависит от отрасли, в которой работает предприятие. Для капиталоемких отраслей (таких, как например железнодорожный транспорт или электроэнергетика) этот показатель будет ниже. Для компаний сферы услуг, не требующих больших капитальных вложений и вложений в оборотные средства, рентабельность активов будет выше
На примере Apple рассчитаем ROA. Делим чистую прибыль компании 53 318 млрд. руб. на активы равные 367 502 млрд. руб. и умножаем на 100%. Получается коэффициент равный 14,5%. Это значит рентабельность использования активов компании составляет 14,5%.
Другими словами, если активы компании равны 10 млн. руб., а чистая прибыль 2 млн. руб., то ROA = 2000/10 000 = 0,2 или 20%, то есть каждый рубль, который компания инвестирует в активы, приносит 20 копеек прибыли за год.
Для инвестора, сравнивая компании друг с другом, более интересна та, у которой ROA выше. Это значит, что она зарабатывает больше при меньших инвестициях. Падение ROA в течение нескольких периодов — это тревожный звонок, который сигнализирует о том, что активы с каждым годом используются менее эффективно.
Отличие ROA от ROE:
ROA учитывает долг компании, а ROE — нет. Чем больше компания берёт долгов, тем выше будет рентабельность собственного капитала.
Как пользоваться коэффициентом ROA :
Рентабельность активов полезно применять в следующих случаях:
Сравнение компаний по показателю рентабельности активов может быть корректно осуществлено только в рамках одной отрасли. Например, в отраслях с высокой оборачиваемостью активов как розничная торговля, это показатель будет существенно выше, чем в отраслях, где оборачиваемость активов традиционно низкая, как в машиностроении.
Заключение:
Расчёт рентабельности активов может быть полезен при сравнении прибыльности компании за несколько кварталов и лет, а также при сравнении с аналогичными компаниями одинакового размера и отрасли.
ROA измеряет, насколько эффективно компания может управлять своими активами для получения прибыли в течение периода.
Поскольку единственной целью активов компании является получение прибыли, этот коэффициент помогает как руководству, так и инвесторам увидеть, насколько хорошо компания может конвертировать свои инвестиции в активы в прибыль.
Для инвестора важно, чтобы ROA компании, в которую он хочет инвестировать деньги, был выше среднего по отрасли и показывал рост последние годы.
ROA (рентабельность активов): что такое и как рассчитать инвестору
Мы продолжаем серию статей об основных мультипликаторах, которые инвесторы используют для фундаментального анализа компании. В экономике одним из важнейших показателей эффективности деятельности любого предприятия является рентабельность. Сегодня мы поговорим о ROA или рентабельности активов. Рассмотрим, что это такое простыми словами, как рассчитать и интерпретировать на конкретных примерах.
Понятие и формула расчета
ROA (рентабельность активов) – это финансовый показатель, который отражает эффективность использования предприятием активов, приобретенных на собственный и заемный капитал.
Последняя фраза является важным уточнением и главным отличием ROA от еще одного показателя рентабельности – ROE, который оценивает эффективность использования только собственного капитала, без учета заемного.
ROA = Чистая прибыль / Активы
Чем выше значение показателя, тем эффективнее используются активы компании. Но нельзя принимать решение о выборе той или иной акции только на основе анализа рентабельности активов. Может оказаться так, что предприятие приобретает имущество полностью за счет кредитных средств и пока получает хорошую прибыль от своей деятельности, поэтому и коэффициент тоже высокий. Но долговая нагрузка имеет все шансы испортить в ближайшие годы такую радужную картину.
Или другая ситуация. Основные фонды на предприятии не обновляются, амортизация ежегодно уменьшает их стоимость. Следовательно, знаменатель снижается, а рентабельность растет. Но ничего хорошего от такой политики компании инвестору ждать не приходится. Морально и физически изношенные фонды, отсутствие CAPEX в конечном итоге приведут к уменьшению чистой прибыли.
Чистая прибыль – прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после покрытия за счет выручки и других видов доходов своих затрат и уплаты налога на прибыль.
Активы – это денежные средства и их эквиваленты, основные средства (здания и сооружения, машины и оборудование, транспортные средства и пр.), запасы (сырье и материалы, готовая продукция и пр.), краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения, нематериальные активы
Активы предприятия находятся в постоянном движении в течение года, поэтому целесообразно в знаменателе учитывать их среднегодовое значение – стоимость на начало года плюс стоимость на конец и разделить на 2.
Особенности применения мультипликатора ROA
Особенности применения ROA в инвестиционной практике:
Пример, которые хорошо иллюстрируют последнее утверждение:
Компания | Значение ROA за последние 12 месяцев | Значение ROA за последние 12 месяцев в среднем по отрасли |
Сбербанк (финансы и банки) | 3,09 % | 1,47 % |
Алроса (металлы и добыча) | 15,96 % | 10,91 % |
Примеры расчета в фундаментальном анализе
Традиционно есть 2 способа получить значение мультипликатора для анализа компании:
Способ 1. Рассчитать самостоятельно по данным финансовой отчетности. Рассмотрим, где найти исходные данные для компании Газпром нефть. Напомню, что российские предприятия составляют два вида отчетности: РСБУ и МСФО. Необходимые данные есть и там, и там. Но итоговые значения будут отличаться. На это есть несколько причин:
Для начала рассмотрим отчетность Газпром нефти по РСБУ за 2020 г. Чистую прибыль находим в Отчете о финансовых результатах:
Активы можно найти в Бухгалтерском балансе:
ROA = 162 550 492 / ((1 965 737 903 + 1 751 904 018) / 2) * 100 % = 8,74 %
Расчет рентабельности активов по МСФО:
ROA = 120 633 / ((4 259 174 + 3 825 483) / 2) * 100 % = 2,98 %
Способ 2. На сайтах-агрегаторах, таких как smart-lab.ru, conomy.ru и других есть готовые значения многих мультипликаторов. Недостаток в том, что информация идет, как правило, за один какой-то период. А для инвестора важна динамика за несколько лет.
Заключение
Кроме рассмотренных нами ROE и ROA есть еще ряд показателей рентабельности. Например, ROS (рентабельность выручки) и ROIC (рентабельность инвестиций). Но это уже темы следующих статей.
С уважением, Чистякова Юлия
С 2000 года преподаю экономические дисциплины в университете. В 2002 году защитила диссертацию на присуждение ученой степени кандидата экономических наук.
Обладаю врожденной способностью планировать и управлять личными финансами. С 2017 года повышаю финансовую грамотность других людей, перевожу сложные термины на человеческий язык.
Рентабельность активов (ROA) – что это такое и как рассчитать
ROA – это мультипликатор, показывающий, насколько эффективно используются активы в деятельности компании.
Показатель упоминался в статье «Формула Дюпона» и использовался в простейшей двухфакторной модели Дюпона, определяющей зависимость между рентабельностью продаж и оборачиваемостью активов.
В расчете коэффициента участвуют все виды активов, в том числе и те, который были приобретены с использованием заемных средств. В этой статье мы разберем формулу расчета рентабельности активов ROA и как можно использовать этот коэффициент в финансовом анализе деятельности предприятия.
Что такое ROA
ROA – это финансовый показатель, определяющий доходность, полученную на собственный и заемный капитал. В отличие от мультипликатора ROE (рентабельность собственного капитала), ROA рассчитывается с учетом заемных средств.
Формула расчета ROA по балансу такая:
где ЧП – чистая прибыль (стр. 2400 отчета о финансовых результатах);
А – активы (стр. 1600 баланса).
Как рассчитывается чистая прибыль, вы уже знаете. Это объем продаж за минусом расходов (постоянных и переменных), плюс операционные доходы и минус операционные расходы. Полученная величина уменьшается на сумму начисленного налога.
Активы – это, по сути, итог по бухгалтерскому балансу. В их состав входят:
Можно рассчитывать показатель ROA только по внеоборотным активам (стр.1100) или только по оборотным (стр.1200). Но чаще всего формула расчета ROA включает суммарный показатель стоимости всех активов. При этом используется среднее арифметическое стоимости на начало и конец периода.
Итоговая строка баланса – это весь капитал, находящийся в собственности предприятия. Мультипликатор рентабельности показывает, сколько процентов прибыли приносит каждый рубль использования капитала.
Немного странным может показаться то, что в состав капитала входит дебиторская задолженность. Казалось бы, как может долг являться капиталом?
Оборотные активы бывают с высокой ликвидностью либо с низкой. Ликвидность – это способность конвертироваться в деньги. Так, денежные средства, депозиты, краткосрочные ценные бумаги обладают высокой ликвидностью.
Задолженность покупателей является своего рода гарантией получения денег. Иными словами, это актив средней или низкой ликвидности, который через какое-то время будет «превращен» в денежные средства. Полученные деньги можно использовать для покупки оборудования, товаров и других целей. Если средства пойдут на погашение задолженности перед поставщиками – стоимость активов уменьшится.
При увеличении оборотных средств (например, материальных запасов) задолженность перед поставщиком (кредиторка) также увеличится. Поэтому для полной картины стоит обращать внимание и на рентабельность собственного капитала (ROE).
Далее на примерах рассчитаем рентабельность активов ROA, используя формулу по балансу.
Примеры расчета
Предположим, чистая прибыль компании составила 1500 тыс. руб., а стоимость активов – 10 млн. руб. на начало года и 12 млн. руб. – на конец года. Рассчитаем мультипликатор ROA.
Чтобы избежать арифметической ошибки при составлении формулы, сначала следует выполнить расчет средней стоимости активов:
А=(10000+12000)/2=11000 тыс. руб.
Теперь рассчитаем коэффициент ROA по данным бухгалтерской отчетности. Нужные нам строки выделены желтым цветом.
А=(90994+135202)/2=113098 тыс. руб.
В обоих примерах получились хорошие результаты. О том, каким должен быть показатель ROA, мы поговорим дальше, а пока рассмотрим двухфакторную модель расчета данного мультипликатора.
Двухфакторная модель ROA
Вспоминаем двухфакторную модель Дюпона, где формула коэффициента ROA, которую мы использовали выше, была получена путем преобразования:
ROS – коэффициент рентабельности продаж;
Коа – коэффициент оборачиваемости активов.
Для примера выше ROS будет таким:
Расчет ROA «развернутым методом» позволяет увидеть:
Какие значения показателя считаются оптимальными
Среднее значение мультипликатора для американских и европейских крупных компаний – 10-15%. Так, для Apple этот показатель составляет 14,5%, для Microsoft – 15,95%. А вот для компании Daimler AG (производство автомобилей Mercedes-Benz) – 0,79%. Все данные приведены за 2019 год.
В капиталоемких отраслях (производство, добыча ресурсов и т.д.) значения коэффициента, как правило, ниже, чем в высокотехнологичной сфере. Это объясняется необходимостью постоянно обновлять оборудование, используемое в процессе производства. В то время как в IT-сфере для ведения деятельности нужны в основном компьютеры, которые стоят не так дорого.
В сферах торговли и оказания услуг средняя доходность активов ROA составляет около 8-12%, в банковском секторе – примерно 1-2%.
По данным ММВБ, за тот же 2019 год среднее значение коэффициента для российских компаний составило 5%. В целом, как таковых нормативных значений мультипликатора не существует, единственный критерий – значение должно быть положительным. Если коэффициент принимает отрицательное значение, это говорит об убыточности компании и должно служить «красным сигналом» для инвестора.
Что стоит учитывать при анализе компании по ROA
Прибыль зависит от объема продаж и структуры расходов, а активы – от наличия оборотных средств. Не всегда большой объем свободных средств работает на увеличение доходности. Например, для дистрибьюторов норма прибыли – 2% от выручки.
Кроме того, ROA активов не следует использовать для составления долгосрочных прогнозов. Высокое значение показателя не говорит о том, что прибыль будет расти. Возможно, компания в этом отчетном периоде провела несколько высокорисковых сделок.
Также нельзя забывать, что показатель рентабельности активов ROA характеризует доходность на весь капитал, находящийся в использовании компании. Сюда входят и кредитные средства, которые придется возвращать, а предугадать объем денежных поступлений очень сложно.
Помимо расчета общего показателя рентабельности ROA, не лишним будет рассчитать значение только для внеоборотных активов, а также рентабельность собственного капитала ROE.
Всегда ли хорош высокий ROA
Почему в производственных компаниях невысокий ROA? Это показывает, что предприятие вкладывает деньги в новое оборудование. Чем выше стоимость основных средств, тем ниже рентабельность активов. Со временем, по мере износа показатель растет. Таким образом, высокое значение мультипликатора может указывать на то, что компания не вкладывает деньги в основные фонды.
С другой стороны, не во всех отраслях высокая стоимость основных фондов указывает на прочное финансовое положение. К примеру, в сфере услуг дорогостоящее оборудование зачастую и не требуется. А ROA банков составляет 1-3% – это связано с тем, что для расчета используется другая формула. Пример расчета коэффициента рентабельности активов для кредитного учреждения мы рассмотрим ниже.
В целом, высокое значение мультипликатора указывает на то, что компания получает прибыль при невысоких объемах вложений.
Как пользоваться коэффициентом ROA (Return of Assets)
Итак, расшифровка аббревиатуры ROA – Return of Assets (дословно – возврат активов, или их окупаемость, а точнее – способность приносить прибыль).
Мультипликатор можно использовать для первичного финансового анализа, к примеру, при оценке кредитоспособности заемщика или покупателя, а также для рассмотрения компании в качестве объекта инвестиций.
Также очень важно знать, насколько предприятие зависимо от заемных средств. Для этого следует рассчитать разницу между коэффициентами Return of Assets и Return of Equity. Большой разрыв между ROA и ROE показывает, что в стоимости активов преобладают заемные средства.
Разновидности финансового показателя
Кроме рентабельности активов ROA, есть еще два коэффициента, которыми не стоит пренебрегать при проведении экспресс-анализа компании. Они рассчитываются с помощью несложных формул и прекрасно дополняют информацию по эффективности бизнеса.
Этот мультипликатор уже нам знаком, он использовался в двухфакторной модели ROA. ROS (Return of Sales) – это коэффициент рентабельности продаж, показывающий, сколько процентов прибыли содержит каждый рубль или доллар выручки от отгруженной продукции. Напомню, что именно фактически отгруженные товары или оказанные услуги являются показателем для бухгалтерской отчетности и инвестиционного анализа. Выручку по оплате учитывает лишь небольшой процент компаний, они, как правило, относятся к микропредприятиям и редко вызывают интерес инвесторов.
ROS – это результат деления чистой прибыли на объем продаж:
В качестве примера возьмем отчет о финансовых результатах ПАО «ГМК «Норильский никель»:
И рассчитаем ROS, используя значение по строкам 2110 и 2400:
Как видите, за год мультипликатор увеличился более чем в 2 раза. Казалось бы, очень хороший результат. Однако нормативное значение для металлургии за 2019 год – 66,3%. То есть, предприятие немного не дотягивает до установленной нормы, и существует риск налоговой проверки. Впрочем, Норильский Никель присоединился к системе налогового мониторинга, позволяющей контролировать правильность начисления налогов онлайн, без выездных проверок.
ROIC (Return of Invested Capital) – это коэффициент рентабельности инвестированного капитала. Он рассчитывается по формуле:
NOPLAT – операционная прибыль, скорректированная на сумму налогов и процентов;
IC – инвестированный капитал.
TR – ставка налога на прибыль.
ОА – оборотные активы (строка 1200);
КЗбп – краткосрочные обязательства, на которые не начисляются проценты (стр. 1500-стр.1510);
ВА – внеоборотные активы (строка 1100);
ЗО – забалансовые обязательства (при наличии);
ОНО – отложенные налоговые обязательства (строка 1420).
Рассчитаем ROIC для ПАО «ГМК «Норильский никель». Сумму операционной прибыли возьмем из строки 2200 отчета о финансовых результатах, приведенного выше. Ставка налога на прибыль в РФ – 20% (в расчетах используется как коэффициент, равный 0,2).
ОП=537073480 тыс. руб.
NOPLAT=537073480*(1-0,2)=429658784 тыс. руб.
IC=535078619-(365115688-179733272)+747623700-15994755=1081325148 тыс. руб.
Нормативных значений ROIC не имеет, однако чем выше значение мультипликатора, тем эффективнее используется инвестированный капитал.
Расчет ROA на реальных примерах
Сначала рассчитаем рентабельность активов ROA для малого предприятия по приведенной выше формуле, а затем выполним расчет этого коэффициента для банка.
Требуется разделить чистую прибыль (стр. 2400) на среднее арифметическое суммы активов за 2020 и 2019 гг. (стр. 1600):
А=(3840+4711)/2=4276 тыс. руб.
ROA=111/4276*100%=2,60%. Это довольно низкий показатель даже для производственного предприятия.
Посмотрим, насколько компания зависима от заемных средств, вычислив коэффициент ROE (отношение чистой прибыли к собственному капиталу). Сумма собственного капитала отображена в стр. 1370.
Как видим, разрыв между коэффициентами ROA и ROE большой. Это показывает, что компания, занимающаяся производством пластиковых окон, в большей степени использует заемные средства, чем собственные. Впрочем, это видно из баланса и так: кредиторка практически равна сумме финансовых активов.
Пример 2.
Приведем формулу расчета ROA для банка:
БП – балансовая прибыль;
t – период времени с начала года, выражаемый в днях.
Рассчитаем коэффициент рентабельности активов для Альфа-Банка по состоянию на 01.12.2020 г. Данные взяты с официального сайта.
БП=158208797 тыс. руб.;
ЧА=4629630424 тыс. руб.
t=(365-31)=334 дня (данные за 2020 год без учета декабря).
ROA=(158208797/4629630424)*(360/334)*100=0,0342*1,0778*100=3,69%. Это довольно высокий показатель для банковского сектора.
Преимущества и недостатки
Основные плюсы коэффициента рентабельности ROA:
Заключение
Теперь, когда вы знаете, что такое ROA, и как его рассчитать, подведем итоги.