Rock n roll что означает
Термином «рок-н-ролл» в начале XX-го века обозначали половой акт
Слово «рок-н-ролл» для многих давно является синонимом бунтарства, развязности и сексуальной распущенности, и хотя в наше время этот стиль музыки стал практически академической классикой, семантические корни термина действительно связаны с вечеринками и сексом.
Считается, что это понятие изобрёл Алан Фрид, легендарный диск-жокей кливлендской радиостанции, который, желая яснее донести суть «чёрной» музыки до белой аудитории, описал так одну из ритм-энд-блюзовых композиций, поставленных им в эфире, но на деле рок-н-ролл появился несколько раньше.
Алан Фрид
В 1920-х годах словами «качаться» (rock) и «крутиться» (roll) как в словосочетании, так и по отдельности, чернокожие жители Соединённых Штатов называли шумные попойки и концерты, на которых можно было познакомиться с симпатичными девушками, конечно, с вполне определённой целью. Постепенно негритянское население стало обозначать словом «рок-н-ролл» и сам половой акт, а к началу 1930-х годов это название распространилось на ритмичную музыку, пробуждающую в танцующих под неё юношах и девушках сексуальный интерес друг к другу.
Сейчас невозможно точно сказать, придумал Фрид термин независимо от темнокожего населения США или только рассказал американцам об известном ему негритянском жаргоне, но так или иначе, именно в его радиоэфире начала 1950-х годов впервые прозвучал рок-н-ролл.
Рок-н-ролл
джаз, буги-вуги, кантри-н-вестерн, ритм-н-блюз, хиллбилли
Рок-н-ролл (от англ. rock and roll или rock’n’roll — «качайся и катись» [1] ) — жанр популярной музыки, получивший распространение в 1950-х годах. Оформился из комбинации отдельных элементов афроамериканских и белых жанров, таких как блюз и кантри. Стиль белых исполнителей получил также название рокабилли.
Отличительные черты — это чёткий ритм, раскованность музыкального исполнения. Традиционными музыкальными инструментами являются электрогитара, контрабас, ударные, фортепиано и саксофон. Состав рок-н-ролльных коллективов обычно 3 человека (гитара, контрабас, ударные). Для рок-н-ролла характерен размер 4/4 (четыре четверти), быстрые композиции исполняются в темпе 160—240 уд/мин.
В начале 1960-х годов стилистические границы рок-н-ролла расширилиcь, и появился новый самостоятельный жанр — рок-музыка.
Содержание
Истоки
Рок-н-ролл явился результатом синтеза различных стилей американской музыки. Почти одновременно, независимо друг от друга, неизвестные никому белые и черные музыканты американского Юга стали смешивать ритм-энд-блюз, буги-вуги, кантри и госпел, добиваясь неведомого до того звучания. Билл Хейли вовсю использовал афроамериканский сленг в начале 1950-х гг. в своих ритмичных песнях, построенных на кантри с примесью джаза и буги-вуги. Его два сингла «Rock Around the Clock» (записан в апреле 1954 года) и «Shake, Rattle and Roll» сыграли решающую роль в массовой популярности рок-н-ролла, до того бывшего лишь музыкальным экспериментом, известном лишь слушателям местных радиостанций. Так как термина рок-н-ролл в современном его значении ещё не существовало, «Rock Around the Clock» была обозначена на пластинке как фокстрот.
Первые записи
В 1949 году афроамериканский исполнитель Уинони Харрис записал песню под названием «All She Wants to Do Is Rock», где было употреблено слово «рок-н-ролл» в отношении к музыке.
Несмотря на то, что сложно чётко обозначить временное начало стиля, специалисты часто отдают первенство первого рок-н-ролла песне «Rocket 88», записанной ритм-н-блюзовой группой Айка Тёрнера в марте 1951 года. [6]
Происхождение термина
Считается, что музыкальный термин «рок-н-ролл» был введён в обиход Аланом Фридом, энергичным диск-жокеем из Кливленда, много сделавшем для популяризации новой музыки, которая в то время встречала достаточно широкий отпор со стороны консервативного общества США. Рок-н-ролл явился первым стилем в современной популярной музыке, развитым и играемым наравне как белыми, так и афроамериканскими исполнителями, что в итоге привело к частичному снижению расовой накалённости тех лет (при том, что этот жанр был сугубо аполитичным). Помимо песен, изначально написанных в новом стиле, ранние исполнители рок-н-ролла также исполняли народные песни, старые блюзы, кантри и джаз-композиции, придавая им стилистику рок-н-ролльного звучания.
Классический рок-н-ролл
Классическое звучание рок-н-ролла было сформировано в 1954—55 гг., когда Билл Хейли, Элвис Пресли, Чак Берри, Литл Ричард и Фэтс Домино записывали песни, заложившие основу рок-н-ролла. Каждый из этих уникальных музыкантов привносил нечто особенное в новую музыку: Элвис Пресли смело экспериментировал с кантри и блюзом; Фэтс Домино наконец-то доказал, что его новоорлеанское пианинное буги-вуги и было рок-н-роллом; ураганный ритм и неистовые вопли пианиста Литла Ричарда стали квинтэссенцией бунтарского характера рока, а гитарные аккорды и остроумные тексты Чака Берри стали примером для бесчисленных подражаний. Олицетворением рок-н-ролла всё же до сих пор является Элвис Пресли, наречённый «королём рок-н-ролла» ещё в 1956 году и оказавший огромное музыкальное и стилистическое влияние на молодое поколение не только Америки, но и всего мира.
Расцвет жанра
После невиданного коммерческого успеха Пресли, рок-н-ролл мгновенно стал объектом интереса кинематографа, а также крупнейших лейблов, которые старались переманить к себе начинающих талантливых исполнителей из маленьких студий. В 1956—1957 гг. рок-н-ролл пополнился новыми звёздами — Карл Перкинс, Джерри Ли Льюис, Бадди Холли, Эдди Кокран — привнёсшими новаторские приёмы игры и оказавшие ещё большее влияние на следующее поколение музыкантов. Особое место в истории инструментального рок-н-ролла занял Линк Рей, чья композиция «Rumble» оказала огромное влияние на развитие последующей гитарной музыки. К концу 1950-х пластинки в стиле рок-н-ролла были одними из самых продаваемых в музыкальной индустрии США.
Молодёжный стиль
Развитие классического рок-н-ролла было стремительным, однако он также довольно быстро оказался на грани самоисчерпания: Литл Ричард оставил поп-музыку уже в 1957 году, два года спустя после своего первого успеха; Элвис Пресли был призван в армию на два года и по возвращении в 1960 году был больше занят кинокарьерой; Бадди Холли, Ричи Валенс и Биг Боппер погибли в 1959-м; Чак Берри был приговорён к тюремному заключению. Другие певцы стали осваивать посторонние стили (кантри, ритм-энд-блюз и др.). Параллельно существовало множество коммерчески успешных исполнителей, старательно отшлифовывавших рок-н-ролл (особенно в жанре ду-уап), однако мало способствовавших музыкальному развитию. К началу 1960-х гг. рок-н-ролл оказался на пути тупикового самоповторения, и от конечного угасания его не спасали ни модный твист (Чабби Чекера), ни калифорнийский сёрф-рок The Beach Boys, несмотря на очевидное стремление последних обновить стиль. Свежие идеи, вдохнувшие в рок-н-ролл новую жизнь, были принесены из Старого Света «британским вторжением», возглавляемым The Beatles в середине 1960-х гг. Почти все рок-н-ролльные хиты 50-х гг. (особенно Чака Берри и Литла Ричарда) были заново перепеты британскими группами. Тогда же начинает использоваться общий термин — «рок».
Рок-н-ролл в России
Вот, как вспоминает ранний рок-н-ролл середины 1950-х годов Анатолий Николаевич Васильев, позднее создатель и лидер ленинградской вокально-инструментальной группы «Поющие гитары»:
Примерно в это же время группы со схожим репертуаром появились в Москве и Прибалтике. Музыка была достаточно любительского характера, и в скором времени рок-н-ролл был смещён «британским вторжением» — The Beatles, The Rolling Stones. На официальном уровне рок-н-ролл игнорировался, хотя нередко был предметом антизападной пропаганды. Парадоксальным образом, твист оказался вполне приемлемым и популярным жанром.
Нео-рокабилли
Официально, рок-н-ролл, в его традиционном понимании, стали играть и записывать в СССР с 1980-х годов. Наиболее значимыми группами этого направления в то время были таллинский Рок-отель, московская группа Браво, ленинградские Зоопарк и Секрет, Мифы. В середине 1980-х стали появляться клубные коллективы, играющие рокабилли: московский Мистер Твистер и Тихий час, ленинградские The Swindlers.
См. также
Примечания
Ссылки
Rock n roll что означает
Что такое рок-н-ролл, история рок-н-ролла
Рок-н-ролл буквально взбудоражил молодежь Америки в середине 50-х годов прошлого столетия. А затем и весь мир. И пока юноши и девушки подпевали популярным певцам и зажигали на танцполах, их родители выступали против «нововведений» в музыкальном мире. Почему этот стиль приобрел огромную популярность и почему выступил яблоком раздора между поколениями? Об этом и не только наша страница.
История рок-н-ролла
Термину «рок-н-ролл» мы обязаны Алану Фриду, американскому диджею. Он работал на кливлендской радиостанции и очень часто ставил в эфир негритянскую музыку, потому что заметил, как к ней тяготеет белая молодежь. Само название рок-н-ролл появилось из популярной на то время песни «We’ll rock, we’ll roll». Это произошло в 1952 году.
Дав имя новому жанру, Алан стал активно его продвигать. Радиоэфира ему показалось мало, поэтому он стал устраивать рок-балы. На них собиралось черное и белое население — американская общественность была возмущена! Но почему? Ответ на этот вопрос дает история США.
Расовая неприязнь в Америке после Второй мировой войны обострилась. Черному населению не разрешалось садиться в автобусе, если стоял белый американец.В южных штатах юноши и девушки разного цвета кожи даже танцевали на разных этажах. Такое же враждебное отношение складывалось и к негритянской музыке. Госпелам, ритм-энд-блюзу было не место в радиоэфире. Но так считало лишь старшее поколение, которое тяготело к кантри и оркестровой музыке, лишенной импровизаций и ярких эмоций.
Послевоенная молодежь требовала новых кумиров, новой музыки, свободной и зажигательной. Молодые люди того времени не разделяли расовых предрассудков, поэтому без тени сомнений блуждали по черным радиостанциям в поисках ритмичных звучаний. Этим и воспользовался Алан Фрид.
Консервативные родители не разделяли интересы своих детей. Как итог — рок-н-роллу объявили войну. Известные персоны называли рок-н-ролл «черной заразой», способной уничтожить Америку. В школах под запрет попали джинсы, родители ругали детей за их вкусы, в попытке ослабить влияние негритянской культуры. Но для молодых американцев, которые устали жить в мире заблуждений, цвет кожи любимых исполнителей не имел значения.
Все изменила песня «Rock Around the Clock» в исполнении Билла Хейла, белокожего американца. Впервые публика ее услышала в апреле 1954 года, но встретила без особого энтузиазма. Но достаточно было сделать композицию саундтреком к молодежному фильму «Джунгли грифельных досок», чтобы начался век рок-н-ролла. Сейчас мало, кто знает про эту киноленту, а вот «Rock Around the Clock» угадывается с первых аккордов.
К ранним исполнителям рок-н-ролла также относятся Литл Ричард и Фэтс Домино, игравший буги-вуги на своем любимом пианино. Каждый из музыкантов вносил в музыку что-то свое. Чак Берри выделялся эффектными движениями, которые используются на рок-концертах до сих пор. Литл Ричард запоминается бешеным ритмом и громкими воплями.
Чем популярнее становилась новая музыка, тем громче возмущались противники. Поведение Элвиса в сочетании с его смелым образом лишь распаляло огонь. Сбрасывать с себя одежду во время концерта было возмутительно, по мнению консервативных американцев. Несмотря на это, молодежь продолжала танцевать под зажигательные ритмы.
Вторая волна исполнителей рок-н-ролла включает такие имена: Карл Перкинс, Джэрри Ли Льюис и Бадди Холли, который несмотря на классический костюм и очки завоевал чернокожую аудиторию. Не менее известен среди поклонников жанра и Лин Рей. Благодаря этому американцу мы знаем гитарную музыку такой, какой она есть.
В конце 50-х в газетах стали появляться заголовки: «Рок-н-ролл умер». Поклонникам было о чем задуматься. Ведь Элвиса призвали в армию, Чак Берри получил тюремный срок, Джерри Ли Льюис потерял уважение поклонников из-за женитьбы на несовершеннолетней, а Бадди Холли и Ричи Валенс трагически погибли в авиакатастрофе. Кто сможет продолжить плеяду хитов и распалить сердца молодежи? Ливерпульская четверка. Битлам удалось придать рок-н-роллу иноезвучание и заставить весь мир сходить с ума по своим песням. Но это уже новый виток в развитии музыки.
Рок-н-ролл сегодня
И все-таки: мертв или жив рок-н-ролл? Пока существуют группы, исполняющие этот жанр. Пока создаются каверы на популярные американские песни середины прошлого века. Пока жива память об Элвисе Пресли, Бадди Холли и других родоначальниках стиля, говорить о смерти рок-н-ролла не приходится. Ведь их творчество до сих пор пользуется популярностью. Хиты полувековой давности используют в качестве музыкального сопровождения фильмов и рекламных роликов.
Но это лишь малая часть доводов в пользу того, что рок-н-ролл никуда не исчез. Ведь этот жанр стал основой для появления многих рок-направлений. Между ценителями музыки ведутся жаркие споры: рок-музыка и рок-н-ролл — это одно и то же? И большинство сходится во мнении, что рок-н-ролл стал прародителем рок-культуры. Получается, что арт-рок, фолк-рок и другие направления имеют одну и ту же основу. Это значит одно: рок-н-ролл жив, пусть и в измененной форме.
Интересные факты
Самой первой песней в жанре рок-н-ролл считается композиция «Rocket 88», которую исполнил Айк Тернер, афроамериканский музыкант. Он записал ее в 1951 году на студии Сэма Филлипса, того самого, который открыл миру Элвиса Пресли.
Можно ли играть рок-н-ролл без гитары? Оказывается, да. Это доказывают участники ежегодного чемпионата по игре на воображаемой струнном инструменте. Они выходят на сцену и импровизируют под выбранную мелодию. Кто сделает это виртуознее и харизматичнее, получает в подарок настоящую гитару.
В Кливленде находится Музей и Зал славы рок-н-роллу. Открытие своеобразного дома, посвященного этой культуре, произошло в 1995 году. Над созданием проекта работал китайский архитектор Юй Мин Пэю. Свой Зал славы был также построен и в Сан-Франциско, но именно Кливленд завоевал первое место. Ведь именно здесь на местной радиостанции впервые прозвучало слово «рок-н-ролл».
Разновидность рок-н-ролла — рокабилли. Термин используется для описания творчества белых музыкантов, исполнявших этот жанр.
13 апреля меломаны празднуют всемирный день рок-н-ролла, хотя он и не причислен к официальным праздникам. Но стоит помнить, что эта дата условна. Поклонники до сих пор спорят: 13 или 12 апреля родился рок-н-ролл? Споры связаны с моментом записи хита «Rock Around The Clock». Одни считают, что он был записан поздним вечером 12 числа, другие — после полуночи.
Самые яркие композиции в жанре рок-н-ролл
Об этом музыкальном стиле можно рассказывать долго. Чтобы проникнуться американской культурой ушедших времен и понять повсеместную истерию по Элвису Пресли и другим представителям жанра, предлагаем познакомиться с классикой рок-н-ролла.
«Rock Around The Clock» — главный гимн направления, записанный Биллом Хейли и его группой The Comets. Переводится композиция просто: «Рок круглые сутки», что полностью отражает характер жанра. Примечательно, что песня впервые была написана в 1952 году, а популярность приобрела только через 3 года. Еще один факт — композиция стала самой коммерчески успешной в своем жанре.
«Johnny B. Goode» в исполнении Чака Берри — это простая песня о жизни простого деревенского паренька по имени Джонни. Это настоящая классика рок-н-ролла, которую человечество предложило для прослушивания жителям других галактик. Дело в том, что эту композицию записали на золотой пластинке и отправили на Вояджере в космическое путешествие.
«Long Tall Sally» зазвучала в радиоэфире в 1956 году. Исполнил ее известный на тот момент американский музыкант Литл Ричард. В этой композиции есть все, что характерно для рок-н-ролла: и быстрый ритм, и виртуозная игра певца на рояле, и красивое звучание саксофона. Отдельного внимания заслуживают громкие вопли Ричарда. Этой песни суждено было занять верхнюю строчку чартов.
«The Twist» — композиция, которой дал новую жизнь Чабби Чекер. Он записал кавер на одноименную песню, написанную Хэнком Баллардом, чем обеспечил ей первое место в хит-параде. Дополнительный эффект после записи — популяризация танца твиста. Ноги сами начинают выполнять знакомые миллионам движения, достаточно прозвучать первым аккордам.
«Peggy Sue» написал и исполнил талантливый музыкант Бадди Холли. Его кумиром был Элвис, который и вдохновил молодого человека на творчество в ритмах рок-н-ролла. Несмотря на то что песня в 1957 году заняла 3 место, ей суждено было стать одной из самых важных в музыкальной культуре Америки.
«Blue Suede Shoes» — заводная и ритмичная композиция в исполнении Короля рок-н-ролла. В общем, это легендарный хит, под который хочется танцевать даже спустя более полувека.
Особенности жанра
Рок-н-ролл — это зажигательный четкий ритм, быстрый темп. Это динамика и энергия. Ведь этот стиль объединяет в себе музыку и танцы. Не зря в танцевальной культуре рок-н-ролл выделяется в отдельное направление.
На формирование стиля огромное влияние оказала черная музыка, в частности блюз. Рок-н-ролл объединил в себе буги-вуги, ритм-энд-блюз, джаз и госпел. Не обошлось в нем и без кантри, без которого сложно представить культуру белого населения Америки.
Классический рок-н-ролл наполнен сленговыми выражениями, в том числе негритянскими.
Рок-н-ролл — это свобода самовыражения и раскрепощенность. В нем живут чувства и энергия, а не общественные нормы. Отдельные кумиры того времени запомнились именно благодаря неординарным танцам. Достаточно вспомнить Элвиса Пресли или Чака Берри.
Главный инструмент — электрогитара. Ее звучание дополняют фортепиано, ударные, контрабас и саксофон, который позаимствован из джаза. При прослушивании сложно выделить какой-то определенный инструмент — настолько гармонично они звучат.
Несмотря на короткий век существования, рок-н-ролл оставил яркий след в истории мировой музыки. Без него мы никогда бы не услышали песни The Beatles, The Rolling Stones и других известных групп, вдохновением для которых стали зажигательные и танцевальные ритмы рок-н-ролла.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Рок-н-ролл как стиль жизни: самой бунтарской музыке мира – 55 лет
Чем масштабнее явление, тем труднее проследить, откуда оно берет свое начало. Это в полной мере относится и к рок-н-роллу. Впрочем, у фанатов этого жанра есть свой законный праздник. Всемирный день рок-н-ролла отмечается ежегодно 13 апреля, хотя событие, к которому приурочен этот праздник, произошло на день раньше – 12 апреля 1954 года. В этот день американский музыкант Билл Хейли, который считается одним из пионеров рока, записал сингл «Rock Around The Clock» («Рок круглые сутки»). Песня имела колоссальный успех и была одной из первых композиций в новом жанре, который очень скоро завоевал сердца меломанов во всем мире.
Что касается самого термина «рок-н-ролл» (в переводе с английского означает «качайся и крутись»), то он появился еще раньше – в 1951 году. Авторство приписывают Алану Фриду – диск-жокею из Кливленда, который решился бросить вызов консервативному американскому обществу. Фриду нравилась набиравшая обороты в 50-х новая музыка – громкий, ритмичный, полный жизни ритм-энд-блюз. Но так как это была музыка чернокожих, белая публика обходила ее стороной. Тогда Фрид нашел выход: однажды вечером он запустил в эфире своей радиостанции энергичные композиции в стиле ритм-энд-блюз, а чтобы не шокировать слушателей, замаскировал их под другим названием – «рок-н-ролл». А в 1952 году Фрид и его единомышленники организовали концерт «Moondog Coronation Ball» в Кливленде. Сегодня он считается первым в мире рок-н-ролльным концертом. Таким образом, дерзкий поступок одного энтузиаста дал толчок гигантской волне новой музыки, которая сумела захватить весь мир на многие годы и стереть все границы, включая расовые, возрастные и политические.
Сегодня модно говорить, что рок мертв: якобы, сценой заправляют артисты другого сорта, в ходу другие жанры, а кучка престарелых «тру-рокеров», которые еще скрипят и иногда даже собирают стадионы – это все, что у нас осталось. Но чтобы как следует разобраться во всем этом, нужно заглянуть в самую «глубь веков», а именно – обратиться к истокам.
Взлет рок-н-ролла профинансировали подростки 60-х
Музыкальный критик, журналист и известный московский меломан Александр Беляев посвятил рок-н-роллу внушительную часть своей жизни. И, хотя в последние годы он переключился на джаз, дух рока – навсегда в его сердце.
«Рок-н-ролл – это великий, мощный, массовый музыкальный жанр, вся история которого задокументирована на дисках и прочих носителях. Грандиозность и масштабность распространения рок-н-ролла по миру как раз и связана с развитием технологий, а именно с появлением в XX веке различных звукозаписывающих и звуковоспроизводящих устройств. Что касается этой даты – 13 апреля, то и у джаза, и у рок-н-ролла, и, вообще, у любого жанра невозможно определить день рождения, это всегда условная дата. Выбирается что-то более-менее знаковое. Но с Биллом Хейли и его синглом «Rock Around The Clock» была очень хитрая история», – рассказывает Александр.
Билл Хейли и группа The Comets
Оказывается, эта песня была написана американскими музыкантами Максом Фридманом и Джеймсом Майерсом еще в 1952 году. Изначально Майерс предложил записать ее Биллу Хейли и его группе The Comets, но продюсеру Хейли эта идея не понравилась. В результате Майерс отдало песню другому исполнителю – Сонни Дэю и его группе The Knights. Таким образом, впервые «Rock Around The Clock» увидела свет в записи этих ребят. Впрочем, та версия имела очень мало общего с будущим синглом Хейли.
В 1954 году Билл Хейли перешел на лейбл Decca Records и сразу же решил записать свою версию «Rock Around the Clock». Песню стали крутить на радио, и она даже вошла в американский хит-парад, но все-таки грандиозного успеха не имела. И только после выхода на экраны фильма «Школьные джунгли», где эта композиция прозвучала в качестве саундтрека, «Rock Around the Clock» стала по-настоящему популярной. По данным «Книги рекордов Гиннесса», «Rock Around the Clock» по сей день остается вторым самым продаваемым синглом в истории поп-музыки – обойти ее сумела лишь песня «White Christmas» Бинга Кросби. «Очевидно, что это был первый настоящий «белый» рок-н-ролл, который вскоре услышали во всех странах», – говорит Беляев.
Фанаты «олдскула» любят повторять, что все «уже не то», и вспоминать, как было «в наше время», но Александра так просто не проведешь. Он – меломан со стажем, и давно понял, что суть музыки – в движении, в постоянном развитии.
«Вы знаете, я 40-летний человек, и я скажу: да, теперь уже все не то, но не в том смысле. Во-первых, на мой взгляд, рок-музыки как таковой нет. Вернее, она есть как один из стилей некоего нишевого культа. Существует, к примеру, целая субкультура любителей прогрока. Очевидно, что это хорошая, высокопрофессиональная, развитая музыка, но она непопулярна, она есть только в своей нише. Также есть метал и его поджанры – ню-метал, прогрессив- метал. Это все, в общем-то, рок-н-ролл, если смотреть по форме, по школе игры на электрогитарах, ударных и прочем. Но эта музыка уже не имеет какой-то широкой популярности», – объясняет Беляев.
Рок-н-ролл для него, как и для многих, – не просто музыка, а нечто большее. Это стиль жизни, образ мышления.
«Суть в том, что рок-н-ролл и все, что за ним чуть позже пришло, то есть классический рок в том виде, в котором мы его знаем, влились в мир таким феноменом, который мало того, что культурный, он еще и социальный, и бизнесовый. Меня часто спрашивают: «А могут ли в нашей стране и, вообще, в мире появиться вторые The Beatles?». Я совершенно спокойно говорю: «Нет, не могут». Не могут потому, что тогда, 60 лет назад, в Европе сложилась уникальная ситуация. Во-первых, западный мир оправлялся от Второй мировой войны, и там потихоньку стало складываться то, что потом Бодрийяр назвал «культом потребления». Люди стали жить немного лучше, и это было ощутимо. Если, допустим, почитать автобиографии великих рок-музыкантов от Эрика Клэптона до Кита Ричардса (гитарист The Rolling Stones – прим. ред.), то все они описывают, что в детстве не пробовали сахара, не видели пряников и конфет. Но в конце 60-х произошел довольно резкий рост народного благосостояния. При этом у всех были семьи, дети. И вот эти дети, у которых было свободное время, которым не надо было идти воевать и у которых дома были проигрыватели, откладывали свои карманные деньги на покупку пластинок. И вот так постепенно сформировалась новая бизнес-модель: появилась новая музыка, у нее появился новый процветающий рынок», – рассказывает журналист.
Группа The Beatles. Фото: ТАСС
Таким образом, подростки 60-х фактически своими карманными деньгами профинансировали мощный взлет рок-н-ролла, а вместе с ним и мощное развитие рекорд-бизнеса и концертной индустрии.
«До рок-музыкантов на стадионах не выступал никто! Это вообще была идея битловских промоутеров в Америке. Когда они столкнулись с тем, что все билеты на The Beatles распроданы, а желающих попасть на концерт гораздо больше, чем мест в зале, они просто стали устраивать шоу на стадионах. Хотя тогда ведь еще и необходимой аппаратуры толком не было! То есть это во всех смыслах была уникальная ситуация. Как бы клишированно это ни звучало, но тогда рок-н-ролл был стилем жизни. Это был стиль жизни целого поколения. Сейчас такого нет: общество по-другому устроено, мир по-другому устроен», – объясняет Александр.
Музыка протеста: рок против рэпа
Спор между рокерами и рэперами, кажется, – один из самых жестких и непримиримых за всю историю музыки. Тем не менее два этих непохожих жанра далеко не всегда враждовали, а в их происхождении есть много общих черт.
«Рэп – это эхо рок-н-ролла, его социальный «черный» двойник, – считает Беляев. – У него подоплека возникновения – та же самая. Рок-н-ролл же не сразу нашел свое протестное содержание именно в политической и социальной сфере. Он изначально родился с целью «потроллить» старших. И уже на эту энергию протеста против непонятно чего (помните, как Элис Купер пел: «I’m eighteen and I don’t know what I want»), естественно, наложилось все остальное: война во Вьетнаме, вопросы морали, религии и т.д. То же было и с рэпом. Он появился в конце 70-х в Америке, в среде чернокожих. Это было такое искусство замкнутого меньшинства – людей, которые жили в гетто, не имели никаких прав. И вот они начали читать стихи под чужие фанковые пластинки, биться друг с другом в рэп-баттлах, танцевать брейк-данс и т.д. И когда эта культура наконец вышла из подполья в 80-х, за нее ухватились, потому что это был новый саунд, новое содержание и опять-таки эта пресловутая протестная энергия. Это очень заразительно!».
В наше время уже никого не удивит сочетание ревущих электрогитар с речитативом. Вспомнить хотя бы тех же Linkin Park, Limp Bizkit и другие коллективы, играющие в жанре рэп-рок. На самом деле этому жанру, соединившему в себе элементы хип-хопа и альтернативы, уже довольно много лет. Первые рок-группы, которые отважились поэкспериментировать с рэпом, были Blondie, The Clash. И даже такие корифеи рока, как Aerosmith, не погнушались хип-хопом, выпустив ремейк на песню «Walk This Way» совместно с рэперами Run-D.M (а это, на минуточку, был 1975 год!). Этот трек сыграл важную роль в популяризации хип-хопа среди белой аудитории, а вскоре после его выхода оформились такие жанры, как фанк-метал, рэпкор и даже рэп-метал.
«В юности меня это сперва насторожило – по идеологическим причинам, – вспоминает Александр Беляев. – Ведь тогда нельзя было это смешивать: ты либо за одних, либо за других. Я за рок-н-ролл стоял стеной. Помню, в 1991 году вышел двойной альбом группы Guns N’ Roses – Use Your Illusion. В этом альбоме последний трек называется «My World»: он длится всего одну минуту, и там реально идет речитатив под бит! А все мои друзья тогда были «двинутые» на рэпе. Я им дал послушать эту песню «My World». В результате и они подсели на Guns N’ Roses, и я уже стал слушать что-то из рэпа. Смешение жанров – это нормально. Когда появляется какой-то острый новый стиль, все пытаются его как-то освоить, пристроить к себе, обыграть. Это естественный и нормальный процесс с искусстве», – убежден критик.
Аксл Роуз, вокалист группы Guns N’ Roses. Фото: Википедия/общественное достояние
Рок как проступок, и почему в России бегают за «козырками»
Известная тенденция такова, что до России все западные культурные (и не только) тренды доходят с большим опозданием. О том, плохо это или хорошо, мы здесь судить не будем – просто признаем это как данность. И, если в Европу и Америку рок-музыка хлынула, подобно цунами, то в Советский Союз она, скорее, просачивалась – потихоньку, аккуратно, постепенно. Но – крайне упрямо.
«Это тоже была абсолютно уникальная ситуация в абсолютно уникальной стране, – говорит Беляев. – В те годы играть рок-музыку было не просто поступком, а еще и проступком. Это было практически антигосударственное дело! И уж если ты в него ввязался, то это было серьезно. Будучи подростком в 80-е, я застал момент, когда тех ребят, которые звучали из всех магнитофонов, типа того же «Наутилуса», «Алисы», Бориса Гребенщикова, «Кино», вдруг резко стали показывать по телевизору. И опять-таки это уникальная ситуация».
За свою жизнь Александр он успел переслушать сотни пластинок, но даже сейчас, отдавая предпочтение джазу, он не забывает о музыкантах, которые захватили его в молодости, подпитывали в нем бунтарский дух. Журналист признается, что теперь воспринимает эти песни совсем иначе, но производимый эффект, пусть и слегка странный, все так же ему нравится.
«Например, джазмена Сергея Курехина я впервые услышал на альбоме «Радио Африка» группы «Аквариум». Тогда я подумал: «Господи, какая фигня! Чего они дурака валяют?». А потом у меня стало отношение к этой музыке совершенно другое. Я послушал то, что делает Курехин в стиле авангард, и просто обалдел от того, какой он прогрессивный человек. И с годами ты понимаешь, что эта музыка – она серьезная, если ей занимался такой талантливый, мастеровитый человек. Да, раньше меня напрягали какие-то старые записи: тут что-то глуховато, там пленка не воспроизводится, я уж не говорю о виниловых пластинках. А сейчас слушаешь и думаешь: такой милый саунд, никто уже такого не делает. В этих записях есть ощущение какого-то рукотворного, винтажного искусства. », – ностальгирует Александр.
Очевидно, что и сегодня найдется немало людей, готовых выложить кругленькую сумму за раритетную пластинку или просто купить в магазине CD-диск. И все же, в цифровую эпоху эти носители все больше теряют свою востребованность и становятся уделом коллекционеров. Это, как и многие, отмечает еще один знаток тяжелой музыки, главный редактор журнала Rockcor Алексей Болдов.
«Если брать компакт-диски, то, конечно, сейчас покупать их предпочитают в основном коллекционеры. И поэтому диски чаще всего выходят в красивом оформлении: фирмы стараются выпускать их в диджипаках со вкладышами и прочими прибамбасами. В плане «бумаги», конечно, тоже все сильно упало, но ничего – держимся!» – бодро говорит Алексей.
Его называют одним из апологетов периодической печатной музыкальной рок-журналистики в России. И, надо сказать, вполне заслуженно: его Rockcor выходит в печать с 1991 года и носит гордое звание первого независимого иллюстрированного рок-журнала в России.
Нелегко приходится Алексею Николаевичу в современных российских реалиях отстаивать интересы рок-сообщества, ох, нелегко. Но он не унывает, хоть и поглядывает одним глазком на Запад – не без сожаления.
«Рок и метал в России, увы, – не мейнстрим, – сокрушается Алексей. – В отличие, кстати говоря, от Запада, где все-таки это осталось. Конечно, какие-то стили затухали, какие-то снова возрождались – допустим, с появлением гранжа и таких групп, как Stone Temple Pilots, Nirvana и т.д. А у нас после взлета в 1991-м тема рока, конечно, сильно упала. В том числе и по количеству пластинок: тиражи (рок-альбомов в России и на Западе – прим. ред.) несовместимы абсолютно! Такие размеры тиражей пластинок для 150-миллионного населения – Западу это просто непонятно».
Группа Queen (фронтмен Фредди Меркьюри и гитарист Брайан Мэй). Фото:
По словам Болдова, многих артистов, которые за рубежом – большие звезды, у нас просто не знают. Или знают, но число их фанатов, готовых прийти на концерт, настолько мало, что выступления просто не могут состояться.
«Недавно у нас выступала шведская группа Adept, на концерт приехали 50 человек – с Запада. А в России эту группу отказываются выпускать на лицензии, потому что она никому не будет нужна. Или возьмем Bullet for my Valentine: два концерта были отменены – из-за непродажи билетов! Музыканты в шоке, потому что там, на Западе, они собирают стадионы», – говорит Алексей.
Человеку, который не раз бывал на концертах зарубежных рокеров и задыхался в битком набитых залах и стадионах, сложно с ним согласиться. Все-таки у нас еще ходят на таких исполнителей, как Thirty Seconds to Mars, Linkin Park (покойся с миром, Честер), Imagine Dragons, да и на группы потяжелее тоже бывает не протолкнуться. Но в чем-то Алексей Николаевич прав, особенно если вспомнить, что зарубежные артисты у нас гастролируют не только по Москве и Питеру, а еще пытаются собрать залы в других городах России и СНГ.
И все-таки на более-менее известных исполнителей у нас по-прежнему ходят, и ходят везде. Болдов дает этому простое объяснение: для россиянина, как и для советского человека, важна сила авторитета.
«Это пресловутая специфика нашей страны: у нас люди бегают только за известными «козырками». Возьмите такие группы, как Metallica, Iron Maiden – там все забито, весь «Олимпийский». Хотя в плане музыки я даже не знаю, что лучше. Я боюсь прослыть вторым Лозой, который сказал, в общем-то, правду: и Metallica, и Iron Maiden давно исписались. Их взлет уже был, и ничего нового уже ждать не приходится. Тем не менее в нашей стране культ – это превыше всего. Может быть, кстати, это объясняет и то, почему у нас так легко создаются культы великих политических личностей», – размышляет Алексей.
Курт Кобейн, вокалист группы Nirvana. Фото: Robert Sorbo/AP/TASS
Профи в роке: быть или не быть?
Перспектива потратить много лет, денег и нервов на музыку, которая в конечном счете может не принести тебе ровным счетом ничего (кроме уязвленного самолюбия, конечно же) – это для избранных. Но как быть, если душа лежит к этому ремеслу и категорически отказывается воспринимать что-либо другое? Как быть тем, для кого музыка – это серьезно? Кто дышать без нее не может, заслушал до дыр альбомы любимых музыкантов и готов явить миру что-то свое, может быть, не менее прекрасное?
Молодой ученый Борис Белик до сих пор не знает ответов на эти вопросы. А ведь он действительно ученый – выпускник Физтеха, научный сотрудник крупного московского концерна, без пяти минут кандидат наук. Но главным делом своей жизни Борис считает не науку, а музыку, которой занимается уже десять лет. За плечами – несколько авторских проектов, все в разных жанрах – от мелодик дэт-метала до акустического рока.
Он – один из тех, кого называют «профессиональными любителями». Дома – две электрогитары, одна акустика, бас, синтезатор, кахон (перкуссионный инструмент). Рабочее место напоминает комнаты музыкантов-блогеров. Здесь есть все, что нужно для вполне качественной записи: конденсаторный микрофон, инструменты и компьютер. Освоив программы для редактирования аудио и прочий полезный софт, Борис сам занялся записью и сведением своих песен.
«У каждого свой путь со своими граблями, и пока человек не набьет своих шишек, он вряд ли что-то поймет, – пожимает плечами юноша. – Могу только сказать: если можете бросить музыку – бросайте и радуйтесь жизни. Значит, не очень-то она вам и нужна. Если не можете бросить – не переживайте, вы не один такой».
Профессионализм для рок-музыканта, конечно, важен, но на первых порах не уметь и не знать всего – не критично, считает Алексей Болдов:
«Практически всегда музыканты доучиваются, поэтому я считаю, что для начала карьеры это не совсем обязательно. Главное отличие наших исполнителей от западных – то, что у нас всегда страдало – это звукозапись. Практически все наши группы можно узнать на слух: и по записи, и по манере играть – она, конечно, непрофессиональная. Безусловно, сейчас идет большой технический прогресс, и это нормально, когда музыкант записывается сам, у себя дома. Современные технологии это позволяют. Тем не менее я смотрю на тех, кто покупает диски, и вижу, что все-таки охотнее берут те пластинки, которые вышли «на фирме».
Виктор Цой и группа «Кино». Фото: Чумичев Александр, Шогин Александр/ТАСС
Тем не менее Болдов поддерживает самоучек и признает, что за ними будущее. С ним солидарен и Александр Беляев, который приводит в качестве примера блестящего непрофессионализма одну из культовых групп Советского Союза.
«Та же группа «Кино» – я ее до сих пор обожаю! Это вообще очень интересный феномен: с одной стороны, эта группа такая советско-роковая, а с другой – и антисоветская, и аполитичная, и какая-то надмировая. Да, действительно, у Цоя нет трехоктавного диапазона, Каспарян – гитарист-самоучка, Гурьянов – барабанил по двум электрическим тарелкам. А вот сейчас слушаешь их – отличная же грувовая музыка! Настоящий «нововолновый» рок, где все правильно качает», – считает журналист.
Любой музыкант, как ни крути, мечтает о мировой славе (а если не мечтает, то не верьте ему – он притворяется). Когда ты берешь в руки гитару или подносишь ко рту микрофон, ты сразу воображаешь себя в центре гигантской сцены, слепящие софиты, ревущую толпу фанатов, готовую разорвать тебя на части…
Но постойте, ведь року изначально был свойственен андеграунд, некая нишевость. Некоторые знатоки музыки и просто любители привыкли проводить четкую грань между чисто коммерческим продуктом и независимым творчеством. А разве может быть независимым то, что однажды стало популярным? И разве вся эта бесконечная вереница продюсеров, менеджеров, пиарщиков, сонграйтеров, неизбежно сопряженная с понятием успеха, не ставит крест на бунтарском духе рок-н-ролла, не душит само его естество? Вопрос сложный, признаюся даже эксперты.
Группа Led Zeppelin (2011 год). Фото: Шамуков Руслан/ТАСС
В любом случае, даже если вы будете на каждом углу кричать юным самородкам о том, что слава, деньги и мировые турне убьют в них все прекрасное, доброе и чистое, то они, скорее всего, проигнорируют ваши увещевания.
Допустим, успех – это хорошо, примем это за аксиому. Вопрос в другом: стоит ли в принципе пытаться этого успеха достичь? Ведь взобраться на вершину музыкального Олимпа суждено немногим. Редактор «Rockcor» дает однозначный ответ: да, пробиться можно. Но цена будет высока.
«Мы в каждом интервью грандам (именитым музыкантам – прим. ред.) задаем этот вопрос, и я могу ответить их словами. Первое, что нужно сделать – конечно, посвятить жизнь музыке, если хочешь, и долбить, долбить, долбить! Потому что, кроме таланта, без сомнения, нужно везение. Везение приходит тогда, когда ты все время что-то делаешь», – утверждает Болдов.
Его ответ звучит жестко, но вселяет хоть какую-то надежду. Немного смягчаясь, Алексей добавляет, что искренне преклоняется перед молодыми музыкантами, которые, несмотря ни на что, продолжают следовать выбранной тропой. На такое способен не каждый, уверен он.
«Конечно, это очень тяжело, – вздыхает Болдов. – Нужно раскручиваться, попадать во всевозможные «топы», проникать каким-то образом на радио и на телевидение. То же самое касается и молодых писателей. Когда они ко мне приходили, я всегда им говорил: «Ребята, хотите стать писателями – бросайте все! Бросайте работу, семью. Живите, как писал Цой: лишь бы была в кармане пачка сигарет. Потому что если вы еще где-то трудитесь, чтобы прокормиться, то все у вас потом получится ерундовское. Вы должны на это положить жизнь».
В этих словах, вероятно, и кроется истинная суть рок-н-ролла. Для кого-то это – подростковый протест против школы и родителей, для кого-то – дерзкая свобода и драйв, тусовки, концерты. А для некоторых (и их меньшинство) рок – это вся жизнь.
Каждый день Борис приходит домой с работы и берет в руки гитару. Его никто не заставляет это делать, ему очень хочется отдохнуть, и в эти моменты он вовсе не думает о мировых турне и платиновых альбомах. Но он берет в руки гитару и начинает играть. Смотрит видеоуроки, вспоминает занятия с педагогом, осваивает новые приемы. Порой он люто ненавидит это все и думает, что лучше бы музыки в его жизни никогда не было. Но длятся эти периоды недолго – как правило, до того самого момента, когда ему в голову приходит очередная песня.
«Все любят повторять, что рок умер, – ухмыляется Борис. – По-моему, он живее всех живых. Живее, чем когда-либо в истории. Рок в России сейчас – как, пожалуй, и положено року, – в андеграунде. Огромное количество дико талантливых ребят играют рок-музыку в таком разнообразии, которое раньше никому и не снилось. Да, они не собирают стадионы, и вряд ли будут. Но я, честно говоря, сомневаюсь, что те, кто сейчас слушает рок, слушали бы его, будь он в мейнстриме. Поэтому вместо того, чтобы ныть, что в России рока нет, лучше приходите в небольшие клубы и слушайте, устраивайте слэм, отрывайтесь! Рок не умер, просто он не на виду и не на слуху. Рок жил, жив и будет жить, потому что те, кто его играет, просто не могут этого не делать».