Rpa что это такое
Что такое RPA (роботизированная автоматизация процессов)?
На фабриках и производственных предприятиях использование роботов не в новинку. В течение десятилетий они повышают производительность и позволяют направить усилия сотрудников на другие задачи, более высокого уровня. А теперь компании, сотрудники которых обрабатывают большой объем информации, предоставляют ИТ-поддержку и выполняют бизнес-процессы, могут выйти на такой же уровень производительности благодаря RPA.
Введение
С помощью средств Средства RPA в рамках общей стратегии автоматизация бизнес-процессов можно удобно настраивать программных «роботов» для отправки ответов, обработки данных и связи с другими цифровыми системами. Диапазон их применения достаточно широк: от рассылки автоматических ответов на сообщения электронной почты до развертывания тысяч ботов, запрограммированных на автоматизацию ERP-задач.
Два вида RPA: с сопровождением и без
Автоматизация с сопровождением
Автоматизация с сопровождением позволяет сосредоточиться на более важной работе вашей организации. Она автоматизирует выполняемые вручную и повторяющиеся задачи, например работу подразделения по обслуживанию клиентов, и имитирует действия, которые вы выполняете на рабочем столе или в браузере (например, щелчки мышью), записывая и воспроизводя эти действия в реальном времени.
Автоматизация без сопровождения
Автоматизация без сопровождения не требует наличия пользователя за компьютером. Боты без сопровождения выполняют работу самостоятельно, записывая и воспроизводя действия без участия человека, они также могут использовать триггеры и планировать автоматические события. Они идеально подходят для ускорения автоматизации объемных задач в вашей организации.
Преимущества использования RPA
Всем известно, что выполнение задач типа «копировать-вставить» при больших объемах информации не лучший способ использовать человеческие возможности. Это не только скучно и утомительно, но и конечный результат часто содержит большое количество ошибок. На выполнение таких задач вручную требуется больше времени, чем при использовании ботов.
В этом и заключаются два основных преимущества использования RPA: повышение производительности и точности. У сотрудников появляется больше времени на выполнение задач более высокого уровня. Роботов достаточно один раз запрограммировать, и они всегда будут соблюдать эти правила. Роботы не устают, не теряют концентрацию внимания, не делают ошибок, их результаты единообразны и надежны.
Боты также позволяют организациям быстро выполнять масштабирование, что дает возможность удобно адаптироваться к сезонным рабочим процессам и пиковым нагрузкам (по подразделениям, местоположениям и с рабочего стола в облако).
Зачем использовать RPA?
Повышение рентабельности инвестиций и соответствия
Поскольку ботам не нужен пользовательский код от группы разработчиков, их использование достаточно доступное. Их внедрение не занимает много времени. В результате инвестиции в решение RPA обычно окупаются в течении нескольких недель.
Кроме того, становится проще соблюдать требования к проведению совещаний, их соответствию и документированию, поскольку боты RPA выполняют задачи единообразно и надежно. Это снижает риски, исключает возможность человеческой ошибки и ускоряет ведение отчетности, поскольку все это можно легко отслеживать и подсчитывать.
Получит ли ваша компания преимущества от использования RPA
Организации, работающие в различных отраслях, могут воспользоваться преимуществами внедрения решений RPA. При оценке того, подходит ли оно вашей компании, сначала необходимо проанализировать, нужно ли вам выполнять задачи по сопровождению операций, которые можно автоматизировать. Эти процессы, основанные на правилах, обычно относятся к следующим областям: финансы, снабжение, управление цепочкой поставок, здравоохранение, учет, обслуживание клиентов и управление персоналом.
Компании, предоставляющие ИТ-поддержку и управление, — главные кандидаты на внедрение RPA, поскольку она улучшает работу службы технической поддержки и упрощает отслеживание сетевых устройств. Автоматизация процессов позволяет быстрее находить и устранять проблемы в ИТ-инфраструктурах.
Кроме того, отрасли, которые используют распознавание голоса или автоматизированных интерактивных помощников часто высоко ценят RPA, поскольку последние разработки позволяют ботам отвечать на обычном языке, а не на программном коде. Это огромное преимущество для больших центров обработки звонков и других организаций, которые активно взаимодействуют с клиентами, поскольку оно помогает сохранить ресурсы.
Кто может воспользоваться преимуществами RPA?
На какие функции обращать внимание при выборе программного обеспечения RPA
На рынке представлено огромное количество решений RPA, но которое из них подойдет именно вашей компании? Подбор идеального варианта критически важен, поэтому учтите приведенные ниже аспекты.
Рассмотрите комплексное решение с гиперавтоматизацией
Как и другие технологии возможности RPA быстро развиваются. Функционирование надежного, основного, комплексного решения — главный приоритет организации. Кроме того, важна и дополнительная функциональность. И тут на сцену выходит гиперавтоматизация.
Выбрав комплексное решение с гиперавтоматизацией, ваша организация получит преимущество использования технологии, которая объединяет несколько компонентов автоматизации процессов и обеспечивает интеграцию средств и технологий, которые расширяют возможности автоматизации задач с помощью API, ИИ, интеллектуального анализа бизнес-процессов, аналитики и прочих средств.
Начало работы с RPA
Откройте для себя средство, позволяющее автоматизировать выполнение повторяющихся задач и электронных процессов, и у вас появится время на решение актуальных задач. Благодаря единому решению RPA, Microsoft Power Automate, вы сэкономите время и усилия.
RPA — актуальное решение для автоматизации рутинных задач
RPA — актуальное решение для автоматизации рутинных задач
Robotic Process Automation (RPA) — это современная технология автоматизации процессов, которая основана на использовании программных роботов. Принцип работы заключается в создании списка действий для автоматизации рутинных задач с использованием программных интерфейсов (API) или языка сценариев.
Появление RPA
Термин появился в 2012 году благодаря компании Blue Prism, которая одна из первых в области автоматизации сервисов управления офисными операциями. Технология появилась в начале нулевых, но массовое распространение получила лишь в 2015 году.
Разработчики ПО для RPA
Forrester назвал лидерами на рынке RPA-решений: Аutomation Anywhere, Blue Prism и UiPath.
Everest назвал те же компании, плюс NICE и Thoughtonomy.
ТОП-4 мировых вендора — это UiPath, Automation Anywhere, Blue Prism и NICE. Стоит отметить компанию UiPath, которая выросла из небольшого стартапа, компания за 2018 год выросла на 630%!
На российском рынке специалистов с навыками работы в RPA единицы. На сегодняшний день компании активно ищут сотрудников на различные роли, от HR специалистов, до руководителей проектов по роботизации.
Спрос на разработчиков RPA продолжает расти. В России искали RPA-профессионалов такие компании, как ABBYY, KPMG, PWC, Accenture, Deloitte, Unilever, Росгосстрах, МТС, Сбербанк, Сибур, Норникель, Qiwi, Райффазенбанк.
На каких RPA-платформах работают российские компании?
Существует несколько российских платформ. В середине 2018 года появилась платформа Robin, потом — ElectroNeek и PIX. Уже сейчас у них есть два преимущества: они дешевле и лучше справляются с документами на русском языке.
Если судить по кейсам компаний, роботизацию чаще всего доверяют платформам UiPath и Blue Prism. С UiPath работают в X5 Retail Group, ВТБ, Сбербанке, «Росгосстрахе» и Ozon.ru. С Blue Prism — в Альфа-банке и «ВымпелКоме». Некоторые компании используют самописных роботов.
В базе практик RPA тоже можно узнать, у кого какая платформа. У МТС как минимум две платформы: UiPath и Blue Prism.
Что такое RPA-робот?
RPA-робот — это программа, которая имитирует действия сотрудника. Фактически — это виртуальный сотрудник, который выполняет простейшие задачи, такие как перенос данных, отправляет уведомления, формирует отчеты.
Робот находится на удаленном сервере, но его можно установить и на рабочий компьютер сотрудника. В случае с увеличением задач и процессов, включается программа-начальник, которая контролирует задачи всех линейных роботов.
Пример работы программы по контролю роботов UiPath Orchestrator:
Какую работу может выполнить робот?
Современные RPA-системы могут полностью или частично автоматизировать работу, которую раньше приходилось делать вручную. Например, операционный офис крупного банка из 200 человек больше половины своего рабочего времени тратят на задачи, которые можно автоматизировать.
Примеры RPA:
Что конкретно может делать робот:
RPA и искусственный интеллект
RPA не является искусственный интеллект (ИИ).
ИИ имитирует, непосредственно интеллект сотрудника, а робот — всего лишь руки. Однако RPA развивается в сторону интеллектуализации. Разработчики подключают к платформам различные решения для распознавания и анализа изображений и текста (OCR, ML).
Робот учится обходить капчу, исправлять ошибки в документах и многое другое. Некоторые компании разрабатывают собственные решения, другие используют сторонние разработки.
Пример применения технологий ИИ в UiPath:
Ключевые препятствия для внедрения RPA:
Затраты на внедрение RPA
Стоимость внедрения начинается со 150–200 тысяч рублей. В эту сумму оценивается средняя годовая лицензия от российских вендоров.
Однако стоит отметить, что масштабирование бизнес-процессов с RPA обходится в 2-3 раза дешевле, чем при традиционном расширении штата сотрудников даже без учета затрат на найм и тренинг персонала. Типовое внедрение окупается в российских компаниях за 6-9 месяцев, в зависимости от объема выполняемых «виртуальными роботами» операций.
Рынок труда и RPA
Все больше руководителей видит в RPA способ оптимизировать производственную деятельность, снизить затраты и устранить утомительные задачи, оставив сотрудникам больше времени для обслуживания клиентов, выполнения творческой и ценной для бизнеса работы.
По опыту внедрения RPA, все это дает от 40 до 80% снижения прямых затрат на обработку бизнес-процессов. Добавьте к этому простоту масштабирования технологии: если вам нужно ускорить исполнение бизнес-процесса, вы просто подключаете еще одного робота вместо того, чтобы искать нового сотрудника, организовывать ему рабочее место, проводить тренинги и т.д.
Любая технология, заменяющая человека, становится объектом луддизма. Но для многих сотрудников — это возможность найти для себя в новых процессах. Прогресс не стоит на месте, и некоторые профессии действительно утрачивают актуальность со временем.
Ознакомьтесь со страницей решений по RPA. А если у Вас остались вопросы или Вы захотели узнать подробности, позвоните по телефону: 8 (495) 255-06-30 или оставьте заявку на обратный звонок – и менеджер CloudNetworks свяжется с Вами для консультации.
RPA
Robotic process automation
Роботизированная автоматизация процессов
Содержание
Определения
Robotic Process Automation (RPA) — вид технологии автоматизации бизнес-процессов, основанный на использовании программных роботов (software robots) и искусственного интеллекта. Программный робот воспроизводит действия человека, взаимодействуя с интерфейсом системы.
В традиционных системах разработчик создает список действий для автоматизации задачи с использованием программных интерфейсов (API) или языка сценариев. RPA-системы разрабатывают список действий, наблюдая за тем, как пользователь выполняет эту задачу в графическом пользовательском интерфейсе приложения.
Инструменты RPA предназначены для связки небольшого фрагмента одного унаследованного приложения с другим таким же приложением. Допустим, сотруднику требуется выгрузить данные из одного приложения и загрузить их в электронную таблицу или другое приложение. Очевидно, что эта процедура отнимает немало времени, к тому же не исключено, что сотрудник может ввести ошибочные данные. Для сравнения, инструменты RPA могут «записывать» этот процесс и копировать его. Технология направлена на автоматизацию отдельных простых задач. По оценкам Gartner, она позволяет устранить ошибки ввода данных, ускорить процессы и сократить расходы. Кроме того, RPA может связать два разных приложения, даже если их поставщики не предусмотрели возможность их интеграции через API.
Что это дает для бизнеса
Что обычно делают с Software Robots:
Какие виды процессов могут быть автоматизированы с RPA
Как RPA помогает автоматизировать управление контентом
Обеспечение качества контента. Как известно, контент выступает связующим звеном между брендами и покупателями — если контент заслуживает доверия, это обычно распространяется и на бренд. Ничто так не обесценивает контент, как плохое качество, что может быть связано с грамматическими ошибками или бессвязностью контекста. Чтобы устранить эти недоработки, можно провести корректуру контента с помощью таких инструментов, как Grammarly. Сервис автоматически обнаруживает потенциальные орфографические и стилевые ошибки и доступен через расширение браузера для Chrome, Safari, Firefox и Edge.
Контент-маркетинг. Список задач, связанных с эффективным контент-маркетингом, довольно длинный, и большинство из них можно легко автоматизировать. Как правило, инструменты автоматизации встроены в CRM-системы, однако их можно выполнить, прибегнув к помощи RPA, что избавит от переплаты поставщику CRM за дополнительный функционал. Из числа наиболее рутинных процедур можно выделить маркетинговую рассылку материалов рекламного характера по э-почте, для чего требуется непрерывное построение списка адресов и передача контента в социальные сети. Что касается создания списков, то автоматизировать его поможет BuzzBuilder Pro, в то время как Mailchimp возьмет на себя задачи по автоматизации обмена сообщений по э-почте. Продвижение контента в социальных сетях — еще одна утомительная процедура, поскольку в ней задействовано несколько платформ. Ее можно автоматизировать с помощью таких инструментов, как Zapier, который централизует распространение контента на все основные платформы.
Курирование контента. Еще один способ, при помощи которого RPA улучшает управление контентом, — это курирование контента. Для этого применяется метод культивирования контента путем сбора, систематизации и представления фрагментов, которые подготовлены для привлечения клиентов. Все три процесса могут быть автоматизированы. Scoop.it — это один из ряда инструментов, которые могут обнаруживать контент, имеющий отношение к определенной теме или сфере.
Мониторинг контента. Одной из наиболее важных задач CRM является сбор и оценка реакции аудитории на контент, что объясняется желанием маркетологов оценить его эффективность и, соответственно, улучшить или избавиться от него. Отслеживание реакции потребителей можно автоматизировать при помощи такого RPA-инструмента, как Mention. В его задачи входит отслеживание упоминания бренда по ключевому слову в социальных сетях и других источниках.
Интеллектуальная автоматизация процессов (IPA, Intelligent Process Automation)
Российский рынок RPA-систем
Каталог решений и проектов внедрения RPA-систем
Различия в разработке на RPA-платформах UiPath и Kofax RPA
В статье рассмотрены различия в платформах UiPath и Kofax RPA с точки зрения разработчика: удобства, недостатки и особенности. Описание разбито по основным характеристикам платформ. Подробнее здесь.
Одним из главных драйверов роста эксперты называют внедрение искусственного интеллекта и облачных вычислений в сегменте малого и среднего бизнеса, представители которого ищут новые технологии для повышения эффективности деятельности.
Сказывается и увеличение числа предложений на рынке, особенно это касается решений SaaS, IaaS и PaaS, используемых для управления взаимоотношениями с клиентами.
Кроме того, спрос на RPA подстёгивают ERP-системы, облачные и OpenSource-ресурсы, сетевые и финансовые технологии, а также возможности обучения программных роботов выполнению новых задач.
По мнению специалистов, усиливающаяся тенденция перехода к облачным решениям и все более широкое внедрение робототехнических решений в различных отраслях предоставит новые возможности для обеспечения роботизированной автоматизации процессов.
Внедрение программных роботов для управления рутинной работой, которая выполняется временными или сезонными сотрудниками, а также в пиковые периоды (например, при запуске новых продуктов или освоения новых бизнес-направлений), должно ещё сильнее подстёгивать рост рынка RPA, говорится в исследовании.
Автоматизация в маркетинге и продажах, согласно оценкам аналитиков, может обеспечить как минимум 12,2% сокращение операционных маркетинговых затрат и на 14,5% рост продуктивности продаж.
Производители RPA-решений постоянно расширяют спектр предложений, добавляя новые функции в таких областях, как автоматизация управления жизненным циклом продукции, управление рабочими процессами и учетными записями, а также автоматизация управления соглашениями SLA. Эти нововведения привлекают новые рынки, которые ищут ещё более функциональные и защищённые технологии.
Активнее всего на автоматизацию бизнес-процессов на основе программных роботов и искусственного интеллекта переходят ИТ- и телекоммуникационные компании, которые видят в этих инструментах возможности для сокращения операционных расходов и повышения качества обслуживания клиентов.
Что касается регионов, то большая часть RPA-проектов в 2019 году пришлась на Северную Америку. Её лидерство связано с повышенным интересом к технологиям автоматизации со стороны самых разных отраслей, среди которых — здравоохранение, электроника, ритейл, образование, услуги и госсектор. Такие компании и организации стремятся к цифровой трансформации бизнес-процессов, основой которой является интеллектуальная автоматизация (Intelligent Automation). Она с помощью компьютера обеспечивает имитацию интеллектуальных функций сотрудников. Intelligent Automation объединяет технологии программной роботизации процессов (RPA) с инструментами искусственного интеллекта и аналитикой больших данных.
В условиях пандемии COVID-19 и неопределенного экономического будущего поиск решений, обеспечивающих высокую производительность бизнеса, эффективную поддержку удаленной работы сотрудников и оперативный отклик бизнес-процессов на любые сложные ситуации становятся актуальными для каждой организации. Именно такие решения способны предоставить технологии Intelligent Automation, и потому их востребованность, и без того очень высокая, в ближайшее время будет неизбежно расти.
Однако продуктивному использованию интеллектуальной автоматизации мешает очень важный фактор — недостаток квалифицированных специалистов, владеющих данными технологиями и способных поставить их на службу своей компании. [2]
Спрос на RPA-решения стремительно растёт. Ожидается, что в 2020 году этот рынок вырастет на 90%, а в последующие два года — на 84% и 71% соответственно.
По словам аналитиков, софт для роботизированной автоматизации процессов к началу 2020 года является одной из самых нашумевших технологий, которая набирает популярность благодаря тому, что крупные компании стремятся ускорить свои бизнес-процессы за счет автоматизации повседневных офисных задач.
По словам специалистов, будущее рынка RPA будет зависеть от его способности разбиваться на большее количество вариантов использования решений с более глубокой интеграцией бизнеса. Вендоры могут «преодолеть пропасть» и предоставить полезные системы с небольшим объемом кода для специалистов в данной области, которые могут доработать технологии под конкретные нужды.
Изначально RPA-системы позиционировались как средства выполнения простых и однообразных рутинных операций, например — занесения данных в учетные и иные системы. Даже такое простое применение дало бизнесу большие возможности в плане оптимизации бизнес-процессов и ИТ-систем.
Например, появилась возможность относительно простой интеграции современных решений с унаследованными (API которых утеряны и, соответственно, программная интеграция затруднительна); внос данных одновременно в новую систему, находящуюся в стадии опытно-промышленной эксплуатации (а потому могущую преподнести сюрпризы) и в старую с целью обеспечения бесперебойности работы, если с новой что-нибудь пойдет не так, и т. д.
Сопряжение RPA- и OCR-систем дало возможность усложнить задачи, решаемые программными роботами, они стали способны, например, классифицировать электронную корреспонденцию, приходящую на общекорпоративные почтовые адреса, и рассылать ее по надлежащим респондентам, сортировать входящие бумажные документы, проверять правильность заполнения стандартных форм.
Аналитики считают, что у любого, кто сможет вырваться вперёд и достичь большой скорости работы на рынке RPA, вероятно, будет очень светлое будущее. Но вряд ли найдется место для всех, поскольку рынок все еще довольно мал по сравнению с более крупными отраслями, такими как облачные сервисы.
И победителями, скорее всего, будут те компании, которые уже добились первых результатов. В самом деле, даже для крупных игроков, занимающихся разработкой программного обеспечения, таких как Microsoft и SAP, не так много места на рынке RPA, на который они вышли. Проблема заключается в том, что Microsoft и SAP имеют нарастающее представление о рынке и просто проверяют спрос на RPA вместо того, чтобы делать его приоритетным в своём бизнесе.
К началу 2020 года компаниям приходится выбирать из более чем 150 продуктов для RPA, и все они значительно различаются по требованиям к производительности, дизайну и подходу к освоению. Это разнообразие привело к тому, что клиентам довольно непросто разобраться в технических нюансах. [3]
По мнению экспертов, в 2020 году произойдёт более четкое разграничение продуктов RPA с разделением поставщиков на две основные категории. К первой относятся вендоры, продукты которых обеспечивают быстрое овладение тактическими преимуществами в рабочих средах, ко второй — поставщики решений стратегического назначения для крупномасштабных корпоративных проектов. С учетом того, что организации работают над расширением проектов автоматизации, более выраженная дифференциация между поставщиками внесет требуемую ясность при выборе RPA-решений, многие из которых к тому же обладают проектными ограничениями.
10 законов для успешного продвижения RPA
Авторы концепции автоматизации, получившей широко известное название robotic process automation RPA, проанализировали то, как изменилось отношение к ней за 7 лет с момента возникновения, а также сформулировали 10 законов, которых стоит придерживаться для эффективного применения RPA (подробнее).
Первый магический квадрант Gartner
По данным Gartner, это самый быстрорастущий сегмент ПО из всех, которые она отслеживает, с годовым ростом на уровне 63%. Исследователи объясняют быстрый рост этого все еще небольшого рынка (в 2018 г. его объем составлял менее 850 млн. долл.) тем, что он представляет из себя «дорогое лоскутное одеяло из приложений и систем».
В июле 2019 года аналитическая компания Gartner опубликовала свой первый магический квадрант (исследование) в области программного обеспечения для роботизированной автоматизации процессов.
Участники магического квадранта оценивались по двум основным критериям: способность реализации бизнеса и полнота видения. Ко второму критерию понимание рынка, стратегия в области продаж, продвижения продуктов и географической экспансии, а также бизнес-модель и уровень инноваций.
Полнота видения учитывает такие вещи, как реальные возможности и перспективность продуктов, организация продаж, ценообразование, реакция рынка и опыт клиентов.
Продажи такого ПО стремительно растут, поскольку оно помогает компаниям автоматизировать свои бизнес-процессы без необходимости замены своих устаревших вычислительных систем. Именно поэтому RPA-решения популярны среди банков, страховых и энергетических компаний, которые вынуждены поддерживать большую устаревшую ИТ-инфраструктуру.
Как уже говорилось, сейчас RPA-рынок находится на стадии формирования, но крупные ИТ-компании уже начали проявлять к нему заинтересованность. Gartner ожидает, что со временем они приобретут небольшие компании, поэтому предприятиям стоит воздержаться от заключения долгосрочных договоров с последними. Аналитики сравнивают текущее состояние рынка с «покупательским торнадо» и ожидают, что интерес к RPA еще не достиг своего пика. «Инструменты RPA обладают множеством возможностей, которые позволяют предприятиям состыковать обилие унаследованных систем. По сути, они помогают организациям заново раскрыть ценность данных, которые глубоко в них запрятаны», — говорится в отчете Gartner.
Почему RPA становится технологией года?
Перед всеми компаниями стоит задача повышения эффективности бизнеса и производительности труда сотрудников. Решить эту задачу позволяют новые технологии, в частности, решения для роботизированной автоматизации процессов. В каких сферах применяются эти разработки и какие действия можно доверить роботу – в материале, подготовленном экспертами ICL Services.
Прогноз развития RPA в 2019 году
Автоматизация рабочих процессов изменит понимание очередной фазы цифровой трансформации, поскольку эта автоматизация предоставляет другие выгоды для клиентов, проистекающих из более высоких по качеству и надежности услуг, сокращения времени выпуска продуктов и создания привлекательных предложений. Темпы роботизации рабочих процессов RPA (Robotic process automation) возрастают непрерывно, и, в соответствии с прогнозами компании Gartner, бизнес RPA вырастет на 57% в 2020 году. Имеется также ряд других важных прогнозов, которые могут существенно изменить картину роботизации как в наступившем 2019 году так и в ближайшей перспективе.
Доклад опубликован изданием Analytics Insight. Перевод и комментарии для TAdviser подготовлены российским экспертом Александром Бейдером.
1. AI превратит RPA в IPA
Комментарий. Какие сферы AI будут наиболее востребованы в среде RPA? Если говорить про машинное обучение, то оно уже интенсивно используется вместе с RPA, а именно, при извлечении данных из текстовой информации в целях гибкой настройки на изменяющиеся форматы входных документов. Применимость же иных решений AI относится, скорее, к области покорения дальнего космоса. Хотелось бы, конечно, чтобы AI сам распознавал текст договора чтобы извлечь из него, скажем, условия платежа для проверки разбираемого в RPA входящего счета. Только вот действительно ли увидеть такие чудеса будет возможно хотя бы в 2020 году?
Интересно также отметить имеющиеся на рынке примеры, когда AI требует привлечения профессиональных средств RPA, как в случае приобретения в 2018 году компанией SAP программного обеспечения Contextor для работы совместно с системой Leonardo. Что, несомненно, привлечет дополнительное внимание к технологиям RPA и станет дополнительным стимулом их развития.
2. Централизация победит хаос
Прогноз. В 2019 и в ближайшие последующие годы предприятия будут интенсивно использовать центры по автоматизации для того, чтобы в комплексе решать задачи управления изменениями и рисками, контроля, аудита, безопасности. Эти тенденции приведут к усилению требований к корпоративному регулированию информации (IG, Information Governance), в следствии чего предприятия будут вынуждены увеличивать инвестиции в создание центров автоматизации, построенных на принципах унифицированного программного обеспечения.
Комментарий. Во-первых, крайне приятно видеть, что старые добрые советские термины типа «центральный вычислительный центр» оказались столь актуальны и в 2019 году. Даже если теперь они называются центрами общего обслуживания (ОЦО). Во-вторых, вызывает сильное сомнение надежда авторов прогноза на то, что в России найдется хотя бы одно предприятие, да и во всем остальном мире тоже, способное создать такой идеальный, технически и методологически целостный ОЦО. А, следовательно, под сомнение ставится прогноз, что централизация корпоративной обработки информации станет еще одним стимулом для расширения применения RPA.
3. Продажи лицензий RPA будут падать, а доходы консалтинга – расти
Прогноз. В ближайшие годы объем продаж лицензий RPA будет снижаться и продажа лицензий не будет главным источником генерации прибыли. Рост количества производителей RPA приведет к росту бесплатных пилотов, что скажется на объеме продаваемых лицензий. С другой стороны, ожидается рост доходов консалтинговых компаний, основными источниками которых будет проектирование и документирование процессов, а также пилотные внедрения.
Комментарий. Тенденция к росту доходов консалтеров более высокими темпами, чем доходы производителей, наблюдается не только на рынке RPA. Сомнительно, однако, что основой этого станут пилоты, бесплатные для производителей и платные для консалтеров. Скорее, сыграет свою роль наметившееся изменение политики лицензирования, когда наиболее дальновидные вендоры программных роботов, для завоевания и удержания своей доли рынка, предлагают конкурентные лицензии RPA, а также бесплатные лицензии в тестовых и учебных целях.
Тенденция эта, однако, не так однонаправленна, как кажется. Против нее будет играть практика реализации роботизированных процессов силами сотрудников заказчика, поскольку, в большинстве случаев, понимание особенностей организации конкретного процесса обработки информации в компании будет гораздо более важным, чем компетенции программистов.
4. Автономные роботы уступят неавтономным
Прогноз. Неавтономные (attended) роботы, т.е., роботы, которые функционируют при участии человека, будут применяться в 2019 г все шире, и потеснят автономных, т.е., тех, которые выполняют свою работу без оперативного взаимодействия с человеком. Как считает главный евангелист компании UiPath Гай Киркувуд (Guy Kirkwood), доля промышленно используемых автономных роботов, ранее составлявшая 70%, составит в 2019 году 54%, и далее опустится до 50%. Этот прогноз подтверждается и опытом работы многих отраслей. Таким образом, мы имеем четкий сигнал относительно того, что заказчики готовы внедрять еще больше неавтономных роботов.
Комментарий. Возможно прогноз связан с какими-то особенностями программного обеспечения системы UiPath, которая на январь 2019 года лидирует в аналитических отчетах и поэтому, так или иначе, но к мнению г-на Кирквуда приходится прислушиваться. Неожиданность этого прогноза проистекает из того, что RPA, что абсолютно очевидно, именно в автономном режиме работает наиболее эффективно. Поэтому возможно, что тут речь идет на самом деле об экспансии RPA-решений в те области, где необходимо использовать суждения и квалификацию человека, как, например, в задачах оценки надежности контрагента/клиента.
Таким образом, возможно, будет более правильно говорить не о сужении области применения автономных роботов, а о расширении функциональность традиционных BPM-систем за счет включения RPA-компонента в реализуемые процессы.
5. Государственные органы начнут шире применять RPA
Прогноз. Дни, когда применение RPA было привилегией глобальных и частных компаний, прошли. В ближайшие годы возрастет количество применений RPA в органах бюджетной сферы. Масштабы применения будут все более расширяться по мере того, как органы государственного управления будут видеть влияние RPA на качество и оперативность предоставляемых ими услуг населению.
Комментарий. RPA не имеет никакой отраслевой специфики для своего применения. Влияют только возможности компаний оперативно реагировать на технологические новации. Так что в этом плане госсектор ничем не лучше и не хуже любой другой отрасли. Что касается России, то массового внедрения роботизации в госорганах придется подождать еще некоторое время, пока не появятся отечественные разработки RPA-платформ промышленного уровня.
6. Вовлеченность сотрудников в использование RPA будет возрастать
Прогноз. По мере освоения компаниями появляющихся технологий будет возрастать и количество сотрудников, использующих RPA в своей ежедневной работе. Это приведет к возрастанию вовлеченности сотрудников в цифровизацию процессов своего предприятия.
Комментарий. Непонятно, зачем сотрудников вовлекать в роботизированное процессы, поскольку роботы и без сотрудников справятся с большинством поставленных перед ними задач. Если что и потребуется реально при расширении применения RPA – это удобные средства контроля и мониторинга работы парка роботов. А компании потребуются надлежащим образом обученные и профессиональные сотрудники для выявления процессов, подлежащих роботизации и реализации сценариев роботизации – с минимальным привлечением внешних консультантов либо вообще без оных.
7. Максимум внимания к работе с неструктурированными данными
Прогноз. Поставщики RPA продолжат усиливать функциональность работы с неструктурированными данными, поскольку извлечение информации из них дает очень много преимуществ. Массивы текстов, изображения, электронная почта – это золотая жила, содержащая важную информацию, и многие организации хорошо понимают, как извлечь из этого выгоду. Это заставляет поставщиков RPA внедрять технологии OCR и AI в свои продукты для того, чтобы извлекать необходимые данные из счетов и заказов, а затем передавать эти данные для роботизированной обработки. Считается, что это весьма эффективно и радикально сокращает срок возврата инвестиций.
Для России тема с распознаванием и извлечением данных из входящих счетов, заказов, приемо-передаточных документов и т.д. в контексте RPA, не совсем уж неинтересна, но, определенно, не столь важна, в виду массового использования межкорпоративного юридически значимого документооборота. Крупные российские компании, в своем большинстве, уже пользуются услугами таких сервисов, как Контур, Такском и других. Таким образом, они уже получают стратегически важную бизнес-информацию в структурированном виде. Что, в совокупности с их финансовыми возможностями и очевидной готовности к инновациям, создает очень благоприятные предпосылки для внедрения RPA в этих компаниях.
8. Рынок туда ожидают перемены
Прогноз. Автоматизация влияет на требования к персоналу и занятость населения. Прогнозы уверенно показывают, что в среднесрочной перспективе не менее половины рабочих мест могут быть ликвидированы благодаря внедрению автоматизированных процессов. Тем не менее, выявленные в последнее время тренды говорят о том, что сотрудники могут взаимодействовать с роботами в рамках автоматизированных процессов, и что цифровая экономика будет стимулировать создание рабочих мест для проектировщиков и других специалистов в области RPA и AI, задачами которых будет решение бизнес-задач, улучшение пользовательских интерфейсов роботов, настройка чат-ботов, и т.д.
Комментарий. Тенденция ликвидации рабочих мест вследствие автоматизации характерна, увы, не только для промышленных производств. Изменения коснутся также и сферы обработки бизнес-информации, каковая, собственно, и является главной, если не единственной, сферой применения RPA. Так, выпущенный Агентством стратегических инициатив совместно с Московской школой управления Сколково Атлас профессий atlas100.ru предсказывает, что до 2030 года исчезнут 57 профессий, однако, появятся 186 новых, в обоих случаях, в том числе, и рабочих, и интеллектуальных.
RPA развивается по принципу ядерной реакции. В соответствии с результатами исследования, проведенного Information Services Group, в мире спрос на профессионалов RPA стремительно растет: число вакансий с 2016 по 2018 год выросло в 15 раз, и ожидается дальнейший рост на 100% к 2020 году. Аналогичные тенденции наблюдаются и в России.
9. Потребуются инвестиции для создания центров экспертизы
Прогноз. Эксперты предсказывают, что к 2020 году более 40% предприятий будут иметь центры автоматизации и будут инвестировать в центры экспертизы или централизованные координирующие центры. Центры экспертизы будут отвечать за анализ автоматизированных технологий и выявлять из них наиболее соответствующие стоящим перед ними бизнес-задачам, при этом внедряя лучшие бизнес-практики, интеграционные решения и единые технические политики.
Комментарий. В России центры-экспертизы уже очень распространенная практика среди крупных компаний, и, хотя достоверная статистика отсутствует, в России показатель 40% для таких компаний уже совершенно определенно заметно превышен.
Массовое внедрение RPA потребует серьезной аналитической и проектной работы, и, наряду с внедрением систем класса ERP и EIM, существенно повлияет как на организацию бизнеса в целом, так и, в частности, на корпоративные правила обработки бизнес-информации. Что, собственно, и является содержанием цифрового преобразования бизнеса. Совершенно очевидно, что, без созданием центров компетенции по тематике RPA, такая работа не сможет быть успешной.
Прогноз. Интерфейсы для голосового общения станут все более распространенными и доступными, и это будет означать очередную волну распространяя RPA. В 2019 и в ближайшие последующие годы мы станем свидетелями того, что продукты, поддерживающие голосовое общение с пользователями станут промышленной нормой. Распространение чат-ботов будет стимулировать развитие когнитивных технологий, которые, в свою очередь, будут активно влиять на создание и развитие баз корпоративных знаний, необходимых голосовым роботам для формирования ими полных и информативных ответов клиентам.
Все самое интересное в области RPA только начинается!
Вице-президент по исследованиям Gartner Фабрицио Бискотти (Fabrizio Biscotti) объяснил обновлённые более высокими данные «потребностью в цифровом бизнесе» и поиском в компаниях «прямых» способов обработки данных.
Конкуренция на рынке RPA обостряется. У 9 из 10 производителей изменились места в рейтинге в 2018 году. На пятерку лидеров пришлось 47% продаж рассматриваемого софта. У компаний Kofax (6-е место по итогам 2018 года) и NTT-AT (7-е) реализация продуктов увеличилась на 256,6% и 480,9% соответственно.
Значительные изменения в позициях поставщиков продуктов для роботизированной автоматизации процессов обусловлено достаточно небольшим объёмом рынка, на котором сохраняются большой потенциал роста и возможности для компаний.
Крупнейшим регионом сбыта программ класса RPA осталась Северная Америка, на которую пришлось 51% спроса в 2018 году. Вместе с тем её доля в общем объёме рынка уменьшилась на 2 процентных по сравнению с 2017 годом.
На втором месте по расходам на RPA-решения находится Западная Европа с 23-процентным показателем. Топ-3 замкнула Япония, зафиксировавшая рост продаж на 124%.
В исследовании говорится, что роботизированная автоматизация процессов встречается во всех отраслях, но чаще всего такое ПО используют банки, страховые компании, телекоммуникационные и энергетические компании. У этих представителей бизнеса, как правило, много устаревших систем, поэтому они выбирают решения RPA для интеграции функций.
В то же время новые игроки пользуются возможностью адаптировать традиционные возможности RPA к требованиям цифрового бизнеса, таким как обработка потока событий и аналитика в реальном времени. [7]
Больше всего такое ПО внедряют банки, страховые компании, телекоммуникационные операторы, электроэнергетические компании, компании газо- и водоснабжения общего пользования. Такие клиенты, как правило, стремятся объединить различные элементы своих бухгалтерских и HR-систем и обращаются к решениям RPA для автоматизации действующих ручных задач или процессов либо для автоматизации функций старых систем, отметила Торнбом.
Однако в Gartner предупреждают, что RPA не является универсальной технологией, и бывают случаи, когда более высокие результаты могут дать альтернативные методы автоматизации. Системы RPA полезны, если для автоматизации задач или процессов нужны структурированные данные, если требуется автоматизировать работу с устаревшими системами и наладить связь с внешними системами, которую невозможно реализовать другими способами. [8]
Вместе с тем будет функциональность технологий роботизированной автоматизации процессов будет непрерывно совершенствоваться — уже в 2018 году разработчики активно интегрируют в RPA технологии машинного обучения и искусственного интеллекта.
Истоки зарождения RPA-автоматизации
В основе созданного Самуэлем программного механизма лежало дерево поиска игровых позиций. Ученый не делал ставку на простой перебор всех возможных вариантов с расчетом цепей, он понимал, что такой подход расточителен и не сможет применяться на практике. Самуэль развивал сложную полиноминальную оценочную функцию, учитывая текущую позицию, число шашек на каждой стороне, число дамок, наличие «вилок» и т. д. В итоге он пришел к созданию модели, которая не требовала избыточных расчетов. Эти алгоритмы стали основой для дальнейшего развития теории нейронных сетей, а те, в свою очередь, ─ основой для создания роботизированных систем.
Вторая крупная волна разработок в области роботизации произошла во второй половине 1990-х годов и была связана с развитием технологии автоматического чтения контента с экрана дисплеев. Новая технология получила название «скрапинг» (scraping), благодаря ей информация, собранная автоматически с веб-сайтов или из интерфейса программ, переносилась в другие документы или использовалась для запуска приложений. Ранее только человек (оператор) мог выполнять такие операции.
- сыр для цезаря какой название сыра
- Как конвертировать книгу в epub