Rx 7 breath control что это
Rx 7 breath control что это
iZotope RX7 – программа для реставрации и продвинутой обработки звука
Компания iZotope выпустила седьмое поколение программного обеспечения RX, которое упрощает процесс восстановления и обработки звука.
Новые функции, основанные на многолетних обширных исследованиях в области цифровой обработки сигналов и машинного обучения, открывают новые творческие возможности для работы со звуковыми дорожками любого жанра. Продукты серии RX призваны решить как общие, так и нестандартные проблемы со звуком, с которыми сталкиваются музыканты и звукорежиссеры.
К основным инструментам RX относятся: Repair Assistant, Music Rebalance, Dialogue Contour. Repair Assistant – первый в отрасли интеллектуальный инструмент для анализа и обнаружения в звуке шума, щелчков, кликов и тому подобное. Он предлагает три варианта обработки при трех разных интенсивностях. Music Rebalance выполняет разделение источников путем интеллектуального определения вокала, баса, ударных и других инструментов. После определения инструментов микса, пользователь может индивидуально улучшить элементы звуковой дорожки, что позволяет улучшать фонограмму без повторного сведения. Dialogue Contour помогает исправить интонацию речи при редактировании диалогов. Remove/Isolate Vocals помогает создавать инструментальные версии песен, удаляя вокальную партию или, наоборот, выделяя вокал.
iZotope RX7 имеет три издания отличающиеся набором включенных плагинов и инструментов – RX Elements, RX Standard, RX Advanced. Полный список включенных инструментов можно посмотреть на официальном сайте. iZotope RX7 доступен для приобретения по следующим ценам: RX Elements – 100$, RX Standard – 300$, RX Advanced – 800$.
Реставрационная обработка голоса в iZotope RX
Голос – это то, что чаще всего звучит в наших записях, будь то записи лекции учёного мужа или песни популярного (или не очень) исполнителя. Наше ухо особенно чутко именно к этому инструменту передачи информации: музыкальной, эмоциональной, бытовой, философской – да практически какой угодно. И чем естественнее звучит голос в записи – тем легче нам его воспринимать.
Так как звукозаписывающая аппаратура имеет дело не только со звуковыми волнами из нашего голосового аппарата, но и с потоком воздуха, который из этого же аппарата и выходит (ибо если он через голосовой аппарат не проходит, то нет и голоса), то ей свойственно улавливать не только звук голоса, но и звук от столкновения воздушной струи с аппаратурой. Именно этим вызваны основные проблемы записи голоса, и хотя они решаются различного рода фильтрами на этапе записи, всё же часто требуется и дополнительное исправление при обработке звука.
Исправлению типичных дефектов записи голоса и посвящены фильтры программы iZotope RX, о которых мы сегодня поговорим.
Breath Control: контролируем дыхание
Наверняка многим знакома ситуация, когда на дорожке с вокалом или речью записалось слишком много шума от вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Ослабить артефакты подобного рода и призван фильтр Breath Control.
У этого фильтра есть два режима функционирования: «силовой» (gain) и «целевой» (target). Переключаются они выбором соответствующего флажка слева, и соответствующим образом меняется и левый ползунок, показывающий либо уровень (level) силы подавления (в децибелах), либо целевой уровень дыхания (в децибелах по полной шкале).
Работая в силовом режиме, фильтр ослабляет любой «дыхательный» шум на одно и то же число децибел. Такой режим работы полезен, когда надо быстро ослабить шумное дыхание. Однако у него есть побочный эффект: на то же число децибел ослабляются и совсем слабые вздохи, которые можно было бы и не трогать, и которые, не нарушая целостности восприятия голоса, придают его звучанию большую естественность.
Для предотвращения подобных явлений и предназначен «целевой» режим, который трогает шум дыхания тем меньше, чем он тише.
Правый ползунок – Sensitivity (чувствительность) отвечает за то, что программа посчитает шумом дыхания и в конечном итоге попытается ослабить. Чем выше чувствительность, тем более дотошно работает программа, но тем выше и вероятность ложного срабатывания.
Флажок Output breath only (выводить только дыхание) позволяет проконтролировать чувствительность фильтра и убедиться, что он не уберёт ничего лишнего.
Приводим в порядок согласные звуки: de-ess
Пожалуй, de-ess – один из немногих фильтров, название которого можно не переводить: это фильтр, направленный против избытка звука [с]. И не только его одного: ведь для звукозаписывающего оборудования проблемны все шипящие и свистящие звуки, порождающие мощную струю воздуха.
Фильтры такого типа имеют весьма почтенную историю. Классический фильтр работал по следующему принципу: находил по характерным высоким частотам шипящие и свистящие звуки и ослаблял общую громкость всего звука на момент их звучания. Именно так работают многие «де-эссеры» по сей день, в том числе цифровые.
Однако со временем появились и более сложные алгоритмы, что мы и можем наблюдать в фильтре de-ess iZotope RX (рис. 2).
В интерфейсе фильтра присутствует возможность выбора алгоритма (algorithm): классический (classic) и спектральный (spectral). Как нетрудно догадаться, классический алгоритм работает по принципу, описанному выше, в то время как спектральный, в свою очередь, понижает громкость лишь на определённых частотах, не затрагивая всё, что ниже этих частот, а также не затрагивая фоновые шумы.
Применение более сложного алгоритма расширило возможности фильтра, и если мы заглянем в список шаблонов обработки, предложенных разработчиками (раскрывающийся список в самом верху окна обработки), то мы увидим, что одним голосом дело не ограничивается: фильтр, соответствующим образом настроенный, также предполагается использовать для обработки акустической гитары и барабанов.
Посмотрим, какие настройки доступны в этом фильтре.
Порог срабатывания (threshold) определяет уровень сигнала, с которого фильтр начинает компрессию шипяще-свистящих звуков. Уровень сигнала может быть определяем как относительно (relative), так и абсолютно (absolute). В первом случае порог срабатывания будет подстраиваться под общий уровень сигнала в каждый момент времени, во втором – ориентироваться на постоянное значение. Переключениями между этими двумя режимами достигается нажатием или снятием флажка Absolute под ползунком порога срабатывания. По умолчанию флажок снят – действует относительный режим.
Частота среза (Cutoff frequency) определяет нижнюю границу работы фильтра. Всё, что ниже определённой частоты, указанной в герцах, не будет затронуто фильтром. Таким образом мы можем защитить гласные звуки голоса от избыточного редактирования.
Скорость (speed) – высокая (fast) и низкая (slow). Отвечает не за быстроту алгоритма работы фильтра, как можно было бы подумать, а за быстроту атаки и релиза фильтра – то есть за скорость его включения и выключения при реакции на сигнал, нуждающийся в обработке. Эта скорость реакции у фильтров компрессионного типа (в том числе у де-эссера), как правило, не мгновенна.
Выбирается оптимальная скорость на слух. Общее правило тут такое: если фильтр избыточно сглаживает резкие звуки транзиентов, вероятно, он реагирует слишком быстро, и скорость атаки/релиза необходимо снизить. Если же высокие частоты стали звучать слишком тихо, значит, они не успевают восстановиться до нужного уровня после срабатывания фильтра в медленном режиме, и следует увеличить скорость фильтра.
Настройки здесь, как видим, не очень гибкие: есть возможность выбора только между двумя вариантами. Поэтому слушаем, сравниваем и выбираем лучшее для каждого случая звучание.
Ещё два интересных параметра регулируются чуть ниже.
Первый из них – это воссоздание спектра (spectral shaping). При 0 % все шипяще-свистящие звуки остаются такими же, как были, только становятся тише. Но в некоторых случаях само по себе их качество в оригинальной записи оставляет желать лучшего, и тогда можно воссоздать их с помощью этой функции. Наилучшее количество подмешиваемого воссозданного сигнала определяем на слух.
Можно управлять не только количеством воссозданного сигнала, но и его характером. За это отвечает движок «наклон спектра» (spectral tilt). Искусственно сгенерированные шипяще-свистящие звуки создаются на основе шума с определённой амплитудно-частотной характеристикой. Так, белый шум (white) представляет из себя шум, равномерно распределённый по всем частотам, в то время как розовый (pink) и, в ещё большей степени, коричневый (brown) шум убывают к высоким частотам и возрастают к низким. На слух коричневый и розовый шумы воспринимаются как более «тёплые», чем белый.
По умолчанию генерируемый шум близок к розовому, но можно, в зависимости от желаемого характера звучания, делать его звучание как «теплее», так и «холодней».
ога срабатывания. По умолчанию флажок снят – действует относительный режим.
Частота среза (Cutoff frequency) определяет нижнюю границу работы фильтра. Всё, что ниже определённой частоты, указанной в герцах, не будет затронуто фильтром. Таким образом мы можем защитить гласные звуки голоса от избыточного редактирования.
Скорость (speed) – высокая (fast) и низкая (slow). Отвечает не за быстроту алгоритма работы фильтра, как можно было бы подумать, а за быстроту атаки и релиза фильтра – то есть за скорость его включения и выключения при реакции на сигнал, нуждающийся в обработке. Эта скорость реакции у фильтров компрессионного типа (в том числе у де-эссера), как правило, не мгновенна.
Выбирается оптимальная скорость на слух. Общее правило тут такое: если фильтр избыточно сглаживает резкие звуки транзиентов, вероятно, он реагирует слишком быстро, и скорость атаки/релиза необходимо снизить. Если же высокие частоты стали звучать слишком тихо, значит, они не успевают восстановиться до нужного уровня после срабатывания фильтра в медленном режиме, и следует увеличить скорость фильтра.
Настройки здесь, как видим, не очень гибкие: есть возможность выбора только между двумя вариантами. Поэтому слушаем, сравниваем и выбираем лучшее для каждого случая звучание.
Ещё два интересных параметра регулируются чуть ниже.
Первый из них – это воссоздание спектра (spectral shaping). При 0 % все шипяще-свистящие звуки остаются такими же, как были, только становятся тише. Но в некоторых случаях само по себе их качество в оригинальной записи оставляет желать лучшего, и тогда можно воссоздать их с помощью этой функции. Наилучшее количество подмешиваемого воссозданного сигнала определяем на слух.
Можно управлять не только количеством воссозданного сигнала, но и его характером. За это отвечает движок «наклон спектра» (spectral tilt). Искусственно сгенерированные шипяще-свистящие звуки создаются на основе шума с определённой амплитудно-частотной характеристикой. Так, белый шум (white) представляет из себя шум, равномерно распределённый по всем частотам, в то время как розовый (pink) и, в ещё большей степени, коричневый (brown) шум убывают к высоким частотам и возрастают к низким. На слух коричневый и розовый шумы воспринимаются как более «тёплые», чем белый.
По умолчанию генерируемый шум близок к розовому, но можно, в зависимости от желаемого характера звучания, делать его звучание как «теплее», так и «холодней».
Ослабляем «взрывные» звуки речи: de-plosive
«Взрывные» звуки при записи речи или вокала – это, по сути, тот же шум ветра, задувающего в микрофон (см. предыдущую статью), только кратковременный.
Логика работы этого фильтра, соответственно, похожа на логику работы фильтра de-wind. Разница в том, что этот фильтр заточен именно под голос.
Параметров регулировки здесь немного: это чувствительность фильтра к взрывным звукам (Sensitivity), сила их подавления (Strength) и порог частоты (Frequency limit), выше которой фильтр не будет влиять на сигнал.
Важное замечание по работе фильтра от разработчиков: на корректность его работы может влиять эквализация низких частот. Поэтому ослаблять низкие частоты в сигнале рекомендуется уже после применения фильтра de-plosive.
Определить оптимальную пороговую частоту можно по спектрограмме сигнала: яркие вертикальные всплески (более яркие, чем сигнал, на фоне которого они происходят) в нижней части спектра.
Лишние звуки артикуляции: слюни, шлепки губ. Фильтр MouthDe-click
Наконец, среди звуков, не украшающих записи голоса, можно выделить звуки, связанные с артикуляцией самого человека. Эти звуки чувствительная техника также нередко улавливает при записи в избыточном количестве.
Для таких чавкающих, шлёпающих, хлюпающих артефактов есть свой фильтр под названием Mouth De-click (то есть устранение «щелчков» ротового аппарата). На рисунке 4 мы можем видеть его интерфейс.
Чувствительность фильтра (Sensitivity) отвечает за область его работы: какой сигнал фильтр распознает как нежелательный и требующий ослабления, а какой оставит в покое.
Frequency skew (то есть фильтр по частоте) позволяет сфокусироваться на более низких или, напротив, на более высоких частотах.
Наконец, Click widening (расширение области щелчка) может быть полезно для таких звуков, которые не прекращаются сразу же после «щелчка» в них (например, шлепки губ).
В некоторых случаях, как указывают разработчики, фильтр оптимальным образом срабатывает при двукратном применении: первый раз он удаляет сильные артефакты, второй — более слабые, бывшие ранее замаскированными более сильными.
Rx 7 breath control что это
The Breath Control module intelligently detects breaths in dialogue or vocal recordings and suppresses them. Removing and reducing breaths in recordings can be a time-consuming process for dialogue editors and music producers alike. Breath Control can help reduce the time spent on repetitive editing without sacrificing the quality of your dialogue or vocal recordings.
The Breath Control module analyzes your file and distinguishes breaths from dialogue or sung vocals based on their harmonic structure. If any piece of the incoming audio matches a harmonic profile similar to a breath, the module will suppress that portion of the audio until sung vocals are detected. Different from a ‘Threshold’ based process in which the module is only engaged once the audio has risen to a certain volume, Breath Control will perform its analysis regardless of level. This allows for accurate breath recognition for a multitude of quiet or loud vocal styles with minimal adjustment of the module’s controls.
De-hum
First take a listen to this sample.
We can hear a low humming noise as well as a constant crackling sound as well.
Lets try to get rid of these.
We will be using De-hum to remove the hum noise.
Hum noise is usually based around low frequencies in the 50-60Hz range, and is a noise that contains a number of harmonics.
We could select 50 or 60Hz from Base Frequency, but if you want AI to make the choice for you, click the Suggest button at the top.
This will analyse the sample and Free mode will allow it to set a more accurate frequency.
The hum noise can been reduced greatly but if the voice has been negatively effected as well, we can lower the number of harmonics down right on the brink of effecting the main sound. We can do this from the Number of harmonics fader.
For the low end, you can cut up until the point where it starts effecting the vocal. We will turn the High-Pass Filter on and cut under 100Hz.
If we want to make more detailed edits on the harmonics we can choose a different Linking Type.
For the default ALL setting, moving the slider here will have a slope effect on all frequencies.
By selecting Odd/even you can control the odd and even harmonics separately.
The Slope slider will help lower the reduction effect on higher frequencies.
When None is selected the link is removed, allowing you to control the Gain of individual harmonics.
Controls
Состоялся анонс iZotope Nectar 3 с функциями машинного обучения для упрощения обработки вокала
De-reverb
Now lets change the sample audio and take a look at the unique De-reverb.
As the name implies, this helps remove reverb and room reflections in a recording.
First lets hear the sample for this example.
We can clearly hear the reverb in this sample.
We will be using De-reverb on this audio.
To dive a little deeper into the editing, we can leave the Reverb Profile frequency settings set by Learn as is, and adjust the Reduction and Tail length to yield big results.
The resulting audio after adjusting each parameter is as follows:
Though its not a completely dry signal, a considerable amount of reverb has been edited out.
Находим и устраняем гул, жужжание, треск и другие распространенные недостатки аудиосигнала с помощью iZotope RX.
Чтобы объяснить распространенные проблемы и варианты их исправления, компания iZotope на своем YouTube-канале опубликовала специальное видео, объясняющая, как устранить шум в аудиофайлах с помощью iZotope RX.
Авторы видеоролика выделили семь самых распространенных проблем с аудиосигналом, которые можно выявить на спектрограмме. Среди них:
Каждую из проблем создатели ролика сопроводили кратким описанием, иллюстрацией на спектре, а также быстрыми и эффективными способами устранения.
De-Crackle
Next lets look at getting rid of the crackling pop-like noises.
We will be using De-crackle.
As you can hear, we have been able to clean up the audio.
1. Гул
Источником гула чаще всего становятся различные шумы, наводки, помехи и неполадки в электросети. Подобный шум проявляется в низкочастотном диапазоне, на отметках в 50 или 60 Гц (в зависимости от региона вашего проживания).
Увидеть гул на спектре можно при увеличении спектра в районе низких частот. Подобный негативный шум проявляется в виде серии горизонтальных линий: ярко выраженных около 50 Гц и менее выраженных около 60 Гц. Если гул присутствует чуть выше диапазона 50-60 Гц (такое тоже бывает), то линии на спектре могут быть едва заметными.
Яркие и тусклые горизонтальные линии в самом низу спектра сообщают о наличии гула в аудиосигнале
Устранить гул в записанном аудио можно с помощью iZotope RX и входящего в него модуля De-Hum. Инструмент лучше всего справляется с подобным шумом в тех случаях, когда частоты гула не перекрываются и не пересекаются с другими полезными переходными сигналами.
Реставрация аудио: 7 самых популярных проблем аудиосигнала
iZotope RX 7 Tutorial ③ Removing Noise, Reverb, and Clipping
Purchase here
Благодаря новым «умным» модулям работа с вокалом обещает стать намного проще.
Компания iZotope объявила о выходе обновленной версии плагина для обработки вокала iZotope Nectar 3. Третья версия популярного инструмента предлагает переработанный интерфейс, пять новых модулей и ряд других улучшений, направленных на повышение производительности плагина.
Как и в случае с недавно вышедшим iZotope RX7, главной новинкой iZotope Nectar 3 стало внедрение функций машинного обучения, упрощающих работу пользователя. Nectar 3 оснастили умным модулем Vocal Assistant, который анализирует дорожку вокала и музыкальное сопровождение, после чего подбирает оптимальные настройки для идеального укладывания голоса в микс. В дополнение к этому модуль оснащен функцией Unmask, позволяющей устранить любые конфликты между вокалом и другими инструментами. Анализ происходит в автоматическом режиме, а ассистент сам производит необходимые настройки
В модуль Dynamic EQ добавили два новых режима работы — Follow EQ и Auto Level Mode. В первом режиме модуль автоматически и в режиме реального времени подрезает или усиливает частоты в вокале, во втором — смягчает дорожку вокала таким образом, чтобы она не выбивалась на фоне общего микса.
iZotope Nectar 3 оснастили поддержкой технологии Inter-plugin Communication, позволяющей вокальному процессору работать вместе с другими плагинами iZotope и учитывать любые изменения. Помимо iZotope Ozone 8 и iZotope Neutron, новая версия Nectar 3 может обмениваться информацией с недавно вышедшим iZotope RX7 и его модулем Breath Control, плагином iZotope Relay и редактором Celemony Melodyne 4.
iZotope Nectar 3 выйдет в виде отдельного модуля, а также в составе двух бандлов — Vocal Chain Bundle и недавно анонсированного Music Production Suite 2. Оба бандла будут отличаться составом входящих в него плагинов.
iZotope Vocal Chain Bundle
iZotope Music Production Suite 2
Напомним, что ранее iZotope выпустила обновленную версию программного обеспечения для реставрации звука iZotope RX7, оснащенную функциями машинного обучения. Помимо этого компания представила новый бесплатный плагин iZotope Vocal Doubler, позволяющий виртуально создать эффект хора.
De-clip
Next, if we happen to accidentally distort audio during recording we can use De-clip to remove clipping noise.
We have a sample prepared for this as well.
* Be aware that this sample is louder than the previous examples.
In de-clip we will first setup the threshold of clip sounds. We will use this histogram as a reference but it looks like nothing is displayed at the moment. The histogram will be updated depending on the selected area, so lets first select the portion with vocal audio contained.
By pressing the Suggest button, it will automatically set the Threshold to the suggested point.
The remaining parameters work as follows:
Lets hear how the sample sounds after making adjustments.
The sound is much cleaner and its hard to believe it was distorted.
This completes our look at some commonly used modules in RX 7.
RX 7 covers a vast field of noise/reverb related issues, so be sure to try it out for your own recordings!