Saas технологии что это
Что такое SaaS?
Программное обеспечение как услуга
Программное обеспечение как услуга (SaaS) позволяет пользователям подключаться к облачным приложениям и использовать их через Интернет. Стандартными примерами могут быть электронная почта, ведение календаря и офисные средства (например, Microsoft Office 365).
SaaS предоставляет полноценный набор программного обеспечения, который вы оплачиваете поставщику облачных служб по мере использования. Вы арендуете использование приложения для вашей организации, и ваши пользователи подключаются к нему через Интернет, обычно с помощью веб-браузера. Вся базовая инфраструктура, ПО промежуточного слоя, программное обеспечение приложений и данные приложений находятся в центре обработки данных поставщика. Поставщик служб управляет оборудованием и программным обеспечением на основе соответствующего соглашения об обслуживании и обеспечивает доступность и безопасность приложений и данных. SaaS позволяет вашей организации быстро запускать приложение с минимальными предварительными расходами.
Размещенные приложения | Средства разработки, управление базами данных, бизнес-аналитика | Операционные системы | Серверы и хранилище | Сетевые брандмауэры / защита | Материальная база / здание центра обработки данных |
Распространенные сценарии SaaS
Если вы пользовались интернет-службой электронной почты, такой как Outlook, Hotmail или Yahoo! Mail, то вы уже использовали SaaS. Используя эти службы, вы входите в вашу учетную запись через Интернет, часто через веб-браузер. Программное обеспечение электронной почты находится в сети поставщика служб, и ваши сообщения хранятся там же. Вы получаете доступ к электронной почте и хранимым сообщениям из веб-браузера с любого компьютера или устройства, подключенных к Интернету.
Предыдущие примеры — это бесплатные службы для личного пользования. Организации могут арендовать более производительные приложения, в том числе электронную почту, средства совместной работы и календарь, а также продвинутые бизнес-приложения, такие как системы управления связями с клиентами (CRM), планирования ресурсов компании (ERP) и управления документами. Оплата использования таких приложений осуществляется по подписке или в соответствии с уровнем использования.
Преимущества SaaS
Получите доступ к продвинутым приложениям. Чтобы предоставить приложения SaaS пользователям, вам не нужно приобретать, устанавливать, обновлять или обслуживать оборудование, ПО промежуточного слоя или программное обеспечение. Если у организаций нет ресурсов для приобретения, развертывания необходимой инфраструктуры и программного обеспечения таких сложных промышленных приложений, как ERP или CRM, а также для управления ими, то можно сделать их доступными через SaaS.
Вы платите только за те ресурсы, которые используете. Вы экономите средства, так как SaaS автоматически изменяет масштабирование в соответствии с уровнем использования.
Используйте бесплатное клиентское программное обеспечение. Пользователи могут запускать большинство приложений SaaS напрямую через веб-браузер без необходимости загружать и устанавливать программное обеспечение, хотя для некоторых приложений требуются подключаемые модули. Это означает, что вам не нужно приобретать и устанавливать специальное программное обеспечение для ваших пользователей.
Повышайте мобильность ваших сотрудников. SaaS повышает мобильность ваших сотрудников, так как пользователи имеют доступ к приложениям и данным SaaS с любого компьютера или мобильного устройства, которые подключены к Интернету. Не нужно заботиться о разработке приложений для работы на разных типах компьютеров и устройств, потому что поставщик служб уже сделал это за вас. Кроме того, нет необходимости нанимать квалифицированных специалистов для решения проблем с безопасностью, которые могут возникнуть при использовании мобильных устройств. Правильно выбранный поставщик служб обеспечивает безопасность ваших данных, независимо от типа устройства, которое использует эти данные.
Получайте доступ к данным приложений из любого места. Когда данные хранятся в облаке, пользователи получают доступ к нужной информации с любого компьютера или мобильного устройства, подключенных к Интернету. Если вы храните данные приложения в облаке, данные не могут быть потеряны в результате сбоя компьютера или устройства.
Что такое SaaS: руководство
Узнайте об особенностях, преимуществах и этапах разработки SaaS-сервиса
SaaS-сервис (с англ. software as a service — программное обеспечение как услуга) — это облачный сервис, который можно использовать онлайн без предварительной установки на свой компьютер или мобильное устройство.
Содержание
Особенности модели SaaS
Основное отличие SaaS как бизнес-модели заключается в том, что владелец сервиса полностью отвечает за его апгрейд, техобслуживание и управление. Для использования функционала платформы пользователям не нужно скачивать программное обеспечение, устанавливать его и обновлять. Для владельцев бизнеса модель SaaS стала настоящим спасением от головной боли, связанной с нелицензионными программами, на которые могут натолкнуться клиенты.
Принцип работы SaaS-сервисов часто сравнивают с арендой жилья. Мебель, технику и все удобства предоставляет владелец, а жилец платит за пользование. Однако, такое сравнение нельзя назвать корректным, поскольку оно является довольно поверхностным. Чтобы лучше понять, что отличает SaaS-сервис от других, ознакомьтесь с особенностями его работы:
Чтобы ознакомить клиентов со своим функционалом, SaaS-платформы предоставляют демо-версии, бесплатные тарифные пакеты с ограниченным функционалом или полный доступ к инструментам на ограниченный промежуток времени. После того, как пользователь опробует возможности сервиса, он может «арендовать» необходимые услуги, что обходится значительно дешевле, чем покупка лицензионного программного обеспечения. Благодаря относительно невысокой стоимости и простоте использования популярность SaaS-платформ стремительно растет.
В следующем разделе вы подробнее ознакомитесь с плюсами и минусами SaaS-сервисов.
Преимущества и недостатки SaaS-платформ
Использование SaaS-платформ имеет ряд преимуществ как для владельцев, так и для пользователей. Сначала, давайте посмотрим, какие выгоды удаленные сервисы предоставляют своим клиентам:
Теперь давайте рассмотрим преимущества создания SaaS-сервиса для владельцев:
Несмотря на явный ряд плюсов SaaS-платформ как для владельцев, так и для пользователей, у таких сервисов есть и определенные недостатки. Ниже мы подробнее рассмотрим основные из них.
Еще один недостаток, который нельзя не упомянуть, — это зависимость сервиса от скорости интернета. Однако, этот минус ежедневно становится менее значимым, поскольку стабильность работы интернета регулярно растет.
Чтобы разработать качественный и востребованный на рынке продукт, необходимо обязательно учесть интересы целевой аудитории и найти хороших разработчиков. В следующем разделе вы ознакомитесь с процессом разработки SaaS-платформ.
Этапы разработки SaaS-сервиса
SaaS-сервисы используют как в В2В, так и в В2С сегментах. Такие платформы значительно упростили жизнь отдельным пользователям и бизнесу. С их помощью стало удобнее управлять продажами, вести работу с клиентами, хранить файлы, создавать сайты, управлять социальными сетями и выполнять множество других задач.
Процесс разработки сервиса и его длительность зависят во многом от предназначения и функционала. Ниже вы ознакомитесь с основными этапами, из которых состоит весь путь создания SaaS-платформы, начиная от идеи и заканчивая работающей программой.
Запустить SaaS-сервис — это только половина дела. Далее предстоит непрерывное развитие и повышение конкурентоспособности. В следующем разделе вы узнаете, с помощью каких метрик отслеживают рост и успешность SaaS-бизнеса.
Ключевые метрики для SaaS-платформ
Ознакомьтесь с основными метриками, на которые стоит полагаться, чтобы анализировать прибыль, удержание клиентов и успешность маркетинговой стратегии.
Мы рассмотрели основные, но далеко не все метрики, которые отслеживают для анализа развития SaaS-сервисов. Еще рассчитывают вовлеченность, количество новых пользователей за период, среднюю стоимость заказа (CPO) и другие показатели. Далее вы ознакомитесь с примерами SaaS-платформ и сможете лучше понять, что они собой представляют.
Примеры SaaS-сервисов
Еще один популярный SaaS-сервис это Canva. Платформа представляет собой визуальный редактор, в котором создают рекламную продукцию, посты для социальных сетей, обложки, визитки и многое другое. Сервис можно использовать абсолютно бесплатно, но с ограниченным облачным хранилищем и функционалом.
Для получения доступа ко всем возможностям платформы необходимо оплатить тарифный пакет на месяц или год. Стоимость зависит от количества человек в команде, которые будут иметь доступ к аккаунту.
SaaS-сервисы прочно вошли в нашу жизнь и позволили решать разные задачи онлайн без покупки, скачивания и установки программного обеспечения. Отдельные пользователи, а также малый, средний и даже крупный бизнес получили полезные рабочие инструменты. Качественный SaaS-сервис требует немало времени и ресурсов на разработку, однако при условии тщательно продуманной стратегии развития результат окупит потраченные силы.
SaaS — как они захватили мир и что потом с ними будет
Самое интересное из выпуска подкаста «Завтра облачно», на котором мы с Александром Демидовым («Битрикс24») обсудили рынок SaaS, его прошлое и будущее.
SaaS — одна из форм использования приложений, когда приложение стоит не на компьютере у пользователя под столом, а где-то далеко «в облаке». Пользователь только наполняет его своими данными через интернет. Facebook, электронная почта, Trello, и Google Analytics — это всё SaaS.
Итак, что думают о SaaS те, кто их создаёт?
В небольших компаниях обычно нет лишних рук. Но когда покупаешь приложение, кто-то должен его поддерживать в рабочем состоянии, обновлять, делать бэкапы и так далее. В модели SaaS эти административные задачи берет на себя сервис-провайдер.
Еще одна важная вещь — сегодня пользователь уже привык, что его данные доступны с разных устройств: ноутбука, планшета, смартфона, постоянно синхронизируются. Локальный софт для этого не подходит. Значит, должен быть сервис, к которому есть доступ в любом месте. Это и дает SaaS.
Многим проще пользоваться подписной моделью и ежемесячно платить небольшую сумму, чем покупать дорогой софт сразу. Раньше в нашей стране устанавливали много пиратского софта, потому что программное обеспечение было дорогим. Платить незначительные суммы каждый месяц намного комфортнее. Поэтому сейчас даже небольшая компания может легально использовать нужный софт, который раньше бил по бюджету серьезными однократными закупками.
Все серьезные SaaS позволяют экспортировать данные, чтобы в случае миграции с одного сервиса на другой они сохранялись, их можно было развернуть у себя на сервере или залить в SaaS другого провайдера. Такая возможность снимает опасения пользователя перед vendor lock-in — «залочиванием» в решении от одного вендора.
Не все об этом думают на начальном этапе выбора решения. Если потом не не получается вытащить данные из облака, остается два выхода: либо потерять данные и уйти к другому провайдеру, либо продолжать платить прежнему, даже если он уже не устраивает.
Этот риск — следствие не бизнес-модели SaaS, а недостатка компьютерной грамотности по части того, как пользоваться облаками, которые часто безопаснее собственной инфраструктуры.
Концепция, когда что-то хранится на компьютере физически, понятна даже людям, далеким от компьютера. А концепция облака, хоть и не сверхсложная, уже абстракция, которая кого-то пугает. Человек, далекий от IT, вряд ли поймет, как работает облако: где дата-центры, почему говорят, что они в облаке. Еще и название мультяшное, игрушечное — «облако».
Чтобы нечаянно не «запереть» данные у конкретного провайдера, до начала пользования сервисом нужно изучить его возможности и пути отступления.
Это обязанность сервиса ― предсказывать, добавлять, обогащать данные, которые клиент не может монетизировать самостоятельно. Эти возможности возникают благодаря тому, что SaaS агрегирует обезличенные данные многих пользователей и умеет с ними работать. Клиент, отдавая данные в SaaS, монетизирует их сразу, получает дополнительные предсказательные сервисы, возникающие именно за счёт этой агрегации и сопоставления с «чужими» данными.
Пример — антиспам. На основе данных одного почтового ящика или даже всех ящиков одной компании его не построить, а на данных миллионов ящиков — легко. Это ценность от агрегации данных, которую нужно использовать.
Важным препятствием для развития SaaS был интернет: его доступность, надежность, скорость и другие параметры. Сейчас все развивается, появился 4G, дальше будет 5G. Практически в любой квартире несколько провайдеров, а интернет становится такой инфраструктурной штукой, как электричество. Отключение интернета — форс-мажор.
Поэтому многие приложения уже нагружают устройство пользователя минимально, самая нагруженная работа происходит где-то там: в интернете, в облаке.
Сейчас нам привычно открыть ноутбук, а через 10 лет мы будем считать странным что-то открывать, носить или доставать из кармана. Это будут избыточные действия, потому что есть более удобные виды доступа к информации, которые запускаются, например, по голосу или щелчку.
Вендоры и провайдеры SaaS не спешат отказываться от коробочных версий. Их наличие параллельно с моделью аренды ПО по подписке — огромный плюс для клиентов. Даже если они не планируют переехать на коробочную версию, то понимают, что всегда могут это сделать, не станут заложниками сервиса, который надо постоянно оплачивать.
Есть клиенты со специфическими политиками безопасности. Например, с хранением данных только в закрытом контуре у себя в компании. Они не могут пользоваться SaaS, а «коробкой» — пожалуйста. Есть компании, которые хотят делать сложные интеграции с внутренними системами (от ERP до пропускных систем) — это тоже не всегда можно сделать в облаке.
Будущее за SaaS, которые могут кастомизироваться под задачи любой сложности. Сейчас если нужен кастом, компании дорабатывают его сами, получают проприетарные варианты, которые есть только у них.
А можно ли сделать облачный сервис, который станет конструктором сервисов SaaS? Совместить выигрыш SaaS на масштабе с возможностью по далеко идущей кастомизации у сегодняшних on-premise решений?
Сейчас вопрос решается модулями, аддонами, с помощью которых можно что-то менять. Причем вендор SaaS пытается угадать, где в сервисе клиентам может понадобиться кастомизация, и в этих отдельных точках открывает возможность добавлять аддоны. Но, видимо, скоро парадигма разработки станет такой, что аддоны можно будет крепить на любое место SaaS.
Вспомним о концепции API-first. Если каждую новую сущность разрабатывать с возможностью работы через API, это и будет движение к тому самому будущему.
Узкоспециализированные кастомизации клиент делает сам. Кастомизации, которые будут широко востребованы, создает сам «Битрикс24» и включает в продукт.
Промежуточные по популярности дополнения делают сторонние разработчики, которые размещают их в маркетплейсе дополнений «Битрикс24». Такие дополнения бывают бесплатные, с расчётом на то, что клиенту понадобится платный консалтинг или расширенные пакеты услуг.
Чтобы эта модель хорошо работала, «Битрикс24» просто сделал API, маркетплейс и открыл возможности по расширению приложений.
У любого крупного SaaS-сервиса есть система аддонов и маркетплейс. Их наличие — критерий зрелости SaaS. Вендор понял, что невозможно самому сделать все фичи. Значит, нужно создать экосистему партнеров, которые будут создавать нишевые фичи и решения.
PaaS — платформа как сервис. Если SaaS — приложения в облаке для пользователей, то PaaS — «кирпичики» для создания приложений, тоже в облаке. Они нужны тем, кто приложения создает — разработчикам и ИТ-отделам. Типичные PaaS — это облачные базы данных, элементы ИИ, анализа больших данных и другие. Ценность PaaS для разработки в том, что не нужно настраивать, администрировать, обновлять эти самые базы данных и так далее. Можно сфокусироваться на бизнес-логике приложений.
Платформы дают возможность быстро и много экспериментировать. Когда возникает идея нового продукта или сервиса, не нужно с нуля тратить много времени, сил, разработки и денег, чтобы получить MVP (минимально жизнеспособный продукт) для проверки гипотезы: взлетает продукт или нет.
Послушать целиком подкаст про SaaS можно тут: ВКонтакте, iTunes, Google Podcasts, SoundCloud
SaaS: что это такое простыми словами, преимущества и недостатки
Программное обеспечение как услуга (SaaS) – это модель распространения программного обеспечения, в которой поставщик облачных услуг размещает приложения и делает их доступными для конечных пользователей через Интернет. В этой модели независимый поставщик программного обеспечения (ISV) может заключить договор со сторонним поставщиком облачных услуг для размещения приложения. Или, в более крупных компаниях, таких как Microsoft, поставщик облачных услуг также может быть поставщиком программного обеспечения.
SaaS – одна из трех основных категорий облачных вычислений, наряду с инфраструктурой как услуга (IaaS) и платформой как услуга (PaaS). Приложения SaaS используют ряд IT-специалистов, бизнес-пользователи и частные пользователи. Ассортимент продукции варьируется от персональных развлечений, таких как Netflix, до передовых IT-инструментов. В отличие от IaaS и PaaS, продукты SaaS часто продаются как пользователям B2B, так и B2C.
Согласно недавнему отчету McKinsey & Company, аналитики технологической отрасли прогнозируют дальнейший рост рынка программного обеспечения как услуги и ожидают, что к 2024 году рынок продуктов SaaS составит около 200 миллиардов долларов.
Как работает программное обеспечение как услуга?
SaaS работает через модель облачной доставки. Поставщик программного обеспечения будет либо размещать приложение и связанные данные, используя свои собственные серверы, базы данных, сетевые и вычислительные ресурсы, либо это может быть независимый поставщик программного обеспечения, который заключает договор с поставщиком облачных услуг для размещения приложения в центре обработки данных поставщика. Приложение будет доступно для любого устройства, подключенного к сети. Доступ к приложениям SaaS обычно осуществляется через веб-браузеры.
В результате компаниям, использующим приложения SaaS, не поручают установку и обслуживание программного обеспечения. Пользователи просто платят абонентскую плату, чтобы получить доступ к программному обеспечению, которое представляет собой готовое решение.
SaaS тесно связан с поставщиками услуг приложений (ASP) и моделями доставки программного обеспечения для вычислений по требованию, когда поставщик размещает программное обеспечение клиента и доставляет его утвержденным конечным пользователям через Интернет.
В модели SaaS «программное обеспечение по запросу» поставщик предоставляет клиентам сетевой доступ к единственной копии приложения, созданного поставщиком специально для распространения SaaS. Исходный код приложения одинаков для всех клиентов, и когда выпускаются новые особенности или функциональные возможности, они распространяются на всех клиентов. В зависимости от соглашения об уровне услуг (SLA) данные клиента для каждой модели могут храниться локально, в облаке или как локально, так и в облаке.
Организации могут интегрировать приложения SaaS с другим программным обеспечением с помощью интерфейсов прикладного программирования (API). Например, компания может написать свои собственные программные инструменты и использовать API-интерфейсы поставщика SaaS для интеграции этих инструментов с предложением SaaS.
Архитектура SaaS
Приложения и сервисы SaaS обычно используют многопользовательский подход – это означает, что один экземпляр приложения SaaS будет работать на хост-серверах, и этот единственный экземпляр будет обслуживать каждого зарегистрировавшегося клиента или облачного клиента. Приложение будет работать в одной версии и конфигурации для всех клиентов или арендаторов. Хотя разные подписчики будут работать в одном экземпляре облака с общей инфраструктурой и платформой, данные от разных клиентов по-прежнему будут разделены.
Типичная многопользовательская архитектура приложений SaaS означает, что поставщик облачных услуг может управлять обслуживанием, обновлениями и исправлением ошибок быстрее, проще и эффективнее. Вместо того, чтобы вносить изменения в нескольких экземплярах, инженеры могут вносить необходимые изменения для всех клиентов, поддерживая один общий экземпляр.
Кроме того, мультиарендность позволяет большему количеству людей получить доступ к большему объему ресурсов без ущерба для важных облачных функций, таких как безопасность, скорость и конфиденциальность.
Преимущества SaaS
SaaS устраняет необходимость для организаций устанавливать и запускать приложения на своих компьютерах или в собственных центрах обработки данных. Это исключает расходы на приобретение, предоставление и обслуживание оборудования, а также на лицензирование, установку и поддержку программного обеспечения. Вот другие преимущества модели SaaS:
Проблемы и недостатки SaaS
SaaS также создает некоторые потенциальные риски и проблемы, поскольку предприятиям приходится полагаться на внешних поставщиков для предоставления программного обеспечения, поддержания его в рабочем состоянии, отслеживания и составления отчетов о точном выставлении счетов и создания безопасной среды для бизнес-данных.
Безопасность и конфиденциальность SaaS
Риски кибербезопасности, связанные с программным обеспечением как услугой, отличаются от рисков, связанных с традиционным программным обеспечением. В случае традиционного программного обеспечения поставщик программного обеспечения несет ответственность за устранение уязвимостей на основе кода, а пользователь отвечает за запуск программного обеспечения в безопасной инфраструктуре и сети. В результате за безопасность больше несут ответственность независимый поставщик программного обеспечения и сторонний поставщик облачных услуг.
Несмотря на быстрое внедрение облачных моделей для полностью обслуживаемых программных продуктов, организации по-прежнему имеют определенные оговорки в отношении продуктов SaaS, когда речь идет о безопасности и конфиденциальности. Эти опасения включают:
SaaS, IaaS и PaaS: в чем разница?
SaaS – одна из трех основных моделей облачных сервисов, наряду с IaaS и PaaS. Все три модели включают поставщиков облачных услуг, которые доставляют свои собственные ресурсы центра обработки данных клиентам через Интернет.
Разница между моделями заключается в комплектности продукта. Продукты SaaS – это законченные и полностью управляемые приложения. IaaS в значительной степени передает ресурсы центра обработки данных на аутсорсинг, а PaaS предоставляет платформу разработки и другие инструменты, размещенные в центре обработки данных поставщика.
Пользователям приложений SaaS не нужно загружать программное обеспечение, управлять существующей IT-инфраструктурой или заниматься какими-либо аспектами управления программным обеспечением. Поставщики занимаются обслуживанием, обновлениями, поддержкой, безопасностью и всеми другими аспектами управления программным обеспечением.
IaaS используется компаниями, которые хотят передать свои центры обработки данных и компьютерные ресурсы поставщику облачных услуг. Поставщики IaaS размещают компоненты инфраструктуры, такие как серверы, хранилище, сетевое оборудование и ресурсы виртуализации. Организации-клиенты, использующие услуги IaaS, по-прежнему должны управлять своими данными, приложениями и операционными системами (ОС).
PaaS предоставляет набор ресурсов для внутренних разработчиков организации. Эта размещенная платформа позволяет разработчикам создавать индивидуальные приложения. Поставщик управляет ресурсами центра обработки данных, которые поддерживают инструменты. Организации-клиенты, использующие услуги PaaS, не должны управлять своими операционными системами, но должны управлять приложениями и использованием данных.
Поставщики SaaS и примеры
Рынок SaaS включает в себя множество поставщиков программного обеспечения и продуктов. К отраслевым игрокам относятся небольшие поставщики отдельных продуктов, вплоть до облачных гигантов, таких как Amazon Web Services и Google.
Продукты SaaS также разнообразны: от сервисов потокового видео до инструментов IT-бизнес-аналитики. Существуют приложения SaaS для основных бизнес-приложений, таких как электронная почта, управление продажами, управление взаимоотношениями с клиентами (CRM), финансовое управление, управление человеческими ресурсами (HRM), выставление счетов и совместная работа. Корпоративные продукты SaaS для определенных отраслей, таких как страхование или медицина, известны как вертикальные продукты SaaS.
Продукты SaaS могут продаваться в основном на рынках B2B, B2C или на обоих рынках. Вот примеры популярных продуктов SaaS:
Цены на SaaS
Как правило, использование продукта SaaS более рентабельно, чем традиционная лицензия на программное обеспечение для корпоративного программного обеспечения, поскольку установка на оборудование не требуется. Поставщики SaaS обычно используют для клиентов одну из многих моделей ценообразования на основе подписки.
Интернет-предприниматель, специалист по SEO и SMM, E-commerce, вебмастер, блогер.