Safety car что значит
Есть ли разница между пейс-каром и сейфети-каром в автогонках
Pace car и safety car — слова-синонимы, обозначающие автомобиль, который появляется на гоночной трассе при возникновении на ней опасных ситуаций.
Поклонники автоспорта прекрасно знакомы с терминами pace car и safety car, а для далёких от гонок людей эти слова, которые они, возможно, и слышали, остаются непонятными. Кто-то считает, что это разные вещи, но на самом деле это не так.
Цель любого кольцевого гонщика — пройти круг по трассе как можно быстрее и желательно впереди своих соперников. В условиях высоких скоростей и плотной борьбы часто случаются аварии, требующие помощи маршалов на трассе, сотрудников экстренных служб. А часто портится погода и возникают другие проблемы, которые делают проведение гонки небезопасным.
В этот момент на трассе и появляется машина безопасности, которую в США привыкли называть pace car (задающий темп автомобиль), а в Европе и мире — safety car (автомобиль безопасности). Но как не назови, цель у него одна — собрать участников гонки позади себя и вести их по трассе с определённой скоростью — максимально возможной, чтобы не остыли покрышки и тормоза, но при этом максимально безопасной, чтобы не ставить под угрозу работающих на трассе над устранением проблем людей.
Первый автомобиль безопасности был именно pace car, потому что появился он в 1911 году в США на трассе «Индианаполис» в культовой 500-мильной гонке Indy 500. В «Формуле-1» впервые автомобиль безопасности использовали в 1973 году на Гран-при Канады. С тех пор ни одна официальная автомобильная гонка в мире не может обойтись без машины, обеспечивающей безопасность на трассе. А как называть этот автомобиль — не принципиально, вас поймут в любом случае.
Как это работает: Автомобиль безопасности
Автомобиль безопасности нередко появляется на трассе во время гонок, порой влияя на результат Гран При, но при этом выполняет свою главную функцию – обеспечивает безопасность на трассе. Вместе с пресс-службой Mercedes мы разбираемся, как действуют гонщики во время появления на трассе Mercedes AMG GT R с Берндом Майландером за рулем, и какие проблемы приходится решать стратегам команд.
Почему выезд автомобиля безопасности осложняет гонку?
Главная проблема при появлении автомобиля безопасности – правильный выбор стратегии. Позади автомобиля безопасности шины быстро остывают. Если резина новая, то проблема не столь серьезная, поскольку на рестарте они быстро прогреются – обычно за два-три круга. Старые шины после рестарта прогреваются медленнее или вовсе не набирают нужной температуры.
Инженерам сложно смоделировать износ резины после рестарта, решение приходится принимать, основываясь на прошлом опыте и комментариях гонщиков.
Как в команде реагируют на выезд автомобиля безопасности?
Специалисты по стратегии постоянно анализируют ситуацию, пытаясь предсказать, что произойдет, если автомобиль безопасности появится на трассе через два, три или пять кругов. Если в команде решают, что при появлении автомобиля безопасности появится хорошая возможность провести пит-стоп, то гонщику говорят фразу: «Ты в окне автомобиля безопасности». Это означает, что в случае его выезда гонщик может ехать в боксы без дополнительного подтверждения команды – и механики будут его ждать.
Каковы главные сложности?
Рестарт – сложный момент для гонщиков из-за остывшей резины и нехватки сцепления с трассой. Шины обеспечивают наибольшее сцепление в рабочем диапазоне каждого состава, вне этого диапазона сцепление гораздо ниже.
Перед установкой на машину шины находятся в термочехлах, где нагреваются до +110С. За автомобилем безопасности температура может снизиться на 40 градусов от необходимых значений. Таким образом, с точки зрения сцепления с трассой первые круги после ухода автомобиля безопасности отличаются от любого другого круга, которые проезжают гонщики за время уик-энда, и им очень сложно добиться сцепления с асфальтом.
Какие ещё есть проблемы?
Тормоза подвержены перегреву из-за недостаточного охлаждения потоком воздуха. Да и в холодных тормозах нет ничего хорошего. Гонщики пытаются прогреть их, используя различные техники пилотирования, однако при этом тормоза легко перегреть из-за небольшой скорости машины.
Какие преимущества может дать автомобиль безопасности?
Главное преимущество в том, что он обеспечивает безопасность маршалов на трассе, когда они убирают обломки или эвакуируют машины. Некоторое преимущество получают и гонщики – они могут сэкономить топливо.
В Монреале гонщики не смогут максимально атаковать на протяжении всех 70 кругов – иначе им не хватит до финиша отведенных 105 кг топлива. Появление автомобиля безопасности – хорошая возможность сэкономить.
Какова скорость автомобиля безопасности?
Все зависит от конкретной трассы. В среднем, время круга за автомобилем безопасности увеличивается на 60%. Разница в скорости между машиной Формулы 1 и автомобилем безопасности зависит от конкретного поворота. Например, в Канаде 3-й поворот машины Формулы 1 проезжают на скорости 125 км/ч, а за автомобилем безопасности – 45 км/ч.
В шпильке 10-го поворота разница не столь существенная – 65 км/ч против 50 км/ч. На прямой скорости отличаются сильнее – если в 2017-м перед 13-м поворотом машины Формулы 1 разгонялись до 300 км/ч, то за автомобилем безопасности – «только» до 230 км/ч.
В чем разница между реальным и виртуальным автомобилем безопасности?
В целом, они очень похожи. С виртуальным автомобилем безопасности у гонщиков возникают те же проблемы, что и с реальным, но для команд виртуальный создает меньше проблем, поскольку машины едут быстрее и температура резины падает не так сильно.
Этот эффект усиливается еще и тем, что обычно реальный автомобиль безопасности находится на трассе около четырех кругов, а виртуальный – от одного до двух. Кроме того, в режиме виртуального автомобиля безопасности пелотон не собирается вместе, поскольку гонщики обязаны поддерживать такое же расстояние от впереди идущего пилота, какое было до объявления этого режима.
Представлен сейфти-кар Формулы-1 — впервые за 25 лет это не Mercedes-Benz
Сейфти-кар Aston Martin Vantage будет использоваться в «Королевских гонках» параллельно с Mercedes-AMG GT R, но боссы Формулы-1 пока не сообщили, на каких этапах будут использоваться британские купе, а на каких — немецкие. Обкатку новых машин Aston Martin проведут в Бахрейне 12-14 марта в ходе серии тестов.
Фото: Автомобиль безопасности Aston Martin Vantage
Автомобиль безопасности Aston Martin Vantage отличается от обычных «дорожных» двухдверок: «мерседесовский» 4,0-литровый V8 форсирован с 510 до 534 лошадиных сил, а «полка» крутящего момента расширена, хотя пиковое значение то же — 685 Нм. Также перенастроен 8-скоростной «автомат», рулевое управление перекалибровано, а подвеска сделана жёстче.
В итоге несмотря на наличие спецоборудования и светодиодной «балки» на крыше сейфти-кар разгоняется с места до 100 километров в час за 3,5 секунды — на 0,1 секунды быстрее «гражданской» версии Vantage.
Фото: Медицинский автомобиль Aston Martin DBX
Медицинский автомобиль Aston Martin DBX отличается от обычных кроссоверов встроенным каркасом безопасности, дополнительными огнетушителями, дефибриллятором, комплектом защиты от ожогов и другими врачебными принадлежностями. Техника у DBX стандартная: под капотом 550-сильный (700 Нм) V8 разработки Mercedes-AMG, трансмиссия — 9-скоростной «автомат».
И автомобиль безопасности, и медицинский автомобиль Aston Martin будут покрашены в фирменный британский гоночный зелёный цвет. Аналогичная ливрея используется на одноимённых болидах Формулы-1. Интересно, что и сейфти-кар, и медицинский автомобиль Mercedes-AMG изменили каноническому серебристому цвету — в новом сезоне GT R и C 63 S Estate будут ярко-красными.
Как это работает: Виртуальный автомобиль безопасности
Руководитель технического департамента Williams Пэт Симондс рассказал о режиме виртуального автомобиля безопасности, который был реализован на практике в 2015 году…
Пэт Симондс: «Автомобиль безопасности появился в регламенте в 1993-м, позволив дирекции гонки лучше контролировать ситуацию во время инцидентов, прежде приводивших к остановке гонки, если ситуация была опасной для маршалов или пилотов. Потом правила эволюционировали, но одна проблема оставалась – требовалось время, чтобы автомобиль выехал на трассу, да и гонщики не всегда сразу реагировали на его появление.
После прошлогоднего трагического инцидента с Жюлем Бьянки в Сузуке, была реализована новая система – виртуальный автомобиль безопасности (VSC). О том, насколько быстро развиваются технологии в Формуле 1, говорит тот факт, что первые испытания виртуального автомобиля безопасности прошли всего через 26 дней после инцидента с Бьянки.
Когда на трассу выезжает физический автомобиль безопасности, гонщики должны придерживаться скорости, которую задает его водитель. По четвергам накануне Гран При на каждой трассе водитель автомобиля безопасности проводит тренировки, чтобы определить оптимальное время прохождения круга, но может дополнительно снижать скорость в случае дождя или возникновения такой необходимости в районе инцидента.
Виртуальный автомобиль безопасности сразу обеспечивает движение гонщиков с заранее заданной скоростью, что позволяет остановить борьбу значительно быстрее по сравнению с реальным автомобилем безопасности.
Решение о том, активировать ли режим VSC или выпускать на трассу реальный автомобиль, принимает гоночный директор Чарли Уайтинг. Он находится на постоянной связи с постами маршалов и с командами. У него есть картинки с разных камер. На каждом автодроме установлены камеры наблюдения, изображение с которых не показывают в телетрансляциях. Учитывая эту информацию и данные с датчиков GPS, он может контролировать положение каждой машины. Если происходит инцидент, Уайтинг быстро принимает решение, контролируя ситуацию.
Есть несколько способов проинформировать пилотов о режиме VSC. На постах маршалов есть дисплей с индикацией VSC. Кроме того, инженер сообщает гонщику о решениях дирекции гонки, которые он видит на мониторах, хотя в этом случае информация может быть передана с опозданием, но раньше пилот увидит предупреждение на дисплее руля – загорятся буквы VSC.
В такой ситуации пилот должен снизить скорость и пилотировать машину в рамках заданных параметров. Перед гонкой в машину загружаются две программы с параметрами VSC – для сухой и мокрой трассы. В соответствии с условиями, одна из них будет выбрана автоматически. В сущности, эти программы скорее учитывают время на секторе, чем скорость движения относительно позиции машины на трассе. В результате пилоты могут обеспечить эффективную работу силовой установки и батареи, поддерживать оптимальную температуру тормозов и шин, чтобы быть готовым к рестарту.
После того, как на руле загорелись буквы VSC, гонщик должен внимательно отслеживать и придерживаться разницы во времени, которая увеличивается или уменьшается, если он отклоняется от параметров заданной программы. Однако если бы дисплей на руле был единственным способом контроля корректной скорости, пилот смотрел бы только на него, и ему было бы сложнее оценивать ситуацию на трассе, поэтому сигнал VSC дублируется в наушниках. Частота сигнала возрастает, если разница приближается к нулю, и уменьшается, если она остаётся положительной. Сигнал полностью исчезает, если разница с заданным временем более секунды или пилот заезжает на пит-лейн.
Когда режим виртуального автомобиля безопасности завершается, пилот слышит два высоких звуковых сигнала. Первый, продолжительный, означает, что режим VSC близок к завершению. Этот сигнал готовит гонщиков к рестарту. Примерно через 10-15 секунд звучит второй сигнал, означающий отмену режима VSC – и пилот может атаковать в полную силу.
После виртуального автомобиля безопасности, на трассу может выехать реальный. В этом сезоне так было в Монако, Венгрии и Остине. Подобные ситуации демонстрируют фундаментальные отличия этих двух решений.
В режиме VSC все машины снижают скорость, но отрывы между ними сохраняются, а пит-стоп можно провести с минимальными тактическими потерями. Когда выезжает реальный автомобиль безопасности, машины выстраиваются позади него. Именно на этом попались в Mercedes в Монако, что стоило Льюису Хэмилтону потери победы в гонке».
Не только серебристые Mercedes. Какие машины безопасности использовались в Ф1
Нынешним болельщикам отлично известно, что выехать из боксов по распоряжению судей для нейтрализации гонки может только Бернд Майландер и только на грозно рычащем купе с трехлучевой звездой на радиаторной решетке. Но в прежние годы автомобили безопасности были совсем не такими
Впервые ход Гран При был нарушен появлением судейской машины еще осенью 1973 года в Канаде. Но тот опыт оказался настолько неудачным – об этом мы в ближайшее время обязательно расскажем отдельно – что еще почти два десятка лет в случае необходимости гонку почти всегда предпочитали останавливать, а затем давать новый старт. Для редких исключений использовались, как правило, спорткары.
Лишь с 1993 года автомобиль безопасности был официально прописан в регламент. Однако выбор конкретной марки оставался за организаторами каждого Гран При, что порой приводило к появлению во главе пелотона сомнительных малолитражек.
Лишь с 1997 года ситуация коренным образом изменилась, когда компания Daimler подписала с Ф1 эксклюзивный контракт на использование машин Mercedes, действующий и поныне.
Мы постарались собрать как можно больше машин безопасности с этапов Ф1 разных лет. Однако этот список все же не полон. Кроме того, некоторые из представленных моделей не использовались в гонках.
Фотограф: Дэвид Фиппс
Фотограф: LAT Images
Фотограф: Райнер Шлегельмильх
Фотограф: Райнер Шлегельмильх
Фотограф: LAT Images
В том же сезоне на Гран При Великобритании использовался Ford Escort RS
Фотограф: LAT Images
Фотограф: LAT Images
Фотограф: LAT Images
Фотограф: Эл Старли / Motorsport Images
Фотограф: LAT Images
Фотограф: Стивен Ти / Motorsport Images
Фотограф: LAT Images
Фотограф: LAT Images
Фотограф: Линдон Макнил
Фотограф: Sutton Images
Фотограф: Стивен Ти / Motorsport Images
Фотограф: Райнер Шлегельмильх
Фотограф: Эндрю Ферраро / Motorsport Images