Sample что это в музыке
В конце семидесятых годов прошлого века был создан цифровой музыкальный инструмент, в котором реализован принципиально иной подход к синтезу музыки, получивший название «sampling». Буквально это слово означает отбор образцов. Синтезаторы, в которых воплощен такой принцип, называются сэмплерами, а образцы звучания — сэмплами. Процесс записи сэмплов принято называть оцифровкой или сэмплированием.
Метод воспроизведения сэмплов позволяет добиться высокой реалистичности. Причина заключается в том, что устройства воспроизведения сэмплов имеют дело с акустическими и синтетическими звуками реальных музыкальных инструментов. Когда устройство воспроизведения сэмплов получает сообщение Note On, то вместо того чтобы создавать звук оно воспроизводит цифровой сэмпл, который может содержать любой реальный звук — от фортепиано до волчьего воя, или звук любого синтезатора или драм-машинки.
С сэмплами можно делать все, что угодно. Можно оставить их такими, как есть, и сэмплер будет звучать голосами, почти неотличимыми от голосов инструментов-первоисточников. Можно подвергнуть сэмплы модуляции, фильтрации, воздействию эффектов и получить самые фантастические, неземные звуки.
Сегодня, благодаря широкому распространению программных устройств воспроизведения сэмплов, появилась возможность создавать полноценные музыкальные произведения путем соединения циклических сэмплов, при этом ничего более не требуется. Вы даже можете приобрести коллекцию циклических сэмплов, записанную на компакт-диск в профессиональной студии.
Гид по семплам: история, применение, права, суды и топ главных песен
Когда и как появилась культура семплинга? Как она развилась и стала повседневной практикой? Как взять чужую музыку и не нарваться на суд? Правда ли, что есть топ-артисты, которые никогда не расплатятся за чужие семплы? В новой рубрике вместе со Spotify отвечаем на главные вопросы о семплах и собрали в одном плейлисте самые семплируемые треки.
Что такое семплы?
В буквальном смысле — небольшой фрагмент музыкального произведения, используемый в другом. В современном, широком смысле это могут быть речь из кино, шум дождя, звуки отбойника и другие записанные и оцифрованные звуки. Соответственно, семплирование — это использование и обработка этих звуков в процессе создания новой музыки.
Когда и как начали семплировать музыку?
Благодаря изобретению магнитофона стало возможно не только записывать, но и обрабатывать звуки. В 1949 году французский композитор Пьер Шеффер записал несколько шумов природного происхождения на магнитную ленту и стал их обрабатывать: зацикливать, менять тональность, ускорять и замедлять. Такой метод получил название musique concrète и перевернул представление о том, как может звучать музыка.
«Конкретная музыка» вдохновила последователей Шеффера на новые опыты. В 1949 году изобретатель Гарри Чемберлин сконструировал инструмент, похожий на пианино — только нажатие на клавиши воспроизводило звуки, заранее записанные на ленты. Как это работало: каждая клавиша была связана с магнитной лентой, на которую была записан звук с соответствующей нотой.
«Чемберлин» (автор назвал прибор в честь себя) оказался сложным в производстве и имел ряд изъянов: хрупкая конструкция, проблемы с соответствием нот воспроизводимых звуков клавишам. Прибор был выпущен в ограниченном количестве и революции в записи музыки не произвел, в отличие от его последователя, название которого вы точно слышали.
Уже в 1960-х инвестор Билл Франсен решил вложить средства в доработку «чемберлина» и наладить массовое производство новой версии инструмента. Так появился мелотрон: он отличался более точным соответствием нот клавишам и прочной конструкцией. Инструмент содержал 3–4 магнитные ленты — поэтому можно было выбирать звучание. Мелотрон сильно повлиял на развитие психоделического и прогрессивного рока 1960-х и 1970-х: инструментом активно пользовались King Crimson, Gentle Giant, Yes и другие звезды жанра.
Как развился семплинг?
В 1976 году Гарри Мендель изобрел первый монофонический цифровой семплер под названием Computer Music Melodian — инструмент приобрел Стиви Уандер и записал с его помощью альбом «Journey Through the Secret Life of Plants».
Три года спустя австралийские изобретатели Петер Фогель и Ким Райри выпустили Fairlight CMI. Это была уже настоящая рабочая станция, включавшая в себя синтезатор, семплер на 28 мегабайт (большой на тот момент объем!) и сенсорный монитор — редактировать звук можно было, водя по экрану пером. Эта машина намного опередила свое время, но стоила дорого и поэтому была недоступна для среднего музыканта. Тем не менее Fairlight CMI в значительной степени повлияла на звук 1980-х. В частности, инструмент активно использовали Кейт Буш и Питер Гэбриел.
В то же время в конце 70-х диджеи из Бронкса стали практиковать принципиально иной подход к семплам и делали их вживую с помощью манипуляций с винилом — чуть позже такую технологию назовут скретчингом. Чаще всего семплировались и зацикливались брейкбиты, потому что они обеспечивали важную основу для рэпа и танцев.
Но главную революцию в семплинге произвели вышедшие в 1980-х портативные цифровые семплеры — в частности, E-Mu Systems SP-12, память которого позволяла записывать, воспроизводить и подстраивать под ритмы множество собственных звуков.
Это были легкие, компактные, удобные в использовании, недорогие на тот момент приборы: важно, что многие из них можно было также подсоединить к цифровой клавиатуре. Они вызвали бум как электронной музыки, так и музыки на базе семплов — главным образом речь идет о хип-хопе. Процесс семплирования стал демократичным как никогда: записывать музыку стало возможно без студии.
SP-12 во многом создал звук нью-йоркского рэпа — благодаря особой частоте дискретизации 27,5 кГц/12 бит, которая давала на выходе чуть сухое, лоуфайное звучание. В частности, с помощью этой драм-машины Рик Рубин записал дебютный альбом Beastie Boys.
Последователь этого инструмента, SP-1200, позволял музыкантам фактически создавать песни с нуля, без других устройств. С помощью этого семплера был записан ряд классических записей от The Tribe Called Quest, Public Enemy и других. Им пользовались культовые битмейкеры тех лет — J Dilla и Pete Rock.
Получил популярность семплер и в электронной музыке: в частности, SP-1200 помог найти свой звук The Prodigy, Apollo 440 и другим героям английской подземки, вырвавшимся в большие звезды.
Другой известный семплер — Akai MPC-60, вышедший в конце 1980-х и положивший начало целой линейке рабочих станций для семплирования. В 1996 году DJ Shadowвыпустил дебютник «Endtroducing». Он попал в Книгу рекордов Гиннесса как первый альбом, полностью записанный с помощью семплов.
В 1990-х семлирование как процесс еще более радикально упростилось: делать музыку из семплов стало возможно уже на обычном домашнем компьютере. Современные возможности создания семплов безграничны. Портативные семплеры выпускаются и сейчас — вы можете легко подключить их к ноутбуку и смартфону и делать с их помощью музыку. А можете обойтись и без них: весь функционал есть в программном обеспечении — от FL Studio до Ableton.
Когда и как семплирование породило юридические проблемы?
Простое правило: взял кусок песни — готовься нести за него ответственность. Первой на себе это почувствовала группа The Sugarhill Gang, написавшая в 1979 году один из первых рэп-хитов в мире — песню «Rapper’s Delight». Все бы ничего, да только участники группы «подрезали» басовую линию у Chic из их песни «Good Time». Найл Роджерс и Бернард Эдвардс из Chic подали на рэперов в суд, по итогам которого в аннотацию «Rapper’s Delight» надлежало вписать их имена — и, соответственно, делиться доходами. Символично и забавно, что в 2004 году The Sugarhill Gang сами подали в суд на Beastie Boys за семпл из вступления к «Rapper’s Delight» в песне «Triple Trouble».
Так началась многолетняя борьба авторов музыки с теми, кто ее семплирует. Это противостояние усилилось в конце 80-х, когда семплирование стало распространенной практикой для музыкантов. В ту пору музыканты еще не беспокоились о юридических последствиях: многие хип-хоп-продюсеры работали по методу «сначала возьми семпл, а потом беспокойся на этот счет».
Беспокоиться приходилось. Участники Beastie Boys до сих пор отчисляют средства многим фанк-музыкантам 1970-х за альбом 1989 года «Paul’s Boutique», на котором было использовано около 300 семплов. В 2019 году продюсер альбома Марио Калдато-младший признавался: на юридические проверки этого альбома группа потратила 250 тысяч долларов. Более того, на Beastie Boys в этой связи продолжают подавать в суд многие музыканты. Впрочем, сами Beastie Boys, отражая атаки одних, нападают на других — например, музыкантам The Prodigy за один лишь кусок фразы в песне «Funky Shit» пришлось заплатить 5000 долларов.
В это время вошло в обиход словосочетание, которое вы часто можете слышать от музыкантов сейчас, — очистка семплов. Так называют получение прав на чужой отрывок песни.
Пожалуй, самым дорогим семплом в истории хип-хопа можно назвать отрывок хита 1960-х The Turtles «You Showed Me», который использовали рэп-классики De La Soul в 1989 году в песне «Transmitting Live from Mars» без разрешения авторов. Экс-участники американской поп-группы подали иск на рэперов и отсудили у них баснословные 1,7 миллиона долларов. «Любой, кто скажет, что семплирование — это своего рода творчество, никогда не делал ничего творческого», — сказал Говард Кейлан, экс-участник The Turtles.
Но, пожалуй, самый вопиющий случай в истории семплинга — это тяжба между The Verve и The Rolling Stones. Герои брит-попа 90-х взяли для своей «Bitter Sweet Simphony» кусок оркестровой мелодии из песни «роллингов» «The Last Time». Причем даже не из студийной версии, а из малоизвестной оркестровой интерпретации песни, написанной оркестром композитора Эндрю Олдхэма. Однако по итогам судебного разбирательства авторами «Bitter Sweet Symphony» были названы Мик Джаггер и Кит Ричардс, а вокалист и сонграйтер The Verve Ричард Эшкрофт в течение двух десятилетий не получал ни цента за свой главный хит. Лишь в 2019 году «роллинги» вернули The Verve права на песню.
Семплы победили?
Рост использования семплеров в 1980-х и 1990-х и бум хип-хопа привели к тому, что за всеми, кто использовал чужую музыку в своем творчестве, было банально не уследить. Пока юридические отделы лейблов хватали за руку одних артистов и продюсеров, в то же время появлялись сотни других.
А главное, семплирование породило культурный сдвиг — по мере роста популярности семплов слушатели стали понимать, что речь идет не о апроприации, а о реинкарнации чужой музыки. Такой творческий метод породил несколько культовых записей 1990-х и 2000-х — это и упомянутый «Endtroducing» DJ Shadow, и «Donuts» J Dilla, «Since I Left You» The Avalanches. Все эти пластинки объединяет одно — основная часть музыки была построена на семплах.
Другой вопрос: а возможно ли записать эти альбомы сейчас, безболезненно выложить на стриминг-платформы и зарабатывать деньги — без очистки семплов и договоренности с правообладателями? Совершенно точно нет.
«Хип-хоп сильно изменился. Мы дошли до точки, когда семплы из постоянной практики ушли в поле приемлемых предложений, — говорит Эгон, генеральный менеджер хип-хоп-лейбла Stones Throw Records, на котором был издан „Donuts“ J Dilla. — От продюсеров до менеджеров, юристов и издателей — сегодня все понимают, что [семплирование] должно быть этично для всех». Эгон также руководит собственным издательством Now-Again Records: он находит правообладателей музыки и перевыпускает их каталог.
В настоящее время безболезненно семплировать все, что звучит, точно не получится. Характерный пример — альбом «Bandana» Freddie Gibbs & Madlib, состоящий во многом из отрывков чужой музыки. Для того чтобы получить лицензию на все звуковые фрагменты, артистам и их менеджерам понадобилось около восьми месяцев. Затраты на очистку семплов составили 100 тысяч долларов.
Но бывают и обратные случаи, когда авторы музыки благосклонны к тем, кто ее заимствует: например, Jay-Z и Канье Уэст бесплатно разрешили Дэнни Брауну в песне «Dip» повторить отрывок своего хита «N***s in Paris».
Как брать чужие семплы себе в треки в 2021 году?
Даже если вы исказите отрывок чужой песни до неузнаваемости, современные технологии все равно смогут его распознать, а правообладатель — добиться удаления трека с площадок.
Как этого избежать, если вы захотели взять семпл? Придется найти правообладателя оригинала и спросить у него разрешение на использование музыки. Убедитесь, что вы общаетесь именно с обладателями прав на трек — запросите соответствующие документы. Обсудите условия использования музыки. Несмотря на то что здесь мяч полностью находится на стороне авторов, они могут быть благосклонны к вам. В ряде стран разрешение на использование музыки можно получить в электронной форме. В России так не получится: нужно заключить с правообладателем письменный договор.
Эпоха сэмплирования
Есть два громких хита «нулевых» — S.O.S. Рианны и Paper Planes M.I.A, которые вышли с разницей в год. Для Рианны S.O.S. стала еще одной победой в чартах, а Paper Planes для M.I.A — вообще главным хитом в карьере. Это их песни? Да, но нет.
Этих треков не существовало бы, если бы не мотив отсюда и гитарная партия отсюда. Воровство? Нет, сэмплирование — законная практика в музыкальной индустрии.
Объясняем, что такое сэмплы, какими они бывают и как помогают музыкантам.
Краткая история сэмплов
Сэмпл — это звуковой фрагмент трека, чаще всего пара полноценных секунд или инструментальная партия. Практику, когда сэмплы из одной песни берут для создания другой, называют сэмплированием. Так можно делать музыку не с нуля, а на базе того, что уже записано.
Начало эпохи сэмплирования — 1940-е годы. Инженер-акустик Пьер Шеффер записывал звуки окружающей среды, резал их на мелкие кусочки и монтировал как хотел. Из этих фрагментов, или сэмплов, он создавал песни (хотя, строго говоря, песнями это назвать было очень сложно). Для своих работ Шеффер даже ввел новое понятие — «конкретная музыка».
Сэмплирование в привычном понимании появилось летом 1973 года. Клайв Кэмпбелл aka DJ Kool Herс играл на тусовке сестры. У него был фирменный трюк, «карусель»: он брал две пластинки с нужными треками, выбирал в них крутые партии и сводил их. Получалась бесконечная петля, которая приводила тусовку в восторг. Поверх кто-то даже фристайлил. По сути, рождался новый трек — аранжировка из «карусели» с чьим-то речитативом.
Первым официальным треком на основе сэмпла считается The Sugarhill Gang — Rapper’s Delight 1979 года. По совместительству это еще и первая коммерчески успешная хип-хоп песня в истории музыки. В качестве сэмпла тут взяли мелодию диско-хита группы Chic — Good Times. Лидер Chic Найл Роджерс посчитал, что трек использовали незаконно, и подал в суд. Все закончилось хорошо: до самих судебных разбирательств не дошло — музыканты быстро заключили соглашение, и фронтмена Chic добавили в соавторы Rapper’s Delight.
Сэмплирование часто становится поводом для разбирательств — но только если музыканты берут фрагменты треков в качестве сэмплов, а согласия автора не спрашивают и роялти ему не платят. О том, как это бывает и к чему приводит, мы еще скажем.
Какими бывают сэмплы и зачем они нужны
У музыки есть жанры, а у сэмплов — категории. Они довольно условные, но этого хватает, чтобы обозначить характеристику и задачи применения. Сэмплы делятся на:
Музыкальные. Отрывки песен, конкретные инструментальные партии, от вокала до звона треугольника.
Голосовые. Записи разговоров — телефонных или на диктофон. К голосовым сэмплам еще относят диалоги из фильмов. В песнях и такое встречается.
Природные. Звуки природы — стук дождя, шум волн, крик чаек, трещание сверчков, шелест листвы.
Причин, по которым используют сэмплы — вагон, но основных три:
ДОПОЛНЯТЬ. Представим музыканта, у которого есть очень крутая идея для трека, но не хватает какой-то мелочи. И вот эта мелочь находится — но в другой песне.
Свежий пример — Break My Heart Дуа Липы. Трек начинается с партии бас-гитары, которая задает основу всей композиции. Эта основа — слегка переделанная мелодия одного из главных бэнгеров, Need You Tonight группы INXS.
СОЗДАВАТЬ НОВОЕ. Если говорить о создании на сэмпле с нуля, то лучше всех ситуацию объяснит трек Old Town Road рэпера Lil Nas X. Основа — фрагмент из инструменталки 33 Ghosts IV группы Nine Inch Nails. Теперь у Old Town Road 14 платиновых сертификатов в США.
Еще есть треки, которые целиком и полностью состоят из другой музыки. В 2000 году австралийцы The Avalanches выпустили альбом Since I Left You, в котором не было ни одного оригинального звука — все композиции на 100% состояли из сэмплов. The Avalanches стали пионерами субжанра «пландерфоника» — когда группа не пишет музыку сама, а собирает ее из кучи чужих сэмплов. В их треке Since I Left You — около 900 таких фрагментов.
ПОДЧЕРКИВАТЬ. Еще сэмплы используют, чтобы создать нужную атмосферу или сделать акцент на посыл. Возьмем трек Soulmate рэпера Мака Миллера. Он начинается с монолога героя Робина Уильямса из фильма «Умница Уилл Хантинг» о поиске родственной души. Эти слова передают смысл, который Миллер раскрывает в треке.
Если говорить об атмосфере, примеров будет намного больше. Один из них — Metronomy и их самый популярный альбом The English Riviera. Заглавный трек начинается с плеска волн и крика чаек. Такой ход выстраивает в голове слушателя декорации: небольшой курортный городок, где разворачивается история выяснения непростых отношений.
Сэмплы — good or evil?
У сэмплов есть и сторонники, и критики. И чаще всего в их аргументах встречаются три мнения:
Сэмплы — это хорошо. Они открыли поле для экспериментов — настолько огромное, что границ не видно. В мире постмодернизма использовать чужую музыку — нормально. Но слушателю важнее, как обыгрываются семь нот, а не как они играются.
Сэмплы — это спорно. Раньше условный сингер-сонграйтер сидел с гитарой дни напролет и, страдая, выжимал из себя материал. Сейчас все намного проще. Артист берет сэмпл, заливает его в какой-нибудь Ableton или Fruity Loops, накидывает сверху трещоток, басов, и все — новый хит готов. Да, это тоже сонграйтерство, но с готовыми фрагментами.
Сэмплы — это очень-очень плохо. В идеальном мире, чтобы получить добро на использование сэмпла, нужно отправить запрос. Если его одобрят, автор этого фрагмента музыки, его менеджмент или лейбл определятся с оплатой — одноразовой или отчислениями. В этом случае автор трека становится соавтором и получает проценты, о которых договоритесь.
Но нередко музыканты используют чужие песни без согласия их авторов.
Так было с хитом Stay With Me Сэма Смита — он продвигался в чартах и приносил Смиту прибыль. Все было хорошо до тех пор, пока легендарный музыкант Том Петти не услышал в этом треке не отголоски, а прямое совпадение со своей песней I Won’t Back Down, которую написал вместе с Джеффом Линном. Обошлось без суда — Петти и Линну предложили 12,5% авторских прав, они согласились.
Найти сэмпл в стоге сэмплов
Кажется, составить что-то из сэмплов — легко. Но на самом деле здесь куча нюансов, начиная с отбора материала и заканчивая тем, чтобы получить разрешение на использование. Но если все сделать честно и четко, результат впишется в историю музыки.
Этот эксперимент доказывает, что музыка ушла далеко за пределы записи нот в тетрадку. Сочинять — это не только перебирать аккорды до бесконечности, но и перебирать песни, пробуя сделать из них что-то новое. Главное — не забыть спросить разрешения на сэмпл.
Что такое сэмпл в музыке. Основные типы и разница между сэмплами и лупами.
Многие сталкиваются с понятием «чемпион». И им не обязательно быть компьютерщиками или музыкантами. Но, поскольку мы сосредоточимся на компьютерных технологиях, используемых в музыкальных программах, давайте попробуем рассмотреть, что такое чемпион с этой точки зрения. Однако, идя немного дальше, стоит сказать, что практически у всех есть общее понимание этого термина. Разве что многие никогда не задумывались о его применении применительно к музыкальному творчеству.
Сэмпл: общее понятие
Так что же такое чемпион? Чтобы получить общее представление об этом термине, вам просто нужно перевести соответствующее английское слово. Образец означает «образец», «пример», «образец», «модель» и так далее. Значение основного слова может варьироваться в зависимости от области использования. Говоря конкретно о музыке, мы остановимся исключительно на этом аспекте.
Что такое сэмплы в музыке?
В музыкальных терминах сэмпл обычно называется сэмплом или примером звука инструмента или звукового эффекта, записанного в определенном формате (аудио, MIDI, SoundFont и т.д.). Многие виртуальные программы и инструменты, основанные на использовании таких звуковых сэмплов (на основе сэмплов), позволяют набирать целые инструментальные партии из готовых сэмплов, создавая как отдельные звуковые дорожки, так и целые композиции. Для более четкого понимания того, что такое сэмпл, вы можете принести виртуальный сэмплер Kontakt.
Загрузите собственные эффекты и файлы инструментов NKI, NKC и NKX. Но они построены из оригинальных кусочков (сэмплов) формата WAV. Они похожи на контейнеры с упакованным содержимым.
Что такое сэмплы и лупы: основные различия
Все сэмплы условно можно разделить на два основных типа: single (one-shot) и multi-sample (multi-sample). Первый тип обычно можно наглядно продемонстрировать на примере батареи.
Удар по малому барабану, тарелке, бас-барабану можно назвать единичным сэмплом. Если есть возможность загрузить солидный сетап для трека, отдельные сэмплы которого распределены на виртуальной клавиатуре, как, например, в барабанных сэмплерах, то это уже мультисэмпл. Созданная деталь или конкретная деталь, часто называемая шаблоном, считается петлей (повторяющейся петлей) или последовательностью.
В общем, говоря о том, что такое сэмпл, границу между циклами (повторяющимися последовательностями) и отдельными сэмплами можно провести довольно условно. Например, аудиофайл может содержать как один такт, так и несколько тактов, объединенных в короткую часть или воспроизводимых одновременно. Второй тип одинаково применим как к одиночному образцу, так и к циклу. В общем, петли — это немного неправильное название. Да, и раньше это касалось в основном барабанных партий и только повторяющихся. На самом деле, их правильно называть секвенциями, так как это общепринятый термин в музыкальных кругах.
Практическое использование сэмплов
На практике все очень просто. Для лучшего понимания проблемы одним из примеров является музыкальный секвенсор FL Studio (ранее Fruity Loops), который изначально был ориентирован исключительно на создание барабанных петель на основе отдельных сэмплов и в конечном итоге превратился в виртуальную студию со всеми эффектами.
Если вы посмотрите на новый проект, созданный по умолчанию, то отдельные семплы устанавливаются в секвенсоре для каждой дорожки, а часть (паттерн), созданная на основе их комбинации (чередования звука), представляет собой петлю. А из шаблонов, как из кирпичиков, можно набрать полную композицию в плейлист. Но это только простейший пример, так как возможности использования как отдельных звуков, так и целых звуковых последовательностей намного шире.
Элементарно о семплировании
Анонс
DJSTORE
Эту статью можно не только прочитать, но и прослушать:
Семплирование — это такая техника, когда музыкант берет кусочек записанного аудио и использует в новой песне. Чтобы сделать семпл, обычно используют настоящий инструмент в духе Akai MPC или плагин. Вырезанные части песен обычно закольцовываются и обрабатываются эффектами, часто до неузнаваемости.
Семплинг появился в 80-90-е годы в хип-хопе и танцевальной музыке. Ну а сегодня метод используется везде — от рэпа, R&B, кантри до современных академических произведений. Хотя некоторые критики к приему относились скептически — на «Грэмми» номинировать песни с семплами стало можно только недавно – семплинг применяет столько продюсеров, что чистый от этого жанр музыки уже трудно найти.
Даже рок-музыка, для которой обязательна живая игра, активно пользуется семплами не первый год.
А вот например ознакомительный список треков, которые для своих альбомов семплировал Трент Резнор: Samples In NIN Songs.
Ну а корифеи этого жанра, например Pink Floyd, сплошь и рядом пользовались полевой записью с художественными целями, достаточно вспомнить, к примеру, детские крики на альбоме The Wall.
Популярных групп на стыке электроники, хип-хопа и рока благодаря семплированию тоже родилось очень много, и некоторые по праву получили место в музыкальной индустрии:
Как видно, семплингом можно пользоваться намного талантливее и искуснее, чем просто заимствовать чужой бит или вокал.
Очистка
Прежде чем резать любимые треки на семплы и сочинять из них свой материал, нужно понять, как сделать это легально. Как ни странно, эта тема имеет большое значение даже в нашей стране, ибо чем больше людей прослушают ваш трек, тем больше шанс, что на вас заявят за плагиат. Вы не сможете размещать свои песни на стриминговых платформах, и высока вероятность, что придется как минимум платить неустойку. Можно долго рассуждать о свободе электронного контента и copyleft-движении, но лучше принять за данность, что семплинг без так называемой чистки (т.е. легализации) невозможен. При этом неважно, какой длины семпл, был ли источник семпла зарегистрирован, и делали ли вы свой трек не ради прибыли.
Единственное допущение — аккордовые прогрессии, которые под копирайт не подпадают. Но имеется в виду сама последовательность аккордов, а не кусок из конкретной песни, который вы вырезали. Лирика тоже подпадает под копирайт — вы не можете использовать текст другого артиста на собственной записи.
Еще один вариант — официальные библиотеки, которые выпускают семпл-паки. Но и с этими библиотеками тоже нужно индивидуально договариваться об использовании семплов в своем творчестве.
Creative Commons
Creative Commons — это организация, которая предоставляет медиаматериал по различным лицензиям. Каждая определенным образом регламентирует использование и изменение контента.
Есть множество библиотек, которые хранят аудио, распространяемое по лицензии creative commons. Кроме того, есть семплы, которые можно использовать бесплатно без ограничений. Пример — материал, вшитый по умолчанию в Ableton Live.
Запись собственных семплов
Самый аутентичный способ семплирования. Включайте рекордер или диктофон и записывайте звуки окружающей среды. Если вы играете на каком-либо инструменте, попробуйте записывать фразы на нем в аудиоинтерфейс, которые вы дальше сможете самыми разными способами редактировать.
Инструментальный хип-хоп, особенно не мейнстримовый, делается чаще всего с применением собственных семплов. А искуснее всего подходят к этому самые прогрессивные джазмены, на которых в этом смысле стоит в первую очередь ориентироваться.
Как использовать семплы
Инструментальный трек можно украсить обработанной вокальной фразой.
Наложение семплированных барабанов поверх записанной партии поможет сделать дорожку плотнее. То же работает и для звука бочки в танцевальных треках.
А иногда бывает, что трек требует кинематографичную SFX-подложку, которая добавила бы глубины.
Не забывайте, что семпл должен быть в той же тональности, что и трек, в который вы хотите его вставить.
В библиотеках могут заранее проставлять тональность в тегах или наименовании. Но советуем больше полагаться на собственные уши и уделить время сольфеджио. Вы сможете сами определять тональность и при необходимости транспонировать семпл.
Укладка семпла в микс
К сожалению, не получится просто найти нужный материал, вырезать оттуда семпл и вставить в трек. Чтобы в итоге композиция зазвучала нормально, вам придется обработать и сам семпл, и трек. Прежде всего, семпл нужно подготовить к сведению.
Вырезанный семпл обычно содержит лишние шумы. Еще до самого сведения рекомендуем избавиться от искажений с помощью нойзгейта. С помощью компрессора или экспандера потребуется обработать определенные диапазоны частот. За правило примите, что всегда лучше убавлять, чем добавлять. Это касается и громкости, и полосы среза, и длины семпла.
Обязательно удалите тишину. Нет смысла грузить систему большим семплом, если половину времени его звучания ничего не происходит. Даже если на этапе затухания не слышно значительных фоновых шумов, все равно срежьте лишнее.
Если семпл в том же темпе, что ваша песня — вам крупно повезло. В противном случае, придется воспользоваться функцией Beat slicing. Она позволяет нарезать семпл вплоть до отдельных долей.
Семплинг и DAW
Если исключить частности, все DAW работают одинаково, и во всех есть инструментарий для семплирования. А если стандартные утилиты не нравятся, всегда можно установить сторонний плагин. Интерфейсы программ слегка отличаются друг от друга, но на видео достаточно доходчиво объясняется, как научиться основам семплинга.
Единственная сложность — подогнать семпл к тональности и темпу. Но это не так тяжело, как кажется на первый взгляд. Через неделю практики вы легко сможете без усилий нарезать семплы из любого источника и готовить их к сведению.
Продолжающим
Несмотря на то, что семплирование на первый взгляд не кажется самым интересным композиционным приемом, с помощью него можно совершенно по-новому подходить к созданию треков. Можно пользоваться семплами самым очевидным образом — из отрезка аудио делать основу трека, на которую дальше будут наслаиваться другие инструменты. Семпл будет удерживать композицию вместе или сможет стать самым цепляющим ее элементом. Новая басовая линия поверх семплированной гитары из хита 70-х — и мы получаем неувядающую поп-песню.
Можно и вовсе сделать семплирование главным творческим методом и полностью собирать композицию в духе коллажа. Пример — DJ Shadow и его классический альбом Endtroducing. Здесь же открывается простор для музыкального цитирования и упаковки одних контекстов в другие.
Ну а самая сложная и стоящая задача — записывать материал на инструментах самостоятельно и пользоваться семплером как сложным и тонким средством монтажа. В этом случае вы не утратите аутентичность, но при этом получите гибкость, которой обладают продюсеры электроники.