Sap retail что это
Решение NOVARDIS Retail на базе SAP for Retail
Полезные ресурсы
NOVARDIS Retail – преднастроенное решение на основе SAP for Retail для автоматизации всех ключевых бизнес-процессов розничной торговли.
Функциональность базовой системы SAP for Retail расширена и дополнена с учетом опыта внедрения ERP в крупнейших розничных сетях и знания локальных требований отечественных заказчиков. Решение NOVARDIS Retail сертифицировано компанией SAP.
Ключевое преимущество NOVARDIS Retail для розничной компании – возможность получить комплексную систему на базе SAP for Retail в определенном объеме, в умеренный срок и при фиксированных инвестиционных затратах.
Результаты внедрения преднастроенного решения на базе SAP for Retail в розничных сетях:
Практика внедрения системы NOVARDIS Retail в российских розничных сетях разрушает стереотип о высокой стоимости и длительном сроке внедрения ERP-систем высокого класса.
Функциональный объем NOVARDIS Retail
Решение содержит преднастроенные бизнес-процессы системы SAP for Retail в части бухгалтерского и управленческого учета, управления финансами и товарными потоками, а также дополнительную функциональность, характерную для российских розничных предприятий (например, сквозной учет по договорам с поставщиками, комиссионной торговли, ГТД и дополнительные печатные формы).
Управление товарными потоками и продажами:
Бухгалтерский учет в NOVARDIS Retail:
Управленческий учет:
Технический ландшафт NOVARDIS Retail:
Отраслевое решение на основе SAP for Retail адаптировано под специфические потребности предприятий розничной торговли.
Разработанное на базе SAP for Retail отраслевое решение NOVARDIS помогает торговым организациям опережать конкурентов за счет повышения скорости бизнес-процессов и сокращения издержек.
Дополнительные настройки к SAP позволяют точнее планировать и прогнозировать закупки, распределять финансовые средства и оптимально использовать складские площади, поддерживать широкий ассортимент товаров и необходимый уровень запасов на складе.
Sap retail что это
SAP Retail является полностью интегрированной торговой системой. Она включает полный набор хозяйственных процессов, необходимых для конкурентных ассортиментных стратегий, различных видов товарного хозяйства и ECR-управляемых логистики и распределения. Система предоставляет все функции, необходимые для моделирования хозяйственных процессов в торговой компании.
Посредством системы SAP Retail фирма SAP попыталась смоделировать полную ”цепочка создания добавленной стоимости”, со всеми соединениями в логистической линии от потребителя к поставщику. Таким образом, фирмы розничной торговли могут оптимизировать весь массив хозяйственных процессов и контрольных проверок при управлении потоком товара и информации между поставщиками, продавцами и потребителями.
Сфера хозяйственного процесса “Торговля” включает в себя заготовку, хранение, распределение и продажу товара. SAP Retail поддерживает сценарии как оптовой, так и розничной торговли.
Информационная система товарного хозяйства позволяет планировать, контролировать и прослеживать всю цепочку снабжения.
Ключевые торговые процессы включают:
● Калькуляцию продажной цены
● Управление рекламной кампанией
● Планирование потребностей в материалах и закупки
● Контроль счетов и расчеты задним числом по соглашениям на конец периода
● Комплектование и поставку
Торговые процессы позволяют контролировать и координировать цепь создания добавленной стоимости с возможностью быстро реагировать на изменения в поведении потребителя.
SAP for Retail
Описание
SAP for Retail – одно из самых популярных ИТ-решений среди ритейлеров, входящих в ТОП-20 национального рынка.
SAP for Retail позволяет автоматизировать управление бизнес-процессами торговой сети на всех уровнях, обеспечивая высокую отказоустойчивость и гибкие возможности для дальнейшего развития ERP-системы.
SAP for Retail может быть интегрировано с другими решениями с помощью стандартных средств интеграции в арсенале платформы SAP.
Выбирая SAP ERP в качестве центральной компоненты, вы существенно упрощаете дальнейшее развитие комплексной ИТ-системы и избегаете ситуации, когда в ходе развития решения вы получаете так называемое «лоскутное одеяло» из нескольких ИТ-продуктов различных производителей.
Подробнее о возможностях обновленной платформы на странице решения: https://korusconsulting.ru/platforms/erp-systems/sap-s4-hana/
Преимущества SAP for Retail
Возможности SAP for Retail
SAP for Retail помогает ставить долгосрочные цели и задачи в рамках бизнеса, а также определять KPI для контроля реализации стратегии. Интеграция с модулем финансовой отчетности позволяет формировать выборку данных для дальнейшего анализа и планирования.
SAP for Retail повышает рентабельность точек продаж, сокращает стоковые запаса в магазинах сети и распределительных центрах. Собирая информацию о спросе, сезонных колебаниях, форматах точек, решение предоставляет данные для анализа и дальнейшего планирования ассортимента, объема продаж.
SAP for Retail создает возможности для управления запасами и сокращения бюджета на закупки. Сбор и анализ информации о товарах на основании механизмов тендерных закупок и интернет-аукционов позволяет сделать процесс выбора поставщика. Сокращение страховых запасов и повышение пропускной способности во всех точках логистической цепи – один из результатов внедрения SAP for Retail.
Управление продажами в торговых точках – извечная проблема ритейлера. SAP for Retail содержит ряд инструментов для информационного обмена между корпоративной ERP-системой и электронно-кассовыми терминалами (POS-терминалами) в автономном или online режиме.
SAP for Retail формирует оптимальный ассортимент товаров в зависимости от типа магазина. Категорийный анализ позволяет сбалансировать запасы и ассортимент во всех торговых точках. Все это существенно упрощает открытие новых точек, используя аналитику и опыт, накопленный другими торговыми точками.
SAP for Retail ведет анализ маржинальности, расходов на логистику, цен конкурентов и прочих факторов, влияющих на расчет наценок, что позволяет следовать корпоративной стратегии сети и достигать максимальной эффективности бизнеса.
SAP for Retail осуществляет анализ множества факторов и данных, в том числе с подключением внешних баз данных. Портрет потребителя, планирование и эффективность рекламных кампаний, расчет скидок и бонусов, анализ предпочтений потребителя к маркам и брендам, исходя из финансовых возможностей и географии точек продаж.
Решение включает инструменты планирования, анализа, оценки и контроля, оперативного управления персоналом. SAP for Retail позволяет разработать эффективные мотивационные схемы с учетом квалификации персонала.
В SAP for Retail реализован комплексный сквозной контроль финансовых потоков. Решение в полной мере позволяет автоматизировать бухгалтерский и управленческий учет в соответствие с законодательством РФ. Управление наличностью в ракурсе дневной сводки и прогноза ликвидности.
SAP for Retail учитывает специфику управленческого учета сетевой розничной компании и позволяет анализировать результаты деятельности в разрезе торговых точек с возможностью детализации на разных уровнях управления: сравнение результатов по календарным периодам, анализ территорий, форматов магазинов, работы отдельных точек и т.д.
Интеграция SAP for Retail
Все компоненты решения SAP for Retail плотно интегрированы, образуя единое информационное пространство. Все это обеспечивает высокий уровень точности, полноты данных для принятия эффективных стратегических решений на уровне крупной розничной компании.
Внедрение и техническая поддержка продуктов SAP
Задайте вопрос эксперту на нашем сайте или по телефону: +7 495 877 44 27 или +7 812 502 70 48.
SAP for Retail
SAP for Retail: инструмент корпоративного управления торговлей
Решение задачи построения системы корпоративного управления начинается со стратегического планирования, проектирования структуры бизнес-подразделений компании и показателей эффективности их работы и заканчивается контролем результатов деятельности филиалов и отделов по календарным периодам. Сложность и важность решения такой задачи, скорость, с которой активная бизнес-среда требует реакции на изменения, определяет необходимость концентрации ресурсов и выбора инструментов, адекватных масштабам задачи. Наиболее развитым инструментом, позволяющим в полной мере организовать контроль процессов на всех уровнях управления в торговой сети, сохранив при этом гибкость организации и способность реакции на изменения внешней среды, является решение SAP для Розничной торговли (SAP for Retail).
Возможности решения охватывают весь цикл создания добавленной стоимости и поддерживают все процессы, обеспечивающие эффективность бизнеса. Карта решения представлена на рисунке 1:
Рис. 1. Карта решения SAP for Retail
Бизнес-планирование и аналитика
Определение стратегии компании и бизнес-планирование – начальный этап формирования эффективной системы управления. Решение SAP позволяет не только сформулировать долго- и среднесрочные цели и задачи бизнеса, но и использовать структуру ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators, KPI) для контроля соответствия развития компании разработанной стратегии. Интеграция инструментов стратегического планирования с финансовыми компонентами решения SAP позволяет использовать данные отчетных периодов для обработки и экстраполяции, консолидировать данные для планирования «снизу-вверх» и распределять целевые показатели по подразделениям «сверху-вниз».
Помимо поддержки функций управления ключевыми показателями и финансового анализа, решение SAP предоставляет специальные возможности для торговых компаний, такие как планирование товарооборота и ассортимента (Merchandise & Assortment Planning, MAP). Анализируя данные потребительских предпочтений в зависимости от географии расположения магазина и его формата, сезонных колебаний объемов продаж, решение позволяет планировать его ассортимент, прогнозировать продажи по категориям товаров и управлять категориями на основе данных прогнозов и планирования. Оперируя тысячами наименований товаров, решение позволяет оптимизировать ассортимент и объемы запасов в магазинах и распределительных центрах, эффективно используя ресурсы и повышая рентабельность торговых точек.
Средства бизнес-аналитики, включенные в состав решения SAP для предприятий розничной торговли, обеспечивают механизмы всестороннего анализа и подготовки отчетов, которые позволяют без проблем осуществлять интеграцию данных из различных источников и помогают организациям лучше понять взаимозависимости тактических действий и стратегических целей.
Закупки и логистика снабжения
Решение SAP для розничной торговли объединяет механизмы, позволяющие планировать, моделировать и вести оперативный учет всех операций закупок и логистики:
Закупки и снабжение – одна из областей, где централизация процессов и организация корпоративных сервисов может помочь в решении задачи повышения эффективности бизнеса. Решение SAP – наилучший инструмент для организации бизнес-процессов централизованной службы снабжения.
Управление продажами в торговых точках
Управление продажами в торговых точках – краеугольный камень успешного бизнеса розничной компании. Использование решения SAP для построения модели взаимодействия корпоративного центра с торговыми точками позволяет применить лучшие инструменты информационного обмена, проверенные многолетней практикой. Важнейшим из этих инструментов является двусторонний интерфейс интеграции между корпоративной информационной системой и электронно-кассовыми терминалами (POS-терминалами).
Такой интерфейс, используемый в режиме онлайн или в автономном режиме в зависимости от технологической инфраструктуры, обеспечивает единство нормативно-справочной информации по всем отделениям сети. Данные о товарах, партнерах, магазинах собственной сети и конкурентов непротиворечивы по всем территориям торговой сети, так как ведутся только в корпоративном центре и формируют базу для централизованного анализа и планирования.
В зависимости от формата торговой точки и ее местоположения в корпоративном центре могут быть составлены ассортиментные матрицы, учитывающие специфику работы магазина. Высокая точность планирования и оперативный контроль ассортимента торговых точек создают основу для оптимального товарооборота розничной компании, позволяют снизить объемы невостребованных запасов, избежать дефицита и сократить возможные потери торговой выручки. Ведение ассортиментных матриц по категориям торговых точек значительно упрощает процедуру открытия новых магазинов, позволяя использовать аналогичные практики и опыт, наработанный другими торговыми точками.
Аналогично, в корпоративном центре ведутся правила многоэтапного ценообразования, учитывающего при планировании цен объем плановой маржи, транспортные и складские расходы, цены конкурентов и другие факторы, влияющие на расчет наценок. Централизованный контроль торговых наценок – один из главных инструментов реализации корпоративной стратегии торговой сети, и использование решения SAP для управления правилами ценообразования – важнейший шаг к построению эффективного бизнеса.
Информация по логистике перемещения товаров (данные о заказах магазина, отгрузке товаров из распределительных центров и приходе на склад магазина, результаты инвентаризации) и продажах, поступающая из магазинов в головной офис, является базой для централизованного планирования и управления деятельностью сети. Анализируя эффективность продаж по ассортиментным группам, точкам продаж, регионам, направлениям деятельности, менеджмент принимает более оперативные и взвешенные управленческие решения, касающиеся распределения ресурсов, ассортиментного ряда, системы мотивации сотрудников в точках продаж.
Маркетинг и управление лояльностью клиентов
Борьба за покупателя, разворачивающаяся между сетями, требует проведения новых маркетинговых мероприятий, обновления стимулирующих программ и рекламных кампаний.
В интегрированном решении SAP для розничной торговли маркетинговый цикл включает в себя:
Важнейшей, с точки зрения обеспечения задач маркетинга, возможностью решения SAP является интеграция данных, связанных с поведением потребителя и приверженностью его к тем или иным брэндам. Эта интеграция охватывает компоненты продаж, базы данных клиентов, финансовые данные. На основе информации по всем функциональным областям из компонентов решения SAP, других систем и внешних баз данных маркетологи имеют возможность строить отчетность с помощью инструментов бизнес-аналитики, что позволяет контролировать потребительское поведение по всему циклу взаимодействия с клиентами.
Точное понимание предпочтений и финансовых возможностей потребителя, способность прогнозировать их изменения и формировать потребительские вкусы – цели, которые могут быть успешно достигнуты с помощью реализованных в решении SAP бизнес-сценариев работы маркетинговых служб торговой сети.
Персонал – стратегический ресурс современного предприятия, и решение SAP для розничной торговли охватывает все этапы «жизненного цикла» сотрудника: от привлечения до персонального развития и удержания лучших кадров в компании. Решение включает функции планирования и аналитики, оперативного управления персоналом, формирования и развития кадрового потенциала, управления сотрудничеством и коммуникациями:
Эффективное управление персоналом позволит компании не только снизить затраты, связанные с персоналом за счет оценки квалификации сотрудников, оптимизации штатной структуры и эффективной системы мотивации, но и получить конкурентные преимущества при максимальном использовании потенциала сотрудников компании.
На уровне торговой точки острым является вопрос квалификации персонала и текучки кадров, при этом от качества работы продавцов и кассиров во многом зависит финансовый результат. Решение SAP позволяет повысить эффективность работы сотрудников за счет инструментов мотивации по результатам деятельности на конкретном рабочем месте, системного контроля выполнения работниками служебных инструкций, возможностей оперативного реагирования менеджмента на изменения в результатах работы конкретных продавцов и кассиров.
Решение mySAP ERP HCM, используемое в SAP for Retail, относится к классу ‘A’ по функциональной полноте.
Управление финансами и бухгалтерский учет
Комплексный сквозной контроль является единственным способом добиться точного и аккуратного управления финансами. В решении SAP реализован именно такой подход, и оно предназначено для управления финансами – как на корпоративном уровне, так и на уровне отдельного филиала.
Решение позволяет полностью автоматизировать процессы бухгалтерского и управленческого учета и оптимизировать управление финансовыми потоками в компании, работающей в сфере розничной торговли.
Все компоненты решения SAP для розничной торговли полностью интегрированы друг с другом, благодаря чему формируется единый информационный поток данных, охватывающий компоненты, в которых регистрируются хозяйственные операции (логистика, управление персоналом, недвижимостью), и учетные компоненты, в которых автоматически проводятся финансовые потоки. Единая информационная среда обеспечивает точность, полноту и непротиворечивость учетных данных. Решение SAP для розничной торговли обеспечивает реализацию следующих основных функций учета:
Кроме выполнения задач формирования отчетности для внешних пользователей, специальная методология контроллинга, реализованная в решении SAP, обеспечивает весь необходимый комплекс управленческого учета и планирования затрат и прибыли в разрезах:
Специфика управленческого учета сетевой компании заключается еще и в том, что основным объектом учета результатов является торговая точка, при этом анализ результатов ее деятельности ведется на нескольких уровнях – менеджментом самого магазина (сравнение результатов по календарным периодам и анализ выполнения планов), контролерами деятельности торговых операторов (анализ территорий, форматов магазинов, работы отдельных точек и т.д.). Основной базой для анализа является оперативная информация о деятельности магазина, подготавливаемая в виде управленческого отчета о прибылях и убытках. Для упрощения реализации такого анализа решение SAP для операторов розничной торговли содержит инструмент «Главная книга для торговли» (Retail Ledger), являющийся набором управленческих счетов, отчетов и средств анализа результатов деятельности для менеджеров разного уровня.
Гибкость инструментов решения для целей ведения управленческого учета позволяет компании организовать комплексную учетную систему в соответствии со спецификой механизмов принятия решений, учетной политикой и методологией бюджетирования и контроля исполнения бюджета.
Системы автоматизации: что выбирает ритейл?
Традиционно принято выделять два уровня автоматизации торгового предприятия: кассовые терминалы (front-office) и управление магазином (back-office). Иногда еще говорят о третьем уровне — системе автоматизации офиса предприятия (head-office). Наибольшее число систем в связке с самым разнообразным оборудованием представлено в сегменте front-office. Без POS-терминалов (point of sales) и компьютеризированной системы учета сегодня уже действительно сложно представить современный магазин. И тут розничным предприятиям есть из чего выбирать.
Формат крупных розничных магазинов предполагает большой ассортимент различных товаров (в супер- и гипермаркетах это десятки тысяч наименований). По статистике, в среднем в супермаркетах делаются покупки на более крупные суммы, чем в традиционных магазинах. Таким образом, растет товаропоток, а значит, увеличивается время обслуживания на кассах, появляются очереди. Поэтому в них оптимальным считается использование более дорогих и функциональных POS-терминалов, которые более надежны и удобны в эксплуатации. Терминалы работают под управлением специализированных кассовых программ, функционал которых определяется рядом условий. Последние связаны с необходимостью соблюдения норм законодательства РФ, касающихся фискальных устройств, а также с требованиями по обеспечению безопасности, поддержке систем скидок, пластиковых карт и т.п.
Современные магазины оборудуются централизованными системами управления, которые наряду с функционалом кассовой программы берут на себя и функции по управлению различным торговым оборудованием (электронными весами, принтерами этикеток, терминалами сбора данных и т.п.), а также системой учета. Фактически подобная система автоматизации торговли в магазине объединяет в себе все функции front- и back-office, поэтому необходимость в использовании отдельной системы управления магазином отпадает. Ритейл ушел от «домашней сборки»
В России набирает темпы процесс массового перевооружения торговой отрасли. Даже для незаинтересованного обывателя становится очевидным уход ритейлеров от доморощенного программного обеспечения и ИТ-оборудования «домашней сборки». Системы автоматизации торговли в магазине направлены на минимизацию взаимодействия между покупателями и обслуживающим персоналом. Уже сейчас на мировых выставках, посвященных торговому бизнесу, демонстрируются новинки, позволяющее покупателю самому отбирать, сканировать и оплачивать все необходимые покупки. Развиваются средства информирования покупателей, благодаря которым возможно, не обращаясь к консультанту получать все необходимые данные о товаре непосредственно у торговой полки с помощью электронных ценников или специализированных информационных киосков. И есть все основания полагать, что подобные решения очень скоро перекочуют с выставочных стендов в магазины и станут их повседневной практикой. Ведь современный ритейл очень быстро воспринимает все самые передовые ИТ-решения, позволяющие сделать торговую точку более дружественной по отношению к клиенту. В немалой степени благодаря именно такому подходу сети расширяют базу для своего дальнейшего развития, в том числе и в сфере ИТ.
Укрупнение и консолидация торговых сетей, рост конкуренции и снижение прибыльности розничного бизнеса вызывает потребность автоматизации розничной торговли. Главная проблема руководства компаний в данном случае – это получения актуальной и полной информации о положении дел на предприятии. И тут без стандартизации и автоматизации бизнес-процессов уже не обойтись.
Кроме того, активное внедрение средств автоматизации вызывает экспоненциальный рост данных, извлекать управленческую информацию из которых становится все проблематичнее. Автоматизированные системы управления должны быть оборудованы мощными средствами бизнес-аналитики (BI), позволяющими прогнозировать деятельность предприятия, отслеживать тенденции и выявлять закономерности. В этом случае системы мониторинга, сбора данных и их анализа выходят в современных системах управления на первый план.
Сегодня розница стремится к максимальному сокращению всевозможных издержек и поэтому не может позволить себе ни хранения товара на складе в течение месяцев, ни отсутствия нужного ассортимента в пик продаж. В борьбе за потребителя для принятия грамотных решений всегда нужна качественная информация, позволяющая спланировать ценовую политику и определить необходимость проведения маркетинговых акций. В связи с этим все большим спросом пользуются средства BI, позволяющие решать задачи прогнозирования спроса на основании данных по потреблению различных видов товаров, и системы «интеллектуального» анализа данных, делающие возможным планировать поставки и выявлять отсутствие востребованного товара.
Топ-10 специализированных систем автоматизации торговли в магазине
Заказчики (место нахождения центрального офиса)
1С-Рарус: Торговый комплекс (1С-Рарус)
Решение разработано на платформе 1С: Предприятие 8 и предназначено для автоматизации учета и управления торговым оборудованием в продовольственном супермаркете. Оно взаимодействует с основными моделями POS-терминалов, весов, сканеров штриховых кодов, принтеров штриховых кодов, терминалов сбора данных.Его основные функции — управление торговым оборудованием, учет товародвижения, учет денежных средств, управление продажами, управление поставками и т.д.
Точка (Москва), Андреевский (Нижний Новгород), Максим (Норильск) и др.
СуперМаг (Сервис Плюс)
Позволяет управлять всеми базовыми функциями торгового предприятия: продажами, закупками, складом, персоналом, отношениями с клиентами. Система спроектирована для управления розничными сетями и включает модули, автоматизирующие все объекты торговой сети: магазин, склад, распределительный центр и др. В последних версиях расширен функционал ценообразования, формирования заказов, добавлены средства бизнес-аналитики.
Гроссмарт (Москва), Семерочка (Стерлитамак), Матрица (Уфа) и др.
Программа управления POS-терминалами, предназначена для автоматизации рабочего места кассира и позволяет управлять торговым залом магазина. Система осуществляет ведение учета товара, фиксирование скидок и организацию процесса обмена данными с комплексной системой автоматизации торговых предприятий Gestori Pro.
Копейка (Москва), Авоська (Москва), Подсолнух (Нижневартовск) и др.
Решение предназначено как для крупных торговых предприятий, супермаркетов и универмагов, в том числе имеющих большое территориальное распределение, так и для небольших и развивающихся ритейлеров. Оптимально для оперативного управления большой кассовой линейкой.
Детский мир (Москва), Ароматный мир (Москва), Старик Хоттабыч (Москва) и др.
Автоматизирует весь спектр задач, с которыми сталкивается торговое предприятие (управление широким спектром оборудования, контроль над персоналом, реализация дисконтных схем, взаимодействие со всеми популярными программами класса back-office и т.д.)
Ромашка (Архангельск), Вега (Череповец), Карусель (Архангельск) и др.
SET Retail (Кристалл Сервис)
Система позволяет интегрировать в единую информационную среду все операции, из которых складывается ежедневная работа магазина — маркировка товара, расчет с покупателем, реализация дисконтной политики, предоставление необходимых отчетов и т.д. Весь арсенал оборудования (POS-терминалы, техника для штрих-кодирования, весы, информационные киоски, электронные ценники и т.д.) настраивается и контролируется централизованно.
О’Кей (Санкт-Петербург), Эльдорадо (Москва), Вестер (Калининград) и др.
Хорошо масштабируемая система, которая может быть внедрена как на небольших торговых предприятиях, так и в крупных, территориально-распределенных сетях. Состоит из набора модулей, позволяющих автоматизировать все аспекты деятельности торгового предприятия. Комплекс интегрирован со всеми видами специализированного электронного торгового оборудования.
Алые Паруса (Москва), Миллезим (Москва), Берони (Москва) и др.
TP.NET (Wincor Nixdorf )
Система является комплексным решением для всех видов магазинов и поддерживает все основные типы автоматизированных систем, применяемых в торговле. Базируется на технологиях Microsoft.NET, поддерживает международные индустриальные стандарты, механизмы настройки POS-функциональности для различных типов магазинов, интегрируется с существующими бэк-офисными системами, использует централизованное управление.
Metro C&C, Россия (в стадии внедрения) Smart value (Оливье)
ШТРИХ-М: Рабочее место кассира (Штрих-М)
Позволяет решать задачи автоматизации POS-терминалов на предприятиях розничной торговли различных форматов. В системе представлен полный набор инструментов для автоматизации работы кассира, в том числе развернутая система лояльности. Используются механизмы обмена данными с учетными программами, построенными на платформе «1С: Предприятие».
Находка (Санкт-Петербург), Магнит (Краснодар), Sela (Москва) и др.
Advanced Store@Retail (NCR)
Это масштабируемое мультиплатформенное решение, разработанное на основании общемировых стандартов, позволяет автоматизировать торговые предприятия различного формата (вплоть до интернет-магазинов) и поддерживает гибкие системы скидок, механизмы контроля, резервирование данных.
Добрыня (Пермь) и др.
Источник: CNews Analytics, 2008
Еще один тренд из числа неприятных — недостаток в торговой отрасли квалифицированных ИТ-кадров, что, впрочем, характерно для всех вертикальных рынков и других сфер, так или иначе связанных с информационными технологиями. Стремление минимизировать издержки на оплату дорогостоящего персонала заставляет разработчиков автоматизированных систем совершенствовать архитектуру предлагаемых решений, внедряя централизованные и сервис-ориентированные технологии управления информационными системами. Это позволяет ритейлерам активнее использовать технологию аутсорсинга при внедрении и обслуживании автоматизированных систем в розничной торговле. К слову сказать, и тут наблюдается общность тенденций: обращение к аутсорсингу характерно для всего ИТ-рынка. Таким образом, в этом отношении ритейлеры идут в ногу с другими отраслями.
И наконец, поскольку, как отмечает большинство экспертов, сейчас российский ритейл в целом миновал стадию бурного роста, на первый план выходят вопросы оптимизации и тонкой настройки бизнеса. В связи с этим многие ритейлеры вслед за специализированной системой управления торговым залом начинают внедрять комплексные ERP-системы для решения общих задач управления, в том числе и аналитических. ERP или самописное решение?
Процесс активного перевооружения отечественного ритейла характеризуется уходом от доморощенных технологий, самописных систем и лоскутной автоматизации. Отрасль все более ориентируется на использование общемировых стандартов, внедряет более эффективные технологии организации торговли, что, конечно, не могут оставить без внимания ведущие мировые производители систем автоматизации.
Ведущие игроки рынка ERP — западные SAP, Oracle, Microsoft и примкнувшая к ним (на рынках СНГ) «1С», продукты которых использует большая часть крупных российских предприятий розничной торговли, явно не собираются сидеть сложа руки и продолжают активно наращивать свое присутствие, теперь уже обратив пристальное внимание на сегмент СМБ, где до этого времени их «тяжелые» решения практически не использовались. Главным преимуществом флагманов индустрии является многолетний опыт использования их продуктов в крупнейших компаниях всего мира и отработанные до мелочей технологии внедрения. Например, отраслевое решение SAP for Retail разработано на основе лучших практик отрасли, охватывает весь производственный цикл торгового предприятия и поддерживает все процессы, обеспечивающие эффективность бизнеса. Как следует из пресс-релиза компании, бизнес-сценарии, включенные в решение для розничной торговли, проверены в течение 30 лет сотрудничества SAP с торговыми компаниями по всему миру и специально адаптированы к российским условиям с учетом специфики нашей страны, а также других стран СНГ. Клиентами компании по всему миру стали более двух тысяч розничных компаний разного масштаба, среди них такие крупные предприятия, как Wal-Mart, Metro C&C, Benetton, Carrefour и т.д.
Аналогичное решение Oracle Retail включает три ключевые подсистемы, обеспечивающие соответственно управление товародвижением, управление магазином, а также планирование, прогнозирование и оптимизацию деятельности компании. Система осуществляет сквозную автоматизацию розничной торговли, в ее состав входит целый ряд модулей, относящихся к планированию и оптимизации торговой деятельности. Полнофункциональная система управления для розничных сетей Oracle Retail обеспечивает уникальную, интегрированную платформу для сферы розничной торговли. Решения Oracle также используют несколько тысяч розничных компаний по всему миру.
И в том и в другом случае на стороне лидеров отрасли отработанная схема технической поддержки, большое число квалифицированных специалистов и развитая партнерская сеть. Правда, как отмечают эксперты, в силу целого ряда причин позиции SAP в российском ритейле пока прочнее положения Oracle.
В последнее время активную политику по продвижению в России своих ERP-продуктов ведет и Microsoft. Руководство компании заявило об увеличении инвестиций в развитие продуктов Dynamics в России более чем в два раза, примерно в таком же соотношении увеличится и число разработчиков. Помимо этого, планируется открытие партнерского центра, что позволит Microsoft существенно нарастить число своих партнеров по данному направлению. В этом году компания представила новое отраслевое решение для розничной торговли Microsoft Dynamics for Retail, которое подойдет для управления как отдельными магазинами, так и крупной торговой сетью. По утверждению разработчиков, система способна решать целый комплекс задач по оптимизации торгового процесса. Она содержит инструменты для анализа работы в рамках подразделений и компании в целом, в том числе анализа запасов, продаж и финансов в режиме реального времени.
Топ-4 комплексных систем автоматизации магазина
Заказчики (место нахождения центрального офиса)
SAP for Retail (SAP)
Решение автоматизирует весь производственный цикл торгового предприятия, в том числе учет и управление запасами на основе технологий радиочастотной идентификации (RFID), анализ ключевых показателей логистической сети на основе референтной модели (SCOR), совместное планирование, прогнозирование и пополнение запасов (CPFR), оперативное управление персоналом магазина с помощью портальных технологий.
В мире: Wal-Mart Stores (США), Metro Cash and Carry (Германия), Benetton (Италия), Carrefour (Франция).В России: Бананамама (Москва), Техносила (Москва), Евросеть (Москва), X5 Retail Group (в процессе внедрения, Москва), Эльдорадо (Москва), Мир (Москва), Лента (Санкт-Петербург) и др.
Oracle Retail (Oracle)
Эта полнофункциональная интегрированная платформа управления для розничных сетей объединяет множество решений для планирования и управления розничными продажами, ПО для оптимизации розничной торговли, СУБД и ERP-приложения. Семейство решений Oracle позволяет в режиме реального времени контролировать бизнес любого масштаба.
В мире: Tesco (Великобритания), 7-Eleven (США), Best Buy (США). В России: Детский мир (Москва), Топ-Книга (Новосибирск), 36,6 (Москва) и др.
1С: Управление торговлей 8 (1С)
Учет любых видов торговых операций от ведения справочников и ввода первичных документов до получения аналитических отчетов и разнообразных ведомостей, подключение контрольно-кассовых машин, сканеров штрих-кодов, принтеров этикеток, POS-терминалов, терминалов сбора данных, весов и т.п. Позволяет интегрировать в один комплекс практически все процессы ритейлера, в том числе такие, как оперативный и управленческий учет, анализ и планирование торговых операций и т.д.
Точка (Москва), Джентри (Екатеринбург), Джинсовый Амбар (Санкт-Петербург) и др.
Microsoft Dynamics AX (Microsoft)
Решение, построенное на базе комплексной ERP-платформы от Microsoft, позволяющее автоматизировать все основные бизнес-процессы розничного предприятия. Интеграция со всеми продуктами Microsoft.
Дикси (Москва), Л’Этуаль (Москва), О’Кей (Санкт-Петербург), Кей (Санкт-Петербург), Буквоед (Санкт-Петербург) и др.
Источник: CNews Analytics, 2008
Как известно, внедрение любой системы ERP-класса — недешевое удовольствие. Помимо затрат на приобретение лицензий, необходимо платить за внедрение, консалтинговые услуги, техническую поддержку, а также покупать необходимое оборудование. В результате совокупная стоимость проекта может в несколько раз превысить стоимость самих лицензий. Несмотря на это отечественный ритейл готов вкладывать значительные средства в ИТ, понимая, что в современном мире технологии становятся основным инструментом управления бизнесом. Инвестируя в ИТ, предприятие не просто автоматизирует свою деятельность — оно развивает бизнес.
Между тем, большинство экспертов отмечает, что простое приобретение дорогой западной ERP-системы отнюдь не ведет к автоматическому повышению эффективности бизнеса. Автоматизация магазина розничной торговли по сложности проработки проекта не уступает другим отраслям, поэтому число полностью успешных проектов не столь велико, как могло бы показаться на первый взгляд. Вообще, практически невозможно найти проект по автоматизации, при котором были бы выдержаны все изначальные требования: сроки, решаемые задачи, конечная стоимость. Кроме того, TCO ERP-системы достаточно высок. Выбирая ту или иную ИС компании нужно обратить внимание, во что ей обойдется сервис, с учетом того, что кадровый голод в ИТ со временем будет только нарастать.
Учитывая данные факты, многие розничные компании, относящиеся, как правило, к сектору СМБ, пока не спешат переходить на дорогие отраслевые решения, довольствуясь до поры до времени тем, что уже имеется. Чаще всего это либо одно из традиционных решений на базе платформы «1С», доработанное под собственные нужды, либо самостоятельно разработанная, достаточно надежная и проверенное временем система. В то же время многие крупные торговые сети, внедрившие «тяжелые» ERP на уровне бэк-офиса магазина, на уровне торгового зала продолжают использовать либо собственные, либо специализированные отраслевые решения, расценивая такой подход как наиболее эффективный.
Максим Никитин
Традиционно принято выделять два уровня автоматизации торгового предприятия: кассовые терминалы (front-office) и управление магазином (back-office). Иногда еще говорят о третьем уровне — системе автоматизации офиса предприятия (head-office). Наибольшее число систем в связке с самым разнообразным оборудованием представлено в сегменте front-office. Без POS-терминалов (point of sales) и компьютеризированной системы учета сегодня уже действительно сложно представить современный магазин. И тут розничным предприятиям есть из чего выбирать.
Формат крупных розничных магазинов предполагает большой ассортимент различных товаров (в супер- и гипермаркетах это десятки тысяч наименований). По статистике, в среднем в супермаркетах делаются покупки на более крупные суммы, чем в традиционных магазинах. Таким образом, растет товаропоток, а значит, увеличивается время обслуживания на кассах, появляются очереди. Поэтому в них оптимальным считается использование более дорогих и функциональных POS-терминалов, которые более надежны и удобны в эксплуатации. Терминалы работают под управлением специализированных кассовых программ, функционал которых определяется рядом условий. Последние связаны с необходимостью соблюдения норм законодательства РФ, касающихся фискальных устройств, а также с требованиями по обеспечению безопасности, поддержке систем скидок, пластиковых карт и т.п.
Современные магазины оборудуются централизованными системами управления, которые наряду с функционалом кассовой программы берут на себя и функции по управлению различным торговым оборудованием (электронными весами, принтерами этикеток, терминалами сбора данных и т.п.), а также системой учета. Фактически подобная система автоматизации торговли в магазине объединяет в себе все функции front- и back-office, поэтому необходимость в использовании отдельной системы управления магазином отпадает. Ритейл ушел от «домашней сборки»
В России набирает темпы процесс массового перевооружения торговой отрасли. Даже для незаинтересованного обывателя становится очевидным уход ритейлеров от доморощенного программного обеспечения и ИТ-оборудования «домашней сборки». Системы автоматизации торговли в магазине направлены на минимизацию взаимодействия между покупателями и обслуживающим персоналом. Уже сейчас на мировых выставках, посвященных торговому бизнесу, демонстрируются новинки, позволяющее покупателю самому отбирать, сканировать и оплачивать все необходимые покупки. Развиваются средства информирования покупателей, благодаря которым возможно, не обращаясь к консультанту получать все необходимые данные о товаре непосредственно у торговой полки с помощью электронных ценников или специализированных информационных киосков. И есть все основания полагать, что подобные решения очень скоро перекочуют с выставочных стендов в магазины и станут их повседневной практикой. Ведь современный ритейл очень быстро воспринимает все самые передовые ИТ-решения, позволяющие сделать торговую точку более дружественной по отношению к клиенту. В немалой степени благодаря именно такому подходу сети расширяют базу для своего дальнейшего развития, в том числе и в сфере ИТ.
Укрупнение и консолидация торговых сетей, рост конкуренции и снижение прибыльности розничного бизнеса вызывает потребность автоматизации розничной торговли. Главная проблема руководства компаний в данном случае – это получения актуальной и полной информации о положении дел на предприятии. И тут без стандартизации и автоматизации бизнес-процессов уже не обойтись.
Кроме того, активное внедрение средств автоматизации вызывает экспоненциальный рост данных, извлекать управленческую информацию из которых становится все проблематичнее. Автоматизированные системы управления должны быть оборудованы мощными средствами бизнес-аналитики (BI), позволяющими прогнозировать деятельность предприятия, отслеживать тенденции и выявлять закономерности. В этом случае системы мониторинга, сбора данных и их анализа выходят в современных системах управления на первый план.
Сегодня розница стремится к максимальному сокращению всевозможных издержек и поэтому не может позволить себе ни хранения товара на складе в течение месяцев, ни отсутствия нужного ассортимента в пик продаж. В борьбе за потребителя для принятия грамотных решений всегда нужна качественная информация, позволяющая спланировать ценовую политику и определить необходимость проведения маркетинговых акций. В связи с этим все большим спросом пользуются средства BI, позволяющие решать задачи прогнозирования спроса на основании данных по потреблению различных видов товаров, и системы «интеллектуального» анализа данных, делающие возможным планировать поставки и выявлять отсутствие востребованного товара.