Sberprofile что это такое
Бизнес-экосистема Сбербанка: что надо знать
Об эксперте: Андрей Ванин, старший вице-президент Сбербанка, руководитель SberX — дирекции по развитию экосистемы
Что такое бизнес-экосистема
Собственные экосистемы создают крупные компании по всему миру, но точного и универсального определения у этого термина до сих пор нет. На мой взгляд, здесь хорошо подходит описание из школьных учебников по биологии. Там говорится, что экосистема — это среда обитания, в которой организмы объединены между собой устойчивой системой связей.
Бизнес-экосистемы — как в b2b, так и в b2c-сегменте — очень хорошо укладываются в это определение.
Например, вертикально-интегрированный холдинг может иметь собственный банк, ретейл-компанию, сотового оператора. Если все эти активы работают по отдельности, под разными брендами, с разными ID и контакт-центрами, то речь идет просто о наборе самостоятельных сервисов и продуктов. Но когда они объединяются под общим брендом, а потребитель может пользоваться всеми сервисами по одному ID и получать поддержку в едином центре, то можно говорить об экосистеме.
Экосистемы в бизнесе — это вертикали, соединенные в безопасную и бесшовную среду. Внутри нее пользователь путешествует, иногда сам того не замечая. И при использовании любого из предлагаемых сервисов ему гарантировано качество и поддержка материнского бренда.
Какие элементы входят в бизнес-экосистему
Прародителем сегодняшних экосистем можно назвать компанию Apple. Она собрала отдельные устройства и сервисы — карту и навигатор, фотоаппарат, записную книжку, телефон и мессенджер — в одном девайсе и тем самым произвела переворот в головах пользователей. В результате все эти сервисы получили многомиллионную аудиторию.
Но настоящий бум экосистем начался, когда технологические гиганты, включая Apple, Google и Samsung, начали развивать финтех-направление. Это было прямой угрозой традиционному банковскому бизнесу, и, конечно, банки не могли остаться в стороне.
К тому моменту, как мы начали создавать собственную экосистему, Сбербанк владел десятками компаний, не имеющих никакого отношения к банкингу. Раньше мы не пытались связывать их между собой. Но когда поняли, что можно объединить их и таким образом сделать опыт клиентов более комфортным, бесшовным и безопасным, то начали активно пробовать.
Сегодня в нашей экосистеме уже более 50 компаний, напрямую не связанных с банковским бизнесом. Большинство из них не куплено, а создано с нуля на основе наших собственных компетенций.
Принимая решение о том, какой продукт или сервис включить в экосистему, мы ориентируемся в первую очередь на частотность потребления. Самые главные человеческие потребности и, соответственно, топовые по частоте использования индустрии, не меняются тысячелетиями. Людям всегда нужны хлеб, зрелища, возможность добраться из точки А в точку Б, купить-продать необходимые товары и услуги.
Кроме того, как публичная компания, которая платит большие налоги и дивиденды, мы учитываем объем доступного рынка и потенциальный доход от того или иного сегмента бизнеса. Поэтому наша экосистема состоит в основном из сервисов, которые потребляются каждый день и имеют большой рыночный потенциал.
Из чего состоит экосистема Сбербанка
Как элементы бизнес-экосистемы Сбербанка связаны между собой
Горизонтальные связи между бизнес-вертикалями в экосистеме обеспечиваются за счет сквозных объединителей — мы их называем энейблерами (от англ. еnabler).
Главный маркетинговый объединитель — это, конечно же, бренд. В нашей экосистеме большая часть компаний уже переименована и работает с приставкой «Сбер».
Второй важный энейблер — ID пользователя. Например, SberID родился в приложении «Сбербанк Онлайн». А сейчас по нему можно зайти в кинотеатр Оkkо, взять такси или машину в каршеринге, сделать заказ в «Сбермаркете» и воспользоваться другими сервисами.
Причем ID пользователей идут в паре с профайлами. На их основе мы делаем более релевантные предложения нашим клиентам, учитывая их предпочтения и поведение в digital-среде.
Для пользователей экосистемы также важна возможность получить помощь и поддержку по продуктам в одном месте, не разыскивая контакты того или иного сервиса. Поэтому еще одним объединителем становится единый контакт-центр.
Когда мы только приобрели компанию «Инстамарт» и переименовали ее в «Сбермаркет», то пользователи, увидев приставку «Сбер», стали звонить в контакт-центр Сбербанка с вопросами по доставке продуктов. В течение нескольких часов или даже дней наши банковские специалисты растерянно отвечали на такие звонки и не могли дать внятной консультации.
Этот кейс привел нас к тому, что поддержка пользователей тоже должна быть энейблером в нашей экосистеме. Ведь если мы даем продукту или сервису базовое название «Сбер», то, естественно, клиенту удобнее консультироваться и решать все вопросы в одном месте, а не в двадцати. Сегодня, если у вас возникают проблемы с заказом в «Сбермаркете», можно позвонить в тот же контакт-центр, который консультирует клиентов по банковским услугам, и получить всю необходимую информацию и поддержку.
Поскольку наш основной бизнес — банковский, то для нас важным объединяющим фактором экосистемы является безопасность. Все наши сервисы, не только финансовые, мы обеспечиваем защитой на уровне банкинга и транслируем банковские стандарты безопасности на еду, транспорт, образование, здравоохранение и все остальные бизнес-вертикали.
Что получают бизнес и потребители
Продвигать большое количество сервисов под одним брендом, как правило, намного эффективнее и интереснее, чем работать с разрозненными продуктами.
Очень показательный пример — развитие «Сбермаркета». Всего за 12 месяцев не очень известная компания превратилась в игрока федерального уровня и обогнала «Утконос», который много лет лидировал в продажах продуктов через онлайн-каналы.
Можно ли было получить такой результат, когда компания называлась «Инстамарт» и ею владели частные предприниматели? Конечно, нет. Ребята сделали отличный продукт, но у них не было ни региональной сети для быстрой дистрибуции, ни сильного бренда за спиной. Все это мы им предоставили и буквально за год практически с нуля вырастили нового лидера рынка.
Другой интересный кейс — онлайн-кинотеатр Оkkо. На момент покупки Сбербанком это был довольно устойчивый бренд, поэтому мы не стали переименовывать площадку.
Прошлой осенью, когда мы закрывали сделку, у Оkkо было 600 тыс. платных подписчиков. Этого показателя компания достигла за шесть лет, то есть примерная скорость развития составляла 100 тыс. клиентов в год.
Через четыре месяца после сделки количество платных подписчиков превысило миллион. По сути, скорость наращивания клиентской базы увеличилась примерно в 12 раз — со 100 тыс. в год до 100 тыс. в месяц.
Такой успех в основном связан с наличием у Сбербанка большой сети. 14 тыс. отделений по всей стране дают нам возможность не только продавать какие-то продукты, но и обучать потребителей по-новому смотреть фильмы, заказывать еду, слушать музыку и находить нужные товары и услуги.
Иногда экосистемы обвиняют в том, что они выжигают поле для конкуренции, скупая все бизнесы подряд. На самом же деле ситуация скорее обратная.
Огромная клиентская база и связи внутри экосистемы делают ее проводником между миллионами потребителей и предпринимателей.
Например, пользователями Сбербанка сегодня является более 90 млн клиентов, это практически все экономически активное население России. Одновременно у нас обслуживается почти 2,5 млн юридических лиц из пяти миллионов, официально зарегистрированных в стране.
Внутри экосистемы можно обеспечить максимально точную стыковку между этими двумя аудиториями, предлагая пользователям те товары и услуги, которые нужным им в данный момент. И такой доступ к потребителям не уничтожает бизнесы, а напротив, позволяет им развиваться.
Что ждет рынок и пользователей
В ближайшие годы экосистемы будут быстро меняться вместе с самой цифровой средой. Причем в России скорость таких изменений даже выше, чем во многих других странах.
Еще десять лет назад Россия считалась аутсайдером мирового банковского сообщества. А сегодня весь мир изучает кейсы Сбербанка, Тинькофф банка и Альфа-банка, потому что уровень цифровизации в стране — один из самых высоких в мире.
По сравнению с глобальным, российский рынок относительно небольшой. Но на нем уже конкурируют как минимум четыре экосистемы. Помимо «Сбера», есть еще Mail.ru Group, «Яндекс», МТС и другие менее крупные игроки.
Потребители и даже инвесторы пока этого не замечают, но экосистемы уже активно конкурируют между собой. Однако если раньше на рынке все решалось путем силы, мягкой или жесткой, то сейчас мы наблюдаем мощное интеллектуальное соревнование между игроками.
Для пользователей тоже многое изменится.
Сейчас основной площадкой для общения и получения информации потребителю служат мессенджеры и социальные сети. Поэтому многие сервисы и продукты стали smm- или мессенджер-центричными.
Но, по моим прогнозам, место мессенджеров и соцсетей уже в ближайшие три-пять лет займут личные цифровые ассистенты. Они будут выполнять массу разнообразных задач — от заказа билетов до подбора одежды — и станут главным связующим звеном между пользователем и экосистемой.
Цифровая экосистема Сбера
Розничные
витрины
Рост ассортимента
Мы связываем бизнесы с розничными маркетплейсами
Прирост аудитории
Мы продвигаем маркетплейсы для клиентов (ФЛ)
Рост конверсии
Мы продвигаем бизнесы (ЮЛ) через наши маркетплейсы
Выручка
Выручка
*выручка нефинансовых сервисов за 9м 2021 г.
ежегодный темп роста (CAGR) выручки нефинансовых сервисов до 2023 года
Электронная коммерция
игрок на рынке электронной коммерции к 2023 году
500 млрд ₽
подписчиков СберПрайм+ к 2023 году
В центре экосистемы — клиент
Электронная коммерция
Включает в себя сервисы электронной коммерции и логистические сервисы.
Фудтех и Мобильность
Объединяет сервисы доставки готовой еды, такси и каршеринг.
Развлечения
Сервисы видео- и аудиостриминга и другие медиасервисы.
Здоровье
Включает цифровые сервисы в здравоохранении, такие как телемедицина, онлайн запись к врачу, вызов врача на дом, дистанционный мониторинг пациентов, электронная медкарта и другие.
B2B-сервисы
Нефинансовые сервисы для юридических лиц, которые включают: облачные сервисы, кибербезопасность, прочие сервисы.
Ещё в Экосистеме
Включают в себя ряд непрофильных активов и нераспределенных статей.
ESG проекты компаний Экосистемы
Кухня на районе
самостоятельно производит и перерабатывает 95% упаковки. Возвращая Кухне контейнеры, вы защищаете окружающую среду от мусора и делаете пожертвование на охрану снежного барса.
Delivery Club
выпустил поясные сумки из переработанных курьерских рюкзаков. Ремешки сумок использовались повторно — их изготовили из ремней безопасности, снятых с утилизированных автомобилей.
СитиМобил
приглашает на работу глухонемых водителей. При заказе такси вам придёт уведомление о том, что общаться с водителем можно только в чате.
помогает отслеживать незаконные свалки. Технологии сервиса передают в Росприроднадзор данные о площади свалок, дорогах, идущих к ним, ближайших стройках и производствах.
SberProfi: как в Сбере развивают профсообщества, зачем это нужно и что там происходит
Первые профсообщества в Сбере появились естественным образом: всё началось с мобильных разработчиков и дата-сайентистов. Они общались в чатах, встречались и обменивались опытом. Сейчас в Сбере больше двух десятков сообществ и ещё 8 — на стадии запуска. Рассказываем, как зародился проект и что происходит сейчас.
Проект стартовал два года назад, когда Сбер проходил agile-трансформацию и превращался из банка в IT-компанию. Это изменило оргструктуру: она становилась всё более горизонтальной и со множеством кросс-функциональных команд. В результате руководителей стало меньше, а у сотрудников начали появляться вопросы, как же теперь расти и развиваться, не становясь при этом руководителями. Одновременно IT-сотрудники одних и тех же специальностей оказались распределены по разным командам и даже трайбам, поэтому возникла сильная потребность в обмене знаниями, опытом и в общении.
Поэтому мы хотели дать возможность сотрудникам IT-специальностей строить экспертную карьеру и обмениваться лучшими практиками. А ещё — улучшить наш HR-бренд. Для этого мы в 2018 году запустили проект развития профсообществ — SberProfi. Правда, многое пришлось придумывать и изобретать самим: в сети мало информации о том, как создавать профессиональные комьюнити. Помог и опыт мобильных разработчиков и дата-сайентистов, у которых сообщества сформировались сами по себе.
Начали с того, что выделили профессиональные области, вокруг которых создавались комьюнити. Выбрали Java-, Python-разработчиков, архитекторов и другие направления.
Сейчас 24 комьюнити объединяют более 6 500 специалистов и 200 ключевых экспертов — сотрудников, которые достигли высокого уровня мастерства в профессии и хотят помогать развиваться другим. Сегодня проект уже вышел за рамки IT, мы запускаем сообщества и в других направлениях.
У нас есть методология и набор инструментов для развития и обмена знаниями в сообществе. Но какие именно из них использовать — каждое сообщество выбирает само. Дата-сайентисты, например, регулярно готовят отчёты по аналитике рынка и присылают их участникам сообщества, а также проводят хакатоны, на которых решают прикладные задачи и соревнуются в мастерстве. Лучшие решения Сбер использует в работе, а в жюри сидит топ-менеджмент — это хороший способ вовлечь стейкхолдеров. Есть у сообщества дата-сайентистов и ещё один интересный формат для общения с руководством — открытый микрофон, когда каждый может задать вопрос или предложить идею.
А сообщество DevOps-инженеров практикует другие интересные форматы. Коллеги запустили серию видеоинтервью с лидером и экспертами комьюнити и выкладывают их на нашей внутренней платформе СберТВ.
В целом же профсообщества работают в трёх основных направлениях.
Обмен знаниями и опытом, чтобы ускорять работу и не «изобретать велосипед». Например, разработкой приложения СберБанк Онлайн занимается множество команд. Раньше у коллег не было общего пространства, где они могли бы общаться на профессиональные темы и быстро получать ответы на вопросы. Теперь они регулярно делятся идеями и результатами в сообществе, а благодаря синергии — уменьшили время релизов.
Формирование технологических инициатив. Это напоминает краудфандинг: участники одного или нескольких сообществ могут объединиться и придумать новые решения, получить поддержку экспертов и руководства. Это могут быть инициативы по улучшению текущих бизнес-процессов и продуктов или по созданию новых.
Профессиональное развитие команды. Эксперты активно участвуют в оценке профмастерства младших коллег, разработке обучающих программ, передают знания и опыт, помогают коллегам расти.
Ядро каждого сообщества — лидер, комьюнити-менеджер и экспертная группа.
Для себя мы сделали вывод, что лидеров не нужно назначать. Лидер — это не только крутой специалист, которого уважают. Это человек, который хочет драйвить развитие комьюнити и готов вкладываться в это. Обычно новое сообщество начинается с того, что к нам приходят человек или инициативная группа, которые хотят его создать.
В большинстве сообществ у лидера есть помощник — комьюнити-менеджер. Он помогает координировать работу сообщества: выстраивает коммуникацию с участниками, помогает организовывать митапы, администрирует чаты и многое другое.
Основная задача группы экспертов — развивать участников сообщества, делиться знаниями и передавать опыт. Еще у сообществ есть кураторы — группа HR-специалистов, вместе с которыми эксперты сообщества формируют системный подход к профессиональному развитию участников. Делают они это на основе методологии, которую мы разработали. Ещё кураторы помогают выстраивать коммуникации и развивать комьюнити-менеджеров.
И конечно, в сообществе есть участники — сотрудники, которые хотят развиваться сами. Участникам важно быть на связи друг с другом и с ядром сообщества: они общаются в мессенджерах и получают полезные материалы онлайн, посещают митапы и предлагают инициативы.
Вместе с сообществами мы разрабатываем матрицу профессиональных компетенций — определяем, какими навыками и знаниями должен обладать специалист определённых профессиональных областей. Такой набор формируется для каждого из четырёх уровней мастерства: джун, мидл, синьор и мастер. Сотрудники проходят комплексную оценку по этой матрице — так мы выясняем, какие навыки провисают и мешают специалисту продвинуться дальше. Профоценка проходит с участием экспертов сообщества, которые в результате присваивают уровень мастерства каждому участнику и дают индивидуальные рекомендации по развитию. Мы рекомендуем руководителям учитывать оценку экспертов сообщества, когда они принимают решения о повышении сотрудников.
Отталкиваясь от матрицы, эксперты сообщества помогают разрабатывать и верифицировать программы обучения. Так, например, Сбер запустил школу архитекторов — набор курсов для адаптации новичков и развития действующих сотрудников.
А еще сообщества помогают усиливать HR-бренд. У нас вырос пул экспертов, которые выступают на внешних профессиональных конференциях, проводят вебинары и другие мероприятия. Это хороший способ рассказать о том, как устроена работа в Сбере, как здесь можно развиваться и что мы можем предложить талантливым специалистам.
Для нас важно дать людям площадку, куда можно прийти за советом, пообщаться с людьми своей профессии и найти наставника, и мы видим, как активно сотрудники в это вовлекаются.
Возможность посещать классные профессиональные мероприятия, придумывать вместе с коллегами необычные решения, улучшать продукты или создавать новые, находить друзей и наставников, непрерывно учиться и развиваться — всё это про SberProfi.
Статья не несёт практической пользы для читателя.
По сути, она как бы рекламирует то, что работая в Сбер ты получишь возможность вступить в одно из проф-сообществ (круто там или нет мы не знаем, так как отзывы участников не приводятся).
При этом, сама статья не призывает приходить на работу в Сбер, не имеет ссылок на страницу вакансий и вовсе не ясно для кого она написана.
Похоже на одну из тех статей, которая делается для руководства в качестве отчёта (тем более, что стья продублирована и на других порталах, достаточно вбить в поиске яндекс «SberProfi»).
Никакие плюсы не стоят того, чтобы навсегда поставить крест на карьере! Пожизненно лишиться возможности зарабатывать себе на жизнь или быть ограниченным в карьерных возможностях, в профессиональном развитии.
При каждой смене работы я сталкиваюсь с жуткими проблемами. Будущего у меня нет. Все дороги перекрыты просто из-за чьего-то самодурства. Мы все понимаем, как статья влияет на будущее человека. И это лукавство думать, что кто-то закроет глаза. Даже спустя годы. Никто не назначит на хорошую должность (а у меня были все шансы) человека со статьей в трудовой. Я навсегда ограничена в карьерных возможностях.
Теперь все знают, что у меня статья, что произошла страшная история, никто не хочет иметь к этому отношение. Людей шокирует все это. Они боятся. На всех собеседованиях все довольны моими компетенциями, но статья и эта история всех пугает. Если не рассказывать, то при проверке СБ вскроется. Только благодаря тому, что я делала звездные проекты, со мной еще люди разговаривают. Но когда узнают про статью, от меня отворачиваются. И грош цена всем моим достижениям.
Я должна расплачиваться за то, что стала жертвой. А все те, кто это совершил, радуются и с наслаждением наблюдают за моими страданиями. И банк им все это позволяет делать. Это страшно, жутко, несправедливо.
Прочитала стратегию ESG банка и ужаснулась настолько наглому, циничному лицемерию. Они пишут, как способствуют развитию и процветанию всех и вся, обеспечивают равенство и прочую чушь. В телефонном разговоре с HR, который я записала, она вполне отчетливо заявляет, что считает себя вправе наказывать людей по своему усмотрению и на основании непроверенной информации ломать им жизни! Именно такая формулировка «ломать жизнь»!
При этом, как вы понимаете, все те, кто проводили незаконные увольнения, кто занимался вредительством и издевательствами, — все они «чистенькие». Так выглядит цифровая диктатура и социальная справедливость по-Сберовски.
Экосистема Сбера 2021
После ребрендинга компании и запуска цифровой экосистемы, Сбер предоставил клиентам удобные продукты практически во всех сферах.
Что такое экосистема Сбера
Экосистема Сбера — это спектр услуг (набор сервисов), которые направлены на то, чтобы помочь клиенту сэкономить время и деньги. Данная система разработана специально для человека и как утверждают разработчики, именно клиент является центровой фигурой.
Все началось в сентябре 2020 года. Тогда председатель правления банка Герман Греф сообщил, что СберБанк теперь будет «Сбер» и презентовал новые элементы и возможности банковской системы. Постепенно СберБанк шел к таким изменениям и данная трансформация была вполне ожидаема.
Интересно! Среди всех банков России именно Сбер сделал большой шаг вперед и пока занимает лидирующие позиции в технологическом процессе. За 2020 год банк получил более 100 млн. активных клиентов.
Что входит в экосистему Сбера: основные направления
Чтобы максимально удовлетворить потребности клиента, компания подключила качественные и востребованные сервисы, среди которых:
Сбер сервис очень быстро развивается и новые продукты появляются сразу, как только у человека появляется проблема. То есть компания ставит перед собой цель — максимально помочь клиенту справиться с любой задачей, при этом сохранить деньги и время.
В чем взаимосвязь
Все продукты Сбера связаны между собой. Каждый клиент банка, который имеет личный кабинет в системе и ID-номер, может воспользоваться всеми представленными продуктами. За пользование тем или иным сервисом взимается плата, некоторые программы предусматривают бесплатные ограниченные режимы. В таблице ниже представлены основные направления, разработанные именно Сбером, а не сторонними компаниями и тарифы.
Опция | Что получить клиент | Стоимость в рублях на год |
SberBox | Приставка, которая подключается к телевизору. Пользователь может смотреть фильмы, сериалы, слушать музыку и даже играть в игры. | 3550 |
СберЗвук | Более 40 млн песен. Возможность слушать и скачивать музыку | от 1199 до 2028 (зависит от сроков подписки) |
SberPay | Сервис, который помогает совершать бесконтактную оплату. Карты больше можно не носить с собой, ведь достаточно смартфона. | Бесплатно |
СберКласс | Возможность обучаться дистанционно с пользой и в удобное для ученика время. | Бесплатно |
ДомКлик | Помощь в покупке и продаже недвижимости | Бесплатно |
СберМобаил | Новый оператор сотовой связи. Пополнять счет здесь можно бонусами «СПАСИБО». | от 200 |
Чтобы экономить время на связи с операторами, если появились какие-то вопросы, то есть один единый номер. Менеджер поможет решить вопрос в любой сфере и подскажет, как необходимо действовать в той или иной ситуации.
Почему «Эко»
Экосистема никак не относится к природе. Здесь связь совершенно другая. Проведена параллель, ведь в жизни каждый человек питается, дышит воздухом, пьет воду, то есть использует природные эко-ресурсы. Такая же ситуация и с продуктами банка, клиент заказывает еду, делает покупки, проводит денежные операции и прочие манипуляции, то есть удовлетворяет свои личные потребности. Экосистема — это совокупность сервисов, которые использует человек.
Партнеры Сбера
Экосистема Сбера включает в себя как сторонние компании, так и продукты банка. Сторонние компании получают большую выгоду, сотрудничая с таким крупным участником рынка, и дело не только в деньгах, а скорее в клиентах, которые регулярно пользуются сервисами.
Примечание! В свою очередь сторонние компании предлагают более выгодные условия клиентам, если они пользуются услугами через Сбер. Например, дают льготный период на оплату товаров.
На данный момент партнеров Сбера можно разделить на категории, а именно:
Среди партнеров Сбера есть такие известные компании, как Lukoil, TEZ TOUR, METRO, МегаФон, OBI, 2ГИС, Rambler, Mail.Ru, Яндекс (Яндекс.Деньги, ЯндексМаркет), HeadHunter.
Интересно, что среди всех банков России, именно Сбер может предоставить возможность воспользоваться услугой «Кибербезопасность». Данный сервис актуален для бизнесменов, которые проводят финансовые операции через банк. Отрасль представлена компанией БИЗон.
Перспективы развития экосистемы
На данном этапе экосистема только набирает обороты и пока компания не собирается останавливаться. За последние три года Сбер стал технологической компанией и вышел в топ-банков в России.
В 2021 году был представлен проект стратегии до 2023 года. Есть три главные цели.
Сама по себе экосистема Сбера не является просто продуктом, это скорее целостная система, в которую входит множество сервисов. С помощью новых технологий Сбер смог разработать максимально удобный сервис, который включает в себя огромный спектр услуг. Понимание клиента и его потребностей — приносит неоспоримый успех компании.