Senior artist что это
Знакомьтесь: Джун, Миддл и Сеньор. А кто это вообще?
Так называемые «Junior», «Middle» и «Senior» — это профессиональные жаргоны, разделение уровня разработчиков в IT индустрии. В привычном понимании — это младший разработчик, разработчик среднего уровня или просто разработчик и старший разработчик.
Различаются между собой уровнем компетенций, soft / hard скиллов и навыков в своей специализации.
Давайте рассмотрим каждого из них на примере Frontend-разработчика: какие навыки и знание необходимы каждому из них.
Данные собраны с таких ресурсов как hh.ru и habr.карьера.
JUNIOR
В переводе с английского junior означает «младший/молодой/начинающий». Это начинающие разработчики.
Они ничего не решают и ответственности как таковой за решения не несут. По началу Junior реализует простые задачи. Хороший джун — тот, кто может самостоятельно работать над своими техническими задачами и находить решение практически любых встающих перед ним проблем.
Оплата:
Это самые популярные требования к Джунам на рынке труда на сегодняшний день. В среднем заработная плата колеблется 28 000-35 000 рублей.
Не стоит думать, что джуны это молодые ребята 20-25 лет. Это заблуждение. Начинающим разработчиком реально стать в любом возрасте.
MIDDLE
Джун, который набрался опыта, набил шишек и улучшил компетенции, претендует на следующую позицию — Middle. В переводе с английского middle означает «середина/средний».
Оплата:
Зарплата может сильно колебаться от региона и задач. Но в среднем это 60 000-130 000 рублей.
Специалисты этого уровня уже способны осознавать масштабы проектов в которых работают. Middle уже способен самостоятельно решать сложные задачи в проекте.
Вакансий для мидлов, как правило, гораздо больше, так как гораздо более востребованы, чем джуны.
SENIOR
Специалисты такого уровня могут самостоятельно разработать большой проект сервиса или приложения с нуля. Наличие этого разработчика в компании залог стабильности и уверенности, что разрабатываемый проект не пойдет ко дну.
Оплата:
Разработчики уровня senior могут получать от 150 000 рублей и выше, в зависимости от количества и сложности проектов.
Труднодоступная ступень эволюции разработчика. Middle может остаться на средней ступени на протяжении оставшейся карьеры и не дойти до уровня senior.
Теперь мы знаем кто такие Junior, Middle и Senior разработчики и, чем они отличаются.
Разница между тремя стадиями развития специалиста, в целом, состоит в отношении к разработке, к самому процессу, его пониманию и осознанию.
Кто такой 3D-художник в геймдеве. Обзор изнутри от Елены Барабанщиковой
Про профессию рассказывает Елена Барабанщикова, арт-продюсер в Playgendary. В геймдеве с 2012 года, в компании с 2019.
Продолжаем цикл материалов про ИТ-специальности. Каждую из них описывает «типичный представитель» — опытный специалист. Мы надеемся, эти материалы помогут школьникам, студентам, переквалификантам, джуниорам и сочувствующим выбрать специальность в ИТ, оценить перспективы или просто сверить часы с авторитетным коллегой. Обсуждайте и дополняйте материал в комментариях, чтобы сделать его ещё полезней.
Про профессию рассказывает Елена Барабанщикова, арт-продюсер в Playgendary. В геймдеве с 2012 года, в компании с 2019.
Продолжаем цикл материалов про ИТ-специальности. Каждую из них описывает «типичный представитель» — опытный специалист. Мы надеемся, эти материалы помогут школьникам, студентам, переквалификантам, джуниорам и сочувствующим выбрать специальность в ИТ, оценить перспективы или просто сверить часы с авторитетным коллегой. Обсуждайте и дополняйте материал в комментариях, чтобы сделать его ещё полезней.
Чем занимается 3D-художник
3D artist, он же 3D-художник, создаёт трехмерные объекты и текстуры для компьютерных и мобильных игр. Также он может заниматься графикой для кино и рекламы, визуальными эффектами, моделированием архитектуры и природных ландшафтов.
Задачи 3D-художника зависят от жанра, визуального стиля или особенностей разработки графики. Еще важно, на каком этапе специалист включился в работу: проект только начали разрабатывать или его уже какое-то время делает постоянная команда с определенным набором навыков и инструментов. Вряд ли арт-отдел в середине разработки перейдет с Maya на 3ds Max — часть работы уже сделана, а вносить масштабные правки в имеющийся контент и переучивать команду слишком затратно.
Я нахожусь на должности, которая является следующей ступенькой развития специальности. Занимаюсь формированием стилей продуктовых линеек, оценкой визуала с точки зрения трендов, развиваю арт-отдел и его взаимодействие с другими командами, готовлю различную документацию по арту. Иногда что-то рисую, но, скорее, на уровне концептов.
Что нужно уметь
Пути к погружению в 3D разные. Но лучше иметь художественную или инженерную базу — с ней изучать специальность намного проще. Я, например, по образованию художник-проектировщик. Закончила архитектурно-строительный университет, где получила базовые знания по композиции, колористике и формообразованию. Еще во время учебы быстро пришло понимание, что многие вещи по моей специальности делать проще и эффективнее на компьютере.
Очень поможет базовое знание английского языка, так как на нем написана основная часть технической информации и гайдов по инструментам.
В игровой индустрии нужны не только художественные навыки и знание инструментов, но и софт-скиллы для работы в команде. Например, спокойно воспринимать критику, ясно формулировать и выражать свои мысли, давать понятный фидбек коллегам и так далее. Это важно как для офисного сотрудника, так и для удаленного.
В крупных компаниях набор необходимых hard skills также от области работы. Вот база.
Инструменты: 3ds Max, Maya, Blender.
Инструменты: ZBrush, Blender.
Инструменты: Maya, 3D-Coat, TopoGun.
Инструменты: RizomUV, UVLayout, Maya.
Инструменты зависят от стиля текстурирования: хендпейнт (3D Coat), PBR и близкая стилизация (Substance Painter, Substance Designer).
Инструменты: Corona, V-Ray.
К окончанию института я хорошо ориентировалась в Photoshop и 3ds Max. Был опыт фриланса и небольшое портфолио из некоммерческих проектов, стилизованное под игровое. Поэтому я легко попала в геймдев, где научилась делать контент разного типа: от изометрических построек и казуальных персонажей до транспорта и иконок.
Какие бывают специализации 3D-художника
На высокобюджетных игровых проектах, как правило, они разделяются. Это зависит от типа контента и инструментов, в которых он создается.
3D Character Artist занимается графикой для персонажей. Художник по персонажам должен знать и понимать анатомию, принципы визуального восприятия и не только. Он прекрасно владеет софтом для создания фотореалистичных портретов (например, Mari) и натуралистичной одежды (Marvelous Designer).
3D Environment Artist создает игровое окружение. Его главная задача — усиливать игровой опыт и погружать игрока в атмосферу. В этом помогают программы/плагины для генерации растительности (SpeedTree) и ландшафта (World Machine, World Creator). Substance Designer в работе 3D Environment Artist имеет особое значение — это главный инструмент по созданию процедурных материалов окружения. Знание архитектурных стилей или, например, ландшафтного дизайна для этой специализации будет плюсом.
3D VFX Artist делает трёхмерные визуальные эффекты. Он создает финальные штрихи для визуала проекта и наводит красоту. Нужно знать программы для FX, такие, как Houdini, или плагины для 3D-редакторов их заменяющие, редакторы частиц и эффектов для всех основных движков (в случае игр), а также классические рендеры (в случае синематиков).
3D Texture Artist создает материалы для трехмерных моделей. Substance Designer, Substance Painter и Mari — главные инструменты этой специализации. Здесь важен наметанный глаз на параметры реальных материалов, а также умение повторить их реалистично. Кроме того, обязательно знать принципы работы материалов для классических рендеров, синематиков и PBR (physically based rendering — концепция рендеринга, основанная на физических принципах).
3D Technical Artist выступает связующим звеном между 3D-художниками и разработчиками. Он должен досконально знать весь процесс отображения трехмерной графики на хардверном и софтверном уровнях. Понимать, как работают шейдеры (в идеале — уметь их писать), знать особенности основных игровых движков (UE4, Unity), способы оптимизации элементов трехмерной графики и их влияние на производительность.
3D Generalist занимается широким фронтом работ. Это специалист с максимально большим набором навыков и освоенных программ. Он может работать как с графикой для синематиков, так и для игр с 3D-реалтайм.
В инди-проектах и небольших студиях художник должен быть универсальным бойцом. Уметь моделить, рисовать концепты, делать эффекты и анимации, заниматься интерфейсами и так далее — набор скиллов зависит от потребностей проекта. В случае чего специалисту приходится быстро учиться.
Как стать 3D-художником
3ds Max, CAD и визуализации можно научиться на специальностях «архитектура и градостроительство», «дизайн интерьера» или «промышленный дизайн». Если вас тянет к прекрасному, то выберите художественную специальность, а если ближе точные науки — то инженерную. Помните главное: в любом учебном заведении есть свои нюансы в программе обучения и многое зависит от преподавателей, но в большей степени — от вас.
Если в 2D результат зависит в основном от творческих навыков, насмотренности и наличия художественной базы, то для вхождения в профессиональный мир 3D понадобятся глубокие технические знания и навыки, которые нарабатываются годами обучения. И, как правило, самостоятельного.
В этом помогут курсы, которых сейчас великое множество: очные, дистанционные, платные и бесплатные. Вот некоторые из них:
Кроме того, есть много бесплатных обучающих материалов в свободном доступе. К примеру, вот несколько полезных ютуб-каналов:
Карьера
За два-три года работы в геймдев-студии 3D-художник дорастает с Junior до Middle-позиций. Еще через несколько лет можно стать Senior. Но не каждому — для этого нужны глубокие технические познания и скиллы. Кому-то комфортнее оставаться линейным специалистом без лишних обязательств — и это нормально.
Дальше можно выбирать, куда развиваться: в сторону арт-дирекшна и менеджмента или продолжить путь эксперта. Если работать на высокобюджетных проектах, то обычно рост от линейного художника до арт-директора занимает 7-10 лет работы в индустрии (при условии, что специалист в этом заинтересован). Тут все индивидуально.
Джун, мидл и сеньор: разбираемся, кто есть кто
«Любой дурак может написать код, понятный компьютеру. Хороший программист пишет код, понятный человеку»
Деление специалистов на junior, middle и senior хорошо знакомо разработчикам — так обычно определяют уровень компетенций. Но каких требований ожидать от работодателя, если ему нужен «джун», «мидл» или «сеньор»? Попробуем разобраться.
Возраст и опыт — далеко не главное
Человек, который мало знаком с IT, может подумать, что senior — это разработчик, который много лет отдал своей профессии, middle — программист среднего возраста, а junior — вчерашний школьник, который начинает осваивать программирование.
Нельзя сказать, что это полное заблуждение. Нередко джуны действительно молоды, мидлам около 35 лет, а у сеньоров уже седеют волосы. Но не так уж редко встречаются солидные джентльмены, работающие на позиции middle и даже junior под руководством молодого senior-разработчика. Все зависит от компетенций человека, его личностных качеств и, конечно, возраста старта в профессии.
Так в чём различие?
Есть несколько способов понять, кто есть кто, но самый простой и эффективный — посмотреть исходники. Если код сложной программы без труда могут разобрать другие разработчики, у него понятная архитектура и стройная логика — скорее всего, его писал сеньор. И напротив, если код простого продукта получился причудливым, со сложными абстракциями и странными однострочниками — над ним наверняка работал джун.
Сеньоры заботятся о простоте кода — чтобы его легко освоили коллеги, а поддержка не доставила хлопот. Джунам для этого не хватает опыта — они действуют по принципу «Если работает, то всё отлично». До читаемости и чистоты кода руки не доходят.
Если для сравнения взглянуть на код, написанный сеньором, может даже возникнуть недоумение: «Да как так, сложная ведь программа, а так изящно и просто написана!» Этот навык приходит с опытом и далеко не ко всем.
Разница только в коде?
Нет, на этом различия не заканчиваются. Рассмотрим внимательнее специалистов каждого уровня, а затем сопоставим наблюдения.
Junior
В большинстве случаев джуны реализуют простые задачи: например, части проекта, которые затем объединяются. Они делают кирпичики, из которых можно возвести пригодный для жизни дом. При этом джуны зачастую не представляют себе масштабы здания, в постройку которого они вкладываются.
Хорошим джуном считается тот, который может самостоятельно работать над своими «кубиками» — техническими задачами. При этом важно, чтобы его разработки нормально функционировали, когда их встраивают в приложение или сервис.
Скорее всего, на следующий уровень выйдет джун, который:
Middle
Джун, который набрался опыта, улучшил компетенции и научился чисто выполнять свои задачи, может претендовать на позицию мидла. Буквальный перевод слова middle — «середина», но на самом деле в разработке мидл ближе к сеньору, чем к джуну.
Мидлы осознают масштабы проекта, но тоже разрабатывают только его части, хотя и более крупные. Мидл способен самостоятельно выполнять сложные задачи в рамках проекта, причём не только технические, но и административные. На этом уровне разработчик должен понимать требования бизнеса и уметь реализовывать их на практике.
Важные качества мидлов:
Senior
Эта ступень не каждому доступна — многие разработчики остаются на уровне мидла всю карьеру. Чтобы подняться выше, нужны «тонкие» компетенции, которые позволят решать задачи, которые не под силу больше никому. Нужно знать и уметь больше, чем большинство коллег. Например, не просто писать хороший код, а учитывать в нём инструментарий и специфику компании. Сеньоры могут самостоятельно разработать масштабное приложение или сервис с нуля — потому что понимают архитектуру и знают, что и как должно быть создано.
Сеньору требуется не только навык командной работы, как мидлу, но и управленческий опыт. Значит, нужны и коммуникативные навыки. Сеньор может убедительно донести свою точку зрения до команды и руководства, а после реализовать предложенную идею. Он всегда знает, как задать вопрос (и коллеге, и поисковому сервису), чтобы получить нужный ответ. И ещё синьор — это часто ментор: помогает джунам осознать масштабы проекта, правильно работать и развиваться.
Сеньор должен глубоко понимать устройство библиотек, фреймворков, инструментов разработки. Иначе конечный продукт будет вести себя непредсказуемо.
Такой специалист в команде — это фактор стабильности. Он понимает технические риски и знает, как их снизить. Задача сеньора — сделать так, чтобы в коде совсем не было «костылей», которыми грешат джуниоры и мидлы. Без вмешательства опытного руководителя иногда получаются такие продукты, которые ассоциируются разве что с фантастическим гибридом бегемота с носорогом, у которого есть ещё гены утконоса и лотоса. Работает этот монстр Франкенштейна — и ладно.
В сухом остатке
Мы видим, что разница между тремя категориями специалистов — не в возрасте или стаже. Главные различия состоят в отношении к самому процессу разработки, в его понимании и осознании. Об этом и цитата в эпиграфе статьи: она очень точно характеризует новичков и профессионалов.
В GeekBrains мы готовим и джунов, и специалистов уровня middle. Для первых у нас есть короткие курсы — «профессии», а для вторых — более продолжительные программы на факультетах GeekUniversity. Выбирайте сами, по какому маршруту сократить путь до позиции сеньора 🙂
«Любой дурак может написать код, понятный компьютеру. Хороший программист пишет код, понятный человеку»
Деление специалистов на junior, middle и senior хорошо знакомо разработчикам — так обычно определяют уровень компетенций. Но каких требований ожидать от работодателя, если ему нужен «джун», «мидл» или «сеньор»? Попробуем разобраться.
Возраст и опыт — далеко не главное
Человек, который мало знаком с IT, может подумать, что senior — это разработчик, который много лет отдал своей профессии, middle — программист среднего возраста, а junior — вчерашний школьник, который начинает осваивать программирование.
Нельзя сказать, что это полное заблуждение. Нередко джуны действительно молоды, мидлам около 35 лет, а у сеньоров уже седеют волосы. Но не так уж редко встречаются солидные джентльмены, работающие на позиции middle и даже junior под руководством молодого senior-разработчика. Все зависит от компетенций человека, его личностных качеств и, конечно, возраста старта в профессии.
Так в чём различие?
Есть несколько способов понять, кто есть кто, но самый простой и эффективный — посмотреть исходники. Если код сложной программы без труда могут разобрать другие разработчики, у него понятная архитектура и стройная логика — скорее всего, его писал сеньор. И напротив, если код простого продукта получился причудливым, со сложными абстракциями и странными однострочниками — над ним наверняка работал джун.
Сеньоры заботятся о простоте кода — чтобы его легко освоили коллеги, а поддержка не доставила хлопот. Джунам для этого не хватает опыта — они действуют по принципу «Если работает, то всё отлично». До читаемости и чистоты кода руки не доходят.
Если для сравнения взглянуть на код, написанный сеньором, может даже возникнуть недоумение: «Да как так, сложная ведь программа, а так изящно и просто написана!» Этот навык приходит с опытом и далеко не ко всем.
Разница только в коде?
Нет, на этом различия не заканчиваются. Рассмотрим внимательнее специалистов каждого уровня, а затем сопоставим наблюдения.
Junior
В большинстве случаев джуны реализуют простые задачи: например, части проекта, которые затем объединяются. Они делают кирпичики, из которых можно возвести пригодный для жизни дом. При этом джуны зачастую не представляют себе масштабы здания, в постройку которого они вкладываются.
Хорошим джуном считается тот, который может самостоятельно работать над своими «кубиками» — техническими задачами. При этом важно, чтобы его разработки нормально функционировали, когда их встраивают в приложение или сервис.
Скорее всего, на следующий уровень выйдет джун, который:
Middle
Джун, который набрался опыта, улучшил компетенции и научился чисто выполнять свои задачи, может претендовать на позицию мидла. Буквальный перевод слова middle — «середина», но на самом деле в разработке мидл ближе к сеньору, чем к джуну.
Мидлы осознают масштабы проекта, но тоже разрабатывают только его части, хотя и более крупные. Мидл способен самостоятельно выполнять сложные задачи в рамках проекта, причём не только технические, но и административные. На этом уровне разработчик должен понимать требования бизнеса и уметь реализовывать их на практике.
Важные качества мидлов:
Senior
Эта ступень не каждому доступна — многие разработчики остаются на уровне мидла всю карьеру. Чтобы подняться выше, нужны «тонкие» компетенции, которые позволят решать задачи, которые не под силу больше никому. Нужно знать и уметь больше, чем большинство коллег. Например, не просто писать хороший код, а учитывать в нём инструментарий и специфику компании. Сеньоры могут самостоятельно разработать масштабное приложение или сервис с нуля — потому что понимают архитектуру и знают, что и как должно быть создано.
Сеньору требуется не только навык командной работы, как мидлу, но и управленческий опыт. Значит, нужны и коммуникативные навыки. Сеньор может убедительно донести свою точку зрения до команды и руководства, а после реализовать предложенную идею. Он всегда знает, как задать вопрос (и коллеге, и поисковому сервису), чтобы получить нужный ответ. И ещё синьор — это часто ментор: помогает джунам осознать масштабы проекта, правильно работать и развиваться.
Сеньор должен глубоко понимать устройство библиотек, фреймворков, инструментов разработки. Иначе конечный продукт будет вести себя непредсказуемо.
Такой специалист в команде — это фактор стабильности. Он понимает технические риски и знает, как их снизить. Задача сеньора — сделать так, чтобы в коде совсем не было «костылей», которыми грешат джуниоры и мидлы. Без вмешательства опытного руководителя иногда получаются такие продукты, которые ассоциируются разве что с фантастическим гибридом бегемота с носорогом, у которого есть ещё гены утконоса и лотоса. Работает этот монстр Франкенштейна — и ладно.
В сухом остатке
Мы видим, что разница между тремя категориями специалистов — не в возрасте или стаже. Главные различия состоят в отношении к самому процессу разработки, в его понимании и осознании. Об этом и цитата в эпиграфе статьи: она очень точно характеризует новичков и профессионалов.
В GeekBrains мы готовим и джунов, и специалистов уровня middle. Для первых у нас есть короткие курсы — «профессии», а для вторых — более продолжительные программы на факультетах GeekUniversity. Выбирайте сами, по какому маршруту сократить путь до позиции сеньора 🙂
Расскажите развернуто о грейдах (junior, middle, senior) и их критериях для 2d художников/ иллюстраторов?
Junior
Еще не умеет критически оценивать дизайн. В качестве критериев может использовать субъективные категории “красиво/некрасиво”, “нравится/ не нравится”. Плохо понимает бизнес-задачи. Часто не разбирается в трендах, ориентируется на наиболее растиражированные решения, многие из которых уже потеряли актуальность, либо наоборот слишком уходит в творчество.
Middle
Основной работник, умеющий самостоятельно выполнять поставленные перед ним задачи. Обычно 1-3 года опыта. Старается разбираться в трендах. Есть база готовых решений, и задачи выполняет в разы быстрее Джуниора. Может критически анализировать дизайн. Наличие полноценного портфолио (минимум 4-6 работ), умеет презентовать свои идеи.
Уверенно работает в самых распространенных программах и редакторах (статичная 2d графика, базовая анимация). Понимает основы дизайна на глубоком уровне: композиция, типографика, колористика, верстка, основы UX/UI. Хорошо понимает технические особенности работы (например, препресс в графическом дизайне или правила передачи макетов в верстку в вебе).
Качество выполнения простых задач можно не ревьюить. Справляется с нестандартными задачами, а стандартные делает быстрее и с меньшим количеством правок, чем джуниор. Предметной областью владеет достаточно, чтобы обсуждать с коллегами, спорить и находить решения.
Может решать поставленные перед ним общие задачи, понимает проблемы бизнеса и сферы, понимает задачи проекта. Умеет работать с ТЗ, уточняет задачу у заказчика. Кроме того, миддл понимает, что он в команде не один, может консультироваться с товарищами, которые работают над другими кусками проекта.
Senior
Работник, хорошо знающий предметную область. Опыт работы (full time) 4-7 лет. Профессионал своего дела, умеет оценивать дизайн, анализирует разные мелочи, детали, дает оригинальные рекомендации, советы, идеи, самостоятельно придумывает решения. В работах дизайнера этого грейда зарождаются новые тенденции в дизайне.
В портфолио просматриваются необычные тематики (новые сервисы), нестандартные решения (которые применяются с помощью Front-end, Game-design, 3D-graphics и тому подобное, взятые извне и наоборот нечто визуально новое, инновационное, креативное). Может иметь портфолио на сервисах типа Dribbble или Behance (и прочих) с большим количеством оценок и подписчиков. Может иметь профессиональные награды.
Понимает business value: если заказчик просит сделать какой-то функционал, не слепо выполняет, а в первую очередь задумывается, зачем это делать, можно ли это сделать иначе и лучше. Может предложить неожиданное альтернативное решение. Специалист такого уровня уже отвечает за других ребят в команде, может менторить, помогать и разъяснять задачу.
Уверенно работает в самых распространенных программах и редакторах (статичная 2d графика), развивается в motion и 3d. Хорошо разбирается в дизайнерских дисциплинах, может писать статьи или проводить митапы для коллег.