Shared vga что это

VGA Share Memory Size

Shared vga что это. pt. Shared vga что это фото. Shared vga что это-pt. картинка Shared vga что это. картинка pt

Название опции:

VGA Share Memory Size

Возможные значения:

В диапазоне от 1MB до 256MB, иногда присутствует вариант Disabled или None

Описание:

Указывает, какой объем системной памяти выделить под нужды интегрированного графического ядра чипсета. Возможные значения зависят от технологии резервирования. Для графических ядер, использующих UMA, в большинстве случаев допустимо выделить от 32 до 128 Мбайт (реже от 16, 8, 4 или, даже, от 1 Мбайта). Поскольку интегрированное графическое ядро мало подходит для ресурсоемких игр, можно ограничиться значением в 32MB или 64MB, оставив таким образом как можно больше оперативной памяти для операционной системы и прикладных программ. Более современные решения DVMT заранее резервируют память только для двухмерного режима, поэтому опция обычно ограничена значениями в 1 или 8 Мбайт (изредка — до 32 Мбайт). Учитывая разрешение современных дисплеев, оптимальным будет резерв 8 Мбайт (8MB). Если интегрированная графика вообще не используется, установите значение Disabled (или None) при его наличии.

Интегрированные графические ядра, поддерживающие технологию UMA (Unified Memory Architecture), сразу резервируют под свои нужды некий объем памяти, который становится недоступен операционной системе и прикладным программам вне зависимости от того, запускаете вы трехмерные игры или нет. Более прогрессивные решения DVMT (Dynamic Video Memory Technology) относятся к системной памяти гораздо бережнее. На постоянной основе им выделяется лишь минимально необходимый объем, достаточный для работы в двухмерном режиме (этапы загрузки и работа в устаревших операционных системах типа MS-DOS). Далее управление памятью берет на себя драйвер интегрированного графического ядра и выделение дополнительного объема системной памяти происходит только тогда, когда это действительно необходимо (например, вы запустили игру, использующую функции трехмерного ускорения), причем потом эта память снова возвращается операционной системе.

Современный вариант реализации технологии DVMT позволяет зарезервировать под нужды графического ядра некий постоянный объем системной памяти — аналогично технологии UMA. Это гарантирует, что в распоряжении драйвера всегда окажется минимальный объем видеопамяти, необходимый для запуска трехмерных приложений. В дальнейшем необходимая под нужды драйвера интегрированной графики память будет выделяться динамически, исходя из имеющихся на данный момент ресурсов. Таким образом обеспечивается некий компромисс между запросами трехмерных игр и потребностями операционной системы с прикладными программами.

В некоторых конфигурациях с интегрированной графикой UMA при установке разных значений для данной опции и опции, аналогичной Graphics Aperture Size, наблюдаются зависания и неустойчивая работа компьютера. Решить эту проблему может установка одинакового объема памяти для этих опций.

Источник

Выделение памяти под встроенную видеокарту: как увеличить видеопамять у интегрированных IntelHD, Intel Iris Xe и AMD Ryzen Vega (UMA Frame Buffer Size)

Shared vga что это. Uvelichivaem videopamyat. Shared vga что это фото. Shared vga что это-Uvelichivaem videopamyat. картинка Shared vga что это. картинка Uvelichivaem videopamyatДоброго времени!

В последнее время снискали большую популярность интегрированные (их еще называют встроенными ) видеокарты IntelHD, Intel Iris Xe, и AMD Ryzen Vega. Последних версий уже с лихвой хватает для многих не слишком требовательных игр (что, конечно, радует — т.к. получается хорошая такая экономия на покупке внешней видеокарты)!

Однако, есть один нюанс : видеопамять для этих карт выделяется из ОЗУ (RAM). По умолчанию эта операция «выделения» происходит автоматически (без вашего участия), что не во всех случаях оптимально (например, вы можете столкнуться с ошибками во время запуска игр. ).

Разумеется, было бы не плохо вручную отрегулировать выделение памяти под интегрированную карту (в большинстве случаев стоит вопрос ее увеличения ).

И так, перейдем ближе к теме.

Можно ли разогнать встроенные видеокарты Intel HD и AMD Radeon? За счет чего поднять их производительность

Shared vga что это. uskwin. Shared vga что это фото. Shared vga что это-uskwin. картинка Shared vga что это. картинка uskwin

Как увеличить видеопамять: по шагам

ШАГ 1: зачем это нужно

Вообще, если у вас все корректно работает, нет притормаживаний, ничего не зависает и не вылетает с ошибками — то вам, скорее всего, это и не нужно.

Однако, есть ситуации, когда без этого никак:

Shared vga что это. 3DMark Sky Driver 8GB Ram dual. Shared vga что это фото. Shared vga что это-3DMark Sky Driver 8GB Ram dual. картинка Shared vga что это. картинка 3DMark Sky Driver 8GB Ram dual

3DMark Sky Driver (8GB Ram, dual) — производительность в зависимости от выделенной памяти для интегрированной видеокарты AMD Ryzen Vega 11 (Ryzen 5 2400G)

Примечание!

👉 Если у вас количество ОЗУ 8 ГБ (и более) — то большинство современных материнских плат по умолчанию устанавливают для встроенной видеокарты номинальные 1024 МБ (которых пока достаточно для норм. работы).

👉 Не могу не отметить, что если у вас на борту меньше 6 ГБ ОЗУ — то выставлять для интегрированной карты больше 1 ГБ памяти крайне не рекомендуется! Это отрицательно сказывается на общей производительности ПК/ноутбука.

ШАГ 2: как узнать текущий объем видеопамяти

👉 Вариант 1

Это универсальный вариант, работающий во всех популярных версиях Windows 7/8/10.

Сначала необходимо нажать сочетание кнопок Win+R — в окне «Выполнить» ввести команду dxdiag и кликнуть по OK.

Shared vga что это. WinR. Shared vga что это фото. Shared vga что это-WinR. картинка Shared vga что это. картинка WinR

Далее откроется средство диагностики DirectX — во вкладке «Экран» среди прочих характеристик устройства вы найдете размер видеопамяти (👇).

Shared vga что это. Videopamyat 1009 MB. Shared vga что это фото. Shared vga что это-Videopamyat 1009 MB. картинка Shared vga что это. картинка Videopamyat 1009 MB

Видеопамять 1009 МБ

👉 Вариант 2

Shared vga что это. Dop. parametryi displeya. Shared vga что это фото. Shared vga что это-Dop. parametryi displeya. картинка Shared vga что это. картинка Dop. parametryi displeya

Доп. параметры дисплея

Shared vga что это. Svoystva videoadaptera. Shared vga что это фото. Shared vga что это-Svoystva videoadaptera. картинка Shared vga что это. картинка Svoystva videoadaptera

Shared vga что это. Ispolzuetsya videopamyati. Shared vga что это фото. Shared vga что это-Ispolzuetsya videopamyati. картинка Shared vga что это. картинка Ispolzuetsya videopamyati

👉 Вариант 3

Этот вариант также актуален для ОС Windows 10.

Shared vga что это. Dispetcher zadach Windows 10. Shared vga что это фото. Shared vga что это-Dispetcher zadach Windows 10. картинка Shared vga что это. картинка Dispetcher zadach Windows 10

ШАГ 3: как вручную установить размер выделения памяти под встроенную видеокарту

Через BIOS/UEFI

Только через настройки BIOS (в принципе) и можно изменить размер выделяемой памяти для интегрированной карты (в редких случаях можно попытаться «обмануть» игры через реестр).

И так, сначала необходимо 👉 войти в BIOS (ссылка на инструкцию в помощь).

Далее нужно перейти в раздел «Configuration» (в некоторых BIOS за это отвечает раздел «Advanced» ).

Shared vga что это. Linovo Setup Utility glavnoe okno. Shared vga что это фото. Shared vga что это-Linovo Setup Utility glavnoe okno. картинка Shared vga что это. картинка Linovo Setup Utility glavnoe okno

Затем нам нужно найти один из следующих параметров (прим.: в разных версиях BIOS он называется по-своему) :

На скриншоте ниже приведен параметр «iGPU Configuration» — необходимо отключить авто-режим!

Shared vga что это. Otklyuchaem Auto rezhim. Shared vga что это фото. Shared vga что это-Otklyuchaem Auto rezhim. картинка Shared vga что это. картинка Otklyuchaem Auto rezhim

Отключаем Auto режим

А после вручную задать параметр «UMA Frame Buffer Size» — это и есть размер выделяемой видеопамяти (в моем примере можно выбрать от 256 МБ до 2 ГБ 👇).

Shared vga что это. UMA Frame Buffer Size stavim 2 GB. Shared vga что это фото. Shared vga что это-UMA Frame Buffer Size stavim 2 GB. картинка Shared vga что это. картинка UMA Frame Buffer Size stavim 2 GB

UMA Frame Buffer Size — ставим 2 GB

Shared vga что это. Advanced. Shared vga что это фото. Shared vga что это-Advanced. картинка Shared vga что это. картинка Advanced

Advanced / настройки BIOS / American Megatrends

Shared vga что это. DVMT stavim na. Shared vga что это фото. Shared vga что это-DVMT stavim na. картинка Shared vga что это. картинка DVMT stavim na

DVMT ставим на Maximum

Еще один пример для более старой версии American Megatrends см. ниже. 👇

Shared vga что это. Share Memory Size vyidelenie pamyati videosisteme. Shared vga что это фото. Shared vga что это-Share Memory Size vyidelenie pamyati videosisteme. картинка Shared vga что это. картинка Share Memory Size vyidelenie pamyati videosisteme

Через настройки реестра (опционально для IntelHD)

Этот способ поможет только «перехитрить» некоторые игры, которые могут вылетать с ошибками после запуска (т.к. у вас якобы недостаточно видеопамяти). Т.е. игра будет «считать», что размер памяти видеокарты у вас больше, чем есть на самом деле.

Причем, хочу отметить, что срабатывает он не всегда (но всё же, вдруг. ).

И так, для начала нужно 👉 открыть редактор реестра — нажать Win+R, и использовать команду regedit.

Shared vga что это. regedit otkryit redaktor reestra. Shared vga что это фото. Shared vga что это-regedit otkryit redaktor reestra. картинка Shared vga что это. картинка regedit otkryit redaktor reestra

regedit — открыть редактор реестра

Далее в редакторе нужно создать раздел «GMM» в нижеприведенной ветке:

Shared vga что это. Sozdat razdel GMM. Shared vga что это фото. Shared vga что это-Sozdat razdel GMM. картинка Shared vga что это. картинка Sozdat razdel GMM

Создать раздел GMM

После, в разделе «GMM» создать строковый параметр с именем «DedicatedSegmentSize» (без кавычек).

Shared vga что это. Sozdat strokovyiy parametr. Shared vga что это фото. Shared vga что это-Sozdat strokovyiy parametr. картинка Shared vga что это. картинка Sozdat strokovyiy parametr

Создать строковый параметр

Далее открыть его и задать значение выделяемой памяти (судя по тестам, способ актуален и работает для значений от 0 до 512).

Источник

Эволюция дискретных видеокарт. Часть 1. 1980-е годы

В 70-е годы компьютеры даже не считались роскошью — они банально были недоступны массовому потребителю. Примерно в это же время компанией IBM было принято решение о создании «массового» компьютера. В 1981 году увидел свет первый персональный компьютер IBM PC. Несмотря на то, что прежде известнейшая корпорация предпочитала использовать комплектующие собственного производства, этот десктоп состоял в основном из деталей сторонних производителей. В роли центрального процессора выступил кристалл Intel 8088 с тактовой частотой 4,77 МГц, объем оперативной памяти составлял от 16 до 256 Кбайт. Базовая версия компьютера поставлялась без флоппи-дисководов, жесткого диска и монитора, их необходимо было приобретать отдельно. Кроме этого, отдельно приобретались различные платы расширения, среди которых были и видеоадаптеры.

IBM PC был выпущен в 1981 году

Начало эры IBM. Видеоадаптеры MDA и CGA

Покупателю предлагались на выбор два видеоадаптера: MDA (Monochrome Display Adapter) и CGA (Color Graphics Adapter). Как показало время, первый акселератор оказался более популярным, нежели второй. Его особенностью была работа с монохромными (одноцветными) мониторами. Он поддерживал исключительно текстовый режим (80 столбцов на 25 строк) и не имел графических режимов. Ядром видеоадаптера служил чип Motorola MC6845, а объем памяти составлял 4 Кбайт. Максимальное рабочее разрешении составляло 720×350 пикселей, или, вернее, 80×25 символов. Тем не менее стоит отметить, что из-за текстового режима MDA не умел работать с отдельными пикселями. Видеоадаптер банально помещал в определенное знакоместо один из 256 символов. Каждый из этих символов мог обладать некоторыми атрибутами. Например, он мог быть невидимым, подчеркнутым, обычным, жирным, инвертированным или мигающим. При этом была возможность комбинировать атрибуты. Цвет символов зависел исключительно от монитора. В зависимости от типа дисплея буквы могли быть белого, изумрудного или янтарного цвета.

Кстати, интересной архитектурной особенностью видеоадаптера MDA являлось то, что сама плата, помимо видеоядра, содержала контроллер параллельного порта, который отвечал за работу с принтером.

Видеоадаптер CGA считался своего рода противоположностью MDA. Помимо работы в текстовом режиме, он также мог функционировать в графическом режиме, причем поддерживалось как черно-белое, так и цветное изображение. В роли ядра адаптера выступал все тот же чип Motorola MC6845, но объем памяти был больше в четыре раза. В режиме работы с цветной графикой максимальное разрешение составляло 320×200 пикселов, с монохромной — 640×200 точек. При этом была возможность обращения к отдельно взятому пикселу. Цветовая глубина адаптера составляла 4 бита. Это позволяло использовать палитру из 16 цветов.

Так же, как и MDA, видеоадаптер CGA поддерживал стандартный текстовый режим. Его разрешение составляло 40×25/80×25 символов, где тоже не было возможности обращения к отдельным пикселам. Может возникнуть вопрос: зачем нужен был видеоадаптер MDA, если CGA поддерживает такие же режимы и к тому же имеет более богатый функционал? Все дело в том, что MDA изначально ориентировался на бизнес-потребителя и «затачивался» под работу с текстом. Поэтому он работал с нестандартными вертикальными и горизонтальными частотами, обеспечивая более четкое изображение символов. CGA же поддерживал только стандартные частоты и заметно проигрывал MDA в качестве выводимого на экран текста.

Работали адаптеры стабильно, однако в случае с CGA известны некоторые баги. Так, временами на экране появлялись рандомные короткие горизонтальные линии, также известные как «снег». Возникали они из-за того, что CGA не поддерживал одновременное чтение и запись в память. Также известно, что цветной графический адаптер не полностью использовал видеопамять.

Очень интересно, что в IBM PC была возможность использования двух адаптеров одновременно. Само собой, эта технология ни в коем случае не была прародителем сложных графических подсистем SLI и CrossFire — она предназначалась для одновременной работы двух мониторов. В ту эпоху адаптеры имели лишь один порт вывода. Забегая вперед, скажем, что ситуация изменилась лишь в 1996 году.

Видеоадаптер EGA

Логическим продолжением MDA и CGA стало тоже решение IBM под названием EGA (Enhanced Graphics Adapter), представленное в сентябре 1984 года для нового персонального компьютера IBM PC/AT. По своей сути новый видеоадаптер стал первым в своем роде решением, способным воспроизводить нормальное цветное изображение. Так же как и CGA, EGA поддерживал текстовый и графический режимы, при этом максимальное разрешение составляло 640×350 пикселов при использовании 16 цветов из 64 возможных. На архитектурном уровне EGA был схож со своими предшественниками: он также использовал видеоконтроллер Motorola MC6845, оснащался увеличенным объемом памяти, равным 64 Кбайт. Для передачи данных применялась шина ISA. Со временем объем памяти был увеличен до внушительных 256 Кбайт. Вся память подразделялась на 4 сегмента (4 цветовых слоя). Процессор умел заполнять сегменты параллельно, что значительно повысило скорость заполнения кадра. Кстати, адаптер дополнительно оснащался 16 Кбайт памяти для расширения графических функций BIOS.

Источник

Процесс эволюции видеоадаптеров из 80-х в 2000-е

Такой важный и незаменимый компонент системы, как видеокарта, прошел долгий путь развития. На протяжении десятилетий ускорители графики совершенствовались и менялись в соответствии с прогрессирующими технологиями.

Видеоадаптеры MDA и CGA

Обе модели были выпущены компанией IBM в 1981 году. MDA изначально ориентировался на деловую сферу и создавался под работу с текстом. Работая с нестандартными вертикальными и горизонтальными частотами, этот адаптер обеспечивал четкость изображения символов. В то же время CGA поддерживал только стандартные частоты и уступал в качестве выводимого на экран текста. Кстати в IBM PC можно было использовать одновременно оба адаптера.

Shared vga что это. afa2f0f1a1b94655be8a6f6a1f4759f4. Shared vga что это фото. Shared vga что это-afa2f0f1a1b94655be8a6f6a1f4759f4. картинка Shared vga что это. картинка afa2f0f1a1b94655be8a6f6a1f4759f4

Монохромный видеоадаптер MDA (Monochrome Display Adapter) представлялся в качестве стандарта на мониторы, подключавшиеся к нему. MDA поддерживал исключительно текстовый режим (80 столбцов на 25 строк), без графических режимов. В качестве ядра использовался чип Motorola Motorola 6845, объем видеопамяти достигал 4 Кб. Символы изображались с помощью матрицы 9×14 пикселей, где видимая часть символа составлялась как 7×11, а остальные пиксели формировали пустое пространство между строками и столбцами. Символы могли быть невидимыми, обычными, подчеркнутыми, жирными, инвертированными и мигающими. Атрибуты можно было комбинировать. В зависимости от монитора менялся и цвет символов (белый, янтарный, изумрудный).

Рабочее разрешение экрана составляло 720×350 пикселей (80×25 символов). Поскольку адаптер MDA работал исключительно в текстовом режиме и не не мог адресовать отдельные пиксели, он просто помещал в каждое знакоместо один из 256 символов.

Shared vga что это. f50863ed09d6472fbb38694eb3b4193c. Shared vga что это фото. Shared vga что это-f50863ed09d6472fbb38694eb3b4193c. картинка Shared vga что это. картинка f50863ed09d6472fbb38694eb3b4193c

CGA (Color Graphics Adapter) — первая «цветная» видеокарта. В отличии от MDA, видеоадаптер CGA функционировал в графическом режиме, поддерживая как черно-белое, так и цветное изображение. В качестве ядра также использовался чип Motorola MC6845, но объем видеопамяти увеличился в четыре раза и достигал 16 Кб.

В текстовых режимах 40×25 символов эффективное разрешение экрана составляло 320×200 пикселей, а в режимах 80×25 — 640×200 пикселей. При этом подобно первой модели у CGA не было возможности обращаться к каждому пикселю отдельно. Наибольшая цветовая глубина адаптера составляла 4 бита, что позволяло использовать палитру из 16 цветов. Было доступно 256 различных символов. Из палитры можно было выбрать цвет для каждого символа и для фона.

Shared vga что это. image loader. Shared vga что это фото. Shared vga что это-image loader. картинка Shared vga что это. картинка image loader

А вот в графических режимах предоставлялась возможность обращения к любому отдельно взятому пикселю. Одновременно использовались только четыре цвета, которые определялись двумя палитрами:
1) пурпурный, сине-зелёный, белый и цвет фона (чёрный по умолчанию);
2) красный, зелёный, коричневый/жёлтый и цвет фона (чёрный по умолчанию).

Само собой, в монохромном режиме 640×200 пикселей были доступны только два цвета — белый и чёрный.

Видеоадаптер EGA

Shared vga что это. 0b59561be55c49c3bae5efda92357609. Shared vga что это фото. Shared vga что это-0b59561be55c49c3bae5efda92357609. картинка Shared vga что это. картинка 0b59561be55c49c3bae5efda92357609

Видеоадаптер EGA пришел на смену двум предыдущим. Он был выпущен компанией IBM в 1984 году для модели ПК IBM PC/AT. По сути — это первый видеоадаптер, который смог воспроизводить нормальное цветное изображение. В EGA поддерживались как текстовый, так и графический режимы. При этом можно было использовать 16 цветов из 64 возможных при разрешении 640×350 пикселей.

Объем видеопамяти равнялся 64 Кб (но со временем увеличился до 256 Кб). Для передачи данных применялась шина ISA. Благодаря возможности процессора параллельно заполнять сегменты очень повысилась и скорость заполнения кадра. Для расширения графических функций BIOS видеоадаптер оснащался дополнительно 16 Кб ПЗУ.

EGA — первый видеоадаптер IBM, который позволял программно менять шрифты текстовых режимов. Адаптером поддерживались три текстовых режима. Первые два были стандартными:
— с разрешением 80×25 символов и 640×350 пикселей;
— с разрешение 40×25 символов и 320×200 пикселей.

А вот разрешение третьего режима составляло 80×43 символов и 640×350 пикселей. Для его использования требовалась предварительная установка режима 80×25 и загрузка шрифта 8×8 с помощью команды BIOS. Частота кадров — 60 Гц, но могла использоваться 21,8 КГц для 350 строк и 15,7 КГц для 200 строк.

Видеоадаптер MCGA

Shared vga что это. 71aeb5f13cfc4bf29ffc8845e6f5a6e7. Shared vga что это фото. Shared vga что это-71aeb5f13cfc4bf29ffc8845e6f5a6e7. картинка Shared vga что это. картинка 71aeb5f13cfc4bf29ffc8845e6f5a6e7

В 1987 году был выпущен многоцветный графический адаптер MCGA (MultiColor Graphics Adapter), появившийся в ранних моделях компьютеров от IBM PS/2. Он был интегрирован в материнскую плату и не выпускался в виде отдельного устройства.

Объем видеопамяти составлял 64 Кб, как и у EGA. Расширилась общая палитра — до 262 144 оттенков за счет введения 64 уровней яркости для каждого цвета. Количество выводимых цветов выросло до 256.

В 256-цветном режиме разрешение MCGA составляло 320×200 точек, с частотой обновления 70 Гц. Не было битовых плоскостей, каждый пиксель на экране кодировался соответствующим байтом. Адаптер поддерживал все режимы CGA, работал в монохромном режиме с разрешением 640×480 пикселей и частотой обновления 60 Гц.

Во время возникновения MCGA большинство игр поддерживалось лишь в 4-цветном режиме CGA. И с помощью аналогового сигнала удалось подстроиться под увеличение отображаемых цветов, сохраняя совместимость со старыми режимами. Поэтому подключение к монитору осуществлялось разъемом DB-15 семейства D-Sub.

Видеоадаптер VGA

Shared vga что это. 37e8074f703d49079fb9abf234f97c0f. Shared vga что это фото. Shared vga что это-37e8074f703d49079fb9abf234f97c0f. картинка Shared vga что это. картинка 37e8074f703d49079fb9abf234f97c0f

В том же году IBM выпустила революционный адаптер VGA (Video Graphics Array). Особенностью VGA стало расположение основных подсистем на одной микросхеме, что делало видеокарту более компактной.

Архитектура VGA состояла из подсистем:
— графического контроллера, отвечающего за обмен данными между центральным процессором и видеопамятью;
— видеопамяти с объемом в 256 Кб DRAM (по 64 Кб на каждый цветовой слой);
— секвенсора, преобразовывающего данные из видеопамяти в поток битов, передаваемый контроллеру атрибутов;
— контроллера атрибутов, преобразовывающего входные данные в цветовые значения;
— синхронизатора, управляющего временными параметрами видеоадаптера и переключающего цветовые слои;
— контроллера ЭЛТ, генерирующего сигналы синхронизации для дисплея.

Отображаемых цветов стало больше и потребовались новые графические режимы. У VGA были стандартные режимы:
— с разрешением 640×480 пикселей (с 2 и 16 цветами);
— с разрешением 640×350 пикселей (с 16 цветами и монохромный);
— с разрешением 640×200 пикселей (с 2 и 16 цветами);
— с разрешением 320×200 пикселей (с 4, 16 и 256 цветами).

Программисты работали над увеличением разрешения VGA, в результате появились нестандартные, так называемые «X-режимы» на 256 цветов с разрешением 320×200, 320×240 и 360×480. Нестандартные режимы использовали плоскостную организацию видеопамяти (формирования цвета по 2 бита из каждой плоскости). Такая организация видеопамяти помогала задействовать всю видеопамять карты для формирования 256-цветного изображения. Это позволяло использовать более высокие разрешения.

В VGA поддерживались несколько видов шрифтов и режимов. Стандартный шрифт имеет разрешение 8×16 пикселей. Для работы с текстом использовались различные комбинации из нескольких режимов и видов шрифтов.

Видеоадаптер IBM 8514/A

Shared vga что это. 685d4daf7dd8469d940227490bdbccf3. Shared vga что это фото. Shared vga что это-685d4daf7dd8469d940227490bdbccf3. картинка Shared vga что это. картинка 685d4daf7dd8469d940227490bdbccf3

Вслед за VGA в 1987 году вышел «профессиональный» видеоадаптер IBM 8514/A, который выпускался c 512 КБ (младшая версия) и с 1 МБ (старшая версия) видеопамяти. Он не совмещался ни с одним из предыдущих адаптеров.

При наличии 1 Мб видеопамяти IBM 8514/A, создавалось 256 цветное изображение с максимальным разрешением 1024×768 точек. В случае с 512 Кб видеопамяти, тоже разрешение давало не более 16 цветов. Версии также поддерживали меньшее разрешение 640×480 точек с 256 цветами и аппаратное ускорение графики.

Видеоадаптер использовал программный стандартизированный интерфейс «Adapter Interface» или AI.

Одной из примечательных особенностей 8514/A была поддержка аппаратного ускорения рисования, с помощью которой видеоадаптер ускорял создание линий и прямоугольников, заливку фигур и поддерживал технологию BitBLT.

У видеоадаптера IBM 8514/A имелось довольно много клонов. В большинстве из них присутствовала поддержка интерфейса ISA. Наиболее популярными из копий были адаптеры компании ATI — Mach 8 и Mach 32.

Видеоадаптер XGA

Shared vga что это. 2d33d20844ef4ec7851dd8cc9748efb5. Shared vga что это фото. Shared vga что это-2d33d20844ef4ec7851dd8cc9748efb5. картинка Shared vga что это. картинка 2d33d20844ef4ec7851dd8cc9748efb5

В 1990 году компания IBM сделала заявление о выходе 32-разрядного видеоадаптера XGA (eXtended Graphics Array) Display Adapter.

XGA использовал тип видеопамяти VRAM с объемом 512 Кб. Поддерживалось разрешение 640×480 точек с 16-битным цветом, а также 256-цветное изображение с разрешением 1024×768 точек.

Видеоадаптер SVGA

Shared vga что это. image loader. Shared vga что это фото. Shared vga что это-image loader. картинка Shared vga что это. картинка image loader

В 1989 году Super VGA (Super Video Graphics Array) презентовал поколение видеоадаптеров, совместимых с VGA, но способных функционировать в более высоком разрешении и с большим количеством цветов. SVGA поддерживали разрешения от 800×600 и количество цветов до 16 млн. Поскольку для устройств не было четких спецификаций, как такового, стандарта SVGA не существовало. Поэтому практически все видеоадаптеры SVGA следовали единому программному интерфейсу ассоциации производителей VESA (Video Electronic Standards Association). Стандарт VESA предусматривал использование всех разрешений. Наиболее распространенными были видеорежимы: 800×600, 1024×768, 1280×1024, 1600×1200.

Характерной особенностью SVGA стал встроенный акселератор.

Видеоадаптер S3 ViRGE

Shared vga что это. 59acfa3a2ca04c4d80b8f483918bfbb0. Shared vga что это фото. Shared vga что это-59acfa3a2ca04c4d80b8f483918bfbb0. картинка Shared vga что это. картинка 59acfa3a2ca04c4d80b8f483918bfbb0

Графический чипсет S3 Virtual Reality Graphics Engine (ViRGE) один из «первопроходцев» рынка 2D/3D ускорителей. Он был выпущен в 1995 году с основной целью — ускорить трехмерную графику в реальном времени.

У S3 ViRGE был 64-битный интегрированный 2D/3D акселератор с наличием ТВ — выхода и стандартным набором фильтров. То есть в качестве монитора можно было использовать телевизионный экран. Объем памяти достигал 4 Мб, был встроенный цифро-аналоговый преобразователь на 170 МГц. Частота графического процессора составляла 66 МГц. В качестве интерфейса использовался PCI. Обеспечивалась поддержка Direct3D, BRender, RenderWare, OpenGL и собственного API S3D.

Невзирая на целевое предназначение, S3 ViRGE лучше работал в режиме 2D (например, с обработкой графического интерфейса Windows). При обработке трехмерных изображений производительность значительно падала.

Видеоадаптер ATI Rage II

Shared vga что это. 6dc1ff52ca6b409b970f4b3f6dfdf8bf. Shared vga что это фото. Shared vga что это-6dc1ff52ca6b409b970f4b3f6dfdf8bf. картинка Shared vga что это. картинка 6dc1ff52ca6b409b970f4b3f6dfdf8bf

С 1996 года компания ATI Technologies начала выпуск серии графических чипсетов ATI Rage с ускорением 2D, 3D графики и видео. Наиболее известной была видеокарта ATI Rage II. Графический процессор основывался на переработанном ядре Mach64 GUI, дополнялся поддержкой 3D и функцией ускорения видео формата MPEG-2. Обьем видеопамяти составлял 2 Мб, 4 Мб или 8 Мб. Частота памяти типа SGRAM достигала 83 МГц, а графическое ядро функционировало на частоте 60 МГц.

Чип также имел драйверы для Microsoft Direct3D и Reality Lab, QuickDraw 3D Rave, Criterion RenderWare, и Argonaut BRender. Rage II использовался в некоторых компьютерах Macintosh и в прототипе iMac G3 (Rage II+).

Линейка видеокарт Rage II представлялась моделями IIC, II+ и II+DVD, которые различались частотой процессора и объемом памяти. В Rage II+DVD частота ядра и памяти была 60 МГц, имелось до 83 МГц SGRAM, а пропускная способность памяти достигала 480 Мб/с.

Видеоадаптер RIVA 128

Shared vga что это. image loader. Shared vga что это фото. Shared vga что это-image loader. картинка Shared vga что это. картинка image loader

RIVA 128 (Real-time Interactive Video and Animation accelerator) был выпущен в 1997 году Nvidia. Это был первый графический процессор компании, получивший известность. Данная видеокарта сочетала в себе функции как 2D-, так и 3D-ускорителя.

RIVA 128 был спроектирован с совместимостью с Direct3D 5 и OpenGL API. На кристалле этого графического процессора, выполненного по 350-нанометровому техпроцессу, размещалось 3,5 миллиона транзисторов. Рабочая частота ядра достигала 100 МГц. Видеокарта использовала память SGRAM с объемом 4 Мб. Ширина шины памяти составляла 128 бит с пропускной способностью 1.6 ГБ/с. RIVA 128 работала через интерфейс PCI, а также через порт AGP 1x.

Видеоадаптеры Voodoo

Shared vga что это. image loader. Shared vga что это фото. Shared vga что это-image loader. картинка Shared vga что это. картинка image loader

Целое поколение видеоадаптеров выпустила компания 3Dfx. Первой разработкой молодой команды была видеокарта Voodoo Graphics, вышедшая в 1996 году. Набор аппаратных средств применялся в играх на аркадных автоматах. Первой такой игрой была ICE Home Run Derby. В последствии компания позиционировала свой продукт, как высокопроизводительные и высококачественные технологии трехмерной графики для компьютерных игр.

Графический процессор и память Voodoo Graphics работали на частоте 50 МГц, DirectX 3, PCI. Объем памяти типа EDO составлял 4 Мб. Интерфейс памяти был 64-битным. Плата осуществляла ускорение только трёхмерной графики, поэтому потребовалось наличие 2D-видеокарты для обычного двухмерного ПО. Она подключалась переходным VGA кабелем ко входу видеоконтроллера Voodoo. А во второй (выходной) разъем подключался монитор.

Shared vga что это. 9006991f781c41978eeda94e0ea927a4. Shared vga что это фото. Shared vga что это-9006991f781c41978eeda94e0ea927a4. картинка Shared vga что это. картинка 9006991f781c41978eeda94e0ea927a4

В 1997 году вышла новая разработка — Voodoo Rush, представляющая комбинацию чипсета Voodoo Graphics и чипсета двухмерной графики. Большая часть карт использовала двухмерный компонент AT25/AT3D от Alliance Semiconductor. Но в определенных образцах были установлены 2D-микросхемы Macronix. Voodoo Rush имел такие же характеристики, как и его предшественник, однако на практике значительно уступал в производительности. Причина состояла в использовании Voodoo Rush и CRTC двухмерного чипсета одной и той же памяти, что снижало быстродействие. Кроме того Voodoo Rush не был выведен непосредственно на шину PCI.

Shared vga что это. image loader. Shared vga что это фото. Shared vga что это-image loader. картинка Shared vga что это. картинка image loader

В 1998 году компания выпустила чипсет Voodoo2 с архитектурой Voodoo Graphics, дополненной вторым текстурным процессором. Такое добавление позволило отрисовывать две текстуры за один проход, что конечно же весьма увеличило производительность видеокарты. Чип работал только с трехмерным изображением. Его частота составляла 90-100 МГц, а в качестве памяти использовалась EDO DRAM с объемом 8 Мб и 12 Мб. Разрешение картинки достигало 1024х768 пикселей при 12 Мб памяти и 800х600 в случае с 8 Мб памяти при режиме цвета в 16 бит. Инновационной была технология SLI (Scan-Line Interleave), которая позволяла совместно работать сразу двум платам Voodoo2. Эти платы соединялись с помощью специального кабеля и каждая обрабатывала половину строк на экране.

Shared vga что это. image loader. Shared vga что это фото. Shared vga что это-image loader. картинка Shared vga что это. картинка image loader

В 1999 году компания выпустила третье поколение видеокарт — Voodoo3, совмещающих на одной плате 2D и 3D-ускорители. Частота ядра и памяти составляла 143 МГц, объем достигал 16 Мб на чипах типа SGRAM. Видеокартой поддерживался 16-битный цвет. Максимальное разрешение в режиме 3D составляло 1600×1200 пикселей. В качестве интерфейса использовались порты PCI или AGP 2x.

Видеоадаптер Matrox G200

Shared vga что это. image loader. Shared vga что это фото. Shared vga что это-image loader. картинка Shared vga что это. картинка image loader

В 1998 году компания Matrox представила свой 3D-ускоритель — G200. Архитектура видеокарты вмещала в себе много интересных технологий. Как например SRA (Symmetric Rendering Architecture), обеспечивающую чтение и запись графических данных в системную память. Такие манипуляции повышали скорость работы видеокарты. G200 поддерживал технологию VCQ (Vibrant Color Quality), использующую при визуализации 32-битный цвет вне зависимости от глубины цвета конечного изображения. То есть, все операции происходили в 32-битном режиме, а после по необходимости (если картинка была 16-битная) палитра сжималась. Таким образом удавалось добиться наилучшего качества изображения на то время.

G200 поддерживал память типа SGRAM с объемом 8 Мб или 16 Мб, а также SDRAM и встроенный RAMDAC. Для ускорения трансфера текстур из оперативной памяти, использовался DIME (Direct Memory Execute).

Чип G200 имел 128-битное ядро. В целях повышения производительности в двухмерном режиме применялась архитектура шины памяти DualBus. Она использовала две 64-разрядные шины и пару командных конвейеров. Поддерживались очень высокие разрешения, в режиме 3D — до 1280×1024 точек и 32-битной глубиной цвета.

Видеоадаптер Intel i740

Shared vga что это. image loader. Shared vga что это фото. Shared vga что это-image loader. картинка Shared vga что это. картинка image loader

В 1998 году компания Intel представил свой графический адаптер Intel i740. Данная модель в первую очередь предназначалась для систем, построенных на базе процессоров Pentium II.

Адаптер был создан с использованием 350-нанометровой технологии, частота ядра и видеопамяти составляла 66 МГЦ, ширина шины памяти — 64 бита. Объем памяти типа SDRAM или SGRAM достигал 16 Мб. В качестве интерфейса использовалась шина AGP или PCI. Видеокартой поддерживалось билинейное и трилинейное текстурирование. Максимальное разрешение составляло 1280х1024 точки в 16-битном цвете и 1600х1200 в 8-битном.

Видеоадаптеры RIVA TNT и TNT2

Shared vga что это. image loader. Shared vga что это фото. Shared vga что это-image loader. картинка Shared vga что это. картинка image loader

RIVA TNT (Real-time Interactive Video and Animation accelerator TwiN Texel, кодовое название NV4) — графический процессор компании NVIDIA, вышедший в 1998 году. Новый чип содержал 7 миллионов транзисторов, а его частота составила 90 МГц. В качестве чипов памяти использовались модули SDRAM 16 Мб, применялась 128-битная шина памяти. Глубина цвета у видеокарты достигала 32 бита с разрешением текстуры 1024×1024 точек.

Видеоадаптер RIVA TNT поддерживал технологию Twin-Texel (способность чипа работать с двумя текселами одновременно) с помощью которой можно было накладывать две текстуры на один пиксель за такт в режиме мультитекстурирования. Это значительно повысило скорость заполнения.

Shared vga что это. image loader. Shared vga что это фото. Shared vga что это-image loader. картинка Shared vga что это. картинка image loader

В 1999 году году компания выпустила видеокарту TNT2 (кодовое название NV5). Модель во многом соответствовала предшественнику, но при этом включила поддержку AGP 4X, 32MB VRAM. Еще уменьшился техпроцесс с 0,35 мкм до 0,25 мкм, что дало возможность повысить частоту процессора до 150 МГц. Был доработан блок рендеринга и поднята частота RAMDAC до 300 МГц. Это обеспечило работу видеокарты в сверхвысоких разрешениях. Добавилась функция 32-битного цвета в 3D, появилась поддержка текстур больше 2048×2048 пикселей и поддержка интерфейса AGP 4x. Всего на рынок было выведено четыре модификации TNT2.

Видеоадаптер ATI Rage 128

Shared vga что это. image loader. Shared vga что это фото. Shared vga что это-image loader. картинка Shared vga что это. картинка image loader

В 1999 году вышла видеокарта Rage 128, изготовленная по 350-нанометровому техпроцессу. Частота ядра и памяти составляла 103 МГц, RAMDAC — 250 МГц. Объем памяти доходил 32 Мб, использовалась 128-битная шина. Видеокарта поддерживала 32-битный цветовой режим.

Видеокарта поддерживала однопроходную трилинейную фильтрацию и аппаратное ускорение DVD-видео. Кроме того Rage 128 работала с технологией Twin Cache Architecture, объединяя кэш-память пикселей и текстур для увеличения полосы пропускания. Также чип обладал суперскалярным рендерингом (SSR — Super Scalar Rendering), который осуществлял обработку двух пикселей одновременно в двух конвейерах.

Видеоадаптер S3 Savage

Shared vga что это. image loader. Shared vga что это фото. Shared vga что это-image loader. картинка Shared vga что это. картинка image loader

На рынок производительных 3D-ускорителей вышла компания S3 Graphics, анонсировавшая в 1998 году выпуск видеокарты Savage 3D. Среди особенностей данного видеоадаптера выделяли однопроходную трилинейную фильтрацию, поддержку алгоритма компрессии текстур S3TC, видео стандарта MPEG-2 и наличие ТВ-выхода. Savage 3D поддерживал интерфейс AGP 2x. Объем видеопамяти составлял 8 Мб, использовалась 64-битная шина. Ядро функционировало на частоте 125 МГц. В режиме 2D достигалось разрешение 1600×1200 пикселей с частотой обновления экрана 85 Гц.

Shared vga что это. 26413a4fad0d41ec8d82610c870cf45d. Shared vga что это фото. Shared vga что это-26413a4fad0d41ec8d82610c870cf45d. картинка Shared vga что это. картинка 26413a4fad0d41ec8d82610c870cf45d

В 1999 году вышел 3D-ускоритель Savage4, производившийся по 250-нанометровому техпроцессу. Частота работы оставалась 125 МГц. Объем памяти увеличился до 32 Мб. Шина памяти осталась без изменений (64-бит).

В Savage4 появилась поддержка однопроходного мультитекстурирования и интерфейса AGP 4x. Видеокарта также поддерживала однопроходную трилинейную фильтрацию. Благодаря хорошему качеству данной фильтрации и технологии сжатия текстур S3TC, Savage4 выдавала качественное изображение. В видеокарте присутствовал DVD-декодер.

Видеоадаптер GeForce 256

Shared vga что это. image loader. Shared vga что это фото. Shared vga что это-image loader. картинка Shared vga что это. картинка image loader

Все в том же 1999 году компания NVIDIA выпустила адаптер GeForce 256 (кодовое имя NV10), который смог опередить остальных за счет отменной функциональности. Это был весьма мощный 3D-акселератор, один из первых заменивший встроенный геометрический сопроцессор. У него присутствовало четыре конвейера рендеринга с рабочей частотой 120 МГц и 32 Мб памяти SDRAM. Частота ядра в режиме 3D достигала 120 МГц. Ширина шины видеопамяти была 128-бит, а частота — 166 МГц. Поддерживалось разрешение вплоть до 2048×1536 75 Гц.

В GeForce 256 были: интегрированный геометрический процессор преобразования координат и установка освещения (T&L), кубическое текстурирование картами окружения (сube environment mapping), проекция текстур (projective textures) и компрессия текстур.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *