Sina weibo что это
Социальная сеть Sina Weibo, или как китайцы продлевают жизнь Twitter
Журнал Reconomica продолжает погружение в интернет Поднебесной. Мы уже разбирали феномен компании Tencent, сегодня изучим хронику одного из ее конкурентов на рынке социальных сетей — Sina Weibo.
Всем известно, что популярность Твиттера постоянно снижается. По всей видимости, сам по себе формат текстовых микроблогов приелся западному пользователю интернета, зато Sina Weibo, китайская смесь Твиттера и Фейсбука, процветает. В чем же секрет такого успеха и чей это продукт? Давайте разбираться вместе.
Sina Corp — что это за компания?
Удивительно, но боссы компании работают всего лишь в 4 направлениях (совсем не по-китайски):
Вот и весь скромный список ипостасей компании. Однако малое количество направлений Sina Corp компенсирует масштабами своей социальной сети, самой популярной на территории КНР.
Социальная сеть Sina Weibo
Социальная сеть Sina Weibo была запущена в 2009 году. Примечательно, что она появилась в течение пары месяцев после блокировки Facebook, Twitter и многих других не китайских социальных сетей.
В тот момент на рынке правила компания Tencent (настолько безумная, что создала два главных мессенджера Китая и просто закрыла вход на этот рынок другим компаниям). Не менее масштабные планы на этот рынок были и у Baidu, которая к концу нулевых не то чтобы окрепла, а просто обросла огромными мышцами. Однако усилия Sina, готовых спокойно работать над одним проектом не прошли даром.
Чем Weibo похож на Твиттер
Каждый пользователь может вести свой микроблог, при этом структура комментариев под записью скорее напоминает Facebook.
Каждый пользователь может вести свой микроблог.
Есть мнение, что такой симбиоз получился случайно, так как владельцы Sina Corp хотели сделать свою социальную сеть максимально быстро, чтобы опередить конкурентов, и первоначальный вид сети был тестовым. То есть пользователи увидели тестовый вариант, и он им так понравится, что пропали причины что-либо менять.
Деление на категории
Вы можете выбрать тематику, которая вас интересует, чтобы читать записи только по ней — это очень актуально для приложения, которым пользуются более 500 миллионов человек (и почти все из них в Китае).
В последние годы в Китае произошел новый бум любви к баскетболу. Прошлый всплеск популярности вызвал игрок “Хьюстон Рокетс” Яо Мин, сейчас соотечественников радует Джереми Лин.
В последние годы в Китае произошел новый бум любви к баскетболу.
Недавний скандал вызвал дополнительный интерес к НБА со стороны КНР (хоть и с негативным посылом).
Двуязычие — наше все
Странно, что приложение переведено только на английский язык. Учи китайский или английский либо уходи — негласный девиз Weibo.
Обычно китайские разработчики переводят приложения хотя бы на другие языки, но тут иной случай. Это одна из причин, почему Weibo популярен только в Китае.
Особая цензура
Считается, что Weibo стал некой свободной площадкой для высказывания. Цензоры не проходят мимо приложения, просто блокировка пользователей и удаление записей может затягиваться на время, достаточное для распространения неподобающего материала.
Лично я слабо верю в то, что это особенность приложения. Я знаю, как медленно работают китайские специалисты, так что долгое удаление публикаций — вопрос про умения работников, а не желание дать всем шанс высказаться.
Может быть, я ошибаюсь.
Дополнительные функции
Куда нам без них! Популярность Weibo позволяет заходить на соседние рынки. Как и многие другие приложения, Weibo имеет собственную платежную систему. Есть у Weibo и своя игровая платформа, правда особых успехов за пределами Китая она не сыскала.
А что с конкурентами?
Renren (xiàonèi) появился в 2005 году и напоминал Facebook не только внешним видом, но и историей, ведь эта социальная сеть создавалась для студентов. Свой пик Renren пережил в 2008 году, после чего аудитория стала снижаться, в то время как разработчики не смогли увеличить функционал сети для сохранения численности. В 2009 году, после выхода Вейбо, судьба Renren была предопределена. Она до сих пор существует, однако ее аудитория совсем небольшая.
Kaixin — еще одна социальная сеть, занимавшая свою нишу до появления Weibo. В 2009 году она была популярна среди офисных сотрудников, большую роль в этом сыграла “Ферма” (та самая игра, в которую примерно в то же время играли многие россияне). До 2011 года компания держалась хорошо, количество регистраций перевалило за 25 миллионов, однако Kaixin просто устарела на фоне своего конкурента Weibo.
Weibo возникла в нужный момент и в нужном месте, что и предопределило судьбу социальных сетей в Китае.
Qzone — единственная социальная сеть, превосходящая Weibo. Пока конкуренты устаревали и не понимали, в какую сторону стоит двигаться, боссы компании Sina Corp умело пользовались доверием пользователей и расширялись, что и привело сайт компании на 4 место в списке самых посещаемых сайтов Китая.
Все статьи из цикла о китайском интернете:
Sina Weibo — китайский сервис микроблогов
Сеть микроблогов Sina Weibo часто называют “китайским Twitter”, это некий симбиоз этой популярной американской соцсети и его не менее влиятельного собрата Facebook.
Сегодня Вейбо пользуется несколько сотен миллионов человек по всему миру, однако, ее функционал представлен исключительно на китайском и английском языках.
Так что российским пользователям приходится использовать все свои знания и, конечно, возможности браузера, чтобы сориентироваться.
А чем так интересен Weibo я покажу на собственном примере.
Что такое Sina Weibo
Сама идея создания открытого пространства для обсуждений и общения в стране, где государство жестко контролирует все происходящее в интернете, зародилась после волнений в Урумчи и массовой блокировки соцсетей.
Sina Weibo — сегодня это не просто стандартная социалка, но одновременно сайт знакомств, а также онлайн-магазин.
Сложно сказать точно, почему она стала такой популярной — во-первых, это очевидное отсутствие конкуренции и, во-вторых, удачный функционал.
Например, среди преимуществ пользователи отмечают удобные древовидные комментарии к записям и специальную систему сортировки аккаунтов.
Аудитория сайта непрерывно растет, ведь это действительно один из немногих ресурсов, не цензурируемых государством.
Эта китайская социальная сеть дает возможность жителям открыто рассуждать на многие темы — наибольшей популярностью пользуются политические обсуждения.
После ряда событий правительство поняло степень воздействия площадки и даже вроде бы стало оказывать ему поддержку, но затем последовало немало вмешательств, нередко профили недовольных здесь блокируются.
Однако, и внутри Вейбо существует собственная система цензуры.
Она состоит из трех ступеней:
При всем этом указанные механизмы задействуются не слишком расторопно, чтобы не лишать пользователей той самой свободы, дается некоторое время, так информация успевает распространится или автор после некоторых раздумий сам удаляет запись.
Далее последовала не слишком успешная попытка монетизации сервиса, решить вопрос удалось внедрением премиум-аккаунтов с расширенными возможностями, стандартный профиль остался бесплатным.
Далее последовало другое новшество — создание игровой платформы, она доступна не только самим пользователям сайта, но и незарегистрированным участникам.
Еще одно удачное дополнение — интеграция с сервисом для совершения покупок Shangou. За короткие сроки это привлекло рекордное количество компаний и независимых продавцов.
Для облегчения работы была разработана особая платежная система Sina Wallet.
Регистрация в Вейбо на русском
Как я уже сказал, русская версия в этой социальной сети не предусмотрена, остается два варианта — переключиться на англоязычную версию или использовать ресурсы своего браузера.
Теперь уже можно изменить настройки языка внизу, чтобы переключиться на английский язык:
Или сразу переключаемся на русскоязычный формат, для этого в Google Chrome достаточно обратиться к переводчику:
Переходим к регистрации, ввожу свои персональные данные — e-mail (или номер мобильного), пароль и код подтверждения:
Теперь нужно произвести дополнительную проверку с помощью смс, указываю страну своего местонахождения, номер мобильного (код страны показывается автоматически) и делаю запрос “Получить А-код бесплатно”, действует он в течение 30 минут:
Это еще не все — нужно будет пройти по ссылке, которая указана в письме, отправленном на ваш e-mail. Сделать это нужно в течение 48 часов, иначе придется снова регистрироваться.
Как пользоваться социальной сетью
После регистрации сразу предлагается обновить информацию о себе — указать ник, дату рождения, пол (слева — мужской, справа — женский), место нахождения:
Далее — “ Интересы ”, кликаете на нужную тему и выбираете ее, нажимаете “Войти”:
Итак, мы в профиле, можно рассмотреть более подробно весь функционал.
Сверху — панель с поисковой строкой, автоматически показываются 10 наиболее популярных запросов дня:
Следующий момент — “ Опция поиск ”, это путеводитель по записям в микроблогах пользователей.
Слева — тематики, справа — блок с наиболее интересными блогами.
Разделить записи можно и по категориям “Рекомендованные”, “Популярные”, “Классификация”.
Дополнительно отсортируйте посты по времени публикации (за последний час, сутки, неделю и месяц):
Например, выбираю “смешной” и мне выдаются абсолютно все подходящие под тематику посты:
К сожалению, Google Translate не со всем справляется, чаще всего комментарии остаются в виде иероглифов.
Снизу у каждой записи есть несколько кнопок управления — “Favorite”, нажмите на нее, если хотите добавить страницу в любимые, для этого нужно кликнуть на команду “Add”:
Следующий значок “Поделиться”, в данном случае здесь есть количество поделившихся — 6105, в открывшемся окне выберите нужные параметры:
Нажимаю Forward и теперь запись находится в моей ленте, кстати, перейдем в профиль — выбираю соответственно “MaximVoitik”.
Здесь все довольно просто — нажимаю на знак с будущим фото профиля, загружаю изображение, то же самое касается фона, или поставьте статус (переведено как “личный слоган”).
И если заметили уголок страницы, нажмите сюда, чтобы изменить и подложку для своего кабинета:
Здесь же вся информация о профиле, в левом блоке — количество страниц, за которыми вы следите, число пользователей, подписанных на вас, и опубликованные посты.
Также каждому присваивается определенный уровень — изначально это Lv0, степень заполненности данных, все записи, отмеченные “Нравится” и т. д.
Отдельно — вкладки “Фото” и “Центр управления”.
И не забудьте про кнопки на верхней панели справа — “конвертик” предназначен для слежения за уведомлениями, личными сообщениями, “шестеренка” — для управления настройками аккаунта, подключения определенных параметров защиты или настройки приватности:
А вот если хотите быстро и просто разместить новый пост, нажмите на оранжевый значок, здесь помимо прочего можно прикреплять видеоматериалы и хэштеги:
Вейбо — действительно интересный сайт, если как следует разобраться в его устройстве, можно интересно проводить здесь время.
Единственный момент — это сложность с языком, ведь любой переводчик дает интерпретацию самого сайта, а вот содержание постов ему фактически недоступно и сложно угадать, отчего это в принципе зависит.
В любом случае для общения можно использовать английский язык. Ну и для вкладки “Game” в принципе не требуется особенных знаний.
Взлёт «китайского Twitter»: Как сеть микроблогов Sina Weibo привлекла сотни миллионов пользователей и научилась на них зарабатывать
Китайская социальная сеть Sina Weibo сумела набрать сотни миллионов пользователей, научиться зарабатывать на дополнительных сервисах и остаться площадкой для обсуждения различных политических позиций — и всё это в стране с высоким уровнем интернет-цензуры. Обозреватель vc.ru изучил историю сервиса и узнал, как ему удалось за шесть лет превратиться в настоящего интернет-гиганта.
Интернет в Китае находится под жестким контролем. Поэтому сервис Sina Weibo, который предоставил своим пользователям возможность открытого обмена мнениями, в определенном смысле бросает вызов устоявшейся системе. Именно это превращает ресурс в площадку для социальных и политических дискуссий.
Сервис микроблогов Sina Weibo был создан в 2009 году и является средним между Facebook и Twitter. Название ресурса в переводе на русский означает «Микроблог Сина». Одним из создателей Sina Weibo является Чарльз Чао, который занимает должность генерального директора.
Он получил степень магистра бухгалтерского учета в Техасском университете, а также окончил магистратуру факультета журналистики в университетах Оклахомы и Шанхая. В интернет-холдинг Sina Чао пришел еще 1999 году. Идея создать сервис микроблогов появилась, когда после волнений в городе Урумчи были заблокированы соцсети.
Огромная аудитория ресурса выросла благодаря не только практически полному отсутствию конкурентов, но и серьезной функциональности сервиса. По словам руководства, изначальной целью проекта было не только взять самое лучшее из похожих ресурсов, но и сделать соцсеть действительно удобной для каждого пользователя. Например, в отличие от Twitter, в Sina Weibo имеются древовидные комментарии, во многом похожие на свой аналог в Facebook. Кроме того, сервис предоставляет специальную систему сортировки, позволяя отдельно посмотреть аккаунты знаменитостей.
Первыми пользователями Sina Weibo стали студенты элитных вузов Китая. Именно их дискуссии на обычно запрещенные цензурой темы стали одним из факторов дальнейшего увеличения виртуального населения соцсети. В первый год аудитория ресурса достигла отметки в 4,5 миллиона пользователей.
В дальнейшем темп роста численности аудитории значительно увеличился. За два года, то есть к лету 2011 года, сеть перешагнула отметку в 100 млн пользователей, и скорость увеличения аудитории на данный момент не снизилась.
Ресурс занял на Китая чрезвычайно важную нишу, позволяя практически без цензуры контактировать между собой не только гражданам КНР, но и представителям других стран. Это направление, столь долго игнорируемое другими китайскими проектами, стало одним из главных факторов, который привел к колоссальному росту аудитории.
Одной из сфер, где ощутимо влияние сервиса, является политика. Эта изначально закрытая для обсуждения тема впервые всплыла на ресурсе почти три года назад. Тогда китайское правительство пыталось при помощи газетных материалов создать видимость готовности местных активистов вернуть контроль КНР над спорными островами в море.
Пользователи социальной сети смогли докопаться до истины, указав на то, что флаг, установленный на пустынном берегу, принадлежал Тайваню. Правительство оценило уровень влияния ресурса, но предпочло до поры не сгущать краски, обвинив газету в ошибке. Тем не менее, Sina Weibo постепенно превратилась в своего рода «пятую колонну», которая благодаря большому количеству пользователей оптимизирует уровень пропаганды вокруг определенных событий в стране, позволяя жителям более разносторонне взглянуть на ситуацию.
Подобным образом развивались события и после начала Сирийского конфликта, на который власти КНР отреагировали нейтрально, указав на то, что народ Китая не желает вмешательства в дела другой страны. Тем временем в Sina Weibo появилось несколько сотен тысяч записей, которые были наполнены резким несогласием с позицией правительства.
Неизвестно, как отразилось бы возникновение таких обсуждений на работе сервиса, если бы правительство КНР не поняло, какие возможности для пропаганды открывает использование этой соцсети.
Фактически государство получает не только объективную информацию об отношении жителей к разным событиям внутри государства, но и возможность влияния на огромную аудиторию.
Официально правительство даже поддерживает ресурс, при этом требуя включить в систему регистрации внесение реальных имен пользователей. Но такая позиция не в полной мере отражает реальную ситуацию. Несмотря на все заверения в поддержке, в последний год над сервисом был установлен жесткий контроль, удаление записей по велению регулирующих органов стало обычной практикой.
Кроме того, началось блокирование профилей недовольных, которые, по мнению правительства, заблуждаются в своих взглядах. Все это так или иначе негативно влияет на выражение собственных взглядов аудиторией ресурса.
По мнению американского аналитика Билла Бишопа, ресурс продолжает успешно работать в Китае потому, что четко устанавливает грани для своих пользователей. Внутри сервиса есть собственная система цензуры, имеющая целых три уровня.
Это работает следующим образом: на первом уровне система просто блокирует нежелательные слова или сочетания. Второй уровень цензуры начинает работать в случае экстренных ситуаций и включает в себя анализ поступающего в сеть контента специальной группой редакторов и исключение всего запрещенного. Третий уровень активируется только по запросу правительства. В этом случае возможна блокировка целых сообщений определенной тематики. Этот уровень цензуры был задействован в марте 2012 года, когда в сети распространился слух о готовящемся правительственном перевороте Бо Силая.
Несмотря на такой подход к ограничению свободы слова, Sina Weibo, тем не менее, редко задействует механизмы цензуры в полную силу. По словам одного из менеджеров ресурса, пользователи имеют достаточно много времени для распространения любой информации перед ее проверкой и возможным удалением. Кроме того, сами граждане КНР считают существование такого сервиса серьезным шагом в сторону либерализации интернета.
Sina Weibo существенно расширила собственную аудиторию благодаря возможности создания аккаунтов для жителей других стран. В просторах соцсети появились официальные профили целого ряда посольств. Негативную реакцию правительства КНР вызвало создание на сайте аккаунта посольства США.
Естественным шагом властей в этом случае стало установление надзора за появляющейся на сайте информацией. Но эти действия возымели противоположный эффект и привели к увеличению аудитории. Дотронуться к запрещенным западным ценностям поспешили несколько сотен миллионов китайцев. Тем самым превратив постепенно набирающую обороты социальную сеть в настоящего монстра.
Жесткий контроль не уменьшил поток регистрирующихся из других стран, которые оценили простоту в установлении контактов с гражданами КНР. Поэтому на сайте стали появляться не только представители посольств, но и бизнесмены, ищущие деловые контакты, а также множество желающих познакомиться с особенностями этой страны.
Лавирование между интересами пользователей и правительства — это всего лишь одна из проблем, с которыми столкнулось руководство социальной сети. Как и полагается сервису, завоевавшему интернет КНР, Sina Weibo пережил целую серию изменений, постепенно приобретая черты, отличающие его от мировых аналогов.
Пожалуй, больше всего сложностей доставили первоначальные неуклюжие попытки монетизации сервиса. В 2012 году соцсеть терпела ежеквартальный убыток в размере 13,7 млн долларов.
В таких условиях руководство проекта попыталось одним махом решить существующие проблемы. Лучшей идеей, по их мнению, было создание так называемого «премиум-статуса». Для этого часть функций, ранее доступных пользователям, была переведена в ранг привилегированных, и для доступа к ним следовало вносить абонентскую плату в размере 10 юаней (около 1,5 долларов).
Не сложно догадаться, что такой подход поверг аудиторию соцсети в шок. Тотальному бегству пользователей помешало лишь отсутствие серьезных конкурентов. Тем не менее, такая реакция общественности заставила руководство Sina Weibo отчасти отказаться от своего первоначального намерения. Поэтому количество доступных обычному пользователю функций вернулось на прежний уровень, а премиум-аккаунт позволяет верифицировать профиль, увеличить защиту собственной страницы и обмениваться голосовыми сообщениями.
Во многом эти сложности были связаны с тем, что социальная сеть не является независимым проектом. Будучи продуктом корпорации Sina, сервис столкнулся с организационными проблемами того, что решения по дальнейшему развитию продукта принимали не до конца понимающие особенности аудитории проекта. После серии ошибок высшее руководство компании было вынуждено расширить штат, что в скором времени принесло позитивные изменения.
Первая провальная попытка монетизации заставила компанию осторожнее подходить к этому процессу. Следующим шагом стало создание игровой платформы. В отличие от Facebook, этот компонент не интегрируется в соцсеть, а является самостоятельным сервисом, который доступен каждому желающему, вне зависимости от наличия аккаунта на Sina Weibo.
Такой несколько странный подход ежемесячно приносит ресурсу несколько миллионов долларов и к тому же помогает увеличивать аудиторию. Расчет руководства прост — пользователь может играть, сколько хочет, но чтобы другие увидели его достижения, нужно быть зарегистрированным в соцсети.
Кроме того, не сложно догадаться, что для получения некоторых игровых бонусов пользователю нужно будет их приобрести при помощи внутренней валюты, называемой Weibi. В целом такой подход ускорил рост аудитории проекта и значительно увеличил прибыль, но все же не решил всех проблем.
Еще одним удачным шагом руководства стала интеграция с сервисом для онлайн-покупок Shangou. Благодаря этому любая компания или пользователь получает возможность торговли, используя функциональность соцсети. За каждую сделку ресурс снимает комиссию в размере 10% от суммы. Используя эту возможность, некоторые крупные компании поставили рекорды онлайн-продаж. Например, за один день было приобретено 50 тысяч телефонов Xiaomi.
Для упрощения торговых операций была разработана специальная платежная система Sina Wallet. Именно такой подход к онлайн-торговле позволил компании усилить свои позиции, но не решил всех проблем.
Огромную пользу принес союз Sina и Alibaba Group. Поддержка столь сильного партнера принесла в соцсеть возможность онлайн-продаж при помощи синхронизации с другим крупным сервисом — Taobao. Кроме, того Alibaba использует сервис микроблогов в качестве платформы для рекламы собственных товаров.
Этот шаг позволил Sina Weibo выйти на рекордные для себя показатели прибыли. В 2014 году проект заработал 264,8 миллиона долларов, увеличив свой доход на 78%. Такое увеличение прибыли впоследствии стало одним из главных факторов дальнейшего роста сервиса, обеспечив ему репутацию потенциального конкурента для других мировых соцсетей.
Sina Weibo пока неплохо держится против доминирующей в стране цензуры. Несмотря на возрастающий контроль над сервисом, его длительное функционирование можно назвать одним из первых шагов к либерализации интернета в Китае, а возможно, и страны в целом.
Но даже учитывая уровень влияния ресурса на политическую сферу, полностью независимым его назвать нельзя, ведь создатели ищут золотую середину между свободой слова и желанием угодить правительству.