Sku озон что такое
Что такое SKU в торговле и продажах
В крупных магазинах и на складах поставщиков количество наименований реализуемых товаров исчисляется тысячами. С ними ежедневно работают сотни человек, контролируя продажу, товарный остаток и другие показатели. Без грамотной систематизации не обойтись.
Поскольку запомнить, что лежит на какой полке, не может даже самый талантливый сотрудник, с этой целью давно используются программы товарного учёта и специальные идентификаторы SKU. Сегодня поговорим о том, что означает этот термин.
Что такое SKU
Эта английская аббревиатура в полном варианте звучит как “ Stock Keeping Unit ”. Что на русский может переводиться несколькими способами:
Произносить любой из этих полных вариантов неудобно, а единого сокращения нет. Поэтому российские работники торговли активно используют кальку с английского и говорят «СКУ» или «СКЮ».
То есть при прочтении СКУ сотрудник сможет сказать, что он идентифицирует молоко марки «Молочные реки» в синей картонной упаковке, объёмом 0,5 литра, а также понять, на какой полке оно находится на складе и в торговом зале. Удобно, правда?
Взаимосвязь SKU и фэйсинга
Объем продаж определённого товара определяют не только его свойства, но и мерчандайзеры. Для этого они активно используют фейсинг, то есть решают куда именно на торговых прилавках разместить данный продукт.
Известно, что в 80% всех продаж присутствуют только 20% товарных наименований. Выявить эти «хиты» как раз и помогает SKU. С его помощью можно точно сказать, спрос на какой товар растёт, что пользуется повышенной популярностью в определённый сезон, а что остаётся в фаворитах у покупателей много месяцев подряд.
Сквозная аналитика
Разница между SKU и UPC
UPC, как и СКУ является способом учёта товарных единиц. Однако первая система — явление значительно более глобальное. Universal Product Code состоит из цифрового и буквенного кода, а также штрих-кода. Он включает в себя информацию не только о продавце, но и о производителе. UPC создаётся по единым стандартам, СКУ же принадлежит к внутренним корпоративным методам учёта.
Важнейшее отличие: маркировку UPC можно увидеть в том числе на ценниках товара, предназначенных для потребителя. SKU относится к внутреннему учёту и чаще наносится на транспортную упаковку товара.
Как используются SKU
Из определения того, что такое SKU в продажах никак не следует, что использование маркировки ограничивается только этой сферой деятельности. СКУ активно применяют:
Нередко этот тип маркировки можно встретить, например, в банках для обозначения кредитных предложений, вкладов и т. п., ремонтные компании для систематизации видов ремонта и медицинские центры для маркировки приёмов врачей специалистов и различных манипуляций.
Что такое SKU в торговле и продажах
Рассказываю о том, что представляет собой SKU. Чем он помогает бизнесу, почему его используют практически во всех компаниях и как его правильно сформировать.
Что такое SKU?
SKU расшифровывается как Stock Keeping Unit. Говоря простыми словами, под SKU подразумевается идентификационный код, ассоциируемый с конкретной единицей товара. Поэтому аббревиатуру можно буквально перевести как «единица складского учета». Ведь это товар, который хранится у ритейлера или на складе у поставщика, и этот товар можно легко отыскать по SKU-идентификатору.
Система СКУ похожа на систему штрих-кодов, но в более мелком масштабе. СКУ используют в рамках одной компании как специфичный для организации код. СКУ содержит в себе подробную информацию о единице товара, хранящейся на складе. Например, бренд-производитель продукта, полка, на которой стоит этот товар, его характеристики (объем, тип упаковки) и т.п.
Как и где применяется SKU?
Набор идентификаторов SKU применяется в различных сферах деятельности и везде играет важную роль как с точки зрения упрощения логистики, так и с точки зрения изменения маркетинговых стратегий, помогающих выйти на более высокую прибыль.
В торговле
Специалисты в области ритейла прибегают к использованию SKU, потому что это самый простой способ добиться точности в планировании и систематизации товарных единиц.
СКУ позволяет быстро находить конкретные продукты на полках магазина и отслеживать их перемещение, ориентируясь даже на минимальные изменения в их характеристиках. Например, товары с одинаковым наименованием, но разным сроком годности. Так что появляется возможность следить не только за похожими продуктами, но даже за разными партиями, гарантируя при этом отсутствие путаницы и ошибок в ходе работы.
Если говорить техническим языком, то SKU превращает абсолютно каждую продуктовую единицу в отдельный уникальный набор данных, доступный для анализа и отслеживания через специализированное ПО.
В учете
Учет товаров – не менее важная часть работы, чем их реализация. Некорректно проведенная инвентаризация нередко приводит к большим потерям прибыли в компаниях разного уровня.
Одна из частых причин появления таких потерь – несоответствие технических данных и отсутствие единой системы сортировки товаров. Из-за этого иногда появляются залежи ненужного товара в магазинах.
SKU, как единый идентификатор для различных позиций, эту проблему решает, потому что он прост в понимании и может быть применен к любому продукту независимо от других характеристик.
В мерчандайзинге
Мерчандайзеры тоже используют SKU, но уже исключительно в своих целях. Они используют такие параметры, как оборот, спрос, доля реализации, чтобы более корректно расставлять товары на полках магазина.
Мерчандайзеры помогают выжать максимум прибыли, ориентируясь на SKU-идентификаторы. С помощью них можно сформировать наиболее эффективную модель расположения продуктов в магазине.
В планировании
Предприниматели обязаны всегда расценивать потенциальные плюсы и минусы выбранной стратегии развития.
В частности, речь идет о корректности закупок. Если использовать СКУ и правильно составить идентификатор, то получится сократить траты на ненужные закупки. На закупки товаров, которые на деле продаются плохо и не дают реальной выгоды бизнесу.
Взаимосвязь между SKU и фейсингом
То, насколько хорошо продается товар, зависит не только от качества самого товара. Его характеристики не могут сами по себе обеспечить достаточные продажи и высокие показатели прибыли.
Важную роль в этом направлении играют мерчандайзеры. Они задействуют методику фейсинга для правильного позиционирования товара на полках, и это напрямую сказывает на том, как часто покупается тот или иной продукт.
SKU помогает отследить хиты продаж. То есть те товары, чьи наименования фигурируют в 80% всех самых продаваемых товаров фирмы. А также этот параметр позволяет выявить, какие продукты пользуются услугами в разные времена года, а какие остаются в ходу круглый год.
Различия между SKU и UPC
Это два разных идентификатора, которые часто путают, потому что они выполняют похожую функцию. UPC расшифровывается как Universal Product Code.
Это глобальный стандарт штрих-кодов США, общепринятый по всему миру. Это значительно более широкое понятие, так как учитывает гораздо больше данных.
UPC, в отличие от SKU, должен составляться в соответствии с международным регламентом. Он общий для всех корпораций, магазинов, поставщиков и дилеров. Единая система для каждого.
SKU же не исповедует конкретных правил и адаптируется под требования конкретного бизнеса. Его значение и характеристики зависят от того, каким образом его захотят оформить сотрудники компании, где используется идентификатор.
Также стоит отметить, что UPC-код может увидеть даже покупатель, а SKU предназначен исключительно для внутреннего корпоративного использования.
Основные правила оформления SKU
Что такое SKU в торговле и других сферах, становится понятно, но как их использовать?
Четких правил оформления СКЮ не существует. Есть ряд характеристик, но как именно их задействовать, решает непосредственно продавец. Есть лишь общие советы и общепринятые практики, которые помогают упростить работу с идентификаторов в целом:
Идентификатор должен оставаться легко читаемым. Все-таки его задача упростить категоризацию и отслеживание товаров, а не усложнить ее.
Все сотрудники должны знать, как устроена система SKU в их компании. Чтобы не возникало разночтений в ходе совместной работы.
Обычно SKU-идентификаторы состоят из 8 символов. Лучше придерживаться этого стандарта, но можно и увеличить количество, если бизнес достиг таких больших объемов.
Лучше использовать цифры. Без букв обойтись не получится, но лучше свести их применение к минимуму.
В общем, лучше стремиться к минимализму, когда это возможно. Так будет проще анализировать SKU на ранних этапах взаимодействия с идентификатором, а также масштабировать бизнес и всю систему контроля товарных единиц.
Синтаксис SKU
Конкретных правил оформления SKU не существует. Но есть что-то в духе общепринятого синтаксиса, который позволяет с ходу начать пользоваться СКУ.
В идентификатор обычно включают следующие характеристики:
🔍Обзор бизнеса OZON от А до Я
Начинаем обзор бизнеса Ozon, почти всеми сервисами которого мы сами активно пользуемся. Как таковых бизнес-сегментов нет, поэтому будем просто по-порядку описывать то, из чего состоит Озон.
🛒 Торговая площадка OZON
Это известный интернет-магазин, которым активно пользуются более 13 млн. россиян. Важно, понимать, что платформа разделена на две части: маркетплейс и бизнес прямых продаж. В первом случаесторонний продавец приходит на Озон, открывает там свой магазин и продает товары пользователям платформы, платя самому Озону копеечку (расскажем далее).
Во втором случае между Озон и покупателем нет посредника в виде стороннего продавца (хотя можно и сам Озон рассматривать как посредника). То есть компания выступает продавцом, покупатель платит ей за товар напрямую. Чтобы ехать дальше, нужно разобраться с парой показателей.
Общая стоимость всех заказов, обработанных через платформу Ozon, включая выручку от услуг, оказываемых продавцам и покупателям (доставка, реклама и т.д.). Не включает скидки, возвраты и отмены. Сюда также не входят денежные потоки от Ozon.travel. И еще раз: GMV не то же самое, что и выручка: выручка в 2р меньше и растет медленней, чем GMV.
Показатель GMV есть как у маркетплейса, так и у бизнеса прямых продаж (БПП — сами придумали, запомните, дальше будем использовать сокращение). Поскольку маркетплейс был открыт в 2018г, его GMV тогда был очень маленьким: 1% от всего GMV.
2019г — 14,4%
2020г — 47,8%
1кв 2021г — 58,4%.
Соответственно,доля БПП обратна доле маркетплейса в общем GMV. Как вы видите, наблюдается тенденция масштабирования именно маркетплейса, в то время как БПП уходит на второй план. Однако вряд ли компания перестанет продавать товары напрямую. Здесь интересен тот факт, чтовыручки от БПП и от маркетплейса сильно различаются.
Результаты за 2020г:
Доля в общем GMV — 48%
Доля в общей выручке — 78%;
Маркетплейс:
Доля в общем GMV — 48%
Доля в общей выручке — 16%❗️
Почему такая разница? Потому что в случае БПП компания кладет себе в карман разницу между своими затратами и ценой продажи (чистая выручка), а в случае маркетплейса сторонний продавец платит Озону лишь комиссию.
Конечно, у маркетплейса есть ряд преимуществ, которые упираются в то, что у Озона становится меньше головной боли в виде самостоятельных маркетинга, расширения линейки товаров (SKU) и т.д. Все эти заботы перекладываются на стороннего продавца, который не всегда может доставить товары сам и вынужден пользоваться инфраструктурой Озон. В связи с этим переходим к логистическим моделям.
🚂 Логистические модели Озон
Компания предлагает3 разновидности взаимодействий с продавцом, в зависимости от его способностей и желаний по доставке товаров.
Модель FBO
(Fulfillment by Operator/Ozon — кому как нравится) — в задачу продавца входит доставка товаров на склад Ozon, в упакованном виде или нет, с заполненными документами. То есть эта модель подходит для тех, у кого нет возможности, например, отвезти товары в другой город или заниматься развозом по пунктам выдачи.
Модель FBS
(Fulfillment by Seller) — здесь продавец хранит товары на собственном складе, а когда приходит заказ, самостоятельно их собирает, упаковывает и маркирует по требованиям Ozon. Затем необходимо доставить товар в сортировочный центр или в пункт выдачи заказа. Подходит, если продавец работает с несколькими платформами и отгружать все только Озону не хочется.
Озон вообще никак не участвует в доставке, продавец сам и хранит, и упаковывает, и доставляет товары. Подходит крупным магазинам с собственной инфраструктурой доставки, которые могут экономить на масштабе и не платить Озону за доставку и другие сопутствующие услуги.
Вероятно, дальше Озон будет стимулировать развитие этой модели, так как компания хочет диверсифицировать логистическое направление и не зависеть только от своих возможностей.
В рамках всех 3 моделейсхема оплаты следующая: покупатель оплачивает товар на Озон — Озон оставляет себе комиссию и другие платежи — переводит оставшуюся сумму продавцу. Комиссия на товар есть всегда, а вот другие платежи зависят от модели и могут включать в себя сборы за хранение, доставку и др. Озон платит продавцам 2 раза в месяц, однако буквально неделю назад появилась функция ежедневных выплат.
📌 Комиссионная от сторонних продавцов за размещение на маркетплейсе (записывается в выручку от услуг, в млрд. руб., в % от общей):
2018 — 0,045 (0,1%);
2019 — 2,1 (3,5%);
2020 — 16,5 (15,8%);
1кв 2021 — 7,0 (20,9%)
🚂 Логистическая инфраструктура
Вся инфраструктура Озона выполняет две функции: консолидацию товаров и их доставку как для БПП (бизнес прямых продаж), так и для сторонних продавцов. Далее подробней о каждой из них:
📦 Консолидация
Включает приемку, хранение и упаковку заказанных товаров в посылки на складах Озон. Они расположены по всей России,имеют площадь 227 тыс. м2. Крупнейшие находятся в Москве, Твери, Санкт-Петербурге, Казани, Новосибирске, Екатеринбурге. Важно отметить, что абсолютно все офисы и склады Озон арендует, а складское оборудование, компьютеры и т.д. имеет в собственности.
🛫 Доставка
После того, как пришел заказ на товар, онпередается в сортировочный центр. С него заказ должен быть доставлен оператору «последней мили». Последняя миля — это условное название для доставки до заказчика. Намного проще привезти крупную партию товара в какой-то пункт, чем потом по одному их развозить конкретным потребителям.
Вэтом и заключается проблема логистического бизнеса: отправить фуру в другой город — одно дело, а вот доставить ее грузы «до двери» — требует куда больше усилий. Соответственно, Озон умеет это делать, а поэтому у него большое преимущество перед собственными службами доставок продавцов, поскольку имеется серьезная экономия на масштабе.
У компании есть следующие способы реализации последней мили (для потребителей это просто способы доставки): курьерская доставка, ПВЗ (пункт выдачи заказов), постоматы OZON.Box, Почта России и другие способы. Благодаря широкой инфраструктуре большинство товаров Озон может доставить уже на следующий день. В Москве компания также реализовала сервис экспресс-доставки (за час).
Как пишет компания в отчете, плата за доставку вышеназванными способами не взимается, если цена заказа >2500, либо если у вас премиальный аккаунт. Однако у нас, например нет такого аккаунта, цена менее 2500, но доставка в ПВЗ все равно бесплатная, так что этого момента мы не поняли.
📌 Выручка от доставки (вероятно, как от потребителей, так и от сторонних продавцов, в млн. руб., в % к общей):
2018 — 1,6 (4,3%)
2019 — 1,8 (2,9%)
2020 — 1,8 (1,7%)
1кв 2021г — 0,5 (1,4%)
📌 Общее количество заказов (в млн.):
2018 — 15,3
2019 — 31,8
2020 — 73,9
1кв 2021г — 34,1
🔊 Ассортимент и маркетинг
В настоящее время Озон смог добиться 11 млн. SKU (торговых наименований) на своей платформе. Для сравнения, у Детского Мира число SKU (вместе с маркетплейсом) составляет всего 321 тыс. (меньше в 34 раза), а у X5 Retail Group 112 тыс. По Wildberries не нашли (подскажите в комменты, если в курсе). В общем-то понятно, что Озон здесь абсолютный лидер.
Озон, конечно же, занимается рекламой своей платформы. Обычно реклама демонстрирует какой-то товар с позиции наличия на маркетплейсе. В этом случае рекламную акцию полностью или частично оплачивает продавец соответствующего товара.
♨️ Реклама на Озон
В марте 2019г платформа запустила рекламные услуги для продавцов. Суть заключается в том, что Озон показывает пользователям рекламные баннеры, либо выдает какой-то товар в приоритетном порядке при соответствующем поисковом запросе.
Если Озон продает товар какого-либо бренда напрямую, то есть через свой БПП, то данный бренд платит Озон еще и за рекламу (типа размещение на маркетплейсе — это уже своего рода реклама).
📌 Рекламная выручка (в млн. руб.):
2018 — 0,3 (0,7%)
2019 — 1,4 (2,4%)
2020 — 4,0 (3,8%)
1кв 2021 — 1,4 (4,1%).
💰 Финансовые услуги от Озон
Озон старается удержать как можно больше клиентов на своей платформе, стимулировать спрос через рассрочку, а также финансово поддерживать продавцов. Но обо всем по-порядку.
B2C (business to consumer):
💳OZON.Card — дебетовая карта от Озона, которую можно выпустить виртуальной или в пластике. Она дает 5% кэшбек на покупки всегда + иногда повышенный кэшбек на отдельные товары + повышенный кэшбек у партнеров (включая Ozon.Travel, хотя это не партнер, а сам OZON) + 1% кэшбек на все покупки. А обслуживание бесплатно.
На самом деле, прикольная вещица, сами пользуемся ей для покупок на Озон. Вообще у нас Сбер, но его дурацкая программа Спасибо иногда «слетает», и приходится 3 месяца сидеть без повышенных бонусов. Вот в этом случаена помощь пришла OZON.Card, так как 1% гарантирован всегда. Знаем, что есть предложения получше, но в целом нас устраивает.
🤝OZON.Рассрочка — можно купить любой товар (вроде) в рассрочку на 6 месяцев. Сильно не вдавались в подробности, так как не пользуемся, но вроде, там нужно оформлять кредитный договор, но сама рассрочка никаких доп платежей не требует.
B2C (business to business):
🏛 Кредитные линии от партнеров Озон. Видимо, от МТС-банка (ха-ха, у Системы очередная синергия). Короче суть в том, что можно взять кредит на развитие. Партнеры Озон имеют доступ к отчетности и другим данным продавцов, поэтому, изучив эти данные, партнеры могут предложить продавцу индивидуальные условия кредита.
📚 Литрес
Озон владеет 42,27% акций продавца онлайн-книг (цифровых) Литрес. Не знаем, как там сейчас с платформой, но как по нам, у нее мало, так как почти все книги можно найти в интернете бесплатно (мы сами покупаем только физические книги). Тем не менее у Литреса дела идут неплохо.
📌 Выручка (в млрд. руб.):
2018 — 2,6
2019 — 3,8
2020 — 5,1
Маржа ЧП в 2020г составила 5,5%. Литрес продает книги за скачивание с платформы, а также через платные подписки Mybook и «Звуки слов». Также там можно издать собственную книгу.
🛬 OZON.Travel
Это платформа для покупки билетов на авиа и ж/д транспорт и для бронирования отелей. Платформа работает как для B2C, так и для B2B. Причем направление B2B очень интересно, поскольку OZON.Travel позволяет бронировать все для командировок сотрудников, а также предоставляет полную отчетность.
Если вы еще не покупали билеты на лето, искренне советуем обратить внимание на связку OZON.Card + OZON.Travel, поскольку можно получить кэшбек за билет от 3 до 4,5% (но бонусами, которые можно потратить только на Озон). Это не реклама!
📱 Мобильное приложение
Озонфиксирует рост совершения покупок через свое мобильное приложение. Это и понятно, поскольку оно удобное и красивое. Но за картинкой кроются куда более важные вещи. Во-первых, через него анализируются потребительские привычки и модели поведения. Во-вторых, Озон использует эти данные для себя и продавцов. Так что каждое ваше действие не остается незамеченным.
📌 Количество активных покупателей на Озон (через приложение/сайт, в млн. чел.):
2018 — 4,8
2019 — 7,9
2020 — 13,8
1кв 2021г — 16,0
🛍 OZON.Seller
Приложение для продавцов, через которое они могут «зайти» на Озон. Помогает анализировать поведение клиентов, вести отчетность, управлять запасами и ассортиментов и т.д.
Ну и если вам все понравилось, подписывайтесь на наш телеграмм Заяц с Мосбиржи (там куча обзоров).
Что такое SKU: показываем на примере
Узнайте о пользе SKU и научитесь составлять его для учета товара в своем магазине
SKU (англ. Stock keeping unit) — это код, состоящий из цифр и букв, который присваивают товарам для отслеживания остатков на складе, подсчета продаж по группам и категориям товаров и для определения оптимального момента для следующих закупок.
Содержание
SKU, как и система штрих-кодов, используется для идентификации единиц товара. Разница в том, что SKU задействован только внутри компании. Его составляют на основании критериев, которые помогут наиболее эффективно сортировать товар и облегчить работу с ним. Например, основными критериями сортировки одежды будут производители, типы (майка, толстовка, куртка), цвета, размеры, вариации (с капюшоном или без) и прочее.
Давайте рассмотрим, в чем заключается польза SKU.
Для чего нужен SKU?
SKU используется для следующих целей.
Давайте на примерах рассмотрим, как назначить SKU.
Как назначить SKU для товаров
SKU-коды используются только внутри компании и они зачастую уникальны для каждого предприятия. Систему кодов разрабатывают, основываясь на разнообразии товара. Возьмем, к примеру, магазин красок и декора, который обслуживает и оптовые заказы для больших проектов и отпускает товары в розницу.
Для начала отсортируем товар по самой крупной категории — по брендам. Например, если основные поставщики материалов — это Sniezka, Tikkurila, Dufa и Dulux, то SKU-код можно начать с первых трех букв: SNI, TIK, DUF, DUL соответственно.
Следующим уровнем категоризации будет тип товара — краски, грунтовки, декоративные шпатлевки и прочее. Назначим этой категории цифры, например, 01 для красок, 02 для грунтовок и 03 для шпатлевок.
Теперь обозначим цифрами цвета, например, 001 — белый, 136 — лиловый, 144 — золотистый, и размер тары в миллилитрах, например, 0500 (0,5 литра), 5000 (5 литров) и т.д.
В итоге, SKU-код SNI/01/136/0500 будет означать пол литровую банку лиловой краски от производителя Sniezka. Эти обозначения можно делать как угодно, но главное так, чтобы было нетрудно разобраться что к чему, и чтобы легко можно было добавлять новые товары в инвентарь.
Поздравляем, теперь вы знаете, что такое SKU и понимаете, согласно какой логике стоит назначать для разных товаров.