Smart skills что это
Что такое hard и soft skills? В чем разница и что важнее
Когда вы находитесь в поисках сотрудника, задумываетесь ли над тем, что для вас важнее — профессиональные компетенции или личные качества? Нужен ли вам крутой спец, который уже завтра начнет эффективно работать, но не сможет найти общий язык с коллективом? Или вы видите на должности коммуникабельного, уверенного в себе новичка, душу и сердце коллектива, которого обучите уже в процессе работы? Выбирайте тот вариант, который ближе именно вам.
Откуда произошли эти термины и что они означают? Hard skills (с англ. «жесткие навыки») — профессиональные, технические компетенции, которые можно наглядно продемонстрировать, оценить и проверить. Например, знание иностранных языков, навыки работы за компьютером, умение управлять автомобилем или самолетом. Они неизменны для конкретной профессии и не зависят от того, в какой компании или в каком коллективе работает человек.
Soft skills (с англ. «мягкие навыки») — универсальные социально-психологические качества, которые не зависят от профессии, но непосредственно влияют на успешность человека. К ним относятся коммуникативные навыки, организованность, способность решать конфликты, умение убеждать, работать в команде, адаптивность. Эти качества могут как зависеть от характера человека, так и формироваться с опытом.
Современный рынок труда диктует свои условия. Сегодня, чтобы быть конкурентоспособным специалистом, нужны не только профессиональные навыки. С уверенностью можно утверждать, что без определенных «мягких» компетенций не обойтись. В исследовании, проведенном Гарвардским университетом, отмечается, что успешность в работе на 85% зависит от хорошо развитых soft skills, и только на 15% — от hard skills. В наше время для решения технических задач можно позвать на помощь искусственный интеллект, но заменить человека в вопросах коммуникации, стратегического или творческого мышления он вряд ли когда-нибудь сможет.
Покажем наглядно разницу между двумя типами навыков:
Интервью по компетенциям за час: определяем hard и soft skills
Вы знали, что человек никогда не бывает настолько близок к идеалу, как в момент составления резюме? Приукрашивая свои данные, опыт работы и заслуги, соискатели иногда могут ввести в заблуждение даже самого опытного HR-специалиста. Не переживайте раньше времени, есть и добросовестные люди. А есть и те, кого легко можно проверить и «раскусить». В блоге компании Smart Solutions поговорим о том, как правильно оценить кандидата.
Определить, кто есть кто и узнать психологический портрет соискателя нам поможет Ирина Сидорчук, HR Директор Binotel, Украина. Ирина выступала на конференции Smart HR Online Marathon c темой “ Интервью по компетенциям и психологическому портрету. Hard и Soft skills за 1 час “.
Hard и Soft skills: что это такое
Важно понимать, как правильно определить личностные качества человека, который выступает в роли кандидата на должность. Нужно построить картину, благодаря которой ваш заказчик сможет узнать намного больше информации, чем из обычного резюме. Разберем более подробно, в чем разница между профессиональными знаниями и навыками👇🏻
Примеры hard skills (профессиональные знания):
Примеры soft skills (навыки человека):
Hard skills от А до Я
Разберем вопрос важности hard skills на примере одной из самых популярных должностей в любой компании — менеджера по продажам. Что нужно спросить у кандидата обязательно:
Также необходимо поинтересоваться за самый неудачный месяц, его выводы и методы решения ситуации, если бы она произошла вновь. Помните также, что кандидат должен хорошо разбираться в продукте, который он продает. Специалист должен четко формировать и владеть всей информацией, касающейся своего продукта.
В разрезе года уместно задать такой вопрос: “Сколько месяцев в период этого года кандидату НЕ удалось выполнить план?” Здесь важно узнать у кандидата, что помешало достичь желаемого результата. Если кандидат говорит о первом месяце работы, когда он только адаптировался к работе в компании — это совершенно нормально.
Если сложность у кандидата возникла через шесть месяцев работы, и он не смог выйти на определенные показатели продаж, то здесь допущена ошибка рекрутинга. Увы, но скорее всего вы подобрали не совсем правильного кандидата.
Какие компетенции soft skills нужно оценивать
1️⃣ Эмоциональный тон. Один из показателей, который демонстрирует отношение человека к жизни. Люди с высоким эмоциональным тоном часто даже на какие-то неприятности смотрят через позитивную призму. Здесь можно задать вопрос кандидату о том, как проходило его детство, о ярких воспоминаниях и отношениях с родителями.
⚡️Человека с высоким эмоциональным тоном крайне тяжело выбить из колеи — таких людей стопроцентно нужно брать в компанию.
2️⃣Клиентоориентированность. Здесь обратите внимание на кейсовые вопросы. Кандидату необходимо привести в пример ситуацию, в которой получил выгоду клиент, а не компания. Что смог сделать кандидат, чтобы сохранить клиента?
3️⃣Уровень эмпатии. Показатель того, насколько человек способен сопереживать другому человеку. Здесь идет некая проекция эмоций человека на себя. То есть, кандидат должен четко понимать потребности клиента, чтобы более продуктивно сработать.
4️⃣Референция. Больше подходит для руководителей. Руководителю характерен внутренний тип референции, когда тот самостоятельно принимает решения и разрабатывает стратегию. Для линейного персонала это скорее показатель комфорта. Как им легче работать, к кому прислушиваться, то есть внешний тип.
⚡️Проверить это легко: достаточно посмотреть, как человек принимает решение — основываясь на своем опыте либо же на опыте окружающих.
5️⃣Мотивация. Здесь важно спросить, какие условия кандидат выберет для того, чтобы начать работу. Так он может сравнить, сопоставить важные индикаторы, что человеку важнее в работе. И наконец принять решение.
6️⃣ Локус контроль. Это свойства личности приписывать свои неудачи и успехи Вы можете задать простой вопрос человеку: “Кто виноват или почему вы потерпели неудачу?”. Если человек обвиняет других (директора, коллег), мы понимаем, что у человека внешний локус контроль. Низкий эмоциональный тон и внешний локус контроль — это яркий пример токсичного сотрудника.
⚡️Хороший показатель локус контроля – это внутренний локус, он происходит тогда, когда человек берет на себя ответственность и анализирует свои ошибки.
7️⃣Уровень обучаемости. Для проверки достаточно просто спросить информацию, которую человек усвоил длительное время назад. Что-то легкое и простое, что человек точно бы запомнил и удержал в своей голове. Например, теорему Пифагора, когда началась Вторая мировая война или сколько материков существует 🙂
8️⃣Ответственность за саморазвитие. Хорошим вопросом здесь послужит уточнение: какие навыки за последний год развивал человек и каким образом он это делал. Ответ должен быть не расплывчатым, а четким. Какие курсы он проходил, какие книги читал и что делал для собственного развития?
9️⃣Стрессоустойчивость. Спросите о самой сложной жизненной ситуации и ее влиянии на человека. Как он ее воспринял? Как отреагировал? Какие действия предпринял?
1️⃣0️⃣Восприятие критики. Задавайте кейсовый вопрос, где кандидат расскажет о том, за что и как его критиковал руководитель. Это поможет понять реакцию человека, его отношение ко здоровой критике и конфликтность.
► Смотрите видео «Интервью по компетенциям и психологическому портрету. Hard и Soft skills за 1 час» на канале For HR
Как оценить кандидата за 1 час
Вот несколько примеров для более легкой оценки некоторых индикаторов психологического портрета, которые вы сможете самостоятельно оценить:
⚡️Hard и soft skills при закрытии вакансии неразрывно связаны друг с другом.
Здесь нужно четко разделить время, и не затягивать собеседование. Первые полчаса важно пройтись по hard-скиллам и ключевым нужным показателям, а следующие полчаса направить исключительно на soft навыки.
Компания Smart Solutions — ведущий провайдер услуг аутсорсинга и управления персоналом с 2009 года. Мы точно знаем, что успех компании создают люди, работающие в ней. Поэтому мы гарантируем быструю и качественную работу с индивидуальным подходом к каждому клиенту. Нашим специалистам важно найти лучшего из лучших и предоставить максимально эффективное решение ваших задач.
Услуги, которые предоставляет команда Smart Solutions:
Нажмите на кнопку, чтобы оставить заявку на бесплатную консультацию с менеджером👇🏻
Soft skills – что это такое и где этому научиться
Какие навыки называют гибкими, и кому они нужны
Какие бывают навыки
Hard skills, или жёсткие навыки — профессиональные или технические навыки. Мы получаем их в процессе обучения и оттачиваем, применяя в работе. Жёсткие навыки поддаются довольно точному измерению: можно определить и указать свой уровень английского, степень владения той или иной программой, опыт вождения.
Soft skills, или гибкие навыки — универсальные навыки, не связанные с определённой профессией или специальностью. Они отражают личные качества человека: его умение общаться с людьми, эффективно организовывать своё время, творчески мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность.
Кому и зачем нужны гибкие навыки
В современном мире гибкие навыки необходимые для достижения профессионального и личного успеха. Они считаются критически важными при трудоустройстве, обеспечивают быстрое построение карьеры и высокий заработок.
Топ-10 гибких навыков 2020 года
В 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе были сформулированы десять гибких навыков будущего, которые к 2020 году понадобятся специалисту в любой профессии:
Модель «4К»
В нашей стране десять гибких навыков будущего превратились в более простую и понятную модель «4К». Это четыре ключевых компетенции, названия которых начинаются на букву К. Их необходимо развивать каждому школьнику, чтобы в будущем быть востребованным на рынке труда.
Вот эти компетенции:
Что дают гибкие навыки
Гибкие навыки необходимы не только для построения карьеры. Они помогают успешно учиться и взаимодействовать с близкими людьми — родителями, родственниками, друзьями. Умение общаться и ясно излагать свои мысли помогает, например, быстро захватить внимание аудитории во время доклада или защиты курсовой, произвести хорошее впечатление на устном экзамене. Способность управлять своими эмоциями спасает от приступов плохого настроения, мешающих продуктивно заниматься. Умение управлять временем и выстраивать приоритеты позволяет сэкономить силы при подготовке к экзаменам, а навык планирования помогает быстрее достигать поставленных целей.
Необходимость гибких навыков подтверждают и в академической среде. Например, в 2018 году в Беларуси провели исследование востребованности гибких навыков для специалистов в IT. Изучали стереотип, что «технарям» необязательно уметь общаться, быстро принимать решения или управлять другими людьми.
Учёные опросили 262 сотрудника и руководителя IT-компаний. 97,4% из них назвали гибкие навыки необходимыми для их работы. Для сотрудников сервисных IT-компаний самыми актуальными оказались:
Как развивать гибкие навыки
Спортивные, настольные, интеллектуальные игры
Квесты. Учат нестандартно мыслить, быстро определять проблему и находить решение, распределять роли в команде, прислушиваться к мнению других, аргументировать свою точку зрения.
Спортивное ориентирование. Тренирует умение быстро думать, принимать решения, руководить и подчиняться, помогать другим членам команды, чувствовать и правильно определять время.
Настольные игры. Для развития гибких навыков подойдут не все настольные игры, а лишь те, которые требуют постоянного взаимодействия с другими игроками, умения распознавать эмоции, быстро принимать решения, договариваться, предугадывать действия игроков: «Манчкин», «Мафия», «Монополия».
Спортивные игры. Эстафеты, командные игры (футбол, волейбол, баскетбол) тренируют лидерские качества, дисциплинированность, умение воспринимать критику и достойно принимать поражения.
Проектная работа в школе
Во время выполнения школьных проектов развиваются умения распределять роли, руководить и подчиняться, обсуждать тему, приводить аргументы, анализировать информацию и делать выводы, тренируются навыки планирования и выступления на публике.
Внеурочная деятельность в школе
Для развития гибких навыков полезно принимать участие в подготовке праздников, выступлений, конкурсов, викторин. Драматический кружок или школьный КВН научат находить общий язык с разными людьми и уверенно держаться на сцене. Выпуск школьной стенгазеты научит понимать людей и их потребности, работать с информацией, предлагать разные варианты решения проблем. Чем разнообразнее внеурочная деятельность, тем больше гибких навыков можно приобрести.
Образовательные лагеря
Образовательный лагерь — одна из новых современных форм обучения, позволяющая одновременно тренировать и жёсткие, и гибкие навыки. В любом образовательном лагере обязательно есть два направления:
Курсы и тренинги
Многим гибким навыкам можно научиться на специальных тренингах или курсах, проходящих очно и онлайн. Курсы в интернете подойдут для обучения тайм-менеджменту и креативности, а вот коммуникативным и командным навыкам лучше обучаться очно. Существуют специальные курсы для подростков, развивающие навыки общения и совместной деятельности. Полезны для развития гибких навыков и тренинги по профориентации и самоопределению — они помогут определить сильные и слабые качества и понять, какие гибкие навыки уже освоены на достаточном уровне, а какие необходимо развивать.
Что нужно запомнить
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter