Social impact что это
social impact
Смотреть что такое «social impact» в других словарях:
Social Impact — (2011) … Deutsch Wikipedia
Social impact — In business and government policy, social impact refers to how the organization s actions affect the surrounding community. [http://www.socialimpact.com/ Social Impact] is also the name of a service provider to NGOs and international agencies … Wikipedia
Social impact assessment — (SIA) is a methodology to review the social effects of infrastructure projects and other development interventions.DefinitionSIA first emerged in the 1970s in the U.S, as a way to assess the impacts on society of certain development schemes and… … Wikipedia
Social impact theory — predicts that as strength and immediacy increase within a group, conformity will also increase. The more important a group is and the more one is in its presence, the more likely it is for one to conform to the group s normative pressures. As the … Wikipedia
Social Impact Statement — A company s account of how its operations affect social and environmental factors in the communities where it operates. A social impact statement might detail a company s charitable giving and volunteer activities, the ways it is reducing its… … Investment dictionary
Social impact of the thong — The social impact of the thong has been covered extensively in the media, ranging from a ban on wearing thongs to thongs for the underaged. The rise of thong usage has been linked to a rise of sexual fetish in society [Oneil McQuick,… … Wikipedia
Social impact of YouTube — The video sharing website YouTube has impacted society in various ways.Internet celebrities and breaking boundaries YouTube s popularity has led to the creation of many YouTube Internet celebrities, popular individuals who have attracted much… … Wikipedia
Социальное воздействие ИСТ/SOCIAL IMPACT OF ICT — воздействие ИКТ на общество: на труд и занятость, экономику, сферы образования и культуры, социальную структуру, дом и семью, на повседневную жизнь в целом … Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике
Social influence — occurs when an individual s thoughts, feelings or actions are affected by other people. Social influence takes many forms and can be seen in conformity, socialization, peer pressure, obedience, leadership, persuasion, sales, and marketing. In… … Wikipedia
Social Return on Investment — Social Return on Investment, or SROI is an attempt to measure the social and financial value created by a non profit, NGO or business. It has not been proven to drive increased investment, but it is popular with academics and some consultancies.… … Wikipedia
Impact maximization — Impact maximizing companies endeavor to make the greatest positive impact on society, much like profit maximizing companies, according to the economic theory that defines the term, theoretically work to maximize profit. The concept of impact… … Wikipedia
Что такое импакт-инвестиции. Объясняем простыми словами
Импакт-инвесторы вкладывают деньги, ориентируясь в первую очередь на то, какие положительные изменения привнесёт компания в социум, а не на предполагаемую прибыль (но прибыль при этом всё равно должна быть).
Инструменты импакт-инвестирования мало отличаются от обычных финансовых инструментов: это кредиты, займы, инвестиции в акции и облигации.
Один из самых популярных инструментов — зелёные облигации (ценные бумаги, которые финансируют проекты, направленные на улучшение экологии).
Пример употребления на «Секрете»
«SIB расшифровывается как social impact bonds — “облигации социального воздействия”. Впервые подобную инициативу запустили в Великобритании в 2010 году. В России не используют выпуск облигаций, но сохраняется подход отложенного обязательства государства. Инвестиции в социальные проекты с поддержкой государства также называют импакт-инвестициями».
(«Секрет фирмы» — об обсуждении социальных инвестиций на ВЭФ-2021.)
Ошибки в употреблении
Импакт-инвестирование нужно отличать от социально ответственного инвестирования (отказ от вложения денег в предприятия, наносящие вред обществу или окружающей среде или не соответствующие этическим принципам инвестора) и от венчурной филантропии (поддержка социальных стартапов с помощью венчурного бизнеса).
Нюансы
В некоторых странах власти целенаправленно поддерживают импакт-инвесторов. Для них:
Благодаря таким мерам импакт-инвестирование не более рискованно, чем обычное.
Практика
Крупные бизнесмены — важные фигуры рынка импакт-инвестиций. Так, Forbes оценил вклад российских предпринимателей в бизнес, направленный на социальные изменения. В рейтинг вошли:
Есть стереотип, что инвестиции могут либо приносить хороший доход, либо способствовать социальным изменениям. На самом деле это не так: исследование Morgan Stanley от 2019 года показывает, что инвестиционные портфели, компании в которых имели социальную миссию, отличаются большей доходностью и меньшей волатильностью.
Выгодные социальные инвестиции
И овцы целы, и волки сыты. Как новое поколение состоятельных лиц воплощает свои ценности в собственных инвестициях
В современной реальности при прочих равных условиях более успешным будет тот бизнес, предприятие или проект, лидер которого считает достижение социальнозначимых целей своим приоритетом.
Когда бизнес достигает уверенности в собственной экономической стабильности и светлых горизонтах завтрашнего дня, неумолимый принцип пирамиды Маслоу заставляет его владельцев отвлечься от повседневных задач и задуматься о судьбах мира. Об улучшении условий жизни на Земле говорят уже многие десятилетия, правительства принимают разнообразные планы действий и выделяют значительные суммы на борьбу с голодом, болезнями, нищетой, отсутствием школ, больниц, электричества, чистой питьевой воды и т. д. Измерить эффективность подобных программ непросто, но очевидно одно — этим усилиям необходима поддержка со стороны частного капитала.
Подобный вывод отнюдь не нов и интуитивно близок и понятен каждому из нас. Заметим, однако, что дискуссии на эту тему неуклонно разрастаются в масштабах. Так, в июне прошлого года в Лондоне состоялась встреча, в названии которой присутствует определяющее словосочетание «impact investing» — тренд и «мантра» современной сферы финансирования развития. Уровень встречи — ни много ни мало — форум стран «Большой восьмерки» (G8 Social Impact Investment Forum). В рамках заседаний гости мероприятия говорили о том, чтобы придать данному направлению инвестирования общепринятую структуру, стандартизировать его инструменты, а также постараться оказать всевозможную поддержку. Форум постановил создать целый ряд рабочих групп, к тому же основную движущую силу для внедрения своих усилий в жизнь — Social Impact Investment Taskforce. Добавим, что теме impact investing уделяют особое внимание в своих публикациях еврокомиссия, ОБСЕ и Всемирный экономический форум.
Выгодные социальные инвестиции
Очевидно, что social impact investing — скорее общая концепция, чем конкретная инвестиционная стратегия. Основным критерием здесь служит желание сделать вложение в проект, который сможет принести ощутимую социальную отдачу, помимо экономической выгоды. Тем не менее такой вид вложений далек от примеров чистой благотворительности и следует классическим принципам управления инвестпроектами, чаще всего осуществляющимися в развивающихся странах.
Предмет нашего рассмотрения отличается и от проектов инвестирования типа краудфандинга тем, что работает с более крупными вложениями, совершаемыми путем покупки долговых обязательств или приобретения доли в капитале. К тому же impact investing ориентируется на более длительный период окупаемости, при этом «стратегия выхода» из вложений (будь то IPO или продажа бизнеса) не является основным критерием, что отличает его и от венчурного инвестирования.
Участвовать в проектах impact investments могут индивидуальные инвесторы, их сообщества, специализированные impact investing фонды, хедж-фонды и крупные корпорации. Особая роль отводится некоммерческим «акселераторам» — ускорителям, поддерживающим проекты на стадии зарождения и роста. В основном они привлекают донорские гранты для оплаты расходов по развитию бизнеса их подшефных проектов.
Заманчивая перспектива
Кроме того, существуют так называемые частные филантропии (Shell Foundation, Bill & Melinda Gates Foundation и др.), осуществляющие долгосрочные высокорисковые вложения.
Зарабатывай, помогая
Отдельное место в ряду доступных инструментов социального инвестирования занимают облигации. Social impact bonds — облигации социального влияния — взяты на вооружение разными странами, в том числе Великобританией, США, Австралией, Канадой и Израилем. Принцип работы облигаций состоит в том, что инвестор получает доход в случае, если некий социальный показатель в результате проекта улучшается и опережает результаты государственных программ в этой же сфере.
Известная компания Nike совместно с NASA, USAID и госдепартаментом США создала платформу стратегического сотрудничества LAUNCH, работающую над поиском и поддержкой идей и технологий, способных изменить мир к лучшему.
Impact investing — новая концепция и парадигма мировой экономики, эффективно действующая уже сегодня, под-держиваемая большинством развитых стран мира. В погоне за прибылью было решено не особо уделять внимание ценностным категориям. Однако жизнь все расставила на свои места. Когда бесконечный рост невозможен, а кризис следует за кризисом, самое время пересмотреть основы, существовавшие более 300 лет, в сторону помощи человечеству и ценностным идеалам социальной справедливости. Как бы пафосно это ни звучало, но концепция рабо тает и приносит свои плоды.
Пояснение
Самое важное, что доносит концепция impact investing: стремление к прибыли совместимо с пользой для общества, решением экологических проблем и социальной справедливостью.
Примеры успешного impact investing
Trade Finance Loans
Дополнительная выручка Fair Trade была реинвестирована в озеленение, образование и создание общественных медицинских клиник в общине.
Доступ к «чистой энергии»
Инвестиционный фонд размером €150 млн., базирующийся в Европе, делает вложения по €2-10 млн. в компании, поставляющие «чистую энергию» в сельскохозяйственные районы развивающихся стран, где ограничен доступ к энергетической инфраструктуре. Например, фонд инвестировал €2 млн. в компанию, поставляющую солнечную энергию для освещения и охлаждения в индийские сельские дома, школы и больницы, не имеющие доступа к электросети. Инвестиционное вложение происходит путем приобретения доли в капитале индийской фирмы. Сама же компания¬рецепиент благодаря такому вложению установила порядка 40 тыс. систем.
Примером такого проекта может послужить компания, устанавливающая системы очистки воды в деревнях. Станциями очистки владеют местные общины, а управляющая компания продает деревням очищенную воду по доступной цене. Кроме того, она обучает местных предпринимателей и помогает им развить собственный бизнес по поставке воды в соседние деревни.
Слово гигантам — JPMorgan
Компания JPMorgan неоднократно подчеркивала важность impact investing для своей корпоративной миссии. В этой сфере она выбрала курс на получение инвестиционной отдачи в социальной сфере и сфере защиты окружающей среды.
Так, вступив в соглашение с African Agricultural Capital Fund, JPMorgan осуществил вложение в компанию Wilmar Flowers, кенийского экспортера цветов, приобретающую цветы у более чем 3 тыс. поставщиков — частных кенийских фермеров. Опираясь на инвестиции JPMorgan, Wilmar планирует расширить базу поставщиков до 5 тыс. фермеров к 2016 году. В целом же программа сотрудничества JPMorgan с African Agricultural Capital Fund в долгосрочной перспективе предполагает поддержку для 250 тыс. фермеров из всевозможных сельскохозяйственных сфер в Восточной Африке.
Сотрудничество JPMorgan с компанией IGNIA в Мексике помогло оказать поддержку предприятию Barared. Суть его бизнеса заключается в предоставлении бюджетных услуг телекоммуникации и электронного банкинга в Мексике. Неимущие жители страны могут за небольшую плату воспользоваться телефонными кабинами, установленными в ближайших магазинах и аптеках. К слову, такие кабины зачастую оказываются основным источником дохода самих владельцев «микробизнесов» — магазинов.
Слово гигантам — Goldman Sachs
Кроме того, Goldman Sachs работает с подобными облигациями в сфере ранних детских образовательных программ.
Импакт в бизнесе: как мы научились его находить и зачем искали
Делать бизнес только ради денег – это путь в никуда, поэтому компании думают о миссии, идеологии, задачах и других более человеческих ценностях. Тренд последних лет – это ориентированность бизнеса на улучшение общества. Организации, которые хотят изменить жизнь человечества к лучшему, называются импакт-компаниями. О том что такое импакт и зачем его находить и считать расскажет Михаил Палей, основатель закрытого импакт-клуба «Хедлайнеры» и руководитель Бизнес-платформы ОНФ.
Импакт (impact) – измеримое улучшение в жизни людей, полученное в результате предпринимательской деятельности. Основной смысл импакта в том, чтобы жизнь человека была наполнена интересом, смыслом и счастьем.
У импакта две основные задачи:
1. Решение базовых проблем людей – борьба с голодом, бедностью, болезнями, неблагоприятными климатическими условиями, разрешение конфликтов.
2. Наполнение жизни счастьем и смыслом – создание интереса, чувства радости, удовлетворённости, тепла, уюта и т.д.
За рубежом инвесторы и предприниматели уже задумались о том, чтобы ориентировать бизнес на общество и защиту окружающей среды. Компании вкладывают деньги в те проекты, у которых есть оцифрованные показатели по импакту, есть целое направление импакт-инвестирования. Создаются импакт-ассоциации, самая крупная и одна из первых – это некоммерческая организация GIIN (Global Impact Investing Network), которая объединяет основных игроков рынка импакт-инвестирования в мире. Основная доля импакт-инвестиций приходится на США и Канаду – 58%, 21% – на Северную, Западную и Южную Европу. Россия вместе с Восточной Европой и Средней Азией занимает на рынке около 1%.
Как видно из статистики, в России идея импакта пока ещё не прижилась, но этот тренд постепенно завоёвывает рынок. Но дело тут не в том, что у нас нет импакта, а в том, что мы не умеем его считать и не придаём ему должной важности в предпринимательской деятельности.
Компании должны зарабатывать деньги, зачем им думать о счастье, экологии и обществе? Ответ прост: если клиенты чувствуют себя лучше от вашего продукта, они ассоциируют положительные эмоции с вашим брендом и возвращаются снова, и бизнес растёт. Кроме пользы обществу, импакт-эффект приносит деньги. Раньше компании думали о том, чтобы их продукт нравился клиенту, решал конкретную проблему или задачу. Теперь бизнесу стоит ориентироваться на то, чтобы улучшить жизнь как можно большего количества людей. Тогда, к примеру, счастливые клиенты расскажут о продукте своим друзьям, родственникам, случайным знакомым – и в итоге бизнес от этого только выиграет. А если продукт делает счастливым не только клиента, а, к примеру, его супругу (-а), то и счастье самого клиента от этого повысится, а продажи вырастут. Таким образом, чем больше интересов разных людей мы учитываем, тем лучше бизнес-показатели. Хотя началось всё с мысли «Как мы можем улучшить жизнь в обществе». Мир меняется, и бизнес меняется вместе с ним.
Практически любой бизнес может переключиться на импакт, ведь создавая рабочие места, он уже меняет общество: закрывает базовые потребности людей и улучшает их жизнь.
Есть компании, которые созданы для импакта, а есть те, в которых импакт можно создать. Первые изначально действуют в отрасли, которая кому-то помогает. Продукт таких организаций делает людей здоровыми, кормит их, улучшает жизненные процессы или делает ещё что-то хорошее. В других же компаниях изначально импакта может не быть, но его не так сложно найти. Например, изначально был бизнес по производству стройматериалов, а потом он переориентировался и стал производить ту же самую продукцию, но из экологически чистого сырья.
Так можно выделить несколько важных критериев импакт-компании:
Улучшение общества – это не пустые красивые слова: импакт можно измерить, правда, в мире не существует единой методологии для этого. Многие пытаются посчитать импакт-эффект в деньгах, ведь это привычная и вроде бы очевидная мера, но как можно оценить стоимость человеческой жизни и положительных изменений в ней?
Мы долго работали с методологами и нашли простое решение: измерять импакт временем. В таком случае время бывает двух типов: освобождённое и заполненное. Освобождённое – это то время, на которое бизнес освободил человека от проблем. Заполненное – это время, на которое компания и её продукты наполнили жизнь человека смыслом, счастьем и интересом – время проведенное со знаком «+». Другими словами, импакт-компания решила боль человека и подарила ему чувство радости, и можно посчитать в часах, сколько времени получилось.
Спустя месяцы исследований и тестирования мы пришли к пониманию того, как помочь бизнесу найти импакт, и разработали тренинг. Он помогает предпринимателям выявлять импакт и увеличивать прибыль в долгосрочной перспективе. Тренинг дорабатывается индивидуально под сферу деятельности и особенности компании, но мы можем дать универсальные советы.
Чтобы найти импакт в своём бизнесе, нужно сделать два важных шага:
1. Поставить новые KPI.
У каждого предпринимателя есть свои KPI, которые обычно выражаются в деньгах или количестве клиентов. Мы же предлагаем совершенно новый подход: предприниматель ставит KPI по часам времени своих клиентов, освобождённого от проблем или наполненного счастьем и смыслом. Например, он ставит цель, чтобы к определённому сроку клиенты получили суммарно миллион часов радости. И начинает проектировать решения и планировать свои дальнейшие шаги для достижения именно этих KPI. После постановки KPI, выраженного во времени счастья клиентов, органически появляются и финансовые показатели. И они, в большинстве случаев, удивляют предпринимателей в позитивном смысле – именно решения, полученные через подобную постановку задачи, имеют наилучший финансовый эффект.
2. Посмотреть на бизнес через призму своей жизни.
Нужно посмотреть на бизнес с точки зрения своих жизненных ценностей и задач и действовать в том направлении, в котором именно вам хочется развиваться. Когда предприниматель горит тем, что делает, ему гораздо проще заражать этим энтузиазмом других людей. Исходя из своих интересов и приоритетов предприниматель думает о том, как достичь KPI в те самые миллион часов счастья для своих клиентов. В результате получается добиться и финансовых, и «счастливых» KPI. То есть импакт-эффект позволяет не только улучшить жизнь самого предпринимателя, его сотрудников, клиентов и их близких, но и прийти к высоким коммерческим показателям.
Что такое Social Impact и как происходят перемены в обществе?
Если для вас важно создавать продукт или услугу, которые пользуются спросом и приносят пользу, то самое время изучить и провести свой Social Impact. Что это такое? С чего начать? Какие перемены в обществе уже произошли?
Об этом, мы поговорил с Сергеем Пономаревым – экспертом в сфере социального предпринимательства, директором международного центра импакт-инвестиций «Галилео».
— Как сегодня работает российский рынок НКО и какие произошли изменения в социуме благодаря кооперациям НКО, бизнеса и государства?
— Мир в целом очень изменился – стал менее предсказуемым, многополярный. Сегодня меняются понятия «хорошо/плохо», поскольку много измерений и мы все расходимся на разные дифференцированные группы. У каждого своя правда, приоритеты и система ценностей. НКО подстраиваются под людей и создают соответственные запросам сообщества: защищают меньшинства, отстаивают конкретные темы или профессии. Таким образом растут требования к инструментам и механизмам работы, оценкам социальных эффектов. Сектор становится более профессиональным и обновленным.
— Во время курса вы озвучили, что оценка социального эффекта у известных экспертов стоит от 7 до 200 тысяч долларов. Готовы ли наши НКО к таким расценкам, где брать такие бюджеты и нужно ли создавать собственный пул оценщиков, которые будут работать в рынке России?
— Расценки, которые я называл, относятся к экспертам высокого уровня. Существуют разные варианты оценивания – зависит от конкретного запроса и необходимого результата. В устоявшихся практиках (американские, европейские) фонды в среднем закладывают на оценку семь процентов бюджета. Данной суммы достаточно, чтобы организовать систему мониторинга и провести оценку успеха или не успеха запланированной деятельности. На стоимость услуг влияет и сложность проекта: от строительства лавочек во дворе до многоуровневых проектов с отложенными во времени последствиями и длительным социальным воздействием. Во втором случае оценка требует бОльших ресурсов. Первоначально нужно понимать для чего и какая оценка вам нужна. Сейчас основная проблема, что большинство НКО воспринимают оценку, как отчетность: взяли денег и теперь необходимо за них отчитаться. Отношение, как у студента – лишь бы сдать, выучил и забыл. Все превращается в формальность и это страшно. В действительности же оценка влияет на эффективность и является частью решения социальной проблемы. При грамотном подходе мы лучше понимаем запросы целевой аудитории и создаем более точные и лучшие продукты и услуги. В первую очередь – качество потому, что оценка – это то, что люди думают о вас.
— Где в России можно найти специалистов по оценке или какие инструменты могут использовать самостоятельно сотрудники НКО?
— У нас оценка социального эффекта происходит по-разному. Зачастую в небольших компаниях оценивает сам руководитель — человек через которого проходят все отчеты за год. Для сложных комплексных проектов привлекаются эксперты со стороны. Например, я принимал участие в проекте Пермского края, с уполномоченным по правам человеком, где было задействовано много игроков. Аудиторов приглашали из Голландии. Все было четко и прозрачно, проверяли на что мы тратим деньги: соответствуют ли траты заявке. Такая история распространена в крупных компаниях, либо в серьезных государственных или муниципальных проектах.
В оценке нет ничего сложного – не космический корабль в космос запускать. С информацией сейчас нет проблем, существует много сайтов посвященных данной теме. При большом желании, если найти время изучить, то можно в теме разобраться. В России много специалистов в сфере оценки именно социальных программ и проектов. Например, компания ОКНО – центр обеспечения качества некоммерческих организаций или Ассоциация Русское Общество Оценщиков.
— Что эффективнее влияет на социальные изменения в обществе: объединенное сообщество НКО и социальных предпринимателей или один сильный лидер?
— Лидеры задают ключевое направление, но глобальные эффекты достигаются, когда набирается критическая масса. Без этого практика может быть яркой, но неустойчивой. Как в экономике: стандарты и правила игры зависят от центробанка, но пока люди в это не поверят и не внесут необходимые коррективы в свои рутинные ежедневные дела – изменения бесполезны. Можно сколько угодно просить вкладываться в рубли, но если многие держат деньги в других валютах, то это бесполезно. Сфера общественных решений складывается из миллиона маленьких частных решений, а роль лидера важна в установке коридора возможностей и вопрос пойдут ли по этому коридору зависит от общества в целом.
— На российском рынке есть примеры успешного сотрудничества НКО с социальными предпринимателями или все разрознено?
— Для нас это новая тема, поэтому социальные изменения совершаются разрознено. Например, социальные предприниматели увидели свободный рынок в развитии услуг для пожилых. И за последние пять лет появилось много организаций с сиделками, образованием, досугом и туризмом для пенсионеров. Многое что для инвалидов реализовывается – и туризм, и обучение, и работа, и досуг. Сектор же НКО стал более дифференцированным с различными практиками организации городского пространства или туристических проектов.
— Что еще из свободного на рынке могут реализовывать социальные предприниматели?
— Много чего. На западе и в Америке очень много организаций работающих с людьми, вышедшими из мест лишения свободы. В России – это огромная социальная проблема: освобожденных людей много, а желающих работать с ними и вернуть их в социум – единицы. Да, есть организации, которые занимаются контролем тюрем и работают с заключенными, даже общественные палаты, но только с точки зрения условий содержания. Вопросы же возвращения в социум, адаптации, найм жилья – остаются открытыми. Этот огромный сектор не занят. И во многом теневой, вокруг тюрем есть теневые кооперативы, где работают и производят буквально все: от пельменей до пластиковых окон. Что еще из свободного? Мигранты – не очень популярная тема, но тоже рынок большой и где-то теневой с вопросами по трудоустройству, интеграцией в социум, ассимиляцией.
— Как вы считаете почему эти ниши не заняты? Рискованно?
— Это рискованно потому, что не является мейнстримом, соответственно и финансирование будет сложно получить. Есть такое понятие «фандрайзинговая мода» — деньги приятно получать на детей, патриотизм, животных, а вот найти ресурсы на ВИЧ-инфицированных или на решение проблем самоубийств – нет большого количества желающих.
— Привидите еще примеры успешного решения социальной проблемы НКО и социальными предпринимателями в России и где сейчас наметился социальный эффект?
— Появилось много практик направленных на эмансипацию женщин и выход женщин в экономическое пространство. Например, женское предпринимательство – одна из мощных тем в любом регионе. Распространены проекты, как «Я деловая» или «Мама-предприниматель». Меняются институты и практики со сложившимися общественными конвенциями. Теперь женщина не обязана только с ребенком дома сидеть. Здесь подстроился сектор и выдвинул различные обучающие курсы по предпринимательству. Темы про детей тоже мощно выстрелили. Сейчас мое детство сильно отличается от детства моего ребенка.
— Вы учредитель международного центра импакт-инвестиций «Галилео». Расскажите о вашей организации, задачах, разнице в подходах между Европой и Россией?
— Наше НКО зарегистрировано в Швейцарии, там же работают мои партнеры, а я в России. Основная деятельность – образовательная. В связи с эпидемией перешли в онлайн формат и проводим обучающие курсы и вебинары с экспертами на темы инвестиций, социального предпринимательства, чейндж мейкеров. Мы о том, как менять мир с помощью денег в лучшую сторону, решать острые социальные проблемы. Сейчас готовим к выходу платформу, где будем собирать инвесторов, заинтересованных в социальном эффекте. Третьей стороной выступят эксперты, которые будут помогать и направлять стартапы. Что касается подходов, по последним оценкам, европейский социальный рынок достиг 715 миллиардов долларов и продолжает расти гигантскими темпами. Затрагивает больше сфер: биоэкология, образование, медицина, фермерство, высокие технологии и все самое разное.
— Планируется отдельная площадка, где можно самостоятельно найти инвесторов?
— Верно, и наша платформа отличается от других наличием интеллектуального механизма поиска. Соответственно, вы легко найдете либо инвесторов, либо проект, либо экспертов. Плюс вы можете совершенствовать свой проект. Мы подключим систему рейтингов и оценок, чем больше вы будете работать и заполнять профиль, тем выше уровень проекта.
— То есть мы сможем видеть данные социального эффекта?
— По мере развития платформы мы планируем отображать и оценку социального воздействия в том числе.