Soft skills что это простыми словами
Слушать, говорить, договариваться: что такое Soft Skills
Успех в работе — это не только про опыт в специализации. Для продвижения по карьерной лестнице важно ладить с коллегами, организовывать как свою, так и командную работу, адаптироваться и справляться с непредвиденными обстоятельствами. В двух словах — «быть гибким».
К сожалению, этим навыкам не обучают в университете — развитие Soft Skills происходит на протяжении всей нашей жизни. Учёные из Стенфорда, Гарварда и Фонда Карнеги посчитали, что гибкость — это 85% вашего успеха. Поэтому не проходите мимо — сегодня мы разберёмся вместе что это за «мягкие скиллы» и как же их прокачать.
Какими бывают навыки
В профессиональной среде принято разделять навыки на два вида: Soft Skills (гибкие или мягкие навыки) и Hard Skills (жёсткие навыки).
Hard Skills — профессиональные или технические навыки. Мы получаем их в процессе обучения, а потом оттачиваем в процессе работы. Жёсткие навыки поддаются довольно точному измерению: можно определить и указать свой уровень английского, степень владения той или иной программой, опыт вождения.
Давайте рассмотрим виды навыков на примере дизайнера. Жёсткие навыки — знание типографики и базовых инструментов для диджитал-дизайна.
Soft Skills — универсальные навыки, не связанные с определённой профессией или специальностью. Они отражают личные качества человека: его умение общаться с людьми, эффективно организовывать своё время, творчески мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность и многое другое.
В качестве примера снова выступает наш дизайнер, который ежедневно общается с руководителем, редакторами, клиентами и разрабами. Ему важно договариваться с коллегами, аргументировать свою точку зрения и доступно доносить её другим. А ещё ему нужно решать проблемы, критически оценивать свою работу, уметь принимать решения и работать в режиме многозадачности.
Важно. Hard Skills — только 15% успеха. Если человек хочет добиться чего-то, ему мало просто быть профессионалом — нужно быть гибким, что подтверждают многие исследования. Например, такие выводы сделал Charles Riborg Mann ещё в 1918 году в своём исследовании A Study of Engineering Education. Также было доказано, что команды с Hard Skills менее продуктивны. К таким выводами пришёл Google в 2017 году. Компания изучила свои лучшие команды и оказалось, что для достижения лучших и быстрых результатов не обязательно быть самым умным. Важнее быть хорошим наставником, уметь слушать, сочувствовать и критически мыслить. Получив результаты исследования, Google изменил свою практику найма и сделал упор на гибкие навыки, а не только на техническую подготовку.
Поэтому сегодня особо ценны люди, которые мыслят без рамок и шаблонов, быстро осваивают новые технологии, легко и без сопротивления адаптируются к переменам.
Кому нужны гибкие навыки
Всем. В современном мире гибкие навыки нужны всем, кто хочет лучше работать и развивать личностные качества. Развивать Soft Skills нужно любому человеку, который хочет расти профессионально, карьерно и личностно.
А ещё гибкие навыки могут пригодиться не только для построения карьеры. Они помогают успешно учиться и взаимодействовать с близкими людьми. Например, умение общаться и ясно излагать свои мысли поможет быстро захватить внимание аудитории во время доклада, а навык планирования — сосредоточиться и быстрее достичь поставленных целей.
Soft Skills и IT-специалисты
Раньше считалось, что программистам особо не нужны ни коммуникации, ни эмпатия — сиди себе пили код, баги правь и чай попивай. Но это мнение ошибочно, ведь в создание IT и диджитал-продуктов вовлечено огромное количество команд. И нужно уметь задавать вопросы, чётко формулировать мысли, слушать и слышать собеседника, аргументированно и при этом простыми словами доносить свою точку зрения и принимать чужую — договариваться, одним словом.
И, скорее всего, тимлидом в команде программистов становится не тот, кто только хорошо программирует, а тот, кто сможет хорошо координировать работу других и мотивировать их на работу, планировать бюджет и рассчитывать риски.
Бизнес и HR-эксперты считают, что только профессиональных навыков ИТ-специалистам недостаточно. Согласно опросу McKinsey, сегодня в Soft Skills больше всего нуждаются именно высокотехнологичные отрасли.
Какие существуют софт скиллы и как их развивать
Рассказываем, какие Soft Skills можно развить, как получить определённый навык и что почитать по теме.
Коммуникация
Навык коммуникации — способность человека взаимодействовать и плодотворно обмениваться информацией с другими людьми. Деловая коммуникация включает два важных навыка:
Как научиться. Коммуникативные навыки формируются каждый день в процессе естественного общения. Но, если всё же чувствуете нехватку скилла или общения, начните принимать больше участия в переговорах, проводите лекции и чаще вступайте в дискуссии.
Что почитать: Джеймс Себениус, «Переговоры в трёх измерениях».
Критическое мышление
Умение ставить под сомнение и анализировать любую полученную информацию. Навык важен для формулирования собственных обоснованных выводов, оценок и интерпретации чужих утверждений.
Именно критическое мышление помогает отсеивать ненужные сведения, рационально подходить к решению проблем, формулировать сильные аргументы в споре или при разногласиях.
Чтобы развить этот Soft Skill, подключите логику и наблюдательность, помогающие задавать правильные вопросы и не торопитесь с выводами.
Как научиться. Больше наблюдайте, подключайте логику, учитесь не боятся задавать уточняющие вопросы, анализируйте и находите взаимосвязи между поведением коллег, клиентов или партнёров. Также стремитесь анализировать варианты, взвешивать и сравнивать текущий прогресс с идеальным вариантом.
Что почитать: Том Чатфилд, «Критическое мышление».
Клиентоориентированность
Способность понимать и удовлетворять потребности клиентов и покупателей. К примеру, менеджер, который проявляет заботу и подстраивается под желания аудитории, лучше справляется со своими задачами и получает больше заказов.
Самым важным в клиентоориентированном подходе становятся желания клиента — не просто «хотелки», а скрытые потребности целевой аудитории.
Как научиться. Пробуйте анализировать свою ЦА и находить её потребности. Например, вы претендуете на должность логиста. Подумайте, с какими проблемами ежемесячно сталкивается отдел логистики и как вы могли бы с ними справиться.
Что почитать: Карл Сьюэлл и Пол Браун, «Клиенты на всю жизнь»
Управление проектами
Каждый день мы управляем каким-то проектом ;). Сделать ремонт в спальне, организовать девичник, вырастить помидоры — всё это проекты. Управлять в этом случае — держать под контролем все его составные части и добиться нужного результата.
Как научиться. Чтобы прокачать скилл, оформите текущие задачи в формате проектов: обозначьте цели, сроки, порядок реализации. Когда все спланируете, подумайте, как оптимизировать время и ресурсы, как выжать максимум пользы при минимальных расходах.
Что почитать: Скотт Беркун, «Сделано. Проектный менеджмент на практике»
Наставничество
Не секрет, что между знаниями, полученными в ВУЗе, и навыками, необходимыми на работе, огромный разрыв. Поэтому при устройстве на работу и успешной адаптации каждому необходим наставник — эксперт, который помогает решить конкретные задачи.
Наставник планирует обучение, отслеживает и контролирует результат, фиксирует прогресс. Если человек занимается менторством, то он передаёт свои навыки и опыт тем, кто в них нуждается.
Как научиться. Начните с себя — проанализируйте личные умения и определите, чего вам не хватает в работе и личной жизни. Если найдёте навыки, которые хотите прокачать — станьте своим ментором, распишите план обучения и фиксируйте результаты.
Что почитать: Игорь Олегович Вагин, «Уроки наставничества. Как быстро и эффективно обучать сотрудников».
Принятие решений
Эта компетенция даёт возможность человеку своевременно выбирать лучший вариант из всех. Такой навык используется для достижения быстрых результатов с максимальной эффективностью.
Как научиться. Старайтесь для каждой рабочей задачи моделировать несколько вариантов развития событий, учитесь искать альтернативы с наибольшей вероятностной полезностью. Для каждой альтернативы учитесь быстро находить преимущества и недостатки, взвешивать их полезность и выгоды.
Что почитать: Даниэль Канеман, «Думай медленно… решай быстро»
Решение проблем
Навык помогает справляться с любыми трудностями. Как и в случае с принятием решений или управлением проектами, потребуется преодолевать сложности и барьеры. Но чем чаще мы это делаем, тем проще действовать в сложной ситуации.
Как научиться. Обозначьте несколько серьёзных рабочих проблем. Затем придумайте для каждой десяток вариантов решений. Задайте дедлайн и укладываясь в него, старайтесь избавиться от проблемы. Не получилось — старайтесь дальше. Главное в проблеме — это найти решение.
Что почитать: Юрий Лапыгин, «Системное решение проблем».
Саморефлексия
Скилл учиться на своих ошибках. Этот навык помогает объективно оценивать свои действия, осознавать их, делать выводы и принимать новые решения на их основе.
Как научиться. Наблюдайте за собой, анализируйте свои поступки или решения, концентрируйтесь на деталях и ищите связь между ними. Можете даже попробовать вести дневник.
Soft Skills необходимы для личностного развития специалиста, ответственно подходящего к своей работе и жизненным целям. Обучение требует полной отдачи от человека, потому что учиться приходится на протяжении всей жизни. Надеемся, что мы вдохновили вас на прокачку гибких навыков, которые впоследствии помогут вам как в профессиональных делах, так и в повседневных.
И не забывайте подписываться на рассылку нашего блога — впереди ещё много полезных статей!
Что такое soft skills и как их развить
Объясняем человеческим языком, без лишних терминов, зато с примерами! А ещё намечаем план действий и советуем книги по теме.
Часто слышу от руководителя про soft skills. Это что такое?
Soft skills в переводе с английского — «гибкие навыки». Иногда переводят буквально — «мягкие навыки», это одно и то же. Они не связаны с конкретной профессией, но помогают хорошо выполнять свою работу и важны для карьеры.
Сейчас почти никто не работает в одиночку. Каждый работник общается с коллегами, а иногда ещё и с клиентами, партнёрами. Он должен уметь договариваться с ними, аргументировать свою позицию и доносить её до других людей. Кроме того, гибкие навыки помогают работать с информацией, не отстать от жизни и уверенно чувствовать себя в профессии.
То есть soft skills важны и для дизайнера, и для менеджера по продажам, для программиста и руководителя, маркетолога и преподавателя. Предприниматели, фрилансеры, научные сотрудники не исключение. Soft skills нужны всем.
Пишу научпоп, люблю делать сложное понятным. Рисую фантастику. Увлекаюсь спелеологией. Люблю StarCraft, шахматы, «Монополию».
Раньше никаких soft skills не было — и ничего, обходились.
А можно подробнее про сами навыки?
Гибких навыков много, причём среди них есть такие, которые почти (или совсем) не связаны между собой. Условно все soft skills можно разделить на несколько групп:
Раз это «мягкие» навыки, то ещё, наверное, и «жёсткие» есть?
Да, понятию soft skills часто противопоставляют понятие hard skills — «жёсткие навыки». Это знания и умения, специфичные для конкретной профессии. Например, для программиста это знание языков программирования, для интернет-маркетолога — владение инструментами аналитики, для графического дизайнера — уверенное знание профессиональных программ.
Понятно. Значит, если я профессионал, то soft skills мне не нужны?
Нет, всё равно нужны. Гибкими навыками должен обладать любой работник, как бы ни был высок его уровень профессионализма. Они нужны хотя бы для того, чтобы и дальше оставаться профессионалом: быстро осваивать то новое и полезное, что появляется в вашей профессии.
Кроме того, быть профессионалом (то есть хорошо знать свою профессиональную область) и быть эффективным работником — не одно и то же. Для второго важны умение общаться, самоорганизация и многое из того, о чём мы рассказали в третьей карточке.
А работодателю какие навыки важнее — «жёсткие» или «гибкие»?
Однозначного ответа нет. Гибкие навыки важны, но сам набор навыков и соотношение soft skills и hard skills зависят от компании и от специальности.
В Ribas Hotels Group при подборе на руководящие позиции 80% внимания обращают на гибкие навыки кандидата и только 20% — на профессиональные. Но при подборе линейного персонала и специалистов соотношение обратное: 80% — hard skills и только 20% — soft. Артур Лупашко, генеральный директор Ribas Hotels Group, уточняет: «Но это не означает, что, например, повар не должен уделять внимание своим личным качествам, а сосредоточиться только на квалификации. Личностные особенности и гибкие навыки помогают развиваться специалисту».
А может, это всё придумали? Какие-то серьёзные исследования есть о soft skills?
Джина Уотсон Митчелл в своей диссертации анализирует данные опросов и рекомендует университетам включать развитие гибких навыков в свои учебные планы.
Окей, убедили. Как понять, какие soft skills нужны лично мне?
Определиться нужно не только с набором гибких навыков. Ещё важно понять, какое соотношение hard и soft skills оптимально в вашем случае. Чтобы найти ответы на оба эти вопроса, подумайте вот о чём:
Понятно. А сложно развить эти навыки?
Это зависит от ваших особенностей, а также от навыка, который вам нужен. А в целом нужно учесть вот что: развитие любых soft skills требует времени. Некоторые профессиональные навыки можно приобрести буквально за несколько дней (хотя многие из них специалисты оттачивают годами). А в случае с гибкими навыками процесс почти всегда долгий: нескольких дней точно не хватит, чтобы научиться общаться иначе, чем вы привыкли, или чтобы начать уверенно анализировать информацию, если раньше вы в этом были не очень сильны. И так почти со всеми soft skills. Потому что многие из этих качеств связаны с нашими глубинными привычками и установками, а их изменение требует времени.
Поэтому настраивайтесь не на спринт, а на марафон. Понадобятся активность, терпение и вдумчивость, но результат того стоит. Подросший уровень soft skills не только поможет вам в работе, но и, скорее всего, изменит к лучшему вашу жизнь в целом, включая отношения с близкими (особенно если вы поработаете над своим эмоциональным интеллектом и коммуникативными навыками).
Как можно развить soft skills?
Есть несколько способов. Первый — на специальных курсах и тренингах. Ищите, смотрите отзывы, выбирайте — и учитесь под руководством наставника.
Второй способ — с помощью книг, посвящённых гибким навыкам. Их издано уже довольно много, и на русском тоже. Почти по каждому навыку есть хотя бы несколько, так что выбор у вас будет.
Третий способ — развивать гибкие навыки, опираясь на обратную связь от других людей, например, ваших коллег по работе, членов семьи.
Кроме того, вы можете комбинировать все эти методы (или некоторые). И это самый лучший вариант, потому что информация будет поступать к вам по разным каналам и что-то обязательно дойдёт.
Важно не забывать вот что: какой бы способ вы ни выбрали, вам понадобятся саморефлексия, осмысление и оценка полученного опыта. Кстати, они тоже soft skills, так что развивать их полезно.
Я хочу сам, без тренингов и курсов, что посоветуете?
Гибкие навыки очень разные, а мы не знаем, что нужно именно вам. Поэтому конкретные советы дать сложно. Но вот пять универсальных рекомендаций.
Пример неправильной цели: «Хочу развить эмоциональный интеллект» (цель слишком общая).
Пример правильной цели: «Хочу точнее понимать свои эмоции, чтобы не срываться на близких и коллегах» (цель конкретная, годится).
Более конкретные советы вы найдёте в книгах, статьях и вебинарах.
Кстати, о книгах. Посоветуете что-то почитать про гибкие навыки?
Обязательно. Книг немало, так что по основным направлениям мы упомянем буквально по две-три. Но при желании вы легко найдёте и многие другие.
Книги по развитию личной эффективности
Книги по развитию креативности, творческого потенциала
Книги про развитие стрессоустойчивости
Книги про коммуникативные навыки
Онлайн-университет Skillbox
Получите новую профессию — или прокачайте имеющуюся!
Обучение через интернет, в удобном режиме. Рассрочка платежа и помощь в трудоустройстве.
Что такое Soft Skills навыки и как их развивать?
В этой статье вы узнаете, что такое Soft Skills и какие навыки к ним относятся. Почему их важно развивать и как это отразится на вашей карьере. Также вы найдете обзор полезных сайтов и тестов по теме.
Содержание статьи:
Soft Skills и Hard Skills: в чем разница?
В советские времена в цене были узкие специалисты. Тогда информация добывалась с трудом, технологии не менялись десятилетиями. Как правило, человек работал на одном месте всю жизнь.
Изменения в конце XX века сломали традиционное представление о профессионализме. Сейчас «узкие» знания можно получить в интернете за несколько секунд. Технологии постоянно обновляются. Формы занятости тоже меняются. Поэтому «узкий профессионализм» перестает быть преимуществом, а иногда начинает мешать успеху человека на рынке труда.
Появились два термина:
Soft Skills – это «мягкие» или «гибкие» компетенции, применимые во множестве профессиональных областей. Далее мы разберем, что это такое – Soft Skills – простыми словами, приведем примеры мягких навыков.
В последние годы работодатели стали все больше внимания уделять именно Soft-Skills. Это легко объяснимо. Развить узкопрофессиональные умения сейчас быстрее и дешевле, чем сформировать широкие, гибкие компетенции. А ведь именно последние определяют эффективность современного специалиста. Поэтому важно знать, что это такое – мягкие навыки – (англ. Soft Skills), и как развивать их.
Особенно необходимы эти компетенции фрилансерам, так как им приходится самим продвигать свои услуги на рынке.
Что такое Soft Skills простыми словами?
Давайте разберемся, что это такое – Soft Skills. Можно сказать, что мягкие навыки помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных рабочих ситуациях. В отличие от Hard Skills гибкие компетенции мало зависят от сферы их приобретения и применения. Давайте разберем, что это такое – Cофт Скиллс, и на примерах рассмотрим, что к ним относится.
Разница между Hard Skills и Soft Skills
Приведем примеры Hard – жестких – и Soft Skills – мягких навыков.
Умение написать читаемый код на Python.
Способность с минимальными затратами времени и сил освоить работу в новой программе.
Нарисовать логотип в CorelDRAW.
Умение в конструктивном диалоге согласовать техзадание на него и сдать работу заказчику.
Осуществлять правовую оценку договоров компании.
Провести аудит системы работы и быстро модернизировать ее из-за изменений внешних условий.
Из примеров жестких – Hard Skills – и мягких навыков Soft Skills отличие очевидно. Hard Skills – то, что должен уметь только профессионал в данной области. А вот «согласовывать техзадание» придется и дизайнеру, и программисту, и бухгалтеру, и маркетологу, и владельцу бизнеса, и сантехнику.
Теперь взглянем на ситуацию глазами работодателя. На вакансию претендуют два программиста:
Второй – среднего уровня, но способный эффективно взаимодействовать с коллегами и заказчиками.
Работодатель понимает: программиста среднего уровня можно «прокачать» до профи. А вот научить взрослого человека взаимодействовать с коллегами вряд ли получится. Отлично, когда развиты жесткие и мягкие компетенции в равной степени. Но так бывает не всегда. И Soft Skills становятся все более и более ценными из-за сложности их развития и влияния на результативность работы команды в целом.
Поэтому нужно знать, что это такое – Софт Скиллс, и представлять на примерах, что к ним относится.
Soft Skills – это не про черты характера
Не нужно путать Soft Skills с человеческими качествами. Мягкие компетенции – это не характеристики личности (добрый, умный, спокойный). Это способность самостоятельно и эффективно действовать в рамках своих полномочий.
Выражаются они глаголами:
анализировать и т.п.
Развитие мягких навыков – решаемая задача. Этому может научиться и неконтактный, некоммуникабельный человек, как в сериале «Хороший доктор». Но сделать это сможет только он сам. У работодателя нет возможности ни влиять на процесс, ни помочь ему.
Например, сейчас есть онлайн-курсы по развитию гибких компетенций. Примеры таких программ в университете «Нетология»:
Далее рассмотрим список навыков Soft Skills, по которому понятно, что они не равны чертам характера.
Баланс Hard/Soft живой и подвижный. То, что 10 лет назад приходилось делать лишь узким профессионалам, становится гибкими компетенциями (и наоборот).
Что относится к мягким навыкам? Полный список
Объяснить, что это такое – Soft Skills – простыми словами, проще на примерах мягких навыков. Их перечень достаточно обширен и периодически обновляется. Но можно выделить несколько групп и ключевые умения в каждой из них. Итак, посмотрим, что относится к Soft Skills и какие они бывают.
Уметь слушать и слышать.
Список социальных навыков Soft Skills:
Соблюдать трудовую этику.
Self-management (или проще – саморегулирование):
Навыки целеполагания и управления развитием (проекта, собственной карьеры и т.д.).
Список управленческих и исследовательских навыков Soft Skills:
Уметь распределять задачи и синхронизироваться с другими членами команды даже при больших различиях в стилях и содержании работы.
Иногда в список навыков Soft Skills добавляют также компьютерную грамотность. Но на сегодняшний день это уже скорее не гибкий навык, а базовое понятие «по умолчанию» – как читать или считать. Поэтому он не относится к Soft Skills. Дополнительно стоит упомянуть желательность хотя бы минимальной экономической и юридической «подкованности» у представителя любой востребованной в интернете профессии.
Мы рассмотрели, что такое Софт Скиллс компетенции. Далее разберем простым языком, в чем их ценность и кому их необходимо развивать.
Зачем нужны мягкие навыки и в чем их ценность?
Современный рынок труда не дает гарантий, что человек сумеет сохранить имеющуюся занятость достаточно долго. То же касается и фирмы в целом. Меняются форматы работы, занятость, спрос, технологии и продукты, появляются и исчезают профессии.
Необходимость развития мягких навыков, способности адаптивно трансформироваться наглядно продемонстрировала всему миру пандемия 2020 года. Сотрудникам и руководителям потребовалось неожиданно, быстро и эффективно перевести компании на удаленную работу. При этом не потерять продуктивность и конкурентоспособность. А то и найти способ вообще выжить в условиях запрета на ту или иную деятельность. Успешность решения этих задач практически полностью определялась развитостью гибких компетенций у сотрудников и руководителей.
Кому нужно развивать Soft Skills навыки?
Конечно, ответ – всем. Но особое внимание на развитие Soft Skills рекомендуется обращать тем, кто по ряду причин менее конкурентоспособен на рынке труда:
Представителям профессий, спрос на которые падает.
Как развивать Софт Скиллс, мы рассмотрим далее в статье.
Какие Soft Skills самые важные и почему?
Эксперты имеют разное мнение по поводу того, какие мягкие компетенции считать самыми ценными в современных условиях. Но по опросам работодателей в списке высоко востребованных навыков Soft Skills часто встречаются следующие:
Навык командной работы.
С точки зрения личной эффективности невозможно переоценить значимость способности учиться, регулировать свои состояния, принимать решения и устанавливать связи.
Как понять, что нужно развивать Софт Скиллс?
Существует множество диагностических методик, тестов, для оценки развития мягких навыков. Также человек может сам проанализировать список навыков Soft Skills и выделить те, с которыми есть затруднения. Поможет и известная методика 360 градусов: оценка уровня мягких навыков сотрудника несколькими людьми, имеющими с ним дело.
Еще много психологических тестов можно найти на сайте Psytests.org.
Как можно развивать Soft Skills? Советы и рекомендации
Есть специализированные методики, позволяющие совершенствовать отдельное умение из списка навыков Soft Skills.
Существуют курсы, на которых помогают освоить гибкие навыки. Примеры таких курсов в университете Нетология: Основы эффективной коммуникации, Деловые переговоры, Гибкие навыки для руководителей. Учиться можно онлайн из любой точки мира.
Также есть два неоценимых ресурса, позволяющих развивать Софт Скиллс не по отдельности, а комплексно. Это игры и создание собственных проектов. Как уже упоминалось выше – в отличие от Hard Skills, мягкие компетенции НАДпрофессиональны, принципы их формирования универсальны, а поэтому неважно, где человек получил их.
Создание своего проекта обнажит все сильные и проблемные Soft-Skills человека и одновременно поможет их развить. В данном случае речь идет не о простом участии, а именно об организации собственного проекта с нуля. Неважно, что это будет – турнир по стритболу для детей из соседнего двора, собственный стартап в бизнесе или благотворительный сбор в помощь беспризорным котятам. Развитию Soft Skills они будут способствовать в равной мере.
Как наличие Soft Skills влияет на карьеру в офисе и на фрилансе?
Даже суперпрофессионал в области Hard Skills без мягких умений останется рядовым исполнителем с непробиваемым «потолком» зарплаты и будет иметь высокий уровень риска оказаться в тупике проблем с трудоустройством в случае потери работы.
Развитие коммуникативных навыков, умений вести переговоры и договариваться, управлять командой может способствовать быстрому карьерному росту и успеху в целом.